Данная работа была представлена ученицей на ежегодной школьной научной конференции.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Астапковичская средняя школа»
Исследовательская работа на тему:
«Лишние слова» или
«Поговорим о словах-паразитах»
Работу выполнила:
ученица 8 класса
Червякова Дарья
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
Новгородова Надежда
Михайловна
2017-2018 учебный год
Содержание
І. Введение______________________________________________________3-4
ІІ. Основная часть________________________________________________5-11
4) Таблица слов-паразитов, наиболее употребляемых в разные годы___ 7-8
5) Слова-паразиты в художественной литературе __________________8
6) Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся _____8-10
7) Способы избавления от слов-паразитов ________________________11
ІІІ. Заключение _________________________________________________12
Литература_____________________________________________________13
Приложения____________________________________________________14
Введение
Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по «01»,
Срочно сообщает:
- Я не знаю, как начать…
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться.
В общем, значит, стало быть,
Ну, такое дело…
Можно трубку положить:
Всё уже сгорело!
Почему такой печальный финал у этого стихотворения? Причина проста. Виной всему слова-паразиты. «Ну вот, значит, так сказать, сами понимаете, ну, э-э-э, м-м-м, вот, я вот хочу вам сказать».
Сегодня все чаще они стали «проскальзывать» в речи и изменили ее не в лучшую сторону. Классические паразиты — те, которые в организме или в природе живут за счет других. Паразиты же лингвистические проникают в нашу речь, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон. Почему это происходит? Как с этим бороться? В своем исследовании я попыталась ответить на эти вопросы.
По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. Слова, которые не несут определённого значения, называются паразитами , их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются словами-паразитами, а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте. Этот класс слов мало изучен. Однако имеющаяся информация, содержащаяся в ресурсах сети Интернет, указывает на то, что такие слова не несут смысловой нагрузки.
Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что «наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе.
Объект исследования: речь учащихся МБОУ « Астапковичская средняя школа»
Цель исследования: доказательство того, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определение причин их употребления.
Задачи исследования:
Методы исследования:
1. Изучение теоретического материала о словах-паразитах;
2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;
3.Анкетирование;
4. Анализ полученных результатов
Гипотеза: если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке употреблять слова - «паразиты», то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи.
II. Основная часть.
1) Определение термина «слова-паразиты»
Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках, нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Да потому что знакомство с русским языком не ограничивается уроками в школе. Мы слышим, как говорят взрослые вокруг нас, смотрим телевизор и слышим речь, свободную от каких-либо норм. Зачастую речь выступающих маловыразительна, засорена.
Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.
Сорняки «пристают» к человеку и очень часто повторяются им в высказываниях даже небольшого размера, что очень затрудняет понимание и негативно сказывается на имидже говорящего. Использование слов-паразитов характерно для речи людей, которые недостаточно владеют языком, с бедным словарным запасом и синтаксисом. Но из-за возникшей «моды» на то или иное слово оно может встречаться в речи людей, владеющих литературной нормой.
Что же такое слова-паразиты? Паразит — организм, питающийся за счет другого организма. Слова-паразиты съедают смысл сказанного, они питаются нашей речью. Вспомните, как тяжело слушать человека, когда он сыплет мусорными словами. Попытки понять быстро прекращаются, и многие начинают считать количество произнесенных слов-сорняков Игра увлекательная, но для говорящего вредная. Многие люди хотят избавиться от своих слов-паразитов, а многие даже не осознают, что активно засоряют свою речь.
В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: частицы (указательная вот, ну, модальная, пожалуй, утвердительная так, вопросительная да, эмоционально-экспрессивные просто и прямо и сравнительная как бы), модальные слова (конечно, наверное, вероятно, кажется), вводные единицы (вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать) и местоимения (указательное местоимение это, сочетание указательного и определительного местоимений это самое, сочетание вопросительного местоимения, что и частицы ли, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения как его, местоименное наречие там и др.
2) Причины употребления лишних слов
Каждый человек понимает, что речь должна звучать. Но что же делать, если возникла неловкая пауза и тишина.… В лучшем случае вы услышите от своего собеседника красноречивое «ээээ-э» или «нуу-у».
Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-паразиты» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.
Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну, как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.
Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре «паразитов», начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае «слова-сорняки» говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
Причины употребления слов - паразитов можно разделить на четыре группы:
Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. Вот лишь некоторые примеры:
Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!
Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
У моих сверстников в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Мы зачастую так и живем – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Мы не обременены ответственностью, это сказывается и на речи.
Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.
«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.
«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.
«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.
«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.
4) Таблица наиболее употребляемых в разные годы слов-паразитов
70-е годы | 80-90-е годы | 2000-е годы |
На самом деле | Как бы | Ну, ну ваще |
Типа | Да? | Короче |
Так сказать | Блин | Прикинь |
Вот, вот так, ну вот | Это самое | Шикарно |
Практически | М-м-м | Пипец |
Фактически |
| Да не вопрос, без базара |
В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для создания характеристики того или иного персонажа. В речи автора сорных слов нет.
2. В речи генералов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина встречается много слов-паразитов: «вот», «эдак», «гм..», «да», «кабы», «тьфу», они подчёркивают никчёмность генералов, их паразитизм, стремление жить за счёт труда крестьянина.
6) Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся.
На уроках литературы, истории, географии в результате наблюдения я отметила: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, моим одноклассникам приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «мммм», «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать собственное высказывание. Восьмиклассникам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. С целью узнать, что знают ученики об употреблении этих слов, я провела анкетирование «Слова-паразиты в вашей речи», эксперимент-наблюдение «Частота употребления слов-паразитов».
В анкетировании и устном опросе принимали участие 25 учащихся 5-8 класса. (Приложение № 1, 2)
Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» показали:
14 опрошенных (56%) учащихся употребляют в своей речи слова-паразиты;
7 учащихся (28%) лишь иногда прибегают к их употреблению.
Только 4 учащихся – 16% полностью избегают употребления слов-паразитов в разговоре.
На вопрос, какие способы борьбы со словами-паразитами вы можете предложить, учащиеся ответили следующим образом: писали, что нужно применять физические методы искоренения слов-паразитов («ругать», «наказывать»). Другие считали, что «нужно меньше говорить». Только 15 учеников отметили, что нужно повышать культуру речи и больше читать. Таким образом, ясно, что большинство учащихся нашей школы не замечают лишние слова в речи и не знают способов борьбы с ними.
На основании наблюдений на уроках и во внеурочное время я составила частотный словарь слов-паразитов.
Самым распространенным в лексиконе учащихся 5-8 классов является слово «ну» (его использовали 56 раз); вот (13 раз). В 7-8 классах чаще всего употребляются такие слова - «паразиты» как «блин», «короче», «ё - мое», «ну», «как бы», «это самое», «типа», «это», «ваще», «чё…». Из них самые распространенные «ну (40,5%), «блин» (38%), «короче» (39,6%). (См. таблицу)
Самые распространенные слова - «паразиты», употребляемые учащимися нашей школы |
ну – 40,5% вот – 9,5% короче – 39,6% так– 8,7% чё - 10% это – 14,5% ваще – 12,2% как бы – 10,8% типа – 23% это самое – 14,5% блин – 38% |
Я проанализировала ситуации, при которых ребята использовали слова-паразиты. Приведу некоторые из них.
Слово-паразит | Что оно означает | Пример употребления в речи |
Короче | Резкость, желание быстрее закончить речь | Короче, дело было так... |
Как бы | Неуверенность в том, что говорит; приблизительность | Мы уже как бы читали эту книгу |
Типа | Желание выделиться Заменитель паузы | Ты типа самый умный? |
Это | Пауза во время говорения или употребления каких-то слов | Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений... |
Как его, ну как его, как это | Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить | Динозавры... как его... в процессе эволюции... как это ... вымерли. |
Вообще, ваще! | Лёгкое возмущение Итог речи | Идёшь в школу? - Ну, ты, ваще! Вообще, я сначала хотел… |
7) Способы избавления от слов-паразитов
В литературе я нашла несколько интересных способов избавления от слов-паразитов. Вот некоторые из них.
1. Не нужно бояться тишины. Вы совершенно напрасно пытаетесь заполнить паузы, вы просто не привыкли молчать во время выступления. Ничего страшного в этом нет. К тому же, вы даете время слушателям осознать сказанное вами.
2. Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад. Можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи.
3. Как только вы захотите сказать «эээмм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова-«паразиты».
4. Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова - «паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.
5. Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.
6. Пытайтесь контролировать свою речь, сделать её размеренной, анализировать поток слов, правильно расставляя интонацию.
7. Обретайте спокойствие. Слова - «паразиты» – результат волнения. Но вы просто представьте, насколько портят речь в кульминационных моментах такие слова.
8. Потренируйтесь ясно, грамотно и лаконично выражать свои мысли. Помните, лучше промолчать и додумать мысль, чем употреблять слова - «паразиты»!
9. Спланируйте те моменты речи, когда вы начинаете нервничать. Например, если вы хотите сделать деловое предложение, четко продумайте, в какую часть речи вам его вставить.
10. Краткость – сестра таланта. Чем объемнее доклад, тем больше слов - «паразитов» вы начинаете произносить. Сократите его, сделайте более информативным, не лейте «воду», и тогда у вас не останется места для слов - «паразитов»
III. Заключение
На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова - паразиты портят наш язык.
В ходе исследовательской работы я убедилась, что среди ребят нашей школы существует такая проблема, как употребление слов - «паразитов». Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью. Самыми распространенными словами - «паразитами» стали слова «ну», « блин» «короче».
Данная исследовательская работа поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев. Так давайте следовать завещанию великого классика.
IV. Литература
1. Дараган. Ю. В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи, М. juliadar@mail.ru..
2. Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев - Одесса, 1984
3. Левонтина И.Б. «О словах-паразитах» журнал «РЯШ» №15, 2004
4. Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка», М. 2004г.
5. «Словарь по общественным наукам» http:// www/ i-u / biblio / archive / kuitura %5Irehti / 07/ aspx.
6. Энциклопедия «Википедия» – электронный носитель.
7. «Энциклопедический словарь юного филолога», М. «Педагогика», 1984г.
Приложение 1
1.Знаете ли Вы, что такое слова-паразиты?
2. Какие Вы знаете слова-паразиты?
3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?
4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?
5. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?
6.Какие способы борьбы Вы можете предложить?
Приложение 2
Приложение 3
Слайд 1
«Лишние слова» или «Поговорим о Словах-паразитах» Работу выполнила ученица 8 класса МБОУ « Астапковичская средняя школа» Червякова Дарья 2018 годСлайд 2
« ЛИШНИЕ СЛОВА » Видит как-то гражданин, Что сарай пылает. Он звонит по «01», Срочно сообщает: - Я не знаю, как начать… Но, как говорится, Я звоню вам, так сказать, Чтобы поделиться. В общем, значит, стало быть, Ну, такое дело… Можно трубку положить: Всё уже сгорело!
Слайд 3
Актуальность проблемы Актуальность обоснована тем, что «наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становит ся неяркой, малопонятной невыразительной.
Слайд 4
Цель исследования: Доказательство того, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определение причин их употребления.
Слайд 5
Задачи исследования : Определить, что такое слова-паразиты; Выявить наличие в речи учащихся лишних слов ; Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты; Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами .
Слайд 6
Методы исследования: Изучение теоретического материала о словах-паразитах; Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков; Анкетирование; Устный опрос; Анализ полученных результатов.
Слайд 7
Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов.
Слайд 8
Слова-паразиты –те, которые не имеют смысла в данном контексте
Слайд 9
Причины употребления слов-паразитов Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удается быстро найти нужное слово); Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями; Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь; Мода на некоторые слова.
Слайд 10
Как слова-паразиты характеризуют человека Слово-паразит На какие черты характера указывает Просто Такой человек считает, что в жизни все должно быть банально, без всяких сложностей Как бы Условность Короче Человек не расположен к общению На самом деле Борец за правду Типа, значит Некая агрессивность Это самое Плохая память, лень при подборе нужного слова Так сказать, собственно Интеллектульность Вообще-то Нетерпимость, быстрая потеря самообладания
Слайд 11
Наиболее употребляемые в разные годы слова-паразиты 70-е годы 80-90-е годы 2000-е годы На самом деле как бы ну типа да? Ну, ваще Так сказать блин Короче Вот-вот, ну вот Это самое прикинь практически М-м-м шикардоз фактически Без базара Да не вопрос Вот так щазззз
Слайд 12
Название произведения « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыков -Щедрин «Петька Краснов рассказывает» В.М.Шукшин Слова-паразиты «Вот» «Эдак» «Гм..» «Да» «кабы» «Тьфу» «Вот» «Что ли» «Как их, эти..» «Ну..» «Говорит» «Тут» «Да» «Эти» «От» (вот) «Мол» «Такая» Слова-паразиты в литературе
Слайд 13
Итоги анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» Кв.1 -14 опрошенных чел.(56%) часто употребляют слова –паразиты Кв.2 -7 чел. (28%) –иногда Кв.3 -4 чел (16%) избегают употребления слов-паразитов
Слайд 14
Слова-паразиты в речи учащихся школы Самые распространенные : Ну-40,5 % это-14,5% Ваще-12,2% как бы-10,8% Вот-9,5% типа-23% Короче-39,5% это самое-14,5% Так -8,7% блин-38% Чё - 10%
Слайд 15
Ситуации, при которых ребята используют слова-паразиты Слово-паразит Что оно означает Пример употребления в речи Короче Резкость, желание быстрее закочить речь Короче, дело было так… Как бы Неуверенность в том, что говорит, приблизи- тельность Мы уже как бы читали эту книгу Типа Желание выделиться Типа ты самый умный? Это Пауза во времяговорения Есенин…это…любил… это..животных Как его Вместо каких-либо слов Динозавры..как его…в процессе эволюции…как это…вымерли Вообще, ваще Легкое возмущение, итог речи Идешь в школу? Ну, ты ваще !!!
Слайд 16
Способы борьбы со словами-паразитами, предложенные учащимися: Физические методы (ругать, наказывать) Меньше разговаривать Повышать культуру речи и больше читать (так считает только 15 человек) Следовательно, большинство учащихся нашей школы не знают, что такое слова-паразиты, не замечают их в речи и не знают способов борьбы с ними
Слайд 17
Способы избавления от лишних слов 1. Не нужно бояться тишины. 2. Практика,практика и еще раз практика! Читайте вслух свой доклад ,можно перед зеркалом. 3. Как только хотите произнести лишнее слово, сделайте вдох, остановитесь. 4. Прочитайте свой доклад другу, пусть он подсчитает лишние слова. 5. Соблюдайте при выступлении паузы. 6. Контролируйте свою речь, правильно расставляйте интонацию. 7. Будьте спокойны при выступлении. 8. Краткость-сестра таланта. Помните об этом.
Слайд 18
Вывод: 1. Я изучила лингвистическую литературу по теме исследования 2. Изучила распространенность слов-«паразитов» среди учащихся 5-8 классов нашей школы 3. Нашла способы снижения употребления слов-паразитов в речи 4. В результате анкетирования, наблюдения и эксперимента проанализировала наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты и составила частотный словарь.
Слайд 19
Заключение На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова- паразиты портят наш язык.
Слайд 20
«Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…» И.С.Тургенев
Слайд 21
Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает речь лучше , чем чтение качественной литературы. Рекомендации:
Слайд 22
Спасибо за внимание!
Подарок
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Мост Леонардо
Лепесток и цветок
Госпожа Метелица