исследовательская работа на Всероссийскую конференцию "Живавя культура: традиции и современность"
Вложение | Размер |
---|---|
geroyami_ne_rozhdayutsya.doc | 99 КБ |
Министерство образования Республики Мордовия
ГБОУ ДПО (ПК)С «Мордовский республиканский институт образования»
Поволжский центр культур финно-угорских народов
Республиканский межшкольный центр национальных культур
МОУ «Гимназия №19» г.о. Саранск
Всероссийская научно-практическая конференция учащихся
«Живая культура и современность»
Направление «Историко-культорологическое»
Исследовательская работа
Героями не рождаются…
Подготовила:
Шугаева Алена Александровна,
учащаяся 9 класса
МБОУ «Ромодановская СОШ №3»
431602 Ромодановский район,
п. Ромоданово, ул. Железнодорожная, д.7
Руководитель:
Павлинова Галина Александровна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Ромодановская СОШ №3»
2015
Содержание
Методика исследования …………………………………….…… 3
Юношеские мечты………………………………………………... 5
Сороковые, роковые… …………………………………….……...8
Введение
Великая Отечественная Война Советского Союза против фашистской Германии занимает исключительное по важности место в нашей тысячелетней истории. В ходе войны советский народ совершил подвиг, равный которому трудно найти в мировой истории. Наша победа в этой войне показала, какие богатырские силы хранятся в народных глубинах, с какой несокрушимой волей, с каким самопожертвованием он способен защищать свою Родину. Подвиг народа в Великой Отечественной войне будет служить мощной духовной опорой многим поколениям, вселять уверенность в своих силах на самых крутых и суровых поворотах в их исторической судьбе.
Миллионы советских людей защищали свободу Родины и будущее потомков. Уходили на войну солдаты и из нашего поселка. Около 7 тысяч уроженцев Ромоданова и района участвовали в Великой Отечественной войне. Среди них и выпускники железнодорожной средней школы. Многие из них пали смертью храбрых на полях сражений, другие дошли до Берлина, встретив там День Победы. Боронин Михаил Петрович – выпускник нашей школы, в годы Великой отечественной войны был удостоен самого высокого звания – Героя Советского Союза.
Обращение к судьбе М.П. Боронина не случайно. На протяжении многих лет в нашей школе работает Комната боевой и трудовой славы, в экспозициях которой отражены история и героические станицы жизни нашего микрорайона. В текущем учебном году принято решение о переоборудовании Комнаты боевой и трудовой славы и создании школьного исторического музея. Основная часть экспозиции будет посвящена истории Великой Отечественной войны, отразит работу школьного поискового отряда «Поиск» и конечно жизненный путь нашего земляка Михаила Боронина.
Цель исследовательской работы:
Работа проводилась на базе Комнаты боевой и трудовой славы. Материалы, имевшиеся в начале исследования, носили в основном описательный характер, так как были собраны в результате встреч с людьми непосредственно знавших Михаила Петровича, поэтому носят личностный характер и не дают полного четкого представления о биографии, особенно в годы войны.
В связи с этим возникла необходимость в получении документов из архивов. Поисковики школы обратились в Центральный военно-морской архив МО РФ. И сегодня мы располагаем достаточными документальными источниками для воссоздания полной биографии М.П. Боронина.
Методика исследования.
Для воссоздания наиболее точной биографии М.П. Боронина в работе использовались несколько методов, позволяющих на основе различных источников показать судьбу человека на фоне истории государства.
Историко-генетический метод один из наиболее распространенных в исторических исследованиях. Суть его состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. Этот метод позволяет в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта исследования. При этом историческое явление отражается в наиболее конкретной форме. Познание идет последовательно от единичного к особенному, а затем - к общему и всеобщему. По природе генетический метод является аналитически-индуктивным, а по форме выражения информации - описательным.
Описательный метод - научный метод; используется во всех общественно-исторических и естественных науках и стоит на первом месте по широте применения. Предполагает соблюдение ряда требований: четкое представление об избранном предмете изучения, последовательность описания, систематизации, группировки или классификации, характеристики материала (качественной, количественной) в соответствии с поставленной исследовательской задачей.
В ряду других методов описательный является исходным. В значительной мере он определяет успех работы с использованием других методов, которые обычно «просматривают» тот же материал в новых аспектах.
Метод анализа документов является преобладающим в работе. Анализ документов дает возможность увидеть многие важные стороны общественной жизни героя повествования. Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.
В данной работе использовались несколько типов документов. В первую очередь воспоминания людей лично знавших М.П. Боронина: воспоминания Анны Павловны Шекуровой – классного руководителя Михаила Боронина, воспоминания родителей героя – Надежды Егоровны и Петра Павловича Борониных, записанные в 50-е годы XX века пионерами школы, а также фотографии «Открытие мемориальной доски на доме, где жил П.М. Боронин – 1965 г.», «Открытие мемориальной доски на здании школы – 1975г.» хранящиеся в Комнате боевой и трудовой славы.
Фотоматериалы «Рыболовецкий траулер МБ – 0011 «Михаил Боронин», «Экипаж траулера на палубе корабля «Михаил Боронин», «Мемориальная доска в мартеновском цехе металлургического завода в г. Алапаевске, где П.М. Боронин работал с 1938 по 1941 гг.», газетная статья «Боевыми курсами атак» полковника запаса В. Бойко, рассказ о боевом пути 9 гвардейского авиаполка Североморцев, переданные пионерской дружине школы №10 А. Штаниным, племянником М.П. Боронина в 1988году.
Но выше перечисленные документы не дают полного представления о судьбе Героя, поэтому поисковиками школы был сделан запрос в Центральный военно-морской архив МО РФ в Гатчине. В результате запроса были получены следующие документы:
Также в работе были использованы интернет-материалы.
На основе анализа полученных документов мы постарались воссоздать наиболее полную биографию Михаила Боронина Героя Советского Союза – выпускника нашей школы.
Юношеские мечты.
Восьмерых детей вырастили Надежда Егоровна и Петр Павлович Боронины. Удивительно остра материнская память. Надежда Егоровна может целыми часами вспоминать детские годы своего первенца – Михаила, отыскивая все новые и новые подробности из его жизни.
Михаил Петрович Боронин родился 10 ноября 1914 г. в небольшой деревушке Торбеевка, рядом со станцией Красный Узел (в настоящее время - улица Набережная). Как и все сельские дети он жил заботами своих родителей, с ранних лет положение старшего сына обязывало быть помощником не только по хозяйству, но и воспитании младших сестер и братьев.
Самые разные были увлечения у Мишутки: то почти сутками не оторвется от захватившей его книги, то на самодельных коньках умчится километров за двадцать по неокрепшему льду, то мастерит аэроплан. Почти полвека прожили Боронины в небольшой деревушке Торбеевка, рядом со станцией Красный Узел. Отсюда семилетний Мишутка пошел учиться в Ромодановскую начальную школу. Проучился там два года, потом перешёл в железнодорожную, при станции. В первый же день прибежал домой возбужденный, обрадованный: «Меня сразу в четвертый класс посадили!» Именно таким помнит Михаила его мать Надежда Егоровна.
В классе, где учился Миша, было 30 человек и большинство из них – мальчики. Класс был дружный, сплоченный. В этом классе было много хороших ребят, способных инициативных, трудолюбивых.
Выделялся Миша Боронин своей скромностью, выдержкой и принципиальностью. Он учился отлично, добросовестно выполнял домашние задания. Не было такого случая, чтобы ученик Боронин пришел в школу, не подготовив уроки. Классным руководителем в этом классе была Анна Павловна Шекурова – преподаватель математики и географии. Миша очень интересовался этими предметами: с удовольствием вычерчивал географические карты СССР, увлекался решением задач, решал не только программные задачи, но и из других учебников. Миша был всегда подтянут, аккуратен, как это и подобает каждому советскому ученику. Он много читал художественной литературы, больше всего любил читать о путешественниках, об исторических событиях нашей Родины.
Всякое начатое дело доводил до конца. Миша был хорошим товарищем, всегда помогал слабым учащимся осваивать проходимый учебный материал. Ребята его очень любили и прозвали «солнышко» (он, как солнышко, обогревал товарищей своей заботой). Они его слушались и следовали его примеру. Их класс всегда был в числе первых по успеваемости и дисциплине. И на педсоветах можно было слышать только хорошее о Мише и его друзьях.
Отец Михаила, вернувшись с гражданской войны, занимался переустройством жизни в деревне. Михаил тоже жил заботами отца, старался помогать ему. Проучившись два года в Саранске, он семнадцатилетним юношей стал в тридцать первом году помощником районного землеустроителя.
Не было парня во всей округе с более разносторонними интересами, чем Михаил Боронин. Он любил волейбол и городки, книги и музыку. С нескрываемой завистью смотрели на Михаила его сверстники и его младшие братья и сестры. С завистью и удивлением: как это он везде успевает? «Зачем тебе такие толстые книги?» - спрашивал его братишка Андрей. «Эх, Андрюшка, несмышленыш ты этакий! – отвечал ему Михаил, - Прочтешь книг много-много - и все-все будешь знать: как раньше люди жили, как сейчас живут. Земля наша большая и люди на ней разные. И Михаил подолгу рассказывал о прочитанном Андрюшке и сестренке Тоне, которые слушали его с раскрытыми от удивления ртами.
Два года занимался землеустройством. На колхозных полях в ту пору появились первые тракторы. У Михаила зрели новые мечты: а что, если выучиться варить сталь, чтобы больше «стальных коней» в деревне было. Когда Михаил поделился этой мечтой с отцом, тот возражать не стал, только посоветовал учиться как следует. А мать сказала: «Тяжело тебе будет, сынок, сам видишь: уже шестеро вас стало».
В 1933 г. поступил в Свердловский металлургический институт, одновременно занимался в аэроклубе. Было детей шестеро, потом еще двое прибавилось. И Михаилу, который теперь учился в одном из металлургических институтов, и в самом деле приходилось туговато. Но он не унывал. С головой влезал в новые, дотоле незнакомые ему науки. Наступали каникулы – и Михаил занимался в аэроклубе, прыгал с парашютом, изучал самолет: далекое детское увлечение давало о себе знать. Летом отправлялся с туристами в далекие походы, а однажды с группой альпинистов совершил поход на Эльбрус.
В 1938 окончил Уральский политехнический институт им. С. М. Кирова. С дипломом инженера уехал Михаил в Алапаевск, на металлургический завод. Работал начальником смены и помощником начальника мартеновского цеха Алапаевского металлургического завода. В деревню Торбеевку отцу и матери шли от него письма, полные светлой радости и торжества, с описанием событий, которые особенно волновали Михаила. Петр Павлович и Надежда Егоровна знали о старшем сыне все: и то, что его портрет уже красуется на Заводской доске почета; и то, что Михаил уже летает; и то, что он готовится стать членом партии; и то, что он задумал обзавестись семьей. «Правильную дорогу сынок выбрал», - довольно крякал Петр Павлович, прочитывая очередную весточку, Надежда Егоровна тайком смахивала со щеки непрошенную слезинку.
Сороковые, роковые…
В начале июня 1941 года Михаил приехал в Торбеевку, в отпуск. Но отдыхать не пришлось. Уже через несколько дней Михаил был призван в армию, в одну из частей военно-морской авиации. Там, в Ленинграде, и застала его война… Часть, где начинал службу М.П. Боронин, была расформирована, и он снова попал в родные края. Здесь учился летному мастерству, стал хорошим специалистом. Потом воевал, как миллионы людей его поколения.
В ВМФ с 1941. Окончил курс специальной подготовки. Получил специальность лётчика-наблюдателя. На фронтах Великой Отечественной войны с сентября 1942. Он воевал в 24 торпедно-минометном авиационном полку военно-воздушных сил Северного флота.
Взгляните на карту нашей Родины и отыщите точку, где советская земля граничит с норвежской. Вот где-то там и базировался в годы войны девятый гвардейский минно-торпедный авиационный полк пятой минно-торпедной авиадивизии военно-воздушных сил Северного флота. Летчики жили в землянках, в блиндажах, часто выдолбленных в каменистых скалах.
Осенью тысяча девятьсот сорок третьего года здесь жил и нес свою трудную боевую службу штурман звена третьей авиаэскадрильи девятого полка гвардии лейтенант Михаил Боронин. Он прибыл сюда в июне и быстро освоился в семье летчиков, полюбился им за веселый нрав, за высокое летное мастерство.
Той осенью гитлеровцы, обескураженные крупными неудачами на Курской дуге и на других участках огромного фронта, бросали в пекло войны все новые подкрепления. По Северному морю из фашистской Германии шли в направлении Мурманска морские транспорты с военной техникой и живой силой врага, сопровождаемые сторожевыми кораблями. Советская штурмовая авиация наносила сокрушительные удары по врагу на морских коммуникациях, атаковала и топила фашистские транспортные суда.
В пятой минно-торпедной авиационной дивизии среди летчиков-гвардейцев особенно хорошо были известны имена гвардии старших лейтенантов Зайцева, Шебанова, Пирогова, гвардии капитана Макаревича, гвардии майора Литвинова. Это были командиры экипажей, храбрые, расчетливые, грамотные летчики.
В экипаж москвича Николая Ивановича Зайцева, который был одновременно заместителем командира третьей авиаэскадрильи, входили штурман Михаил Боронин из Мордовии и стрелок – радист Василий Приходько, из-под Полтавы.
Крепкая боевая дружба связывала их. Большелобый, чуть скуластый Зайцев, чернобровый, с грустинкой на лице Приходько, с едва уловимой усмешкой в уголках губ Боронин, они были похожи друг на друга одним – спокойным деловитым характером. В землянке, в свободные от полетов часы, рассказывали друг другу о себе, о родных местах, милее которых нет на свете, читали письма, что приходили от родных. Михаил получал писем больше всех – от родителей, которые из Ромоданова переехали на станцию Алтышево, недалеко от Алатыря, от жены Маргариты из Горького, от брата Андрея из Москвы.
Много раз вылетал экипаж Зайцева на боевые задания. Летчики изучали «на местности» изрезанные фиордами берега Норвегии, где могли укрываться вражеские суда, старались как можно точнее определить пути движения вражеских караванов. Любой боевой вылет – это большой риск и точный расчет, это умение пройти через линию фронта, укрыться от атакующих фашистских самолетов, прорваться сквозь огонь береговых вражеских батарей, это решимость атаковать противника, несмотря на ожесточенную стрельбу зениток, установленных на транспортных и сторожевых судах.
Нередко самолет-торпедоносец Зайцева, Боронина и Приходько возвращался на базу весь израненный осколками зенитных снарядов. Однажды, это было шестого сентября, в том же сорок третьем году, летчики едва дотянули до аэродрома. В этот день, атаковав своим экипажем в районе Хавнингберга немецкий транспортный корабль водоизмещением в восемь тысяч тонн, летчики видели, как в двух местах взвились над ним клубы дыма, а потом вымахнуло пламя. Пожар на корабле видели и летчики других экипажей, участвовавших в этой операции.
Их поздравляли, обнимали, им жали руки. Каждая такая встреча на аэродроме после успешного выполнения боевого задания была настоящим праздником. Еще бы: врагу нанесен урон, а сами живы и невредимы. С каждым боевым вылетом набирался опыта и мастерства штурман Михаил Боронин. Штурману в очень сложной обстановке надо было вести поиски, наблюдения за вражескими кораблями, делать соответствующие расчеты, точную наводку, чтобы грозную торпеду без промаха направить в цель. Всю свою волю, весь мозг, все нервы приходилось собирать в тугой узел, напрягать каждый мускул и крепко стискивать зубы, чтобы выдержать. И не только выдержать, а перехитрить и одолеть врага.
Зима на север приходит рано. Уже в октябре закружили метели, властно давали знать о себе ранние морозы. Летать стало еще труднее, но боевые полеты не прекращались. Экипаж Зайцева теперь чаще вылетал на задания, которые принято было называть «свободная охота». Однажды, двадцать пятого ноября, когда метеосводка не предвещала ничего хорошего, да и без сводки было ясно, что предстоит непогода, «Дуглас» с Зайцевым, Борониным и Приходько на борту вылетел на свободную охоту в район мыса Сверхольтклубб. Когда самолет вынырнул из-за низких облаков, командир услышал в шлемофоне голос штурмана, докладывавшего, что на море обнаружен транспорт врага.
Штурман работает, молниеносно делает расчеты, докладывает о готовности. И вот уже торпедоносец сквозь шквал зенитного огня мчится на сближение с врагом. Рокот моторов, визг снарядов – все сливается в адский, оглушающий рев. Томительно тянутся секунды, следует команда, и торпеда, отделившись от самолета, мчится по воде на цель. Летчики в этом сплошном грохоте не слышат взрыва, но штурман обязан видеть, правильно ли он сделал расчет, достигла ли торпеда цели. Да, достигла! Черный столб дыма взметнулся над кормой, как начал задираться вверх нос корабля, охваченного пожаром. И уже ничто врагу не поможет, дело сделано.
Снова крепкие дружеские объятия на базе, снова поздравления. Теперь всех членов экипажа поздравили не только друзья по эскадрилье, но и командир полка гвардии подполковник Сыромятников, и командир пятой минно-торпедной авиадивизии полковник Кидалинский. Зайцева, Боронина и Приходько наградили орденами. Политуправление Северного флота выпустило листовку, в которой говорилось: «Новая победа гвардейцев! ...Экипаж гвардии старшего лейтенанта Зайцева в составе гвардии лейтенанта Боронина, гвардии сержанта Приходько, следуя примеру экипажей гвардии майора Литвинова и старшего лейтенанта Пирогова, 25 ноября 1943 года потопил вражеский транспорт в семь тысяч тонн». (Приложение 1).
А потом еще одна листовка-плакат: «Гвардейцы продолжают боевой счет. 26 ноября экипаж гвардии старшего лейтенанта Зайцева одержал новую победу, потопив вражеский транспорт в две-три тысячи тонн. Отлично подготовил материальную часть гвардии старший техник-лейтенант Ильин. Гвардейцы! Еще сильнее наносите удары по врагу!».
На листовках-плакатах – совсем молодые, но мужественные лица Зайцева, Боронина, Приходько, их товарищей – членов другого экипажа – старшего лейтенанта Шебанова, младшего лейтенанта Марьяновского, старшины Красненко, которые в тот же день, 26 ноября, тоже потопили вражеский транспорт.
Спокойные по характеру, но смелые, решительные и расчетливые члены экипажа Зайцева не раз удивляли товарищей по эскадрилье своей дерзостью при выполнении боевых заданий. В середине декабря, выполняя боевое задание «свободная охота», штурман Михаил Боронин в исключительно сложных метеорологических условиях, при сильном буране, обнаружил конвой противника из трех транспортных судов. Они шли в охранении трех сторожевых кораблей, четырех тральщиков и трех катеров морской охраны. Наиболее крупным, водоизмещением на семь-восемь тысяч тонн, был средний транспорт. Его-то и решил атаковать командир. Атака была настолько дерзкой и неожиданной, торпедный удар – настолько быстрым, что противник даже не смог вовремя заметить атакующий торпедоносец и открыл огонь по нему только тогда, когда самолет отошел от горящего судна. Летные победы экипажа отмечены в боевой характеристике на гвардии лейтенанта Боронина М.П. (Приложение 2)
Геройски, не щадя жизни своей, дрались летчики-гвардейцы. Многие, нанося непоправимый урон врагу, гибли в жестокой схватке с ним. К марту сорок четвертого года из полковых «старичков» остались всего два экипажа: Николая Зайцева и Владимира Пирогова. Летчикам и штурманам этих экипажей за образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Президиум Верховного Совета СССР 22 февраля 1944 года присвоил звание Героев Советского Союза. В числе Героев был и уроженец Мордовии, воспитанник Мордовской комсомольской организации Михаил Петрович Боронин, уже награжденный к тому времени двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны II степени. (Приложение 3)
Героям в торжественной обстановке, в перерыве между боями, вручили ордена Ленина и Золотые звезды. А потом дали месячный отпуск. Михаил побывал в Москве, у Андрея, который в то время служил в армии в звании капитана, затем приехал к жене и дочери, погостил у родителей. Петр Павлович и Надежда Егоровна с младшими детьми к тому времени переехали в Чувашию, в город Алатырь. «Гляди-ка, герой! – радовалась мать. – Честь-то какая! Высоко взлетел, сынок… Не сорвись…»
Будучи в отпуске, он снова рвался на фронт, так и не использовал положенных ему тридцати дней. Вернувшись в часть, он со своими товарищами, которые тоже возвратились досрочно, продолжал топить транспортные суда врага.
Во время одного боевого вылета, когда удалось потопить еще один немецкий транспорт, и когда огонь зенитных батарей противника был особенно плотным, самолет Николая Зайцева загорелся. Это случилось 11 мая 1944 года в районе мыса Хибергнесет (Северная Норвегия). Летчики-гврадейцы, спаянные великой дружбой, видели, как гибнут их боевые друзья, и ничем не могли им помочь. Они видели, как потерявший управление горящий самолет рухнул вниз и скрылся в морской пучине неподалеку от норвежского берега. Так погиб Михаил Боронин, выполняя священный воинский долг.
Говорят, что человек жив до тех пор пока память о нем жива народной памяти. Память об отважном штурмане жива и сегодня в наших сердцах. Памятник Герою установлен в городе Алатырь Республики Чувашии. Бюст М.П.Боронина, в числе 53-х лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен в Аллее героев-авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 года на улице Преображенского в посёлке Сафоново ЗАТО город Североморск Мурманской области. (Приложение 4)
Его именем названа улица в нашем посёлке Ромоданово. На здании мартеновского цеха в городе Алапаевске Свердловской области, на доме на родине Героя и на школе, где он учился установлены мемориальные доски. (Приложение 5)
Фамилия М.П. Боронина выбита на каменных плитах мемориала в числе 898 фамилий тех, чьих могил нет на земле, - в память лётчиков, штурманов, стрелков-радистов ВВС Краснознамённого Северного флота погибших в море в 1941 - 1945 годах, открытого 17 августа 1986 года на берегу Кольского залива в посёлке Сафоново. (Приложение 6)
А на морских просторах можно встретить большой морской траулер на борту которого надпись «Михаил Боронин». (Приложение 7)
65 лет наша страна не видела ужасов войны, не вздрагивала от взрывов снарядов. День Победы это радостный и горький праздник. Да он и не может быть иным! Потому что не бывает безоблачной радости, радости без слёз и печали. В эти дни, когда оживает природа, мы чувствуем, как прекрасна жизнь! Как дорога она нам! И понимаем, что мы живём благодаря всем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, невозможно было выжить. Они пали за мир, за нас, за жизнь!
Помните!
Через века, через года, -
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, -
Помните!
Заключение
Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину,
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу больную войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страдания пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес.
Конечно, мы смотрим иными глазами
Такими же, полными слез.
Великая Отечественная война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Долгие четыре года советский народ вел упорную борьбу против поработителей. Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Миллионы людей погибли в этой войне. Ужасно подумать, что в этой трагедии принимали участие наши сверстники – дети тринадцати-четырнадцати лет. Они отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей.
Даже городам, которые выстояли весь напор гитлеровской армии, присвоили звание героев. Сегодня трудно представить, сколько вытерпел советский народ за эти четыре года. Вспомните героический подвиг Ленинграда – девятьсот дней держались люди в окруженном городе и не отдали его! Люди выдерживали мороз, холод, голод, вражеские бомбардировки, не спали, ночевали на улице.
Вспомните Сталинград...! Вспомните другие города! Перед этими подвигами мы должны, обязаны склонить голову.
Скоро мы будем отмечать шестидесяти пятилетие победы, но задумайтесь – какой ценой досталось нам эта победа! Советский Союз отдавал все для дела Победы. Люди считали святым – во имя Победы отдать жизнь. Матерям и женам некогда было оплакивать своих родных, воевавших в окопах, они сами брали в руки оружие и шли на врага.
Есть замечательное высказывание «Героями не рождаются, героями становятся», и я считаю, что все те, кто сумел пройти через эту войну, достойны называться героями. Ведь за словами «народ-победитель» стоят простые солдаты, которые шли в бой, отдавая жизни за мирное небо своего Отечества. Они заплатили высокую цену, но выстояли, выиграли эту битву.
Среди людей, подаривших нам мирное небо, наш земляк Михаил Петрович Боронин, прошедший нелегкий жизненный путь от веселого вихрастого паренька до Героя Советского Союза. Его судьба похожа на судьбы большинства современников: босоногое детство, школьные годы, выбор профессии и мечты… Но увы, их мечтам не удалось сбыться. Грохот военной канонады позвал их к другой мечте, которой долгие четыре года жил весь советский народ, как один человек.
Победа! Во имя этой светлой мечты Михаил Боронин пожертвовал свой жизнью. Нам не понять, о чем думали члены экипажа, когда вели горящий самолет на вражеский транспорт, они просто выполняли свой воинский долг, отдавая жизнь во имя жизни. Перед нами стоит задача сохранить и передать потомкам память о великих событиях и героях, отдавших свои жизни во имя мира, во имя жизни.
Хочется надеяться, что эта работа станет еще одним шагом в сохранении истории нашего поселка, истории Великой Отечественной войны, истории народного подвига.
Библиография
Воспоминания А.П. Шекуровой./материалы Комнаты боевой и рудовой славы МОУ «РСОШ №3».
Воспоминания Н.Е. Борониной./ материалы Комнаты боевой и рудовой славы МОУ «РСОШ №3».
Ромоданово: история и судьбы: история и современность Ромодановского р-на в очерках, воспоминаниях и фотографиях / [сост. Т.И. Судьина; редкол.: С.В. Чалов и др.; фот. Ш. С. Смакаева]. – Саранск, 2005. – 320 с.: фот.
Сороковые, роковые [Текст]// Советская Мордовия, - 1963. – 28 июня.
Биографическая справка на Героя Советского Союза гвардии лейтенанта Боронина Михаила Петровича. ЦВМА. ЦВМА. – Ф.5977, – Оп. 1, - Д.96, - л.л. 8 – 9.
Боевая характеристика за период с 30 июня 1943 г. по 1 декабря 1943 г. ЦВМА. – Ф.5977, – Оп. 1, - Д.96, - л.л. 8 – 9.
Наградной лист на штурмана звена 3 АЭ 9 Гвардейского МТАП 5 МТАД ВВС СФ гвардии лейтенанта Михаила Петровича Боронина. ЦВМА. – Ф.3, – Оп.2421, - Д.1, - л.л. 89 – 91.
Боронин Михаил Петрович.[Электронный ресурс]/ Режим доступа http://otvaga2004.narod.ru/otvaga2004/heroes/hero_016.htm. Дата обращения 07.01.2013.
Герои Советского Союза. [Электронный ресурс]/ Режим доступа http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./5008/5712/31610 Дата обращения 07.01.2013.
Снегири и коты
Подарок
Домик зимней ночью
Медведь и солнце
Колумбово яйцо