Работа была подготовлена ученицей 6 класса МБОУ "Лицей № 103 имени Сергея Козлова" Веремеенко Екатериной Богдановной. В рамках работы проведено изучение жизни и судьбы участника Великой Отечественной войны Игнатова Якова Антоновича. Были проанализированы довоенные годы жизни Игнатова Якова Антоновича, рассмотрено его участие на фронтах Великой Отечественной войны, рассмотрена его жизнь в послевоенные годы. Работа была представлена на районном этапе Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество». По итогам работы секции "Великая Отечественная война" работа была отмечена дипломом II степени.
Вложение | Размер |
---|---|
veremeenko_issledovatelskaya_rabota.docx | 39.28 КБ |
«Отечество-2018»
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»
Номинация «Военная история России. Великая Отечественная война»
ГЕРОЙ МОЕЙ СЕМЬИ: СУДЬБА И ПОДВИГ УЧАСТНИКА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ИГНАТОВА ЯКОВА АНТОНОВИЧА
Подготовил(а): Веремеенко Екатерина Богдановна учащий(ая)ся 6 класса МБОУ «Лицей № 103 имени Сергея Козлова» адрес образовательного учреждения (с индексом): г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко 56/4, 344015 домашний адрес: (с индексом) Ерёменко 56/1, кв.153 контактный телефон: 89896297867 |
Руководитель: Пимонов Иван Сергеевич учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей № 103 имени Сергея Козлова» адрес образовательного учреждения (с индексом): г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко 56/4, 344015 контактный телефон: 89895172775 |
г. Ростов-на-Дону
2018
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение…………………………..………………………………………….3
Глава 1. Жизнь Игнатова Якова Антоновича в довоенные годы…….…..5
Глава 2. Великая Отечественная война в судьбе моего прадеда……...….7
Глава 3. Судьба Игнатова Якова Антоновича в послевоенные годы…...11
Заключение………………………………………………………………....12
Литература………………………………………………………………….13
ВВЕДЕНИЕ
История нашей страны наполнена героическими и драматическими страницами. Одна из центральных страниц – это история Великой Отечественной войны, которая унесла жизни огромного количества людей, ломала судьбы и несла разрушения.
Война – это не только события, факты, сражения. Мы должны помнить, что за всеми событиями скрываются судьбы людей, их переживания, стремления. Изучение истории и судеб конкретных участников данных событий позволяет взглянуть на войну с другой стороны, хотя бы немного приблизиться к пониманию того, какая цена была заплачена за эту Победу.
Это все и определило тематику исследования, посвященного жизни и судьбе участника Великой Отечественной войны Игнатова Якова Антоновича.
Сегодня написано много различных трудов, посвященных Великой Отечественной войне. Эти работы посвящены как истории войны в целом[1], так и ее отдельным страницам: некоторым сражениям, истории отдельных полководцев[2]. Для понимания истории войны в целом некоторые из данных работ нами были изучены. Но было замечено, что во многих из них очень мало написано про конкретных обычных солдат, которые ценой своей жизни ковали на полях сражений эту Великую Победу.
В силу этого, целью нашего исследования явилось изучение жизни и судьбы участника Великой Отечественной войны, моего прадеда, Игнатова Якова Антоновича.
Для достижения данной цели представляется необходимым проанализировать довоенные годы жизни Игнатова Якова Антоновича, рассмотреть его участие на фронтах Великой Отечественной войны, рассмотреть его жизнь в послевоенные годы.
Для достижения поставленной цели, нами был использован широкий круг источников, связанный с жизнью моего прадеда. Прежде всего, мы познакомились в ходе реализации нашего исследовательского проекта с основными документами об его образовании и жизни, в дальнейшем мы взглянули на оставшиеся сведения об его участии в данной войне (среди которых особое место занимают его награды). Отдельное место при подготовке нашего исследования мы уделили внимание воспоминаниям и сведениям от членов моей семьи, которые позволили изучить судьбу и жизни моего прадеда.
Хронологические рамки работы охватывают период жизни Игнатова Якова Антоновича (1916-1998).
При работе были использованы историко-генетический и историко-сравнительный метод. Первый позволил рассмотреть последовательные этапы жизни Игнатова Якова Антоновича, а второй позволил сравнивать полученные нами сведения о нем.
Реализация исследовательского проекта длилась в течение данного учебного года: с 3 сентября по 21 октября, в ходе которого удалось воссоздать судьбу участника Великой Отечественной войны Игнатова Якова Антоновича.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и 6 приложений.
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ ИГНАТОВА ЯКОВА АНТОНОВИЧА В ДОВОЕННЫЕ ГОДЫ
Мой прадед Игнатов Яков Антонович родился в городе Новосибирске. Как отмечали современники, в детстве рос обычным ребенком и особенным ничем не отличался от других ребят.
В 1923 году он пошел в школу и отучился там 10 лет. Успеваемость моего прадеда была хороша, школу ему удалось окончить на «хорошо» и «отлично».
Сразу же после окончания школы, как и многие его ровесники того периода, мой прадед пошел работать. Тогда, в 1930-х годах страна стояла перед необходимостью активно служить свой стране с целью восстановления уровня развития, потерянного в ходе Первой мировой войны и Гражданской войны. Мой прадед стал работать в колхозе на достаточно ответственной должности тракториста, которая предполагала необходимость и знания в области техники, ее использования и применения в практической деятельности.
Однако долго проработать в колхозе трактористом ему не суждено было. Все-таки для моего прадеда была предопределена более высокая и важная миссия в жизни – миссия защитника Отечества. 1935 год – год переломный для моего прадеда. Именно тогда он сумел поступить в бронетанковое училище, где учился 6 лет. Думаю, что успех в дальнейшей жизни и деятельности моего прадеда был связан именно с возможностью знаний и понимания техники и ее использования.
В 1941 году мой прадед, успешно окончивший бронетанковое училище, был направлен для прохождения воинской службы в Львовский военный округ. Именно там и началась военная служба и карьера моего прадеда, именно там он получил свое первое офицерское звание лейтенанта. Этим и заканчивается история довоенной жизни моего прадеда, который уже на ранних этапах своей жизни выбрал путь Защитника своего Отечества.
ГЛАВА 2. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В СУДЬБЕ МОЕГО ПРАДЕДА
Помни войну! Пусть далека она и туманна.
Годы идут. Командиры уходят в запас.
Помни войну! Это, право же, вовсе не странно –
Помнить все то, что когда-то касалось всех нас.
Юрий Визбор. Помни войну
Особую страницу в жизни моего прадеда занимает Великая Отечественная война. Значение Великой Отечественной войны в судьбе нашей страны очень сложно переоценить. Согласно работам В.В. Лапочкиной, Великая Отечественная война была самой тяжелой и жестокой в истории человечества. По мнению данного исследователя «Эта война стала для советского народа Великой Отечественной, люди сплотились перед лицом угрозы порабощения и уничтожения. Победа была заслужена нашим народом истинным героизмом и мужеством бойцов и командиров Красной Армии. Беспримерный трудовой подвиг каждый день совершали все труженики тыла»[3]. Мнения многих историков этом отношении очень схожи. Так Л.Г. Филатов отмечает, что «в современной исторической науке сохраняется и развивается традиционное ключевое положение о том, что Великая Отечественная война – важнейшая и решающая часть второй мировой войны»[4].
В течение трех лет мой прадед сражался на полях Великой Отечественной войны, приняв участие в одних из наиболее важных битв и сражений.
В ходе работы над исследовательской работой я провела опрос среди членов моей семьи. В ходе данного опроса выяснилось, что мой прадед старался избегать темы войны, в силу чего нам сложно понять его отношение к противнику, к своим сослуживцам. Все эти фрагменты в своих рассказах членам своей семьи остались без особенного внимания. Нам кажется, что это можно объяснить именно тяжелым переживанием пережитых им трагических лет, когда нужно было постоянно сражаться с противником и видеть смерть своих товарищей. Ведь каждому из людей очень тяжело вспоминать трагические истории нашей жизни.
Помимо этого, нами были найдены и проанализированы фотографии, которые отражают службу моего прадеда в ходе Великой Отечественной войны. Из семейного архива нами были найдены награды, которые были получены Яковом Антоновичем за подвиги, совершенные в годы этой ужасной и вместе с тем Великой войны. Несмотря на то, что я не застала при жизни своего прадеда, полученные сведения (источники), а также прочитанные работы, позволили мне понять, каким же образом складывалась судьба моего прадеда в этой Великой войне, какое значения эти битвы и сражения, в которых принимал участие мой прадед, сыграли в истории не только этой войны, но и всей страны.
Начало войны Яков Антонович встретил на Западной границе СССР. Именно этот участок границы СССР встретил наиболее мощный удар немецко-фашистских захватчиков.
Западному направлению в тот период, как указывает В.А. Семидетко, немецко-фашистское командование уделяло огромное значение. Немецкое командование, согласно данному исследователю, понимало, что быстрого наступления именно в начальный период будет зависеть весь ход войны[5].
В те тяжелые месяцы и дни, когда необходимо было выдержать первые ожесточенные удары превосходивших сил противника, дивизия моего прадеда с тяжелыми боями вынуждена была отступать. В первые месяцы войны главной задачей его дивизии было прикрытие пехоты во время наступления и обороны основных сил врага. Однако силы были неравными. В силу этого, подразделения моего прадеда с тяжелыми боями и контрнаступлениями были вынуждены отступать (вплоть до 1942 года).
Одной из наиболее трагичных и вместе с этим героических страниц истории Великой Отечественной войны является период Сталинградской битвы. Сталинградская битва – одна из знаменательных страниц в истории Великой Отечественной войны. Согласно мнению таких исследователей как Н.А. Болотов и В.Н. Попов, «Результаты Сталинградской битвы позволили оценить ее как переломное событие в ходе Великой Отечественной войны…Год, прошедший с ноября 1942 г. по ноябрь 1943 г., вошел в историю как переломный год Великой Отечественной войны. Впоследствии. Уже в 1950-е годы, Сталинградская битва однозначно характеризовалась как коренной перелом в ходе войны»[6].
Уже во время боев за Сталинград мой прадед отличился своей доблестью, героизмом, а также профессионализмом. Встретив войну в чине лейтенанта, в ходе боев за Сталинград мой прадед уже был командиром танковой роты в чине капитана.
1943 год… Бои на Юге России. При очередной атаке противника танк Якова Антоновича был подбит и загорелся. По словам моего прадеда, сохранившихся в памяти моих родителей и родственников было много крови, повсюду трупы погибших и тела раненых. И только по счастливой случайности, среди погибших мой прадед был найден живым. В том бою он получил тяжелое ранение в голову. Пуля прошла у Якова Антоновича под глазом и вышла за ухом.
С этим ранением мой прадед был госпитализирован в город Тбилиси, где ему была сделана сложнейшая операция. Именно тогда для моего прадеда война была окончена. Уже впоследствии рана давал о себе знать и Яков Антонович стал инвалидом Великой Отечественной войны 2 группы.
В качестве эпиграфа к данной главе нами были использованы слова советского автора-исполнителя песен, поэта, киноактёра, писателя и журналиста Юрия Иосифовича Визбора, которые дают нам понять, что мы должны помнить те уроки истории, именно для того, чтобы помнить, жить и ни в какой степени больше не совершать подобных ошибок.
Мы должны понимать, что память об этой жестокой войне можно и нужно сохранять с помощью поиска и сбора материала о наших родных, явившихся свидетелями тех ужасных событий.
ГЛАВА 3. СУДЬБА ИГНАТОВА ЯКОВА АНТОНОВИЧА В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
Ранение, полученное моим прадедом, не позволило ему восстановиться вплоть до конца войны. Нельзя говорить о том, что подвиг его не был отмечен и заметен в послевоенные годы. После окончания войны Игнатов Яков Антонович был награждён орденом «Отечественной войны», медалью «За отвагу» (Приложение 6), иными наградами и поздравлениями.
Семья моего прадеда переехала в Орловский район, станицу Орловская, затем в Неклиновский район, а впоследствии в Ростов-на-Дону.
В послевоенные годы наша страна страдала от тех разрушений, которые принесла война. По мнению В.В. Лапочкиной «была уничтожена треть национального богатства страны. Было разрушено 1710 городов, более 70 тыс. деревень и сел, уничтожено огромное количество заводов, фабрик, шахт, многие километры железнодорожных путей»[7]. Необходимо было сразу же начинать заниматься восстановлением страны, восстановлением экономики. Мой прадед, несмотря на полученные ранения и на инвалидность в течение всех послевоенных лет занимался восстановлением и развитием нашей Родины.
Проживая в Неклиновском районе, мой прадед вновь, как и в начале своего жизненного пути, стал работать трактористом, чему способствовали его знания и понимание техники. Умение работать с техникой сопровождала моего прадеда в течение всей его жизни. Уже в дальнейшем, проживая в Ростове-на-Дону. Мой прадед продолжал свою трудовую деятельность на заводе «Электроинструмент».
Жизненный путь мой прадед окончил в 1998 году возрасте 82 лет. О его послевоенных годах многое нам говорят его фотографии, человека, сделавшего вклад в мирное небо над головой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итоги собственному исследованию, стоит сказать, что Великая Отечественная война – это не только события, факты, даты, движения войск, победы и поражения. Великая Отечественная война неразрывно связана с судьбами миллионов человек, судьбы которых были кардинально изменены из-за этой трагедии.
Мы смотрим художественные фильмы, читаем различные произведения, посвященные этой Великой войне и не всегда легко поверить в то, что люди обладали в тот период поистине высоким героизмом, позволившим всей стране приблизиться к нашей Великой Победе. Пример моего прадеда показывает, что героизм не скрыт где-то в книгах, фильмах и учебниках. Мы должны с Вами обратиться к истории наших дедов и прадедов и только тогда мы сможем понять, каким же образом война коснулась жизни каждого из них.
Все мы должны понимать, что война – это не только боевые действия, это не только сражения с противником…Война – это и подвиги в тылу, усилия по восстановлению нашей Родины в послевоенный период.
Мое исследование судьбы определенной личности в годы войны должно стать началом более широкого исследования. В дальнейшем я планирую вместе со своими одноклассниками собрать имеющихся материал о судьбах дедов и прадедов в годы войны, его проанализировать и создать видеоролик «Великая Отечественная война» в судьбах наших предков».
ЛИТЕРАТУРА
[1] Филатов Л. Г. Место и значение Великой Отечественной войны в новейшем периоде мировой истории. Вестник Мордовского университета. Серия «История. Исторические науки. 1995. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/mesto-i-znachenie-velikoy-otechestvennoy-voyny-v-noveyshem-periode-mirovoy-istorii (Дата обращения: 13.10.2018 г.); Лапочкина В.В. Роль и значение Победы в Великой Отечественной войне для современной молодежи//Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rol-i-znachenie-pobedy-v-velikoy-otechestvennoy-voyne-dlya-sovremennoy-molodezhi (Дата обращения: 15.10.2018 г.)
[2] Семидетко В.А. Западный фронт в начальный период Великой Отечественной войны. URL: http://www.orthedu.ru/ch_hist/hist/history-ru-/224v%20a%20semidetko%20-z-.htm (Дата обращения: 18.10.2018 г.)
[3] Лапочкина В.В. Роль и значение Победы в Великой Отечественной войне для современной молодежи//Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rol-i-znachenie-pobedy-v-velikoy-otechestvennoy-voyne-dlya-sovremennoy-molodezhi (Дата обращения: 15.10.2018 г.)
[4] Филатов Л. Г. Место и значение Великой Отечественной войны в новейшем периоде мировой истории. Вестник Мордовского университета. Серия «История. Исторические науки. 1995. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/mesto-i-znachenie-velikoy-otechestvennoy-voyny-v-noveyshem-periode-mirovoy-istorii (Дата обращения: 13.10.2018 г.)
[5] Семидетко В.А. Западный фронт в начальный период Великой Отечественной войны. URL: http://www.orthedu.ru/ch_hist/hist/history-ru-/224v%20a%20semidetko%20-z-.htm (Дата обращения: 18.10.2018 г.)
[7] Лапочкина В.В. Роль и значение Победы в Великой Отечественной войне для современной молодежи//Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rol-i-znachenie-pobedy-v-velikoy-otechestvennoy-voyne-dlya-sovremennoy-molodezhi (Дата обращения: 15.10.2018 г.)
Рисуем ананас акварелью
Кто самый сильный?
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Барсучья кладовая. Александр Барков
Ручей и камень