Работа создавалась для участия в краеведческой конференции. В ходе выполнения работы, учащиеся 6 класса изучали экологическую обстановку в своем селе. Учащиесяя заинтересовались проблемой накопления мусора, сколько производится мусора жителями села, как перерабатываются отходы. Учащиеся нашли один из способов применения мусора.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 38.18 КБ |
Районная научно-практическая конференция
для учащихся 5-6 классов
Секция: «Экология»
«Перспективы использования бытовых отходов»
Работу выполнили:
учащиеся 6 б класса
МБОУ Тамбовская СОШ
Тимашева С.Ю.
Ткаченко А.П.
Научный руководитель:
Тимашева С.В.
с. Тамбовка 2016 год
Оглавление:
2.1. Мусор вокруг нас……………………………………….....4
2.2. Утилизация мусора………………………………………..5
2.3. Опасны ли свалки?...............................................................7
2.4. Социологическое исследование………………………….8
2.5. Мусор может быть полезным!............................................8
3. Заключение ………………………………………………….9
Список литературы……………………………………………10
Приложение
Нам посчастливилось жить в прекрасном селе Тамбовка, расположенном на берегу реки Гильчин. Наверно каждому жителю нашего села приятно пройтись по чистым улицам, полюбоваться дивными пейзажами соснового бора и березовой рощи, пройтись по аллеям парка Победы. Но так ли это на самом деле? Зимний снежный покров недолго скрывает результат жизнедеятельности жителей нашего села. С весенним таянием снега оголяются тротуары и на их поверхности появляются как «подснежники»- окурки, пачки от сигарет, пробки от бутылок, многочисленные пакетики и фантики от конфет, пластиковые стаканчики и даже бутылки. В глазах пестрит от мусора. И казалось бы, ведь совсем недавно, осенью, жители нашего села выходили на субботник и убирали территории вокруг своих учреждений. Начать работать над этой темой послужила статья в районной газете «Амурский маяк», вот несколько строк: «…лесопосадки стали излюбленным местом отдыха тамбовчан и заезжих рыбаков. Конечно, приятно посидеть в тени под хвойными лапами, у костерка с шашлычком! А воздух какой! Свежий, ароматный, полезный! Все бы хорошо, да вот только кучи мусора омрачают долгожданный отдых, портят впечатление, не дают в полной мере насладиться природой. Не любят наши отдыхающие убирать за собой свой же «наеденный» мусор. Приехали, отдохнули и, довольные, разъехались...». [2] ( слайд 2,3)
Такую же ситуацию мы наблюдали, когда приезжали летом на наше лесное озеро, где взрослые оставляют после себя горы мусора. Возникает невольно вопрос: почему мы всё выбрасываем, почему не перерабатываем? Неужели ничего нельзя с этим поделать? Мы стали искать и изучать специальную литературу на данную тему и обнаружили интересную брошюру Г.П. Сапожниковой, кандидата биологических наук, «Конец «мусорной цивилизации: пути решения проблемы отходов», в которой автор рассматривает проблему сбора, хранения и переработки мусора, описывает весь спектр проблем, анализирует российский и зарубежный опыт захоронения, сжигания и переработки ТБО (твердых бытовых отходов), их плюсы и минусы. Приводится описание способов раздельного сбора мусора, даются рекомендации организаторам раздельного сбора бытовых отходов, описывается роль общественности, образовательных учреждений, бизнеса в организации процесса. Затем обратились к материалам Интернета и нашли интересную статью «Экологическая катастрофа, которую мы создаем», размещенную в женской социальной сети «My Julia». В ней приводились примеры периода разложения некоторых отходов в естественных условиях среды. Данная информация нас очень заинтересовала, и мы использовали данный материал в нашей работе. Также, мы были приятно удивлены, когда узнали о целом направлении в искусстве - создание картин из мусора! Эта работа оказалась для нас ещё и полезной. Итак, целью нашей работы стала: исследование проблемы использования бытовых отходов. Мы поставили следующие задачи:
( слайд 4, 5)
Ни для кого не секрет, что мусор является основной экологической проблемой не только в России, но и на всем земном шаре. Изучив литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что мусор загрязняет окружающую среду, ухудшает качество жизни. Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает переработаться естественным путем. Упаковка сейчас стала очень удобной. В прошлое ушла стирка и сушка целлофановых пакетиков. Теперь мы их просто выбрасываем. Сейчас ежегодно население земного шара увеличивается на 1,5-2 %, зато объем мусорных свалок — на 6%! Поэтому отмахиваться от решения вопросов экологии, сегодня уже не приходится.[1]
2. Основная часть
2.1. Мусор вокруг нас.
В природу ежегодно поступает более 50 млрд. т. отходов энергетических,
промышленных, сельскохозяйственных производств и коммунально-бытового сектора, в том числе от промышленных предприятий - более 150 млн. т. В окружающую среду выбрасывается около 100 тыс. искусственных химических веществ, из которых 15 тыс. требуют особого внимания.
Все эти отходы являются источником загрязнения окружающей среды вместо того, чтобы быть источником для производства вторичной продукции. Сегодня около 30% отходов по весу и 50% по объему составляют различные упаковочные материалы. Из них 13% веса и 30% объема составляет пластик! Пластик стал настоящим бедствием для природы. Мусор и упаковки из искусственных материалов постепенно разлагаются, но это происходит очень медленно, а иногда и не происходит совсем! [1]
Давайте проанализируем таблицу, характеризующую время разложения различных материалов в естественных условиях: (Приложение, таблица №1) (слайд 6)
О чем говорит нам эта информация? А о том, что необходимо осознанно относится к тому, что каждый из нас отправляет в собственное мусорное ведро.[5] Мы проделали опыт и, оказалось, что в среднем, за неделю моя семья из 3-х человек выносит 14 кг бытовых отходов. За месяц-56 кг, за год-572 кг. И это только средняя цифра, в реальности может и больше!
Совершенно очевидно, что без налаженной системы вторичной переработки использованных материалов, буквально через столетие человечество захлебнется в глобальных «мусорных» проблемах.
Утилизация мусора — бытового, строительного, промышленного - проблема общемировая. Что вообще можно делать с отходами? Как мы избавляемся от мусора? Можно выделить три основных направления: захоронение, сжигание, переработка. Все три способа утилизации имеют свои минусы и плюсы. Самый старый и известный способ ликвидации отходов - захоронение. Проще говоря, отходы вывозятся и сваливаются на отведённый участок местности - полигон. Экологи подсчитали, что городу с
миллионным населением для их захоронения ежегодно требуется около 40 га дополнительной площади. Будут ли захоронения отходов создавать проблему для окружающей среды? Это зависит от многих факторов, включая состав бытовых отходов, скорость их разложения и конструктивные особенности захоронений. [3]
Развиваясь и прогрессируя, человечество всё быстрее захламляет планету. Во многих странах проблему переработки мусора успешно решают, его пытаются сортировать и перерабатывать.
«США: мы не имеем права выбросить пластиковый или бумажный пакет в просто мусор – штраф, мама не горюй! Пластик мы складываем в специальный мусорный бак, бумагу - в другой, стекло - в свой ящик, пластик - особо, пустые картриджи, использованные батарейки и устаревшие мобильники - в магазинах по месту приобретения в специальные урны. За моим мусором следит государство и вынуждает меня отличаться от них, продающих упаковку товара отдельно от товара. Все наши пакеты и хозяйственные тряпочные сумочки сделаны из переработанного сырья и об этом с гордостью пишется на
изделии». [1]
И все же в большинстве стран научить народ самостоятельно сортировать мусор пока не получается. Между тем принцип «пластик — к пластику, стекло — к стеклу» значительно облегчает утилизацию отходов.
ПЭТ-флекс (полиэфир) - самый используемый пластик, очень популярное во всем мире вторичное сырье. Из него делают много полезных вещей: щетину для щеток уборочных машин и машинных моек, упаковочную ленту, пленку, черепицу, тротуарную плитку. В Китае есть порядка тысячи предприятий, перерабатывающих флекс в волокно. [1]
Что касается сжигания, то оно всё равно не избавляет от проблемы отходов. Оставшийся в топках негорючий шлак, уловленная в очистных установках зола, из-за своей высокой токсичности, нуждаются в вывозе на специальные полигоны.
По сути, мусоросжигательный завод – это фабрика по производству
токсичных отходов. Современные отходы могут включать значительное количество хлорсодержащей органики. При сжигании одного килограмма поливинилхлорида, из которого изготовлены многие виды линолеума, обоев, оконных рам, электрооборудования и пластиковой тары, образуется до 50 микрограммов диоксидов - канцерогенных ядов. Этого количества достаточно для развития раковых опухолей у 50000 лабораторных животных!!! [3]
Над этим стоит задуматься!
2.3 Опасны ли свалки? ( слайд 7,8)
Вывоз мусора — это нешуточная проблема. Несвоевременный вывоз мусора грозит крайне негативными условиями для жизнедеятельности населения из-за загрязнения окружающий среды, ведь кроме бумаги, пластика, металла и пищевых отходов в мусор попадают и опасные вещи и вещества: чистящие и моющие средства, растворители, краски и лекарства, аккумуляторы и батарейки, ртутьсодержащие приборы и т.п. Эти вещества попадают в канализационные стоки, растворяются, затем через грунтовые и подземные воды поступают в водоёмы. Хотя пищевые отходы разлагаются всего через одну-две недели, но именно они наиболее вредны для человека, поскольку часто становятся причиной возникновения и распространения различных инфекций через грызунов, с пылью и ветром. При их гниении происходит выделение метана, из-за которого самовозгораются свалки, и в воздух летит вся таблица Менделеева, включая остро-токсичные вещества.
Возникает вопрос: опасно ли проживать вблизи свалок? Исследователи из Йельского университета и департамента здоровья штата Нью- Йорк ответили на этот вопрос вполне однозначно – у беременных женщин, живущих близ мест захоронения токсичных отходов, возрастает риск родить ребенка с серьезными врожденными дефектами. Дальнейший анализ показал, что проживание возле свалок повышает вероятность развития нарушений нервной системы на 29 %, костно-мышечной системы на 16 %, кожи на 32 %. Подобное же исследование было проведено в Великобритании. Изучение здоровья более чем 1000 новорожденных показало, что если их матери жили в радиусе 3 км от свалок с токсичными веществами, то у их детей на 33 % была повышена вероятность развития расщелины позвоночника, сердечной недостаточности.[3]
Нам не известно, проводились ли подобные исследования в России, но вряд ли у нас ситуация лучше. По данным бывшей Госкомприроды, 88 % свалок в России находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии.
Работая над сбором материала, мы побывали на мусорной свалке за нашим селом. (слайд)
2.4. Социологическое исследование
Мы провели опрос среди старшеклассников, чтобы выяснить их отношение к чистоте в нашем селе. (Приложение, таблица №2, №3)
Результаты анкет: (слайд 9, 10)
Вывод: не все жители нашего села стараются поддерживать чистоту в селе, но пытаются уменьшить производство мусора. Вывоз мусора производится своевременно. Население пока еще недооценивает масштаб загрязнения окружающей среды, и самое главное, не чувствует собственной ответственности за состояние природных ресурсов. Каждый из нас, особенно это касается жителей городов, должен осознать - даже маленький шаг, например, отказ от пластиковых пакетов, непригодных к переработке, или замена в собственном помещении ламп накаливания на энергосберегающие делают окружающую среду чище.
2.5 Мусор может быть полезным!
Организация безотходной экономики, гораздо более важный приоритет, чем приучение детей к мысли, что им придется все жизнь бороться с нарастающим количеством отходов. А потому вместо акцента в преподавании на reduce, reuse, recycle, пора переходить к новому списку, экологически более эффективному- правило 6Re: ( слайд 11)
Rethink – Переосмысли;
Refuse – Перебейся (откажись);
Repair – Почини;
Reduce – Потребляй меньше;
Reuse – Повторно используй;
Recycle – Перерабатывай вторично.
В России пока мы только-только начинаем учить: reduce, reuse, recycle. [3]
Мы тоже задумались над этой проблемой. Чтобы уменьшить выброс мусора дома, необходимо переосмыслить: необходима ли мне эта вещь и как дать вещи вторую жизнь? Мы просмотрели различные сайты на тему «Своими руками из ничего» и нашли много интересных идей. Вот что можно приготовить из бытового мусора. (слайд 12)
Удивительной находкой для нас стало целое направление в искусстве «Картины из мусора». Мы познакомились с известными художниками, которые работают в этом направлении. (слайд 14, 15,)
Художница Джейн Перкинс из Великобритании создает картины из мусора. Среди ее работ – портреты знаменитостей и копии известных картин, выполненные с идеальной точностью из ненужных бытовых отходов. В 2006 году художница получила ученую степень, защитив проект «Использование вторичного сырья в искусстве и дизайне». С тех пор она использует свои картины, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме мусора, привить людям культуру уважительного отношения к природе, наглядно показав важность сортировки отходов, их переработки и вторичного использования. [5]Этой же проблеме посвятили свои работы и другие художники. (слайд 16)
Итак, в ходе исследования данной проблемы мы познакомились с интересным и важным для нас материалом. Мы пришли к следующему выводу: ( слайд 17) 1) вместо того, чтобы мусорить в лесу, на улице, в парке, весь мусор можно переработать в качестве вторичного сырья и использовать повторно; 2) для сокращения производства отходов помнить правило 6Re:
переосмысли, перебейся, почини, пользуйся меньше, повторно используй, перерабатывай;
3) мусор можно использовать с пользой: для изготовления поделок, картин, украшения ландшафта;
4) необходимо вести просветительскую работу с учащимися о чистоте в селе, местах отдыха;
5) вовлекать учащихся и молодежь села в акции «Чистое село»;
6) проводить мероприятия для молодежи села на экологическую тему.
К сожалению, люди начали замечать эту проблему только тогда, когда количество мусора начало выходить за пределы норм. Природа – неотъемлемая
часть нашей жизни, и мы должны сохранять ее. Если будут загрязнены водоемы, леса, города, поселки, то это отразится и на нас. Подводя итоги, также хочется вспомнить высказывание Дмитрия Соло: «Мусор на улице начинается с мусора в голове». Поэтому нужно следить за природой, охранять ее, выбрасывать мусор в урны, а выброшенный мусор утилизировать.
Литература
Приложение
Таблица №1
Продукт | Период разложения |
Пищевые отходы | несколько недель. |
Одежда из натуральных тканей | 2-3 года |
Синтетические материалы | 40-50 лет |
Деревянные изделия | До 10 лет |
Жестяная банка | 90 лет |
Алюминиевая ложка | 500 лет |
Полиэтиленовые пакеты, пластиковые емкости | 100-200 лет |
200 лет | |
Одноразовые подгузники | 300-500 лет |
Жевательная резинка | 30 лет (в теплых условиях) |
Стекло | 1000 лет |
Таблица №2
Анкета№1
Вопрос | да | нет | иногда |
1.Стараетесь ли вы покупать товары в упаковке, которую можно использовать? | |||
2. Ходите ли вы в магазин со своей сумкой, чтобы не покупать пластиковый пакет? | |||
3.Сдаёте ли вы отходы в пункт приёма? | |||
4.Пользуетесь ли вы энергосберегающими лампами? |
Таблица №3
Анкета №2
Вопрос | да | нет | иногда |
1.Допускаете ли вы выброс мусора минуя контейнер? | |||
2.Случалось ли вам видеть, как мусорный пакет выбросили, не дойдя до контейнера? | |||
3.Часто ли бывает, что ваш мусорный контейнер переполнен?- |
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Заповеди детства и юности
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Учимся ткать миленький коврик
Рисуем лошадь акварелью