Исследовательская работа по культуре речи современной молодёжи.В настоящее время проблема сохранения русского языка встаёт с всё большей остротой: это и нарушение языковых норм, и оскудение словаря, и нашествие разного рода жаргонных слов, иноязычных заимствований. Чтобы бороться с каким-либо явлением, следует изучить его специфику, выявить причины возникновения, определить факторы, обеспечивающие его существование. Этим и определилась актуальность избранной темы.
Вложение | Размер |
---|---|
leksika_moih_sverstnikov.pptx | 524.8 КБ |
Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Большое Попово Лебедянского муниципального района Липецкой области Лексика моих сверстников Проект подготовила обучающаяся 9 класса Куликовского филиала Сушкова Алёна Руководитель: учитель русского языка и литературы Лидия Ивановна Свешникова Научно-практическая конференцияСлайд 2
Предмет исследования: лексика моих сверстников, в частности употребление жаргонизмов обучающимися Куликовского и Докторовского филиалов МБОУ СОШ с.Большое Попово Объект исследования: речь обучающихся Куликовского и Докторовского филиалов МБОУ СОШ с.Большое Попово.
Слайд 3
Цель работы: проанализировать речь учащихся с точки зрения количественного и качественного использования ими жаргонизмов; определить специфику и причины употребления жаргонизмов учащимися Задачи работы : определить содержание понятия «жаргон»; проследить источники образования и причины использования жаргонизмов; провести анкетирование учащихся; выявить отношение учащихся к жаргону
Слайд 4
Гипотеза: существует мнение, что употребление жаргонизмов, слов-паразитов школьниками связано с желанием выделиться среди ровесников, быть современными. Методы и приёмы исследования: обзор научной и методической литературы; проведение анкетирования; наблюдение; анализ анкет; с бор лексики, составление словаря жаргонизмов, употребляемых моими сверстниками.
Слайд 5
Жаргон - [франц. jargon ]. Речь какой-либо социальной или профессиональной группы, содержащая большое количество свойственных только этой группе слов и выражений; арго. ( Современный толковый словарь русского языка. Российская академия наук) Жаргонизмы – это слова употребляемые людьми определённых интересов, занятий, привычек
Слайд 6
Отмечают три бурные волны в развитии молодёжного сленга в России 20-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодёжи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них. 50-е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг». («Стиляга» - в СССР в 50-е годы: о молодом человеке, подражающем западной моде). 70-80-е годы . Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодёжные движения и « хиппующие » молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.
Слайд 7
93 % обучающихся употребляют в своей речи жаргонизмы .
Слайд 8
Знают значения жаргонных слов, которые употребляют – 75% Не знают значения жаргонных слов, которые употребляют -0 % Не всегда знают значения жаргонных слов, которые употребляют - 25%
Слайд 9
4% обучающихся из всех опрошенных считают, что употребление жаргонизмов никак не влияет на качество и состояние русского языка. 2% считает, что употребление жаргонизмов положительно влияет на качество и состояние русского языка. 18% опрошенных ,считают, что жаргонизмы отрицательно влияют на качество и состояние русского языка. 42% считают, что не все слова засоряют русский язык. 34% человек не задумывались над этим вопросом. Просто используют эти слова и всё.
Слайд 10
10% обучающихся положительно относятся к употреблению жаргонизмов, считают необходимостью употребления их в речи 25% обучающихся отрицательно относятся к употреблению жаргонизмов и считают, что нужно вести борьбу с ними. 61% опрошенных по-разному относятся к употребляемым словам. 4% не задумывались над этим вопросом
Слайд 11
41% из опрошенных знают происхождение употребляемых слов 18% не знают 41% знают происхождение не всех слов-жаргонизмов.
Слайд 12
Могли бы обойтись в речи без жаргонизмов – 25% Не могут обойтись в речи без жаргонизмов– 18% Не задумывались над этим – 18%
Слайд 13
2% опрошенных (это один человек) хотел бы, чтобы его(её) девушка(юноша) разговаривал (а), употребляя жаргон. 43% - не хотели бы , чтобы его(её) девушка(юноша) разговаривал (а), употребляя жаргон. 36% - не возражали бы при умеренном употреблении и при определённых обстоятельствах 7% - не задумывались над этой проблемой 10% - не возражаю т при условии, что это будет негрубая жаргонная лексика 2% опрошенных безразлично , как с ними будут разговаривать.
Слайд 14
4% опрошенных нравится , когда общаются жаргонизмами 14% -это не нравится , их это раздражает 7% относятся настороженно к тем, кто разговаривает на жаргонизмах 14% относятся к таким людям несерьёзно 27% относятся к этому вполне нормально , если это только не тюремный жаргон У 34% это никак не влияет на отношение к говорящему.
Слайд 15
30% считают, что употребление жаргонизмов модно, современно ; 11% считают, что жаргонизмы нужны в речи для связи слов ; 11% -и обучающимся помогают преодолеть недостаток слов в своей речи; 48 % считают, что жаргонизмы делают речь понятнее для друзей;
Слайд 16
16% считают, что жаргонизмы нужны в речи; 13% считают. что не нужны; 55% допускают употребление жаргонизмов иногда, в разных случаях; 16% не задумывались об этом.
Слайд 17
Все опрошенные употребляют слова-паразиты.
Слайд 18
23% не любят читать 50% читают по заданию учителя 14% стараются читать регулярно 14% м ного читают
Слайд 19
50% считают, что могу т обойтись без слов-паразитов 50% считают, что не могут обойтись без слов-паразитов
Слайд 20
52% считают, что слова-паразиты засоряют речь говорящего; 11% - украшают речь говорящего; 36% - помогают сформулировать речь говорящего
Слайд 21
СЛОВАРЬ ЖАРГОНИЗМОВ ТЕРМИН ЗНАЧЕНИЕ А Афигенно Очень хорошо Б Бабло Деньги Базар Разговор Базар фильтровать Следить за речью Блин Связка между словами, выражающая как недовольство, так и положительные эмоции (зависит от ситуации) Борзеть Наглеть В Врубаться Понимать, догадываться Г Гнать Обманывать
Слайд 22
Д Дятел Человек, который рассказывает всё и про всех Дружбан Друг Домашка Домашняя работа Е,Ё Ёлки-палки Употребляется в качестве междометия, выражающего сожаление в чём-либо Ё-моё Плохо, Выражение удивления Ж Жесть Ничего себе! З За фиг Зачем Замутить Начать встречаться с девушкой Забей, забить Забудь, махни рукой И Инет Интернет
Слайд 23
К Капец Плохо Кинуть ( кидалово ) Предать Классуха Классная руководительница Клёво Хорошо, здорово Комп Компьютер Кроссы Кроссовки Круто Отлично, хорошо Л Лафа Очень хорошо Лимон Миллион Лох Неудачник Литра Урок литературы М Меня бомбит Нервничаю Мобила Телефон Моргалы Глаза
Слайд 24
О Облом Неудача, невезение Ок, окей Хорошо П Палево Застали с поличным Пипец Очень плохо Предки Родители Поздняк метаться Поздно что-то решать Параша Двойка (неудовлетворительная оценка) Прико́л Шутка, розыгрыш, остроумное высказывание, увлечение Р Родоки Родители Рвануть Пойти, убежать
Слайд 25
С Свалить Сбежать СПС Спасибо Стукач Человек, который рассказывает всё и про всех Т Телик Телевизор, телефон Тормоз Человек, делающий что-то неверно, долго думающий Точняк Точно Трайбан Оценка «тройка» У Училка Учительница Ф Фигня Ерунда Физра Урок физкультуры Х Харе Хватит Хомячить Кушать
Слайд 26
Ш Шухер Кто-то идёт Шутканул Пошутил Ч Чё Что Червь Вирус Чирик Денежная купюра (10 рублей) Чувак Человек Чел Человек Щ Ща Сейчас
Слайд 27
Л.И.Скворцов: «Каждый, кто гордится своим языком, кто по-настоящему любит его, должен активно бороться с жаргонизмами, тактично поправлять друзей, товарищей, не боясь и поспорить. Как в природе существуют предельные уровни радиации, загазованности атмосферы, загрязнения водной среды, выше которых могут начаться необратимые процессы, так и в языке есть пределы его искажения»
Слайд 28
« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!» И.С.Тургенев
Слайд 29
Используемые интернет- ресурсы https://ru.wikipedia.org/wiki http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_literature/ www.bibliotekar.ru /russkiy-yazik-2/77.htm http://www.lingvotech.com/zhargonnayalexika http://www.metod-kopilka.ru/ Список литературы Современный толковый словарь русского языка. Российская академия наук институт лингвистических исследований, 2004. Русский язык. Учебное пособие для углублённого изучения в старших классах. Ч. I . Лексикология и лексикография. Фонетика. Графика. Орфография. Морфемика и словообразование./В.А. Багрянцева и др.-М. : Изд-во МГУ, 2000. Русский язык. Справочник для учащихся.Москва «Просвещение», 2000 Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы./ М.М.Казбек-Казиева.-М .: Айрис-пресс, 2006.
Швейня
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Три загадки Солнца
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Лепесток и цветок