Исследовательская работа по теме помогает понять как реклама, речь окружающих подростка взрослых влияет на его языковую культуру, формирует его речь.
«Влияние внешних факторов на языковую культуру подростка»
Исследовательская работа
Петровой Алисы
ученицы 4 Б класса ГБОУ средней школы № 368
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Конкурс «Купчинские чтения»
2016 год
Руководитель проекта: Макеева Т.Ю.
учитель начальных классов
ГБОУ средней школы № 368
Фрунзенского района Санкт-Петербурга,
Почетный работник общего образования
Введение
В марте 2016 года Президент РФ В.В. Путин обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой возглавить Общество русской словесности. Цель общества: обратить внимание на проблемы современного русского языка. Настало время встать на защиту и охрану русского языка. Патриарх Кирилл произнес следующие слова: «Пришло время собирать камни». Мы живем в прекрасном городе Санкт-Петербурге, который называют культурной столицей. Это город А.С. Пушкина, Л.Н. Гумилева, С.Д. Лихачева, Д.А. Гранина. Значит, и жители этого прекрасного города должны соответствовать его статусу.
Но, к сожалению, можно увидеть на улицах рекламу или объявления, написанные (нарочито или безграмотно) с ошибками. Засорение разговорной речи молодежи возрастает с каждым днем. Речь - это форма отражения действительности. Она следует за изменениями, которые происходят в нашей жизни и связаны со сменой культурных ценностей, установок. Общение – главное для молодежи. Но от того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности.
Актуальность данной темы – человек, не владеющий правильной, грамотной речью не будет по-настоящему интеллигентным, т.е. духовно-развитой личностью. Каким будет будущий петербуржец?
Д.С. Лихачев отметил в своей книге «Письма о добром»: «Если человек, поняв другого человека, оценит его, если он проявит уважение к культуре прошлого, к богатству и точности своего языка, - вот это и будет интеллигентный человек».
Цель нашего исследования: понять, как влияет на развитие языковой культуры подростка изменения в современном русском языке, как сохранить наш родной язык?
Чтобы победить то, что портит русский язык, мы и осуществили своё исследование.
Объектом данного исследования стали тексты объявлений, рекламы, слоганы, публичная речь, высказывания в социальных сетях, комментарии в Интернете, общение одноклассников.
Задачи исследования:
1. Основная часть
1.Русский язык - явление развивающееся.
«Необыкновенный наш язык есть ещё тайна…он беспределен, и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно». Н.В Гоголь.
Я решила узнать, что может изменить язык?
1.1.История вопроса:
Изучив литературу, я узнала, что в русское пространство уже было вторжение иностранных слов. Россия пережила три этапа изменения языка.
1. Первая – при Петре I (1654 – 1712гг.). Он «прорубил окно в Европу». В русский язык пришло 3 тысячи новых голландских морских терминов. «Рея», «стеньга» - стали для нас привычными и понятными. Он ввел понятия «ассамблея», «галерея», «кунсткамера».
2. Вторая эпоха выпала на революционное время 1917 года. Появились слова: пионер, контроль, джинсы, интеллигент, свитер, эрзац-кофе и др.
3. Самая мрачная – третья эпоха – случилась в 1992 году. Наши родители стали свидетелями обнищания русского языка. Американизмы, захлестнули русскую речь! В начале 90-х годов слова «лизинги», «фьючерсы», «маркетинги» и «демпинги» уверенно заполнили активную публичную речь. Начало 21-го века: все эти слова либо мирно вошли в экономический словарь, или тихо забыты, либо стали родными и понятными каждой старушке (баксы). Но до сих пор по ТВ идет реклама «Не тормози - сникерсни!» А что это значит?
Мы все больше привыкаем к вхождению в наш повседневный язык большого количества новых слов иноязычного происхождения. Но надо правильно их использовать, знать их значение.
Мы узнали мнение старшеклассников по этому вопросу (Приложение № 1)
Все знают, глупость бесконечна.
Как мед незаменим для мух,
Так, иностранное словечко
Порой весьма ласкает слух.
Слова "не наши" интересней.
Без них родной язык убог.
Не так вкусна сосиска в тесте,
Как обожаемый хот-дог!
1.2. Анализ лингвистических ошибок в рекламах, объявлениях:
Ещё одно вторжение: нас окружает достаточно много ошибок с использованием иноязычных слов в рекламных плакатах, названиях магазинов, объявлениях. (только в нашем микрорайоне - Бухарестская – Будапештская улицы- мы насчитали 5 таких реклам: «булошная», «тренера», «машин А мест»). Соединив русские слова и вставив слово на иностранном языке, получаем смесь, которую читающий сразу понять не может. Этого типа ошибки служат культурно-речевым тестом для тех, кто написал рекламу, определяет степень владения ими культурой русской речи.
Мы рассмотрели такой случай. Удивительно, но это реклама магазина «Буквоед»! Мы попросили респондентов прокомментировать рекламу «Кроко (?) фест». (Мы не поняли, дефис или какой-либо другой знак должен здесь стоять). (Приложение № 2)
*Информация к размышлению:
«Maped»- французская фирма по производству канцелярских товаров. Но кто это знал? Большинство респондентов решили, что это фирма, выпускающая мопед. На грамматику никто не обратил внимания! Меня заинтересовал ещё вопрос: интересно, почему магазин «Букво –ед»?
1.3. Анализ устной речи подростков.
Третье вторжение в наш язык: сленг и жаргонизмы. Это заниженный стиль речи, он понижает нормы языка и нормы речевого этикета, становится привычным не только в повседневном общении, но звучит в телевидении и радио. Молодежь является основным носителем жаргона и делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения.
*Информация к размышлению:
Недавно активные пользователи сети узнали, что «ЛАЙКИ» - это порода собак!
Группа «Авария»:
Припев:
Жми на follow, лайкни меня!
Лайкни меня, лайкни-лайкни меня.
Жми и добавляйся в друзья!
Мы даже не знакомы, просто жми на follow-follow.
После анкетирования мне показалось, что в определенный период молодежи приходится переболеть этой болезнью, чтобы, переболев, осознать достоинство и силу русского языка.
1.4. Отношение общества .
Мы просмотрели самые популярные газеты «Аргументы и факты», «Комсомольскую правду». Интересные факты мы узнали из прессы:
94 % семей признало, что их семьи стремятся к почетному званию «Читающая семья», 55 % - ежедневно знакомят с литературой своих детей, 86% петербуржцев признались, что читают лишь по-настоящему интересную литературу, 55% готовы читать книги и на бумаге, и с планшета или смартфона.
Самое интересное – петербуржцы хотят обмениваться книгами! Есть проекты: «Буккроссинг» (передал из рук в руки), акция «Книжные аллеи» (будут и в спальных районах).
*Интересный факт: с марта месяца А.Невзоров читает в петербургском музее «Эрарта» курс лекций «Искусство оскорбления»
1.5. Заключение:
Вышеизложенный материал позволяет сделать следующие выводы: речевая безграмотность возрастает. Легко запоминающиеся рекламные слоганы с речевыми и грамматическими ошибками приводят к негативным последствиям – подростки и молодежь считают возможным допускать ошибки в речи, не считая это большим грехом. Кроме того, неправильное словоупотребление и написание закрепляется в памяти и ведет к еще большему понижению культуры речи населения.
Проведенное исследование показало, что есть положительные тенденции: молодые люди осуждают нецензурные высказывания, стараются писать личные послания без ошибок. Но небольшая часть опрошенных не обращает внимания на засорение нашей речи. Поэтому одной из важнейших задач все-таки остается пропаганда культуры речи и бережного отношения к родному языку.
Хотелось бы верить, что публичные люди задумаются над тем, что пропагандировать на экране, в СМИ. Нельзя забывать, что мы живем в городе Санкт-Петербурге со славной культурной традицией: быть достойными жителями своего города.
Литература
1.Абрамов Н. Искусство разговаривать// Русская речь№4.
2.Васильева А. Н. Основы культуры речи. - М., 1990.
3.Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 1996.
3.Голуб И. Б. Русский язык и культура. – М., 2001.
4. Гольдин В. Е., Сиротинина О. Б.Речевая культура // Русский язык. Энциклопедия. - М., 1998.
4.Оганесян С. С. Культура речевого общения // Русский язык в школе№5.
5.Скворцов Л. И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. №
6. Русский язык конца XX столетия (1985 – 1995). - М., 1996.
7. Формановская Н. И. Культура общения и речевой этикет //Русский язык в школе. №5.
Шапошников В. Н. «Русский язык
Приложение:
Самый богатый воробей на свете
Кто должен измениться?
Прекрасная химия
Как нарисовать китайскую розу
Зимняя сказка