Работа является результатом поисковой деятельности, направленной на выявление и фиксацию особенностей песенного творчества населения Иройской Долины. Автором успешно решены поставленные задачи, весь наработанный материал классифицирован и проанализирован. Работа структурно выдержало, каждый раздел заканчивается выводами исследователя.
Вложение | Размер |
---|---|
pesennoe_tvorchestvo_iroyskih_buryat.docx | 26.51 КБ |
Введение
Устное народно – поэтическое творчество ( фольклор ) занимает выдающееся место в истории духовной жизни бурятского народа.
Бурятский фольклор отличается большим разнообразием видов и форм произведений, богатством содержания, сюжетов и художественно- изобразительных средств. В нем в той или иной форме отражены все основные этапы сложной многовековой истории народа, черты хозяйственно- бытового уклада, его художественно- эстетические и философические взгляды, особенно психического склада.
Можно выделить следующие основные виды или жанры народно- поэтического творчества: мифы ( домог, ульгэр ), легенды и предания ( домог туухэ ),героический эпос(ульгэрнууд), сказки(онтохонууд), загадки (табаринууд), пословицы и поговорки (оньпон хошоо угэнууд0, благопожелания (юроолнууд), песни( дунууд).
Устное творчество бурят уходит своими корнями в глубокую древность. Точно установить время возникновения того или иного фольклорного сюжета или жанра почти невозможно. Становление или развитие фольклора как неразрывной части духовной культуры происходило одновременно с процессом формирования самого бурятского этноса.
Песни являются одним из широко распространённых и любимых видов народной поэзии. Именно в песнях, как ни в чем другом, отразилась душа народа, его чувства, и настроения. Песня является непременным спутником человека. Она поется у его колыбели, сопровождает его на протяжении жизни и дома, и в поле, и на работе, и на гулянии, звучит в минуты радости и веселья, горестей и невзгод. Песня помогает человеку легче переносить тяготы жизни, лишения, отвлекаться от нерадостных мыслей, чувства одиночества.
Песня искусство очень древнее- не может без музыки жить не один народ на земле. Правда, сегодня наши музыкальные интересы ограничены эстрадной, популярной музыкой, а народные песни постепенно предаются забвению. Меня с раннего детства волнуют широкие, напевные мелодии, вызывающие безответную грусть или задорные, полные искрометного огня игровые, шуточные песни, которые мы слышали в исполнении наших бабушек и дедушек, поэтому нас заинтересовала тема песенного фольклора нашего края, изученного крайне мало.
Цель данной работы: исследование песенного творчества иройских бурят.
Наша цель раскрывается при решении следующих задач.
1)изучение и анализ специальной литературы.
2)сбор песенного материала.
3)систематизация и классификация собранного материала.
4)анализ отдельных жанров песенного фольклора.
В процессе нашего исследования применены методы социологического опроса, отбора и анализа песенного материала, работы со специальной литературой.
Работая над исследованием, мы провели опрос среди учащихся 8, 9, 10,11 классов и на вопрос: «Знаете ли вы бурятские народные песни?»- из 49 опрошенных респондентов 36 учащихся ответили отрицательно. «Интересует ли вас фольклор родного края?»-29 ответили отрицательно, что подтвердило актуальность выбранной нами темы.
Народные песни нашего края по всей тематике весьма разнообразны, они отражают все многогранные стороны деятельности людей.
В широких просторах долины Иро проживают буряты родов харанут, алагуй, шоно.
Иройские буряты издавна славились своими красавицами, певцами – импровизаторами, которые слагали свои мелодичные песни. Их песни отличаются большой художественностью, мелодии широки и напевны, мягки и глубоко задушевны, их интонации, изобилующие неуловимо тонкими переходами.
Песенное творчество иройских бурят характеризуется не только богатством содержания, но и жанровым разнообразием.
музыкальные жанры фольклора группируются в циклы: культовые семейно-бытовые и календарно - производственные песни, которые являются обрядовыми, и произведения эпические, исторические и лирические, относящиеся к необрядовой народной поэзии. К культовым песням относятся следующие жанры: шаманские песнопения, песни ай дон и песни сэгээн зугаа, генетически восходящие к древним обрядам поклонениям стихийным явлениям природы, тэнгэри, хозяевам местностей, духам предков. Отличными чертами данного вида является ритуальное брызганье специальными напитками (кумысом или молочной водкой) во время исполнения указанных песен и импровизационный характер.
Семейно – бытовые песни включают в себя жанры, которые сопровождают обряды, сопутствующие жизни семьи – от рождения человека до его кончины: рождение ребёнка ( милаангууд ), обряд захоронения последа ( тоонто тахиха ), обряд укладывания в люльку ( ообэйдэ оруулха ), свадебный обряд ( турэ хурим ), похоронный обряд, на котором исполняли песни, называемые шаналахын дуун ( скорбные, печальные песни).
К календарно – производственным песням относятся древнейшие виды обрядовых песен, которые были связаны охотничьим, скотоводческим, а позднее земледельчиским бытом бурят. Песни сопровождали исполнение обрядов, которые способствовали удачной охоте, размножению домашнего скота и плодородия.
По этой жанровой классификации на уроках музыки в прошлом году мы определили некоторые песни, записанные от наших бабушек, но глубже работая над этой темой, анализируя собранный материал, мы пришли к выводу, что эта классификация тункинских и западных бурятов, потому что в нашей местности нет таких жанров, как «Ай дон», « Боогэй дуун». Для классификации нашего песенного материала приемлима классификация известного бурятского ученого фольклориста Дашинимы Санжиевича Дугарова, которому принадлежит заслуга исследования песен селенгинских, кяхтинских и джидинских бурят.
В 60-е годы прошлого столетия на основе богатейшего собранного им песенного материала издан сборник «Бурятские народные песни», который стал настоящим практическим руководством и для нашей работы.
В этом сборнике много песен, записанных от знатоков и любителей нашего края в декабре 1962 года; здесь преобладают старинные лирические песни, исполненные Надмитом Банзаракцаевичем Цыбеновым, 1908 года рождения умхунутского рода, Цыденом Мункожаповичем Мункожаповым, 1892 года рождения хатиканского рода, Зинаидой Цыреторовной Дамбаевой, 1940 года рождения шоноевского рода.
В ходе поисковой работы, собирая и записывая народные песни, мы встретились со многими интересными людьми – знатоками и любителями бурятских народных песен.
Это – Тучинова Бальжи Дугаровна, 1922 года рождения, обладающая прекрасной памятью, исполнила нам старинные народные песни: «Нарин голой эхиндэ», «Ара газар ургасан».
Будаев ким Батомункуевич, пенсионер, увлекающийся историей родного края, его легенды и предания публикуются в республиканских изданиях, он пишет стихи, песни о родном крае на его слова и музыку напечатаны в прошлом году в газете «Духэриг», «Буряад Унэн».
Батуева Бутыд Лубсан – Нимаевна, ветеран труда, делегат 22 Съезда КПСС предоставила нам свои бесценные записи старинных народных песен.ку5
Доржиева Надежда Бальжинимаевна, участница художественной саможеятельности, исполнившая нам песни: «СССР номин комсомол», «Альган дээрэ ургэсэн».
Дореволюционные песни.
Большой популярностью пользовались песни, выражающие черты характера трудового бурятского народа, его любовь к родной земле, воспевающее красоту края:
Сэлдэе ургэн Юроомнай
Шэлээрээ манаран харагдана,
Шэнэлсэн ганса нухэрэмни
Сэжэмдэм тодорхой санагдана.
С родной землей, родным народом у каждого человека связаны все мечты и надежды. Не случайно в песнях иройских бурят дорогие с детства родные места рисуются в близких сердцу каждого человека образ родной матери, богатой плодродной земли.
Убэр газар ургадаг
Эшэ хухэтэй алтаргана
Эльгэн дээрээ ургэдэг
Эжы аба хоерниго.
Нарин голой эхиндэ
Наратайл байха есотой
Настай ла баабайн урогоондоо
наадантайл байха есотой.
Обрядовые песни
Немалое место занимали в песнях иройских бурят обрядовые песни, сопровождавшие свадебные обряды и игры.
Традиционные предсвадебные игры невесты ( басагай наадан ) были самыми любимыми развлечениями молодёжи, проходили всегда очень весело, шумно и многолюдно.
Нарин хухэ мореоро дой
Намагаа яажа гаталха вэй?
Намары суниин харанхыда
Нангянхан уязалаагаар танилсае.
В песне указывается и время года – осень, когда по традиции проводилось большинство бурятских свадеб.
Очень интересным и самобытным был утренний хоровод перед отправлением к дому жениха. Исполнялись специальные песни – наказы невесте, в них говорилось, как ей надлежит жить в новых условиях на чужбине.
Хубуун турэхоо яагаабша
Хэтэ нютагаа сахихыгаа
Хуухэн турэhэнш муухан даа
Хуунэй барлаг болхонши.
Хада гээшэнь халгуур ям
Мэдэд гэжэ яабаарай
Хари гээшээнь нухэд юм
Мэндэшэлжэ ябаарай.
Обряд поднесения гостям именного мяса (тоолэй) сопровождался песней:
Тоонтэйхэн хуринээрэй
Тухомдомни табиеэ
Турын тушэмэд тандани
Аяын зугаа бариеэ
На свадебном пиру, безусловно, пели и застольные песни (архиин дуун). Тематика и содержаие их очень разнообразны.
Добын ногоон гандаа угэй
Донхон бором гарьдаа(н) угэй
Досоо зурэхэм гажараа(н) угый
Домбоотойл хараяа асараад угыт.
Репертуар песнопении свадебного пира завершался циклом турнирных песен, где преобладал элемент импровизационности, поэтому они не имели своего закрепленного напева и постоянного, неизменного текста. Песни эти носили в основном иронизирующий и задиристый характер. Весь цикл свадебных игр и песнопении завершала песня прощания приезжих сватов:
Хариел доо, бусаел доо,
Хатарша улам сэрэгэндээ
Ханил болосон хойнони
Харижал бусахань хэрэгтэй.
Обобщая сказанное, следует отметить, что песни свадебного цикла очень разнообразны по своему содержанию, стилю и тематике.
Тут и сухие речитативы песен трудовой обрядности, и короткие напевы предсвадебных хороводов; тут и импровизационные песни состязании, и широкие торжественные песни свадебного пира, достигшие своей завершенности.
Песни прославления родителей.
Анализируя собранный песенный материал, нам особо хотелось бы остановиться на песнях из цикла «Песни почитания родителей».
Почитание детьми родителей в особенности матери, является характерной национальной чертой бурят. В бурятском народном песенном творчестве эта тема занимает одно из ведущих мест и подобные песни составляют целый цикл.
Эжим намдаа эрдэни.
Урдал хадым энгэртэ.
Оюун шолуун эрэдэни.
Уураг дугээ хоохулсэн
Эжым намдаа эрдэни.
Саадан хадын энгэртэ.
Сахюр шолуун эрэдэни.
Сагаан суугээ хохулсэн.
Эжым намдаа эрдэни.
Эджэл дээрээсэ барисан.
Эджэл дээрээсэ барисан.
Эмнигэн ямархан хайратай вэ доо.
Эльгэн дээрээ усхоосэн.
Эджым ямархан хайратай вэ доой.
Хурэжэн гарасан нарамнай.
Хурэлжэн гарасан нарамнай.
Хухолхон тэнгэридээ мунхэхэн доо.
Хугжэнхэн аба – эжыналдар нэрэ соло.
Хэдэнхэнш жэлэнуудтэ монхохон доо.
Песни этого цикла очень популярны и любимы, в нашем краю потому что при обращении с просьбой спеть нам старинные народные песни, каждый осведомитель начинает свое исполнение именно этими песнями.
Заключение.
Итак, нами сделана попытка исследования небольшой части песенного наследия нашего края.
Мы пришли к выводу, что фольклорная классика нашего края отличается яркой самобытностью, предстает как богатая и неотъемлемая часть культурного наследия нашего края.
Дальнейшие исследования, несомненно, дадут еще много ценного по изучению музыкального фольклора иройской долины. Мы думаем, что наша работа найдет практическое применение для занятий фольклорного и краеведческого кружков,- приобщению учащихся к духовой культуре своего народа.
Использованная литература
Рецензия
на научно – исследовательскую конференцию, выполненную ученицей
7 «а» класса Иройской средней общеобразовательной школы
Доржиевой Сэсэг.
Тема работы: Песенное творчество иройских бурят.
Актуальность работы определяется необходимостью сохранения и изучения фольклорного богатства и своеобразия Иройской Долины, составляющих неотъемлемую часть культурного наследия
Работа является результатом поисковой деятельности, направленной на выявление и фиксацию особенностей песенного творчества населения Иройской Долины. Автором успешно решены поставленные задачи, весь наработанный материал классифицирован и проанализирован. Работа структурно выдержало, каждый раздел заканчивается выводами исследователя.
Данная работа, безусловно, имеет практическое значение, поскольку результат поисковой работы получают своё отражение в деятельности фольклорного ансамбля села.
Рекомендовать работу Доржиевой Сэсэг к участию в научно-исследовательской конференции.
Руководитель: Лубсандоржиев Ц.Ц
АННОТАЦИЯ
Данная работа направлена на сохранение и изучение фольклорного богатства и своеобразия Иройской долины. С помощью поставленных задач, автором проведена серьезная работа как с теоретической, так и с исследовательской и практической частями. В теоретической части подробно описаны жанры и общая характеристика народного творчества бурят. Более глубоко раскрыт исследовательский раздел, где автор не только пользуется учебным материалом, но и активно изучает, анализирует, проводит опрос среди старших классов и, конечно же, встречается со многими интересными людьми – знатоками и любителями бурятского фольклора.
И в заключении нам предоставлены выводы и предложения, которые были выявлены самим учащимся.
Как нарисовать черёмуху
Разноцветное дерево
Сказочные цветы за 15 минут
Сказка "Морозко"
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши