.
Вложение | Размер |
---|---|
sasha.docx | 45.9 КБ |
КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАРИНСКОГО РАЙОНА ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОМАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЗАРИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Краевая конференция
«Будущее Алтая – 2017»
направление: истории
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ «ИСТОРИЯ ОДНОЙ ИКОНЫ»
выполнила Смирнова Александра
ученица 11 класса
руководитель Протопопова Ксения
Юрьевна, учитель истории
с. Комарское
2014
Содержание:
Введение………………………………………………………………3-4
2.Иконография иконы святого мученика Нестора
2.1. История иконы. Житие……………………………………………. 10-11
2.2. Загадки, особенности иконы……………………………………….12
Заключение……………………………………………………………...14
Список литературы ...............................................................................15
.
Введение.
Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека. Отправляясь в военный поход, наши князья и цари просили у честных старцев благословления, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы и хоругви, давали обет Богу о строительстве церквей и монастырей в благодарность за дарованную Богом победу. (10)
Данная работа посвящена одной самых интересных страниц истории – иконописанию. Что мы знаем про иконы? Зачем они нужны? Кто были люди, писавшие их, о чем они думали, чем жили? Иконы несут человеку откровение грядущего преображенного мира и приобщают его к нему. Почитание икон основывается на их содержании и на благодатном присутствии изображаемого. Данная работа посвящена иконе «Святого великомученика Нестора». Одним из самых основных вопросов остается вопрос истории происхождения икон, ее значении, иконографии.
Объект данного исследованияявляется православное иконописание России, а предметом икона «Святого великомученика Нестора».
Хронологические рамки данного исследования определяются второй половиной XIX века. Подтверждением данного тезиса является изучение родословной хозяйки иконы.
Территориальные рамки определяются территорией современного Залесовского района (с. Анисимово), который принадлежал Барнаульскому уезду Томской губернии.
Цель работы – узнать, как создавалась икона на Руси, изучить икону «Святого великомученика Нестора». Для того, чтобы подойти к такому важному вопросу нужно решить целый ряд задач, а именно:
1. Проследить этапы создания иконы, значение цвета на иконах, изучить историю иконописания Сибири.
2. Собрать материал по истории вопроса: устные, письменные.
3. Обработать и систематизировать полученные данные, факты.
4. Провести хронологизацию событий;
5. Обобщить материал исследований, сделать выводы.
Методы исследования.
Помимо основных методов: анализ и синтез, индукции и дедукции, типологизации и опроса в работе использовались историко-сравнительный, историко-генетический.
Историко-генетический метод позволяет выявить новые факты, рассмотреть их особенности, показать закономерности изучаемого явления, выделить причинно-следственные связи.
При рассмотрении письменных и материальных источников использовался историко-сравнительный метод. Он позволяет выявить некоторые неточности, либо дополнить какие-либо факты.
При реконструировании полученных данных использовался метод историзма.
Изученность темы (историография).
Изучение православной энциклопедии ( т.8, 14) патриарха Московского и всея Руси Алексия II (6,7) сталкиваешься с определением главных сюжетов икон и строгих канонов того, кого и как на них изображать. Том 14 повествует нам цветовой гамме и ее значении, что помогает описать икону с помощью цвета. В этом томе так же имеется перечень всех великомучеников.
Однако, о святом великомученике Несторе в данных томах не упоминается.
В книге Калашникова В. «Легенды русских монастырей. Ангелы России» (5) повествуется о Несторе Летописце, что помогает сделать сравнительный анализ с личностью Нестора Солунского.
Особую значимость при изучении данной проблемы сыграли книги Казаринова Н.В. «Народные Сибирские иконы» (4), Велижановой Н.Г. «О своеобразии иконописи Западной Сибири» (1), Голынец Г.В. «К истории уральской иконописи XVIII-XIX вв.: Невьянская школа» (3). В своих трудах они сходятся к единому мнению, что в XVIII - XIX веках все чаще появляются образы "неподобного письма", отступающие от церковных канонов.
Заметный вклад в обобщении и выявлении материалов внесла монахиня Таисья в своем сборнике «Русские святые» (9). Благодаря ее усилиям удается установить наличие в библейской литературе жизнеописания трех Несторов: Нестор Летописец, Нестор Памфилийский, Нестор Солунский.
Таким образом, анализ историографии показывает, что несмотря на обилие литературы, большинство конкретных вопросов, относящихся к данной иконе не разрешено.
Среди них:
Все это подтверждают новизну данного исследования
Источниковую базу исследовательской работы составляют устные и материальные источники. Главным материальным источником является икона «Святого великомученика Нестора». Восстановление родословной невозможно без воспоминаний родственников. В процессе работы состоялись беседы с жителями села, прихожанами церкви, паномарем Дмитрием Иноземцевым, и несмотря на их знания о жизни Нестора Солунского, такого изображения Святого не встречали. Что еще раз подтверждает новизну исследования.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения.
Данная работа может быть использована учащимися нашей школы при проведении мероприятий на уроках истории, также она может стать историческим материалом в музее и в сельской библиотеке.
1. Икона – символ православной веры.
1.1 Как создавалась икона, иконописание Сибири.
Иконопись выражает собою глубочайшее, что есть в древнерусской культуре; более того, мы имеем в ней одно из величайших, мировых сокровищ религиозного искусства. Однако до самого последнего времени икона была совершенно непонятной русскому образованному человеку. Он равнодушно проходил мимо нее, не удостаивая ее даже мимолетного внимания. Только в самые последние годы у нас открылись глаза на необычайную красоту иконы.
В переводе с греческого слово «икона» означает образ, изображение. Искусство иконописи берёт начало со времён раннего христианства. На Руси иконы появились в результате миссионерской деятельности византийской церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой. Новая религия стремилась запечатлеть своё вероучение не только в слове, но и в зрительных образах, которые помогали бы человеку войти в молитвенное состояние. Постепенно определились главные сюжеты икон и строгие каноны того, кого и как на них изображать. Россия получила от Византии установившийся церковный образ и выработанную веками технику.
Эта техника с тех пор почти не изменилась. Икона состоит из четырех-пяти слоев, расположенных в следующем порядке: основа, грунт, красочный слой, защитный слой. Икона может иметь оклад из металлов или каких-либо других материалов. (6)
Первый слой — основа; чаще всего это деревянная доска (обычно липовая) с наклеенной на нее тканью, называемой паволокой. Иногда доска была без паволоки. Очень редко основу под произведения желтковой темперы изготовляли только из холста. Ткань покрывали грунтом, который затвердевал до костяной прочности.
Второй слой — грунт. Если икона написана в поздней манере, сочетающей темперу с красками на других связующих (преимущественно масляных), и слои грунтовки имеют окраску (использованы цветные пигменты, а не традиционные мел или гипс), то его так и называют — «грунт». Но в желтковой темпере, преобладавшей в иконописи, грунт всегда белый. Чаще всего ткань покрывали алебастровым грунтом – левкасом.
Третий слой — красочный. Красочный слой состоит из различных красок, последовательно нанесенных на грунт. Это самая существенная часть произведения живописи, так как именно с помощью красок создается изображение.
Четвертый — защитный слой из олифы или масляного лака. Очень редко в качестве материала для защитного слоя использовали белок куриного яйца. В настоящее время используют смоляные лаки.
Огромное значение в иконописи имеют цвета красок. Краски русских икон давно уже завоевали себе всеобщие симпатии. Иконы выполнялись первоначально в технике энкаустики (восковой живописи), затем темперой и в редких случаях мозаикой, а позднее масляной живописью.
На протяжении многих столетий на Руси писали в технике желтковой темперы; сейчас употребляют термины «яичная темпера», или просто «темпера». Темпера (от итальянского «temperare» — смешивать краски) — живопись красками, в которой связующим веществом является чаще всего эмульсия из воды и яичного желтка, реже — из разведенного на воде растительного или животного клея с добавлением масла или масляного лака. Цвет и тон в произведениях, написанных темперой, обладают несравненно большей стойкостью к внешним воздействиям и сохраняют первоначальную свежесть значительно дольше по сравнению с красками масляной живописи. (10) Обычно крестьянская икона плоскостна, обратной перспективой мастер не владеет. Как мастер росписи бытовых предметов по дереву, иконник пользуется ритмичным чередованием красочных пятен, выразительностью линий, контура, создавая на плоскости своеобразную узорчатость, декоративность. В результате - стремление к обогащению. Одним из интересных явлений для исследователей сибирской иконописи являются щепные иконы. Они представляют собой дощечки, обработанные только с лицевой стороны. На тонком грунте выполнено лишь личное письмо, причем либо с соблюдением полной технологии (санкирь, вохрение, подрумянка, высветление, оживки), либо сплошным вохрением по санкирю. Эти "иконки" одевались в нарядные оклады из фольги, тисненой узорами и расписанной красками, украшались цветами и убирались в киоты под стекло (1).
Еще одну стилистическую группу народных икон представляют те, что "малевались" художниками бродячих артелей, приходивших с Урала, а также местными "богомазами" Тобольска, Тюмени и окрестных деревень.
Подтверждением того, что за иконопись брались все, кто того ни желал, являются несколько документов, хранящихся в Тобольском архиве. Вот некоторые факты: "Дело о дозволении тобольскому ямщику Федору Черепанову малевать святые иконы... яже, нижайший иконопиству отчасти изучен", "...священника Дегилева сына приказать отдать иконописному обучаться художеству к геодезии сержанту Василию Шестакову..."(4)
Видимо совсем не случайно возникло "Дело о Тобольском иконописце посадском Федоре Мечакове, который по подряде своем в Екатеринбургской церкви неисправны намалевал образы... Повелеть ему переправить немедленно, а ежели и впредь неисправность в его работе усмотрится, то его за это штрафовать".(1)
В XVIII - XIX веках все чаще появляются образы "неподобного письма", отступающие от церковных канонов.(3)
Это явление было вызвано тем, что иконы писали мастера неискусные. Другая причина в том, что иконопись при массовом производстве иконы на рынок все более и более упрощалась, лишаясь при этом высокой символики. Упрощался сам процесс изготовления иконы, ее технология. "Чернушки" и "краснушки" часто не имеют резного ковчега и паволоки, а если она и есть, то бумажная и только на полях.
Для предотвращения этого, Духовная консистория издает распоряжение "О пресечении в иконных изображениях странных и нелепых непристойностей" (6). Однако даже в монастырскую иконопись, где традиционно регламентация была строже, проникают крестьянские традиции. В этом смысле сибирская иконопись родственна белорусской и болгарской, где также велико было значение народных традиций.
В иконах сохранились черты строгановского письма, вытянутые пропорции фигур, каллиграфичность орнаментики, миниатюрность. С годами оба направления - сольвычегодское, строгановское и барочное - в сибирской иконописи существуют параллельно.
"Датировка и определение места создания поздних икон очень сложны. И все же сравнивая иконы, имеющие какие-то обозначения времени и места создания, и относящиеся к разным регионам, можно увидеть различия в колорите, например, иконы средней полосы России праздничнее, ярче, нежели северные.
В каждом регионе были свои особо почитаемые святые, свои чудотворные иконы и связанные с ними сказания. Особенности пейзажа в каждом случае также - своего рода ориентир" (4).
Архивные документы, письменные источники, памятники крестьянского иконотворчества свидетельствуют о наличии в далекой российской провинции мощного пласта народного искусства, отличного от официального иконописания того времени, отражающего нравы, обычаи, представления, надежды и веру сибирского крестьянства.
"Живоподобное письмо", процветавшее на Алтае почти весь XIX век, сохранилось в немногочисленных памятниках иконописи. Исследователи иконописи связывают их с деятельностью местных мастеров (3).
К условно местным мастерам можно отнести академика живописи М.И. Мягкова, в 18301840х гг. преподававшего рисунок в Барнаульском горном училище и выполнившего несколько заказов для заводских церквей Барнаула, Сузуна, Змеиногорска, а также для Никольского собора в Омске (4). Он писал иконы на холстах, натянутых на подрамник, что на Алтае не получило распространения. Т.М. Сперанская отмечает, что все его иконы не одухотворенны и безлики. Одна из его икон, поступившая в Барнаульский Знаменский женский монастырь в 1999 году, представляет католическую иконографию "Несение креста" (6).
Первые церковные мастерские на Алтае появились только в 1870 году. Несмотря на то, что деятельность миссионерских и бийских мастерских остается малоизученной, можно сказать, что, во-первых, в их работах преобладала живописная иконопись в технике масляной, во-вторых, это была разноуровневая продукция, которая отражала качественный состав иконописцев того времени.
Большое значение в обучении придается изучению древних икон, их реставрации, что воспитывает любовь и вкус к подлинно церковному творчеству. Обучение иконописи происходит чрез выполнение списков с древних икон. "Копируя икону, - писала монахиня Иулиания, - человек всесторонне познает ее и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заключен. Постепенно он начинает ощущать реальность того мира, узнавать истинность древнего образа, потому постигает глубину его содержания, поражается четкостью форм, внутренней обоснованностью его деталей и поистине святой простотой художественного выражения".(4)
Конечно, иконописец не должен слепо копировать, а, изучая художественный язык иконы, почувствовать и "понять связь этого языка с вероучением, научиться мыслить в традиции".(1)
В древности мастера не писали копий - с чтимых икон делали списки, нередко повторявшие только иконографические особенности образа. Но сегодня, когда мир изменился и традиции утрачены, выполнение копий-списков просто необходимо.
Огромное значение в иконописи имеют цвета красок. Краски в иконах вовсе не краски природы, они меньше зависят от красочного впечатления мира, чем в живописи нового времени. Вместе с тем, краски не подчиняются условной символике, нельзя сказать, что каждая имела постоянное значение.
Вот значение некоторых цветов, имеющих место быть на иконе:
В отдельных школах древнерусской иконописи не было строгой регламентации цвета. Но определенные правила все же существовали: независимо от сюжета краски должны были составлять нечто целое и этим давать выход тому, что каждой из них присуще. В иконах часто выделяется центр композиции, устанавливается равновесие между ее частями, краски же вливаются в единую живописную ткань (2).
Таким образом, можно сделать вывод по первой главе, что иконопись-это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых.
2. Иконография иконы святого мученика Нестора
2.1. История иконы. Житие.
Создание иконы определяются второй половиной XIX века. Подтверждением данного тезиса является изучение родословной хозяйки иконы. Икона передавалась из поколения в поколение и была ей передана ее мамой. И таким образом, прошла она четыре поколения.
На иконе присутствует надпись «Св.Великомуч.Нестор». Какой Нестор? В библейской литературе мы находим трех Несторов: Нестор Летописец, Нестор Памфилийский, Нестор Солунский. При прочтении жития Нестора Солунского имеется множество совпадений с изображением на иконе:
«В том городе жил юноша, по имени Нестор, крепкий телом, красивый лицом, с едва пробивающеюся бородою. Он был близок к великомученику Димитрию, у коего и научился святой вере. Нечестивый царь Максимиан, прозванный Геркулом, друг Диоклетиана, придя в город Солунь, вверг в темницу святого Димитрия за исповедание Христа, а сам предался зрелищам \йй\и присутствовал на играх.
При этом он хвастался одним своим борцом, по имени Лием, происходившим из Вандальского племени, говоря, что его никто не может одолеть.
Сей Лий был вторым Голиафом2: ростом он превосходил всех людей, видом и характером был подобен зверю, а голос его походил на рев рыкающего льва. От самого взгляда его и голоса трепетали все, смотревшие на него; крепость его тела была удивительна, а сила непобедима, ибо духи нечистые обитали в нем, и вследствие сего никто не мог устоять пред ним. Уже он убил бесчисленное множество людей храбрых и сильных и был весьма любим царем за такую силу. Так как сам царь никак не мог насытиться человеческою кровью, то он и любил того, кто всю свою телесную силу обратил на пролитие человеческой крови.
Для сего нечестивого Лия царь устроил среди города высокий и обширный помост на столбах, где Лий мог бы производить состязания в силе, на виду у всех. Под тем помостом было натыкано множество копий и других оружий, острием вверх – для того, чтобы Лий сбрасывал побежденных им на эти острые оружия, пронзенные коими, падая, умирали. И действительно, Лий, вступая в борьбу с людьми, сбрасывал их под помост на копья и предавал смерти. Царь же, со всем множеством своих воинов, смотрел на сие с удовольствием и любовался своим борцом. Смотрел на сие зрелище и солунский народ, среди коего было много верующих. Видя проливаемую этим бесчеловечным зверем человеческую кровь, они тяжко вздыхали: ибо Лий убил уже много христиан, которых нечестивые насильственно влекли на помост и принуждали бороться с Лием.
Придя к святому Димитрию, находившемуся в темнице, он рассказал ему, как много христиан убил Лий в тот день.
– Помолись обо мне, угодник Божий, – говорил он, – чтобы по твоим святым молитвам Бог помог мне. Я пойду и поборюсь с тем супостатом, одолею его и сниму поношение с христиан.
Святой Димитрий сотворил на челе и персях его крестное знамение, благословил его и предсказал:
– Лия ты победишь и будешь мучим за Христа.
Приняв благословение, святой Нестор тотчас пошел к месту состязания, снял на виду у всех верхние одежды и громко возгласил:
– Я хочу бороться с Лием!
Видя такую смелость юноши, царь изумился и, сожалея о его красоте и молодости, сказал ему:
– Разве ты не видел, сколько победил Лий более храбрых и сильных, чем ты? А ты, невысокий ростом и юный годами, осмеливаешься идти против того, равного которому нет под солнцем.
Нестор ответил на это:
– Если я мал и немощен, то велика и непобедима сила Христа моего, на Коего я надеюсь и во имя Коего я хочу побороться с этим исполином.
Услышав Христово имя и поняв, что Нестор – христианин, царь разгневался и велел ему немедленно идти на помост, думая, что с Нестором случится то же, что и с прочими. Святой Нестор осторожно поднялся на место борьбы; Лий же, шутя и смеясь, стал наступать на святого. Видя приближение Лия, Нестор оградил себя крестным знамением и громким голосом воскликнул:
– Боже Димитрия, помоги мне!
Затем он схватился с супостатом и начал бороться. Бог, укрепивший некогда Давида в борьбе с Голиафом, укрепил и раба Своего Нестора против нечестивого Лия – на посрамление нечестивому царю, а верным своим на радость. И действительно, малый ростом Нестор оказался в своей храбрости сильнее великого Лия. Схватив его, как птицу, он сбросил великана с высокого помоста на острые копья. Упав на них, как крепкий дуб, Лий с позором изверг свою окаянную душу, и, таким образом, погибла память его с шумом, исчезла его гордая сила и прекратилось суетное хвастовство Максимиана своим борцом. Весь народ солунский – в особенности христиане, видя сию неожиданную и славную победу, воскликнули громким голосом:
– Велик Бог Димитрия!
Царь, вставь со стыдом, пошел в свои палаты, скорбя и горюя о своем любимце Лие. Он сильно разгневался на святого Нестора и повелел схватить его. Узнав же, что и Димитрий повинен в смерти Лия, так как он укрепил Нестора на подвиг, предсказав ему победу, царь повелел казнить обоих. Святой Димитрий был исколот копьями, а святой Нестор усечен мечем. Ныне оба они приемлют от Подвигоположника Христа венцы победы в царствии небесном, коего и мы да сподобимся молитвами святых страстотерпцев (10).
В процессе прочтения жития святых, и просмотра их изображений приходим к следующему выводу: святой лик, изображенный на иконе, принадлежит Нестору Солунскому.
2.2. Загадки, особенности иконы.
Икона святого мученика Нестора имеет свои особенности построения композиции. Композиция иконы хорошо прочитывается, в центре иконы изображен молодой юноша - Нестор, стоящий на песчаной равнине. Правая рука святого находилась в свободном положении чуть на груди, призывая к праведной душе человека, а левая рука держит крест. Юноша представлен перед нами в ярко-красном мафории и темно-зеленом хитоне. Спокойно и неподвижно стоит Нестор. Большие, выразительные глаза Нестора выражают смирение и согласие.
Чтение иконы с помощью цветовой гаммы позволяет сделать следующие выводы: ярко-красный мафорий символизирует нам о цвете крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников.
Зеленый цвет на иконе говорит о юности изображенного святого. Золотистый блеск песка Солуни позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Каштановый цвет волос напоминал о человеческой природе, подвластной смерти. Крест в левой руке святого говорит о пострадавшем за истинную веру, т.е. мученика.
Еще одна загадка таится на иконе: написание «Великомученик». Изучив молитвы, обращенные к Нестору, мы обращаем внимание на причисление Нестора к лику «Мученик», а «Великомученик» ему присущ не был.
В начале исследовательской работы состоялись беседы с жителями села: Дильман Валентиной Александровной и Касьяненко Ниной Федоровной по иконе. Валентина Александровна глядя на икону сказала нам следующие: что отрок изображенный на иконе - мученик. Большей информации она нам дать не смогла и мы отправились к Нине Федоровне. Она просмотрев православный календарь и надпись на иконе предположила, что это Нестор Солунский. День почитания святого 9 ноября. Обе правлавных женщины посоветовали обратиться нам в Вознесенскую церковь г. Заринска. Паномарь Дмитрий Иноземцев осмотрев святыню и пролистав несколько книг прошел в недоумение:
До недавнего времени спорт в нашей стране был вне церкви. Советское государство не поощряло религию. Однако в настоящее время все больше спортсменов приходит к вере, и сейчас уже встают вопросы о том, какого святого избирать покровителем того или иного вида спорта, который, разумеется, не противоречит заповедям Божиим.
В нашей стране очень хорошо развиты различные виды борьбы. Это в первую очередь старейший вид – греко-римская борьба, которая истоками уходит в древний Рим и Грецию, а так же более современные виды: спортивное и боевое самбо, вольная борьба, дзюдо, рукопашный бой.
Борьба – благородный вид спорта, который готовит мужчину к исполнению главного его долга – защите Веры и Отечества. Церковь благословляет мальчиков заниматься этим видом спорта.
В те времена, как впрочем и сейчас, воины непременно должны были владеть приемами какого-либо единоборства. Святой Нестор занимался борьбой. Житие не уточняет, каким видом борьбы он занимался, однако, памятуя о том, что в Греции была развита борьба, которая сейчас называется греко-римской, можно с большой долей вероятности предположить, что он упражнялся именно в этом виде спорта.
В Оптиной Пустыни среди братии есть бывшие спортсмены-борцы, занимавшиеся "на гражданке" вольной борьбой, греко-римской борьбой, самбо, боксом.
Из всего вышеизложенного, можно подвести следующий итог: святой Нестор занимался борьбой, но элементы греко-римской борьбы входят и в другие виды состязаний. По данной причине и борцы других стилей могут считать святого мученика Нестора своим покровителем.
Заключение
Подводя итог данному исследованию, следует отметить, что авторы работы подтвердили свою гипотезу: изучив этапы создания икон, цветовую гамму, доказать по ходу исследования работы, что изображение лика на иконе принадлежит святому великомученику Нестору Солунскому (на основании цветовой гаммы, жития Святого мученика Нестора, расшифровка атрибутов, находящихся на иконе, анализирую фон иконы).
1.На протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев.
Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.
2.Иконопись - это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, жесты и положения святых по отношению друг к другу.
В своей работе мы старались собрать максимум информации о иконе святого великомученика Нестора. В целом, по результату собранного материала, нам удалось выполнить поставленные перед собой задачи.
Много интересного материала мы узнали о личности Нестора.
Данная работа может быть использована учащимися нашей школы проведении мероприятий, также она может стать историческим материалом в музее и в сельской библиотеке.
Иконы занимают у верующих главное значение для связи с духовным миром.
Мы уверены, что икона – спасает, помогает, творит чудеса, лечит.
Список использованной литературы:
Опубликованные источники:
Ресурсы интернета.
Попробуем на вкус солёность моря?
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Рисуем "Ночь в лесу"
Муравьиная кухня
Кто самый сильный?