Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
muzhskoy_golovnoy_ubor_-_tyubeteyka.doc | 75 КБ |
Конкурс научно- исследовательских работ
«От старины до современности»
МУЖСКОЙ ГОЛОВНОЙ УБОР-ТЮБЕТЕЙКА
Выполнил :Аглиуллин Фидан,
Ученик 7 класса МОУ Метелевская СОШ
д. Метелева
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.
1.Из истории тюбетейки.
2.Орнамент. Виды тюбетеек.
3.Тюбетейка сегодня.
Заключение.
Литература.
Приложение.
Введение
Башкиры (самоназвание – башкорт) – тюркоязычный народ, исторической прародиной которого, как и других тюркских народов, является Центральная Азия. Этноним «башкир» впервые упоминается в письменных источниках IX века. Башкиры кочевали в Приаралье, на землях Приуралья и Южного Урала, создавали свои племенные союзы.
Известный союз семи племен нашел свое отражение в государственной символике Республики Башкортостан. Костюм несет в себе особенности представлений народа об идеале, другими словами, выполняет эстетическую функцию улучшения облика человека. Много информации может передать костюм как знаковая система. Образы - знаки, точно найденные и шлифованные веками, многими поколениями людей в процессе формирования костюма, насыщены информацией о природе, окружающей данный этнос, о религиозных и мифологических представлениях народа, о его хозяйственных занятиях. Повседневным видом мужской одежды башкир является длинная рубаха с прямым вырезом в вороте. Верхняя одежда представлена разнообразными видами камзолов, елян и др.. Мужским головным убором являются тюбетейки, войлочные шляпы, меховые шапки. Цель исследовательской работы: 1.Познакомиться с историей и назначением тюбетейки. 2.Определить виды тюбетеек. Мы обращаемся к мужскому костюму, точнее, самой важной его детали – головному убору. Самому важному – потому, что и сейчас остаётся тюбетейка обязательным атрибутом одежды каждого мусульманина на всех наиболее значительных мероприятиях.
Из истории тюбетейки.
История тюбетейки уходит в далекое прошлое. Ее высокие художественные достоинства, орнаментальные образы вышивок доказывают длительный путь развития этой разновидности народного творчества. Свидетельство о существовании головного убора, подобного тюбетейке, носимого в античные времена, было найдено в скульптуре, нумизматике, стенных картинах, книжных миниатюрах XV — XVI столетий. Распространенные в башкирских аулах в ХIХ – начале ХХ века мужские головные уборы были не так многочисленны, как женские. В путевых заметках и этнографических исследованиях упоминаются колпаки и войлочные шляпы, суконные и меховые шапки. Согласно мусульманским обычаям, мужчина, особенно если он был немолодым, не показывался на людях с непокрытой головой. Роль повседневного головного убора принадлежала тюбетейке – небольшой плотно облегающей голову тканевой шапочке на подкладке. Ее называли тубэтэй ; кое-где нарядные тюбетейки обозначали словом такыя. На юге-востоке Башкирии термин такыя относился и к скромным тюбетейкам пожилых мужчин.В районах со скотоводческими традициями (на юге Башкирии, в Зауралье) тюбетейка у пожилых мужчин служила преимущественно домашним убором; при выходе из дома поверх нее надевали меховую шапку. В северных деревнях в тюбетейках ходили не только в своей усадьбе, но и на улице. Т юбетейка была первым головным убором в жизни мальчиков: ее начинали носить в раннем детстве. Она становилась повседневным убором на протяжении всей жизни. Многие мужчины молодые и средних лет носили тюбетейки из цветной ткани. Пожилые носили темные тюбетейки. Свое название слово «тюбетейка» получило от тюркского «тюбе», что переводится как «верх, вершина». Тюбетейку носят народы Средней Азии, а также в Афганистане, Иране, Турции, в Поволжье, татары, башкиры. Наряду
с сохранением общих черт, тюбетейку всегда отличает индивидуальный почерк создавших ее мастеров. « Белое и черное. Два полюса – два начала. Поле черного квадрата – космос, тьма. Четыре белых элемента – круговорот, знак солнца. Образуется вихрь, в котором цепенеет и пропадает взгляд. Через мгновение ты сгинешь в исподволь приближающейся воронке –спокойствие, гармония».Этими словами начал свое «Эссе о тюбетейке» известный ферганский художник Сергей Алибеков. И нельзя не согласиться, что тюбетейка, как неотъемлемая часть костюма уже на протяжении многих веков сохраняет свою «гипнотическую природу - потаенную силу традиций». Являясь логическим завершением костюма, головной убор нес на себе особую смысловую нагрузку. Он информировал об имущественном, семейном и возрастном положении человека. За головным убором закреплялась охранная функция: роль оберега играли нашитые на убор монеты, определенной формы ювелирные поделки, сердолик, раковины, перламутр, кораллы, плоды экзотических растений, птичьи пушки, когти и другие необычные предметы.
С древних времен тюбетейка являлась неотъемлемой частью национальной одежды. Тюбетейка являлась не только простым головным убором, но подчеркивала человека как скромного, благовоспитанного, верующего. Поэтому о человеке, истинно верующем, живущем по правилам Корана, говорили, что «он родился в тюбетейке». По традиции без этого головного убора не обходится ни одно торжество. В тюбетейке приходят в мусульманские святыни - мечети, ее надевают, когда провожают в последний путь близких людей.
Орнамент. Виды тюбитеек.
Орнамент - одна из древнейших форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита. В переводе с латинского языка орнамент - "украшение", "узор". Первоначальные изображения были бесхитростны: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем реальные семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный, композиционно выверенный, наполненный символическим содержанием рисунок. Например, волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия. Плетеная "веревочка" - союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент - символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы. Один из основных элементов цветочного орнамента тюркских народов, особо любимый татарами, - упрощенное изображение тюльпана, воспоминание о далеких степях, символ весеннего возрождения. Орнаменты в виде парных завитков, напоминающие рога баранов, тоже восходят к далекому кочевому прошлому - чтобы у хозяина не переводился скот, был бы он богат и благополучен. А есть орнаменты, общие для евразийских народов, например солярные, солнечные знаки - это обереги, отгоняющие, по поверью, болезни и несчастья
О совершенно особом месте орнамента в культуре традиционного общества можно судить по активности его использования. Им украшались одежда, головные уборы, женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа), жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.
Для башкирского орнамента характерны как геометрические, так и криволинейно-растительные узоры. Форма зависит от техники исполнения. Геометрические мотивы, выполнены в технике счетных вышивок и в ткачестве. Криволинейно-растительные - в технике аппликации, тиснения,
серебряной насечки, в технике свободных вышивок (тамбуром, или "косой сеткой").
Почти полное отсутствие в башкирском народном искусстве реалистических изображений животных, людей и пейзажей обусловлено было влиянием мусульманской культуры, а именно - запрет ислама изображать живое. Ислам не только исключил из искусства все прочие изображения, кроме орнамента, но и определил крайнюю стилизованность его формы, распространение геометрического орнамента. Тем не менее, северные области мусульманского мира знали широкое применение изображений животных в орнаменте, чаще стилизованные, а иногда даже сравнительно реалистического характера.
По мере развития изобразительной культуры народа, искусство все больше связывалось с эстетическими потребностями людей. Колористическое решение узоров - ярчайшее проявление национальной самобытности в искусстве. Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, с преобладанием теплых цветов: красного, зеленого, желтого. Реже применяются синий, голубой, лиловый цвета. На цветовую гамму оказало большое воздействие появление анилиновых красителей. Их применение разрушило традиционный колорит, который строился на более сдержанных цветовых сочетаниях, т. к. до появления анилиновых красителей башкиры использовали натуральные. В создании традиционного колорита участвовали натуральные цвета шерсти: белый, серый, черный. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте было контрастным: на красном фоне - зеленый и желтый узор, на черном - красный и желтый. Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, желтый и черный цвета, значительно реже - белый цвет холста. Кульминационным моментом в развитии выделки тюбетейки, как разновидности искусства национального костюма, является конец XIX- середина XX в., когда функция тюбетейки становится художественно-эстетической. До XX века форма, колорит, и орнаментация тюбетейки были
специфичны для каждой этнической группы. В каждом народе сложился свой стиль, имелись свои орнаментальные мотивы. К XX столетию под влиянием экономических, социальных и культурных изменений в жизни народов стиль тюбетеек начал меняться, чему в немалой степени способствовало появление всевозможных тканей, ввозимых из других стран, а также фабричных, окрашенных в разные цвета ниток и искусственных красителей. Формам тюбетеек присущ лаконизм, целесообразность, предельная пластическая выразительность. И если первоначально тюбетейки были конусообразными, то, начиная с 1920-х годов,их формы становятся более разнообразными: островерхими, полусферическими, круглыми, четырехгранными и т.д.
Башкиры носят тюбетейки с плоским или заостренным верхом. Преобладал покрой тюбетеек с круглым слегка выпуклым верхом из четырех клиньев и невысоким, 6-7 см, расширенным книзу околышем. Но существуют и другие формы тюбетеек: низкие, высокие, остроконечные и с плоской верхушкой, с кистью и без нее, в форме цилиндра, узбекские. Тюбетейки шьют обычно из бархата, вышиваются разноцветными шелковыми нитками, украшаются золотой или серебряной канителью, бусами, блестками, камнями, позже – бисером, стеклярусом, жемчугом. Мягкие и твердые, с круглым верхом и с плоским, шелковые, бархатные и парчовые - они были чем-то вроде визитной карточки своего владельца, свидетельствуя о его происхождении, месте жительства, роде занятий, благосостоянии. Мужские головные уборы представляли собой различные виды тюбетеек. Пожилые мужчины носили темные тюбетейки, изготовленные обычно из бархата, молодежь – расшитые и цветные: из красного, зеленого, синего бархата. Праздничные тюбетейки молодых мужчин украшали галуном, бисером, вышивали тамбурными узорами. В башкирских сказаниях
«унизанная марьяном (кораллами) тюбетейка» называется убором знатных батыров.
Поверх тюбетейки одевалась либо круглая высокая шапка из дорогого меха (бурек), либо войлочная шляпа (тире кэпэс). Зимой предпочитали надевать малахай (колаксын) - трехлопастную меховую шапку, закрывающую шею. Существуют также тюбетейки - каляпуш и такыя. Такыя, сшитая из отдельных клиньев, относится к наиболее старинным видам. Как считают исследователи, происхождением своим она обязана подшлемнику древнего воина.
Каляпуш с твердым краем и плоским верхом появился в середине XIX века и популярен по сей день. Существуют однотонные и расшитые тюбетейки. Каляпуши из бархата расшивались шелковой нитью, золотой или серебряной канителью, позже - жемчугом и бисером. Наиболее нарядны со вкусом расшитые парчовые тюбетейки.
У татар тюбетейку принято называть каляпуш. Каляпуш – слово фарси: каля – голова, пушидан – покрытие, т.е. «перед намазом накрой голову». В настоящее время тюбетейки изготавливаются во многих районах республики – на предприятиях, занимающихся производством художественных изделий, а также профессиональными мастерицами, работающими индивидуально. И в том, и в другом случаях широко используются традиционные мотивы, сложившиеся в местных условиях
Тюбетейка сегодня.
Этот головной убор не потерял своей актуальности и в наше время. Именно поэтому искусство украшения тюбетеек не стоит на месте: каждый мастер имеет свой неповторимый почерк, использует современные материалы и мотивы для украшений. Тюбетейка сегодня: 1.Красиво расшитые тюбетейки во многих мусульманских регионах считаются дорогим подарком для гостя. 2.Появилась тюбетейка для бани. Она больше похожа на казахскую или киргизскую. 3. Тюбетейка на денежной банкноте. В Казахстане в денежном обращении ходит банкнота в 20 тенге, на которой изображен великий казахский народный поэт, просветитель Абай Кунанбаев. Как видите на его голову одета тюбетейка.
Современная тюбетейка – это лучший подарок. Она должна быть у каждого мужчины-мусульманина. Она связывает нас с нашей историей, богатыми традициями народа. Тюбетейка является символом достоинства, дружелюбия, уважения к Богу.
Заключение
Представитель той или иной нации не вправе чувствовать себя ущемленным из-за превратного понимания прошлого. Уже то, что народ сумел сохранить себя, сумел сохранить свои национальные особенности, говорит о его живучести, говорит об огромных потенциальных возможностях. Время отсеивало то, что противоречило экологическим, климатическим, социальным условиям, здравому смыслу и складу национального характера. Все необходимое для сохранения и продолжения жизни народа, для сбережения его здоровья рождалось в повседневной, будничной и праздничной жизни или заимствовалось у других народов. Изучение народного искусства - средство формирования национального самосознания.
Национальный башкирский костюм не однороден и не закончил свое формирование и в наши дни. Просто нужно умело показать всю красоту национальной одежды и использовать элементы в современной одежде.Если мы не сохраним материальное богатство своего народа, мы потеряем и свой народ.
Литература:
Башкирский костюм. Уфа,1961.
Журнал «Башкортостан кызы» 2008 г.
Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа,1997.
Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа.-М., 1974.
Культура Башкортостана. Учебник для 8 класса/С.А.Галин и др.-Уфа,2003.
Надршина Ф.А. Память народа. Уфа, 1986.
Плаксина М.В. Аргаяш и его окрестности. Челябинск, 1992.
Хакимов Р.Ш. Аргаяшская земля. История и современность. Челябинск, 2005г..
Хисамитдинова Ф.Г. и др. Родной Башкортостан. Уфа, 1992.
Фильм "Золушка"
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Сочини стихи, Машина
Рисуем домики зимой
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен