В этом проекте ученица изучает состояние иммунитета учащихся 5-8 классов в зависимости от соблюдения гигиенических норм.
Вложение | Размер |
---|---|
pyatoe_koleso.docx | 32.14 КБ |
Областной конкурс исследовательских работ «Пятое колесо».
Номинация: «Здоровая среда».
Тема работы: «Оборудование и технологии для
поддержания здоровой среда».
Автор работы: Изотова Мария Александровна (04.08.2006 г.р.)
Руководитель: Лёвкина Алла Петровна (учитель химии и биологии)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Трубчевская средняя общеобразовательная
школа №2 им. А.С.Пушкина, Брянская область
2018 год
Оглавление.
Введение стр.3
Основная часть стр.4-10
Заключение стр.11-13
Список используемой литература стр.14
Приложение.
Введение.
Моя мама, как и любая любящая своих детей мать хочет, чтобы я росла здоровой, умной, адаптированной к любой жизненной ситуации девочкой.
Поэтому я выбрала тему близкую мне. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим учёбы и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также жизненные цели и ценности. Главная проблема сегодняшнего образования в том, что дети мало двигаются. Все школьные годы они большую часть дня сидят, хотя в нашем возрасте движение необходимо нам как воздух, это наша физиологическая потребность, от недостатка движения мы плохо развиваемся. Именно поэтому уже в младших классах у детей катастрофически ухудшаются зрение и осанка. Для этого учителя совместно с медиками придумали физминутки в игровой форме .
Чтобы найти проблемы участившихся заболеваний, в том числе и кишечных инфекций мы решили серьёзно заняться изучением проблемы: провести анкетирование «Соблюдение правил личной гигиены», анкета: «Состояние иммунитета», седиментационный метод (Метод Коха), определение загрязнённости воздуха в школе и дома.
Основная часть.
В настоящее время актуальной проблемой становится формирование здорового образа жизни учащихся. При этом необходимо учесть, что здоровый образ жизни школьника не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Здоровый образ жизни – это укрепление связи человека с природой путём преодоления вредных привычек, физической и духовной закалки, профессионального и культурного саморазвития личности, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально- психологических ситуаций.
Состояние физической комфортности несёт с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведёт к индивидуальному росту каждого учащегося. Это горячее питания в школе, соблюдение питьевого режима, гигиенических условий и норм СанПина[2] по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах.
Доктор медицинских наук Владимир Базарный разработал несложные приёмы, которые позволяют любому учителю вести уроки так, чтобы дети находились в движении: методические материалы надо располагать в классе так, чтоб детям всё время приходилось поворачиваться в разные стороны и искать их взглядом. На потолке нарисовать офтальмологические тренажеры, ученики, время от времени водя взглядом по этим линиям, дают отдых глазам.
Наш мозг устаёт от созерцания прямых линий, он не создан для их наблюдений, потому что в природе прямых линий нет, это одна из причин, почему нас утомляет городской пейзаж. Чтобы сгладить неприятное впечатление от прямых углов классной комнаты, школьной мебели, стендов в классе на стенах, на доске много волнистых линий.
Даже картинки, необходимые для урока, учитель может развешивать на доске не горизонтально, а волнообразно.[1]
Очень много прекрасных рекомендаций я нашла в книге В.Ф.Базарного и постараюсь убедить педагогический коллектив нашей школы попробовать эти методики.
Я ученица 11 класса, но ещё помню уроки в начальной школе, когда нас учили писать, не отрывая шариковую ручку от бумаги. А оказывается, когда раньше дети писали стальным пером, они испытывали гораздо меньший стресс. Их руки не сводила судорога усталости, у них не поднималось артериальное давление и не учащался пульс, потому что рука выписывала каждую букву в отдельности, мышцы получали микропередышку между нажимами пера, и, пока рука тянулась к чернильнице, мозг и нервная система отдыхали от самой сложной работы из всех, что доводится выполнять ученику, – от письма.
Внешкольная нагрузка – благо как для детей, так и для их родителей, а вовсе не источник усталости и стресса! Исследования в нашей школе показывают, что 10–20 часов в неделю внешкольной активности (участие в спортивных секциях, творческих кружках) впоследствии уберегают подростков от вредных привычек, помогают им получить хорошее образование и улучшают… отношения с родителями.
Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Её не купишь ни за какие деньги, её надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду.
Поэтому у нас в школе проходит огромное количество спортивно- развлекательных программ, некоторые из них стали традиционными и охватывают не только учащихся школы, но и их семьи.
В игровой форме дети получают море положительных эмоций, а главное-здоровье!
В школе работают секции футбола, баскетбола, кружок «Культура здоровья» и ритмическая гимнастика, в зимнее время залит каток для хоккеистов и просто любителей покататься на коньках. На этой же ледовой арене проводятся различные весёлые, интересные спортивные конкурсы.
Более 60% учащихся школы, активно участвуют в различных спортивных мероприятиях района, города и области.
Регулярно в течение года проводятся беседы по различным тематикам, связанными с личной гигиеной учащихся, о вреде алкоголя, курения, наркомании, о профилактике различных заболеваний. В них доходчиво и интересно говорится о значении здоровья в жизни каждого человека.
Для выявления психологического профиля ребёнка и его личностных особенностей наша школа тесно сотрудничает с "Центром психолого-медико-социального сопровождения", проводится анкетирование, групповые семинары и индивидуальные консультации для родителей, а также тренинги для учащихся всех возрастов.
Сейчас очень модно ставить самим себе диагноз и объяснять все неприятности, которые творятся с нашим здоровьем, словами: «Ну, конечно, иммунитет-то ослаблен». И часто – это так. На иммунной системе человека отражается все неблагоприятное, что его окружает: ухудшение экологической ситуации, увеличение нагрузок и стрессов на организм, изменение характера питания – все это приводит к нарушениям в системе иммунитета, увеличению аллергических и аутоиммунных заболеваний, иммунодефициту. Поэтому я решила выяснить – что такое иммунитет человека. Какие процессы могут повлиять на формирование иммунной системы и что нужно сделать, чтобы иммунитет не снижался в течение всей жизни. Особенно это актуально в зимнее время, когда бушует эпидемия гриппа.
Объектом исследования явились школьники 5-ых и 8-ых классов. Предмет исследования - иммунитет школьников.
Рабочая гипотеза - состояние иммунитета зависит от соблюдения правил личной гигиены.
Цель – изучить влияние факторов среды на иммунитет человека.
Иммунная система — система органов, существующая у позвоночных животных и объединяющая органы и ткани, которые защищают организм от заболеваний, идентифицируя и уничтожая опухолевые клетки и патогенны. Иммунная система распознает множество разнообразных возбудителей — от вирусов до паразитических червей — и отличает их от биомолекул собственных клеток. Распознавание возбудителей усложняется их адаптацией и эволюционным развитием новых методов. В иммунной системе развитых организмов существует множество способов обнаружения и удаления чужеродных агентов: этот процесс называется иммунным ответом. Все формы иммунного ответа можно разделить на врождённые и приобретённые реакции. Антигенами называют молекулы, воспринимаемые как чужеродные агенты и вызывающие специфические реакции организма. Например, у перенёсших ветрянку, корь, дифтерию людей часто возникает пожизненный иммунитет к этим заболеваниям. В случае аутоиммунных реакций антигеном может служить молекула, произведённая самим организмом.
Личная гигиена — раздел гигиены, в которой изучаются вопросы сохранения и укрепления здоровья человека, соблюдения гигиенических правил и мероприятий в его личной жизни и деятельности, разрабатываются и проводятся мероприятия гигиенического воспитания, пропаганда гигиенических знаний и здорового образа жизни с целью повышения гигиенической культуры населения. В более широком понимании, личная гигиена - это поведение человека, направленное на гигиеническое содержание тела, обуви и одежды, жилища, закаливание организма. Является неотъемлемой частью здорового образа жизни.
В отличие от общественной гигиены, целью которой является укрепление здоровья всего населения или здоровье популяции, личная гигиена направлена на сохранение и укрепление индивидуального здоровья человека.
В работе были использованы следующие методы:
1.Опросник №1: «Состояние иммунитета».
1) Я заболеваю простудой не меньше 4 раз за год.
2) В моем рационе фруктов и овощей не больше 300 г. в сутки.
3) Я не высыпаюсь, моя работа меня изнуряет.
4) Я легкораним и быстро выхожу из себя.
5) У меня ломкие ногти и шелушится кожа.
6) Я просыпаюсь совершенно разбитым, во сколько бы ни лег спать.
7) Я мало двигаюсь и у меня сидячая работу.
8) У меня вес не соответствует норме(больше или меньше нормы).
9) У меня всегда холодные конечности.
10) У меня был тонзиллит, и удалили миндалины.
11) Я постоянно загораю, и летом и зимой.
12) Все дела по дому на мне, меня это выматывает.
13) Я курю.
14) Я житель мегаполиса.
15) Я быстро утомляюсь и часто зеваю.
16) У меня есть хронические болезни.
17) У меня бывают аллергии.
18) В принципе я общительный, но иногда меня не растолкать.
19) Если хоть кто-то рядом зачихал, я точно заболею.
20) Если я простудился, то это надолго.
На основании этой методики мы разделили учеников 5-х и 8-х классов на две группы:
1. Ученики, которые соблюдают правила гигиены.
2. Ученики, которые не соблюдают правила гигиены.
Затем мы провели анализ результатов теста на состояние иммунитета
2.Анкета №2: «Соблюдение правил гигиены».
3.Седиментационный метод.
Чашки Петри с мясо-пептонным агаром оставляют открытыми в течение 40 минут, вместе с пылью и капельками влаги на поверхности агара оседают и микробы. По истечение установленного времени чашки закрывают крышками, ставят их вверх дном и выдерживают при t 22ºС в течение 5 дней, затем производят подсчёт выросших колоний, полагая, что каждая колония выросла из одной осевшей микробной клетки.
По Омелянскому, на поверхность чашки площадью 100 см² оседает столько микробов, сколько содержится в 10 дм³ воздуха.
При помощи седиментационного анализа проб воздуха мы исследовали чистоту воздуха в помещениях школы:
Анализ пробы воздуха был проведен микроскопическим методом.
Были изучены микроорганизмы, так же подсчитано их количество.
Для пересчёта количества микробов на 1 м3 воздуха пользуются формулой
В. Л. Омелянского: X= a*100*1000*5
b*10*t
Фотоотчёт микроскопических исследований в приложении.
Заключение.
В результате проведенных методик, были сделаны следующие выводы:
1. Воздух в пределах школы, находящейся в зимнем режиме биологически чистый!
2. Наша гипотеза подтвердилась: иммунитет зависит от соблюдения правил личной гигиены. Поэтому всем без исключения необходимо соблюдать простые правила: мыть руки перед едой, иметь в обиходе только свои личные вещи (расчески, полотенца, зубные щетки), регулярно мыться, менять одежду на чистую и проводить дома уборку. Особенно это важно сейчас, когда обострилась эпидемия гриппа.
В исследовании приняли участие 69 учеников: 5-е классы – 32 человека и 8-е классы - 37 человек.
Перед нами была поставлена проблема плохого иммунитета школьников. Мы проанализировали эту ситуацию и вывели правила защиты:
1.Нужно как можно чаще мыть руки перед едой иначе пища вместе с грязными, полными бактерий руками попадёт пищевод. И бактерии находящиеся на руках попадут в организм и начнут размножаться, что способствует резкому снижению уровня иммунитета человека и появлению первых симптомов болезни
2.Желательно построить в городе центр по укреплению нашего здоровья и всевозможные санатории со специальным оборудованием. Они будут способствовать укреплению иммунитета.
3.Нужно выращивать как можно больше растений, ведь они выполняют важную функцию – фотосинтез – образование органических веществ из неорганических, следовательно, улучшается воздух и становится меньше бактерий.
4.Нужно строить и изобретать предприятия, которые не выбрасывают вредные, разрушающие окружающую среду газы и смеси, которые способствуют ухудшению иммунитета.
5.Как известно стрессы плохо влияют на наш организм и иммунитет. Нужно меньше нервничать.
6.Нужно правильно питаться. Ведь вредные, жирные продукты могут плохо влиять на иммунитет.
7.Чаще проветривать в помещениях, так как в запылённом воздухе не очень хорошо находиться, так как бактерий в таком воздухе гораздо больше, следовательно, больше вероятность заразиться и подхватить какую-нибудь болезнь. (Смотрите вывод №1)
8.Больше находиться на воздухе, так как солнечный свет и свежий воздух помогают не волноваться, держать себя в руках успокоиться и быть здоровым!
9.Старайтесь меньше болеть!
10.Умейте расслабляться и бороться со стрессами: быстро отходите от проблем сегодняшнего дня и переключайтесь на приятные моменты жизни.
Подтверждением качественных перемен состояния физического здоровья является стабилизация уровня заболеваемости школьников и снижение количества пропусков детей по болезни.
Совместная работа педагогического коллектива школы,учащихся, врачей Трубчевской районной поликлиники и стационара, дают положительные результаты. В 2018 году эпидемия гриппа обошла школу стороной, благодаря вакцинации. Многие родители были против прививок, но директор школы Шахова Н.В.собрала всех родителей, пригласила главного врача инфекциониста Алексенского М.Р., где он подробно рассказал о заболевании грипп и его осложнениях, отвечал на все каверзные вопросы родителей! И чудо свершилось- карантина в СОШ№2 г.Трубчевска не было.
Именно на школу возложена важная миссия формирования у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, пропаганда физической культуры, спорта в семье.
Где, как ни в школе проводит ребенок большую часть своей жизни. Школа закладывает основы нравственного, психологического и физического воспитания.
Мы будем продолжать вести активный образ жизни, придумывать и проводить различные спортивные мероприятия, беседы о здоровье, а уважаемые врачи Трубчевской ЦРБ нам в этом помогут, они так же будут читать лекции на различные медицинские темы, проводить диспансеризацию школьников и по её итогам давать рекомендации, оказывать первую медицинскую помощь!
Поддержка спорта и пропаганда здорового образа жизни – один из важнейших приоритетов работы нашей школы.
Именно единство ребёнка, школы, семьи способно воспитать в подрастающем гражданине любовь к самому себе и здоровому образу жизни.
Именно в ваших руках, родные наши учителя, находить возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного психологического климата, в которой мы- учащиеся будем чувствовать себя "как дома", радовать вас своими успехами и достижениями.
Список использованной литература :
1.[1,стр.3] "Методические рекомендации"
доктор медицинских наук В.Ф.Базарный 2010г.
2.[2] СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (приложение).
Какая бывает зима
Мать-и-мачеха
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Снежная сказка
3 загадки Солнечной системы