2017 год в России Указом Президента Российской Федерации был объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий.
Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке, в метро. Любая область науки неразрывно связана с экологией, и литература не исключение. Ежедневно из года в год мы знакомимся и читаем произведения различных авторов и большая часть из них о величии и красоте природы, об отношении общества к окружающей среде.
Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уже тогда. Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» — поэты и писатели.
Вложение | Размер |
---|---|
man_badamshina_literatura_ivanaevo.docx | 38.8 КБ |
Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования
муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Нижнеиванаево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан
Малая академии наук школьников
Исследовательская работа на тему:
«Проблемы экологии в произведениях русских поэтов и писателей
XIX века»
Номинация «Литература»
Выполнила: Бадамшина Алия Эрнестовна
ученица 10 класса
МОБУ СОШ д.Нижнеиванаево
Руководитель: Беляева Надежда Аркадьевна
учитель русского языка и литературы
2017-2018 учебный год
Содержание.
I. Пояснительная записка……………………………...……………… 3
II. Введение ………………………………………………………...…… 4
III. Основная часть ………………………………………………..…… 5
3.1. Экология и литература ……………………………………………. 5
3.2. Человек и экология в стихотворении М.Ю. Лермонтова
«Три пальмы» ……........……………………………………………….. 5
3.3. Человек и экология в поэме Н.А.Некрасова «Саша» …………8
3.5. Человек и экология в повести И.А.Бунина «Суходол» ……….10
IV. Заключение …………………………………………………………. 11
V. Список использованной литературы …………………………….. 12
Цели исследования:
Задачи:
Объект исследования: тексты художественных произведений.
Предмет исследования: вопросы защиты природы в произведениях 19 века.
Методы исследования:
Актуальность.
2017 год в России Указом Президента Российской Федерации был объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий.
Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке, в метро. Любая область науки неразрывно связана с экологией, и литература не исключение. Ежедневно из года в год мы знакомимся и читаем произведения различных авторов и большая часть из них о величии и красоте природы, об отношении общества к окружающей среде.
Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уже тогда. Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» — поэты и писатели.
II. Введение.
Экология… Красивое слово, пришедшее к нам из-за рубежа. «Экос» и «логос» в переводе с древнегреческого означает «наука о доме». И сейчас, пожалуй, не найдешь человека, который не слышал бы его. Оно прочно вошло в нашу жизнь, во все отрасли, в умы людей.
Экология показывает взаимосвязь человека и живой природы, его влияние на окружающий мир, рассказывает о той реальности, в которой мы живем и предостерегает о том, что может быть через несколько лет.
Если посмотреть в целом, то «Экология» наших дней оставляет желать лучшего и у многих с этим понятием возникают пессимистические мысли. Но ведь это наша реальность, то, что заслужил человек. Общество прежде всего, пытается сохранить себя, но видимо не понимает, что спасая себя, необходимо спасти природу, правильно используя ее ресурсы. Отвечать благодарностью на благодарность, ведь природа многим жертвует для человечества. Жертвует собой, гибнет ради нас.
В прошлом бережное отношение к окружающему было массовым явлением, неписаным законом для всех, который соблюдался неукоснительно без всякого контроля и действовал как бы автоматически, сам по себе, он внедрялся в сознание поколений самим укладом жизни, семейным воспитанием, примером поведения старших. С детства ребенку внушалось: не вреди окружающему миру, животным. Взрослые постоянно учили детей, чтобы они не ломали деревья, ветки, не рвали цветы без нужды – ведь они живые, они, так же, как и ты, появились на этой земле, чтобы радоваться жизни. Учили не осквернять природу, не загрязнять мусором берега рек, особо соблюдали чистоту родников, ключей, не мусорили рядом. К сожалению, сейчас в современном сознании, в человеческой душе, в представлениях все очень мрачно. Современные люди не умеют ценить дарованную Богом матушку-природу. Лишь только использует ее в своих корыстных целях, удовлетворяя свои разнообразные потребности.
Именно сейчас назрела необходимость заглянуть в прошлое, обратиться к литературе, чтобы освежить в памяти и восстановить идеи и мысли, заложенные великими авторами в содержании общечеловеческих ценностей, традиций и этикетов.
III. Основная часть.
3.1. Экология и литература.
В школе на уроках биологии и литературы мы часто говорим о красоте природы, о значимости окружающей среды, учителя призывают нас беречь все прекрасное, что нас окружает, то, что у нас еще пока осталось. Подобный настрой наводит на мрачные мысли. Неужели все так ужасно и сделать уже ничего нельзя? Конечно же, пока еще не поздно что-то сделать, все в наших руках. И в этом нам могут помочь наши писатели, которые создали замечательные произведения о природе, растениях, животных. Они не только описывают красоты нашей планеты, но и текстом между строк предостерегают человека о грозящей опасности, стараются рассказать, что можно сделать, чтобы спасти то, что у нас осталось.
В литературе первой половины XIX века отношение к природе в основном созерцательное.
После изучения множества произведений мы обнаружили, что первым из русских писателей и поэтов, затронувших тему экологии, был Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт.
Для своего исследования мы выбрали лирическое произведение, написанное этим гениальным писателем в 1839 году «Три пальмы».
Почти через все произведение автора проходит экологическая тема. Он не только подчеркивает значимость природы, но и рассказывает читателям, как нужно вести себя в нашем общем доме – в природе. Для осуществления своей цели поэт выбирает жанр притчи, восточного сказания. Сюжет стихотворения: в пустыне растут «три гордые пальмы».
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался водою холодной,
Хранимый под сенью зелёных листов
От знойных лучей и сыпучих песков.
Оазис в пустыне, созданный этими удивительными деревьями, оживляет все вокруг, спасает от усталости и жажды всех проходящих по пустыне. Но они недовольны своим существованием и бросают вызов Богу:
«Не прав твой, о небо, святой приговор…» - восклицают они.
Недаром поэт употребил эпитет «гордые» пальмы. Они возроптали, отвергая справедливость Создателя:
И стали три пальмы на Бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?
Не прав твой, о небо, святой приговор!»
Олицетворения («роптать», «родились», «росли») показывают, что речь в стихотворении идет не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Пальмы хотят быть полезными людям, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой. Тогда Бог посылает им то, что они так долго ждали: людской караван. Их стремление понять смысл своего существования и ценой своей жизни принести пользу людям приводит к трагедии. Погиб оазис, погибла сама жизнь в пустыне. Человек жесток по отношению к жизни, к природе. Люди недостойны такой жертвы, они не поняли её.
Наступила ночь, изнуряющая жара сменилась невыносимым холодом, и путники ответили пальмам чёрной неблагодарностью:
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём.
Таким образом, в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» человек предстаёт как разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель: По корням упругим топор застучал, //И пали без жизни питомцы столетий… Автор в этой строфе использует перифраз: «питомцы столетий», это ещё раз подчёркивает, что пальмы росли несколько веков, а погублены были за одну ночь. А завершается стихотворение и вовсе страшной картиной: «И ныне всё дико и пусто кругом…». Вот благодарность человека за самопожертвование. Начало и конец стихотворения скреплены антитезой. Поэт противопоставляет красоту оазиса до прихода каравана тому разорению, которое оставили после своего ухода люди. М. Ю. Лермонтов использует антитезу, чтобы мы острее почувствовали печаль от разорения прекрасного уголка Земли. Таков итог вражды человека с природой. И в этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждает его.
Нам известно, что во времена жизни М.Ю.Лермонтова слово «экология» было еще неизвестно, но автор уже тогда так описал последствия деятельности человека, что кажется, будто бы он мог предвидеть на несколько десятилетий вперед. Скрытым подтекстом Лермонтов призывает человека остановиться уничтожать природу. Он не произносит громких слов, не пишет красивых фраз, рассказывает о том, что есть сейчас, и о том, что может быть через несколько лет.
«Питомцы столетий» погибли в одно мгновение, и поэт предупреждает нас о том, как хрупка жизнь, как легко ее погубить.
3.3. Человек и экология в поэме Н.А.Некрасова «Саша».
Взаимоотношения человека с природой передано в поэме Н.А.Некрасова "Саша". При вырубке леса была нарушена вся сложная его жизнь: звери, птицы, насекомые - все лишились своего жилища. "Печальные картины", нарисованные поэтом, не могут оставить читателя безучастным.
... Из перерубленной старой березы
Градом лилися прощальные слезы.
И пропадали одна за другой
Данью последней на почве родной.
Когда же вырубка завершилась:
Трупы деревьев недвижно лежали;
Сучья ломались, скрипели, трещали,
Жалобно листья шумели кругом ...
Не было пощады и лесной фауне:
Звонко кукушка вдали куковала,
Да, как безумная, галка кричала,
Шумно летая над лесом ... но ей
Не отыскать неразумных детей!
С дерева комом галчата упали,
Желтые рты широко разевали,
Прыгая, злились. Наскучил их крик -
И придавил их ногою мужик.
И героиня поэмы Н.А.Некрасова «Саша» плакала, видя, как лес вырубали, ей и много лет спустя было «его жалко до слёз».
Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».
Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века оценивает состояние природы: «Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование, это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне… Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего».
Астрову такое состояние кажется предельным, и он никак не предполагает, что пройдет пятьдесят или сто лет и грянет Чернобыльская катастрофа, и реки будут загрязнены промышленным мусором, а в городах почти не останется зелёных «островков»!
В повести «Степь» А.П.Чехов по-граждански остро реагирует на расхищение природы российским капиталом, выступает он в её защиту, пропагандируя рациональные правила природопользования. Горечь и тоска о том, что гибнет даром «богатство и вдохновение» прекрасной родины, пронизывает чеховское описание степи.
Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли становятся не по-детски серьезными, философскими.
В повести перед нами предстает жизнь одной семьи. Это семейство Хрущевых из деревни Суходол. Разорившиеся помещики, промотавшие всё, что им досталось от предков, они не живут, а существуют, доживая свои последние дни в ветхой, почти заброшенной усадьбе. Молодых Хрущевых мало интересует то, что творится в окрестностях их дома, они не замечают или делают вид, что не замечают, как разрушается их усадьба, как дичает когда-то прекрасный и ухоженный парк, не знают и знать не хотят, что растет на окрестных полях, какая рыба водится в прудах. Они равнодушны и к своим близким, и к родной природе. А ведь перекупщики леса, уничтожают природу, лес, крестьяне изводят рыбу, друзья-приятели, такие же бездельники, как молодой Хрущев, убивают на охоте не ради пропитания, а ради забавы.
И.А.Бунин в повести «Суходол» проследил процесс возникновения оврагов в нечерноземной полосе России, закономерно связывая его с неправильным землепользованием и ведением хозяйства. В XVIII веке здесь были «…густые леса». Затем они были вырублены. Теперь наблюдателю открылся «…полустепной простор, голые косогоры…» Взгляд невольно останавливался на «желтизне каменистых оврагов». Воды не было, и «мужики Суходольские копали пруды в каменистом ложе давно иссякнувшей речки Каменки».
IV. Заключение.
Мы рассказали далеко не обо всех произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты.
Писатели и поэты в своих произведениях в той или иной степени затронули проблему экологии. Они заметили начало этой губительной тенденции ещё в XIX веке, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи.
Пройдет не больше 100 лет, и экологическая проблема станет одной из самых главных в творчестве писателей 20 века (Л.Леонов, В.Распутин, В.Астафьев, Ч.Айтматов). Отсюда возникает вопрос: «Как об этой проблеме будут писать в литературе еще через 100 лет?»
Авторы хотят сказать нам, что нельзя пользоваться тем, что копилось в природе столетиями, думая только о своем собственном, сегодняшнем благополучии. Человек всегда должен думать о тех, кто придет после него, и нужно беречь природные богатства следующих поколений.
Если с детства ребенку читать подобные произведения, то с уверенностью можно сказать что такой ребенок никогда не будет вредить природе, он будет знать, что можно и нужно делать в лесу, а что нет, как вести себя. Каждый из нас должен понимать, что уничтожая растения и животных, мы уничтожаем самих себя. Нужно научиться с уважением относиться к природе, и этому приучать наше подрастающее поколение, используя богатый накопленный веками опыт наших предков.
Надеюсь, изучая такие произведения в школе, мы сможем искренне окунуться в мир природы, влюбиться в нее, стать добрее ко всему окружающему и, главное, не будем забывать говорить спасибо, отвечать на благодарность благодарностью и уже никогда не обидим братьев наших меньших.
Ведь действительно от экологии души человека зависит экология природы, будущее всего человечества на Земле.
Будущее Земли в руках людей. Это утверждает поэт А.Плотников в стихотворении «Чёрные пятна»:
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Чёрные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Широко шагает новый век,
На Земле уж белых пятен нету.
Чёрные
Сотрёшь ли, человек?
V. Список использованной литературы.
Л. Нечаев. Яма
Прекрасная арфа
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Пока бьют часы
Иван Васильевич меняет профессию