Сочинения для участия в конкурсе эссе Международного фестиваля "Литература народов России"
Вложение | Размер |
---|---|
byutkaeva_kalmytskaya_natsionalnaya_gimnaziya_imeni_kichikova_ash.docx | 16.63 КБ |
Е.А. Бюткаева (КНГ имени Кичикова А.Ш., г. Элиста, 10 класс)
ЭПОС «ДЖАНГАР» В ТВОРЧЕСТВЕ МИХАИЛА ХОНИНОВА
Каждый народ имеет свое эпическое произведение, в котором запечатлены события давних лет. Так, и у калмыков есть «Джангар», в котором воспеваются подвиги калмыцких богатырей. Богатейший фольклор находит отражение в творчестве многих калмыцких поэтов, в том числе и Михаила Хонинова. В интервью автор называет эпос «Джангар» своим «главным учителем»: «Считаю, что без национального колорита, без национального орнамента нет настоящей литературы».
Писатель сравнивает эпос «Джангар» с гомеровской «Илиадой», подчеркивая тем самым мировое значение народного фольклора. Сам поэт называет «Джангар» своей настольной книгой.
Мой калмыцкий народ на заре потрудился недаром,
Из таланта и мудрости гордый построил дворец.
Он назвал тот дворец величаво и просто «Джангаром»
И врата растворил для многих веков и сердец.
Встали рядом с Гомером, с былинами, «Словом» Бояна…
Мотивы калмыцкого эпоса находят свое отражение повсеместно в творчестве Михаила Хонинова. Так, в колыбельной в «Сказании о калмычке» описывается поединок отца с сыном-новорожденным, выпавшим из утробы бесовки.
В «Джангаре» описывается момент использования заклинаний при возрождении богатыря с помощью целительной воды аршан. И в романе «Помнишь, земля смоленская…» Михаила Хонинова прослеживаются такие народные ритуалы.
В четверостишии Хонинова мы находим сравнение калмыцкого языка с песнями джангарчи:
Калмыцкий язык – это речь моих предков,
Острее, чем лучшие в мире мечи,
И тот, кто услышал звучание, метко
Сравнил с пеньем мудрого он джангарчи.
Можно сказать, что сам поэт называет себя последователем джангарчи: «Покуда жив, слагать слова я буду, / Как джангарчи мелодии…».
Патриотическую направленность произведений Михаила Хонинова отмечает и Александр Исбах в очерке «…И друг степей калмык»: «Сочетание высокого эпоса, берущего свои истоки в «Джангаре», с сокровенной лирической интонацией отличает творчество Хонинова».
Подытоживая вышеизложенное, можно прийти к выводу, что эпос «Джангар» занимает особое положение в творчестве Михаила Хонинова. В своих произведениях поэт на уровне сюжета, описания своих персонажей, ритуальных действий подчеркивает своеобразие калмыцкого устного народного творчества.
Заяц-хваста
Твёрдое - мягкое
Ветер и Солнце
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Карандаши в пакете