научно-практическая работа
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 60.5 КБ |
ОБЛАСТНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
«КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ»
Научное направление: Православие и общество
ПРАВОСЛАВИЕ И МОЛОДЁЖЬ В ГАРНИЗОНЕ «БЕЛАЯ»
Автор:
Дарханова Татьяна Олеговна
Усольский район,
МОУ Белая СОШ, 11 класс
Руководитель:
Кибукевич Мария Владимировна,
учитель истории 2 квал. категории,
Усольский район, МОУ Белая СОШ
г. Ангарск
2013 год
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ГЛАВА 1. Роль православия для современной российской молодежи
ГЛАВА 2. Значение православия для молодежи гарнизона «Белая»
ГЛАВА 3. Результаты исследования
ВВЕДЕНИЕ:
Актуальность темы исследования обусловлена научной и практической необходимостью философско-культурологического переосмысления социальной роли православия в жизни современной России. Русская православная церковь активизирует свою деятельность во всех сферах социокультурной реальности российского общества.
Изучение социальной роли Русской православной церкви приобретает особый интерес в связи с тем, что в современной России возникли правовые и политические предпосылки осуществления свободы совести и деятельности религиозных организаций. Ощущается насущная потребность в конструктивном диалоге Русской Православной Церкви с органами государственной власти и гражданскими институтами с целью духовно-нравственного воспитания молодежи, утверждения этических ценностей, с развитием общенациональной идеи, укреплением в России межконфессионального и межнационального согласия.
Объектом исследования является социальная концепция православия для современной молодежи.
Предметом исследования является взаимодействие идей социальной концепции православия и ценностей современного российского общества.
Цель исследования — определить возможности и особенности влияния социальной концепции православия на жизнь современной молодежи России.
Задачи исследования:
- рассмотреть идеи социальной концепции православия, направленные на сохранение целостности российской цивилизации;
- определить влияние идей социальной концепции православия на возрождение духовной культуры современной России.
КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОСЛАВИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ РОССИИ:
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
Недостаточное прояснение отношения православной традиции и современной молодежи усугубляет принципиальный раскол сфер церковной и социально-культурной жизни в России и в других православных странах. При этом Православие остается как бы неким заповедником христианской духовности вне практической связи с социальным бытием, а последнее оказывается под властью отчужденного экономико-технологического механизма, предоставленного самому себе (то есть определяющегося только материально-прагматическими критериями) и тем самым отрицающего какое-либо духовно-смысловое, собственно человеческое содержание социальных процессов. Чем обусловлено глубокое расхождение Православия и современной цивилизации? Возможно ли возрождение былой культурной связи христианства и общества, сближение церковной духовности и светской культуры? Должна ли Православная Церковь сознательно влиять на характер окружающей политической и социально-экономической жизни, проявлять цивилизационную инициативу или призвана ограничиваться только отвлеченной религиозно-нравственной проповедью? Важно обсудить эти вопросы хотя бы в самом общем концептуальном смысле и в тезисной форме.
1. Приступая к делу, необходимо разобраться в том, что мы понимаем под Православием и что под современной молодежью.
В самом общем смысле, Православие есть наиболее традиционная и мистически глубокая разновидность христианства. Славянское слово «Православие» (правильное славословие Бога) по сути дела равнозначно греческому понятию «ортодоксия» (правильное мнение). Ортодоксальность Православия воплощается в его церковности и в твердом хранении Православной Церковью истин Откровения. Важнейшие критерии православного христианства – строгое соблюдение в церковной жизни догматических и канонических положений, утвержденных Вселенскими соборами, Поместными и Архиерейскими соборами автокефальных церквей, строгая преемственность к богословскому наследию святых отцов, в котором утверждается главенство апофатического принципа богословия и придается основополагающее значение мистическому началу богопознания. Православные ортодоксальность и традиционализм сочетаются с постоянным духовным обновлением опыта христианской веры и жизни в подвигах святости иноков, духовенства, мирян.
Вселенская универсальность Православия базируется не на унификации церковной структуры, не на унитарных идеологических формах и моделях религиозной жизни, а на сознании глубокого, воплощенного во Христе единства человеческой природы, на вере в способности всякой личности воспринять дары благодати. Столь характерная для Православия потребность соединить Божественное и человеческое, небесное и земное, бережно преобразить все естественное и самобытное, воплощается в особом, трепетном и сердечном почитании Богородицы и святых.
Взгляд не из ума, не из чувства, а из сердца крайне характерен для православной точки зрения на мир. Этим объясняется то, что ценность целомудренности, уравновешенной трезвенности миросозерцания, в котором не должно быть уклонений в сторону неразумной чувственности или отвлеченной умственности, является наиважнейшей. Его стремление совершенствовать не только нравственные начала человеческого существования, но и сами духовные силы-побуждения, лежащие в основе нравственных начал, его глубокая богословско-мистическая сосредоточенность заставляют искать не внешнего знания, а способов сокровенного приобщения к истине, духовного зрения, сердечного ведения.
ПРАВОСЛАВИЕ И МОЛОДЕЖЬ В ГАРНИЗОНЕ «БЕЛАЯ»
К. Манхейм (немецкий философ) в своих трудах писал: «Молодёжь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она - потенция, готовая к любому начинанию». В этом с философом можно полностью согласиться! Ведь если проанализировать исторические факты, можно отметить то, что именно молодёжь во все времена выступала двигателем различных идей, преобразований, исканий. Конечно, эти идеи не всегда несли положительный потенциал, не всегда развивались в нужном направлении, но попытки изменить существующий мир, найти свою дорогу, дорогого стоят.
В своей работе мне хотелось выяснить, как относятся к православию и вере в целом мои одноклассники, сверстники. В нашем возрасте (17-18 лет) мы уже задумываемся о многом, планируем свою будущую жизнь, анализируем поступки окружающих нас людей, свои, делаем выводы. Задумываемся о смысле жизни, её значении, задаёмся вопросом: «Зачем я пришёл в этот мир?». Подобные вопросы поднимаются и в учебном материале, на уроках литературы, обществознания, истории. Не раз слышала высказывания ребят на глобальные вопросы, поэтому и появилась идея узнать о том, как же они относятся к вере, православию. Для того чтобы выяснить интересующие меня вопросы ребятам была предложена анкета:
1. Какую роль в твоей жизни играет религия (православие)?
2. Знаешь ли ты основные положения православия (если да, то откуда)?
3. Считаешь ли ты важным знать основы православной веры?
4. Как в твоей семье относятся к вере (православию)?
5. По- твоему мнению отличаются ли атеист и верующий человек (если да, то чем)?
6. Считаешь ли ты важным для человека общественной профессии (учителя, врача, военного) быть верующим?
Ребята охотно отвечали на данные вопросы, в процессе анкетирования даже завязался небольшой спор, возникло несколько вопросов. Анализируя данные анкеты можно отметить следующее:
- Все ученики знают историю православной веры в России, считают православие основной религией нашего государства.
-Согласны и мнением о том, что православная вера является источником, морали, нравственности, сохранением традиций в обществе.
- Основы веры дети осваивают в основном в семье. Многие ученики говорили о том, что в семье родители, бабушки, прабабушки были или являются верующими.
- Большинство ребят крещены в православии, лишь немногих родители не крестили в детстве, чтобы ребёнок в будущем сам определился с выбором веры.
- Конечно были и такие, кто позиционировал себя как атеиста. Но доводы в пользу атеизма звучали неубедительно и, отвергая существование Бога, ученик признавал существование какого-то высшего разума. Т.е. можно сказать о том, что полностью признать мир лишённым Бога или высших существ никто не решается.
- В ходе анкетирования стало понятно. Что существуют пробелы в знаниях о вере, традициях, таинствах. Многие не знают в чем основные отличия между католической и православной верой, в чём великое значение крещения, венчания и других таинств.
- Интересно то, что все ребята высказали мнение о том, что православный, верующий человек очень отличается от атеиста. Отличается поведением, образом мыслей, взглядами на жизнь, верующему проще переносить тяготы жизни, неудачи в карьере, болезнь и т.д. Он терпимее к людям, ответственнее относится к своей профессии и обязанностям. Сошлись во мнении о том, что верующему человеку охотнее можно доверить самое главное: свою жизнь, здоровье, воспитание и обучение своих детей.
Когда возник спор между ребятами о том - нужна ли вера, насколько она сильна в наше время, не дань ли моде то, что сейчас все крестятся и венчаются, то вспомнили сюжет о Рядовом Евгений Родионове
«Евгений был убит 23 мая 1996 года во время первой чеченской войны. Это произошло в его 19-й день рождения. Его вместе с тремя другими русскими пограничниками захватили в плен и держали в камере в течение 100 дней, избивали и морили голодом. Он не участвовал в боевых действиях. Его и его товарищей схватил на далеком пограничном пункте российско-чеченской границы чеченский боевой командир, внушающий наибольший страх.
Что же произошло? О чем рассказал матери Евгения в присутствии представителей ОБСЕ убийца его? Молодым солдатам, захваченным в плен, сказали: "Кто хочет остаться живым, пусть снимет свой нательный крестик и назовет себя мусульманином". Когда Евгений отказался снять свой крестик, его стали жестоко избивать. Потом подвергли издевательствам и пыткам, которые продолжались в течение трех месяцев. Потом - убили, отрубив голову. Могилу его за огромные деньги указали матери сами чеченцы. Мать опознала тело сына по нательному крестику. Поразительно, что даже с мертвого они не сняли крестик - не посмели».
Этот пример юношеского героизма в 90-х. гг. поражает! Православие в то время только утверждалось в новой России, откуда у молодого человека такая сила веры? Конечно это воспитание в семье, но и генетическая, исконно русская вера в Бога в те моменты, когда надежды на помощь человеческую уже не остаётся.
После проведенной работы я пришла к выводу о том, что нашей молодёжи нужно рассказывать о вере как можно больше, нужно проводить семинары, дискуссии, ведь ребята охотно рассуждают на данные темы, делятся своими мыслями, переживаниями. Ведь не всегда они могут поделиться своими переживаниями с родителями ввиду их занятости, разницы в возрасте и т.д.
В нашей школе для учеников 4-х.кл. преподаётся предмет ОРГСЕ ( основы веры) в форме факультативного занятия, преподаёт его учитель русского языка и литературы. По-моему мнению нужно приглашать более подготовленных людей, которые смогут более точно передать дух православия, значение его для человечества и каждого человека в отдельности. И как бы часто не говорили о том, что введение в светской школе данного предмета - это нарушение конституции, но нельзя ведь спорить о том, что у нас достаточно предметов, которые не ставят перед собой цели воспитания нравственности и морали у школьников. То чем плох предмет, который призван учить только доброму и нравственному?
В своей работе я также рассматривала отношение взрослых людей к вере, здесь, конечно, нужно отметить, что взрослые более взвешенно, уважительно относятся к вере. С высоты своего опыта они понимают, что на определённых этапах жизни вере имеет огромное значение, тем более в нашем гарнизоне! В основном в каждой семье один из родителей - военный! Эта профессия связана с определённым риском, ответственностью, что соответственно обязывает и к определённому моральному облику.
В нашем гарнизоне есть места, куда можно придти верующему человеку: это часовня «Александра Невского» и приход, освящённый во имя этого же Святого. В выходные и праздничные дни здесь ведутся службы, совершаются таинства и требы. Отец Владимир всегда готов выслушать и помочь советом. Таким образом, можно сказать, что потребности в освоении основ православной веры у молодёжи есть, возможности тоже есть, нужно только скоординировать действия образовательных программ и религиозных организаций, не запрещать церкви проникать в школы и тогда наша молодёжь станет именно той положительной потенцией, о которой говорил К. Манхейм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении моей работы хотелось бы отметить, что цели и задачи поставленные мной в работе были выполнены: я выяснила, что вопросы веры являются актуальными и значимыми для моих сверстников, они интересуются историей нашего государства, которая неразрывно связана с историей православия. Все ребята считают, что вера является носителем только положительных качеств и устоев в обществе. Вера делает семью крепче, человека морально устойчивее, расширяет кругозор, обогащает культурой. К верующему человеку охотнее идут лечиться и учиться. Также еще раз подтвердился тот факт, что источником веры в семье является религия предыдущих поколений. А непосредственно к Богу человек обращается в сложных жизненных обстоятельствах. В нашем посёлке очень активно действует религиозная организация «Свидетели Иеговы», представители этой организации ходят по квартирам, предлагая различную литературу, встречают на улице, задавая различные вопросы, приглашают на свои собрания. Я считаю, что необходимо вести просвещение в школе и семье, объясняя детям, в чём опасность данных организаций, ведь не случайно они пытаются привлечь к себе именно молодых людей, т.к. это будущее нашего государства. И чем устойчивее в моральном отношении будет наша молодёжь, тем больше шансов у нашего государства на процветание и прогрессивное развитие.
БИБЛИОГРАФИЯ
Алые паруса
Что такое музыка?
Что есть на свете красота?
Эта весёлая планета
О чем поет Шотландская волынка?