Работа посвящена истории развития права на жизнь в России и мире, автор рассматривает вопрос с точки зрения моральных, религиозных, правовых норм.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Право на жизнь - основное право человека" | 349.29 КБ |
Презентация для защиты исследовательской работы | 810.38 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Тема работы: «Право на жизнь – основное право человека»
Автор: ученик 7 «Д» класса Лобастов Алексей Игоревич
Руководитель: Григорьева Анна Юрьевна.
2017 год
Содержание
Введение__________________________________________________3
1. История вопроса смертной казни _________________________6
1.1. Моральные нормы. Священные книги___________________6
1.2. Смертная казнь в истории российского законодательства___8
1.3. Смертная казнь в зарубежных странах__________________11
2. Как отнесутся к смертной казни в наше время_____________13
3. Выводы ____________________________________________15
Заключение_______________________________________________16
Список источников и литературы____________________________18
Приложения___________________________________________20
Меня интересует, как устроены закономерности вселенной и на нашей планете, как это всё изменялось. В том числе такие вопросы, как изменялось право на жизнь, что это такое, какое оно в разных странах, как к нему относились.
Чего стоит человеческая жизнь? За что её можно отнять? Чему она равна? Как к человеческой жизни относятся в разных странах?
А теперь мне хочется узнать, что будет, если в России разрешат смертную казнь?
Как поведут себя жители России, если введут смертную казнь?
Сначала я исследовал, как изменялось право на жизнь в России в разных исторических эпохах, существует ли смертная казнь в разных странах мира?
Актуальность и значимость проекта:
Выбранная мной тема была значима во все времена. Доказательством служат найденные наскальные рисунки эпохи палеолита с изображением пронзённого стрелами человека. В нашей стране сейчас не решён вопрос со смертной казнью (при этом он остро обсуждается (17)), поэтому он актуален на данный момент в России.
Для меня эта исследовательская работа важна, потому что я получу опыт в создании следующих работ, смогу улучшить их качество, поднять уровень своего интеллектуального развития.
Социальная значимость: в процессе исследования при общении с людьми я заметил, что некоторых моих сверстников вопросы заставили впервые задуматься о праве человека на жизнь. Поэтому социальная значимость моего исследования заключается в том, чтобы натолкнуть людей к мысли о событиях в стране и создании более активной гражданской позиции.
Объект исследования: право на жизнь.
Предмет исследования: отношение людей к смертной казни в России.
Степень изученности. Изначально я читал первоисточники. После чего перешёл к исследованию изученности этого вопроса. На многих сайтах об вопросе смертной казни цитируется Загоскин Николай Павлович «Очерки из истории смертной казни в России». Он рассматривает это наказание с догосударственного периода и до середины 19-ого века. Он, как и я, когда описывал Русскую правду выделил расценку жизни. Также автор написал, что смертная казнь была обыденностью. Он считал, что смертная казнь будет отменена в начале 20-ого века во всём мире как пережиток прошлого. На многих интернет сайтах описывается, что количество людей против смертной казни в России в наше время увеличилось (по данным российской негосударственной исследовательской организации Левада-Центр).
Новизна: Новизна моего исследования заключается в том, что берётся мнение современного поколения. Мнение тех, кого ещё никто всерьёз не воспринимает.
А также в использовании придуманной мной анкеты м использованием ситуации парадокса ценностей.
Цель исследовательской работы: Исследовать, как изменилось отношение к смертной казни в России. Предположить, как жители нашей страны отреагируют на возвращение смертной казни.
Задачи:
Может ли быть решён вопрос о смертной казни в нашей стране?
Гипотеза: Если мы сравним, как относились к смертной казни в истории и в наше время, то мы сможем предположить, как российская общественность отнесется к тому, что это наказание снова введут в нашей стране.
Обзор источников информации и литературы:
1.Мне было интересно, как изменялось право на жизнь в разные исторические эпохи. И я это узнал, с помощью интернета, исследуя разные законодательные документы и священные книги. Я использовал Библию и Коран в качестве основ моральных принципов. Первым законодательным документом была Русская Правда Ярослава Мудрого, после был судебник Ивана Грозного, после я рассмотрел самый жестокий, по моему мнению, документ Соборное Уложение Алексея Михайловича. После всего этого я рассмотрел "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года" написанным во времена правления Николая I, следующий документы — это конституция и уголовный кодекс СССР 1936 года, следующий документ — это конституция Российской Федерации. Следующие документы были созданы за границей, а именно Хартия ЕС, Конституция США и конституция КНР.
2.Из литературных источников мною была прочитана книга Загоскина Н. П. А также анонимные и авторские статьи в интернете, например статья Торокова Д. А. «Смертная казнь: за и против».
3.Третий вид использованных мной источников – мнения моих сверстников.
Исследование проводилось в 2017 году. Место исследования МБОУ «СОШ№2» города Ивантеевка.
Материал и методика исследования:
Материалом исследования были исторические документы и мнение современного подросткового поколения.
Мною были использованы следующие методы сбора информации: поиск исторических документов на тему «Смертная казнь в истории России и в современном мире», анкетирование с разными вариантами ответов, в том числе с использованием парадокса ценностей, эксперимент, наблюдение.
Я использовал методы статистической обработки информации: количественный подсчёт голосов и их сравнение, составление диаграмм, переведение полученных результатов в процентное соотношение. Ещё я использовал способы аналитической обработки материала: сравнение, классификация, анализ, обобщение.
Основная часть.
В фильме известного российского режиссера Александра Роу «Василиса Прекрасная», снятом по русской народной сказке, есть момент, где паук загадывает главному герою загадку - «Что на свете всего милее», на что богатырь ему отвечает - «Жизнь!»
Право на жизнь - главное право каждого человека, охраняемое законом. Оно заключается в том, что никто не может быть умышленно лишён жизни. Также право на жизнь защищает государство, потому оно обязано сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь была в безопасности.
1.История вопроса о смертной казни.
1.1. Моральные нормы. Священные книги.
Как изменялось право на жизнь в разные исторические эпохи?
Изначально право на жизнь было только моральной нормой, только потом стало правовой.
Рассмотрим отношения к жизни в священных книгах в двух мировых религий в нашей стране.
Библия (см. приложение №1)
Многие знают заповедь "Не убий". Почему убийство-это плохо? Люди верят, что после убийства их ждёт наказание. Верующие ждут наказание от Всевышнего. В библии говорится, что бог создал Адама из праха и вдохнул в него дух свой. Тем самым бог-создатель всего сущего, и он всё видит, и слышит. Он может, и спасти, и убить любого человека - по мнению христиан. Право на жизнь есть в священном писании. Но только всю судьбу человека контролирует бог. Поэтому некоторые люди решают, что всё предрешено, и ничего не изменить. Если судьбу контролирует бог, то зачем нужна заповедь "Не убий", если бог сам знает, что произойдёт? Наверное, это и есть одно из несовпадений священной книги.
Перейдём ко второй по численности религии нашей страны Исламу. Коран (см. приложение №2) - священная книга Ислама, второй по численности религии мира. Мусульмане верят, что их слепил Аллах из глины. Поскольку многое в Исламе взято из разных мировых и языческих религий, создание человека больше подходит на Христианство. В Коране написано, что человек создан Аллахом. Убийства в Исламе не приветствуют и сравнивают с уничтожением человечества. Многие мусульмане считают, что убийство ради веры - не убийство, а способ распространения Ислама. И из-за этого многие думают, что мусульманин террорист, что не является правдой.
Ошибочное убийство в Коране означает, что надо освободить раба и выплатить возмещение семье убитого, но если нет возможности освободить раба, то можно отмолить свой грех.
Совпадают ли моральные нормы с государственными?
Рассмотрим отношение русского государства к праву человека на жизнь.
Первый письменный свод законов в истории нашей страны - Русская Правда (см. приложение №3), написанная великим князем Ярославом Мудрым в XI веке в период ранней феодальной монархии.
В Русской правде поощряется кровная месть. Если ты убил кого-нибудь - заплати 80 гривен и будь свободен. Это довольно странные расценки. Никто не хочет, чтобы за твоё убийство, преступник заплатил 80 гривен и всё. Право на жизнь было в средневековье, но человеческая жизнь стоила дешевле для представителей власти, чем сейчас.
Рассмотрим отношения к праву на жизнь в период централизации русского государства.
Документом обязательным для исполнения с середины 16 до середины 17 века был Судебник Ивана Грозного (см. приложение №4), написанный в 1550 году.
В статьях 56-60 за воровство и убийство в качестве наказания за эти преступления выносится смертная казнь. Поймали вора, его казнят, кажется даже логичнее чем платить за убийство, но за воровство казнить ничем не лучше, чем плата за убийство. Убийство убийцы приравнивает вас к нему. Казнь хоть и не ваших рук дело, но это тоже ваша вина. Фактически из-за вас могут казнить невиновного.
Смертная казнь была во времена Ивана Грозного, и после, и до него, но в нашей стране вспоминают именно этого царя. Жизнь в его времена стала дороже в глазах власти, возможно потому, что нужны были люди для ведения войн. А также, чем больше податное население, тем больше будет доход с налогов.
В следующем документе, по которому Россия жила в XVII- XVIII веках было примерно 60 видов преступлений, за которые налагалась смертная казнь. Этот документ называется «Соборное уложение» (см. приложение № 5). Оно было написано вторым царём из династии Романовых Алексеем Михайловичем в 1649 году.
В этом сборнике законов, в первой главе в первой статье богохульников и церковных мятежников приказывалось сжигать. Во второй главе впервые в истории нашей страны была узаконена смерть за покушение на жизнь, достоинство и честь руководителя государства. В главе пятой было то же наказание за изготовление фальшивых монет. Почти за каждое преступление человека могли лишить жизни. Скорее всего, были свежи воспоминания о смуте, когда государство могло потерять суверенитет, могла произойти смена государственной религии, был подорван авторитет царя. И кризис, который был в стране после этих событий, требовал решительных мер.
Рассмотрим времена Российской Империи. Один из главных документов уголовного законодательства написанный в 1845 году в период правления Николая I, назывался "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных" (см. приложение №6). Во второй главе в 19 статье в перечень наказаний входит смертная казнь.
Как и по Соборному Уложению 1649 года по данному «уголовному кодексу», за причинение вреда царской семье преступника наказывали смертной казнью. Это даже правильно в некотором смысле, ведь мог погибнуть наследник трона или вся линия династии. Могла начаться вторая смута, которой воспользовались бы турки, французы, англичане, немцы. Без династии Романовых империя могла развалиться.
После революции уже в новом государстве был другой главный документ для защиты прав граждан.
Конституция СССР, принятая в 1936 году и действовавшая до 1977 года.
В СССР была разрешена смертная казнь (см. приложение 7). Это понятно, так как обуславливалось послереволюционным временем, новая власть опасалась, что может произойти контрреволюция. Смертная казнь могла удержать ещё не окрепший новый строй государства. Но это было до Великой Отечественной войны, ведь после неё были на свободе тысячи преступников, которые сбежали из разрушенных тюрем. Руководству страны разбиралось с этой проблемой, так как нарушители закона могли навредить обществу и самой власти. Поэтому смертная казнь оказалась для государства одним из лучших способов выхода из данной ситуации.
Следующий документ, который я хочу рассмотреть, это Конституция Российской Федерации (см. приложение 8), написанная в 1993 году.
По причине вхождения России в совет Европы в 1996 году, Россия должна была подписать Европейскую конвенцию «О защите прав человека и основных свобод». Также Российской Федерации было рекомендовано исходя из договорённостей, подписать, а затем и ратифицировать, Протокол № 6 конвенции «О защите прав человека и основных свобод» касательно отмены смертной казни, также было рекомендовано установить мораторий на применение смертной казни.
Смертная казнь в нашей стране не была отмена полностью. На нее наложили мораторий. Общество разделилось на 2 группы это лица, которые выступают за восстановление применения смертной казни, и против восстановления смертной казни (17). До сих пор спорят на эту тему и не могут понять, как решить вопрос. Если в Европе она запрещена, то общество нашей страны еще не решило, имеют ли особо опасные преступники право на жизнь. Я считаю, что в скором времени этот вопрос будет решён.
Обратимся к тому, как относятся к праву на жизнь в других государствах.
Так как мы живём больше не в изоляции и не за железным занавесом я считаю, что нужно рассмотреть отношение к смертной казни в США. В Конституции США (см. приложение 9), написанной в 1782 году предусматривается смертная казнь в качестве наказания. В большинстве цивилизованных странах она запрещена или под мораторием. Со стороны властей сверхдержавы отмена смертной казни должна быть одной из первоначальных целей. Но если взглянуть с точки зрения правительства США в стране, где проживают сотни убийц и маньяков, совершаются тяжкие преступления, вероятно, что смертная казнь всё-таки нужна и необходима. Может быть.
Не только в США людей лишают жизни за преступления. Почему в одной из самых развитых промышленных стран КНР конституцией и уголовным кодексом (см. приложение 11) разрешена смертная казнь?
Китай - самая густонаселённая страна мира. Скорее всего, смертная казнь в ней введена лишь как мера предосторожности. Правительство Китая, скорее всего, решило ввести смертную казнь, равняясь на СССР. По сравнению с современной Россией в поднебесной больше жизней и меньше места для расселения. Конституцией обеих стран написано,
что правительство должно защищать жизнь и права граждан. Оба документа обязывают не только защищать права граждан, но и обязывает граждан исполнять законы. В любой момент могут начаться большие беспорядки, забастовки может рухнуть строй страны и произойти революция. Наверное, смертная казнь была введена под влиянием СССР.
Я считаю нужным рассмотреть Европу, поскольку в 1990-ых годах Россия вступила в совет Европы. Рассмотрим главный документ, защищающий права человека в Европейском Союзе: "Хартия Европейского Союза" (см. приложение 10).
Это документ запрещает смертную казнь. Скорее всего, на это оказало влияние память о двух мировых войнах, и ужасных преступлениях против человечества. Хартией ЕС запрещена смертная казнь полностью, в отличие от нашей страны. Европейское Содружество одно из самых свободных объединений мира для проживания людей. В Европейском союзе запрещено менять данный документ, поскольку это не государство, а объединение стран, у которого нет единого правителя.
Сравним все эти документы с нашей конституции.
В Российской федерации смертная казнь сейчас под мораторием, а в США казнь ввели ещё в 18 веке, поскольку это бывшая колония каторжников. И большинство людей можно отнести к потомкам преступников. И сейчас там сотни тысяч нарушителей законов. Хоть казнь у нас и не отменена до конца, я считаю, это временно, потому что русский народ милосердный. Сходства в конституции обеих держав есть. Главные документы стран обязывают правительство защищать жизнь граждан.
2. Как отнесутся к смертной казни в наше время.
Из предшествующих исторических эпох мы знаем, что люди относились к смертной казни, как справедливому наказанию за преступление. Крупнейшие бунты в России были из-за социальной несправедливости.
Изначально я предположил, что если введут смертную казнь в современном мире, то россияне начнут бунтовать, из-за того, что люди привыкли к тому, что в цивилизованных странах она давно отменена. Вторая моя версия была, что народ будет за смертную казнь как единственную меру наказания неисправимых преступников.
Для того чтобы проверить свои версии я провёл опрос среди 7-ых классов школы №2 города Ивантеевка Московской области, в которой я учусь. Есть люди, решившие не отвечать. Таким образом, они не проявили гражданственность. Из-за таких людей, возможно, не решается данный вопрос. Также есть люди, которые против, при этом ничего делать не хотят.
По результатам первого самого простого анкетирования (см. приложение №13) в котором задавался вопрос «Как вы относитесь к смертной казни?» большинство (70%) опрашиваемых проголосовало против.
Для более точного ответа на вопрос я решил провести опрос с ситуацией парадокса ценностей. Суть этого метода заключается в том, как противоречиво человек поведёт себя в разных жизненных ситуациях: в зависимости от исторических условий и жизненных обстоятельств происходит смена ценностей, мнений и выбора пути. Мною были придуманы две противоречивых ситуации. Первая ситуация, когда близкого опрашиваемого приговаривают к смертной казни, большинство (72%) проголосовало против. Но преимущественная часть (60%) тех же людей при создании ситуации, в которой пострадал бы их близкий, проголосовали за казнь преступника. После проведения этого эксперимента я пришёл к выводу, что парадокс работает. Из-за этого парадокса возможно и не решён вопрос о смертной казни. Если предположить, что сейчас политики возьмутся за данный вопрос, то они будут смотреть на него с нескольких сторон. Первая сторона — это личная выгода, возможно опираясь на неё они и решат этот вопрос. Вторая сторона – это мнение народа, которое учитывается чуть-ли не в последнею очередь. Третья сторона - это личный взгляд политиков на данный вопрос.
Одним из интересуемых меня вопросов было поведение людей в случае введения смертной казни. Я предложил опрашиваемым три варианта ответа на вопрос. В первом пассивном варианте они ничего не будут делать. во втором более они будут протестовать, а в третьем они будут подписывать петиции за отмену смертной казни. 58% ответивших выбрали более мирный способ подписать петицию, 6% выбрали активный способ протеста, а остальные 36% не проявят гражданственность и будут бездействовать. Вероятнее всего у многих из 36% изменится мнение, и они через несколько лет если повторить опрос, то результаты изменятся. Поскольку все известные нам бунты и революции в нашей стране были из-за социального неравенства вероятно отмена смертна казнь будет одним из требования протеста.
Я изучил историю смертной казни в нашей стране и пришёл к выводу, что отношение к смертной казни изменилось. Раньше к ней относились как к обыденности (историкам известны бунты только против социальной несправедливости). Очень жестоким было Соборное Уложение 1649 года, но социальные бунты были против повышения налогов на соль и введения медных монет. А в наше время смертная казнь считается варварством и пережитком прошлого, но тем не менее на него объявлен мораторий.
Может ли быть решен вопрос о смертной казни в России, исходя из фактов, что смертная казнь отменена в Европе, но в Китае и США она действует. Я считаю, что это не может повлиять на вопрос о смертной казни в нашей стране. Потому что наш президент не позволит другим странам вмешиваться во внутреннюю политику нашего государства. В России на неё наложен мораторий.
В нашей школе большинство учеников против смертной казни, тех кто будет действовать против её введения большинство (64%). Поэтому я могу предположить, что многие в будущем при попытке узаконить казнь, будут протестовать и подписывать петиции против неё. Сравнив отношение к смертной казни в истории и в современности, я предполагаю, что большинство людей будут протестовать против смертной казни.
Заключение.
Подведём итоги: почти в каждой исторической эпохе изменялось право человека на жизнь, отношение власти на это право. Если во времена Ярослава Мудрого за убийство платили деньги, то во времена Ивана Грозного казнили за это самое преступление.
В современности человеческая жизнь в разных государствах расценивается по-разному. Где-то отменили смертную казнь, где - то вопрос не решён, где - то её ещё используют. Вопрос о смертной казни не решат, по крайней мере, ещё в этом столетии во всём мире. Всё будет зависеть от действующего правительства, некоторые решения которого будут вызывать народные волнения, беспорядки. Возможно, некоторые из стран исчезнут с лица земли к концу этого столетия. Но в нашей стране проблема со смертной казнью, на мой взгляд, будет решена примерно в эти 10-15 лет.
Казнь происходила на протяжении всей истории не только нашей страны, но и во всём мире. К ней приговаривали, приговаривают и будут приговаривать разных людей ещё десятки – сотни лет. Многие люди считают, что смертная казнь в современном мире неприемлема, но они не могут посмотреть на причины ее существования с точки зрения народа, проживающего в тех странах, в которых она разрешена. В США смертная казнь — это необходимость, в Китае это мера предосторожности, в мусульманских странах это взято из Корана. Всё можно объяснить и оправдать, но это не ограничение права человека на жизнь. Государство обязано защищать право человека на жизнь.
В будущем можно будет провести еще опрос или анкетирование в нашей школе на тему «Смертна казнь. За и против» и сравнить полученные результаты с сегодняшними, и подвести итог, как сильно изменилось мнение опрашиваемых.
Практически мою исследовательскую работу можно применить при создании законопроекта о смертной казни.
Список использованных источников.
Приложение
Приложение №1
Ветхий Завет:
Книга Левита: «Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти»
Исход 12:29
«В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, до первенца узника, находившегося в темнице»
Исход 22:18
«Ворожеи не оставляй в живых»
Притчи 29:26 Судьба человека - от Господа.
Второзаконие 30:19 Жизнь и смерть предложил я тебе (говорит нам Бог через Моисея), благословение и проклятие. Избери жизнь.
Новый Завет
Евангелие от Матфея, глава 5. 21«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду (Исх.20,13)»
Приложение №2
Коран.
«Неужели вы не видите, что Аллах подчинил вам то, что на
небесах, и то, что на земле, и одарил вас сполна Своими явными
и незримыми благами? Но среди людей находится такой,
который спорит об Аллахе, не имея ни знания, ни верного
руководства, ни озаряющего Писания» (Коран 31:20)
«Кто убьет душу не за душу и не за преступление тот подобен убийце всего человечества" (Коран, 5:32)".
«Не может верующий убить верующего, кроме как по ошибке. Кто убьет верующего ошибочно, тот должен освободить верующего раба и выплатить денежную компенсацию семье погибшего, кроме как в случае, когда они откажутся от этого. Если же из враждебного вам народа, тогда освобождение верующего раба. Если же он из народа, с которым у вас соглашение [если он является гражданином государства, с которым у вас дружеские дипломатические отношения, мирный договор], тогда вы выплачиваете денежную компенсацию семье погибшего и освобождаете верующего раба. Кто же не имеет возможности освободить раба, тот должен поститься два месяца подряд в искупление пред Богом за содеянное. Господь обо всем Сведущ и бесконечно Мудр. А кто убьет верующего преднамеренно, наказание тому — вечный Ад. Прогневался Аллах на него, проклял и уготовил для него великое наказание» (Св. Коран, 4:92, 93).
Приложение №3
Тихомиров М.Н. Пособие по изучению Русской Правды М., 1953. С. 75-86
1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или двоюродный брат, или племянник; если не будет никто мстить, то 80 гривен за убитого, если будет княжеский муж или княжеский управитель; если будет русин, или гридь, или купец, или боярский управитель, или мечник, или изгой, или словенин, то 40 гривен за убитого.
18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен.
19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый.
20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время крахи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.
38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит, если же вора додержат до рассвета, то привести его на княжеский двор, а если его убьют, а люди видели вора связанным, то платить да него.
Приложение №4
Судебник 1550 года.
56. А поймают того ж татя с тадбою в другие, ино его пытати; а скажет на собя сам, ино его казнити смертною казнью, а истцово заплатити изь его статка; а не будет у которого татя с ысцову гибель, ино его казнити велети смертною казнью, а истцу вь его гибели не выдати. А пытан на собя не скажет, ыно про него послаги обыскати; и скажут про него, что он лихой человек, ино его кинути в тюрму до смерти; а назовут его добрым человеком, ино его дати на крепкую поруку; а не будет по нем крепкие поруки, ино его вкинути в тюрму, доколе по нем порука будет крепкая.
57. А на кого тать вэмолвит, и про того обыскати. И будет по обыску в какове деле в прежнем приречной человек з доводом, ино его пытати; а скажет на собя сам, ино казнити татимою ж казнью. А не будет на него довода и в обыску про него худа не скажут, ино татиным речем не вкрити, дати его на поруку.
58. А на кого взмолвят дети боярские человек десять или пятнадцать добрые, или черных людей человек пятнадцать или дватцать добрых же крестиан и целовальников по крестному целованью, что он тать, а довода на него в прежнем деле не будет, у кого крал или тадбу плачивал, ино на том вэяти исцову гибель без суда, а его дати на крепкую поруку; а не будет по нем крепкие поруки, ино его кинути в тюрму, и без крепкие его поруки ис тюрмы не выпущати. А мошеннику та ж казнь, что и татю. А хто на оманщике взыщет и доведут на него, ино у иш,еи иск пропал. А оманщика, как его мы приведут, ино его бити кнутьем.
59. А доведут на кого розбой, или душегубство, или ябед-ничьство, или подписку, или иное какое лихое дело, а будет ведомой лихой человек, и боарину велети того казнити смертною казнью, а исцово из его статка велити заплатити; и что ся его статка за исцовым останет, и то отдати в прогоны. А не будет у которого лихого столко статка, чем исцово заплатити, и боярину того лихово в ысцове гибели исцу не выдати, а велети его царя и великого князя тиуну московскому да дворскому казнити смертною казнью. А боярину и дьаку и неделщику от того не имати ничего.
60. А на кого доведут татбу или душегубство или иное какое лихое дело, опричь розбоа, в котором городе или в волосте, а будет ведомой лихой человек, и наместнику или волостелю велети того казнити смертною казнью, а исцово велети доправити из ево статка; а что ся от исцова останет, и наместнику и его тиуну то имати собе. А не будет у которого лихово статка, чем исцово заплатити, и ему тово лихово исцу в его гибели не выдали, а велети его казнити смертною казнью, а на исце наместнику или волостелю и их тиуном не имати ничего. А приведут кого в розбое или кого в суде доведут, что он ведомой лихой человек разбойник, и наместником тех отдавали губным старостам. А старостам губным, опричь ведомых разбойников, у наместников не вступатись ни во что. А татей им судити по царевым великого князя губным грамотам, как в них написано.
Приложение №5
Соборное уложение 1649 года.
Глава I а в ней 9 статей О богохулниках и о церковных мятежниках
1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской 70
человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса
Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и
Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его
угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет
сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити,
зжечь.
Глава II О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать
а в ней 22 статьи
1. Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское
здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и
по тому извету про то его злое умышленье сыщетса допряма, что он
на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова
по сыску казнить смертию.
Глава V О денежных мастерех, которые учнут делати воровские денги
1. Которые денежные мастеры учнут делати медные или оловяные, или укладные денги, или в денежное дело, в серебро учнут прибавливати медь или олово или свинец, и тем государев казне учнут чинити убыль, и тех денежных мастеров за такое дело казнити смертию, залити горло.
Приложение №6
"Уложение о наказаниях уголовных и исправительных"
Приложение №7
Конституция 1936 года.
Статья 123. Равноправие граждан СССР, независимо от их
национальности и расы, во всех областях хозяйственной,
государственной, культурной и общественно-политической жизни
является непреложным законом.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав
…караются законом
Статья 133. Защита Отечества есть священный долг каждого
гражданина СССР. Измена Родине: нарушение присяги, переход на
сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж
- караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние.
Уголовный кодекс РСФСР. С изменениями на 1 июля 1938 г
58-ая статья ( приводится по:. 58-1а.) Измена Родине, т.е. действия, совершенные гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории, как-то: шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу, караются высшей мерой уголовного наказания - расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах - лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией всего имущества. [20 июля 1934 г. (СУ №30, ст.173)].
Приложение №8
Конституция 1993года.
Статья 20
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
УИК РФ 1997 года.
Статья 184. Общие положения исполнения наказания в виде смертной казни
1. Осужденный к смертной казни должен содержаться в одиночной камере в условиях, обеспечивающих его усиленную охрану и изоляцию.
2. При обращении осужденного с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом Российской Федерации.
3. При отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании администрация исправительного учреждения составляет акт в присутствии прокурора. Указанный акт удостоверяется прокурором и направляется им в Верховный Суд Российской Федерации и Генеральную прокуратуру Российской Федерации для проверки уголовного дела и составления заключения, которое представляется Президенту Российской Федерации. Исполнение приговора в этом случае приостанавливается до принятия решения Президентом Российской Федерации.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 08.01.1998 N 11-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, а также решение Президента Российской Федерации об отклонении ходатайства осужденного о помиловании или решение Президента Российской Федерации о неприменении помилования к осужденному, отказавшемуся от обращения с ходатайством о помиловании.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 08.01.1998 N 11-ФЗ)
Приложение №9
Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г.
Поправка V
Ни одно лицо не должно привлекаться к ответственности за преступление, караемое смертью, либо за иное позорящее преступление иначе как по представлению или обвинительному заключению большого жюри, за исключением дел, возбуждаемых в сухопутных или морских частях либо в милиции, призванной на действительную службу во время войны или опасности, угрожающей обществу; ни одно лицо не должно за одно и то же правонарушение дважды подвергаться угрозе лишения жизни или телесного наказания, не должно принуждаться в каком-либо уголовном деле свидетельствовать против себя, не должно лишаться жизни, свободы либо собственности без должной правовой процедуры…
Приложение №10
Хартия Европейского Союза.
Статья 2. Право на жизнь
1. Каждый человек имеет право на жизнь.
2. Никто не может быть подвергнут осуждению или наказанию в виде смертной казни.
Статья 4
Запрещение пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания
Никто не может подвергаться пыткам, а равно бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию.
Приложение №11
Уголовный кодекс КНР
Статья 33. Виды основных наказаний: надзор; краткосрочный арест; срочное лишение свободы; бессрочное лишение свободы; смертная казнь.
§ 5. Смертная казнь
Статья 48. Смертная казнь применяется только к преступным элементам, совершившим тягчайшие преступления. В отношении приговоренных к смертной казни преступных элементов, когда нет необходимости приговор привести в исполнение немедленно, одновременно с вынесением приговора к смертной казни его исполнение может быть отсрочено сроком на 2 года с направлением осужденного на исправительно-трудовые работы и осуществлением наблюдения за его поведением
Приложение №12
Наскальная живопись. Ущелье Вальторта. Испания.
Приложение №13
Диаграммы.
Результаты анкетирования с применением ситуаций парадокса ценностей
Слайд 1
Московская область, город Ивантеевка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2 Исследовательска я работа Право на жизнь - основное право человека. Смертная казнь. Автор: ученик 7 Д класса Лобастов Алексей Игоревич. Руководитель: Григорьева Анна Юрьевна. 2017 годСлайд 2
Актуальность. Выбранная мной тема была значима во все времена. В нашей стране сейчас не решён вопрос со смертной казнью, поэтому он актуален на данный момент в России. Для меня эта исследовательская работа важна, потому что я получу опыт в создании следующих работ, смогу улучшить их качество, поднять уровень своего интеллектуального развития.
Слайд 3
Социальная значимость В процессе исследования при общении с людьми я заметил, что некоторых моих сверстников вопросы заставили впервые задуматься о праве человека на жизнь. Поэтому социальная значимость моего исследования заключается в том, чтобы натолкнуть людей к мысли о событиях в стране и создании более активной гражданской позиции.
Слайд 4
Объект и предмет исследования. Объект исследования: право на жизнь. Предмет исследования: отношение людей к смертной казни в России.
Слайд 5
новизна 1 .Новизна моего исследования заключается в том, что берётся мнение современного поколения. Мнение тех, кого ещё никто всерьёз не воспринимает . 2. А также в использовании придуманной мной анкеты с применением ситуации «Парадокса ценностей».
Слайд 6
Цель. Исследовать, как изменилось отношение к смертной казни в России. Предположить, как жители нашей страны отреагируют на возвращение смертной казни.
Слайд 7
Задачи Изучить историю смертной казни в нашей стране. Изучить вопрос смертной казни в мире . Изучить отношение учеников нашей школы к смертной казни. Проанализировать всю собранную информацию и сформулировать выводы.
Слайд 8
????????????? Чего стоит человеческая жизнь? За что её можно отнять? Чему она равна? Как к человеческой жизни относятся в разных странах? Что будет, если в России разрешат смертную казнь? Как поведут себя жители России, если введут смертную казнь?
Слайд 9
Главный вопрос Может ли быть решён вопрос о смертной казни в нашей стране?
Слайд 10
Гипотеза Если мы сравним, как относились к смертной казни в истории и в наше время, то мы сможем предположить, как российская общественность отнесется к тому, что это наказание снова введут в нашей стране.
Слайд 11
Методы проведения исследования Изучение документов Изучение литературы Анкетирование с разными вариантами ответов в том числе с использованием парадокса ценностей Наблюдение
Слайд 12
Метод анкетирование с использованием «парадокса ценностей» Мной была придумана анкета с использованием парадокса ценностей. Её задача была в том, чтобы поставить человека перед двумя противоречивыми ситуациями, чтобы подвергнуть мнение опрашиваемых проверке на стойкость и для получения более точных аргументов при формулировании вывода.
Слайд 13
Обзор полученных данных. Из Корана и Библии, из законодательства и мнения современных подростков я собрал факты отношению людей и государства к смертной казни.
Слайд 14
Результаты опроса «Смертна казнь. За и против»
Слайд 15
Результаты анкетирования с использованием «парадокса ценностей» Если пострадал ваш близкий Если смертная казнь грозит вашим близким
Слайд 16
М етодика обработки полученных данных Сравнение и анализ информации, предположение, упорядочивание, группирование информации. Я использовал методы статистической обработки информации: количественный подсчёт голосов и их сравнение, составление диаграмм, переведение полученных результатов в процентное соотношение .
Слайд 17
Результаты исследования исторических источников и их анализ Результат исследования Корана и Библия показал, что для христиан убийство это смертный грех, а для мусульман в некоторых случаях есть возможность искупиться. Результаты исследования исторических источников показали, что в нашем государстве разрешалось отнять у человека жизнь, начиная с Ярослава Мудрого в главных государственных документах страны: «Русская правда», «Судебник Ивана Грозного», «Соборное уложение 1649 года», «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года», «Конституция СССР 1936 года», «Конституция 1993 года». В настоящее время на неё объявлен мораторий. Результат исследования законодательства стран с которыми Россия взаимодействует в настоящее время (США, Китай, ЕС), показал что где-то она есть, а где-то её нет.
Слайд 18
Результаты социологического опроса и их анализ Против смертной казни проголосовала 70% опрашиваемых. Интересными оказались результаты анкетирования с применением «Парадокса ценностей».Первая ситуация, когда близкого опрашиваемого приговаривают к смертной казни, большинство (72%) проголосовало против. Но преимущественная часть (60%) тех же людей при создании ситуации, в которой пострадал бы их близкий, проголосовали за казнь преступника. После проведения этого эксперимента я пришёл к выводу, что парадокс работает. Из-за этого парадокса возможно и не решён вопрос о смертной казни.
Слайд 19
Выводы Я изучил историю смертной казни в нашей стране и пришёл к выводу, что отношение к смертной казни изменилось. Раньше к ней относились как к обыденности (историкам известны бунты только против социальной несправедливости). Очень жестоким было Соборное Уложение 1649 года, но социальные бунты были против повышения налогов на соль и введения медных монет. А в наше время смертная казнь считается варварством и пережитком прошлого, но тем не менее на него объявлен мораторий. Может ли быть решен вопрос о смертной казни в России, исходя из фактов, что смертная казнь отменена в Европе, но в Китае и США она действует. Я считаю, что это не может повлиять на вопрос о смертной казни в нашей стране. Потому что наш президент не позволит другим странам вмешиваться во внутреннюю политику нашего государства. В России на неё наложен мораторий.
Слайд 20
выводы В нашей школе большинство учеников против смертной казни, тех кто будет действовать против её введения большинство (64%). Поэтому я могу предположить, что многие в будущем при попытке узаконить казнь, будут протестовать и подписывать петиции против неё. Сравнив отношение к смертной казни в истории и в современности, я предполагаю, что большинство людей будут протестовать против смертной казни.
Слайд 21
Список источников Библия. URL: http://rubible.com Коран: URL: http://www.islamreligion.com Русская Правда. URL: http://www.hrono.ru Судебник 1550 года. URL: http://lib.uni-dubna.ru Соборное уложение 1649 года. URL: http://www.hist.msu.ru Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. Российская государственная библиотека. URL: http://dlib.rsl.ru Конституция СССР 1936 года. URL: http://www.hist.msu.ru Уголовный кодекс РСФСР 1938 года. URL: http://avkrasn.ru
Слайд 22
Список источников и литературы Конституция 1993 года. URL: http://constitution.kremlin.ru Уголовный исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997. URL: http://www.consultant.ru Конституция США: URL: http://www.hist.msu.ru Уголовный кодекс КНР. URL: http://asia-business.ru Хартия Европейского союза. URL: http://eulaw.ru/ Наскальная живопись. URL: http://www.studfiles.ru Загоскин Н. П. Очерки из истории смертной казни в России. Научное наследие России. URL: http://books.e-heritage.ru Левада – центр. Аналитический центр Юрия Левады. URL: http://www.levada.ru Тороков Д. А. Смертная казнь: за и против // NovaInfo .- 10.06.2013. - №15-1. URL : http :// novainfo . ru
Будьте как солнце!
Госпожа Метелица
Упрямый зяблик
Горка
Северное сияние