Человек в своей жизни окружает себя многими вещами, которые всегда стремится сделать красивыми, будь то одежда, мебель, посуда, жилище. Самым доступным и распространенным способом украшения издревле был рисунок. Рисунок как узор нашивался на одежду, вышивался на коврах, украшал стены домов и другие предметы мебели.
Узоры всегда имели свои определенные выразительные и смысловые особенности, определенную область применения, свою цветовую композицию, иногда даже сакральное (духовное) значение. Такие узоры со временем стали называть орнаментом.
Вложение | Размер |
---|---|
buryatskiy_ornament.docx | 26.34 КБ |
Оглавление
Введение.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
Введение
Актуальность исследования.
Я стала обращать внимание на бурятские орнаменты, которые довольно часто встречаются нам в повседневной жизни. Но не все знают, что такое орнамент, какие они бывают и что символизируют. Поэтому тема «Бурятского орнамента» и выбрана мной в качестве исследования.
Целью исследования данной работы является изучение понятия бурятского орнамента, его смыслового значения и видов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- посетить библиотеку для поиска информации о бурятских орнаментах;
- прочитать литературу, которая описывает значение орнаментов;
- запечатлеть различные виды орнаментов, которые часто встречаются, и дать их описание.
Объект исследования: традиционная культура бурят.
Предмет исследования: символика бурятских орнаментов.
Методы исследования: сбор информации, классификация, анкетирование.
1. Понятие бурятского орнамента,
его функции и основные структурные элементы
Человек в своей жизни окружает себя многими вещами, которые всегда стремится сделать красивыми, будь то одежда, мебель, посуда, жилище. Самым доступным и распространенным способом украшения издревле был рисунок. Рисунок как узор нашивался на одежду, вышивался на коврах, украшал стены домов и другие предметы мебели.
Узоры всегда имели свои определенные выразительные и смысловые особенности, определенную область применения, свою цветовую композицию, иногда даже сакральное (духовное) значение. Такие узоры со временем стали называть орнаментом.
Орнамент – одно из древнейших проявлений народного творчества, это древнейшие магические узоры, которыми народ любил и умел украшать свой быт. Орнаменты, как культурная ценность любого народа, широко распространены в быту, народном искусстве, архитектуре и т.д.
Слово «орнамент» - латинского происхождения, в переводе означает «узор», «украшение». Бурятский орнамент («угалза») входит в группу орнаментов монголоязычных народов («хээ угалз»).
Орнаменты выполняют несколько функций. Древнейшая функция орнамента - магическая: человек разрисовывал свое тело, лицо, личные предметы теми или иными узорами, выступающими в роли защиты, оберега, талисмана. Декоративная функция узора - узор как украшение; информационная функция сводится к получению того или иного сведения о человеке, предмете или явлении.
В орнаменте как в рисунке выделяют составные части: элемент, мотив, композиция.
Элемент – самая мелкая структурная единица орнамента. Мотив – узор, состоящий из двух и более одинаковых или разных элементов. Композиция – узор из нескольких мотивов.
2. Классификация бурятских орнаментов
Существуют различные классификации орнамента:
1) В 19 веке орнамент разделялся на 2 категории:
- сочиненные мотивы (декоративные);
- условно подражательные (изображения реальных природных объектов);
2) В XX веке классификация стала выделять более конкретные подразделения:
- фигурные (образы животных);
- растительные;
- геометрические;
- смешанные.
3) Сейчас для исследования бурятского орнамента используются чаще всего классификация монгольского орнамента. Выделяются следующие типы:
- геометрический (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды, различные меандры, плетенки-узлы);
- зооморфный (изображение летящей птицы, бараньи рога, лев, дракон, рыбы, бабочки, таотэ;
- растительный (деревья, цветы, плоды, лотос, растительные побеги, сердцевидные, пальиетовидные мотивы);
- космогонический (солнце, луна, огненные, волнообразные, облачные, горообразные мотивы;
- культовый (буддийские символы) – это «восемь благих эмблем», зонт, рыба, раковина, лотос, сосуд, нить счастья, знамя, колесо; «восемь приносящих счастье даров» - раковина, волшебный плод, трава, сосуд, зеркало, горчица, краска, слоновая желчь; а также орнаменты семи сокровищ Чакравартина, китайские иероглифические знаки, монетовидный узор).
3. Характеристики групп орнаментов
Для монголоязычных народов самые распространенные орнаменты – геометрические. Ведущими мотивами геометрического орнамента являются “меандр” или “алхан хээ” – молоточный орнамент; рисунок стеганого матраса – шэрдэг – “шэрэмэл шэрдэгэй хээ”, “улзы” – “плетенка” и сложные сочетания крестообразного орнамента “хас” – “свастика”, круг.
“Меандр” или молоточный орнамент имеет множество вариантов. Меандр выражает идею вечного движения.
Орнамент “шэрдэг” – простегивание насквозь сухожильной ниткой использовалось для небольших по размерам войлочных матрасов. Такая операция у многих кочевых народов преследовала практическую цель: она должна была придать войлочному матрасу особую прочность.
Улзы – “плетенка” – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов.
Круг символизирует вечность, бесконечность.
Свастика – древний солярный знак, указывающий движение Солнца вокруг Земли и деления времен года на четыре сезона. Это знак содержит в себе идею движения в двух направлениях: по часовой стрелке и против. Правосторонняя свастика воспринимается как знак господства над материей и управления энергией. В этом случае поток физических сил удерживается, “завинчивается” с целью управления низшими силами.
Левосторонняя свастика, напротив, означает развинчивание физических инстинктивных сил, создает препятствия для прохода высших сил. Такая свастика представляется как символ черной магии и негативных энергий. Как солярный знак служит эмблемой жизни и света.
Инь-Ян – символ двойственности мира. Инь-Ян – это два уравновешивающих друг друга принципа, связанных с мужским и женским началами мироздания. Каждый из элементов содержит в себе зародыш противоположного: светлое Ян содержит в себе темную точку Инь и, наоборот, темное Инь несет в себе светлую точку Ян.
Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство. На самых разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота (табан хушуу мал). Популярны изображения животных 12-летнего цикла восточного календаря, в совокупности символизирующих пожелание долголетия, благоденствия. Самым распространенным орнаментом этой группы является “эбэр угалза” (буквальный перевод – “роговидный орнамент”), вторым по значимости считается “хамар угалза” (“носовидный орнамент”). Далее следуют: Дракон – мифический персонаж, в переводе с греческого – “видящий”; Лев – в основном, его фигурами украшаются предметы культа; Гаруда – образ царя птиц; Черепаха – с его образом связан орнамент в виде круга, разделенного на симметричные сегменты – “шоу”;
Слон – символ власти и силы, олицетворяющий элемент земли; Бабочки – эти орнаменты используются при изготовлении украшений, при декоре элементов костюма, обуви, кисетов, рукавиц, головных уборов, существует около 30 вариантов ее изображения.
Растительный орнамент отражает важнейшую ступень в познании мира человеком, этап осмысления законов природы. Этот тип включает в себя изображения листьев, цветов, стеблей, побегов: лиственный узор (набшаhан угалза), цветочный узор (сэсэг угалза) и лотосовый узор. Они широко используются в декоре элементов костюма, предметов быта, в архитектуре, живописи, буддийской скульптуре.
Деревья, растения – символы материнства, плодородия и воплощения жизненной энергии, многозначный символ, известный практически всем народам мира.
Отдельно в этой группе орнаментов выделяется цветок лотоса, пришедший в искусство бурят, монголов вместе с буддизмом. Символизирует жизнь и процветание, в некоторых странах составляют основу для национальных эмблем и орнаментов.
Цветок лотоса – обязательный элемент буддийской иконографии. Различают несколько вариантов лотоса, каждый из них имеет разные цветовые оттенки, при этом форма остается неизменной, т. е. имеет единый общепринятый характер цветка и листьев.
В основу этой группы орнаментов легли окружающие человека объекты: Солнце, Луна, звезды, огонь, вода, горы, облака, радуга.
Соёмбо – диск Солнца, полумесяц, огонь – древние прародители монголоязычных народов. Солнце и Луна – носители полярных качеств: солнечная страсть, тепло, жара ассоциируется с мужским началом, холодная зыбкая природа лунного света, связанного с океаном, водой, связывается с женским началом. Огонь символ возрождения и очищения.
Молния в буддийском искусстве изображается в форме атрибута некоторых божеств, таких как Очирвани.
Вода как орнаментальный мотив изображается в виде волн. Один из четырех первоэлементов, из которых состоит мир.
Орнамент гора, скала – символ твердости, устойчивости и постоянства. Гора и скала – жилище духа или бога.
Радуга – hолонго. Символ связи Неба и Земли – мост между ними. В бурятском декоративном искусстве радужным орнаментом расписывается лицевая сторона мебели (ханза), из шелковых тканей с изображением такого орнамента шьется нарядная одежда для мужчин и женщин.
Облака –үүлэн угалза – облачный орнамент – в тибетской традиции “путь белых облаков” – символ духовного развития и совершенства.
Довольно обширная группа, которая включает в себя сочетание некоторых элементов орнаментов четырех групп с ламаистской символикой. К главным изображениям относятся восемь жертвоподношений “найман тахил ”: белый зонт, рыбы, священный сосуд, лотос, раковина, улзы, жалсан и хорло. Было еще несколько видов изображений – “долоон эрдэни”, “гурбан эрдэни”, “зэндэмэни эрдэни” и т.д.
К ламаистской символике относятся хорло, установленный над входом в храм, ганжиры, жалцаны, а также молитвы – монограммы, имеющие декоративный вид, например, “намжвандан” – молитва Дуйнхор бурхану.
4. Орнаменты в нашей жизни.
Мною в нашей школе среди учащихся 2-8 классов было проведено анкетирование на знание бурятского орнамента.
На вопрос, что такое орнамент? Из 28 участников опроса, 8 человек ответили, что это рисунок, 15 - узор и 5 учащихся начальной школы не знали.
То есть, ребята представляют, что такое орнамент.
На вопрос, где Вам встречался бурятский орнамент? Получены следующие ответы:
в дацанах – 10; музее – 7; на домах – 1; на одежде – 3; в книгах – 7.
На вопрос, знаете ли Вы значение бурятского орнамента?
Получены ответы: да – 2; нет – 26.
Вывод: большинство учащихся нашей школы не знакомы со значением бурятских орнаментов.
Результаты анкетирования я оформила в виде таблицы.
1-ый вопрос | 2-ой вопрос | 3-ий вопрос |
Узор – 15 чел./53 % | В дацанах – 10 чел/35 % | Да -2 чел./7 % |
Рисунок – 8 чел./28 % | В музее -7 чел./25 % | Нет – 26 чел./93 % |
Не знали – 5 чел./17 % | В книгах – 7 чел./25 % | |
На одежде -3 чел.10 % | ||
На домах – 1 чел./3 % |
Поэтому мне стало интересно, как часто встречаются орнаменты в нашей жизни.
Орнамент является неотъемлемой частью любой архитектуры, отображающий своеобразие национальной культуры. Интересным представляется изучение использования и значения наиболее популярных бурятских орнаментов.
Соембо – диск солнца и полумесяц – древние прародители монголоязычных народов украсили флаг Республики Бурятия. Символы благоденствия, благополучия, богатства, счастья. Земным эквивалентом Солнца является Огонь, который с древнейших времен не только согревал, но и давал надежду, пищу, кров-символ жизни, света тепла. Огонь-символ возрождения. Трехязычковое пламя в эмблеме Бурятии символизирует прошлое, настоящее и будущее. Огонь, пламя всегда стремятся вверх – к Солнцу, небу. Огонь - символ очищения.
Так, например, разновидности «улзы», означающий бесконечный цикл перерождений, украшают: Кыренский дацан, стены коридора нашей школы, дверь краеведческого музея, вывеска районной типографии.
При входе в администрацию национального парка «Тункинский» есть стенды. Они украшены орнаментами набшаhан угалза, сэсэг угалза.
Также я побывала в районной библиотеке в поисках орнаментов и специальных книг по этой теме. Там много стендов и они все оформлены с помощью бурятских орнаментов. Среди них встречаются следующие орнаменты: тумэн жаргалан, улзы, круг.
Вывеска редакции районной газеты «Саяны» украшена орнаментом улзы.
Изображение орнамента «меандр», выражающего идею вечного движения, уважения и любви к ремеслу, встречается на стенах коридора в главном корпусе нашей школы.
Популярно использование различных бурятских орнаментов при внешнем оформлении организаций общественного питания (кафе, закусочные). Таким образом, на вывеске закусочной возле районной поликлиники изображён орнамент «Зоод» или черепаха, который символизирует бессмертие.
В январе, будучи на каникулах, я ездила в Улан-Удэ к дедушке. Мы сходили в театр Бурятской драмы и театр оперы и балета. Орнамент «меандр» использован при оформлении пола в здании театра Бурятской драмы. «Улзы» также оформлены памятные надписи в театре, именно как символ, на мой взгляд, вечной памяти. Театр оперы и балета является также памятником архитектуры. На здании театра изображены зооморфные, сложные растительные орнаменты, принадлежность к музыке отображают музыкальные инструменты в орнаментальной композиции. Колонны театра украшены эбэр угалза – роговидным орнаментом, символизирующим плодородие скота.
Много разновидностей орнаментов встречаются на учебниках по бурятскому языку и литературе, в кабинете бурятского языка, музее, коридоре главного корпуса нашей школы. А также изобилие орнаментов мы видим на национальных костюмах, на сувенирах, на унтах.
Отдельно хотелось бы выделить использование бурятских орнаментов в оформлении буддийских храмов, внутреннего убранства дацанов, культовых атрибутов.
В дацанах мы встречаем следующие изображения:
1) Инь - ян, символ двойственности мира (добро и зло, женщина и мужчина, белое и черное);
2) Множество растительных орнаментов – набшаhан угалза (лиственный орнамент), сэсэг угалза (цветочный орнамент);
3) Орнаменты в виде круга, разделенного на симметричные сегменты – “шоу”, символ мудрости и вечности;
4) Разновидости улзы – плетенки;
5) Культовые орнаменты: «две золотые рыбы» - символизируют бдительность; «драгоценный сосуд» - символизирует благие намерения; «драгоценный зонт» - защищает от злых помыслов, «цветок лотоса» - символ божественного происхождения. Здесь ярко проявляется взаимосвязь орнамента с духовной культурой. Отмечается использование практически всего многообразия орнаментальных композиций. Это и геометрические орнаменты, зооморфные, растительные, культовые.
Заключение
Бурятский орнамент всегда обладал глубокой содержательностью, играл роль оберега, талисмана и благопожелания. В сложные или наоборот лаконичные узоры были включены пожелания здоровья, долгих лет жизни, многочисленного потомства, счастья и богатства.
Между тем, бурятская орнаментика пока еще мало исследована. Она хранит в себе множество загадок, раскрытие которых значительно обогатит представления о самобытной культуре бурятского народа.
Бурятские орнаменты многообразны, создают красоту и гармонию, неразрывно связаны с традиционным укладом и бытом народа, являются результатом длительного исторического развития.
После проведения исследования, я сделала следующие выводы:
- бурятский орнамент называется «угалза», что значит «узор»;
- каждый бурятский орнамент имеет свой глубокий смысл, играет роль оберега, талисмана и благопожелания;
- бурятский орнамент сегодня широко используется при оформлении зданий и сооружений, как культурного, так и духовного назначения;
- тема бурятских орнаментов очень интересна и в одной работе нельзя раскрыть все, поэтому, я планирую изучать ее дальше.
Исследование элементов национальной культуры дает обширные знания по всем направлениям о малой Родине, о родной Земле, поэтому рекомендую своим ровесникам начать изучение любого предмета или вопроса из нашей национальной культуры.
Список использованной литературы:
1. Алагуева В. Золотая книга о бурятах.
2. Балданов Ж.Д. Симметрия в бурятских орнаментах.
3. Балдаев Ф.И. Бурятский народный орнамент.
4. Баторова Е.А. Бурятский орнамент XVIII-XX веков.
5. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева.
6. Пазников О.И. Традиции и современность изобразительного искусства Бурятии.
Рисуем ананас акварелью
Рисуем крокусы акварелью
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Рождественские подарки от Метелицы
Мост из бумаги для Киры и Вики