Объектом исследования явились граждане пенсионного возраста от 55 лет и старше. Предметом исследования - уровень жизни пенсионеров. Цель исследования: формирование общих выводов об уровне жизни пенсионеров Волжского района. В ходе исследования были изучены разнообразные источники по данной теме, выяснены значение понятий "уровень жизни", "прожиточный минимум", "потребительская корзина", изучены статистические данные по прожиточному минимуму и среднему размеру пенсий, проведено анкетирование пенсионеров, проанализированы результаты опроса.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_uroven_zhizni_pensionerov.doc | 407.5 КБ |
uroven_zhizni_pensionerov.pptx | 2.52 МБ |
Исследовательская работа
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ ПЕНСИОНЕРОВ ВОЛЖСКОГО РАЙОНА:
ЖИТЬ ИЛИ СУЩЕСТВОВАТЬ?
Выполнили: Ефимова Анастасия,
Чернова Екатерина
обучающиеся 10 класса
МОУ «Помарская СОШ»
Волжского района Республики Марий Эл
Научный руководитель: Никитина Е.В.,
учитель обществознания, права и экономики
МОУ «Помарская СОШ»
Волжского района Республики Марий Эл
Йошкар-Ола
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Уровень жизни и методы его оценки…………………………….........5
Глава 2. Уровень жизни пенсионеров в России и за рубежом..………………..10
Глава 3. Исследование уровня жизни пенсионеров Волжского района…..….12
3.1. Сравнительный анализ размера пенсий и величины прожиточного минимума пенсионеров …………………………………………………………. 12
3.2. Анкетирование пенсионеров…….………………………………….. 14
Заключение ………………………………………………………………………. 16
Список использованной литературы…………………………………………….17
Приложения……………………………………………………………………. …18
ВВЕДЕНИЕ
«Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»[1] - гласит статья 7 Конституции Российской Федерации.
В средствах массовой информации часто акцентируется внимание на том, что уровень жизни населения растет: повышаются заработная плата и пенсии. А само население ощущает ли эту прибавку? И каков уровень жизни в нашем селе, районе?
В современном мире растет доля людей пенсионного возраста в населении большинства стран. Это связано с увеличением средней продолжительности жизни. Поэтому проблемы их социального положения, социального обслуживания имеют важное теоретическое и еще в большей мере практическое значение. Проблеме обеспечения пенсионеров в стране уделяется большое внимание, государство пытается путем реформы пенсионного обеспечения решить проблемы пенсионеров.
Таким образом, исследование уровня жизни граждан, в частности пенсионеров как наименее защищенной части населения, представляется достаточно важным, что позволяет подчеркнуть актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследовательской работы: формирование общих выводов об уровне жизни пенсионеров Волжского района.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Гипотеза: Приступая к исследованию, мы предположили, что уровень жизни пенсионеров Волжского района ниже, чем уровень жизни пенсионеров в целом по России.
Объект исследования: граждане пенсионного возраста от 55 лет и старше.
Предмет исследования: уровень жизни пенсионеров.
Методы исследования: логический (анализ и синтез, гипотеза), конкретно–социологический (личный опрос, анкетирование, статистическая обработка фактического материала).
Источниками для проведения исследования явились:
Практическая значимость исследования: материал исследования можно использовать в школьном курсе обществознания при изучении социально-экономической сферы жизни общества, а также в волонтерской деятельности.
ГЛАВА 1. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ И МЕТОДЫ ЕГО ОЦЕНКИ
Важным показателем и результатом социально-экономической жизни общества является уровень жизни его членов.
Уровень жизни – это уровень благосостояния населения, степень обеспеченности людей материальными и духовными благами с учетом разнообразных потребностей для счастливой жизни[2]. Даже из краткого определения видно, что это категория может быть понята и определена только с помощью комплекса показателей с учетом не только чисто экономической составляющей условий реальной жизни человека.
Действительно, Организацией Объединенных Наций (ООН) разработан и рекомендован солидный перечень конкретных характерных условий жизнедеятельности, которые в совокупности составляют понятие «уровень жизни»:
При рассмотрении перечня показателей следует прежде всего отметить, что некоторые показатели могут быть определены количественно, но целый ряд характеристик возможно определить только качественно и весьма условно. При этом возникает вопрос, а можно ли найти способ различные параметры свести к какому-то единому знаменателю и тем самым количественно дать ответ об уровне жизни в той или иной стране. Специалисты утверждают, что этого сделать нельзя, да и не нужно. Не нужно искать универсальный однозначный прямой показатель уровня жизни. Однако это не означает, что для оценки уровня жизни нельзя применять косвенные показатели, учитывающие если не все 12, то хотя бы 3-4 параметра из приведенного перечня[3].
Категория «уровень жизни» выходит по своему содержанию далеко за пределы чисто экономических проблем, однако в то же время экономическая составляющая играет решающую роль при рассмотрении этой категории. Прежде всего, это показатели материальной обеспеченности.
Размер дохода на душу населения является основным показателем уровня благосостояния и социального благополучия населения в любой стране, а также в межстрановых сравнениях по уровню жизни. По размеру дохода судят о социальном статусе человека по таким критериям, как нищие, бедные, люди среднего достатка, богатые. Дифференциация людей по указанным критериям уровня обеспеченности лежит в основе экономической политики любого государства.
Для оценки состояния дел в сфере экономики и в оценке статуса человека государство использует своеобразные экономические стандарты. Это показатели, которые позволяют определить степень социального неблагополучия в обществе и наметить меры ликвидации неравенства между членами общества. Показатели материальной обеспеченности, по которым можно судить о социальном расслоении в обществе, устанавливаются специальным законом. Одним из официальных стандартов для оценки уровня материальной обеспеченности, установленных в России, является бюджет прожиточного минимума (БПМ).
Бюджет прожиточного минимума – это такой уровень дохода в расчете на одного человека, который дает возможность сохранять свое здоровье и работоспособность при минимальном уровне потребления необходимых благ и услуг. Доход ниже БПМ означает, что человек не получает достаточных благ и тем самым рискует потерять свое здоровье и социальный статус, переходя из категории бедности в категорию нищеты.
Другими словами, БПМ – это граница бедности и нищеты. Следует обратить внимание на то, что прожиточный минимум – это не физиологический минимум благ, необходимый для физического выживания, а некоторый минимальный уровень для нормальной жизнедеятельности. Разумеется, этот своеобразный стандарт будет различным у разных стран и народов с учетом исторической динамики в развитии страны и достигнутого уровня экономического развития. Прожиточный минимум устанавливается правительством на основе расчетов стоимости так называемой потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения (трудоспособные, пенсионеры, дети) с учетом также особенностей проживания в разных экономических регионах страны.
Потребительская корзина - необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.
Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы[4]. Никакие другие блага, например, поездки, путешествия, ремонт квартиры или получение высшего образования в понятие прожиточный минимум не входят. Сумма рассчитывается только для покупки товаров или услуг первой необходимости.
Денежная стоимость прожиточного минимума зависит от динамики цен, а поскольку в России весьма высокий уровень инфляции, то в динамике мы наблюдаем постоянный рост уровня БПМ (в среднем на душу населения по итогам за 1 квартал соответствующих лет):
Таблица 1
Прожиточный минимум на душу населения в целом по РФ[5]
Год | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Величина прожиточного минимума, руб. | 6473 | 6307 | 7095 | 7688 | 9662 |
Для трудоспособного населения уровень выше среднего примерно на 10%, для детей – ниже среднего на 4%, а для пенсионеров – ниже среднего на 20%.
В каждой стране прожиточный минимум оценивается по разным критериям, и равен он разным суммам. Если в странах третьего мира он довольно невысок, то в странах с развитой экономикой прожиточный минимум намного выше, и в полной мере дает человеку необходимую финансовую поддержку. Прожиточный минимум отражает в себе экономическую ситуацию, макроэкономику и стандарты жизни, к которым привыкли сами граждане. Стоимость потребительской корзины каждой страны зависит от уровня жизни. Расчет производится по самым низким ценам, зафиксированным в государстве на тот или иной квартал. Высокий экономический статус страны позволяет включать в потребительскую корзину больше наименований продуктов и других товаров. Соотношение тех или иных товаров в каждой стране разное. Например, в потребительской корзине Германии преобладают социальные услуги, а в Соединенных Штатах Америки – продукты. Есть страны, которые включают в список продуктов деликатесы: во Франции, например, сыры и хорошее вино, в Германии - пиво.
В Европейских странах норма потребительской корзины соответствует уровню среднемесячной заработной платы, при этом, величина прожиточного минимума – 60% от месячного дохода в среднем. В США полагается социальное пособие, если доход гражданина не превышает 900 долларов. Конкретного понятия – потребительская корзина в Америке не существует. Для каждого гражданина страны рассчитывается набор необходимых услуг и товаров отдельно, учитывая штат, где он проживает. Самое интересное, что набор минимальных товаров и услуг в Америке включает в себя даже бензин, табачную и алкогольную продукцию.
ГЛАВА 2. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ ПЕНСИОНЕРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Пенсионеры в нашей стране, по мнению тех, кто составлял для них потребительскую корзину, потребляют меньше всех. Сложно сказать, правда это или нет, но стоимость потребительской корзины для них всегда рассчитывается ниже, нежели для других категорий граждан. Поэтому абсолютно в каждом регионе значения прожиточного минимума будут ниже, нежели у детей, либо трудоспособного населения. С одной стороны, рациональное зерно в этом есть, с другой – пенсионер лишён какого бы то ни было дохода, кроме пенсии, которая в свою очередь будет напрямую зависеть от прожиточного минимума.
В 2015 году величина прожиточного минимума пенсионера в целом по России составила 7951 рубль. Большие различия по этому показателю отмечаются в региональном разрезе по территориям РФ. Самый высокий прожиточный минимум пенсионера установлен в Ненецком автономном округе – 15053 рубля, самый низкий – в Республике Татарстан – 6367 рублей (для сравнения: в Республике Марий Эл - 7089 рублей)[6].
Проблемы сохранения достойного уровня жизни после выхода на пенсию волнуют людей во всех точках земного шара. При этом разговоры о размерах пенсий, пенсионном возрасте или социальном обеспечении пенсионеров не утихают не только в России, но и в других странах.
В XXI веке наблюдаются беспрецедентные глобальные демографические перемены, связанные с увеличением продолжительности жизни по всему миру, и старение населения занимает в них центральное место, поскольку к 2050 году пожилые люди (в возрасте 60 лет или старше) будут составлять более одной пятой от общей численности населения мира (22%), при этом их численность составит 2,03 миллиарда человек против нынешних 809 миллионов (11%). В России этот показатель составляет 20%, через 35 лет по прогнозам составит 28,8%, но при всеобщем росте российские темпы будут довольно низкими (в Японии доля пожилых людей в 2015 году составляет 33,1%, к 2050 году составит 42,5%).
Оценивая качество жизни пожилых людей в 96 странах мира, международная неправительственная организация «HelpAge International» ежегодно составляет рейтинг государств, который отражает степень успешности поддержки властями пожилых людей. Недавно опубликован рейтинг стран за 2015 год[7].
Авторы исследования проанализировали социальное и экономическое благополучие 901 млн пожилых людей, то есть 91% жителей всего мира старше 60 лет. Учитывались такие критерии как уровень пенсионного обеспечения, доступность и качество здравоохранения, уровень занятости и образования, а также общая благоприятность общественной среды. Данные для исследования предоставили Всемирная организация здравоохранения, Всемирный банк и Международная организация труда.
Самый высокий уровень жизни пожилых людей оказался в Швейцарии, второе место заняла Норвегия, третье — Швеция. Россия заняла в списке 65 место, то есть значение суммарного индекса поддержки пенсионеров в нашей стране невысокое. На последнем, 96 месте, находится Афганистан.
Любопытно, что достаточно высокое место в рейтинге, 33–е, занимает Эквадор. Обусловлено такое признание пенсионерами этой страны одной из лучших в мире не суммами пенсионных пособий, а тёплым климатом, относительно недорогим проживанием и продуманной льготной системой услуг для пожилых людей – это недорогое посещение культурных мероприятий (пенсионерам, как правило, требуется разностороннее общение), пониженные платежи за коммунальные услуги, значительные скидки на проезд.
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ ПЕНСИОНЕРОВ ВОЛЖСКОГО РАЙОНА
3.1. Сравнительный анализ размера пенсий и величины прожиточного минимума пенсионеров
С целью сравнения среднего размера пенсии в Волжском районе с размером пенсии в целом по России мы обратились в Управление Пенсионного фонда РФ в Волжском районе Республики Марий Эл, где получили данные о количестве пенсионеров и среднем размере пенсии в Волжском районе за последние пять лет. Данные о среднем размере пенсии в целом по России мы получили на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации[8].
Полученные данные мы представили в виде таблиц.
Таблица 2
Количество пенсионеров в Волжском районе
Год | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
Количество пенсионеров, чел. | 6069 | 6115 | 6251 | 6310 | 6411 | 6576 |
Таким образом, количество пенсионеров в Волжском районе с каждым годом увеличивается.
Таблица 3
Средний размер пенсии
Средний размер пенсии, руб. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
в целом по России | 8177 | 9024 | 9910 | 10890 | 12400 |
в Волжском районе | 5775 | 6322 | 7030 | 7732 | 8442 |
Как видно из полученных данных, средний размер пенсии в Волжском районе намного ниже среднего размера пенсии в целом по России.
Мы сравнили величину прожиточного минимума для пенсионера в Республике Марий Эл и в целом по России за последние пять лет.
Диаграмма 1
Прожиточный минимум для пенсионеров[9]
Очевидно, что прожиточный минимум в нашей республике значительно отличается от значения прожиточного минимума по России.
Средний размер пенсии по России в 2015 году составил 156% от прожиточного минимума, а в Волжском районе этот показатель равен 119%, что также подтверждает невысокий уровень доходов пенсионеров нашего района.
Проанализировав данные, можно сделать вывод, что за последние пять лет величина прожиточного минимума выросла на 63%, когда как средний размер пенсии увеличился всего на 46%, что говорит об ухудшении уровня жизни пожилых людей.
3.2. Анкетирование пенсионеров
В селе Помары и близлежащих населенных пунктах (п. Приволжский, д. Березники, д. Полевая, д. Ильнетуры) нами было проведено анкетирование 76 человек по восьми основным вопросам (приложение 1).
Цель опроса: выявление уровня жизни пенсионеров Волжского района.
64% опрошенных составили неработающие пенсионеры; 36% - работающие пенсионеры.
Мы выяснили, что средний размер пенсии среди опрошенных составляет 9606 руб., минимальный размер – 5000 руб., максимальный – 13 600 руб.
Но, тем не менее, 80 процентам опрошенных не хватает размера выплачиваемой пенсии.
Пенсия опрошенных распределяется следующим образом: 42% расходуется на питание, 17% - на лекарства, 27% - на оплату коммунальных услуг, 5% - на одежду, 1,7% - на досуг, 7,3% - на другие расходы. Таким образом, больше половины дохода пенсионеров тратится на питание и оплату коммунальных услуг и совсем мало остается на одежду и духовное развитие.
Половине опрошенных государство оказывает дополнительную помощь в виде различных льгот: оплаты коммунальных услуг, телефонной связи, проезда и других. Однако, другая половина находится в более трудном положении, не ощущая заботы со стороны государства.
Несмотря на ежегодное повышение пенсии, только 5% опрошенных ощущают повышение уровня жизни. Жизнь остальных 95% опрошенных не изменилась или даже становится хуже.
Также следует учесть тот факт, что 68% пенсионеров не получают материальную помощь от родственников.
А также мы выявили 11% пенсионеров, которым необходима помощь со стороны волонтеров, а именно убрать снег, принести воды, починить забор.
Анализируя ответы респондентов, можно прийти к следующим выводам:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конечной целью деятельности всякого общества является повышение уровня жизни и благосостояния населения. Одним из приоритетных направлений любого государства, безусловно, является создание достойной жизни лицам пенсионного возраста.
В проекте стратегии развития пенсионной системы до 2030 года Министерство труда и социальной защиты РФ рассчитывает, что со временем размер трудовой пенсии вырастет до 2,5-3 прожиточных минимумов. Но пока задача сохранения после выхода на пенсию уровня жизни, соизмеримого с доходом в период трудовой деятельности, решается медленно и трудно.
В ходе исследования мы изучили разнообразные источники по данной теме, выяснили значение понятий «уровень жизни», «прожиточный минимум», «потребительская корзина», изучили и проанализировали статистические данные, провели анкетирование пенсионеров, проанализировали результаты анкетирования и сделали выводы.
Анализ статистических данных и результатов анкетирования пенсионеров дает основание подтвердить выдвинутую нами в начале исследования гипотезу о том, что уровень жизни пенсионеров Волжского района достаточно низкий по сравнению с уровнем жизни пенсионеров в целом по России.
Также в ходе исследования нами выявлены следующие проблемы:
Выявленные проблемы позволяют сделать вывод о том, что необходимо увеличивать темпы роста пенсии до уровня темпов роста прожиточного минимума.
Посредством волонтерского движения Помарской школы необходимо организовать помощь нуждающимся пенсионерам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Анкета, предлагаемая пенсионерам Волжского района
Цель: выявление уровня жизни пенсионеров
б) нет
Приложение 2
Результаты анкетирования
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Диаграмма 5
Диаграмма 6
Диаграмма 7
[1] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изменениями и дополнениями)
[2] Кайзер Ф.Й. Экономика: базовый курс для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007.
[3] Хисамутдинов И.А. Основы экономики и теории рынка: учебное пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2010.
[4] Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
[5] Справочно-правовая система ГАРАНТ // http://www/garant.ru
[6] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru/
[7] Рейтинг стран мира по показателю качества жизни пожилых людей. Центр гуманитарных технологий // http://gtmarket.ru/
[8] Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации // http://www.pfrf.ru/
[9] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru/
Слайд 1
Социологический анализ электоральной активности молодежи Волжского района Выполнили: Семсеева Анастасия, Ефимова Зоя, Вишняков Михаил, обучающиеся 11 класса МОУ «Помарская СОШ» Научный руководитель: Никитина Е.В., учитель права Уровень жизни пенсионеров Волжского района: жить или существовать? Выполнили: Ефимова Анастасия, Чернова Екатерина, о бучающиеся 10 класса МОУ « Помарская СОШ» :Слайд 2
Объект исследования: граждане пенсионного возраста от 55 лет и старше Предмет исследования: уровень жизни пенсионеров
Слайд 3
Российская Федерация – социальное государство , политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
Слайд 4
Методы исследования: логический (анализ, синтез, гипотеза) конкретно-социологический (личный опрос, анкетирование, статистическая обработка фактического материала)
Слайд 5
Гипотеза: уровень жизни пенсионеров Волжского района ниже, чем уровень жизни пенсионеров в целом по России Цель исследования: формирование общих выводов об уровне жизни пенсионеров Волжского района
Слайд 6
Задачи исследования: Изучить имеющиеся источники по теме Выяснить значение понятий: «уровень жизни», «прожиточный минимум», «потребительская корзина» Изучить и проанализировать статистические данные по прожиточному минимуму, среднему размеру пенсии Выяснить количество пенсионеров, проживающих в Волжском районе Выяснить средний размер пенсии в Волжском районе, Республике Марий Эл, России Провести анкетирование пенсионеров в селе Помары и близлежащих населенных пунктах Проанализировать результаты анкетирования, сделать выводы
Слайд 7
Источники: нормативные правовые акты специальная литература – статьи в журналах, учебные пособия; Интернет-ресурсы; статистические данные по величине прожиточного минимума, среднему размеру пенсии; анкетирование пенсионеров Волжского района.
Слайд 8
Основные показатели уровня благосостояния народа Размер дохода на душу населения Прожиточный минимум
Слайд 9
Потребительская корзина
Слайд 10
Рейтинг стран мира по показателю качества жизни и благополучия пожилых людей 1. Швейцария 2. Норвегия 3. Швеция …. 65. Россия … 96. Афганистан
Слайд 11
Средний размер пенсии в Волжском районе и в целом по России
Слайд 12
Прожиточный минимум для пенсионеров
Слайд 13
Анкетирование
Слайд 14
Анкетирование
Слайд 15
Анкетирование
Слайд 16
Анкетирование
Слайд 17
Анкетирование
Слайд 18
Анкетирование
Слайд 19
Анкетирование
Слайд 20
Выводы: Анализ статистических данных и результатов анкетирования пенсионеров дает основание подтвердить выдвинутую нами в начале исследования гипотезу о том, что уровень жизни пенсионеров Волжского района достаточно низкий по сравнению с уровнем жизни пенсионеров в целом по России. Проблемы: темпы роста прожиточного минимума выше, чем темпы роста пенсии; пенсионеры ощущают недостаток материальных средств; некоторым пенсионерам необходима помощь в домашнем хозяйстве.
Слайд 21
Список литературы Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изменениями и дополнениями). Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Кайзер Ф.Й. Экономика: базовый курс для 10-11 кл . общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007. Липсиц И.В. Экономика: учебник для 10-11 кл . общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2008. Хисамутдинов И.А. Основы экономики и теории рынка: учебное пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2010. Пенсионному фонду – 25 // Волжские вести. 2015, №52. Пенсионная реформа // Волжские вести. 2016, №2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru/ Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации // http://www.pfrf.ru/ Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл // http://maristat.gks.ru/ Рейтинг стран мира по показателю качества жизни пожилых людей. Центр гуманитарных технологий // http://gtmarket.ru/ Справочно-правовая система ГАРАНТ // http :// www / garant . ru
Заяц, косач, медведь и весна
Этот древний-древний-древний мир!
Два морехода
Знакомимся с плотностью жидкостей
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев