Исследовательская работа на тему "Детские дразнилки и защита от них".
Вложение | Размер |
---|---|
draznilki.docx | 41.94 КБ |
anketa.docx | 12.37 КБ |
Научно-практическая конференция
«Ступень в будущее»
«Детские дразнилки и
защита от них»
Выполнила: Михайлова Анастасия,
ученица 7 Б класса
Руководитель: Парфенова Ирина
Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Содержание
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Детские дразнилки и защита от них………………………………….4
Глава 2 Результаты социологического опроса среди учащихся 5-7 классов
о значении прозвищ и дразнилок в наше время...........................................6
Заключение………………………………………………………………………8
Список литературы…………………………………………………………….10
Приложения
Приложение 1 Диаграммы «Результаты анкетирования среди учащихся 5-7 классов «Как вы относитесь к дразнилкам и прозвищам?»
Приложение 2 Презентация
Введение.
Как часто мы слышим, что ребята дразнят друг друга в школе, во дворе. А когда и почему появились дразнилки? Зачем обижать человека, который и так плачет («Рева-корова, дай молока!») или имеет необычное имя или нестандартную внешность («Алка – скакалка», «Толстая бочка – родила сыночка!»)?
Моя работа посвящена детским дразнилкам и защите от них. Эта тема показалась мне достаточно актуальной, потому что современные дети и подростки любят дразниться и давать друг другу прозвища. Я внимательно изучила эту тему и провела небольшой социологический опрос «Как вы относитесь к дразнилкам?» среди учеников 5-7 классов нашей школы.
Проблема исследования: как детские прозвища и дразнилки влияют на ребёнка, помогая при этом преодолевать сложности общения.
Объект исследования: детские прозвища и дразнилки.
Цели исследования:
Методы исследования:
Этапы исследования:
Я считаю, что исследование влияет на личностное самосознание, побудит учащихся нашей школы задуматься: стоит ли вообще использовать в речи дразнилки и прозвища. Оно учит сопоставлять, обобщать, делать выводы.
Практическая значимость исследования:
Эта работа может использоваться:
Теме дразнилок и прозвищ уделяется внимание в статьях В.Карасика, М.Осориной, В.Проппа
Глава 1. Детские дразнилки и защита от них.
Детские дразнилки согласно определению, приведенному в толковом словаре русского языка Д.Н.Ушакова, являются «насмешливыми прибаутками, обычно рифмованными, употребляемыми детьми для того, чтобы дразнить кого-либо, трунить над кем-либо».
В русском языке понятие «дразнилка» включает в себя такие семантически близкие слова, как глумление, издевка, ирония, карикатура, насмешка, поддевка, подтрунивание, прибаутка, сарказм, шутка и т.д.
Тематическое разнообразие детских дразнилок достаточно велико. Предметом осмеяния в дразнилках чаще всего выступают:
В большинстве случаев дразнилки представляют собой поэтические упражнения по подбору точной по звучанию и, в то же время, максимально обидной рифмы к высмеиваемому качеству оппонента (ябеда-корябеда, плакса-вакса; Ленка-пенка-колбаса, на веревочке оса!).
Очень часто дразнилки выступают в роли откровенных предписаний о том, что не следует делать для того, чтобы с вами общался коллектив. Благодаря ним ребенок может соотнести свой поступок с нормами, принятыми в обществе, исправить недостатки. Дразнилки значительно более действенны, нежели нотации взрослого.
Типичной реакцией на дразнилку любого вида является либо «встречная дразнилка», либо, так называемая «отговорка», ответная реплика, позволяющая высмеиваемому человеку реабилитироваться в глазах коллектива (Ничего не больно, курица довольна!)
Подобные фразы – это своеобразная защита от словесного нападения, которая помогает справиться с чувством неловкости, в условиях, когда не знаешь, как правильнее отреагировать на пренебрежительное к себе отношение. Среди всей массы комически абсурдные отговорки пользуются наибольшей популярностью. В отличие от стандартных ответов они помогают своей иррациональностью вызвать у обидчика схожее жертве дразнилок чувство замешательства.
Основными причинами обзывания детьми друг друга являются:
1.Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника).
2.Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь, или окружающих):
- игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять);
- провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например заставить погоняться за собой, побороться, принять вызов);
- шутка (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить окружающих);
- самоутверждение ( дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, «поставить его на место», утвердить лидерскую позицию).
3.Месть (обиженный или униженный ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически, иногда он так же поступает от зависти).
4.Не со зла (дразнящий не понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты, например ,сравнивая с животными). Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.
Так, психолог Осорина пишет, что «обзывание — это всегда испытание детского «Я» на психологическую прочность». Это неизбежное, по ее мнению, явление в процессе формирования группы, когда выясняется, кто и на что может в ней претендовать.
Давать друг другу клички дети учатся у взрослых. Действительно, прозвища и клички присутствуют в жизни взрослых: от ласковых домашних прозвищ до блатных кличек. .
Кстати, исследователи отмечают, что в различных культурах используются разные клички, например, для арабских стран характерно высмеивание физических недостатков, а в Японии чаще используются аналогии с животными или насекомыми. И хотя во взрослой культуре клички и имеют определенное символическое значение, а их носители могут гордиться своим прозвищем, то для ребенка одинаково обидно прослыть среди сверстников и «тюленем» и «толстым». Да и смысл у детских прозвищ обычно несколько другой.
Литература:
1. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград : Перемена, 2002.
2. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПБ : Речь, 2004. – 276с.
3. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. – М.: Наука, 1976.
4. Ушаков Д.Н. Электронный Толковый словарь русского языка //
Анкета.
- его обидели;
- не похож на других;
- ему плохо;
- проверяет другого;
- его провоцируют;
- мстит за обиду;
- ваши варианты ответа.
4. Зачем он это делает?
- позлить;
- посмешить;
- стать сильным;
- защититься;
- из за желания оскорбить;
- провоцирует на активные действия;
- месть.
5. Какое чувство Вы ощущаете, когда Вас обзывают или дразнят?
- обиду;
- злость;
- ущемление;
- равнодушие;
- ваши варианты ответа
Анкета.
- его обидели;
- не похож на других;
- ему плохо;
- проверяет другого;
- его провоцируют;
- мстит за обиду;
- ваши варианты ответа.
4. Зачем он это делает?
- позлить;
- посмешить;
- стать сильным;
- защититься;
- из за желания оскорбить;
- провоцирует на активные действия;
- месть.
5. Какое чувство Вы ощущаете, когда Вас обзывают или дразнят?
- обиду;
- злость;
- ущемление;
- равнодушие;
- ваши варианты ответа
Хитрость Дидоны
Весёлая кукушка
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Как нарисовать ветку ели?
Привередница