Проектная работа по математике "Фигурные числа -это интересно"
Вложение | Размер |
---|---|
pifagor.odt | 45.72 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Торгалыгский
муниципального района «Улуг-Хемский кожуун»
Проект на тему
«Фигурные числа – это интересно!"
Автор проекта: ученик 2 класса
Тюлюш Сайдам
Руководитель: Дажы С. Т.
Торгалыг 2016
Тема моей работы «Фигурные числа это интересно!»
Актуальность моей темы:
Давным-давно, помогая себе при счете камушками, люди обращали внимание на правильные фигуры, которые можно выложить из камушков. Можно просто класть камушки в ряд: один, два, три.
Если класть их в два ряда, чтобы получались прямоугольники, мы обнаружим, что получаются все четные числа.
Можно выкладывать камни в три ряда: получатся числа, делящиеся на три.
Цель моей работы: выяснить, действительно ли существуют числа, которые можно с помощью камешков выкладывать в виде геометрических фигур.
Задачи: - узнать, какие числа называются фигурными;
- изучить историю возникновения фигурных чисел;
-выяснить, на какие виды эти числа делятся, узнать применение фигурных чисел;
- научиться самой «выкладывать» фигурные числа;
- познакомить своих одноклассников с фигурными числами.
Давным-давно греческие математики обнаружили интересный способ рассмотрения чисел. Способ состоялся в том, что, используя камешки одинаковой величины и формы, можно выкладывать числа с помощью фигур.
Я заинтересовался этим и решил выяснить, действительно ли существуют числа, которые можно выкладывать в виде геометрических фигур?
Начал я свою работу по данной проблеме со сбора информации из разных источников, в том числе из Интернета. Изучив найденную информацию, я выяснил, что фигурные числа были известны ещё в глубокой древности. Предполагают, что впервые они появились в школе Пифагора. В дальнейшем многие математики интересовались этими числами. Про них доказано много важных и трудных теорем.
Числа древними греками, а вместе с ними Пифагором и пифагорейцами мыслились зримо, в виде камешков, разложенных на песке или на счетной доске - абаке. По этой причине греки не знали нуля, т.к. его невозможно было "увидеть".
Но и единица еще не была полноправным числом, а представлялась как некий "числовой атом", из которого образовывались все числа. Пифагорейцы называли единицу "границей между числом и частями", то есть между целыми числами и дробями, но в то же время видели в ней "семя и вечный корень". Число же определялось как множество, составленное из единиц. Особое положение единицы как "числового атома", роднило ее с точкой, считавшейся "геометрическим атомом".
Пифагорейские числа в современной терминологии - это натуральные числа.
Числа-камешки раскладывались в виде правильных геометрических фигур, эти фигуры классифицировались. Так возникли числа, сегодня именуемые фигурными.
Итак, фигу́рные чи́сла — общее название чисел, геометрическое представление которых связано с той или иной геометрической фигурой.
Различают следующие виды фигурных чисел:
Линейные числа (то есть простые числа) - числа, которые делятся только на единицу и на самих себя и, следовательно, представимы в виде последовательности точек, выстроенных в линию (1,2,3,5,7,11,13,17,19,23,...):
(линейное число 5)
Плоские числа - числа, представимые в виде произведения двух сомножителей (4,6,8,9,10,12,14,15,...):
( плоское число 6)
Телесные числа, выражаемые произведением трех сомножителей (8,12,18, 20,24,27,28,...): (телесное число 8)
Треугольные числа:
(треугольные числа 3,6,10)
Квадратные числа — (1,4,9,16,25,36,49,64,81,100,...,n2,...)выражаются произведением двух одинаковых чисел, т.е. являются полными квадратами.
(квадратные числа 4,9,16)
Пятиугольные числа:
(пятиугольные числа 5,12)
Фигурное представление чисел помогало пифагорейцам открывать законы арифметических операций, а также легко переходить к числовой характеристике геометрических объектов - измерению площадей и объемов. Так, представляя число 10 в двух формах:
5*2=2*5, легко "увидеть" переместительный закон умножения: a*b=b*a.
В том же числе 10:
(2+3)*2=2*2+3*2=10 можно "разглядеть" и распределительный закон сложения относительно умножения: (a+b)c=ac+bc.
Наконец, если "камешки", образующие фигурные числа, мыслить в виде равных по площади квадратиков, то, укладывая их в прямоугольное число ab: автоматически получаем формулу для вычисления площади прямоугольника: S=ab.
Кроме изучения теоретического материала я выполнил ряд «проб» выкладывания фигурных чисел с помощью обыкновенных канцелярских кнопок
Интересно? Конечно! Каждый из вас тоже может попробовать выложить фигурные числа в домашних условиях. Для этого вы можете взять теннисные шарики, горох, кнопки, пуговицы или, например, вишню. А можно просто рисовать на бумаге.
Итак, работая по данной теме, я пришел к следующим выводам:
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы:
1. Ван-дер-Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции.
2. Бендукидзе А. Фигурные числа. Физико-математический журнал, Квант,, 1974г., №6.
3. Детская энциклопедия: Я познаю мир. Математика. Сост. А.П. Савин, В. В. Станцо, А. Ю. Котова
Как нарисовать лимон акварелью
Усатый нянь
Подарок
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Астрономический календарь. Июнь, 2019