Автор: Москальчук Ангелина Юрьевна
город-курорт Анапа
Место выполнения работы: МБОУ «гимназия Эврика»
Научный руководитель: Горяева Татьяна Владимировна
Тема: « РОЛЬ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ »
Вложение | Размер |
---|---|
angelina_moskalchuk_vystuplenie.docx | 21.36 КБ |
prezentatsiya_na_konferentsiyu_moskalchukmicrosoft_office_powerpoint.pptx | 1.82 МБ |
Автор: Москальчук Ангелина Юрьевна
город-курорт Анапа
Место выполнения работы: МБОУ «гимназия Эврика»,
Научный руководитель: Горяева Татьяна Владимировна
Тема: « РОЛЬ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ »
Роль архитектурной композиции в подготовке будущих архитекторов очень важна. Архитектурная композиция (творение, сочинение) - это система создания проекта и самого объекта архитектуры. Наука об архитектурной композиции изучает общие закономерности построения формы в архитектуре и средства достижения единства формы и содержания. Архитекторы призваны увязать три стороны в гармоничной композиции здания: с одной стороны - удобство и пользу (функциональная задача), с другой - прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача), с третьей - красоту форм (эстетическая задача).
Теория архитектурной композиции (ТАК) является составной частью профессиональных дисциплин и играет видную роль в образовании архитектора. Уровень композиционной культуры архитектора характеризуется совокупностью композиционных средств, которыми он владеет. Изучение композиции – наиболее продуктивный способ формирования и повышения общей композиционной культуры и профессионализма архитектурного творчества. Конечная цель изучения теории архитектурной композиции – умение применять ее правила и законы в процессе архитектурного проектирования.
Целью моего исследования является предоставление и изучение необходимого материала по архитектурной композиции для подготовки будущих архитекторов к поступлению в вуз в архитектурной студии МБОУ гимназия «Эврика».
Задачи: На основании материалов, представленных в работе, показать важность знания теории архитектурной композиции при подготовке к овладению профессией архитектора.
Актуальность: В настоящее время люди все больше и больше представляют себя в творческой профессии, но многие не знают какой путь приходиться проделывать будущим абитуриентам. Каждый день они учатся чему-то новому и применяют эти знания на практике.
Среди вступительных экзаменов в творческие учебные заведения трудно найти дисциплину, которая могла бы «соперничать» по обилию подходов и форм реализации с «композицией». Причина не только в безусловной многогранности феномена композиции. В начальной оценке профессиональной будущности архитектора и дизайнера приоритетной видится способность личности к эмоциональному погружению в процесс формотворчества. На подготовительном этапе следует беспокоиться не о выборе дизайнеров или архитекторов, а о выборе личностей, способных ими стать. Пробуждение личностного интереса – это не только главная цель подготовительного процесса, но и подтверждение правильного выбора профессии для самого абитуриента. Во многих университетах много внимания уделяется композиции, студентов учат правильно и гармонично располагать предметы.
Создание единства архитектурной композиции из множества составляющих, рождение целостного образа на основе комплекса требований - главнейшая задача архитектуры.
Различают четыре вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную, высотную и глубинно-пространственную.
Признаком, отличающим фронтальную композицию, является распределение элементов формы по двум координатам в вертикальном (по высоте здания) и горизонтальном (по протяженности здания) направлениях (например, планы и фасады зданий).
Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон. На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, высота горизонта, оптимальное положение зрителя, обусловленное нормальным углом зрения 30° и расстоянием, удобным для обзора, характер членения ее поверхности и массы. В случае нескольких обособленных объемов возможно доминантное и бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.
Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты сооружения над его размерами в плане. В архитектуре прошедших веков ведущим приемом гармонизации высотного проема служило его членение на ярусы, массивность которых убывала по высоте, а ярусов пропорционально согласовывались с учетом перспективных искажений их действительных размеров при восприятии композиций с основных точек зрения.
Глубинно-пространственная композиция отличается развитием преимущественно по глубиной координате. Такая композиция используется в организации открытых пространств и внутреннего пространства интерьеров, имеющих продольно осевое построение. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие пространство на ряд последовательных планов.
Внешний облик архитектурного сооружения (экстерьер) зависит от архитектуры внутреннего пространства здания (интерьера) и градостроительных условий (ансамбля). Интерьер определяется назначением здания (функцией), типом, конструкцией и др.
Краткий словарь терминов изобразительного искусства так определяет композицию: «…структура, взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которой зависит весь его смысл и строй. Целенаправленным единством композиции художник выражает содержание своего замысла, делает этот замысел доходчивым и впечатляющим…». В отличие от предыдущих определений здесь композиция рассматривается как структура. А, как известно, структура представляет собой целое, состоящее из закономерно и единым характером связанных частей. Правда, структура не обязательно представляет собой завершенное целое. Тем не менее в определение включено понятие «единство композиции», через которое художник выражает содержание и делает доходчивым замысел.
Композиция – способ построения художественного произведения – принцип связи однотипных и разнородных компонентов и частей, согласованных между собой и целым. Композиция обусловлена способами формообразования и особенностями восприятия
Композицию определяет художественная разработка темы. В ней осуществляется переход художественного содержания и его внутренних отношений в отношение формы, а упорядоченности формы – в упорядоченность содержания. Для разграничения этих сфер искусства иногда употребляются два термина: архитектоника (взаимосвязь компонентов содержания) и композиция (принципы построения формы). Имеется и другого типа дифференциация: общую форму строения и взаимосвязь крупных частей произведения называют архитектоникой, а взаимосвязь компонентов более дробных – композицией. Следует учитывать, что в теории архитектуры и организации предметной среды используется другая пара соотносимых понятий: конструкция (единство материальных компонентов формы, достигнутое посредством выявления их функций) и композиция (художественное завершение и акцентировка конструктивно-функциональных устремлений с учетом особенностей визуального восприятия и художественной выразительности, декоративности и целостности формы). В целом композиция выражает художественную идею и организует эстетическое восприятие таким образом, что оно движется от одного компонента к другому, от части к целому.
Архитектурная композиция – это закономерное и оптимальное сочетание объемов и пространства в единую гармоничную архитектурную форму, отвечающую назначению произведения природным и социальным условием.
Цель архитектурной композиции – достижение единства формы и содержания, т.е. создание с помощью композиционных средств архитектурной формы адекватной содержанию.
Задачи архитектурной композиции:
!организация объемов и пространств в соответствии с функциональным процессом, соображениями экономии и местными условиями;
! выражение конструктивной структуры и ее физических свойств в объемно-пространственном решении;
! гармоничное объединение и соподчинение объемов и пространства в целостную архитектурную структуру
В своей презентации к проектной работе, я не пыталась проиллюстрировать каждый закон, или понятие архитектурной композиции, скорее я старалась создать некий обобщенный художественный образ архитектурной композиции, оставляющий яркое впечатление, где композиция, является объёмно-пространственным сочинением архитектора – полётом его творческой мысли и игрой воображения, в результате которой формируется материальная действительность пространственной среды для жизни людей.
Исходя из своего скромного опыта занятий практикой архитектурной композиции, результаты которого на выставке перед вами, могу сделать вывод: знать основные законы композиции очень важно для начинающего свою дорогу в архитектуру, а незнание их делает эту дорогу невозможной.
Список используемой литература:
ААИ ЮФУ Ростов-на-Дону; Адаманова Артёма,
Коваля Михаила, Штоба Екатерины,
ШАДИ ДГТУ Ростов-на-Дону ; Мартиросяна Эдгара
Нов ГУ им. Ярослава Мудрого; Чигирь Анны,
Том ГУ; Разумникова Георгия,
СПб ГАСУ Катрыша Валерия,
– выпускников архитектурной студии МБОУ гимназия «Эврика» разных лет.)
Слайд 1
«Роль архитектурной композиции в подготовке будущих архитекторов»Слайд 8
Формообразование в архитектуре по типу образования природных форм
Слайд 21
Презентация по теме: «Роль архитектурной композиции в подготовке будущих архитекторов» выполнила Москальчук Ангелина ученица 9Б класса МБОУ гимназия «Эврика» город-курорт Анапа 2018год. ( в презентации использованы проектные работы студентов ААИ ЮФУ Ростов-на-Дону; Адаманова Артёма, Коваля Михаила, Штоба Екатерины, ШАДИ ДГТУ Ростов-на-Дону ; Мартиросяна Эдгара НовГУ им. Ярослава Мудрого; Чигирь Анны, ТомГУ ; Разумникова Георгия, СПбГАСУ Катрыша Валерия, – выпускников архитектурной студии МБОУ гимназия «Эврика»)
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Пока бьют часы
Мост Леонардо
Девчата
Можно от Солнца уйти...