Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. - Под влиянием систематической трудовой деятельности в организме могут развиваться два противоположных состояния. В одном случае каждая последующая деятельность повышает работоспособность и при этом происходит тренировка организма.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_andreeva_10_klass.doc | 50.5 КБ |
Реферат.
Тема: Значение режима дня, для подростков.
Работу выполнила:
ученица 10 класса ГБОУ СОШ 17 Андреева Диана
Руководитель:
учитель физической культуры
Балабанов С.Н, Балабанова Е.В.
Содержание.
1. Зачем нужен режим дня?
2. Отличия режима дня детей и подростков
3. Обязательные пункты в режиме дня подростка
4. Распорядок дня подростка
5. Утренняя гимнастика
6. Школьное время
7. Дополнительные занятия
8. Кружки и занятия спортом
9. Личное время
Актуальность данной темы
Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. - Под влиянием систематической трудовой деятельности в организме могут развиваться два противоположных состояния. В одном случае каждая последующая деятельность повышает работоспособность и при этом происходит тренировка организма. В другом случае процесс восстановления работоспособности замедляется и ослабевает, что приводит к состоянию хронического утомления. Положительный эффект наступает тогда, когда каждая последующая интенсивная деятельность приходится на орган, находящийся в нормально восстановленном упроченном состоянии, отрицательный — в том случае, когда восстановленное состояние еще не успело упрочиться (Г. Ф. Фольборт). Согласно теории Г. Ф. Фольборта о единстве процессов истощения и восстановления, тренирующее влияние и повышение работоспособности в результате деятельности организма связаны с восстанавливающей ролью процесса утомления. Так, по Г. Ф. Фольборту, разрыв между процессами утомления и восстановления, что имеет место при истощающей работе, 6 является одной из причин патологии. Режим дня обучающихся без отрыва от производства можно представить как цикл работа—отдых—работа— отдых. Содержанием первого периода этого цикла у 15—17-летних подростков является, как правило, производственный труд. Второй период — промежуточный отдых до начала занятий в школе. Третий период — это учебные занятия в школе. И, наконец, четвертый период ежедневного цикла представляет собой заключительный отдых, т. е. нерабочее время до начала следующего цикла. В дни, свободные от занятий в школе, подростки занимаются приготовлением домашних заданий. Таким образом, можно допустить аналогию в схеме режима всех дней рабочей недели. - Значительное утомление подростков даже в первой половине учебно-трудового дня говорит о недостаточности и неполноценности отдыха не только «промежуточного», но и «заключительного». Исследования Н. М. Королевой показали, что учебно-трудовая нагрузка продолжительностью 12—13 часов вызывает такие изменения в функциональном состоянии организма подростков, для восстановления которых после каждого учебно-трудового дня требуется 2 дня отдыха подряд. Однако учащиеся вечерних сменных школ не имеют такой возможности. - Рациональное распределение сил при больших нагрузках как по интенсивности, так тем более и по продолжительности, обеспечивающее плодотворную деятельность человека без ущерба для его здоровья, составляет одну из основных задач общей проблемы правильной организации режима труда и отдыха. Обучение без отрыва от производства является примером такой жизненной ситуации, которая выдвигает перед физиологами и гигиенистами подобную задачу.
Зачем нужен режим дня?
Режим дня, безусловно, полезен – он приучает к дисциплине, помогает контролировать количество учебных нагрузок и отдыха, продолжительность сна, регулярность питания. Но в упорядоченной жизни обязательно должно оставаться место для свободы и импровизации.
Особенно это касается подростков, в организме которых происходят стремительные процессы роста и развития. Меняются физические, психические, социальные потребности. Меняются учебные нагрузки, интересы, цели, желания. Ежедневный режим тоже должен меняться – в соответствии с возрастными изменениями в жизни ребенка.
Отличия режима дня детей и подростков
Режим дня детей и подростков имеет много общих черт, поскольку основывается на расписании школьных и внешкольных занятий. Ранний подъем, гигиенические процедуры, завтрак, уроки, обед, отдых, выполнение домашнего задания, прогулка, ужин, сон – основа ежедневного режима детей и подростков. Отличие лишь в количественных показателях.
Например, дети в возрасте 8-12 лет нуждаются в 10-часовом сне, для подростков 12-16 лет достаточно уже 8-9 часов сна. Хроническое недосыпание из-за позднего засыпания и раннего пробуждения грозит переутомлением, снижением работоспособности, ухудшением памяти и внимания.
Длительность умственных нагрузок для детей и подростков также отличается. В школьном расписании учеников младших классов - не больше 4 уроков в день, на выполнение домашних заданий отводится 1-1,5 часа. У старшеклассников – 5-6 уроков ежедневно, а для выполнения домашних заданий требуется не менее 2-2,5 часов.
Потребность в физических нагрузках также возрастает по мере взросления. Если для детей достаточно подвижных игр, то подростки, как правило, предпочитают активные виды спорта или танцы.
Отличается и режим питания. Детей кормят не реже 4-5 раз в день, подростки постепенно переходят на 3-разовое питание.
В режиме дня подростков и детей обязательно должно быть время для отдыха – просмотра «мультиков» или фильмов, прогулок на свежем воздухе, общения с членами семьи и друзьями, чтения, творчества.
Обязательные пункты в режиме дня подростка
Распорядок дня подростка
Приблизительный распорядок дня подростка 12-16 лет может выглядеть следующим образом:
Не существует универсального расписания, которое подходило бы всем. Режим дня подростков формируется индивидуально в зависимости от возраста, физического развития, умственных способностей, состояния здоровья, круга интересов, семейных традиций и привычек.
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, но для того, чтобы она могла принести пользу, необходимо регулярно её выполнять. Если ребёнок будет делать её от случая к случая, то толку от этого особого не будет. Очень хорошо выполнять зарядку под приятную весёлую музыку, что добавит чёткости в их выполнении и заряда положительных эмоций.
Школьное время
Время, отведённое на посещение уроков в школе тоже возможно строго контролировать, потому что расписание даётся на целый семестр и особо не меняется.
Дополнительные занятия
В случае необходимости или желания, необходимо обязательно выделить время на посещение дополнительных занятий. Это могут быть занятия иностранными языками или по предметам, которые вызывают какие-то трудности при их изучении.
Кружки и занятия спортом
В распорядке дня каждого подростка обязательно должно быть выделено время на занятия спортом и посещение различных кружков. Эти занятия способствуют физическому развитию и расширению кругозора подростка.
Личное время
Личное время также должно присутствовать в распорядке дня подростков. Это могут быть прогулки на свежем воздухе, общение с друзьями, посещение кафе, кинотеатра, чтение книги или прослушивание любимой музыки.
Вывод
Правильный режим дня – это залог продуктивной работы, хорошего настроения и вашего крепкого здоровья. Необходимо прислушивайтесь к своему организму, составляя свой режим дня стоит придерживаться основных принципов и правил приведенных в этом реферате.
Источники
http://pedrazvitie.ru/raboty_srednee_prof_new/index?n=40714
https://infourok.ru/individualniy-proekt-rezhim-dnya-1496712.html
http://pedrazvitie.ru/raboty_srednee_prof_new/index?n=40714
https://pandia.ru/text/79/048/12251.php
Два морехода
Большое - маленькое
Карандаши в пакете
Привередница
Девчата