Презентация проекта по литературе. Проект-исследовательская работа. Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина ("Осень") и Ф.И.Тютчева("Осенний вечер").
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по литературе ученицы 9 класса Захарочкиной Светланы | 614.32 КБ |
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Касплянская средняя школа Смоленского района Смоленской области Стихотворения «Осень» А.С.Пушкина и «Осенний вечер» Ф.И.Тютчева. Особенности содержания и стиля поэтических текстов Выполнила ученица 9 класса Захарочкина Светлана Руководитель проекта- учитель литературы Андреева В.В . 2018Слайд 2
Цели Произвести сравнительный анализ сюжетного плана стихотворений «Осень» А.С. Пушкина и «Осенний вечер» Ф.И.Тютчева. Исследовать вопрос эмоционального восприятия данного времени года поэтами. Выявить особенности лексико-стилистического содержания стихотворений.
Слайд 3
Актуальность 1. Оба произведения написаны приблизительно в одно время - 1830 год . 2. Для А.С. Пушкина это время зрелого творчества , Ф. И. Тютчев – ещё начинающий поэт . 3. Стиль языка двух произведений могут иметь как сходства, так и различия.
Слайд 4
План работы над проектом Прочтение стихотворения «Осень» А.С.Пушкина и стихотворения «Осенний вечер» Ф.И.Тютчева. Первичный сравнительный анализ произведений. Изучение критической литературы, интернет –источников по теме проекта. Анализ содержательного, эмоционального и стилистического плана двух стихотворений. Подведение итогов работы. Оформление литературных источников .
Слайд 5
Анализ содержательного и эмоционального плана двух стихотворений. Б.В. Томашевский отмечает в своём труде «Пушкин. Работы разных лет»: «В этом же1830 году Пушкин начал стихотворение, вполне законченное им только в 1833г., - «Осень». Оно занимает одно из центральных мест в последнем периоде пушкинского творчества»
Слайд 6
Все типы поэтической речи в «Осени» 1. Элементы повествования (строфы I , IX ): Ведут ко мне коня; в раздолии открытом, Махая гривою, он всадника несет , 2. Элементы описания (строфа VII ): Унылая пора! очей очарованье !... 3. Рассуждение (сравнительная характеристика всех времён года): Теперь моя пора: я не люблю весны; Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен
Слайд 7
Особенность в изображении природы У А.С.Пушк ина К артина осени не конкретный пейзаж определённого дня, а совокупность тех особенностей октябрьской природы И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы
Слайд 8
Особенность в изображении природы У Ф.И. Тютчева Подобно А.С. Пушкину, рисует обобщённый образ осени, не конкретный пейзаж, собирательный образ из лучших , любимых « штрихов» осеннего вечера « пестрота дерев », « шелест листьев », убранные поля («грустно-сиротеющей землёю»), «порывистый ветр» и все признаки увядания природы.
Слайд 9
Эмоциональный план содержания двух поэтических текстов «Унылая пора» излучает только мажорные, радостные ноты Открытое признание в любви к этому времени года: Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье Отношение автора более сдержанно Чувство умиления Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть!..
Слайд 10
«Осень» А.Пушкина и «Осенний вечер» Ф.Тютчева. Стиль языка. А.С. Пушкин в своём творчестве провёл « негласную»реформу русского литературного языка, своевольно ушёл от теории трёх «штилей»Ломоносова. Начав задолго до написания стихотворения, он допустил смешение книжного («высокого») стиля и живой устной речи, он тем самым совершил демократизацию русского языка.
Слайд 11
Сочетание разговорной и высокой лексики пример обозначения И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русской холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь: Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят — я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн — таков мой организм… _____ высокий стиль ______ разговорный
Слайд 12
Стиль «Осени» А.Пушкина «…простой , естественный синтаксис живой русской разговорной речи приобретает особенную рельефность , национальную характерность». /В.В.Виноградов/ Теперь моя пора: я не люблю весны ; Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен ; Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены Суровою зимой я более доволен,…
Слайд 13
Стилистика строфы VII Унылая пора! очей очарованье ! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье , В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье , И мглой волнистою покрыты небеса , И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
Слайд 14
Стиль языка «Осеннего вечера » И.С.Тургенев отмечал, что « ..язык г. Тютчева часто поражает читателя счастливой смелостью и почти пушкинской красотой своих оборотов …» Высокий стиль « лазурь», «дерев», «предчувствие», «ветр», «томный», «ущерб»). Книжная окрашенность: « грустно-сиротеющей » « стыдливостью »,«изнемо-женье », «существо»
Слайд 15
О бразные средства. Эпитеты «Осень» «Осенний вечер» «Унылая пора» «прощальная краса» «мглой волнистою» «редкий луч» «седой зимы» «Умильная, таинственная прелесть» «зловещий блеск» «томный, легкий шелест» «туманная и тихая лазурь» «грустно-сиротеющей землею»
Слайд 16
Образные средства. Метафоры «Осень» «Осенний вечер» «Очей очарованье» «пышное природы увяданье» «в багрец и в золото одетые леса» «в их (лесов) сенях» «свежее дыханье» (о природе) «зимы угрозы» «Пестрота дерев» «улыбка увяданья» «божественной стыдливостью страданья»
Слайд 17
Стилистика синтаксиса текст Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса , И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы . Предложение – обращение (2) Двусоставные предложения (3) Назывные предложения (3)
Слайд 18
Текст стихотворения Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть : Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье - и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья . Представленное предложение - сложное, состоящее из 2-х частей: 1)из простого, осложнённого однородными подлежащими и обобщающим словом и 2 ) из сложноподчиненного предложения с придаточным определительным .
Слайд 19
Результаты проекта
Слайд 20
Произведения имеют сходство в содержательном плане (оба поэта рисуют особенную, дорогую им картину осенней природы), при этом личного знакомства при жизни поэтов не было и стихотворения были написаны в Болдино (Пушкиным) и Мюнхене (Тютчевым). В произведениях наблюдается сходство поэтического и эстетического вкуса поэтов. Стилистическая разноплановость лексики в строфе VII стихотворения «Осень» А.С.Пушкина есть отражение стиля позднего творчества поэта, при этом смешение элементов высокого стиля и живой разговорной речи придает произведению поэта лёгкость восприятия, лирический восторг. Стиль языка Ф.И.Тютчева – более возвышен, торжествен, что отражено его архаичной, высокой лексикой, отсутствием смелых, «живых» элементов речи. Стилистика синтаксиса представленных произведений имеет неоспоримое сходство – оба поэтических текста есть единое синтаксическое целое .
Слайд 21
Литература 1. В.В.Виноградов «Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX века» [ Текст ] / В.В.Виноградов -Москва, «Высшая школа»,1982.-525с. 2. Б.В.Томашевский «Пушкин. Работы разных лет» [ Текст ] / Москва, «Книга», 1990.-670с. 3. Тургенев И.С. «Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева» [ Электронный ресурс ] : Режим доступа: http://www.tutchev.com/kritika/turgenev.shtml 4. . Волконский С.М. - Из воспоминаний http://www.tutchev.com/remember/volkonskiy.shtml 5.Зорин,Александр. Изысканность и затенённость. О поэзии Тютчева http://lit.1september.ru/article.php?ID=200300702
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Ёжикина Радость
Три орешка для Золушки
Зимний лес в вашем доме
Новый снимок Юпитера