Проект "Иволгинское городище гуннов" представляет собой исследовательскую работу, в которой изучается жизнь людей, живущих много лет назад на месте современного города Улан-Удэ.
Вложение | Размер |
---|---|
ivolginskoe_gorodishche.docx | 31.63 КБ |
ivolginskoe_gunnskoe_gorodishche.ppt | 2.99 МБ |
Министерство образования и науки РБ г.Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26»
Научно-практическая
конференция учащихся начальных классов
Тема: Иволгинское гуннское городище – исторический памятник.
Авторы: Трухина Дарья , ученица 4 А класса;
Рубцова Лилия, ученица 3 Б класса
Руководитель: Рубцова Ирина Владимировна
Улан-Удэ
2014
Оглавление
Цель работы: изучение объекта исторической культуры
Задачи:
1. изучить литературу и Интернет- ресурсы по данной теме;
2. узнать, кто такие хунну и как образовалось Иволгинское городище;
3. познакомиться с жизнью и бытом хуннов.
1. Вступление
Наша исследовательская работа посвящена Иволгинскому гуннскому городищу. (СЛАЙД 1)
Если хорошенько задуматься, можно сильно удивиться тому, на скольких слоях истории мы живём. Только представьте – раньше на той земле, где находится ваш дом, мог стоять небольшой каменный домик, ещё до него – дом деревянный, с огородиком и садом, а ещё раньше… словом, когда-то именно под вашим домом, там, где сейчас стоит кухонная плита, горел костёр, на котором жарился кусок мамонта.
К сожалению, не так много поселений древних людей дошло до нас, чтобы можно было ответить на все вопросы истории, но есть те, которые могут рассказать очень и очень многое. Одним из них является Иволгинское городище, старейшее из себе подобных на территории России. Оно находится в 15 км от Улан-Удэ. (СЛАЙД 2)
Городище, которое ещё называют Гуннским или Хуннским, это именно место оседлого проживания людей, а не случайной стоянки. Появилось оно примерно за три века до нашей эры. Здесь, на территории современной Бурятии, в те далёкие времена проходила часть северной границы империи Хунну. (СЛАЙД 3)
Что означает само слово «хунну». Хун – это человек, «хунну» - множественное число, означающее «Люди». На вопрос: «Кто такие?» Хунны отвечали: «Люди мы.»
2. Откуда в Бурятию пришли хунну.
Кто же такие хунну? Как они появились в Сибири?
Предки племени хунну примерно в 1764 году до нашей эры бежали из Китая. Они были представителями свергнутой правящей династии и их соратники. На южной окраине пустыни Гоби предки хунну встретили кочевые степные племена, с которыми постепенно смешались.
Вторая дата хуннской истории, нащупанная археологами, – приблизительно 1200 г. до н.э. Около этой даты совершился первый переход южных кочевников через пустыню Гоби; с того времени пустыня стала проходимой, и хунны освоили оба ее края.
По-видимому, хуннское кочевое скотоводство развилось уже настолько, что хунны в поисках пастбищ двинулись на север. В те же времена произошли изменения климата – похолодание и увлажнение, пустыня Гоби стала доступнее. Наскальная писаница запечатлела тот «корабль», на котором предки хуннов перебрались через «песчаное море». Это крытая кибитка на колесах, запряженная волами. Так началось хуннское освоение Сибири.
К III в. до н.э. хунны уже были хозяевами всех степных пространств от пустыни Гоби до сибирской тайги. Именно в III веке до нашей эры и возникло Иволгинское городище.
Итак мы дошли до исторического момента, когда хунну создали великую азиатскую империю.
На протяжении нескольких столетий хунну вели войны с Китаем. Впервые хунну неожиданно вторглись в Китай в июле 823 года до н.э. Однако, получили серьёзный отпор, и пять веков они не совершали набеги на китайские царства.
В III в. до н.э. хуннские нападения на Китай усилились. Однако, в результате правильно выбранной военной тактики китайцы нанесли сокрушительный удар по хунну и их союзникам. Чтобы навсегда обезопасить державу от хунну китайцы начали строить Великую Стену. (СЛАЙД 4) Хотя на содержание боеспособности этого сооружения уходило больше ресурсов, чем грабили хунну.
В результате неудачного военного похода на Китай хунну значительно ослабли, потеряли безусловную власть над кочевыми племенами и несли потери в войнах с соседями.
В это время у хунну правителем был шаньюй (то есть правитель) Тумань. Он был первым в истории шаньюем хуннов.
И вот по причине военных поражений первый хуннский шаньюй (правитель) платил дань и восточным, и западным соседям, а южные плодородные степи уступил Китаю.
Но тут произошли события, перевернувшую историю хунну.
Шаньюй Тумань имел двух сыновей от разных жён. Для того, чтобы обеспечить престол любимому младшему сыну, он решил пожертвовать старшим Модэ (СЛАЙД 5) и отдал его в заложники соседям - юэчжам. Напав на последних, Тумань надеялся, что они убьют его сына. Но Модэ оказался человеком решительным. Ему удалось похитить у юэчжей коня и вернуться к отцу, о предательстве которого он, конечно, знал. Тумань, искренне восхищенный удалью Модэ, не только не убил его, но дал ему в управление 10 000 семейств.(СЛАЙД 6)
Модэ немедленно начал обучать военному делу свою конницу и научил ее пользоваться стрелой, издававшей при полете свист – свистящие стрелы. Он приказал всем пускать стрелы лишь вслед за его свистящей стрелой; невыполнение этого приказа каралось смертной казнью. Чтобы проверить дисциплинированность своих воинов, Модэ пустил свистящую стрелу в своего коня и не выстрелившим в великолепного коня приказал отрубить головы.(СЛАЙД 7) Через некоторое время Модэ выстрелил в свою красавицу-жену. Некоторые из приближенных в ужасе опустили луки, не находя в себе сил стрелять в беззащитную молодую женщину. Им немедленно были отрублены головы. После этого Модэ на охоте направил свистящую стрелу в коня своего отца, и не было ни одного уклонившегося. Увидев, что воины подготовлены достаточно, Модэ, следуя за отцом на охоту, пустил стрелу в него, и шаньюй Тумань в ту же минуту превратился в ежа: так утыкали его стрелы. Воспользовавшись замешательством, Модэ покончил с мачехой, братом и старейшинами, не хотевшими повиноваться отцеубийце , и объявил себя правителем (209 г. до н. э.). Соседи хунну - дунху, узнав о междоусобице, решили воспользоваться ею и потребовали замечательного коня- сокровище хуннов и любимую жену Модэ. Старейшины в негодовании хотели отказать, но Модэ сказал: "К чему, живя в соседстве с людьми, жалеть для них одну лошадь и одну женщину?" и отдал и то и другое. Тогда дунху потребовали полосу пустыни, неудобную для скотоводства и необитаемую. (СЛАЙД 8)Земля была, собственно говоря, ничья. Старейшины хуннов сочли, что из-за столь неудобной земли незачем затевать спор: "Можно отдавать и не отдавать". Но Модэ заявил: "Земля есть основание государства, как можно отдавать ее?!"- и всем, советовавшим отдать, отрубил головы. Хунны стали подчиняться Модэ беспрекословно.
После этого он пошел походом на дунху. Они не ожидали нападения и были на голову разбиты. Вся их территория скот и имущество достались победителю. Вся степная часть Маньчжурии оказалась в руках Модэ. По возвращению из похода против дунху он не распустил войска, а напал на юэчжей и прогнал их на запад. С этого времени началась длительная война между хуннами и юэчжами, подробности которой нам не известны. Около 205г. Модэ покорил другие степные племена. Численность войска Модэ определялась в 300 000 человек. (СЛАЙД 9)
Затем Модэ вступил в войну с Китаем. Казалось бы, эта война была не нужна. Кочевники жили в степи, а китайцы обитали южнее, за своей Великой стеной во влажной и теплой долине. Но у хуннов были причины напасть на Китай.
Войско Модэ окружило передовой отряд китайцев, с которым находился сам император. Хунны все время обстреливали китайский отряд из луков, не давая ему передышки. Китайский император запросил мира. Некоторые из вельмож Модэ предлагали убить врага, но Модэ ответил: "Глупцы, зачем нам убивать этого китайского царя - они выберут себе нового. Пусть он живет."
И Модэ заключил с этим императором, договор "мира и родства" (198 г.). Это означало, что обе стороны будут жить, не покушаясь на земли друг друга. Хунны привыкли кочевать в степи, их не смущал холод. А китайцы любили мягкий климат долины Хуанхэ и совершенно не собирались выходить в степь.
В это время китайцы уже научились изготовлять шелк - драгоценный товар древности. (СЛАЙД 10) Была достигнута договоренность, что хунны дают китайцам лошадей, а китайцы платят за коней шелком. Шелк в те времена был крайне нужен и оседлым народам, и кочевникам. Людей мучили насекомые-паразиты, спасением от которых были только шелковые одежды.
С помощью купцов китайский шелк покупали и римляне. У них была та же беда. Мыла в ту пору не было, и римляне натирали тело маслом, затем счищали его скребками вместе с грязью, а после распаривались в горячей ванне. Однако мерзкие паразиты через некоторое время появлялись вновь. Шёлковые туники стоили безумно дорого, почти так же дорого, как золото. (СЛАЙД 11)Римляне тратили на шелк огромные деньги, покупая его у купцов-посредников в Иране и Сирии.
Между тем противостояние Хунну и Китая продолжалось. И хотя в Китае было 50 миллионов населения, а всех хуннов - около трехсот тысяч, борьба, вызванная потребностью кочевников в шелке, муке и железных предметах, шла на равных. Кони китайцев были намного хуже, чем скакуны степняков. Экспедиции в хуннские степи обычно заканчивались гибелью конных китайских отрядов. Когда китайцам удалось узнать, что в Средней Азии есть "небесные жеребцы" - породистые кони, похожие на лошадей арабской породы, - они отправили туда военную экспедицию. Осадив город Гуйшан (район современной Ферганы), китайцы потребовали выдачи лучших жеребцов. Осажденные уступили, и китайцы, вернувшись с добычей, приступили к разведению новой породы. Преуспев в этом деле, они стали совершать удачные набеги на хуннов. Мало того, они уговорили соседей-кочевников с востока, севера и запада выступить против хуннов.
В 93 г хуннский шаньюй проиграл решающую битву, бежал на запад и пропал без вести. Держава хуннов развалилась на части. Одни племена рассеялись в южносибирских степях, другие ушли в Китай, ибо в это время в Великой степи наступила засуха. Стала расширяться пустыня Гоби на севере Китая, и хунны смогли передвинуться на засохшие китайские поля, где образовались милые их сердцу сухие степи. Часть же хуннов направилась в Среднюю Азию и дошла до Семиречья (район современной Алма-Аты). Здесь и осели "малосильные хунны.
Самые отчаянные двинулись на запад. Они прошли через весь Казахстан и в 50-х годах II в. вышли к берегам Волги, потеряв при этом большую часть своих женщин. Те физически не смогли вынести такой переход, да и из мужчин выжили лишь самые крепкие.
Хунны быстро освоились в новых, удобных для скотоводства местах, где их никто не трогал и спустя два века, в IV в. мир узнал о гуннах – потомках хунну, угров и других народов. А в V веке гунны под предводительством Атиллы завоюют Европу.
Но это уже совсем другая история..
3. Жизнь и быт хунну.
О жизни и занятиях хунну рассказывают раскопки, которые были произведены учеными из института истории Санкт-Петербурга. (СЛАЙД12)
Основным занятием хуннов было скотоводство. В хозяйстве хуннов лошадь играла первостепенную роль. (СЛАЙД 13) Она была необходима не только как средство передвижения, но и для охраны стад, для охоты и военных походов.
Лошади были монгольской породы. Небольшого роста, коренастые, грубого, но мускулистого сложения, с короткой и широкой мордой, их гривы подстригались, хвосты заплетались. Вместе с тем, у хуннов разводились лошади и «лучших пород» — высокорослые. На таких лошадях они отправлялись в военные походы.
Крупный рогатый скот хуннов состоял преимущественно из быков. Одна из костей, обнаруженных на Иволгинском городище, принадлежит яку, что является подтверждением наличия в их стадах и яков .
Хунны разводили овец и коз. Имелись верблюды и собаки, кости которых найдены на Ивогинском городище. Порода собак была близкой к современным монгольским собакам. На Иволгинском городище найдены кости собаки породы овчарка.
Весьма существенную роль в быту хунну имела и охота. Помимо лисиц и зайцев промысловыми животными хуннов были: благородный олень, лось, горный баран, антилопа, косуля, кабан. Добывались также соболи, мехами которых были украшались одежды. Из птиц при раскопках найдены кости глухаря.
Основными охотничьими орудиями были лук со стрелами и копьё или рогатина. (СЛАЙД 14) У хуннов были сложные луки до 140 см. Древки стрел изготовлялись из берёзового дерева, оперялись орлиными хвостовыми перьями и имели костяные или железные наконечники . На скаку Хунн мог выпустить 30 стрел за минуту.
На Иволгинском городище нашли большое количество костей рыб. Это свидетельствует о том, что хунны занимались рыболовством, а также после долгой варки рыбы, они получали крепкий клей.
Занимались ли хунны и в какой степени земледелием, вопрос этот неоднократно ставился в литературе о хуннах.
На Иволгинском городище найдены были семена проса и наконечники пахотных орудий (СЛАЙД 15) Но земледелие не было основным занятием, так как климат был холодным. Хунны как просо, так и рис в основном получали из Китая. На Иволгинском городище были обнаружены каменные зернотёрки, откуда можно заключить, что просо перед употреблением размалывалось и поджаривалось. Но просо скорее было приправой, а не основным продуктом питания хуннов.
Основной пищей хуннов было мясо и молочные продукты. Хунны питались главным образом мясом крупного и мелкого домашнего рогатого скота. Весьма существенную роль в пищевом рационе были сыр и молоко. При раскопках найдены специальные сосуды с отверстиями в дне для отцеживания творога.
Из растительной пищи в какой-то мере хунны питались и рисом. Любопытно, что хунны, подобно китайцам, ели рис с помощью костяных палочек. Из риса, подобно китайцам, хунны могли приготовлять и вино. На это указывают найденные Иволгинском городище огромные глиняные сосуды с отверстием у дна, подобные тем, какими китайцы пользовались при приготовлении рисовой водки.
4. Жилища и домашняя утварь.
Помимо временных, переносных жилищ (юрт) у хуннов были и постоянные жилища.
При исследовании Иволгинского городища обнаружены остатки землянок , дающих представление о постоянных жилищах осёдлых хуннов. Жилища эти были прямоугольной, иногда квадратной формы с полом, погруженным в грунт на один метр и более. (СЛАЙД 16) Между тем у хуннской знати, по-видимому, имелись большие мастерски построенные бревенчатые дома. (СЛАЙД 17)Стены таких жилищ драпировались драгоценными тканями.
Внутренняя обстановка жилищ хуннов и домашняя их утварь сравнительно мало известны. Пол в жилищах покрывался шкурами или войлочными коврами, простыми или художественно выполненными. В постоянных жилищах хуннов были нары, в переносных же жилищах — в юртах никакой мебели, кроме небольших столиков, по всей вероятности, не было, а размеры столиков указывают на то, что за ними сидели на застланном войлоком полу. Интересный момент. Хунны очень любили своих детей. И, если ребенок умирал маленьким, его помещали в большую бочку и хранили в погребе. Чтобы ребенок был рядом с родителями. (СЛАЙД 18)
При раскопках были найдены типичные деревянные, покрытые лаком и раскрашенные китайские чашечки овальной формы с горизонтальными ручками. На них изображались охотничьи сцены, звери и птицы, человеческие фигуры в длинной одежде, ленты и спирали, и т.п. Известно, что подобной формы чашечки изготовлялись из глины и камня, в частности из нефрита. Подобная выделанная из камня чашечка была найдена при раскопках Иволгинского городища.(СЛАЙД 19)
У хуннов были также бронзовые сосуды, в том числе для варки мяса и светильники.
Довольно разнообразна по форме и, следовательно, по назначению, а также по технике изготовления глиняная посуда. Одни сосуды были предназначены для хранения жидкостей, другие — для варки пищи и её хранения, некоторые — для изготовления сыра. (СЛАЙД 20, 21,22,23,24)
5.Одежда и украшения.
Военная одежда состояла из доспехов : шлема и кольчуги. (СЛАЙД 25)
Верхняя одежда хуннов изготавливалась из кожи домашнего скота. обувь мягкая, с короткими голенищами незначительно выше щиколоток. Головной убор — круглая шапка с меховой оторочкой и верхом, крытым материей.(СЛАЙД26 )
Мужчины в левом ухе носили серьгу. Среди хуннов, особенно среди хуннской знати, широкое распространение получили китайские шёлковые ткани.
Более чем вероятно, что хунны рубах не носили.
Штаны или, точнее, шаровары у хуннов были просторные и широкие. СЛАЙД 27
Одежда была украшена пряжками (СЛАЙД 28,29)
Женщины носили красивые украшения. (СЛАЙД 30)
6. Гуннское городище – бесценный памятник. Проект реконструкции.
Иволгинское городище имеет огромную историческую ценность и взят под охрану.(СЛАЙД 31) Существует Гуннский международный фонд. В Бурятии его президентом является Олег Булутов.(СЛАЙД 32) Он приходил в нашу школу и рассказывал много интересного из жизни хуннов. В 2011 году был проведен фестиваль гуннской культуры. (СЛАЙД 33)Олег Булутов разработал проект по реконструкции города гуннов. Планируется в районе поселка Иволга восстановить объекты города. Это крепости, мастерские, дома, дом правителя. Задумка состоит в том, чтобы сделать город живым, как и 2000 лет назад, здесь будут трудиться люди, заниматься разными ремеслами, разводить лошадей и других животных. Дети будут ходить в школу. Предлагаем посмотреть компьютерный вариант восстановленного города. (ПОКАЗ ФИЛЬМА)
Слайд 1
Иволгинское гуннское городище МАОУ СОШ №26 ученица 4А класса: Трухина Дарья ученица 3 Б класса:Рубцова Лилия Руководитель: Рубцова Ирина ВладимировнаСлайд 3
Гуннское городище
Слайд 4
Великая китайская стена
Слайд 5
Модэ
Слайд 6
Войско Модэ
Слайд 7
Хунну
Слайд 8
Шёлк – ценный товар
Слайд 9
Одежда из шёлка
Слайд 10
Осколки бронзовых зеркал
Слайд 11
Раскопки
Слайд 12
Лошади
Слайд 13
Наконечники стрел
Слайд 14
Наконечники пахотных орудий
Слайд 15
Жилище хуннов
Слайд 16
Бревенчатые дома
Слайд 17
Погреб
Слайд 18
Каменная чашка
Слайд 19
Плоский деревянный сосуд
Слайд 20
Находки
Слайд 22
Хуннские бронзовые котлы
Слайд 23
Глиняные сосуды
Слайд 24
Доспехи воина
Слайд 27
Украшения из бронзы на одежду
Слайд 28
Пряжки
Слайд 29
Золотые и бронзовые украшения
Слайд 31
Председатель гуннского фонда – Олег Булутов
Слайд 32
Фестиваль гуннской культуры
Слайд 33
Проект реконструкции города гуннов
Хризантема и Луковица
Тигрёнок на подсолнухе
За чашкой чая
Мать-и-мачеха
Весенняя сказка