Теоретическое и практическом изучение возникновения и употребления лексических инноваций в языке молодежи, определить степень их влияния на литературный язык, а также оценка вербального значения молодежного сленга в литературных произведениях и в жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
molodezhnyy_sleng_v_obshchenii_uchashchihsya_i_v_proizvedeniyah_literatury.doc | 65.5 КБ |
Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
Усть-Брянская основная общеобразовательная школа
671328, Республика Бурятия. Заиграевский район, с. Усть-Брянь, ул. Центральная. 1,
тел. 67516
Тема:
«Молодежный сленг в общении учащихся и в произведениях литературы»
Выполнила: ученица 8класса
Москвитина Валентина
Руководитель: Кушнарева
Татьяна Кузьминична
Оглавление
Введение
Раздел I. Что такое молодежный сленг?
Раздел II. Функции молодежного сленга в общении людей и в литературе
Раздел III. Результаты экспериментально - практического исследования
Использование молодежного сленга в речи учащихся Усть-Брянской школы
Особенности вербальной коммуникации ( результаты бесед, анкет, теста)
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Тема моей работы: «Молодежный сленг в общении учащихся и в произведениях литературы»
Объект исследования: речь людей и авторов литературных произведений
Предмет исследования: Функции молодежного сленга в речи учащихся на уроках и внеурочное время, а так же в литературных произведениях
Гипотеза исследования: состоит в предположении, что сленг – явление в языке самостоятельное и его должно рассматривать в современном языкознании и литературоведении не иначе как отдельную категорию.
Цель данного исследования: состоит в теоретическом и практическом изучении возникновения и употребления лексических инноваций в языке молодежи, определить степень их влияния на литературный язык, а также оценка вербального значения молодежного сленга в литературных произведениях и в жизни.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:
Для изучения темы: «Молодежный сленг в общении учащихся и в произведениях литературы», был использован комплекс методов, включающий:
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования имеют практическую значимость. Полученные данные могут быть использованы в дальнейших практических разработках при изучении учащимися старших классов школ, для углубленного изучения русского языка и литературы, для написания рефератов, научных работ, при дальнейших исследованиях языковой личности персонажей художественного текста
Раздел I. Что такое молодежный сленг?
В своей работе я рассматриваю общение между молодыми людьми с помощью молодежного сленга. Что же такое молодежный сленг? «Сленг в переводе с английского языка означает: речь социально или профессионально обособленной группы в противоположность литературному языку, второй вариант: разговорная речь, не совпадающая с нормой литературного языка. Молодежный сленг представляет собой количество слов и выражений, свойственных и часто употребляемых молодыми людьми, но не воспринимаемых "взрослыми" в качестве "хороших", общеупотребимых или литературных. Поэтому эти слова и выражения становятся сленговыми. Эти слова употребляет ограниченный круг людей - это раз, два - это то, что эти слова имеют как бы особый смысловой оттенок, но и плюс ко всему имеют не нетрадиционное написание и словообразование. Поэтому молодежный сленг - это один из уровней языка. Так как в любом живом вербальном языке существует несколько уровней:
- Общеупотребительные
- Разговорные
- Диалектический
- Сленговый
Я остановилась на сленговом уровне, а именно молодежном сленговом уровне. Молодежный сленг отличается от других сленгов, тем что постоянно обновляется, так как молодежь подрастает, переходит во взрослую жизнь, а на смену ей приходит новое поколение молодых людей со своими новшествами, обновлением сленга. Молодежный сленг существует сам по себе. И поэтому люди, владеющие молодежным сленгом, являются своими в данном сообществе.
Раздел II. Функции молодежного сленга в общении людей и в литературе
Какими же функциями обладает молодежный сленг в жизни и в литературе. Во – первых молодежный сленг является средством общения большого количества людей, объединенных возрастом, во – вторых сленг охватывает практически все области жизни, описывает все интересные ситуации, так как сленг результат эмоционального отношения говорящего к предмету разговора. Кроме этого сленг - это постоянное словотворчество, в основе которого лежит принцип языковой игры. Поэтому именно комический, игровой эффект является главным в сленговом тексте. Немаловажной функцией молодежного сленга является кодировка, которая скрывает смысл беседы от непосвященных. Сленг не остается постоянным. Если в любом сленге слово может существовать на много лет, то в молодежном сленге происходят идет процесс смены поколений, и те слова, которые казались модными и смешными пять-семь лет назад, сейчас выглядят устаревшими И хотя с появлением сленга резко снизилась языковая культура молодежи, не стоит воспринимать это как что-то вредное или опасное. Сленг был, есть и будет в нашей лексике. Сейчас это неотъемлемая часть нашей жизни. Причины возникновения, обновления и существования сленга:
- стремительное развитие жизни
- увлечение компьютерными играми
- огромное количество заимствованных слов из других языков
- внедрение новых технологий в жизнь человека
Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. (Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни. На сленге: Я тащусь от этой песни!) Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде.
Раздел III. Результаты экспериментально - практического исследования
После обзора трудов ученых и проведенного анализа, я укрепила свое мнение, что молодежный сленг является неотъемлемый частью нашей жизни. Сленг охватывает практически все области жизни, описывает практически все ситуации, потому что само сленговое слово является как бы эмоциональным отношением к данному предмету разговора. Каждому молодому человеку при употреблении сленга важно не только что сказать, как сказать, как преподнести то, что он хочет сказать, чтобы стать интересным рассказчиком, чтобы его слушали. Поскольку молодежь не существует вне общества, то наблюдая за ее сленгом в школе можно, отметить, что наличие или отсутствие в речи молодых людей сленговых выражений напрямую связано с их успеваемостью. Любой вербальный язык - живое явление эпохи. Большинство новых сленговых слов возникает вполне естественным образом из конкретных ситуаций. Так, появление новых предметов, вещей, объектов, идей или событий сопровождается появлением новых слов для их объяснения и описания. К примеру: не было ни персональных компьютеров, ни мобильных телефонов, появились вещи и появились слова: «мобила», «комп» и другие Проведя анкетирование в своей школе среди учащихся разных классов, я сделала такой вывод: 30% - не знали что такое молодежный сленг, хотя постоянно пользовались словами относящимися к молодежному сленгу, 10% - не могли объяснить зачем он нужен, хотя в своей речи его использовали, 60% постоянно пользуются сленгом, самые употребляемые слова из молодежного сленга отметили такие :Отстой – плохо, неудачно;: крутой – очень хороший, замечательный, иногда «сильный», фиолетово – все равно и другие. Некоторые слова употребляют даже взрослые и учителя, значит, эти слова входят в разговорный язык. В каких случаях употребляется молодежный сленг? В общении с друзьями- 60%, при общении с родителями старшеклассники -30%, 4-6 классы – 10%, в школе 7-9 классы до 30%, 4-6кл – 15%, на уроках как таковой сленг не произносится, кроме тех слов , которые встречаются в произведениях литературы и уже являются разговорным языком. Больше сленга дети употребляют, когда у них прекрасное настроение до 90% у старшеклассников и меньше у 4-6 классов- 30% слова «улет», «отрыв», «блин» выражают высокую степень внутреннего состояния.
. Сленг употребляется и в литературе, как в школьной , так и в молодежной ( это молодежные журналы). Прочитав и проанализировав, хочется отметить, что наиболее ярким примером, оригинального сленга является, пожалуй, так называемый «эльфийский» язык, сконструированный толкиенистами – поклонниками творчества Дж. Р.Р. Толкиена, автора книги «Властелин колец». Луна, например, на их языке именуется итиль. В повести Гоголя «Вий» встречаются некоторые сленговые выражения: отправляться на кондиции – заниматься репетиторством, пробовать крупного гороху – быть наказанным. У Астрид Лингред « Приключение Калле Блюмквиста – подвязаться на поприще- взяться за дело, Марк Твен «Приключение Тома Сойера» - метнуться к окну- подойти или подбежать очень быстро Изучая эту тему, анализируя я узнала о таких молодежных изданиях, где используется в публикациях молодежный сленг, это «Молоток», «Тусовочек», «Бумеранг» и др., но кроме этого теперь этими словами пестрит вся наша пресса, такие рубрики как «Наши письма», отзывы читателей, критика на книги, фильмы. Молодёжный сленг получил большое распространение не только в печатных средствах массовой информации, но и в электронных: на телевидении и в Интернете. Побеседовала с. мамой, с Ниной Николаевной нашей подшефной, руководителем танцев, с Натальей Ивановной нашим библиотекарем и услышала от них, что они не произвольно тоже употребляют молодежный сленг. Это происходит при общении с молодежью, а иногда и при разговоре между взрослыми, так как некоторые слова перешли уже в разговорную речь. С появлением Интернета у молодёжи появились небывалые возможности для общения и самовыражения, именно на молодежном сленге. В последнее время в речи даже современного культурного человека можно услышать эмоциональные цельные речения, сформулированные на языке сленга: «Не наезжай!», «Не грузи!», «Не тормози!», «Не гони!», «Не тупи!», «Не кати бочку!», «Иди в пень!», «Отвянь!». Это свидетельство того, что молодежный язык пополняется новыми единицами, причем захватывающими все больший пласт общества..
Заключение
Подводя итог своей работы, я думаю, что сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость. Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе, в интернете и даже в литературе. Это неотъемлемая часть нашей речи? Молодежный сленг дает возможность, учителям, родителям и ровесникам:
1.Понять и разобраться, чем занимаются ученики вне школы, с кем общаются, кому стремятся подражать, кто является идеалом.
2.Прозвища и клички, которые дети дают учителям и своим товарищам ( которые тоже относятся к молодежному сленгу), тоже являются поводом к размышлению, как ребятам, так и учителю.
3. По подростковой лексике можно определить все ли хорошо у ученика, или он только бравирует, перед ребятами и учителем прикрываясь сленгом
Сленг не болезнь, а источник самобытности, благодаря ему школьная дружба имеет свой вес, голос, а это важно для подростков. Надо сделать все, чтобы употребление сленга не препятствовало формированию навыков литературной речи, не разрушало их. Нужно, чтобы ученики знали, где именно уместен сленг, и чувствовали, где его умеренное и локальное применение может обогатить литературную речь, а где – погубить. Есть что почерпнуть из этой работы и есть над чем задуматься, я думаю, что свою работу я продолжу, уделив внимание компьютерному общению с помощью молодежного сленга. Ребят своего класса я заинтересовала изучением молодежного сленга и сейчас мы работаем над проектом: «Подростковый сленг героев литературных произведений»
Библиографический список
1.Береговская Е. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование// Вопр. Языкознания. – 1996г. №3.
2. Борисова Е.Г. О некоторых особенностях современного жаргона молодежи//Русский язык в школе. – М:, 1987г, №3
3. .Гоголь Н.В. Вий. Собр. соч. в 6 томах. Т. 2. М., 1952.
4. . Елистратов В.С. Словарь русского арго. М., 2000
http://rus.1september.ru/ 2009/06/07
http://www.allbest.ru/referat
http://www.openclass.ru/wiki-pages/83471
http://jellycatssbor.mybb.ru/viewtopic.php?id=125
http://ru.wikipedia.org/wiki/Молодёжный_сленг
http://wday.ru/kids/gradeshooler/socium/_article/slang
http://www.philology.ru/linguistics2/levikova-04.htm
Приложение
Анкета
1.Что такое молодежный сленг?
2. Зачем он нужен молодежи?
3. Приведите примеры нескольких слов из молодежного сленга?
4. объясните что обозначают эти слова?
Два петушка
Ералаш
Хрюк на ёлке
Привередница
Сверчок