Много времени на уроках и дома при выполнении домашнего задания мы проводим, сидя, невольно меняем позу, облокачиваемся на парту грудью или боком. Как следствие, мы привыкаем к неправильной рабочей позе, наш позвоночник искривляется . К чему это приводит? Мы решили провести исследования и выяснить, можно ли с помощью физических упражнений исправить осанку.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 84.87 КБ |
Муниципальное бюджетное обще
образовательное учреждение
Леньковская основная школа
Проект
«ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА –
ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ»
Работу выполнили:
ученики 5 класса
Руководители проекта:
учитель физической культуры Лисовский Я.А.,
классный руководитель Мазина Т. С.
2018 год
Содержание:
Введение проекта…………………………………………………3
Глава 1.Этапы реализации проекта …………………………. ..5
Глава 2. Методы и организация исследования ………………..7
Глава 3. Результаты исследования проекта………..……….....11
Заключение ……………………………………………………….15
Приложение №1,№2,№3,№4,№5……………………….……….16
Литература………………………………………………………..24
Введение проекта.
Данный проект:
-Исследовательский;
- Коллективный;
- Среднесрочный.
Проблема:
Ежегодно наш класс проходит медицинский осмотр. Оказалось, что за время обучения в средней школе у учащихся нашего класса появились проблемы нарушения осанки.
Как сохранить правильную осанку, так как большинство ребят сидят за партой неправильно, носят тяжёлые портфели, мало двигаются?
Актуальность проблемы:
Много времени на уроках и дома при выполнении домашнего задания мы проводим, сидя, невольно меняем позу, облокачиваемся на парту грудью или боком. Как следствие, мы привыкаем к неправильной рабочей позе, наш позвоночник искривляется . К чему это приводит?
Мы решили провести исследования и выяснить, можно ли с помощью физических упражнений исправить осанку.
Объект исследования: правильная осанка обучающихся 5 класса.
Предмет исследования: факторы, влияющие на правильную осанку.
Гипотеза: Мы предполагаем, что для формирования правильной осанки необходимы физические упражнения, так как это наше здоровье.
Цель исследования: изучение значения осанки для здоровья человека, выявление факторов, влияющие на правильную осанку и состояние здоровья школьников, разработка комплекса упражнений на формирование правильной осанки.
Задачи исследования:
1. познакомиться с понятием «правильная осанка», результатами медосмотра 5 класса;
2. узнать о правильной и неправильной осанке и ее значении для здоровья учащихся;
3. изучить литературу, в которой рассказывается о физических упражнениях для формирования правильной осанки;
4. провести тестирование, анкетирование и выявить факторы, влияющие на правильную осанку и состояние здоровья школьников;
4. разработать комплекс упражнений для формирования правильной осанки в школе и дома, рекомендации для учащихся и их родителей;
5. составить буклеты для обучающихся 5 класса.
Планируемый результат:
-разработать упражнения на формирование правильной осанки, составить буклеты для обучающихся 5 класса; - получить практические навыки контроля над своей осанкой.
Продукт проекта: буклет.
Глава 1.Этапы реализации проекта
Название этапа | Содержание работ | Время исполнения |
Подготовитель ный |
| Первая неделя октября |
Начальный | Определение проблемы и задач исследования (использование метода «круглого стола»);
обсуждение методов исследования (эксперимента, наблюдений, и т.д.); написание плана работы группы (см. Приложение№1); распределение работы между частниками группового проекта;
| Вторая неделя октября |
Основной | - самостоятельная работа в группах по сбору информации по теме для решения поставленных задач ; - систематизация собранного материала; - анализ полученных результатов медицинского осмотра; - тест на правильную осанку; - провести анкетирование «Правильная осанка – залог здоровья» и сравнить с нормами СанПиН от 29 декабря 2010 г. N 189, дали оценку своей школе; - составление таблиц, графиков, диаграмм; - обработка и описание полученных результатов; - оформление результатов в виде буклетов. | Третья неделя октября |
Заключительный |
• внесение коррективов в работу и оформление отчётов; -ознакомление учащихся, родителей, учителей с результатами проекта | Четвертая неделя октября |
Глава 2. Методы и организация исследования
Методы исследования:
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:
- анализ научно-методической литературы;
- сбор статистических данных медицинского осмотра;
- тестирование (определение плечевого индекса (ПИ)); - анкетирование «Правильная осанка – залог здоровья»;
- методы математической статистики (вес рюкзаков и портфелей, сравнили с нормами СанПиН от 29 декабря 2010 г. N 189).
- анализ полученных результатов.
Организация исследования.
Для исследования мы создали активную группу из 4 человек: Виктория Н., Виктория С., Глеб Ц., Анатолия Ч.
Спланировали работу группы на месяц. (Приложение №1)
Исследования проводились в 4 этапа в МБОУ Леньковская основная школа.
На первом этапе:
- провели анализ научно-методической литературы, по изучаемой проблеме;
- познакомились с понятием «осанка», «правильная осанка».
Осанка — это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении. Правильная осанка - простой, но очень важный способ для поддержания здорового позвоночника ( Попов С.П. Лечебная физическая культура - М.: «Физкультура и спорт», 1990 г).
При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлен вперед.
Дети должны стремиться выработать у себя правильную осанку. За собой надо следить: как сидишь, как стоишь, как ходишь.
Осанка — важный показатель, характеризующий физическое развитие человека, которое рассматривается как прямое отражение здоровья.
Неправильная и правильная осанка и ее значение для здоровья учащихся
У человека с неправильной осанкой голова опущена, плечи сведены вперед, одно из них может быть выше, а другое ниже, живот выпячен, грудь плоская или вогнутая, спина сутулая, позвоночник может иметь боковые искривления.
При неправильной осанке и плоскостопии позвоночник и стопы теряют способность пружинить и смягчать сотрясения и толчки при беге, ходьбе и прыжках. Нарушается нормальная работа сердца, легких, желудка и других внутренних органов. Могут появиться боли в мышцах, суставах, пояснице и стопах. Все это ухудшает самочувствие и настроение.
Человек с правильной осанкой прямо держит голову, спина у него прямая, плечи на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута вперед.
Можно встать перед зеркалом в такую позу - и увидеть, какой стала красивой фигура. Конечно, с непривычки долго держать такую позу трудно. Однако если будем делать специальные упражнения и постоянно следить за своей осанкой, то через некоторое время поддерживать правильную позу не составит никакого труда.
На втором этапе мы изучили факторы, которые влияют на правильность осанки и решили исследовать некоторые из них в нашей школе (Коновалова Н.Г.,Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей. сб. Физическое воспитание детей школьного возраста. - Новокузнецк, 1998 г.) :
- отрицательное влияние окружающей среды;
- длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела (за партой, перед телевизором, компьютером);
- несоответствие мебели росту ребенка;
- превышение веса портфеля;
- систематическое неправильное ношение школьного портфеля;
- неправильное освещение;
- несоблюдение здорового режима дня (чередовать учебу, отдых на свежем воздухе, отдых дома);
- слабость мышц, недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия).
Третий этап.
Социологический опрос учащихся.
Мы провели опрос среди учащихся среднего звена и старших классов. И выяснили, что учащиеся мало информированы об осанке, но они хотят заниматься спортом. А старшие классы знают все, но физические упражнения для них не интересны.
- провели анализ полученных результатов медицинского осмотра 5 класса за период с 2015-2018 года;
- всего было исследовано8 человек; - с помощью тестирования выяснили, у кого правильная осанка.
Тест на правильную осанку.
Определение плечевого индекса (ПИ).
Измерили сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди, затем со стороны спины - плечевую дугу. При измерении спереди сантиметровая
лента проходит на уровне ключиц, а при измерении сзади - по надлопаточным остям.
Плечевой индекс = ширина плеч : плечевая дуга х100%. Если ПИ равен 90-100% правильная осанка; Если величина ПИ меньше 90% – есть признаки нарушения осанки; Если показатель ПИ очень низкий 60-70 % это значительные признаки нарушения осанки, при которых необходима консультация ортопеда.
Анкетирование.
- провели анкетирование «Правильная осанка – залог здоровья»; - в анкете принимали участие обучающиеся 5 класса , отвечали письменно на заранее подготовленные вопросы (Приложение №2 ); -выявили основные факторы, которые могут повлиять на правильную осанку; -взвесили рюкзаки и портфели 5 класса и сравнили с нормами СанПиН от 29 декабря 2010 г. N 189 и сделали выводы (Приложение № 3);
Четвертый этап.
Обработка результатов.
- обработали и описали полученные результаты и оформили работу;
- разработали упражнения на формирование правильной осанки;
- составили буклеты для обучающихся 5 класса.
Глава 3. Результаты исследования проекта
В процессе исследования были получены следующие результаты.
Мы исследовали 8 человек (5 кл.) на правильность осанки. Наш осмотр показал, что из 8 исследуемых учеников у 4 человек выявилось искривление позвоночника.
Таблица 1.
№ п/п | Фамилия, имя | Параметры | |
Правильная осанка | Неправильная осанка | ||
1 | Наиль Б. | + | |
2 | Виктория Н. | + | |
3 | Виктория С. | + | |
4 | Вадим Т. | + | |
5 | Глеб Ц. | + | |
6 | Толя Ч. | + | |
7 | Ваня Ч. | + | |
8 | Артем Щ. | + |
Составили таблицу медицинского осмотра 5 класса (за 3 года) 2015 – 2018 учебных годах.
Таблица №2
Класс, учебный год | Количество обучающихся | Нарушение осанки (к-во человек) | Сколиоз (к-во человек) | Плоскостопие (к-во человек) |
в 3 классе (2015-2016) | 10 | 1 | - | - |
в 4 классе (2016-2017) | 10 | 2 | - | - |
в 5 классе (2017-2018) | 8 | 4 | - | - |
Проанализировали анкетирование «Правильная осанка – залог здоровья» выявили факторы влияющие на осанку и отобразили в таблице .
Таблица №3
Класс, | Количество обучающихся, принимавших участие в анкете | Письменный стол освещён неправильное | Вес рюкзака превышает норму больше 2,5 кг | Не имеют дома спортивного уголка |
5 класс | 8 | 5 | 6 | 7 |
Вывод: Данные таблиц показывают, что более половины учащихся имеют отклонение от норм по трём основным фактором:
1. Неправильно освещённый письменный стол.
2. Превышение веса портфеля.
3. Отсутствие спортивного уголка.
Провели тестирование в 5 классе.
Плечевой индекс(ПИ) = ширина плеч : плечевая дуга х100%. Если ПИ равен 90-100% правильная осанка; Если величина ПИ меньше 90% – есть признаки нарушения осанки. Сделали диагностику правильной осанки в 5 классе.
Вывод: Диагностика показала, что у 4 человек в 7 классе правильная осанка, а у 4 нарушение осанки.
Результаты математической статистики отобразили в таблице - вес рюкзаков и портфелей и сравнили с нормами СанПиН от 29 декабря 2010 г. N 189
Таблица №4.
Класс | Всего проанкетированных человек | Вес рюкзака от 2,5 до 3 кг. | % | Вес рюкзака превышает норму (больше 3 кг) | % | Нормы СанПиН |
5 | 8 | 2 | 25 | 6 | 75 | не более 2,5 кг |
По данным СанПиН, вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 5-6-х классов – более 2,5 кг.
В действительности из 8 ранцев, взвешенных в ходе исследования в нашей школе, лишь 25 % весили до 3 кг. Сумки весом более 3 кг носят с собой 75 % учеников 5 класса. Лишь менее 25% родителей рассказали, что они каждый день следят за тем, что ребенок носит с собой в школу. При взвешивании выяснилось, что сильнее всего на вес школьных портфелей влияет спрятанные в них планшеты, книги и бутылки с водой. Суммарный вес ненужных вещей в ранцах некоторых детей достигает 1,5 килограммов.
Вывод: необходим контроль за весом школьного рюкзака.
Разработали комплекс упражнений (Приложение№ 4).
Мы с помощью литературы подобрали физические упражнения. Разработали комплекс упражнений для исправления неправильной осанки. На протяжении 6 месяцев мы вместе с испытуемыми будем выполнять упражнения.
Составили буклеты для учащихся 5 класса по формированию правильной осанки (Приложение №5).
Разработали рекомендации для учащихся и их родителей по формированию правильной осанки:
- выполнять физические упражнения по укреплению туловища;
-учебный уголок должен находиться возле окна;
-мебель должна соответствовать росту;
-свет должен падать слева (у левши - справа);
-сидеть за письменным столом нужно правильно: голову слегка наклонить вперед, спину держать прямо;
-через каждые 20 минут работы за столом необходимо делать перерыв;
-некоторые устные домашние задания можно выполнять, лежа на полу, на животе, подложив опору под локти;
-детская кровать должна быть жесткой и на 20-25 см больше роста ребенка.
-необходимо контролировать вес школьного портфеля. Он должен весить не более 2,5 кг, и носить его надо за спиной в виде ранца( на двух лямках);
-важно соблюдать здоровый режим дня (чередовать учебу, отдых на свежем воздухе, трудовые дела дома).
Заключение.
Наш проект показал, что на правильную осанку и состояние здоровья школьников влияет не один, а несколько факторов.
Мы сделали вывод, что если учащиеся будут, невнимательно относится к своей осанке, то в будущем они часто будут болеть различными заболеваниями. Чем раньше учащиеся обратят внимание на свою осанку и будут работать, постоянно выполнять упражнения для поддержания своей правильной осанки, то в будущем им придется меньше времени потратить или не потратить его совсем для того, чтобы исправлять осанку и лечить себя.
Дети должны стремиться выработать у себя правильную осанку. За собой надо следить: как сидишь, как стоишь, как ходишь. Особенно важно заниматься физическими упражнениями, укреплять мышцы, соблюдать режим дня и питания, заниматься физкультурой и спортом, подбирать по росту учебную мебель и оборудование, устранять из жизни привычки, способствующие нарушению осанки.
Если человек непринужденно, свободно держит голову и корпус прямо, плечи слегка опущены, отведены назад на одном уровне, живот подтянут, колени выпрямлены, грудь несколько выступает вперед, то можно сказать, что у него правильная, хорошая осанка. Она отражает и внутреннее состояние человека - его настроение и самочувствие. Известно, что когда мы здоровы, бодро настроены, мы внешне подтягиваемся - распрямляем плечи, ровнее держимся, чувствуем себя уверено. Мы верим, что проблему нарушения осанки в нашем классе будем решать вместе: учителя, родители, ученики.
Исправление осанки требует настойчивой, систематической, кропотливой работы со стороны учителя, а прежде всего - со стороны самого школьника и его родителей, которые обязаны строго контролировать осанку ребёнка дома.
Проект можно использовать на уроках физкультуры, классных часах и родительских собраниях.
Будьте здоровы!
Приложение №1
Примерный план деятельности группы по реализации проекта «Правильная осанка – залог здоровья»
№ | Содержание | Сроки | Ответственный |
1 | Создание активной группы и распределение обязанностей в группе. Составление плана . | Первая неделя октября | Вика Н. |
2 | Деление группы по интересующим вопросам. | Первая неделя октября | Вика Н. |
3 | Работа с дополнительной литературой. Сбор информации по интересующим вопросам( интернет, литература) | Вторая неделя октября | Глеб Ц. |
4 | Сбор информации медицинского осмотра, анкеты учащихся школы | Вторая неделя октября | Анатолий Ч. |
5 | Работа с данными анкетирование, взвешивание рюкзаков, школьных сумок (завести папку, для информации). | Вторая неделя октября | Вика С. |
6 | Написание введения. Набор материала на компьютере. | Третья неделя октября | Глеб Ц. |
7 | Обработка проведенных исследований, составление таблиц, графиков, диаграмм. | Третья неделя октября | Вика Н. |
8 | Написание основной части и заключения. | Третья неделя октября | Анатолий Ч. |
9 | Обобщение, выводы и составление рекомендаций. Оформление результатов в виде буклетов, презентаций. | Третья неделя октября Четвертая неделя октября | Вика С., Вика Н., Анатолий Ч., Глеб Ц. |
10 | Создание папки исследовательской работы. Оформление портфолио проекта. | Четвертая неделя октября | Вика Н. |
11 | Презентация готового продукта. Подведение итогов. | Четвертая неделя октября | Вика С., Вика Н., Анатолий Ч., Глеб Ц. |
Приложение№2
Анкета. «Правильная осанка - залог здоровья».
1.Есть ли у тебя дома свой учебный уголок?
а) Да б) Нет
2.Где он расположен?
а) Возле окна
б) В другом месте
3.С какой стороны падает свет из окна на твой письменный стол?
а) Слева
б) Справа
в) Сзади
г) Спереди
4.С какой стороны падает свет лампочки вечером?
а) Слева
б) Справа
в) Сзади
г) Спереди
5.Подходит ли твоя мебель для твоего роста?
а) Да б) Нет
6.Имеется ли у тебя дома спортивный уголок?
а) Да б) Нет
7.Где расположен компьютер (если есть)?
а) На моем письменном столе
б) В другом месте
8.Кровать, на которой ты спишь…
а) Мягкая
б) Жёсткая
9.Вес портфеля, собранного в школу…
а) До 3 кг б) Больше 3 кг
10. Любите ли вы уроки физической культуры? а) да б) нет
11. Какую спортивную секцию ты посещаешь?
12. Какие качества развивает физическая культура ( перечислите):
13. Делаешь ли ты по утрам гимнастику ( зарядку).
а) да б) нет
Приложение №3
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГ
ИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
от 29 декабря 2010 г. N 189
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2821-10
Требования к режиму образовательного процесса
5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7–15º. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5–6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7–8 см у парт 4-го номера.
Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1.
Размеры мебели и ее маркировка
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 | Группа роста (в мм) | Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) | Цвет маркировки | Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм) |
1 | 1000-1150 | 460 | Оранжевый | 260 |
2 | 1150-1300 | 520 | Фиолетовый | 300 |
3 | 1300-1450 | 580 | Желтый | 340 |
4 | 1450-1600 | 640 | Красный | 380 |
5 | 1600-1750 | 700 | Зеленый | 420 |
6 | Свыше 1750 | 760 | Голубой | 460 |
10.32. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:
-для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг;
- 3 - 4-х классов - более 2 кг,
- 5 - 6-х - более 2,5 кг;
- 7 - 8-х - более 3,5 кг;
- 9 - 11-х - более 4,0 кг.
Приложение№4
Комплекс упражнений для учащихся 5-6 классов по формированию правильной осанки.
Упражнений существует много, но нужный эффект будет достигнут при ежедневном и регулярном их выполнении. Следует, не лениться и правильно распределить свой день так, чтобы хватало времени для зарядки. В скором времени это войдёт в привычку. Нагрузку в упражнениях постепенно можно увеличивать. Желательно выполнять упражнения для исправления осанки у подростков утром или вечером за час до или после еды. Комплекс упражнений – это вспомогательный элемент при лечении неправильной осанки.
Упражнение 1.
Лечь на пол, на спину.
-Стараться поднять голову и плечи. Туловище прижато к полу.
-Задержаться на несколько секунд.
- Лёжа на спине, на выдохе поднимать сначала колено одной ноги к животу, затем другой поочерёдно.
- На вдохе возвращаемся в исходное положение.
Упражнение 2.
Лёжа на спине согнуть ноги в коленях, ступни на полу. Руки расположены вдоль туловища.
-Выполнять подъём таза. Руки от пола не отрывать.
-Затем вернуться в исходное положение.
Упражнение 3.
Лежа на животе оторвать руки, ноги и голову одновременно. Время выполнения 10 секунд. Повторить 5 раз, постепенно увеличивая количество времени.
Упражнение 4.
Лёжа на животе, следует взять себя за лодыжки.
-Прогнуться на максимально расстояние от уровня пола. Вернуться в начальное положение.
Упражнение 5.
Исходное положение стоя.
-Выполнять ходьбу на носочках около 40 секунд. Затем ходим на пятках.
- Повторить 4 раза.
Упражнение 6.
-Стоим на коленях. Упираемся руками об пол.
-Прогибаем спину максимально полукругом вверх. Голова опущена.
-Затем голову поднимаем вверх. Спину внутрь.
-Делать несколько раз.
Упражнение 7.
- Из положения стоя соединить руки за спиной. Произвести 7 наклонов.
Упражнение 9.
Стоя на полу, ноги на ширине плеч, опустить туловище горизонтально.
-Расслабить и встряхнуть руки. Вернуться в исходную позицию. Повторять 6 раз.
Приложение № 5.
( см. дополнительный файл)
Литература:
1. Попов С.П. Лечебная физическая культура. - М.: «Физкультура и спорт», 1990г.
2. Шияна. Б.М. Теория и методика физического воспитания.- М.:«Просвещение» 2000 г.
3. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки Здоровья. -М.: « Вако»,2004г.
4. Коновалова Н.Г.,Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей. сб. Физическое воспитание детей школьного возраста. - Новокузнецк, 1998 г.
5. Левит К.,Захсе Й.,Янда В. Мануальная медицина. -М.: Медицина, 1993г.
6. Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Материалы сайта
http://baby.inlife.ru к.м.н. Мирская Н.Б.
Знакомые следы
Для чего нужна астрономия?
Растрёпанный воробей
Цветок или сорняк?
Юрий Визбор. Милая моя