Зная значение слова, зная его образование, можно научиться бороться с чувством страха в различных ситуациях, уметь преодолевать его в нужные моменты и в тоже время преодолевая его воспитывать в себе нужные качества. Теоретическое и практическое изучении слова страх и понятия страх в сознании современного подростка и литературного героя, а также оценка вербального значения слова страх в литературных произведениях и в жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_koferentsiyu_strah.doc | 65.5 КБ |
Тема:
Значение эмоции страха и ее роль в жизни людей и героев литературных произведений
Выполнила: Помулева Юлия ученица 8класса
Руководитель: Кушнарева Татьяна Кузьминична
Оглавление:
Введение
1.Происхождение слова страх
2.Роль эмоции страха в жизни людей и литературных героев
3.Результаты экспериментально - практического исследования
Действие страха на поведение, речь, жизнь людей
Особенности вербальной коммуникации (результаты бесед, анкет, диагностика наблюдений)
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Тема моей работы: «Значение чувства страха и его роль в жизни людей и героев литературных произведений».
Объект исследования- чувство страха, эмоция страха
Эмоциональный концепт: страх с точки зрения способа его выражения и функции в литературных произведениях.
Предмет исследования- значение чувства страха и как представлен страх в жизни и в литературе
Гипотеза исследования - состоит в предположении того, что зная значение слова, зная его образование, можно научиться бороться с чувством страха в различных ситуациях, уметь преодолевать его в нужные моменты и в тоже время преодолевая его воспитывать в себе нужные качества.
Цель данного исследования состоит в теоретическом и практическом изучении слова страх и понятия страх в сознании современного подростка и литературного героя, а также оценка вербального значения слова страх в литературных произведениях и в жизни.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:
Актуальность выбранной мною темы обусловлена следующими моментами:
- Знание значения слова, позволяет выявить особенности восприятия этой эмоции людьми разного возраста.
- Страх — негативная эмоция, поэтому чрезвычайно важно "взглянуть страху в лицо", понять его влияние на человека и освободиться от устаревших стереотипов.
- Воспитание в себе уверенности, которая поможет в преодоление чувства страха, приобретая новые нужные качества характера, и необходимые чувства
Для изучения темы: был использован комплекс методов, включающий:
Практическая значимость исследования Результаты исследования имеют практическую значимость. Полученные данные могут быть использованы в дальнейших практических разработках при изучении учащимися старших классов школ, для написания рефератов, научных работ, для изучения личностей персонажей художественного текста.
Раздел I. Происхождение слова страх
В своей работе я рассматриваю значение слова страх и его роль в жизни людей и героев литературных произведений с точки зрения влияния его на уровень общения, развития, воспитания и образования нас школьников в процессе обучения и вообще в жизни. Откуда же произошел страх? Страх, как тень, преследовал человека с незапамятных времен. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу и возникал в ситуации непосредственной опасности для жизни. Страх - неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, так как всегда предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия. По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобретал социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде чувство страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существует две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной и воображаемой опасности. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике. Причин происхождения страхов множество. Страх - самая сильная, неприятная и нежелательная из всех отрицательных эмоций человека. Говоря о причинах страха, ученые выделяют стимулы, события и ситуации, на которые человек биологически предрасположен, реагировать страхом: боль, одиночество и др. . По мере взросления человека меняется характер объектов, вызывающих чувство страха: потенциальная возможность физического повреждения для многих представляет уже угрозу, очень часто таким объектом является уязвление нашей гордости, снижение самооценки, неудачи, потери. Так что же такое страх? Страх — очень сильный испуг, сильная боязнь .Страх - отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности.
Раздел II. Роль эмоции страха в жизни людей и литературных героев
Какова же роль эмоции страха в жизни людей и литературных героев? Эмоции страха выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой человек узнает о нужной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее. По мере того как складываются и оформляются взаимоотношения личности с окружающими и в связи с этим, в самой личности выделяются определенные сферы особой значимости и устойчивости. Эмоции страха связаны также с некомпетентностью, потерями, боязнью ответственности, а также эгоцентризмом, порождающим несбыточные ожидания. Эмоция страха дезорганизует деятельность, возникает эмоциональная напряженность. Если по какой-то причине человек совершает безнравственный поступок, то тем самым подрывает важнейшее основание высокой самооценки и самоуважения. Стремясь сохранить перед другими и перед собой "свое лицо", человек ищет оправдание, которые бы определили смысл его поступка. В условиях разного рода нравственных решений эти эмоции могут воспроизводиться и служить специфическим регулятором поведения. Эмоции страха появляются у человека в момент столкновения с чем- то неизвестным: (Как поступить? Что сказать?), в момент темноты, одиночества. Страх бывает вредный и полезный. Полезный страх указывает, что где – то нужно проявить осторожность, страх защищает нас от опасностей. Страх бывает реальный, а бывает фантастический, то есть созданный воображением самого человека. Герои литературных произведений, переживая чувства страха, находят истину, побеждают зло, становятся героями битв и сражений. От страха погибают безвольные, слабые, трусливые.
Раздел III. .Результаты экспериментально - практического исследования
После обзора трудов ученых и проведенного анализа, у меня укрепилось мнение, что страх всем нам известен. Что он является составной частью нашей жизни. Он постоянно присутствует в каждом человеке, будь – то ребенок маленький, будь взрослый человек. На ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер. Баба Яга - это живое существо, обитающее где-то рядом, а Дядя только и ждет, чтобы забрать их в мешок, если не будут слушаться родителей. У подростков же свои страхи. Они не знают, что эти страхи присущи всем. И их трудно в этом убедить. Жизнь подростка неотделима от беспокойства, тревоги, страха быть обезличенным, потерять контроль над своими эмоциями и поступками. Если подросток со всем этим, справляется в какой- то мере, то значит, он может управлять своими эмоциями и своим поведением, то есть справляется со своим волнением, со своим чувством страха. Подросток неуверенный в себе живет с постоянным чувством страха. Страх быть не собой означает страх изменения.
Изучая чувство страха в специальной литературе, наблюдая и проводя практическое исследование среди ребят разного возраста, а также изучая литературные произведения, где герои переживают тоже чувство страха, я провела анкетирование среди учащихся и анализ литературных произведений. Согласно данным проведенного анкетирования, самыми распространенными ответами на вопросы о страхе были ответы: страшное непреодолимое чувство, это боязнь, когда смерть, когда мурашки по телу, ком в горле, частое сердцебиение, это такое ощущение, это отрицательное чувство. На вопрос: чего можно бояться? Учащиеся младших классов в своих анкетах написали: «страх- это когда боишься, это боязнь темноты, змей, пауков, смерти, милиции, высоты». Учащиеся 8 - 9 классов ответили: «Всего, у каждого свои страхи»: «высоты, грозы, смерти, огня, темноты, бедности, одиночества, потери любимого человека, выступление перед публикой, наказания от родителей». 10%-детей не могли объяснить, что такое страх, 40%- попытались объяснить, но это значит, я боюсь, 50%- были разными, что это просто выдумки, что это смерть, страшное какое – то чувство. Можно ли бороться с этим чувством? 15% учащихся считают что нет, 25% - считают, что нужно, но как не знают, 30%- говорят, что нужно просто не думать о нем и только остальные 30% говорят нужно перебороть себя и посмотреть страху в глаза. Основная причина отличия переживания старших школьников от младших я думаю в возрастном аспекте. Все дети отметили страх только с отрицательной стороны, но изучая литературу, я узнала, что у страха есть и положительные, если так можно сказать стороны, о чем я раньше не задумывалась. Страх мобилизует все силы противостоять опасности, способствует воспитанию характера, когда человек переживет хоть один раз чувство страха, он уже будет более осторожен во всех делах. Изучая чувство страха у ребят, я проанализировала некоторые литературные произведения, где герои тоже переживают чувство страха. У А.П. Чехова, есть много юмористических рассказов, где он показал героев переживающих чувство страха. Чувство страха непродолжительно, но в рассказе «Нервы» страх является эмоциональной реакцией героя на особую атмосферу спиритического сеанс. В рассказе «Страхи», причина страха героя не связана с его настроением, психологическим состоянием, этот страх он не является плодом его воображения, этот страх от невозможности найти логическое объяснение происходящему; пугает то, что непонятно, как только все выясняется, чувство страха отступает. Начинает работать логика и здравый смысл, сразу все встает на свои места. В рассказах Чехова страх становиться причиной нарушения душевного состояния, « страха перед жизнью». Эмоции страха встречаются в произведениях В.А. Жуковского «Светлана», в произведениях Н.В.Гоголя «Заколдованное место», «Страшная месть», Б.Стокера «Дракула», А.К.Толстой «Упырь», «Семья вурдалака», здесь показаны потусторонние силы. Встреча, с какими – то потусторонними существами вообще – то ничего доброго за собой не влечет. Эта ситуация однозначно считается опасной. Однако существа могут очень маскироваться. Например, им ничего не стоит притвориться обычным барашком, как это написано в рассказе Тургенева «Бежин луг». Но когда стал гладить его, то барашек оскалил зубы и ответил ему тоже «бяша, бяша». Тема страха в литературе сложна. Интерес к ней не угасает, и это вполне объяснимо. Развитие науки и техники не может вытеснить интерес к потустороннему миру. Страх отнимает лицо у человека, отнимает его индивидуальность, его рассудок, превращая в дикого зверя, который мотивирует свои поступки только инстинктами — убежать, спрятаться или начать безумно и отчаянно драться за свою жизнь. Но, поняв, что это лицо не то, которое он ищет, страх выбрасывает его, как больше ненужную помятую маску после утомительного маскарада, и направляется на поиски новой жертвы. Страх есть у каждого, не случайно у страха длинные руки, — он способен достать до самых бесстрашных на первый взгляд сердец. Когда человек боится, он сталкивается с чем-то ему неприятным, чуждым, неизвестным. Причем он остается с этим один на один, никто не может помочь ему это преодолеть, потому что никто не может проникнуть внутрь человеческой души. Таким образом, страх "отгораживает" человека от общества, как бы замыкая, запирая его в самом себе, не оставляя ни малейшей щели для побега
Заключение
Изучив тему: «Значение чувства страха и его роль в жизни людей и героев литературных произведений». Я сделала следующие выводы:
1. Страхи необходимо прорабатывать и помогать справляться с ними, особенно подросткам, так как, переходя во взрослую жизнь, они отравляют существование человеку и его близким.
2. Детям помладше страхи можно лечить страшилками, то есть такими историями, которые происходили с вами или с такими же детьми- то есть вербализацией - рассказ о страхе, визуализацией – нарисовать или слепить, то, что пугает и устранить его.
3.Страхами нужно обязательно делиться, чтобы их можно было проще пережить, побороть.
4.Проблема страха каждого должна постоянно разрешаться, чтобы не стать хронической, чтобы не привести человека к крайним мерам.
Поэтому я считаю, что актуальность исследования эмоции страха большая, хотя бы потому, что в повседневной жизни мы встречаемся с ним чуть ли не ежеминутно. Человек живет со страхом ( бесполезно прожить свою жизнь, не успеть достичь всего, чего хотел). Страх — чисто негативная эмоция, однако у нее есть и некоторые положительные аспекты: страх — основа выживания, страх — стимул жить и одновременно умереть, от страха иногда умирают, а иногда только благодаря ему спасаются, страх мобилизует все физические и умственные силы, чтобы выжить. Страх чаще всего воспринимается как существо, наделенное волей и силой, способное негативно влиять на человека.
Библиографический список
1.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. СПб, 1996.
2. Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей". - СПб.: Издательство "Союз", 2004.
3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М., 2006г.
4.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993
5..Камбурова М.А. Коррекция страхов и тревожности у младших школьников с использованием метафор // Знание-сила. 2002. №1.с. 33–36.
6..Келер Х. Загадка страха
7. Кунц Дин «Лицо страха»
8. Пашкевич Т.В. « Умные сказки»
9. Психология человека от рождения до сметри / Под ред. А.А.Реана., 2005
www.mirboga.ru/articles/straham-i-volneniyam-b
Приложение
Анкета
5 .Назовите хотя бы одного литературного героя пережившего чувство страха?
6 . Всегда ли страх одного цвета?
Рисуем акварельное мороженое
Рисуем осенние листья
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
В поисках капитана Гранта
Как нарисовать китайскую розу