Учебно-исследовательская работа «Умножаем по-японски» .
Цель работы:
Изучение способа умножения по-японски.
Вложение | Размер |
---|---|
Учебно-исследовательская работа «Умножаем по-японски» | 1023 КБ |
Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»
Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации
«Русское географическое общество»
Детская областная общественная организация
«Научное общество учащихся «Поиск»
МОУ «Харламовская СОШ»
Таврического муниципального района Омской области
XLVII
Межрегиональная научно-практическая конференция
школьников и учащейся молодежи
Тема: «Умножаем по-японски»
Учебно-исследовательская работа
Научное направление: математика
Выполнил:
ученик 5 класса.
МОУ «Харламовская СОШ»
Ольгин Эльдар Эйнуллаевич
Научный руководитель:
учитель математики
МОУ «Харламовская СОШ»
Баранова Татьяна Алексеевна
Омск - 2015
Содержание
I. Введение.
Актуальность темы.
Тема моей научно-исследовательской работы «Умножаем по-японски». Я выбрал эту тему, потому что очень хотел узнать, как умножают другие люди, живущие на других континентах, например в Японии. Ведь у японцев необычный тип мышления: они мыслят образно, их иероглифическое письмо – настоящее произведение искусства.
Объект данного исследования:
Цель работы:
1. Изучение способа умножения по-японски.
Задачи работы:
1.Изучить имеющуюся литературу по теме проекта.
2. Научиться умножать двузначные числа на двузначные числа, трёхзначные числа на двузначные числа.
3. Подготовить презентацию по теме проекта.
4. Выступить перед учащимися своей школы.;
5.Выступить на школьной научно-практической конференции НОУ «Поиск».
Методы исследования:
1. Сбор и анализ информации для работы.
2. Самостоятельная работа по изучению способа умножения чисел по – японски.
План работы:
II. Основная часть.
Японские археологи обнаружили деревянную табличку с фрагментом таблицы умножения, которая была изготовлена в VIII веке. Известно, что ею пользовались вовсе не дети, а взрослые. Предполагается, что подобные таблицы были необходимы императорским чиновникам для того, чтобы легче освоить одно из основных арифметических действий.
Это самая древняя таблица умножения из тех, что когда-либо были найдены в Японии. И вместе с тем далеко не самая древняя в мире…
Прежде самыми ранними считались таблички X-XI веков, обнаруженные на территории другой столицы древности, Хэйан (современный Киото). Однако теперь стало ясно, что несчастным чиновникам хотели они того или нет, чтобы не прослыть невеждами, приходилось зубрить таблицу умножения точно так же, как современным школьникам. Причем, судя по найденному в Наре фрагменту, им было куда тяжелее: таблица включала в себя и умножение двузначных чисел друг на друга. Скорее всего, далеко не все могли выучить ее наизусть, поэтому носили с собой в присутственное место своеобразные шпаргалки. Видимо, находка археологов как раз ею и была.
Мало кто знает, но японцы настоящие маньяки в умножении чисел. В этом плане они больше походят на пришельцев с другой планеты, чем на людей. Умножение "столбиком" слишком скучное и унылое занятие для их необычного типа мышления.
Впитав с молоком матери иероглифическое письмо, японцы изощряются в умножении визуальными способами. Поскольку иероглиф у них обозначает сразу какое-то слово или даже фразу, то почему бы не изображать схожим образом число-ответ при умножении?
Предположим надо умножить 32 на 21
На листе бумаги поочередно рисуем линии, количество которых определяется из данного примера.
Сначала 32: 3 красные линии и чуть ниже - 2 синие. Затем 21: перпендикулярно уже нарисованным, рисуем сначала 2 зеленые, затем - 1 малиновую. ВАЖНО: линии первого числа рисуются в направлении из верхнего левого угла в нижний правый, второго числа - из нижнего левого, в верхний правый. Затем считаем количество точек пересечения в каждой из трех областей (на рисунке области обозначены в виде окружностей). Итак, в первой области (область сотен) - 6 точек, во второй (область десятков) - 7 точек, в третьей (область единиц) - 2 точки. Ответ: 672.
Надо умножить 53 на 31
Сначала 53: 5 синих линий и чуть ниже - 3 оранжевые. Затем 31: перпендикулярно уже нарисованным, рисуем сначала 3 зеленые, затем - 1 малиновую. ВАЖНО: линии первого числа рисуются в направлении из верхнего левого угла в нижний правый, второго числа - из нижнего левого, в верхний правый. Затем считаем количество точек пересечения в каждой из трех областей (на рисунке области обозначены в виде окружностей). Итак, в первой области ( область сотен) - 15 точек, во второй (область десятков) - 14 точек, в третьей (область единиц) - 3 точки. Ответ записываем справа налево. У нас правая цифра – 3 – это число единиц. От 14 берём 4 в число десятков. К 5 прибавляем 1 . Получается 6 – это число сотен. 1 от 15 остаётся в числе тысяч. Ответ: 1643
Надо умножить 44 на 52
Сначала 44: 4 синих линий и чуть ниже - 4 зелёные Затем 52: перпендикулярно уже нарисованным, рисуем сначала 5розовых, затем – 2 оранжевых. ВАЖНО: линии первого числа рисуются в направлении из верхнего левого угла в нижний правый, второго числа - из нижнего левого, в верхний правый. Затем считаем количество точек пересечения в каждой из трех областей (на рисунке области обозначены в виде окружностей). Итак, в первой области ( область сотен) - 20 точек, во второй (область десятков) - 28 точек, в третьей (область единиц) - 8 точки. Ответ записываем справа налево. У нас правая цифра-8- число единиц. От 28 берём 8 в число десятков. К 2 прибавляем 0 . Получается 2-число сотен. 2 от 20 остаётся в числе тысяч. Ответ: 2288.
Предположим надо умножить 123 на 21
Сначала 123: 1 оранжевая линия и чуть ниже – 2красные,3 зелёные. Затем 21: перпендикулярно уже нарисованным, рисуем сначала 2 синие, затем - 1 малиновую. ВАЖНО: линии первого числа рисуются в направлении из верхнего левого угла в нижний правый, второго числа - из нижнего левого, в верхний правый. Затем считаем количество точек пересечения в каждой из трех областей (на рисунке области обозначены в виде окружностей). Итак, в первой области ( область тысяч) - 2 точки, во второй (область сотен) - 5 точек, в третьей (область десятков) - 8 точек, в четвёртой (область единиц) - 3 точки. Ответ: 2583.
III.Заключение.
Целью работы являлось изучение способа, которым умножают японцы. Все поставленные задачи в работе были выполнены.
Данная научно-исследовательская работа помогла мне повысить уровень математического мышления, а также способствовала привитию первоначальных навыков исследовательской деятельности. Выполняя первую в своей жизни исследовательскую работу, мне удалось научиться делать презентации. А так же удалось заинтересовать своих одноклассников, учеников из других классов и учителей своей работой.
Этот способ умножения можно предложить тем учащимся, кто плохо запоминает таблицу умножения.
IV. Информационные источники и литература:
Денис-изобретатель (отрывок)
Разлука
Мальчик и колокольчики ландышей
Медведь и солнце
Барсучья кладовая. Александр Барков