ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ"
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_zadachi_v_literaturnyh_proizvedeniyah_razlichnyh_zhanrov.docx | 36.66 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Семенниковская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
Математические задачи в литературных произведениях различных жанров
Выполнила: Палицына Кристина,
ученица 5 класса
Руководитель: Пальцина С. В., учитель
русского языка и литературы
с. Семенниково
2017 г.
Объект исследования:
Литературные произведения различных жанров.
Предмет исследования:
Математические задачи, встречающиеся в литературных произведениях.
Цели исследования:
Выяснить, так ли необходимы математические знания писателю или поэту, чтобы создавать литературные произведения, несущие достоверную информацию; кто из авторов выполняет верные математические вычисления, а кто ошибается?
Задачи исследования:
- найти в литературных произведениях математические задачи;
- решить их и сделать вывод о правильности решения автора;
- провести анкетирование с целью отношения читателя к математическим задачам в произведениях художественной литературы.
Методы исследования:
- работа с текстами произведений художественной литературы;
- сравнительный анализ полученной информации;
- изучение и решение математических задач, встречающихся в литературных произведениях.
Гипотеза:
Существует мнение, что авторы литературных произведений используют математические задачи, которые имеют верное или неверное решение. Так ли это?
Содержание:
«Гуманитарные науки... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда в движении своём они
встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом...»
Корен
К математике можно приобщаться по-разному. Одни увлечены самой математикой. Другие изучают науки, использующие ее достижения. Третьи осваивают профессии и виды деятельности, в которых не обойтись без математических знаний. Математику не оставляют без внимания и те, чей круг интересов относится к гуманитарной сфере, кто занимается историей, философией, лингвистикой, искусством. А уж в житейских ситуациях к ее помощи прибегает каждый.
В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи.
Эти задачи ставят перед читателями авторы некоторых романов, повестей, рассказов, как правило, между — делом зачастую сами не обращая на это внимания. А сами авторы часто рассматривают математическую задачу как деталь, фон, эпизод своего повествования. Но были писатели, которые серьезно интересовались математикой и придумали немало интересных задач. Если читатель - любитель математики, то от него такая задача не ускользнет! Он не упустит случая разобраться, что это там предложил автор: разрешима задача или нет, сколько решений, можно ли обобщить и т.п. Иногда автор бывает столь любезен, что вместе с условием задачи приводит и решение. Но это явление редкое. Чаще дается лишь условие. Перейдем к конкретным примерам.
П. Ершов «Конек-горбунок»
Читая сказку Петра Ершова «Конек-Горбунок» своему брату, я увидела следующие строчки:
Задача
«Прекрасивых двух коней золотогривых
Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами…»
Если мы попробуем перевести все старые меры длины в современные, то получится следующее:
Решение
, следовательно
Получается, что Конек-горбунок был ростом 13,2 см, а его уши были 71 см! Это явное несоответствие! Только представьте, уши Конька-горбунка в 5 раз больше его роста! Имея аршинные уши, он не смог бы, не то чтобы летать, но и передвигаться. Их масса перевешивала бы самого конька-горбунка!
Это задача неверная.
Н. А.Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы»
Задача:
« Вижу один островок небольшой-
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину».
Каковы же размеры островка в современных единицах длины и площади?
Решение
S= а*в, а = 1аршин=71см, в=1 сажень =216см. S= 0,71 *2,16 =1,5336 м2.
Ответ: островок небольшой
Это задача верная.
2.2. Математические задачи в рассказах.
И. С. Тургенев «Муму»
Задача :
«…Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения».
Решение
Зная соотношения между старорусскими мерами длины и современными вычислим рост Герасима: 12* 4,4 см = 52,4 см. Рост младенца в среднем составляет 51-53 см. Какой же Герасим тогда богатырь? Но раньше указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина. Проведем повторное вычисление:
1) 2*71см = 142см (2 аршина)
2)142 +52= 194см (2 аршина и 12 вершков).
Ответ: рост Герасима был 1м 94см - высокий человек.
Это задача верная.
А. Чехов «Репетитор»
Купец купил 138 аршин синего и черного сукна за 540 рублей. Сколько аршин он купил того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, черное - 3 рубля за аршин?
Решение:
Пусть х аршин- купили синего сукна, у аршин-черного.
х+у=138 х=138-у
5х+3у=540 5(138-у)+3у=540
5(138-у)+3у=540
690-540=2у
2у=150
У=150:2
У=75
75 аршин – черного сукна
138-75=63 (аршин) – синего сукна
ОТВЕТ:75 и 63 аршин.
Это задача верная.
Н. Н. Носов «Федина задача»
«На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограмм в каждом. Рожь смололи, причем, из шести килограммов зерна вышло 5 килограммов муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?»
Решение: 1)450• 80 = 36000 (кг) – всего ржи доставили на мельницу.
2)36000: 6 = 6000 (раз) – по 6 кг зерна имелось на мельнице.
3)5• 6000 = 30000(кг) – муки получилось после перемола зерна.
4)30000: 3000 = 10 (маш.) – понадобилась для перевозки всей муки.
Ответ: 10 машин
Это задача верная.
А. Аверченко “Экзаменационная задача”
Задача
“Два крестьянина вышли одновременно из пункта А в пункт Б, причем один из них делал в час четыре версты, а другой – пять. Спрашивается, на сколько один крестьянин придет раньше другого в пункт Б, если второй вышел позже первого на четверть часа, а от пункта А до пункта Б такое же расстояние в верстах, – сколько получится, если два виноторговца продали третьему такое количество бочек вина, которое дало первому прибыли сто двадцать рублей, второму восемьдесят, а всего бочка вина приносит прибыли сорок рублей”.
Решение:
(120 + 80): 40 = 5 (бочек). Расстояние от пункта А до пункта Б равно 5 верстам.
Первый крестьянин пройдет это расстояние за 5: 4 = 1,25 (часа), а второй – за 4: 4 = 1 (час), т.е. затратит на этот путь на 0,25 часа меньше, чем первый. Поскольку второй крестьянин вышел на четверть часа позже второго, то они придут в пункт Б одновременно.
Это задача верная.
2.3. Математические задачи в романах.
Джонатан Свифт «Путешествия Лемюэля Гулливера»
Джонатан Свифт, описывая в «Путешествиях Гулливера» вымышленные миры лилипутов и великанов, попросту не мог обойтись без геометрии: ему то и дело приходилось сравнивать размеры, площади и объемы подобных фигур.
Правильно ли проведены вычисления при написании книги?
Задача « О матраце для Гулливера»
« Привезли шестьсот матрацев обыкновенной величины, и в моем доме началась работа. Сто пятьдесят штук были сшиты вместе, и таким образом получился один матрац, подходящий для меня в длину и ширину; четыре таких матраца положили один на другой; но твердый каменный пол, на котором я спал, не стал от этого намного мягче».
12•12 = 144 (матрац.) – положили в один слой
144•4 = 576 (матрац.) – в четырех слоях.
Задача « О прокорме Гулливера»
«… Человек-Гора будет получать ежедневно еду и питье в количестве, достаточном для прокормления 1728 наших подданных …»
Лилипуты в 12 раз ниже, в 12 раз меньше Гулливера по ширине и по толщине. Значит Гулливер в 12 раз выше, шире и толще, т. е. в
12•12•12= 1728 раз.
Задача « Бочки с вином».
«В бочке вмещалось не больше полупинты вина, и я выпил ее залпом. Они принесли мне вторую бочку, которую я осушил таким же образом … но больше у них не оказалось».
1 пинта = 0,57 л
1 бочка лилипутов = ½ пинты = 0,285 л
1 бочка Гулливера = 40 ведер
1 ведро = 12,3 л
1 бочка Гулливера = 492 л
492л : 0,285 л = 1726 раз
Таким образом, при описании страны Лилипутии Свифту удалось сохранить основные математические отношения.
2.4. Математические задачи в сказках.
Г.Х. Андерсен. Сказка «Снежная королева»
Автор сказки «Снежная королева», говоря о снежинках, восторгался их красотой и правильностью формы: «Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. Чудо что такое! — Видишь, как искусно сделано! — сказал Кай. — Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии!» Какую ошибку допустил в этом описании знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен?
Решение:
Андерсен, конечно, был прав, сравнив снежинку с роскошным цветком и отметив правильность и точность ее линий. Но ошибся, сказав, что она похожа на десятиугольную звезду. Снежинка представляет собой ледяной кристалл в форме шестилучевой звездочки. Ее совершенный внешний вид подчинен строгим законам симметрии и является следствием внутреннего строения. В данном случае мы имеем дело с поворотной симметрией шестого порядка.
Таким образом, в результате наших исследований, мы пришли к подтверждению выдвинутой гипотезы, что авторы литературных произведений используют математические задачи, которые имеют верное и неверное решение.
Грамотное использование математических фактов делает художественное произведение достоверным и реальным.
Я считаю тему своей работы актуальной, так как решение задач из художественной литературы помогает нам осознать смысл происходящей ситуации в произведении, развивает логическое мышление и навыки анализа.
В будущем собираюсь продолжать свою работу по мере прохождения программного материала. Я надеюсь, что моей работой воспользуются ученики и учителя математики. И я уверена, что подобные исследования не только развивают и поддерживают интерес учащихся к таким разным предметам, как математика и литература, но и воодушевляют школьников на дальнейшие творчество.
Список литературы
Приложение 1
АНКЕТА
Что есть на свете красота?
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Лепесток и цветок