В истории развития быта и образа жизни малочисленных этносов малочисленных этносов Севера России в XX веке, в том числе эвенков, можно выделить пять этапов, условно разграничив их на: 1) начало XX века - двадцатые годы; 2) 20-30 годы, точнее с середины двадцатых до второй половины тридцатых годов; 3) 40-50годы; 4) 60-80 годы; 5) 90-е годы.
Вложение | Размер |
---|---|
iz_istorii_i_kulture_na_primere_evenkov_buryatii.docx | 34.06 КБ |
Курумканское районное управление образования
Муниципальное образовательное учреждение «Улюнханская средняя общеобразовательная школа»
671632, Республика Бурятия, Курумканский район, с.Улюнхан, ул.Новая,1, тел/факс 8(30149) 91524
Об истории и культуре
малочисленных этносов Севера в XX веке
( на примере эвенков Бурятии)
Совет музея
Улюнхан
В истории развития быта и образа жизни малочисленных этносов малочисленных этносов Севера России в XX веке, в том числе эвенков, можно выделить пять этапов, условно разграничив их на: 1) начало XX века - двадцатые годы; 2) 20-30 годы, точнее с середины двадцатых до второй половины тридцатых годов; 3) 40-50годы; 4) 60-80 годы; 5) 90-е годы.
В начале XX века быт и образ жизни малочисленных народов Севера не изменился по сравнению с прошлым столетием. Царское самодержавие почти не интересовалось вопросами быта и образа жизни народов Севера. Заботы власти ограничивалось в основном выманиванием ценной пушнины. Инородец для местной администрации являлся только выгодным объектом при сборе ясака. При этом налогосборщики и торговцы различных мастей одурманивали спиртом коренных жителей. Получили распространение венерические и другие заболевания. Участились голод, эпидемии, которые уносили сотни жизней, иногда вымирали целые роды, племена. По многочисленным свидетельствам в 20 веке и в его начале «на инородческом нашем Севере тихо тянется процесс угасания».
В 20-30 годы 20 века патриархально-родовой быт, кочевой образ жизни аборигенных народов начал быстро меняться. В начале 1922 года в отделе национальных меньшинств Наркомнаца был создан «Полярный подотдел управления туземными народами Севера», на который возлагались задачи изучения быта, образа жизни малочисленных народов Севера и организация их управления, а также снабжения необходимыми средствами производства, продовольствием, одеждой. Постановлением Президиума ВЦИК от 20 июня 1924 года функции этого подотдела были переданы образованному Комитету содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК (Комитет Севера). Комитет Севера (1924-1935гг.) начал свою деятельность с организаций экспедиций с участием медиков как для обследования быта народов Севера, так и проведения работ по охране их здоровья. Комитет содействовал созданию органов новой власти (туземных Советов) и культурно-просветительских организаций, соответствующих местным условиям.
Важное значение на этом качественно новом этапе истории народов Севера России имели «Интегралсоюз» (1927-1936гг.) и культбазы. «Интегралсоюз», созданный в 1927году, объединял функции потребительско - снабженческой и производственной кооперации. Он доставлял местным жителям орудия производства и предметы потребления, заготовлял продукцию их охоты и промыслов, вёл культурно-бытовое обслуживание, оказывал лечебную помощь. В его рамках организовывались женские бригады по обработке кожи и пошиву одежды и обуви, сыгравшие известную роль в раскрепощении женщин – северянок.
Культбазы – своеобразные культурно-просветительские комбинаты, в состав которых входили школа-интернат, медпункт, общежитие, помещение для клубной работы. Культбазы – среди них в нашем регионе Тазовская – стали центрами изменения быта и образа жизни малочисленных народов Севера. Со строительством культбазы распространяется грамотность среди молодежи, увеличивается количество школ. Важную роль в жизни малочисленных народов сыграло появление письменности, которое привело к созданию в начале 30-х годов букварей и книг, в том числе на эвенкийском языке. Большой вклад в распространение грамотности среди эвенков нашего региона внес Михаил Григорьевич Воскобойников, ставший впоследствии профессором отделения народностей Севера при Ленинградском государственном педагогическом институте имени А.Герцена.
Из всех периодов в истории малочисленных этносов Севера в 20 веке рассматриваемый этап, особенно с середины 20-х годов второй половины 30-х годов, был самым насыщенным и продуктивным для их развития. В начале этого периода для управления общественными процессами были созданы родовые (туземные) Советы, использовавшие элементы традиционных патриархально - родовых отношений. Изучение истории малочисленных народов Севера а 20-х-30-х годах, когда наметились значительные сдвиги на пути их сохранения и развития, принципиально важно для исследования и прогнозирования быта и образа жизни этих народов. К сожалению, во второй половине 30-х годов этот процесс стал тормозиться и наступил третий этап в истории малочисленных народов Севера в ХХ веке.
Третий этап (1940- 1950гг.), который можно назвать этапом застоя в развитии народов Севера, начался еще во второй половине тридцатых годов. Это непосредственно связано с прекращением деятельности « Интегралсоюза» в 1936 году.
Десятилетняя история « Интегралсоюз» и особенно десятилетняя история Комитета Севера ждут своих пытливых исследователей, которые найдут не только новые исторические факты, но и, выявляя, обобщая позитивные и негативные стороны в их деятельности, сформулируют положения, которые будут иметь важное значение для развития североведения (эвенковедения), для определения путей развития малочисленных народов Севера.
Вторая половина 30-х годов истории страны характеризуется усилением политической борьбы. Были отстранены от занимаемых должностей старые кадры, которые вели линию на возрождение и развитие всех народов, в том числе большое внимание уделяли малочисленным народам Севера. 20 июля 1935 года ликвидирован Комитет Севера, вместо которого в составе Главного управления Северного Морского Пути при СНК СССР образовано управление по развитию хозяйства и культуры народов Севера. В отличие от Комитета Севера оно имело более низкий статус. Соответственно, во второй половине 30-х годов всё меньше обращается внимание на развитие народов Севера. Стало быть, на этом этапе их истории имел место застой вместо наметившихся ранее зачатков возрождения. Период застоя характеризуется желанием показать движение с помощью общих рассуждений, нереальных планов. В различных официальных документах тех времен обозначалось нечего не значащие, неконкретные мероприятия, что всегда имеет место, когда деятельность подменяется разговорами.
Если 20-30годы, особенно 1924-1936 годы, для малочисленных этносов Севера были этапом зачатков возрождения, а 40-50 годы – этапом застоя, то 60-80 годы можно назвать этапом деградации. С началом интенсивного промышленного вторжения во многие районы проживания аборигенных этносов стали приезжать массы людей за «длинным рублем» - временщики, которые рассматривали своё участие в освоении недровых богатств как эпизод своей личной жизни. Для них и их руководителей совершенно безразлична жизнь аборигенов, среду обитания которых они разрушают, приводя к невосполнимым экологическим потерям хрупкой северной природы. Местные органы власти не могли воздействовать на промышленные предприятия, ведущие хищническое освоение недровых богатств, подчиненные союзным министерствам и ведомствам. Эти ведомства, захватывая земли и воды без разрешения их действительных хозяев, в случае бросающегося в глаза экологического ущерба выплачивали компенсацию лишь другим ведомствам. Забыли только людей. Представители аборигенных этносов включались в социальную среду возникающих рабочих поселков в качестве неквалифицированных работников: истопников, сторожей, уборщиков, разнорабочих и т.п. А в селах в результате превращения коллективных хозяйств в госпромхозы, куда приезжали работать договорники, представители малочисленных этносов теряли свои национальные особенности, среди них быстро рост удельный маргинальный личностей.
Конечно, нельзя считать, что государство, центральная власть в те годы не обращали никакого внимания на развитие малочисленных этносов. Были приняты по этому вопросу ряд неплохих решений, которые в основном не выполнялись или выполнялись на бумаге в отчетах государственных мужей высшим инстанциям.
Пятый этап истории малочисленных народов Севера в 20 веке начался в 90-е годы и идет ныне. В сегодняшней России он характеризуется переходом к рынку. Этот переходный период и формируемый новый способ производства, новые общественные отношения ставят проблемы в развитии малочисленных народов, которые необходимо исследовать, найти пути их решения.
За последнее время на страницах разных газет появляются в какой-то степени противоречивые, но по своей сути пронизанные заботой и тревогой о судьбе эвенков современной Бурятии статьи.
По мнению автора статьи «В Бурятии появились новые эвенки» корреспондента газеты «Информ-полис» А. Махачкеева»… число эвенков Бурятии растет, и в настоящее время перевалило за 2000. Набирающий силу процесс объясняется тем, что в северных районах республики эвенками стали записываться люди иных национальностей. Статус представителей малочисленных народов Севера дает им возможность получения бесплатных лицензий на рыбную ловлю, охоту на копытных животных и добычу нерп. Эвенки пользуются и другими льготами, например, поступление в вузы». А по мнению другого автора статьи « Там, где…» корреспондента «ПБ» А. Пастернака, « численность эвенков год от года уменьшается. По данным Госкомитета республики, в минувшем году их насчитывалось 1470 человек. Главную роль в хозяйствовании аборигенов Севера продолжают играть традиционные отрасли – оленеводство, рыбный и морской зверобойный промыслы, пушное звероводство и сбор дикорастущих плодов. Они обеспечивают основную занятость населения и являются главным источником его доходов».
Чтобы правильно понять и объективно оценить настоящее, надо знать прошлое эвенков современной Бурятии.
В начале 19 века эвенков в царской России было 62 тысячи. А по данным выборочной переписи Госкомстата РФ, к концу ХХ столетия их стало 29,9 тысячи человек. За этот период численность их в России сократилась на 32,1 тысячи человек, или на 51,7 процента.
В Бурятии в 1926 году проживало 2664 эвенка. По данным последней переписи населения 1989 года, их было 1679. За 63 года численность их сократилась на 985 человек, или на 37 процентов. Эти цифры говорят сами за себя. Идет динамичный необратимый процесс сокращения численности народа. Главные причины – отрыв его от своих исторических корней, ассимиляция и утеря им национального сознания.
До революции эвенки – орочоны свободно кочевали по бескрайним просторам суровой северной тайги Баунтовского и Северобайкальского районов. Они без всякой материальной и моральной поддержки царской России жили и развивались самостоятельно, в согласии и гармонии с суровой природой севера Бурятии.
Жили они родами, кочуя за стадом оленей на навьюченных потами ( кожаными мешками, заполненными таежной жительской утварью) и запряженных в нарты оленях от стойбища к стойбищу. Кочуя, строго соблюдали таежные обычаи и ритуалы своих древних лесных предков и законы природы, которые они хорошо знали и соблюдали.
Зависимы были только от природы и потому относились к ней с особой любовью и бережливостью. Брали от нее столько, сколько было необходимо, и были « иждивенцами» собственного труда. Впрок, за исключением лекарственных лесных, горных трав, кореньев, нечего не заготавливали. Правда, в качестве лечебных средств применяли медвежью желчь, мумие, а в качестве чая березовую чагу (чалбани чаава), а их можно было добывать круглый год. Главным лекарем был шаман. Огонь добывали в основном огнивом.
Основным занятием орочонов были оленеводство и охота на пушного зверя. Олени были не только видом транспорта и продуктом питания, их шкура служила одеждой, постельной принадлежностью и жильём. Нитку для шитья изготавливали из сухожилий диких животных и домашних оленей. Добытую пушнину меняли на охотничьи ружья, боеприпасы, охотничье-рыболовные снаряжения, промтовары – на ткани, муку, соль, чай, табак и «огненную» воду.
В отличие от орочонов эвенки – мурчены (конные люди) Баргузинского и Курумканского районов вели оседлый образ жизни. Жили семьями, как правило, занимали определенную территорию по родству, помогали и поддерживали друг друга. В подворье содержали крупный скот, лошадей, овец, некоторые семьи – коз, свиней, кур, даже гусей. Из зерновых сеяли пшеницу и овес, выращивали табак листовой – самосад.
После окончания сельхозработ мужчины уходили на добычу пушнины, а женщины и дети оставались ухаживать за скотом. В царской России детей орочонов и мурченов в армию не брали. В целом у орочонов и мурченов было общее в характере: трудолюбие, справедливость, прямота, доверчивость, доброжелательность, гостеприимство.
С изменениями общественно - политической системы меняются взгляды, подходы и отношения к этому народу, к природе. Орочоны и мурчены покидают свои исторические места, родовые угодья, стойбища вопреки собственной воле становились жителями центральных усадеб колхозов и совхозов.
В 30-е годы были созданы туземные и кочевые Советы, призванные стоять на страже прав и интересов эвенкийского народа. Орочоны и мурчены, как и все народы страны, в своем непростом развитии в единой семье испытали все горечи и трагедии, вплоть до необоснованных репрессий. Прошли трудными дорогами Великой Отечественной войны и внесли свой вклад в защиту страны от фашизма. А позднее командно- бюрократическая система ликвидировала туземные, кочевые Советы, тем самым устранила их от участия в органах самоуправления, подорвала экономическую базу, поставила на грань исчезновения национальную культуру и язык.
Сегодня эвенки Курумканского района в подавляющем большинстве на работе и в быту говорят на бурятском языке. Эвенкийская речь в смешанных семьях окончательно забыта. Возродить и сохранить культуру, язык народа без сохранения традиционного уклада и образа жизни не представляется возможным. Меры, принимаемые на уровнях школ, ВУЗов, культурных центров, радио и телевидения, не дают положительных результатов, ибо языковые знания, полученные в этих заведениях, не находят поддержки и подкрепления в быту.
Муравьиная кухня
Нора Аргунова. Щенята
Прекрасная арфа
Карты планет и спутников Солнечной системы
Сказка об одной Тайне