Вложение | Размер |
---|---|
severnaya_fivada.doc | 142.5 КБ |
X V городская дистанционная детская исследовательская конференция
«Северная Фивада»
Название исследовательской работы
«Воспитание в духе христианской веры.
Откуда пришло гимназическое образование на Архангельский Север »
Номинация: «Родники духовной культуры Архангельского Севера».
Работу выполнила:
Селиванова Ольга Денисовна,
ученица 8 класса «Г»
МБОУ «Гимназия №3 им.К.П.Гемп»
Научный руководитель:
Герасимова Ольга Николаевна,
учитель МБОУ «Гимназия №3 им.К.П.Гемп»
г.Архангельск, 2018 год
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………... 2
Основная часть
1. Истоки гимназического образования ……………….... ……………………………. 3
2. История гимназического образования в России …….. …………………………… 4
3. Воспитание в женских учебных заведениях Архангельского Севера во второй
половине XIX – начале XX вв.
(на примере Мариинской гимназии)… ………………………………………………………….6
4. Современное гимназическое образование ………….………………………………...8
Заключение ………………………………………………………………………………. 10
Список литературы …………………………………………………………………….. 10
Приложение……………………………………………………………………………......11
Введение
В 2012 году исполнилось 20 лет Федеральному Закону «Об образовании», которым был открыт путь к осуществлению реформы российской системы образования и, в частности, к реформированию общеобразовательной школы. Только благодаря обращению к ценному педагогическому наследию прошлого, к нам вновь вернулись такие строгие и в тоже время торжественные слова, которые прежде мы могли встретить лишь в художественной литературе и представление о которых получали из кинофильмов о дореволюционной России: гимназия, гимназисты, гимназическое образование. Теперь мы всё чаще размышляем над вопросами:
Что же такое гимназия?
Какое место в гимназическом образовании отводилось и отводится воспитанию в духе христианской веры?
Что представляет собой гимназическое образование?
Каково место гимназии в современном образовательном пространстве России?
Как и когда появилось гимназическое образование на Архангельском Севере?
Гимназии как среднее учебное заведение имеют давнюю историю. Гимназия – это старая форма, в которую вложено в настоящее время новое педагогическое содержание.
Актуальность нашей работы обусловлена тем, что мне как ученице гимназии интересна история того образовательного учреждения, в котором я учусь. Я решила разобраться в том, что такое гимназия, какое первоначальное значение она имела и где впервые появилась, а также, что очень важно для нас, выяснить, когда впервые появились гимназии у нас в России, на Архангельском Севере и что они из себя представляли, какое место в гимназическом образовании отводилось и отводится воспитанию в духе христианской веры. Мне очень интересна эта тема, поэтому я и решили её исследовать. Для этого мы с моим научным руководителем использовали сборники статей, очерки истории различных российских гимназий, современные публикации по истории гимназического образования в России. Изучение и использование в работе различных источников позволило нам скомпоновать материалы по данной теме, выделить наиболее характерные черты гимназий и на основе этих данных, мы могли бы сделать выводы о значении гимназического образования в современной России и о том, откуда пришло гимназическое образование на Архангельский Север.
Объектом анализа в данной работе являются тексты сборников статей, очерки истории различных российских гимназий, современные публикации по истории гимназического образования.
Цель: Изучение пути появления гимназического образования на Архангельском Севере.
Задачи:
1) Изучить истоки гимназического образования, его первоначальное значение, какое место в гимназическом образовании отводилось и отводится воспитанию в духе христианской веры
2) Проследить становление гимназического образование в России.
3) Получить сведения о воспитании в женских учебных заведениях Архангельского Севера во второй половине XIX – начале XX вв. (на примере Мариинской гимназии)
4) Изучить гимназическое образование в современной России.
Всё это потребовало от нас совершенствовать (развивать) умения самостоятельно работать с электронными материалами, литературой по теме; анализировать их, самостоятельно делать выводы, проводить параллели с сегодняшним днём.
Гимна́зия (от греч. «gymnasion» – помещение для гимнастических упражнений, спортзал) — государственное учебное заведение, термин также употреблялся в значении «место для упражнений» [12]. В первом значении гимназия встречается в древних городах Греции, Египта, Сирии. Мальчики 7 – 13 лет учились в школах «грамматиста» и «кифариста». Учителя назывались дидаскалы (от лат. «дидаска» – я учу). В школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от лат. «пайс» – ребёнок и «агогейн» – вести). В гимнасий поступали после палестры юноши 16 лет из знатных рабовладельческих семей и до 18 лет занимались в нем гимнастикой, получали литературное, философское и политическое образование, для того, чтобы подготовиться к участию в управлении государством. В древнегреческой, а потом в древнеримской империи характер обучения в гимназиях постоянно менялся. Культура тех времён превозносила физическое образование над общим. Аристотель писал о необходимом бесплатном физическом образовании, обязательном физическом образовании девушек, издал множество общеобразовательных учебников, по которым обучали до середины XVIII в. Его учитель Платон обращал внимание правительства на гармоничное развитие, в котором большая часть образования должна состоять из общих наук, оставляя физической культуре менее половины времени. Гимназии существовали двух типов Александрийская и Спартанская, в первой преобладало общеобразовательное обучение граждан и в гимназиях второго типа преобладало физическое воспитание и военное дело даже для девушек. В гимназиях вели свои беседы философы, риторы, учёные и др. В каждом греческом городе была одна или несколько гимназий. Наиболее известные из них: Дромос в Спарте; три афинские гимназии Академия, Ликейон (где учили Платон и Аристотель); Кранейон в Коринфе; гимназии в Неаполе, Таренте, Эфесе, Никее и других городах. Развитие христианства отрицало языческую культуру древней Греции, отрицало физическое развитие. Однако физическое развитие людей всех времён до XX века было основным, так как влияло на здоровье, армию. Рядовым гражданам, а также завоёванным странам заниматься физической культурой было запрещено.
В Средние века название «гимназия» было введено для обозначения специальных средних школ, которые готовили учащихся для поступления в университеты. Основным предметом преподавания был латинский язык. В гимназиях изучались лучшие латинские писатели «Золотого века», много внимания уделялось трудам Цицерона. Гимназия, как среднее учебное заведение, ведет свое начало с XVI века. В Средние века название гимназии было также известно, особенно с XII века, со времени образования университетов, но оно, в воспоминание о греческих философских гимназиях, присваивалось университетам. Средними образовательными заведениями до XVI века, из которых образовались гимназии, были школы: монастырские, орденские и домовые, устроенные по образцу древнеримских школ. Предметами преподавания в них были: грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия, и три собственно философских (в древнем смысле этого слова) предмета — логика, физика и этика. Из них грамматика, логика (диалектика) и риторика составляли trivium (тривиум) — школу, которую необходимо было пройти всякому образованному, по тогдашнему времени, человеку. Остальные предметы составляли quadrivium (квадривиум) – вторую ступень школьного образования, после которой следовало обыкновенно специально-богословское образование. Обучение в них начиналось с латинской грамматики (обыкновенно изложенной стихами) и велось почти все время на латинском языке. Метод обучения был формальный, механический. Наряду с этими школами с начала XIII века стали возникать городские школы (преимущественно в Германии и Италии), из которых некоторые впоследствии также преобразовались в гимназии. Всю сумму преподаваемых в них наук составлял, в большинстве случаев, trivium и главным предметом был латинский язык.
2. История гимназического образования в России
История гимназий в России ведет свое начало с немецкой школы, открытой в 1701 году в Немецкой слободе. Она занимала просторные палаты боярина В. Нарышкина и получила официальное название гимназии. Программа включала, помимо древних и новых языков, философию, политику, риторику, арифметику и географию. С 1703 года гимназию возглавлял пастор Э. Глюк. Как отмечалось в указе 1705 года в школе, открытой для всеобщей, всенародной пользы, могли учиться все желающие. Обучение было бесплатным и состояло из трех классов: начального, среднего и верхнего. Занятия продолжались 12 часов: с 8 утра до 8 вечера с небольшим перерывом на обед. При открытии гимназии в ней обучалось 28 учеников, а в 1711 году уже 77. Впоследствии, в 1715 году она была переведена в Петербург и преобразована в курсы иностранных языков с несложной программой.
Начало перелома в деле гимназического образования в России было положено в XVIII веке. В 1726 году при Академии Наук была открыта гимназия, получившая название Академической. Основной задачей гимназии, по Уставу 1733 года, была подготовка к военной и гражданской службе. Главными предметами в гимназии были латинский, греческий, немецкий и французский языки, риторика, логика, история, арифметика. С 1758 года управление гимназией перешло к М.В. Ломоносову. В своем «Проекте регламента Академической гимназии при Московском университете» (1758 г.) М.В. Ломоносов писал: «Гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук. Из нее, следует ожидать, выйдет просвещенное юношество: молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам. Правила и примеры прилежания, постоянства и честности, в особенности же – внушения страха Божия как начала премудрости, столь же необходимы в гимназии, как и ежедневная пища. Это может быть с желаемым успехом приведено в исполнение и введено в круг обычной жизни не иначе как при помощи твердо установленных основных правил и точного их соблюдения. Когда закон не исполняется, он бесполезен: сила законов не в их множестве, а в точном их усвоении» [4].
В 1805 году из-за отсутствия учеников Академическая гимназия была закрыта. По инициативе М.В. Ломоносова в 1755 году при Московском Университете была создана вторая гимназия, получившая название Университетской. Целью гимназии была подготовка к поступлению в университет. Она состояла из двух отделений: для дворян и разночинцев. Каждое отделение содержало четыре школы. Школа первая – «российская» имела три класса: грамматика, стихотворство, красноречие, изучение русского и церковно-славянского языков; школа вторая – «латинская» имела два класса: грамматика, синтаксис; школа третья – «научная» имела три класса: арифметика, геометрия и география, философия; школа четвертая – европейские и греческий языки. Время обучения в гимназии засчитывалось в срок службы. В 1812 году гимназия сгорела в Москве при пожаре.
В 1803 году Александр I приказал в каждом городе открыть гимназию на базе главных губернских училищ. В его правление были основаны или возобновлены почти все дореволюционные русские университеты: Казанский, Дерптский, Виленский, Петербургский, Харьковский.
По Уставу 1804 года целью гимназии была подготовка к поступлению в университеты, а также дать молодым людям сведения, необходимые для благовоспитанного человека. Всего было открыто 32 гимназии, в которых обучались 2838 детей. Обучение длилось 4 года. Гимназии были бесплатными и всесословными. Были запрещены телесные и нравственные наказания. Изучались: математика, история, география, статистика, философия, изящные науки, политэкономия, естественная история, технология, коммерческие науки, латинский, французский, немецкий языки, рисование.
В 1805 году комитет при главном управлении училищ, разработал и опубликовал учебные программы для гимназий, составил списки книг и пособий для учащихся, предложил учебные модели. Несмотря на положения Устава, в гимназиях царила зубрёжка, реальных знаний она не давала.
Содержание данного Устава многих не устраивало. Во-первых, дворяне не хотели, чтобы их дети учились вместе с разночинцами, во-вторых, изучение предметов было поверхностным из-за отсутствия хорошо подготовленных учителей, и программа обучения была еще не освоена. По указанию министра народного просвещения графа С.С. Уварова в 1811 году была проведена очередная реформа, в ходе которой были сделаны изменения в учебном плане: введен Закон Божий, русский язык, логика, исключены политэкономия, мифология, коммерческие науки, эстетика, философия. Основной целью гимназии по-прежнему была подготовка к поступлению в университеты.
В 1819 году для всех гимназий России был введен единый учебный план, который практически перечеркнул реформу 1804 года: был установлен сословный прием и телесные наказания, значительная роль в преподавании стала отводиться религии. Учебный план содержал следующие дисциплины: Закон Божий и чтение священного Писания, греческий, латинский, немецкий и французский языки, географию и историю, статистику, логику и риторику, математику, статику и начало механики, физику и естественную историю, рисование. В перечень предметов некоторых гимназий входили танцы, музыка и гимнастика. Обучение длилось семь лет.
Следующий этап развития гимназии связан с царствованием Николая I. 8 декабря 1828 года «Комитет устройства учебных заведений» составил новый Устав, согласно которому, первые три года занятия проходили по общей программе, а с четвертого делились на обучающие и необучающие греческому языку. Классы с греческим языком были оставлены только в гимназиях при университетах, в остальных же гимназиях они был исключены, из-за невозможности найти хороших преподавателей, в то время как французский язык был обязательным. Уроки длились полтора часа. Преподавали математику, географию, историю, российскую словесность, физику, немецкий, французский, латинский и греческий языки.
Согласно новому Уставу выпускники гимназий могли занимать места служащих высшего разряда, а окончившие гимназию с греческим языком зачислялись в должности сразу же при поступлении на службу.
При Николае I была введена гимназическая форма: «Сюртук синий однобортный с белыми медными пуговицами, воротник малиновый, с погончиками на плечах, панталоны синие поверх сапог, фуражка синяя солдатская с малиновым околышем» – для разночинцев. Для благородных гимназистов полагался «университетский мундир с треугольной шляпой, но без шпаги» [9].
В 1837 году была установлена система испытаний при переходе из класса в класс. По окончании гимназии выдавался аттестат. В 1843 году было разрешено заканчивать гимназию без сдачи экзамена по латинскому языку. Прием в гимназии детей всех сословий привел к тому, что процент дворян стал уменьшаться. Для изменения этого соотношения в пользу детей дворянского происхождения была увеличена плата за обучение. Это вызвало и пересмотр предметов, преподаваемых в гимназии: сократили число часов на математику, а греческий язык был вообще исключен из учебных планов.
В первой трети XIX века в обществе сложилось мнение о необходимости приближения гимназического образования к реальной жизни. Стремясь удовлетворить потребности населения, 21 марта 1849 года в России была проведена новая реформа гимназического образования. Курс стал делиться на общее и специальное обучение. Начиная с четвертого, все классы разделялись на юридическое, готовящее для чиновной службы, и латинское отделение – для поступления в университет. В 1852 году изменяются учебные планы гимназии: греческий язык сохранялся лишь в 9 гимназиях из 69, уменьшается объем преподавания математики. Все гимназии делятся на 3 типа: с углублённым изучением древних языков, законоведения и гимназии естественнонаучного цикла. Время обучения длилось 8 лет (9 – 10 лет с подготовительным классом).
В 1864 году был введен новый Устав, по которому гимназии стали делиться на классические и реальные. Классические гимназии подразделялись на обучение с одним и двумя древними языками. Окончившие классическую гимназию принимались в университет без экзаменов, а окончившие реальную гимназию могли поступать в высшие специальные учебные заведения и на физико-математический факультет университета. Без экзаменов принимались в учительский институт, имели право сразу приступить к работе в качестве учителя в учебные заведения императрицы Марии, воспитателями в гимназии и прогимназии. Согласно этому Уставу, была провозглашена всесословность гимназии. Обучение в гимназии длилось семь лет, в прогимназии – четыре года. Продолжительность урока – 75 минут, а с 27 сентября 1865 года – 60 минут. В число предметов введены были гимнастика и пение, изучение законоведения прекратилось. В результате реформы число учеников в гимназиях увеличилось на 30%. В гимназиях разрешаются литературные беседы и спектакли, при гимназиях открывают воскресные школы. Телесные наказания были категорически отменены. Циркуляром от 12 ноября 1866 года было объявлено о введении единых программ для всех гимназий России. 30 июля 1871 года был утвержден новый Устав гимназий и прогимназий, по которому признавались лишь классические гимназии с двумя древними языками. Согласно нему вводилась логика, но исключались естественная история, космография заменялась математической географией, сокращалось количество часов на чистописание, рисование, черчение, историю и Закон Божий. Была введена система классных наставников, и на преподавателей были возложены воспитательные функции. Обучение в гимназии длилось восемь лет. 15 мая 1874 года был утвержден «Устав реальных училищ ведомства Министерства Народного Просвещения». По этому уставу реальные гимназии были переименованы в реальные училища. Обучение, начиная с пятого класса, проводилось по двум направлениям: основному и коммерческому.
В связи с революционными событиями 1905 года Министерство ввело новый учебный план, согласно которому реальные училища получали более общеобразовательный характер. Педагогическим советам было разрешено отступать от действующих правил, комплектовать библиотеки книгами, отступая от списка Ученого комитета. Разрешались повторные экзамены с выдачей нового аттестата. 15 марта 1907 года Министерством был издан указ о переводных экзаменах из класса в класс. В 1910 году министром просвещения был представлен проект, в котором он предложил единый тип школы – гимназию. Устанавливалось три типа гимназии: с двумя древними языками, с одним древним языком, без древних языков, но с двумя новыми языками.
Система гимназического образования пережила вместе со страной взлёты и падения, а после Октябрьской революции декретом ВЦИК от 16 октября 1918 года гимназии были упразднены как вид учебного заведения, средняя общеобразовательная школа стала единообразной. Трудно было в то время предположить, что гимназию вновь ожидает возрождение.
3. Воспитание в женских учебных заведениях
Архангельского Севера во второй половине XIX – начале XX вв.
(на примере Мариинской гимназии)
Для нас представляет интерес региональный опыт воспитания девушек на Архангельском Севере на примере ведущего образовательно-воспитательного учреждения- Мариинской женской гимназии, который подробно описан в статье С.В.Заозерской, которая называется «Опыт воспитания в женских учебных заведениях Архангельского Севера во второй половине XIX – начале XX вв.
Училище для образования девиц, впоследствии Архангельская Мариинская женская гимназия, было открыто в 1848 г. с целью «доставления приличного современного образования дочерям бедных чиновников и почетных граждан» [11, л.6]. В то время это было единственное училище для девушек в Санкт-Петербургском учебном округе, кроме г. Санкт-Петербурга.
Воспитание гимназисток осуществлялось в духе христианской веры. Учебный день начинался и заканчивался общей молитвой [11, л.6,7]. В отличие от епархиального женского училища при Мариинской гимназии не было своей церкви, поэтому воспитанницы в сопровождении начальницы или надзирательницы посещали церковь мужской гимназии, где хор воспитанниц Мариинской женской гимназии пел на левом клиросе, а хор Ломоносовской мужской гимназии – на правом [13, л.5,6].
Воспитательным делом в гимназии заведовала начальница. В ее подчинении находились надзирательницы – выпускницы гимназии. В обязанности надзирательниц входило: наблюдение за успехами учениц и их поведением, уведомление родителей и опекунов об успехах и поведении воспитанниц; проведение бесед с родителями, дети которых требовали особого присмотра; представление председателю Педагогического совета еженедельного отчета о пропущенных воспитанницами уроках; дежурство во время уроков и перемен, на репетициях хорового пения, на богослужениях в церкви при местной Ломоносовской гимназии, на спектаклях, концертах в общественных местах; составление отчетов по окончании каждой четверти о состоянии вверенных им классов [11, Л.5,6].
Помощницы надзирательниц посещали на дому учениц, «нуждающихся в нравственной поддержке или в материальной помощи», а также тех, кто «замечался в частых манкировках и слабых успехах» [11, Л.41]. Девушки, замеченные надзирательницами на прогулках с учениками старших классов классической гимназии, осуждались, им указывалось на недопустимость такого поведения [11, Л.41].
Разнообразные формы внеклассной работы отвечали потребностям гимназисток, развивали самодеятельность воспитанниц. С целью привить детям любовь к чтению художественной литературы в училище проводили литературные чтения, сопровождавшиеся «пением номеров, разучиваемых для этой цели училищным хором». На литературных вечерах, посвященных творчеству писателей, преподаватель давал характеристику его произведений, воспитанницы читали стихотворения и отрывки из произведений, используя «волшебный фонарь». Организовывались литературно-вокальные вечера при участии оркестра духовых и струнных инструментов воспитанников семинарии.
В училище была своя библиотека, основанная в 1859 г. [11, л.1]. Об этом свидетельствует письмо гражданского губернатора Совету училища от 29 октября 1859 г., где он предлагает «ныне же позаботиться устройством при училище библиотеки...». Здесь же содержится «Реестр препровождаемым в Совет Архангельского училища для образования девиц книгам».
В списке книг, переданных училищу, сочинения К.Н. Батюшкова, Н.В. Гоголя, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, стихотворения А.В. Кольцова, Я.П. Полонского, А.А. Фета, драматические сочинения У. Шекспира, роман И.А. Гончарова «Фрегат Паллада», «История Фридриха Великого» Ф.А. Кони, «История князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, генералиссимуса Российских войск» Н.А. Полевого, «Священная история ветхого завета» М. Богословского, «Дни богослужения» Г. Дебольского, а также журналы: «Вестник естественных наук» (1856-57 гг.), «Журнал для детей» (1856-57 гг.), французский иллюстрированный журнал «Musee de familles» (1856-57 гг.). Изучению иностранных языков в гимназии уделялось большое внимание. По данным 1897 г. более 80% учащихся Мариинской женской гимназии изучали один или два иностранных языка, поэтому журналы на французском языке были востребованы.
Библиотека гимназии состояла из двух отделов: фундаментальной и ученической библиотек. Количество наименований и экземпляров книг с каждым годом неуклонно увеличивалось. За 50 с лишним лет (с 1864-65 учебного года по 1 января 1917 г.) количество наименований возросло в 40 раз (с 110 наименований до 4595), а количество экземпляров – в двадцать (с 290 экземпляров до 6398).
На основании документов Государственного Архива Архангельской Области, в частности, «Счета в библиотеку Архангельской Мариинской женской гимназии из Архангельской дирекции училищ от 4 февраля 1864 г.» и «Каталога книгам Архангельского училища для образования девиц» [8] можно сделать вывод о разнообразии книг, поступавших в библиотеку. Это учебники по педагогике, словесности, Закону Божьему, всеобщей и российской истории, географии, немецкому языку, а также художественная литература.
Представляет интерес подборка книг по всеобщей истории: К.Ф. Беккер «История древнего мира», Ф. Гизо «История цивилизации во Франции», Ч. Диккенс «История Англии для юных», В. Ирвинг «Жизнь Магомета», В. Ирвинг «История жизни, путешествий, открытий и приключений в Новом Свете», Ж.Р. Ламе-Флери «Всеобщая история в рассказах для детей», Ж. Руа «История рыцарства», А.М. Стренгольм «Походы викингов. Государственное устройство, нравы и обычаи древних скандинавов», «Чудеса Древнего и Нового мира или описание важнейших памятников древности и замечательных городов, архитектурных, скульптурных и других произведений новейших времен» (перевод с нем. под ред. Гремина) и др. Большинство этих произведений представляют историческую и художественную ценность и в наше время.
По истории России в библиотеке были представлены такие известные в наши дни произведения, как: «История государства российского» Н.М. Карамзина, «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях» Н.И. Костомарова, «История России с древнейших времен» и «Учебная книга Русской истории» С.М. Соловьева, «Правление царевны Софии» и «Чтения из русской истории с конца XVII в.» П.К. Щебальского и др.
Кроме книг в библиотеку поступали и периодические издания. Так, на 1916 г. в ученическую библиотеку были выписаны: «Всходы», «Родник», «Солнышко», «Юная Россия», в фундаментальную библиотеку: «Вестник школы», «Журнал министерства народного просвещения», «Исторический вестник», «Педагогический вестник», «Правительственный вестник», «Родной язык в школе», «Русская старина» [11, л.92]. Такое разнообразие периодических изданий давало возможность педагогам и старшим воспитанницам Мариинской гимназии быть в курсе вопросов, поднимаемых педагогической общественностью России, использовать материал публикаций в педагогической деятельности.
Для воспитанниц гимназии организовывались экскурсии в Городской публичный музей [11, л.17], епархиальное древлехранилище, созданное в 1886 г., на метеорологическую станцию. Родительский комитет совместно с Обществом Русского Севера организовывал посещения воспитанницами образовательного кинематографа, принадлежавшего средним учебным заведениям г. Архангельска [11, л.19]. В 1916 г. состоялась экскурсия на французский крейсер, в ходе которой гимназистки имели возможность беседовать с французскими офицерами на их языке [11, л.17]. Воспитанницы VII-VIII кл. гимназии совершали экскурсии в Троице-Сергиеву Лавру, Москву, Севастополь, Ялту. В целях физического воспитания проводились игры, была организована гимнастика на свежем воздухе на гимназическом дворе [11, л.22 оборот].
Воспитываемые в девушках чувства доброты и ответственности находили практическое применение. Во время войны 1914-16 гг. из учениц гимназии на добровольной основе формировались отряды «...для оказания помощи в домашнем хозяйстве и по надзору за остающимися дома во время полевых работ малолетними детьми в семьях крестьян призванных по мобилизации, в близких к Архангельску сельских местностях...» [11]. Во дворе гимназии воспитанницы выращивали овощи для местных лазаретов. В марте 1915 г. были организованы литературно-музыкальное утро для раненых воинов в лазарете и благотворительный вечер в пользу пострадавших от военных бедствий [11, л.67,69]. В 1916 г. на уроках рукоделия воспитанницы гимназии шили белье для воинов действующей армии и раненых солдат, ткань для этих вещей предоставлялась родителями гимназисток [11, л.14 оборот].
Вопросы нравственного воспитания учащихся гимназии рассматривались на заседаниях Педагогического совета. Так, в протоколе Педагогического совета 1915 г. основной целью воспитания было признано развитие в гимназистках чувства долга, благожелательности, правдивости. «Взаимные отношения учениц должны покоиться на чувстве взаимной благожелательности и на вежливом обращении друг с другом, к старшим требуется почтительно-вежливое отношение», – утверждалось в документе [11, л.132 оборот]. Подчеркивалось, что важнейшей задачей педагога является развитие в учащихся самодеятельности, правильных нравственных взглядов и силы воли, а главнейшим средством морального воздействия на учащихся – авторитет, который успел приобрести педагог. «Вся школьная атмосфера, порядки, правила, постановка обучения и даже внешняя обстановка, собственный пример и авторитет должны дисциплинировать учащихся, влиять на их нравственное сознание; возбудить в них желание к нравственному и умственному совершенствованию. Бодрость духа и жизнерадостность особенно ценны в учащихся, такое настроение в них особенно надо хранить, как важнейшее условие для их духовного и физического роста», – отмечалось в протоколе [11, л.136 оборот].
Таким образом, в женских учебных заведениях Архангельского Севера осуществлялось нравственное воспитание, главными ориентирами которого выступали христианские добродетели: любовь, милосердие, уважение по отношению к окружающим, благожелательность, радостное отношение к жизни и др.
4. Современное гимназическое образование
Российское общество сегодня переживает период глубоких структурных изменений. Эти процессы не могут не затрагивать сферу образования и воспитания. Школа определяет будущее России и является непременным условием ее возрождения, поэтому успех реформы в обществе во многом зависит от образовательной политики, ее последовательности и результативности.
С 1 сентября 2011 года первые классы образовательных учреждений России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Введение ФГОС предусмотрено Законом РФ «Об образовании» и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Не существует отдельных образовательных стандартов для школ, для гимназий, для лицеев. Стандарт всюду один и всюду государственный. И понимается он как минимум содержание обучения, высший уровень которого в каждой школе устанавливает само учебное заведение.
Гимназия в современном мире дает универсальное, многостороннее образование, благодаря чему ребенок имеет больше шансов проявить свой личностный потенциал. Ее задача гуманная – обеспечить обучающемуся возможность выбирать, куда, в какое учебное заведение идти дальше. Обычно под гимназическим образованием понимают единство трех компонентов: это гуманитарная направленность, расширенные и углубленные программы, высокий уровень знаний учащихся. Дети, окончившие гимназию, отличаются широчайшим кругозором и огромными познаниями в истории, литературе, политике, иностранных языках. Можно сказать, что эти дети знают «все». Они являются отличными собеседниками и умеют отстаивать свою точку зрения. К сожалению, при этом о духовной составляющей гимназического образования никто уже речи не ведёт.
Конечно же, между школой и гимназией существуют заметные отличия. Гимназия является элитным учебным заведением, которое плюс к базовым знаниям дает ребенку возможность более интересного, многостороннего, универсального развития. Именно в гимназии ребенок может понять свои личные интересы к какой-либо науке, стороне знаний. Здесь он сможет более объективно оценить свой потенциал и в будущем выбрать профессию по своим личным интересам.
Сегодня гимназия, как одна из форм углубленного образования, есть почти в каждом городе. Все они работают по программам повышенной сложности и дают гимназистам всестороннее образование, но о духовном воспитании гимназистов сведений мы не нашли.
Я как ученица гимназии № 3 хочу познакомить вас с нашим учебным заведением.
Гимназия № 3 образовалась на базе школы № 3 в 1999 г. В Гимназии ведётся профильное обучение в старшей школе по направлениям: социально-гуманитарное (с набором профильных предметов – русский язык, литература, история, обществознание), физико-математическое (с набором профильных предметов – алгебра, геометрия, физика, информатика), естественнонаучное (с набором профильных предметов – химия, биология, алгебра, геометрия) .
Профильное обучение вводится на III ступени общего образования, в 9 классах проводится гибкая профилизация, предпрофильная подготовка.
В рамках внешнего сетевого взаимодействия для реализации профильного обучения гимназия осуществляет связь с высшей школой, целенаправленно организуя привлечение образовательных ресурсов САФУ. Формы взаимодействия с вузами разнообразны: подготовительные курсы, чтение спецкурсов преподавателями САФУ, участие в конференциях, в конкурсах, олимпиадах; экскурсии в вуз и на предприятия.
90 % выпускников гимназии поступают в высшие учебные заведения в соответствии с профилем. Таким образом, созданная система профильного обучения в гимназии дает достаточно высокий и устойчивый результат выпускников, поступивших в вузы, которые выбирают специальность обучения в соответствии с профилем. Основные направления воспитательной системы гимназии: нравственное, патриотическое, гражданское, физическое воспитание; развитие интеллектуальных способностей, развитие детско-юношеского движения и ученического самоуправления.
Гимназия успешно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования, с учреждениями науки, культуры и спорта. Ежемесячно в гимназии выходит газета «МиГ», в которой все, начиная от фотографий и статей, заканчивая версткой, выполнено самими учащимися.
На базе гимназии организованы городские ресурсные центры. Гимназисты успешно выступают на городских и областных научно – практических конференциях, принимают участие во Всероссийских конкурсах научно – исследовательских и проектных работ.
Гимназия № 3 накопила огромный опыт в личностно-ориентированном образовании и воспитании гимназистов, создании авторских программ, экспериментальных площадок.
Заключение
Первые гимназии встречаются в древних городах Греции, Египта, Сирии. В Средние века название «гимназия» было введено для обозначения специальных средних школ, которые готовили учащихся для поступления в университеты. Гимназия ( как среднее учебное заведение) ведет свое начало с XVI века. В Средние века название гимназии было также известно, особенно с XII века. Средними образовательными заведениями до XVI века, из которых образовались гимназии, были школы: монастырские, орденские и домовые, устроенные по образцу древнеримских школ. Наряду с этими школами с начала XIII века стали возникать городские школы (преимущественно в Германии и Италии), из которых некоторые впоследствии также преобразовались в гимназии. История гимназий в России ведет свое начало с немецкой школы, открытой в 1701 году в Немецкой слободе. В 1726 году при Академии Наук была открыта гимназия, получившая название Академической. В 1803 году Александр I приказал в каждом городе открыть гимназию на базе главных губернских училищ. В 1864 году был введен новый Устав, по которому гимназии стали делиться на классические и реальные. Училище для образования девиц, впоследствии Архангельская Мариинская женская гимназия, было открыто в 1848 г. В то время это было единственное училище для девушек в Санкт-Петербургском учебном округе, кроме г. Санкт-Петербурга. Воспитание гимназисток осуществлялось в духе христианской веры. Таким долгим путём шло гимназическое образование на Архангельский Север.
20 лет тому назад в России началось возрождение гимназического образования. Если верна поговорка, что новое – это хорошо забытое старое, то можно сказать, что современная гимназия – это хорошо забытая прежняя российская общеобразовательная школа, дававшая общее (среднее) универсальное образование.
Изучение различных источников по истории гимназического образования в России показало нам, что гимназия в российской образовательной традиции – это школа, которая дает подрастающему поколению российских граждан не только целостное и гармоничное общее образование, готовя их для поступления в российские университеты и другие высшие учебные заведения, но и вместе с общим образованием гимназия дает своим воспитанникам и нравственное образование, то есть добротное духовное и гражданское воспитание.
Список литературы
1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс] / ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.
2.Капранова, В.А. Гимназическое образование: история и современность [Текст] / В.А. Капранова. – Минск, 1992.
3.Латынина, Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х – начало ХХ вв.):Уч.пособие. [Текст] / Д.Н. Латынина – М.: «Форум», 1998.
4. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Уч.пособие. [Текст] / Под ред.С.А. Смирнова. – М.:ИЦ «Академия», 1999.
5.Терентьева, А.В. История отечественного образования. Государственная политика в области образования в России Х – ХVIII вв.: Уч. пособие. [Текст] / А.А. Терентьева. – СПб, 1996.
6.http://www.brocgaus.ru
7.http://www.kamenara.edusite.ru
8. http:// www.mon.gov.ru/fz
9.http://www.school18-lk.ru
10. http://www.wikipedia.org
11.ГААО. Ф.79. Архангельская Мариинская женская гимназия. оп.1. д.№668а Отчет о состоянии Архангельской Мариинской 1-й женской гимназии за 1912 г.
Приложение 1.
В ходе работы над изучаемой темой нами был произведён (в 2016 году) опрос учеников 5-6 классов нашей гимназии, было проведено ( в 2017 году ) анкетирование учеников 5-7 классов.
В опросе участвовало 24 ученика. Им было предложено ответить на три вопроса:
1. Знаете ли вы, что означает слово «гимназия»?
2. Когда появились первые гимназии?
3. Отличались ли первые гимназии от современных? Чем?
Результаты представлены в таблице.
Проведя опрос, мы выяснили, что современные школьники не очень хорошо знакомы с историей возникновения гимназии и их отличительными чертами, поэтому мы занялись изучением литературы по данной теме. Свою первую работу в данном направлении мы представляли в прошлом году на Научной гимназической конференции.
После этого мы вновь решили проверить знания в этой области у наших гимназистов. Провели анкетирование среди 89 учеников нашей гимназии.
Ученикам было предложено ответить на 5 вопросов:
1. Знаете ли вы, что означает слово «гимназия»?
2 Когда появились первые гимназии?
3. Отличались ли первые гимназии от современных? Чем?
4. Назовите гимназии, которые одними из первых появились на Архангельском Севере.
5. Какие учебные дисциплины изучались в гимназиях того времени?
Вопрос/ ответ | Вопр.1 | Вопр.2 | Вопр.3 | Вопр.4 | Вопр.5 |
Правильный ответ | 73 | 54 | 86 | 89 | 87 |
Неверный ответ | 16 | 35 | 3 | 0 | 2 |
% правильных ответов | 82% | 61% | 97% | 100% | 98% |
Вывод: прослушав сообщение об истории гимназического образования, ученики стали лучше разбираться в данной теме.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК»
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
муниципального образования
«Город Архангельск»
«Гимназия № 3 имени К.П. Гемп»
(МБОУ Гимназия № 3)
ул. Воскресенская, д. 7, кор.1, г. Архангельск, 163000
тел./факс 65-73-33
E-mail: aog3adm@yandex.ru; http:// www.gimnasia3.ru
Заявка
на участие в X городской конференции
«Шаг в будущее»
2017 года
МБОУ «Гимназия №3 им. К.П. Гемп»
направляет на участие в IX городской конференции
«Шаг в будущее» следующего участника:
ОУ | Кл. | Ф.И.О. обучающегося (полностью) | Дата рождения | Ф.И.О. и должность научного руководителя | Секция | Тема | Техническое оснащение |
МБОУ «Гимназия №3 им. К.П.Гемп» | 6 «Г» | Селиванова Ольга Денисовна | 09.01. 2004г | Герасимова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы | Гумани тарных наук, краеве дение | Откуда пришло гимназическое образование на Архангельский Север | Мультимедийный проектор |
Дата заполнения заявки: «__9___»__марта 2017 года
Директор гимназии Е.Н. Калинина
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
О путнике
Можно от Солнца уйти...
Горка
Притча о гвоздях