Исследовательская работа «Влияние учебной нагрузки на здоровье учащихся Пертовской школы» стимулирует познавательную активность, формирует интеллектуальную атмосферу, показывает неразрывную связь математики с медициной. Данная работа способствует пониманию учащимися здорового образа жизни, физического и психического здоровья личности.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_uchebnoy_nagruzki_na_zdorove_uchashchihsya_pertovskoy_shkoly.docx | 59.67 КБ |
МОУ «Пертовская школа»
муниципального образования – Чучковский муниципальный
район Рязанской области.
Рязанская область, Чучковский район, село Пертово.
Исследовательская работа
«Влияние учебной нагрузки на здоровье учащихся Пертовской школы».
Авторы работы:
Уклейкина Дарья 7 класс
Терёхина Алина 7 класс
Руководитель:
Гусева М.Н.,
учитель математики высшей категории
2018 год, с.Пертово
Цель работы:
1. изучение влияния учебной нагрузки на учеников нашей школы, их отношение к учебе.
2.влияние пятидневной (шестидневной) учебной недели на здоровье учеников.
3. развитие познавательных и творческих способностей, формирование исследовательских навыков.
Задачи работы:
1.изучить здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе.
2.по литературным источникам изучить влияние учебной нагрузки на здоровье учащихся.
3. проанализировать заболеваемость учащихся за 3 года.
4. выявить причины вызывающие усталость школьников, изучить влияние учебной нагрузки на учеников нашей школы.
5. изучить отношение учащихся к выполнению домашнего задания по предметам.
6.формировать умение сравнивать, выделять общее, проводить аналогию.
7.развивать абстрактное мышление учащихся.
8.развивать активность, интерес к изучению математики, способствовать творческому и практическому использованию математических знаний.
9.способствовать развитию математического мышления, расширению математического кругозора.
Гипотеза исследования:
правильно организованное обучение будет способствовать благоприятному всестороннему развитию учащихся, укреплению их здоровья, если:
- правильно организован режим дня школьника.
- проанализированы причины заболеваемости учащихся;
- изучены литературные источники о влиянии учебной нагрузки на здоровье учащихся;
- выявлены причины, вызывающие усталость школьников;
Краткая аннотация исследовательской работы.
Исследовательская работа «Влияние учебной нагрузки на здоровье учащихся Пертовской школы» стимулирует познавательную активность, формирует интеллектуальную атмосферу, показывает неразрывную связь математики с медициной. Данная работа способствует пониманию учащимися здорового образа жизни, физического и психического здоровья личности.
Ожидаемый результат.
1. более тесное сотрудничество педагога, родителей и их детей.
2.повышение интереса к изучению предметов – математике, информатике.
3. повышение качества знаний по математике (работа на «опережение»)
4. повышение интереса учащихся к современным ИКТ.
Перспективы развития:
1.данная работа может быть реализована на базе других школьных учреждений с использованием местного материала.
2.для распространения идей можно провести семинар на РМО учителей математики и физики.
3.данный материал можно использовать на классном часе по здоровьесбережению.
Вступление.
1.Здоровье личности.
"Здоровье – это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек" академик И.П.Павлов.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Благополучие касается всех аспектов жизни человека и необходимо гармоническое сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного компонентов жизни. Ни одним из них нельзя пренебрегать, если стремишься к здоровью и благополучию.
Хотя в последние годы наблюдается значительный интерес к этой проблеме, многие из участников образовательного процесса мало что делают для улучшения собственного здоровья. Физическое здоровье – состояние, при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и оптимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
Психическое здоровье предполагает психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию. Путь к психическому здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями, неуверенностью в себе. Психическое здоровье предусматривает тренировку психики, развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения и др.), воспитание дисциплины ума и чувств. Критериями психического здоровья являются адекватность и адаптивность личности.
Социальное здоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение к миру.
Важным показателем благополучия нации является количество преждевременных смертей. Преждевременной принято считать смерть, наступившую до 65 лет. Если проанализировать главные причины смерти людей, то можно согласиться с тем заключением, что во многих случаях трагического исхода можно было избежать, если бы люди вели здоровый образ жизни.
Средняя продолжительность жизни в Древней Греции была 18 лет, в Риме к началу нашей эры – 21 год, в дореволюционной России – 32 года, в СССР – 72 года. В настоящее время средняя продолжительность жизни в экономически развитых странах достигла 80 лет и более (например, в Японии у женщин – 83 года, у мужчин – 76 лет). Средняя продолжительность жизни женщин выше, чем у мужчин, так как у женщин более высокая биогенетическая выносливость, связанная с миссией продления рода, меньше вредных привычек, более благоприятный липидный обмен.
В России, в том числе и Рязанской области, в настоящее время средняя продолжительность жизни составляет 65 лет: у мужчин – 58 лет, у женщин – 72 года. Численность населения России и Рязанской области сокращается, основной причиной этого является превышение смертности над рождаемостью, которое наблюдается с 1992г.
Признаками здоровья являются: устойчивость к действию факторов внешней среды; наличие резервных возможностей организма; отсутствие, какого – либо заболевания или дефектов развития; высокий уровень морально – волевых и ценностно-мотивационных установок; показатели роста, развития и функциональное состояние организма в соответствии со среднестатистической нормой.
К факторам риска для здоровья, относят те факторы, которые способствуют развитию таких заболеваний, как ожирение, атеросклероз, гипертония, сахарный диабет, иммунодепрессия, онкологические заболевания. Основными факторами риска для здоровья человека являются психическое перенапряжение, гиподинамия, нерациональное питание, избыточная масса тела, злоупотребление алкоголем, курение, которое тесно связаны с поведением человека.
Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Под взаимоотношениями подразумевается сложный комплекс действий и переживание, наличие полезных и вредных привычек.
Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, сохраняя и укрепляя собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль поведения, способствующий здоровью.
2. Режим дня школьника.
Основной фактор здоровья – образ жизни: включает в себя и режим дня. Режим дня школьника напрямую зависит от учебной нагрузки. В этой работе мы также изучили влияние пятидневной и шестидневной учебной недели на здоровье учащихся, что имеет огромное значение на формирование молодого организма. Администрация нашей школы предоставила нам учебный план основного общего образования для 5-7 классов МОУ «Пертовская школа», реализующей программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на 2017-2018 учебный год (при шести и пяти дневной учебной неделе), а также учебный план для 8-11 классов МОУ «Пертовская школа», реализующего программы основного общего и среднего общего образования в соответствии с приказами Министерства образования Российской Федерации от 5.03.2004 №1089 и от 9.03.2004 №1312 на 2017-2018 учебный год (при шести и пяти дневной учебной неделе). Мы рассмотрели учебную нагрузку учащихся с 5 по 11 класс.
Распределение учебной нагрузки в 5-7 классах при шести дневной учебной недели.
5 класс – 32 часа (4 дня по 5 уроков + 2 дня по 6 уроков)
6 класс – 33 часа (3 дня по 6 уроков + 3 дня по 5 уроков)
7 класс – 35 часов (5 дней по 6 уроков + 1 день по 5 уроков)
В каждой параллели отводится 1-5 часов на внеурочную деятельность.
Распределение учебной нагрузки в 5-7 классах при пятидневной учебной недели.
5 класс – 32 часа (2 дня по 7 уроков + 3 дня по 6 уроков)
6 класс – 33 часа (3 дня по 7 уроков + 2 дня по 6 уроков)
7 класс – 35 часов (5 дней по 7 уроков)
В каждой параллели отводится 1-5 часов на внеурочную деятельность.
Вывод: из приведённых расчётов видно, что количество уроков в день при пятидневной учебной недели увеличилось.
Распределение учебной нагрузки в 8-11 классах при шести дневной учебной недели.
8 класс – 35 часов (5 дней по 6 уроков + 1 день по 5 уроков)
9 класс – 35 часов (5 дней по 6 уроков + 1 день по 5 уроков)
10 класс – 36 часов (6 дней по 6 уроков)
11 класс – 35 часов (5 дней по 6 уроков + 1 день по 5 уроков)
В каждой параллели отводится 2-4 часа на внеурочную деятельность.
Распределение учебной нагрузки в 8-11 классах при пятидневной учебной недели.
8 класс – 35 часов (5 дней по 7 уроков)
9 класс – 35 часов (5 дней по 7 уроков)
10 класс – 36 часов (4 дня по 7 уроков + 1 день по 8 уроков)
11 класс – 35 часов (5 дней по 7 уроков)
В каждой параллели отводится 2-4 часа на внеурочную деятельность.
Вывод: из приведённых расчётов видно, что количество уроков в день при пятидневной учебной недели увеличилось.
В декабре 2017 года в районе проходило голосование учителей, родителей и учеников за пяти и шести дневную учебные недели. В нашей школе большинством голосов выбрана шестидневная учебная неделя. И это даёт положительный результат. Вот что получилось в результате проведённого исследования.
Среди молодых людей все чаще встречаются такие, у которых исчезает интерес к учебе, и ухудшается здоровье.
Анализ заболеваемости учащихся МОУ «Пертовская школа»
Таблица №1.Заболеваемость учащихся школы за два года.
год | 2015-2016 г.г. | 2016-2017 г.г. |
кариес | 24% | 21% |
ожирение | 20% | 18% |
плоскостопие | 26% | 25% |
миопия | 7% | 15% |
сколиоз | 23% | 21% |
Диаграмма №1.Заболеваемость учащихся за два года.
Вывод: заболевание миопия возросло в 2 раза и составляет 15%, сколиоз за последние два года в среднем составляет 22%, уровень всех заболеваний в основном не меняется.
Таблица №2.Группы здоровья.
Год: | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 |
1 группа здоровья | 18% | 25 % | 30% |
2 группа здоровья | 50% | 55% | 48% |
3 группа здоровья | 32% | 19% | 22% |
4 группа здоровья | 0% | 1% | 0% |
Диаграмма №1. Группы здоровья.
Вывод: графическое исследование показывает, что большая часть учащихся школы составляет II группу здоровья (группа риска) и составляет в среднем 50%. А самое главное, количество учащихся 1 группы здоровья в течении трёх лет постепенно возрастает. Это говорит о том, что учащиеся нашей школы меньше перегружены уроками, меньше переутомляются в течение дня, количество здоровых детей в школе в 2015-2016 г.г. по сравнению с 2013-2014 г.г. увеличилось в 1,6 раза.
Но проблема ухудшения здоровья у школьников существует и в нашей школе. Более частыми заболеваниями являются: сколиоз, миопия, кариес, ожирение и др.
Мы решили изучить влияние учебной нагрузки на учеников нашей школы, а также их отношение к учебе.
Способы и методы исследования.
Исследования проводились по трем направлениям.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: 1. статистический опрос.
2. обработка полученных данных, построение графиков и диаграмм.
3. анализ и сравнение полученных результатов.
Экспериментальная часть работы.
Мы провели анкетирование среди учащихся 6-11 классов «Выявление причин, вызывающих усталость школьника» (приложение №1).
Используя методы математической статистики, обработали полученные данные, построили диаграммы, получили следующие результаты:
1.Выявление причин, вызывающих усталость в школе.
Таблица №1.Что у вас вызывает усталость в школе?
Причины: | 6 класс % | 7 класс % | 8 класс % | 9 класс % | 10 класс % | 11 класс % |
Большой объем информации | 0% | 0% | 4% | 25 % | 0% | 34% |
Состояние здоровья | 0% | 25% | 0% | 0% | 0% | 0% |
Большой объем д/з | 0% | 0% | 32% | 25 % | 17 % | 33 % |
время года | 20% | 0% | 8% | 25 % | 0% | 0% |
количество уроков в один день | 80% | 75 % | 24 % | 25 % | 33% | 0% |
Совпадение письменных работ в 1 день | 0% | 0% | 32 % | 0% | 50 % | 33 % |
Диаграмма №1.
Анализ графика.
По графику видно, что для учащихся 6 класса основными причинами, вызывающими усталость на уроках являются:
- количество уроков в один день (80%);
- время года (20%).
Для учащихся 7 класса основными причинами, вызывающими усталость на уроках являются:
- состояние здоровья (25%);
- количество уроков в один день (75%).
Для учащихся 8 класса основными причинами, вызывающими усталость на уроках являются:
- количество уроков в один день (24%)
- большой объем домашнего задания (32%);
- большой объем информации на уроках (4%);
- совпадение письменных работ в один день (32%);
- время года (8%);
Для учащихся 9 класса основными причинами, вызывающими усталость на уроках являются:
- количество уроков в один день (25%);
- большой объем домашнего задания (25%);
- количество уроков в один день (25%);
- время года (25%).
Для учащихся 10 класса основными причинами, вызывающими усталость на уроках являются:
- количество уроков в один день (33%);
- большой объем домашнего задания (17%);
- совпадение письменных работ (50%).
Для учащихся 11 класса основными причинами, вызывающими усталость на уроках являются:
- большой объём информации (34%);
- большой объем домашнего задания (33%);
- совпадение письменных работ (33%).
Вывод: сравнивая данные учащихся 6-11 классов, можно увидеть следующие результаты: по динамике показателей заметно, что усталость учеников в старших классах (8-11) зависит от большого объема домашнего задания, количества уроков в один день, совпадения письменных работ, а в 6-7 классах - от количества уроков в один день. Таким образом, чувство усталости испытывают ученики как среднего звена, так и старших классов, что доказывает нецелесообразность проведения контрольных и проверочных работ в один день. Многие дети не удовлетворены объемом домашнего задания.
2.Затраты времени на подготовку домашнего задания.
Таблица №2.Сколько времени вы тратите на выполнение домашнего задания?
Время | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
Менее1 часа | 16% | 0% | 8% | 25% | 0% | 0% |
1-2 часа | 20% | 50% | 4% | 50% | 16% | 50% |
2-3 часа | 64% | 50% | 56% | 25% | 0% | 50% |
3-4 часа | 0% | 0% | 0% | 0% | 17% | 0% |
4-5 часов | 0% | 0% | 32% | 0% | 50% | 0% |
более 5 часов | 0% | 0% | 0% | 0% | 17% | 0% |
Диаграмма№2
Анализ графика.
По графику видно, что:
- учащиеся 6 класса затрачивают на подготовку д/з 2-3 часа;
- учащиеся 7 класса затрачивают на подготовку д/з 2-3 часа;
- учащиеся 8 класса затрачивают на подготовку д/з 2-3 часа;
- учащиеся 9 класса затрачивают на подготовку д/з до 2 часов;
- учащиеся 10 класса затрачивают на подготовку д/з 4-5 часов;
- учащиеся 11 класса затрачивают на подготовку д/з до 2 часов.
Вывод: таким образом, можно отметить, что в среднем на выполнение домашнего задания уходит 2-3 часа. Основная часть учащихся садится за выполнение домашнего задания без желания, но с чувством долга. К выполнению домашнего задания практически все приступают вечером. В среднем дети ложатся спать в 23-24 часа.
3.Объём домашнего задания по предметам.
Таблица №3.Завышается ли объём домашнего задания по предметам? Если да, то по каким.
Предметы: | 6 класс % | 7 класс % | 8 класс % | 9 класс % | 10 класс % | 11 класс % |
завышается | ||||||
нет | 16% | 25% | 70% | 30% | ||
русский язык | 45% | |||||
математика | 48% | 55% | 50% | 30% | ||
литература | ||||||
биология | 13% | |||||
иностранный язык | 15% | |||||
физика | 34% | 30% | 17% | 37% | ||
история | 16% | |||||
другие предметы | 32% | 33% |
Диаграмма №3
Анализ графика.
По графику видно, что:
-учащимся 6 класса завышают объём домашнего задания по математике и истории.
-учащимся 7 класса завышают объём домашнего задания по математике и русскому языку.
-учащимся 8 класса завышают объём домашнего задания по математике и физике.
- учащимся 9 класса завышают объём домашнего задания по математике и физике и иностранному языку.
-учащимся 10 класса завышают объём домашнего задания по физике и биологии.
-учащимся 11 класс завышают объём домашнего задания по физике и другим предметам.
Вывод: анализируя этот график, можно отметить, что завышение объема домашнего задания учащиеся отметили по математике, физике, русскому языку, истории, биологии, иностранному языку. С тем, что в качестве домашнего задания имеют место трудоемкие, но малоэффективные домашние задания согласилась большая часть учеников 6 -11 классов.
Заключение.
Утомлением считается временное снижение работоспособности, вызванное интенсивной или длительной работой. Однако следует добавить что, утомление является следствием не только работы, но и тех условий, в которых она совершается (освещенность, воздушно-тепловой режим, организация рабочего места школьника и т.д.). Несомненно, оказывает влияние на развитие утомления и отношение к учебе, мотивация волевых условий, учебная нагрузка, объем домашнего задания, здоровье учащихся.
За последние годы органами и учреждениями образования осуществлена значительная работа по перестройке процесса обучения детей и подростков: учебный материал излагается теперь на более высоком уровне трудности, ускорился темп обучения, внедрены ИКТ, изменена постановка трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся. Изменения в учебно-воспитательном процессе способствовали увеличению учебной нагрузки, большому объему информации на уроках и большому объему домашнего задания.
Мы считаем, что для снижения утомления и лучшего восприятия знаний учащимися, необходимо уменьшить количество уроков в один день (а этому способствует шести дневная учебная неделя), объем домашнего задания, больше внимания уделять урокам физического воспитания, пропаганде здорового образа жизни.
"Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто". (Сократ)
Литература:
1.Здоровьесберегающие технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин, А.М. Рямова, А.Д.Кувшинкова, Рязань 2003г (методические рекомендации, РИРО).
2.Учебник математики 6 класс, Н.Я.Виленкин и др.,2016 год.
Содержание работы
1.Вступление. Здоровье личности.
2.Режим дня школьника.
3.Способы и методы исследования.
4.Экспериментальная часть работы.
1)Выявление причин, вызывающих усталость в школе.
2)Затраты времени на подготовку домашнего задания.
3)Объём домашнего задания по предметам.
5.Заключение.
6.Литература.
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Что общего у травы и собаки?
Юрий Визбор. Милая моя
Император Акбар и Бирбал
Пчёлки на разведках