Воздух способен проводить звуки, которые распространяются звуковыми волнами от различных источников. Источники звуков могут самые разные. Но все они имеют одну общую характеристику громкость. Смех зрителей наблюдающих выступление клоунов, раскаты грома и шум оживленной дороги - это все состоит из звуков. Человек всегда жил в мире звуков и шума. Способность к восприятию звуков – одна из важнейших составляющих нашего полноценного общения с окружающим миром. Звуковые ощущения позволяют не только получать эстетическое наслаждение от прослушиваемой музыки, пения птиц, шороха листьев, но и массу полезной информации, необходимой нам повседневно.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_shum.docx | 86.04 КБ |
Министерство образования и науки РБ
МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»
Научная конференция школьников «Шаг в будущее»
Секция: «Физика»
Влияние шума на здоровье и успеваемость учащихся
Автор: Протасова Дарья, ученица 8 класса
МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»
Руководитель: Шиханова Ирина Ивановна
учитель физики
2018
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Основы теории звуковых волн.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проблеме влияния шума на здоровье человека.
2.1. Микроисследования по определению слуха учащихся; факторов, влияющих на слух.10
2.2. Шум в учебном заведении………………………………………………………………...12
2.3. Рекомендации школьникам по защите от шума………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………………………...15
Список литературы……………………………………………………………………………..16
Приложения……………………………………………………………………………………..17
Введение
Воздух способен проводить звуки, которые распространяются звуковыми волнами от различных источников. Источники звуков могут самые разные. Но все они имеют одну общую характеристику громкость. Смех зрителей наблюдающих выступление клоунов, раскаты грома и шум оживленной дороги - это все состоит из звуков. Человек всегда жил в мире звуков и шума. Способность к восприятию звуков – одна из важнейших составляющих нашего полноценного общения с окружающим миром. Звуковые ощущения позволяют не только получать эстетическое наслаждение от прослушиваемой музыки, пения птиц, шороха листьев, но и массу полезной информации, необходимой нам повседневно.
О вредном влиянии шума на организм человека узнали еще в глубокой древности. В древнем Китае шумовая казнь считалась самой жестокой. Она называлась казнь “под колокол”. Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.
Мир меняется, меняется и досуг детей. Так они проводят его сегодня: дискотеки и громкая музыка, сотовые телефоны и компьютерные игры.
Результаты проведенного мной исследования подтвердили данную тенденцию. Все выбранные форма досуга, так или иначе, связанны с высоким уровнем шума.
Если вспомнить еще и перемены. То можно сделать вывод, что шум сопровождает ребенка в течении всего дня.
Часто родители и педагоги прибывают в уверенности, что ребенок скатывается к двойкам и тройкам из – за собственной лени и неспособности. На самом же деле истинные причины снижения успеваемости, заинтересованности, частых простуд, головных болей кроются гораздо глубже. Среди факторов, влияющих на появление школьных трудностей, могу назвать: экзогенные (факторы внешней среды) и эндогенные (факторы роста и развития ребенка).
Одним из экзогенных факторов, влияющих на развитие ребенка, является шум.
Проблема исследования: излишний шум затрудняет усвоение материала, становится причиной утомления, снижения работоспособности.
Актуальность проблемы
Шум существенный фактор определяющий психологическую обстановку в школе. Сильный шум отвлекает, снижает концентрацию внимания, работоспособность, увеличивает вероятность утомления. Шум нарушает отношения между людьми, повышает уровень нервозности, агрессивности и конфликтности.
У нас в школе обучается 243 учащихся. Особенно шумно становится на переменах в местах большого скопления учащихся – это в столовой, на лестничных площадках, в рекреациях начальной школы. Так как в школе ученик проводит большую часть времени, где большое скопление народа, он подвергается шумовому воздействию.
Необходимо подчеркнуть, что шум коварен, его вредное воздействие на организм совершенно незримо, незаметно и имеет аккумулирующий характер. Более того, против шума организм человека практически не защищен. При резком свете мы закрываем глаза, инстинкт самосохранения спасает нас от ожогов, заставляя отдернуть руку от горячего, а от воздействия шума у человека нет защитной реакции. Поэтому и существует недооценка борьбы с шумом. Наша задача – обезопасить себя и окружающих от такого шума.
Гипотеза: если снизить уровень акустического загрязнения в здании школы, то можно повысить работоспособность учащихся и сохранить здоровье до окончания обучения в школе.
Цель исследования: выяснить, как влияет шум на организм и успеваемость ребенка.
Задачи исследования:
Объект исследования: шум.
Предмет исследования: действие шума на организм и успеваемость ученика.
Методы исследования:
Глава I. Основы теории звуковых волн.
Шум и его виды.
Шум как физический фактор представляет собой волнообразно распространяющееся механическое колебательное движение упругой среды, носящее обычно случайный характер.
Известно, что упругие волны в среде, имеющие частоту в пределах от 16 Гц до 20 кГц, называют звуковыми. При частоте ниже 16 Гц волны называются инфразвуком, а при частоте выше 20 кГц – ультразвуком. Звуковые волны создают в среде области переменного сжатия и разряжения с соответствующим изменением давления в сравнении с давлением в невозмущенной среде. Переменная составляющая давления называется акустическим давлением и определяет восприятие человеком звука.
Ухо человека – это совершенный прибор, способный реагировать на звуки, различающиеся по интенсивности в 1012 раз.
Человек всегда жил в мире звуков. Рядом с ним шумели леса, плескались волны, гремел гром и свистел ветер. Голоса природы господствовали в окружающей среде. По мере развития человеческой цивилизации в нашу жизнь врывается все больше звуков, многие из которых разрушающе действуют. И вот возникла проблема шума и заявила о себе в полный голос. В наши дни люди, борющиеся против шумового загрязнения среды, сосредотачивают свое внимание главным образом на аэропортах. Но не менее сложной представляется и проблема «шумоизоляции» проезжей части. Шум беспокоит все большее количество людей. Во многих странах людей беспокоит отсутствие тишины в стенах собственного дома. Например, громкая музыка поздно вечером, сигнализация и громкие гудки машин.
Шумы бывают: производственные и непроизводственные.
К непроизводственным шумам относятся шум на дорогах, в метро, шумы от мобильных телефонов, оргтехники, телевизоров, плееров.
К производственным шумам относится шум на рабочих местах, на участках или на территориях предприятий, который возникает во время производственного процесса.
Есть и благоприятные шумы: это шум прибоя, журчание родника, шелест листвы, шум дождя, щебет птиц.
1.2. Влияние шума на здоровье человека
Шум, даже когда он невелик (при уровне 50—60 дБ), создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Это особенно часто наблюдается у людей, занятых умственной деятельностью. Слабый шум различно влияет на людей. Причиной этого могут быть: возраст, состояние здоровья, вид труда, физическое и душевное состояние человека в момент действия шума и другие факторы. Степень вредности какого-либо шума зависит также от того, насколько он отличается от привычного шума. Неприятное воздействие шума зависит и от индивидуального отношения к нему. Так, шум, производимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой посторонний шум может вызвать сильный раздражающий эффект.
Известно, что ряд таких серьезных заболеваний, как гипертоническая и язвенная болезни, неврозы, в ряде случаев желудочно-кишечные и кожные заболевания, связаны с перенапряжением нервной системы в процессе труда и отдыха. Отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит к преждевременной усталости, а часто и к заболеваниям. В этой связи необходимо отметить, что шум в 30—40 дБ в ночное время может явиться серьезным беспокоящим фактором. С увеличением уровней до 70 дБ и выше шум может оказывать определенное физиологическое воздействие на человека, приводя к видимым изменениям в его организме.
Под воздействием шума, превышающего 85—90 дБ, в первую очередь снижается слуховая чувствительность на высоких частотах.
На дискотеках сила звука достигает 120 дБ, что ведет к повреждению и даже разрушению тонких структур мозга. Низкие частоты безвозвратно уничтожают хранилище памяти, а высокие разрушают высшие центры мозга, ответственные за формирование интеллекта. Трехчасовая дискотека эквивалентна по наркотическому воздействию бутылке водки и требует двух недель для восстановления расстроенной психики и умственного потенциала.
Сильный шум вредно отражается на здоровье и работоспособности людей. Человек, работая при шуме, привыкает к нему, но продолжительное действие сильного шума вызывает общее утомление, может привести к ухудшению слуха, а иногда и к глухоте, нарушается процесс пищеварения, происходят изменения объема внутренних органов.
Воздействуя на кору головного мозга, шум оказывает раздражающее действие, ускоряет процесс утомления, ослабляет внимание и замедляет психические реакции. По этим причинам сильный шум в условиях производства может способствовать возникновению травматизма, так как на фоне этого шума не слышно сигналов - транспорта, автопогрузчиков и других машин.
Эти вредные последствия шума выражены тем больше, чем сильнее шум и чем продолжительнее его действие.
Таким образом, шум вызывает нежелательную реакцию всего организма человека. Патологические изменения, возникшие под влиянием шума, рассматривают как шумовую болезнь.
Звуковые колебания могут восприниматься не только ухом, но и непосредственно через кости черепа. Уровень шума, передаваемого этим путем, на 20—30 дБ меньше уровня, воспринимаемого ухом. При действии шума очень высоких уровней (более 145 дБ) возможен разрыв барабанной перепонки. Для измерения шума применяется прибор шумомер.
1.3.. Единицы измерения шума
Шумомер (назначение, устройство и принцип действия)
Шумомер — прибор для объективного измерения уровня звука (см. приложение 1). Не следует путать этот параметр с уровнем громкости. Не всякий прибор, измеряющий шум, является шумомером. Существует российские и международные стандарты, устанавливающие требования к этим приборам. В России пока еще действует советский стандарт ГОСТ 17187-81. В 2008 этот ГОСТ гармонизирован с европейским стандартом МЭК 61672-1 (IEC 61672-1), результатом чего стал новый ГОСТ Р 53188.1-2008. В европейских странах действуют свои стандарты на шумомеры, однако все они также следуют требованиям стандартов МЭК (международная электротехническая комиссия).
Устройство
Шумомер содержит ненаправленный микрофон, усилитель, корректирующие фильтры,детектор, интегратор и индикатор.
Принцип действия
Фактически шумомер представляет собой микрофон, к которому подключен вольтметр, отградуированный в децибелах. Поскольку электрический сигнал на выходе с микрофона пропорционален исходному звуковому сигналу, прирост уровня звукового давления, воздействующего на мембрану микрофона, вызывает соответствующий прирост напряжения электрического тока на входе в вольтметр, что и отображается посредством индикаторного устройства, отградуированного в децибелах. Для измерения уровней звукового давления в контролируемых полосах частот, например 31,5; 63; 125 Гц и т. п., а также для измерения уровней звука (дБА), корректированных по шкале А с учётом особенностей восприятия человеческим ухом звуков разных частот, сигнал после выхода с микрофона, но до входа в вольтметр пропускают через соответствующие электрические фильтры.
Общая схема шумомера выбирается так, чтобы его свойства приближались к свойствам человеческого уха.
Поскольку чувствительность уха зависит как от частоты звука, так и от его интенсивности, в шумомере используются несколько комплектов фильтров, отвечающих разной интенсивности шума. Данные фильтры позволяют имитировать АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) уха при заданной мощности звука. Эти фильтры называются А, B, C, D. Их амплитудно-частотные характеристики приведены в стандарте ГОСТ 17187-81.
Уровни шума измеряются в единицах, выражающих степень звукового давления. Они связаны с именами двух известных ученых - А. Г. Белла, изобретателя телефона, и немецкого физика Генриха Герца. В Беллах или чаще, в децибелах измеряется относительная громкость звука. Децибел это десятикратный логарифм отношения интенсивности звуковой энергии к ее значению. Также звук измеряют и в Герцах. Гц - это единица Си частоты, равная частоте периодического процесса при котором за время 1 секунду совершается один цикл периодического процесса (например, 1 колебание). Но кто определяет, когда шум вреден, а когда - нет? Сам человек, поскольку ухо человека является «самым точным измерительным прибором», на слух может обнаружить разницу в уровне громкости приблизительно в 1 дБ, что соответствует изменению интенсивности источника звука в 1,26 раза. Удвоение интенсивности звука ухо воспринимает как увеличение громкости на 3 дБ.
1.4. Источники шума
Шумы окружают человека повсюду.
Мобильный телефон — самый распространенный «вредитель» для нашего организма. В среднем за месяц человек говорит по мобильному телефону около 100 минут. Этого вполне достаточно, чтобы навредить психике и организму в целом. Чтобы этого не случилось, уровень громкости гарнитуры мобильных телефонов не должен превышать 10 дБ. В противном случае при частых звонках и разговорах могут начаться нервные расстройства.
Телевизор — многие привыкли, что это некий фон для остальных занятий. Подобная ошибка может стать фатальной. Шум от телевизора отвлекает нас от разговоров, занятий по дому и даже приема пищи.
Оргтехника – на человека влияет шумовой фон в 50-70 дБ, хотя эти цифры и ниже допустимой границы, но звук постоянный. Монотонное гудение оргтехники оказывает сильную нагрузку на нервную систему.
Мр3-плеер - жизненно необходим многим людям. Но прослушивание музыки через наушники не так уж безвредно. В среднем обладатель Мр3-плеера прослушивает музыку на уровне свыше 80 дБ. Наушники добавляют громкости еще на 7-9 дБ. Из-за этого вероятность получить глухоту возрастает в несколько раз.
У любителей наушников на шум накладывается еще и музыка. В итоге у 30-летних поклонников аудиоплееров функциональное состояние органа слуха такое же, как у 60-70-летних.
У наушников есть еще одно неприятное качество. Наше ухо постоянно адаптируется к громкому звуку, поэтому со временем приходится увеличивать громкость, чтобы получить тот же эффект, что и раньше. Кроме того, наушники заставляют слуховой анализатор работать в условиях акустической изоляции, искажая звуковое восприятие внешней среды. Изоляция тоже усиливает эффект глухоты.
Очень опасно носить наушники во время физических упражнений (скажем, в тренажерном зале или во время утренней пробежки). Упражнения усиливают кровообращение и лимфообращение, и заткнутое ухо может привести к повреждению ближайших сосудов, а громкий звук усиливает этот риск. Если вы никак не можете обойтись без наушников во время фитнеса, пользуйтесь ими не больше получаса в день и на половине привычной громкости.
Особенно жалко детей, родители которых не хотят понимать, какой угрозе подвергают здоровье своих чад, одевая им наушники чуть ли - не с пеленок. Видимо так, по их мнению, ребенок будет выглядеть более модным, продвинутым и успешным в жизни.
Впрочем, чиновники убеждены в том, что никакими запретами слух молодежи не спасти. "Конечно, можно было бы ввести запрет на плееры в метро, - рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Александр Чухраев. - Но вряд ли это снизит число слабослышащих. Необходимо проводить разъяснительную работу, воспитывать культуру людей. Молодежь должна понять: «чем громче слушать музыку в детстве, тем глуше станешь в старости".
1.5.Санитарные нормы и мероприятия по защите от шума.
При разработке проекта, я ознакомилась с санитарными нормами шума для жилых помещений и общеобразовательных учреждений. Оказалось, что над проблемой шумового «нашествия» в многих странах серьезно задумались, а в некоторых приняли определенные меры.
Шумозащита - это комплекс мероприятий по снижению шума на производстве (установка звукоизолирующих кожухов на оборудовании, глушителей в компрессорах, вентиляторах и др.), на транспорте (глушители выбросов, создание на дорогах акустических экранов, шумозащитных зон), при гражданском и промышленном строительстве.
В городах необходимо увеличить площади зеленых насаждений, особенно вдоль оживленных автомагистралей, что позволит значительно снизить шумовое и химическое загрязнение окружающей среды.
Шумопоглащающий асфальт — дорожное покрытие из специального асфальта, снижающего шум, позволяет снизить на дорогах уровень шума на 4-6 дБ.
Также эффективным методом является снижение или устранение шума в источнике в процессе проектирования. Для уменьшения влияния транспортного шума крупные автомагистрали следует строить на расстоянии от жилых застроек. Уменьшение уровней шумов, проникающих в помещения от внутренних источников, должно обеспечивать рациональной планировкой помещения, соблюдением мероприятий по звукоизоляции ограждающих конструкций (стен, потолка и пола), санитарно-технического и инженерного оборудования зданий.
Организационные меры направлены на предотвращение или регулирование во время эксплуатации тех или иных источников шума. Работы по уборке улиц, дворов, тротуаров от мусора и снега должны начинаться не ранее 7 часов утра и заканчиваться не позднее 23 часов.
При застеклении домов на шумных улицах использовать звукоизолирующие оконные конструкции, имеющие средний коэффициент звукоизоляции свыше 50 дБ.
В автомобилях звукопоглощающими материалами покрывать стенки, днище, багажник и место расположения двигателя. При этом шум уменьшается не только в салоне автомобиля, но и в окружающей среде.
Большое значение имеют административные меры. К ним относятся ограничение звуковых сигналов уличного транспорта, упорядочение движения грузовых и легковых машин на определенных улицах, ограничение шума громкоговорителей, расположенных на улицах и площадях и т.д.
Таблица. Допустимые уровни звукового давления, уровни звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки
Вид трудовой деятельности, рабочее место | Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц | Эквивалентные уровни звука (в дБА) | Макс. уровни звука LAмакс, дБА | ||||||||||
31,5 | 63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 | |||||
Классные помещения, учебные кабинеты, учительские комнаты, аудитория школ и других учебных заведений, конференцзалы, читальные залы библиотек | 79 | 63 | 52 | 45 | 39 | 35 | 32 | 30 | 28 | 40 | 55 | ||
Жилые комнаты квартир, жилые помещения домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, спальные помещения в детских дошкольных учреждениях и школах-интернатах | 79 72 | 63 55 | 52 44 | 45 35 | 39 29 | 35 25 | 32 22 | 30 20 | 28 18 | 40 30 | 55 45 |
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проблеме влияния шума на здоровье человека.
2.1. Микроисследования по определению слуха учащихся; факторов, влияющих на слух.
Цель эксперимента — установить остроту слуха учащихся и факторы, влияющие на слух.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
Выполняя работу, мы провели исследование остроты слуха учащихся 8 класса по тесту.
Острота слуха — это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого. Нормальным слухом считается такой, при котором тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см.
Оборудование: механические часы, линейка.
Порядок работы:
Нормальным слухом будет считаться такой, при котором тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см.
Проанализировав результаты эксперимента, мы пришли к выводу, что из 25 учащихся нормальный слух имеют 22 человека, у 3 - слух понижен.
Также была проведена беседа с врачом-терапевтом Дугаржаповой Б.Ж Малокуналейской поликлиники.
Цель: выявить причины снижения слуха.
Были заданы следующие вопросы:
В ходе интервьюирования было выяснено, что нарушение слуха вызывают следующие факторы:
Доктор рассказала, что среди больных данной поликлиники 3 человека являются инвалидами по слуху, а 2% страдают тугоухостью.
Остановимся подробнее на тугоухости.
Тугоухость — понижение слуха, при котором восприятие разговорной речи даже на небольшом расстоянии становится затруднительным.
Степень тугоухости может быть различной. Иногда больной слышит только разговорную речь на расстоянии 3-4 метров, но не слышит шепот.
Различают несколько степеней тугоухости:
1 степень. Больной не воспринимает речь только в необычной обстановке (посторонний шум, искажение речи).
2 степень. Неразборчивое восприятие речи в обычной остановке или восприятие слов только после неоднократных повторений.
3 степень. Трудность речевого общения. При этой степени тугоухости больной слышит только громкую речь у самого уха или прибегает к помощи слухового аппарата.
Тугоухость чаще всего начинает развиваться еще в детском возрасте.
Анализ исследования использования плеера или мобильного телефона учениками школы.
В ходе своего исследования мы решили узнать у учащихся школы их отношение к плееру и мобильному телефону и его влияние на их здоровье. Составила ряд вопросов и предложила ребятам на них ответить. В опросе приняли участие ученики 7, 8,9, 10 и 11 классов. Всего 72 человека. Вопросы анкеты в (см.приложение 2)
В результате опроса учащихся выяснилось, что: имеют плеер или мобильный телефон 100% опрошенных. Чаще всего ребята слушают музыку - 93% из всех опрошенных, 9% прослушивают новости и лишь 3% - аудиокниги.
Для 52% прослушивание плеера или мобильного телефона является средством поднятия настроения, 14% считают - источником информации, 23% - возможностью уйти от проблем и 29% - берут в руки плеер или мобильный телефон, когда нечем себя занять.
39% из всех опрошенных предпочитают слушать на полную громкость, 55% - не громко, 9% - тихо.
Чаще всего ребята пользуются плеером или мобильным телефоном на каникулах, или в выходной день. Более 50% опрошенных признались, что на каникулах и в выходные дни готовы слушать плеер или мобильный телефон в любую свободную минуту и по несколько часов в день.
55% ребят считают, что не испытывают никаких негативных последствий от длительного прослушивания (или просто боятся признаться в этом).
9% опрошенных признались, что после длительного прослушивания начинает болеть голова, у 20% - появляется усталость и 20% - шум в ушах.
Более 36% - не слышали об опасностях неграмотного применения плеера или мобильного телефона,
65% считают, что знают.
Всего лишь 48% опрошенных проверяет остроту слуха иногда и 54% не проверяли никогда.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы
2.2. Шум в учебном заведении
Занимаясь проблемой шума, мы обратили внимание и на так называемый «школьный шум», изучили литературу по этому вопросу и вот, что узнали.
Основной труд ребенка в школе — умственный, в котором принимает активное участие внимание, а также высшие психические функции: восприятие, память, мышление, воображение. Отрицательное действие шума на их функционирование бесспорно. Многочисленные отечественные и зарубежные исследования убедительно доказали это. Чем сложнее и выше зоны центральной нервной системы, принимающие участие в трудовой деятельности, тем больше они страдают от воздействия шума. Для умственного труда вреден даже тихий шум. Данные изучения действия шума различных уровней на организм в экспериментальных условиях, а также наблюдения, проводившиеся в школах, показывают, что на центральную нервную систему может влиять шум даже сравнительно небольших интенсивностей, порядка 60—70 дБ. Все зависит от характера деятельности человека.
Основной шум, который возникает на уроке,— это шум человеческой речи.
В технической и медицинской литературе по вопросам акустики имеются данные о влиянии шума на внимание, умственный труд, работоспособность, разборчивость речи, центральную нервную систему с указанием порогов интенсивности шума, превышение которых оказывает существенный, отрицательный эффект.
Так, шум, интенсивностью выше 55 дБ мешает умственному труду, ощущается при умственной работе неприятным, раздражающим. Шум интенсивностью выше 58 дБ заглушает нормальную речь учителя, делает ее неразборчивой. Шум, превышающий 60 дБ, снижает внимание. Шум интенсивностью выше 65 дБ, оказывает вредное влияние на центральную нервную систему, снижает работоспособность, развивает утомление, может вызвать раздражение, подавленное настроение, тревогу.
Исходя из интенсивности шума, характера его влияния на умственный труд, внимание, работоспособность, центральную нервную систему, эмоции, исследователь В. А. Рахматшаева дает следующую типологию шумов школьного урока.
Незаметный шум (40—45 дБ) создает ощущение полной тишины, благоприятной для умственного труда. Этот шум не утомляет. Его можно сравнить с шумом тихого радио, легкой радиомузыки. Незаметный шум не превышает допустимых уровней шума для умственного труда и речевого шума, не снижает внимания, работоспособности, не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему, не вызывает отрицательных эмоций.
Тихий рабочий приятный шум (46—58 дБ) ощущается субъективно приятным. Это шум умеренного разговора. Он сам по себе также не утомляет. Его можно сравнить с шумом спокойной улицы днем, с шумной квартирой. Он в два раза громче незаметного шума. Тихий рабочий приятный шум не превышает допустимых норм для умственного труда, не снижает внимания, умственной работоспособности, не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему, не вызывает отрицательных эмоций.
Громкий рабочий неприятный шум (59—65 дБ) ощущается неприятным, мешающим умственному труду, раздражающим. Это шум громкого разговора. Он заметно утомляет. Его можно сравнить с громкой речью по радио, с шумной улицей. Он в два — два с половиной раза громче тихого приятного рабочего шума, в четыре раза громче незаметного шума. Громкий рабочий неприятный шум превышает санитарные допустимые нормы для умственного труда, снижает внимание, работоспособность, оказывает нагрузку на центральную нервную систему вызывает неприятные эмоции.
Интенсивный анормативный шум (65—75 дБ) — это шум, неприемлемый для умственного труда. Заглушает повышенный голос учителя, голоса детей. Этот шум быстро утомляет. Его можно сравнить с громкой музыкой по радио, с шумом очень оживленной городской улицы. Он в полтора-два раза больше громкого рабочего неприятного шума. Интенсивный анормативный шум значительно превышает санитарные нормы для умственного труда, нормы допустимых уровней речевого шума, снижает внимание, развивает утомление, оказывает значительную нагрузку на центральную нервную систему, вызывает отрицательные эмоции.
Вредный импульсный шум (76—88 дб) — это шум крика, резкого стука, удара. По интенсивности можно сравнить с громкой музыкой, с шумом очень большого водопада. Он в два раза громче интенсивного анормативного шума, почти в три раза громче неприятного рабочего шума, в пять раз громче приятного рабочего шума; вреден не только для умственного труда, центральной нервной системы, внимания и работоспособности, но и для слухового анализатора. Этот шум быстро утомляет, вызывает чувство страха, неустойчивое эмоциональное состояние, отрицательные эмоции, вызываемые им, сохраняются надолго.
Влияние «школьного шума» на работоспособность учащихся.
От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит, на уроке, в связи с шумом в классе, а в некоторых и с большой наполняемостью классов, детям приходится напрягать слух. Учителю также приходится работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие. Уровень шума в школе снижается лишь к пятому уроку, когда уменьшается поток учеников младших классов — основного «источника» шума. А до этого времени на переменах стоит невообразимый шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики. Тут не отдохнуть — устать можно! В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно утомленными, у некоторых может болеть голова. Как же бороться с этой проблемой? Нужно объяснить ученикам последствия такого шума, его влияние на нервную систему. Важно, чтобы они сами осознали необходимость соблюдения тишины во время урока и на переменах. Конечно, требовать абсолютной тишины во время перемен неразумно, но относительного спокойствия все же надо добиться. А вот отсутствие шума на уроках — явление крайне необходимое. Так учителю легче работать, да и сами ученики могут лучше сосредоточиться.
Анализ опроса учителей и учащихся.
В ходе своего исследования мы решили узнать у учащихся школы и учителей их отношение к шуму на уроках и на перемене, а так же его влияние на их здоровье. Составили ряд вопросов и предложили ребятам и учителям на них ответить. Всего 42 человека. Вопросы анкеты в (см.приложение 3)
В результате опроса выяснилось, что на уроке мешают шепот, разговоры, крики, постукивания, шум в коридоре - 82%, 53% испытывают во время перемены дискомфорт из-за шума в коридоре, 88% - в течении дня чувствуют усталость, головную боль, нервное возбуждение и трудно сконцентрироваться, 67% - учащихся жалуются на посторонние звуки на уроках которые мешают вниманию, пониманию нового материала, возникает раздражение, уменьшается работоспособность.
Проанализировав, данные опроса, мы пришли к выводу:
2.3. Рекомендации школьникам по защите от шума
Девчонки и мальчишки Мало - Куналейской школы, если вы не хотите в подростковом возрасте иметь слух такой же, как у пожилых людей, страдать от тугоухости, переутомления, головной боли, депрессии, гипертонии, заболеваний сердечно-сосудистой системы, прислушайтесь к нашим рекомендациям.
Заключение
По результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1.Высокий уровень шума вызывает некомфортное состояние. Максимальный уровень шума в школе на переменах выявлен на 1 и 2 этажах, а также в столовой (в районах массового скопления учащихся).
Во время урока самые шумные места школы – спортивный зал.
Многие ученики негативно относятся к громкому шуму.
Я считаю, что наша школа страдает от « школьного шума », который вредит здоровью и снижает успеваемость. Уровень шума на уроках и переменах полностью зависит от наших учеников. Наша задача – обезопасить себя и окружающих от сильного шума, который имеет столько неприятных последствий
Главным негативным источником воздействия на развитие умственных возможностей школьников является шум в классе. Об этом говорят данные опроса, проведённые мной в классе, а также мои исследования. Но для нормального существования человеку шум необходим в пределах нормы. Мы считаем, что 8 класс, страдает от шума, который вредит здоровью и снижает успеваемость. Уровень шума полностью зависит от самих учеников.
3. Чрезмерный шум - одна из важнейших проблем не только в школе, но и во всем мире.
Список использованной литературы
1. Мякишев Г. Я. Физика: Колебания и волны. 11 кл.: Учебник для углубленного изучения физики. – М.: Дрофа, 2002
2. Физические поля и безопасность жизнедеятельности / А.В. Гордиенко.- М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006 год.
3. Зиятдинов Ш. Шум как экологический фактор. -Научно- методический журнал «Физика в школе»,№7 2003.
4. Энциклопедия для детей. Т.18. Человек.- М., Аванта+,2001г.
5. Все обо всем. – М., АСТ, 2000г.
6. Я познаю мир: Экология. –Изд-во АСТ, 1999г.
7. Берегите себя от болезней. – М., 1992г.
8. Энциклопедия «От А до Я».- М., Просвещение,1988г.
9.Материалы научной конференции СГА - Г.И. Евсеевой «Проблема влияния шума на организм человека в исследовательских работах учащихся» 2003
Приложение 1.
Шумомер.
Приложение 2.
Класс______(фамилию указывать не надо) большая просьба отвечать честно
Имеете ли вы плеер или мобильный телефон? (нужное - подчеркнуть)
- в школе
-дома
2. Как часто его слушаете?
А) в школе в учебный день
- не слушаю вообще
- изредка
- в любую свободную минуту
Б) в выходной день
- не слушаю вообще
- изредка
- в любую свободную минуту
В) на каникулах
- не слушаю вообще
- изредка
- в любую свободную минуту
3. Что чаще всего слушаете?
- музыку
- новости
- аудиокниги
4. Чем является для тебя прослушивание плеера или мобильного телефона?
- средством поднятия настроения
- источником информации
- возможностью уйти от проблем
- больше нечем себя занять
5. Как громко настраиваете звук?
- на полную громкость
-.не громко
-.тихо
6. Испытывали ли вы какие-нибудь негативные последствия от длительного прослушивания?
- головную боль
- шум в ушах
-.быструю утомляемость
7. Знаете ли вы об опасностях неграмотного применения плеера или мобильного телефона?
- да
- нет
8. Как часто вы проверяете остроту слуха?
- не проверял ни разу
- иногда
Приложение 3.
Вопросы для учителей:
Вопрос для учащихся:
Зимний дуб
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
«Течет река Волга»
Без сердца что поймём?
Хризантема и Луковица