Исследовательская работа: "История Ближнеборисовской школы и её руководителей", выполнила и защитила, заняв призовое место в районной конференции (секция "Краеведение") ученица 8 "Б" класса Калоян Маруся.
Актуальность проекта обусловлена тем, что 2017 год стал знаковым для истории нашего села, исполнялось: 150 лет со дня основания школы, 80 лет деревянному зданию, 45 лет – новому.
История школы охватывает историю двух веков, двух государств, разных поколений. Но связующей нитью временного пространства, конечно, являются люди: учителя и учащиеся, благодаря упорному труду которых школа накопила много интересных и ярких событий, достижений, традиций.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_istoriya_blizhneborisovskoy_shkoly_eyo_rukovoditeli.docx | 436.49 КБ |
stend_istoriya_blizhneborisovskoy_shkoly.docx | 1.14 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЛИЖНЕБОРИСОВСКАЯ СШ»
КСТОВСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Исследовательский проект: «История моей школы»
Автор: Калоян Маруся, 14 лет, 8 «Б» класс
Руководитель: Большакова О.Ю.,
учитель обществознания, краеведения, кл.рук-ль;
Агишева Н.В., соц. педагог
2017
с.Ближнее Борисово
Оглавление:
1. Введение……………………………………………………………………. 3
1.1 Цель и задачи проекта…………………………………………………… 4
1.2 Этапы реализации проекта……………………………………………… 5
2. Проект……………………………………………………………………… 6
3. Заключение………………………………………………………………... 14
4. Список используемой литературы………………………………………. 14
5. Приложения (фотографии)……………………………………………… 15
Актуальность проекта обусловлена тем, что 2017 год стал знаковым для истории нашего села, исполнялось: 150 лет со дня основания школы, 80 лет деревянному зданию, 45 лет – новому.
История школы охватывает историю двух веков, двух государств, разных поколений. Но связующей нитью временного пространства, конечно, являются люди: учителя и учащиеся, благодаря упорному труду которых школа накопила много интересных и ярких событий, достижений, традиций. Работа над проектом даст возможность открыть многие страницы истории нашей школы лучше узнать судьбы учителей, выпускников, а также показать тенденции развития современного учителя и ученика. Мы выбрали проектную деятельность исходя из потребностей современных учащихся: быть активными и самостоятельными, мыслить творчески и нестандартно. В результате работы дети творчески самореализуются, развивают навыки самостоятельной работы и работы в команде, любовь к своей школе помогает вырастить детей настоящими гражданами своей Родины.
1.1 Цель проекта:
- направить свою работу на поисковую деятельность для создания летописи школы к 45 – летнему юбилею и эстетическое оформление стенда.
- развитие социальной активности учащихся, способных к творчеству и самореализации, обладающих чувством гордости за свою школу и гражданской ответственности за нее.
Тема проекта: «История Ближнеборисовской школы»
Вид проекта: познавательно - творческий.
Классификация: среднесрочный (октябрь - ноябрь).
Варианты проекта: плакат, видеооткрытка, баннер, стенд.
Выбор идеи: стенд.
Задачи:
- Создание и систематизация архивного фонда школы.
- Сохранение и развитие традиций школы.
- Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности.
- Расширить кругозор учащихся, умение планировать работу над проектом.
- Развить самостоятельность, умение доводить дело до конца, навыки исследовательской работы.
- Воспитать познавательный интерес.
- Оформить информационный стенд.
- Оценить проделанную работу.
Универсальные учебные действия:
Личностные: формирование навыков поисково-исследовательской деятельности.
Регулятивные: выполнение задания с целью, целенаправленного поиска ответа на
поставленный вопрос.
Познавательные: желание узнать историю возникновения образования в селе Ближнее Борисово и ознакомить учащихся нашей школы с её историей.
Коммуникативные: совершенствование умения работать над проблемой, находить и систематизировать информацию.
Ожидаемые результаты проекта:
- имеющийся ранее накопленный материал по истории школы будет систематизирован и обновлен, оформлен;
- школьники будут стремиться сохранять и умножать традиции школы, оставить свой след в истории образовательного учреждения
- привлечено внимания родителей, выпускников к досуговой, внеурочной жизни школы;
- формируется стремление к творческой и познавательной деятельности
Развитие навыков:
1. Овладение определенными знаниями по декоративно прикладному искусству.
2. Умение работать с дополнительной литературой.
3. Развивать навыки самостоятельного принятия решения.
4. Умение демонстрировать публично результаты своей деятельности.
1.2 Этапы выполнения проекта:
1 этап. Подготовительный.
Учащийся знакомится с историей школы: готовят информацию о родственниках, учившихся в этой школе, интервьюируют учителей и местных жителей; подбирают материал.
2 этап. Основной (Технологический).
Изучив собранный материал и переработав его, учащийся готовит сообщение; составляет план работы, выбирают материалы.
3 этап. Заключительный.
Защита проекта, обсуждение с руководителем проекта, выступление учащегося, ответы на вопросы, самооценка деятельности, подведение итогов.
Аудитория, на которую рассчитан проект: школьники, школьные объединения, учителя, ветераны-учителя, родители.
Село Борисовское получило своё название в середине 60-х годов 14 века. В Нижегородском княжестве тогда произошла усобица между младшими братьями князя Андрея Константиновича, умершего от моровой язвы. Русь находилась под гнетом Золотой Орды. Средний брат - князь Дмитрий ожидал ярлык на княжение от хана Азиса, а младший брат Борис добыл ярлык у другого ордынского хана - Байрама и захватил власть в Нижнем Новгороде. Примирить братьев пытались их мать Елена и суздальский епископ Алексий. Для уговоров в Нижний Новгород приезжал игумен Сергий Радонежский, но Борис не уступал. Только после вступления в дело войск князю Борису пришлось одуматься и покаяться перед братом. Дмитрий Константинович простил брата и пожаловал землями в Диком поле к югу от Оки. Так появились Борисовы села: Ближнее Борисово, Дальнее Борисово, Борисово Поле.
Из исторических источников известно, что в селе было одна 3-х классная начальная школа, в которой преподавали два учителя. Среднее образование в селе имели всего два человека - сын попа и присяжного поверенного. Государственная служба в те времена считалась чрезвычайно важной. Даже сторож земской управы за выполнение своих обязанностей мог получить свидетельство благодарности от имени самого Государя императора.
Наша школа основана в 1867 году, как народное училище после возникновения земств, в числе первых земских школ. В «Кратком очерке развития народного образования в Нижегородском уезде», написанном священнослужителем, преподавателем народного училища – Тимофеем Доброзраковым, мы находим сведения о народном училище. Училище содержалось за счёт земских средств. Школа помещалась в пожертвованном приходским обществом доме. « Дом состоял из двух комнат – классной и учительской. Комнаты были маленькие и имели окна очень маленького размера, поэтому занятия в доме долее трёх часов были совершенно невозможны». Доброзраков приводит такие цифры: за 10 лет в народном училище обучалось 190 человек, в их числе 16 девочек. («По времени поступления в школу учеников было: в 1867 году – 51, 1868 – 12, 1869 – 20, 1870 – 8, 1871 – 17, 1872 – 19, 1873 – 20, 1874 – 15,1875 – 16, 1876 – 24, 1877 – 4 мальчика и 7 девочек, вероисповедания православного; из них 7 – духовного происхождения, 1 - мещанского, остальные крестьяне.) Учеников, получивших похвальные листы – 6 человек, получивших свидетельства в знании курса народных училищ – 4 человека.
« Учение в школе начинается обыкновенно в конце сентября или начале октября, оканчивается в конце апреля или в мае». Начало и окончание учебного года было тесно связано с полевыми работами и зависело от сбора денег с общества на отопление и прочие нужды училища. Детей обучали чтению, письму, арифметике и Закону Божьему. Занятия вели два священника, а затем, после окончания епархиального училища, и учительница А.Акимова.
В начале 20 века школа была перенесена в другое деревянное здание с большими окнами, построенное на общественные средства. Территория училища была огорожена забором, за которым росла густая сирень. Занятия проводились в двух классных комнатах. Одна большая и просторная, другая – намного меньше. Небольшое помещение занимала библиотека. Там стояли большие шкафы с книгами. Книги учащимся выдавали только по воскресеньям. В смежной с библиотекой комнате жила учительница Разумова Серафима Владимировна вместе с сестрой Верой Владимировной. Другая учительница Мызина Капитолина Фёдоровна снимала квартиру в доме Гривенновых. После перевода Серафимы Владимировны на работу в детский санаторий её место занял священник Софийский Петр Николаевич. По воспоминаниям старожилки Мартыновой Нины Петровны ( родилась в 1894 году) распорядок дня был таков: «Перед началом уроков читали молитвы «Отче наш», «Символ веры», «Царю небесному», затем пели «Многие, многие лета царю нашему Николаю», после этого начинались уроки».
Учительница С.В.Разумова вместе с детьми ставила спектакли, которые проводились на сцене «за поднимаемой стеной». Видимо, стена между классами каким-то образом поднималась или раздвигалась, чтобы увеличить площадь помещения. Костюмы для спектаклей шили сами учителя. Детская память сохранила ещё и праздники. «На Новый год в училище устанавливали ёлку, её украшали зелёными и красными свечами, стеклянными игрушками. Дети надевали карнавальные костюмы, водили хороводы вокруг ёлки, пели песни. Роль Деда Мороза исполнял священник Софийский».
Со слов Мартыновой Нины Петровны (коренная жительница с. Ближнее Борисово, 13 ноября 2008 года рождения), события 1917 года отмечались особенно: занятия были отменены, всем училищем шли в Щербинки, где получали по одной лепёшке и стакану сладкого чая и нараспев читали хором стихотворение:
Приветствую свободу,
Родную нашу мать,
Она должна народу
Собою счастье дать.
Но, нужно просвещенье
Чтоб был свободе прок.
Для всех нужно ученье,
Для всех нужен урок.
Выпускница народного училища Лапина Евдокия Ивановна, отличница, окончила частную школу Александры Торсуевой в Нижнем Новгороде и стала учительницей. Она не выходила замуж, не имела своей семьи, посвятила всю свою жизнь школе и детям.
В 1934 году народное училище размещалось в здании зимней церкви. Перенесли школу в церковь, видимо, после запрещения в ней служб и из-за недостаточности места. В народном училище открыли старшие классы.
Но в 1937 году школа сгорела. Обвинили в поджоге местного жителя, он был отправлен на Колыму. Пришлось заниматься в трёх неприспособленных зданиях. Учительница немецкого языка Горшкова Анна Александровна вспоминала: «Дети учились в трёх зданиях. Основное здание располагалось на горе около церкви; второе здание – бывший дом попа; третья часть школы - в бывшем барском доме. Занятия проводились в две смены, освещали классы керосиновые лампы. Классные комнаты были маленькими, в них стояли 4 – 5 местные парты». Зимой занимались одетыми, так как было холодно.
Директором школы был Сморкалов Пётр Петрович. При нём в 1937 году было построено новое двухэтажное деревянное здание школы. Он создал замечательный педагогический коллектив, главным правилом которого было «научиться узнавать души учеников и ладить с ними». Завуч школы - Харитонов Иван Константинович, Заботина Клавдия Евстафьевна преподавала в начальных классах, Анна Александровна Горшкова – немецкий язык, Николай Абрамович Чувелёв – физику, Харитонова Феоктиста Павловна – русский язык и литературу, Сморкалова Татьяна Михайловна – биологию, Дёмин Владимир Алексеевич - географию…
Началась Великая Отечественная война. В первые дни ушли на фронт многие выпускники школы ( 125 человек), 70 человек погибли; ушёл на фронт и директор школы Сморкалов Пётр Петрович ( тоже погиб на фронте), учительница немецкого языка Горшкова Анна Александровна (закончила школу радистов в г.Горьком и была направлена на Сталинградский фронт, прошла Белоруссию, Польшу, с полком связи закончила войну в Германии. Имела фронтовые награды. После Победы вернулась в родную школу, где проработала до 1975 года, вышла на пенсию. За многолетний труд имела награды: медаль « Ветеран труда», значок «Победитель социалистического соревнования», Почётную грамоту, много благодарностей.)
После ухода на фронт и гибели Сморкалова П.П. в школе директорствовали: Мошнин К.А., Смирнов К.В. (не имел законченного высшего педагогического образования). Завучем школы была Мартынова М.Н., отличный специалист, мудрая женщина. После переезда на новое место службы мужа её сменил Чугунов А.И., чуткий, добрый, объективный в работе человек. После его ухода на пенсию завучем был назначен Танкеев А.Ф. (закончил педагогическую деятельность в Вязовской восьмилетней школе)
В 1954 году директором школы был назначен выпускник Горьковского педагогического института им. М.Горького Николай Ефимович Шкенин. Он вспоминает: « В школе зимой всегда было холодно, дети часто сидели в пальто, для удобства освободив из рукава правую руку. Чернильницы «непроливайки» помещали в деревянные ящички около печки, чтобы не замерзали. Также поступали и с питьевой водой в бачках. Для утепления школы пробивали пазы паклей, обили здание рейкой снаружи, но и это не помогло. В здании так и оставалось холодно. На первом этаже, когда техслужащие делали влажную уборку, вода моментально схватывалась и покрывала ледяной коркой пол. Звонок на перемену - и ученики катаются в валенках по полу как на катке. Зато в начале лета, когда пекло солнце, в классах стояла неимоверная жара, ученики изнывали от духоты…».
Рядом с ним трудились Шкенина Надежда Николаевна – учитель русского языка и литературы ( награждена медалью «За трудовое отличие»), Меринова Раиса Ивановна – учитель химии ( много усилий приложила для создания кабинета химии); Караваева Ариадна Павловна, Фетисова Антонина Александровна, Сорокина Мария Семёновна – учителя начальных классов; Харитонова Ф.П., Ящерицына М.А., Балахонова В.А., Кузнецова З.А., Горшкова А.А., Велижев И.П. – учитель НВП (участник Великой Отечественной войны, он с душой относился к делу: проведению уроков физкультуры, военного дела, к оформлению кабинета НВП, созданию в нём хранилища огнестрельного оружия, в подвале устроил тир. Он хорошо рисовал, писал плакаты. После ухода на пенсию он продолжал работать в школе, вплоть до самой смерти); Здыренков В.И.- учитель биологии (его кабинет по оформлению и оборудованию считали лучшим в районе и нередко учителя биологии района проводили в нём занятия и семинары, образцовым был и участок около школы); Моисеева Галина Михайловна, учитель физики, Гусева Раиса Ивановна – учитель немецкого языка (в течение многих лет возглавляла лагерь труда и отдыха), Бальзанова В.В. – учитель английского языка, Большакова В.С. – учитель физкультуры и др.
В 1972 году было построено новое здание школы, кирпичное. «Типовой проект был рассчитан на восьмилетку, хотя школа изначально была десятилетней. Дети и их родители во время строительства выполняли всю черновую работу - низкий поклон им за помощь!» - вспоминает Николай Ефимович, и на глаза его наворачиваются слёзы.
В 1981 году Николая Ефимовича на посту директора школы сменила молодая и энергичная Юшкова Нина Александровна, учитель английского языка, хорошо зарекомендовавшая себя, работая организатором внеклассной и внешкольной работы в данной школе.
Под её руководством была разработана методика воспитательной работы через КТД (коллективное творческое дело). Завучем в это время работала Моисеева Галина Михайловна. Огромную работу в этом направлении проделала Гагулина Галина Михайловна, организатор внеклассной и внешкольной работы, вдохновитель и непосредственный создатель КТД. В назначенный день школа превращалась в «Театр миниатюр». Каждый учитель – режиссёр, постановщик, костюмер, гримёр и т.д. Каждый ученик – актёр. Каждый кабинет – сцена. А связующее звено – всё успевающая Галина Михайловна Гагулина. Команда состояла из сильных учителей, прекрасно знающих своё дело, пользующихся непререкаемым авторитетом среди учащихся и их родителей. Жирнова Т.Д., Плеве Н.Н., Рогожина Л.И., Субботина В.С., Кузнецова Н.В., Степанова М.А. Гордеева Л.Б., Масягина Е.В., Учуватова Г.М. – учителя начальных классов; Закатов А.Е., Царегородцева Л.В., Карнов С.В. – учителя истории, Пятко Л.И. – учитель ИЗО, черчения, Авдонина Г.Ю., Маланина Н.В., Демина Н.А., Филиппова Г.С. – учителя русского языка и литературы, Вдовина И.А., Варёнова Г.Н., Буданова П.Н. – учителя математики, Грушина Ж.И., Комарова Н.В. – учителя химии и биологии, Куликова Т.Н. – учитель географии, Попова А.Г., Василишина Н.В. – учителя иностранного языка, Пономарёва В.М. – учитель труда, Кибирова Н.З., Комарова Е.В. – учителя музыки, Голубева Н.М. – библиотекарь школы. На базе нашей школы по данной проблеме проводились Российские семинары. Профессор, член Российской академии образования (РОА), доктор педагогических наук Новикова Л.И. вместе со своей командой была в школе для обмена опытом. Впоследствии этот коллектив был удостоен президентской премии в области образования и воспитания.
В 2000 году после ухода на пенсию Юшковой Н.А. и Моисеевой Г.М. руководство школы сменилось. Директором школы был назначен Ликин А.Е., завучем по учебно-воспитательной работе Степанова М.А., организатором внеклассной и внешкольной работы Маланина Н.В. Они продолжают традиции старой школы и создают свои новые. В учебный процесс внедряются новые педагогические технологии. В процессе учебных занятий и воспитательных мероприятий осуществляется личностно-ориентированный подход к учащимся.
Школа преобразилась. Теперь, спустя много лет, наконец-то в ней тепло и уютно. Школа отапливается газовой котельной, решена проблема с водой. (Исполнилась мечта многих директоров с момента открытия школы).
Новая мебель радует глаз. В классах много цветов.
Хочется отметить знаковые успехи нашего педагогического коллектива: за многолетний творческий труд в деле образования и воспитания подрастающего поколения Грамотами Кстовского департамента образования, Земского собрания награждены: Пятко Л.А., Плеве Н.Н., Большаков А.А., Авдонина Г.Ю., Телицына Е.В., Гагулина Г.М. и др. Два учителя нашей школы стали обладателями гранта президента Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование»: Царегородцева Л.В., учитель истории (2007 год), Авдонина Г.Ю., учитель русского языка и литературы (2008 год).
Когда-то знаменитый поэт сказал: «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей». Мы гордимся своими бывшими учениками: юристами, врачами, учителями, милиционерами, журналистами, рабочими …
Как и раньше, мы гордимся нашими медалистами: Степанова Д.(золото), Кадосникова К.(золото), Степанова А.(серебро), Свистунова А(серебро), Захарова.Л. ( серебро), Сергеева Т. ( серебро), Северюхин Д( серебро).,Колесниченко А. ( серебро), Жирнов Д.( серебро), Смирнова Л. ( серебро), Ермакова Ю. ( серебро),Халевина В.( серебро), Власова М. ( серебро), Новикова К( серебро),Серёгина Т.( серебро), Скутина Т. ( серебро), Рогожина Л. ( серебро), Иванова Т( серебро), Степанова Д.( золото), Василишина Ю. ( серебро), Кожина Н.( серебро),Троилов М. ( серебро), Агишев А. ( серебро), Баклеева Е.( серебро), Петровичев С. ( серебро),Чижус О. ( серебро), Габдуллина Г.( серебро), Морозова Т. ( серебро), Трегубов А. ( серебро).
Отрадно и то, что в школе работают бывшие ученики: Маланина Н.В.- учитель русского языка и литературы, завуч по воспитательной работе, Бурмистрова С.Г. - учитель русского языка и литературы, Плеве Н.Н. – учитель начальных классов, Рогожина Л.И. – учитель начальных классов, Гагулина Г.М. – учитель физики, Василишина Н.В.- учитель английского языка.
В школе, как и прежде, работают кружки по интересам, спортивные секции. Но жизнь идёт дальше. Открыт класс информатики, ведётся работа по созданию музея.
В 2011 году - администрация сельского совета предложена на должность директора школы Большакова А.А., которую он занимает по настоящее время.
Как директор школы он тоже успел многое сделать, школа стала для него родным домом, за которым внимательно следит рачительный хозяин: сделал капитальный ремонт актового зала - столовой, спортивного зала, заменил старые прогнившие, деревянные окна на пластиковые; полностью отремонтировал санитарные (сан-узлы) комнаты; в настоящее время ведется ремонт школьного краеведческого музея - хранилища истории; за школой выравнена новая спортивная площадка; в школе им создана богатая информационная база.
В настоящее время в школе обучается 390 учащихся. Школа по-прежнему работает в две смены. В ней работают 25 педагогов с высшим педагогическим образованием. (Из них: 4 педагогов имеют высшую квалификационную категорию по результатам аттестации, 13 – первую категорию).
Традиции не разрушены, они живут! Живёт и наша школа, продолжая сеять разумное, доброе, вечное.
3. Заключение по реализации проекта:
- Представление на общешкольной линейке;
- Представление в районном конкурсе исследовательских проектов «История образовательных организаций Кстовского района»
- Планирование и реализация проекта баннер «История развития образования и школы села Ближнее Борисово», к празднику.
4. Список используемой литературы ( источники) :
5. Приложения (фотографии)
1937 г.
Сморкалов Пётр Харитонов Иван Харитонова
Петрович (погиб в ВОВ) Константинович Феоктиста Павловна
Директор Директор учитель русс.яз. и лит-ры
Шкенин Николай Ефимович (директор 1954-1981 г.г.)
1972 г. – построено новое здание школы
Педколектив 1955 г
Юшкова Нина Александровна (директор 1981-2000 г.г.)
Трудовые будни под чутким руководством
Юшковой Нины Александровны
Ликин Александр Евгеньевич - Директор с 2000 по 2011 г..
Школа в 2000-е годы
Ликин Александр Евгеньевич и Большаков Александр Анатольевич
Приемственность поколений: Встреча учителей – ветеранов и их смены на День Учителя.
Шкенин Николай Ефимович и Большаков Александр Анатольевич
На месте старого деревянного здания школы построили ДОУ –
Новая ступень образования - Дошкольные группы
Большаков Александр Анатольевич директор с 2011 по настоящее время
Наша любимая школа:
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Две лягушки
Где спят снеговики?
Невидимое письмо
Снежный всадник