Реферат Беловой Валерии написан на тему «Роль пейзажа в романе «Тихий Дон»». Ученица поставила перед собой цель - определить роль пейзажа в романе М. Шолохова “Тихий Дон”. Объектом ее исследования стал пейзаж как идейно-композиционный и эстетический компонент романа –эпопеи Шолохова.
Гипотеза реферата основана на предположении о том, что пейзаж в романе при всем его своеобразии и многофункциональности призван играть объединяющую роль основных сюжетных линий.
Ученица глубоко изучила историю вопроса, различные точки зрения исследователей на роль пейзажа в романе Шолохова, самостоятельно провела анализ пейзажных зарисовок и пришла к выводам, что пейзаж соотнесен с действиями, поступками, переживаниями действующих лиц, он служит для передачи времени (исторического и художественного), что является источником эпического содержания. В реферате было отмечено, что шолоховские герои умеют слушать шум леса, замечать красоту лугов, любоваться звездным небом, а в самые трудные моменты жизни они припадают к родной земле. У М. Шолохова все пейзажи соотнесены с человеком, с течением жизни. При изображении природы автор использовал принцип эпического параллелизма. Картины природы, проникнутые лиризмом, максимально приближены к читателю.
Работая над исследовательской работой, Белова Валерия показала умение отбирать нужный материал, анализировать текст, проводить исследование.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 57.11 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9»
Роль пейзажа в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
Гуманитарные науки
Белова Валерия Александровна
ученица 11 А класса
Иконицкая Лидия Николаевна
учитель русского языка и литературы
Тамбов
2018
Оглавление
I. Роль пейзажа в романе Шолохова «Тихий Дон» 3
1.1 Роль пейзажей в романе М. А. Шолохова в оценке критиков 20 века. 3
1.2 Своеобразие и функции пейзажей в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». 4
II.Средства языковой выразительности как своеобразие Шолоховских пейзажей………. ………10
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим идейно-композиционным и эстетическим компонентом в структуре литературного произведения является пейзаж. Пейзаж (франц. paysage от pays — страна, местность) – это картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым связано произведение. В лирике пейзаж может иметь самостоятельный характер. В прозе он выступает частью всей изображаемой картины.
Впервые пейзаж приобретает важную роль у сентименталистов, изображающих человека на фоне природы, которая противопоставлена цивилизованному миру. В отличие от пейзажа сентименталистов, изображающих всё в светлых тонах, пейзаж у романтиков представляет природу могучую, бушующую или величественно-богатую. В реалистическом произведении значение пейзажа более разнообразно: он интересен как часть реальной обстановки, в которой происходит действие; им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий. Иногда пейзаж имеет чисто символическое значение. Особую роль изображение картин природы играет в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» (1925-1940гг). Историки литературы подсчитали, что в романе около двухсот пятидесяти пейзажей.
Проблема и актуальность данной темы в многообразии пейзажей в «Тихом Доне» и неоднозначность их толкования.
Цель: определение роли пейзажа в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Задачи: изучить существующие точки зрения на роль пейзажа в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»; выяснить, как связаны пейзажи с образной системой романа, в чем состоит новаторство М.А. Шолохова в создании пейзажей.
Гипотеза: пейзаж в романе Шолохова многофункционален и одна из значимых функций – служить средством раскрытия внутреннего состояния героя.
Для изучения данной темы были использованы следующие материалы: М. Шолохов «Тихий Дон», А. Серафимович статья «Тихий Дон», Г. Ермолов «Шолохов и его творчество», а также разные статьи и интернет ресурсы.
Сложна и многообразна роль шолоховского пейзажа. Он воспринимается как любовь писателя к родине и народу. Все образы и картины природы, светлые и грустные, умиротворяющие и грозные, всегда будут пленять читателя.
В литературной критике первой половины xx века не уделялось должного внимания роли пейзажа в романе. Некоторые критики считали его ненужным, иногда упрекали писателя в излишней эстетизации явлений, а также в простом заимствовании из классики. Трудно согласиться с подобными утверждениями, ведь талант писателя был высоко оценён А. С. Серафимовичем и А.М. Горьким уже после выхода первой книги «Тихого Дона»
Пейзаж в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» многофункционален. Одна из значимых функций шолоховского пейзажа - служить средством для характеристики внутреннего состояния героев. Так проклятию, рвущемуся из уст Натальи, узнавшей об измене Григория, вторит гроза: «Черная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром. Пронизывая круглые облачные вершины, извиваясь, скользила по небу жгуче-белая молния.» В один момент движения природы и чувства Натальи совпадают, и проклятие, усиленное метафоричностью грозовой тучи, звучит необычайно выразительно. В этом эпизоде параллелизм превращается в важную особенность композиции и характерную черту авторского стиля.
Пейзажные зарисовки в романе часто помогают понять глубину и трагичность переживаемых героями событий и чувств. Глубина трагедии Григория Мелехова, похоронившего Аксинью, передается через описание состояния природы: «В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца».
Природа сочувствует героям романа, поэтому многие явления природы даны писателем через восприятие персонажей. В этих случаях пейзаж является средством раскрытия внутреннего мира того или иного действующего лица.
Ярким примером может служить изображение того, что увидел и почувствовал раненый Григорий Мелехов, доставленный в Москву: «...Чувствовалась осень, на деревьях бульваров при свете фонарей блеклой желтизной отсвечивали листья, ночь дышала знобкой прохладой, мокро лоснились плиты тротуаров, и звезды на погожем небосклоне были ярки и холодны по-осеннему...» (I, 373—374). Вид большого города подавляюще подействовал на героя. Соответствующие метафоры, эпитеты («блеклый», «знобкий», «мокрый», «холодный»), вся совокупность художественных средств раскрывают близкое к ознобу состояние героя, исходившего тоской по дому, по родному краю.
Пейзаж также помогает писателю передать настроение, свойственное многим казакам и «иногородним», которым тоже опостылела затянувшаяся империалистическая война и которых так же, как и Григория, неотступно томила тоска по родному крову. Куда бы ни забросила судьба Григория Мелехова, в мыслях он никогда не расставался с родиной. Она являлась в его воображении то в лицах близких ему людей, то в картинах природы, то в эпизодах повседневных трудовых будней.
1916 год. Далеко от хутора Татарского расположился на болотистом участке 12-й казачий полк. И вот там перед взором Григория предстал пейзаж: «... в лесу, на вершине холма, наплывает ветерок, тихий, как от крыльев пролетающей невидимой птицы … Большая Медведица лежит сбоку от Млечного Пути, как опрокинутая повозка с косо с вздыбленным дышлом, лишь на севере ровным мерцающим светом истекает Полярная звезда» (II, 44). Ведь именно таким это небо видел Григорий дома, и потому оно особенно сильно напоминало ему родные места. Способствуют образному воспроизведению домашней обстановки эпитеты, метафоры и сравнения. На фоне столь близкого душе Григория пейзажа вдруг возникает никогда не тускнеющий образ Аксиньи.
С каждой новой картиной перед нами все полнее раскрывается богатый, ранимый и тонко чувствующий внутренний мир Григория Мелехова с его жаждой правды, красоты и справедливости. Вынужденное пребывание в банде Фомина уже с самого начала не могло не угнетать Григория. В его душе зрело решение при первом же удобном случае вырваться из плена во что бы то ни стало. Кульминационный момент этого внутреннего состояния героя раскрыт Шолоховым также через восприятие пейзажа, который напоминал Григорию о мирном труде, о далеком детстве, молодости, о напрасно растраченных силах и непоправимых заблуждениях и ошибках. Здесь пейзаж служит контрастным фоном для передачи удрученного состояния героя, способность которого видеть прекрасное в будничном, обыкновенном обостряет его душевную боль. Но боль эта очистительная, она приводит героя к решительному разрыву с бандой. И вот он снова один на один с матерью природой: «В черном небе — золотая россыпь мерцающих звезд. В степи — тишина и ветерок, напитанный родным и горьким запахом полыни... Григорий приподнялся на стременах, вздохнул облегченно, полной грудью» (IV, 462). Эта картина характеризует манеру автора живописать пейзаж: налицо шолоховская полифония зрительных и слуховых образов природы, в них все овеяно ароматом трав и голосами степи.
Пейзаж как выразительное средство психологического анализа применяется писателем и для характеристики настроения, динамики души других персонажей. Прилив нежного чувства к Анне Погудко вдруг озарил внутренний мир Ильи Бунчука ярким теплым светом, и он, нагнув голову, «будто под ударом», — сказал с пафосной шутливостью:
—Анна Погудко... пулеметчик номер второй, ты хороша, как чье-то счастье! <…> От улыбки стало как-то проще, доступней, земней. Бунчук остановился с ней рядом; ошалело глядя в конец улицы, где застряло солнце, затопляя нее багровым половодьем…» (II, 210). Обилие света (метафора: «затопляя все багровым половодьем») соответствует душевному состоянию влюбленного Бунчука.
Довольно часто пейзаж символически предваряет какие-либо события в жизни общества или отдельных героев («пейзаж-намек). Пейзаж-символ у автора «Тихого Дона» выполняет более многообразные и сложные идейно-эстетические функции, чем в литературе 20-х годов. Реалистическим символом является, к примеру, пейзаж в первой главе третьей части «Тихого Дона»: «Сухое тлело лето... На отводе горели сухостойные бурьяны, и сладкая марь невидимым пологом висела над Обдоньем. Ночами густели над Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары … вхолостую палила молния, ломая небо на остроугольные голубые краюхи. По ночам на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетал на кладбище…» (I, 240).
Этот пейзаж дан через одновременное восприятие повествователя и героев романа. Зрительно-осязаемые образы природы, знаменующие приближение первой мировой войны, не комментируются автором, они красноречивы сами по себе: ночные грозы, сеющие только тревогу, крики и стоны сыча как символ, основанный на народных поверьях, который поясняется собирательным образом.
Как правило, подтекст того или иного пейзажа выявляется у Шолохова с помощью обширной системы изобразительно-выразительных средств (разного рода эпитеты, метафоры, сравнения и т. д.). Очень отчетлива и выразительна символика, предваряющая самоубийство бывшего войскового атамана Каледина: «За окнами сухо и четко кричали перелетавшие вороны. Они кружились над белой колокольней, как над падалью» (II, 280). Подчеркнутое сравнение довольно однозначно и прямо выражает и содержание символа, и отношение автора к событию. Как только Каледин застрелился, вновь описывается злобно-мертвящий крик воронья: через окно доносилось «обрекающее, надсадное и звучное карканье ворон» (II, 283). В первом случае образ служит предвестником того, что Каледин как социальный труп должен уйти из жизни. Во втором случае, что вся белогвардейщина — социальный труп, который будет выброшен за борт истории вслед за Калединым.
В третьей книге Петро Мелехов, убежденный белогвардеец, в диалоге с Григорием пытается уговорить брата не переходить на сторону красных: «…Боюсь, переметнешься ты к красным... Ты, Гришатка. до все себя не нашел.
— А ты нашел? — спросил Григорий, глядя, как за невидимой чертой Хопра, за меловой горою садится солнце, горит закат и обожженными черными хлопьями несутся оттуда облака» (III, 25). Это один из многочисленных примеров восприятия природы персонажем и повествователем. Григорий в эти минуты испытывал двойственные чувства, однако изобразительно-выразительные средства языка раскрывают содержание реальной символики картины.
Иногда пейзаж-символ у Шолохова как бы предсказывает результаты важнейших исторических процессов. Так, в пятьдесят первой главе неспроста дан пейзаж в пору весеннего пробуждения: «Незримая жизнь, оплодотворенная весной, могущественная и полная кипучего биения, разворачивалась в степи: буйно росли травы; сокрытые от хищного человеческого глаза, в потаенных стенных убежищах понимались брачные пары птиц, зверей и зверушек, пашни щетинились неисчислимыми остриями выметавшихся всходов. Лишь отживший свой век прошлогодний бурьян — перекати-поле — понуро сутулился на склонах рассыпанных по степи сторожевых курганов, подзащитно жался к земле, ища спасения…» (III, 323).
Функция пейзажа здесь заключается в том, чтобы противопоставить кипучее биение жизни отжившему свой век прошлогоднему бурьяну, все еще жавшемуся к земле, «ища спасения». В этом противоборстве побеждает весна. Так, с помощью развернутого образа-символа тонко вводится мотив обреченности старого мира и силы, и неодолимости нового, революционного.
Как уже неоднократно отмечалось исследователями, многозначителен по своему идейно-эстетическому содержанию символический пейзаж в финале эпопеи. В нем чувствуется, и точка зрения автора, его голос, и восприятие Григория Мелехова «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына...
Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром» (IV, 477). Перед Григорием простирается огромный, сияющий мир. Именно таким он казался ему теперь, озаренному прозрением. Правда, солнце пока холодное, но это уже не «черный диск», представившийся ему после похорон Аксиньи.
Образ «холодного солнца», венчающий роман, подготовлен продуманной системой солнечных образов, сопровождающих шолоховских казаков в неумолимом круговороте времени и непосредственно связанных с переломными моментами в судьбе героев. Эти образы усложняются по мере развития драматических событий романа, становясь непременным компонентом в повествовательной части и в размышлениях автора.
Солнцем согрет чернозем (II, 4, 739), солнцем пахнет земля летом, в знойный день (I, 1, 81—84) и под вешним дождем (II, 3, 251). Предзимнее осеннее солнце «холодное» (II, 4, 550), «неяркое», но и от него «жгуче светятся» окна (I, 2, 526). Оно — «лучащее смерть» (II, 3, 235). Зимой солнце ярко слепит (I, 2, 579). Весною солнце то «порыжевшее», «немощно-желтое» (II, 3, 192), то «желтое, как цветок подсолнуха» (II, 3, 204), а то «холодное» мартовское в день последнего возвращения Григория домой (II, 4, 768). Замученный Иван Алексеевич пьет воду из «накаленного солнцем» корыта (II, 3, 296). Запах нагретой солнцем травы (II, 4, 629) чувствует Ильинична перед смертью, и «плотский запах нагретой солнцем земли» (II, 4, 465) вдыхает перед близкой смертью Дарья. После решительного разговора Натальи и Аксиньи солнечные лучи «палили раскаленную землю» (II, 4, 485), перед смертью Ильинична вспоминает «опаленную солнцем августовскую степь» (II, 4, 629). Солнечный жар, источающий «золотые сияющие потоки света», в нужный момент превращается в едва заметное незримое тление и угасание.
«Неяркое» солнце встречает Бунчука в Новочеркасске (Т, 2, 520). «Низкое солнце» светило на сведенный последней судорогой рот умирающей Анны (I, 2, 653). Наталья, «глядя на закат», вспоминала далекое сватовство Григория, когда также «горел закат» и «малиновое» зарево вставало на западе. «Медно-красные отблески бродили по лицу Натальи в минуту горьких воспоминаний» (II, 4, 468). Шолоховское солнце или жестоко жгучее, или закатно-угасающее. Оно мирно светит, пригревает и восходит в небе только в воспоминаниях героев о счастливых днях молодости, в их раздумьях и мечтах или в резюмирующих размышлениях автора, символизируя непобедимую силу вечно живой природы.
При всей метафоричности образа солнца его нельзя свести только к метафоре. Оно - символ глубоко народной жизни. Герои Шолохова корнями своими неразрывно связаны с донской землёй. Они живут, страдают и умирают на этой земле, то палимой солнцем, то расстающейся с ним на закате.
Встречается у Шолохова и такой традиционный символ, как ущербленный месяц — знак какой-либо утраты, тяжелых переживаний и бедствий. Повторяясь в «Тихом Доне» несколько раз в самых различных ситуациях, он довольно многозначен: в одних случаях он «намекает» на судьбу Аксиньи, Григория, оттеняет подавленное состояние героев, в других предсказывает обреченность повстанческого контрреволюционного движения, в-третьих — символизирует временную оторванность Григория от народа.
Таким образом, пейзаж в романе М.А. Шолохова многогранен. Исследованию последней характеристики посвящена вторая глава моего исследования.
Первое, что привлекает внимание, это диалектная лексика и просторечия. Используются они не только для обозначения природных реалий («майдан», «баз», «курень», «жалмерка» и т.п.), но и прежде всего в описании картин природы: «Зимою над крутобережным скатом Обдонской горы, где-нибудь над тиберем, кружат, воют знобкие зимние ветры. Они несут с покрытого голызинами бугра белое крошево снега, сметают его в сугроб, громоздят в пласты». Экспрессивность текста повышается благодаря частому появлению эмоциональных морфологических производных: «непролазь», «заосенять».
Следующая особенность стиля «Тихого Дона» - это его высокая метафоричность. Как отмечает исследователь А. А. Смирнов: «<...> практически любые описания в первой части «Тихого Дона» построены на метафоре, в этом отношении текст приближается к лирическому, особенно нагружены метафорами пейзажи, картины природных явлений». Ярким примером этого могут служить описания дождя и грома в 1 части: «За левадами палила небо сухая молния, давил землю редкими раскатами гром и отягощенную внешней жарою землю уже засевали первые зерна дождя. <...> Дождь спустился ядреный и частый. Над самой крышей лопнул гром, осколки покатились за Дон. <...> ...слышно было, как ставни царапал дождь, - следом ахнул гром».
Некоторые исследователи указывают на то, что шолоховские метафоры не всегда выстраиваются в смысловой ряд, а ассоциации носят локальный, дробный характер. В пример приводят те же грозы, разворачивающиеся на полутора страницах. Впечатление динамики достигнуто, но образы не построены по аналогии, они принадлежат каждой конкретной фразе.
С перегруженностью метафорами - по контрасту - сочетается прозрачность и простота языка. Текст написан короткими и простыми предложениями. Ярким примером служит следующий отрывок: «Октябрь. Ночь. Дождь и ветер. Полесье. Окопы над болотом, поросшим ольхой. В окопах холодная слякоть». Короткие предложения не дают читателю оторваться от чтения, держа в напряжении. Редко возникают причастные и деепричастные обороты.
Еще одной особенностью языка «Тихого Дона» является сравнение человека с животными, не только в физическом, но и в духовном плане. Речь идет не просто о прямых сравнениях («шел Степан под гору, как лошадь, понесшая седока), но и о детализации описаний, когда у читателя возникает впечатление схожести со зверем, просто от изображения действия: «когда поворачивает Григорий голову, носом втыкаясь Аксиньи в подмышку», «Аксинья, вихляя все своим крупным, полным телом, пошла навстречу». К тому же, имеющиеся в романе сравнения с животными не пусты. Персонажи действительно ведут себя в соответствии с повадками упомянутых зверей.
В ходе исследования была составлена таблица, показывающая взаимосвязь содержания и языковой выразительности пейзажа (см. приложение).
Анализ привлеченных материалов показывает, что пейзаж в «Тихом Доне» в той или иной форме всегда соотнесен с действиями, поступками, переживаниями отдельных лиц, социальных слоев или с явлениями общественной жизни. Эта соотнесенность осуществляется художником прямо или опосредствованно через созвучие мотивов, эмоциональную настроенности перекличку деталей и т. д. Одно из основных назначений шолоховского пейзажа — передача исторического и художественного времени, что выступает немаловажным источником эпического в произведении. Картины природы сопутствуют всем битвам и успокаивают любое трагическое потрясение. Пейзаж в «Тихом Доне» наполнен оптимизмом и даже в самые трагические минуты жизни героев, вселяет веру в возможность непрерывного движения и развития.
Пейзажные зарисовки в романе «Тихий Дон» имеют особое идейно эстетическое значение. Все пейзажи в романе соотнесены с человеком, с течением жизни. Своей красотой они оттеняют душевный мир героев, охваченных высокими стремлениями и светлыми чувствами, а также несовершенство человеческого бытия и людскую жестокость.
Картины природы в романе «Тихий Дон» точные, выразительные благодаря яркой метафоричности и колоритному языку, имеют самостоятельную художественную ценность. Они всегда связаны или с сюжетным движением романа, или с внутренним состоянием героя. При изображении природы автор использовал принцип эпического параллелизма. Пограничное состояние природы, замершей в ожидании грандиозных перемен, - параллель состоянию казачьих хуторов, затаивших дыхание накануне Верхнедонского восстания. Пейзажи придают событиям романа эпический размах и наполняют лиризмом.
Подытоживая, назову главные функции пейзажа. Во-первых, он является средством характеристики внутреннего состояния героя, во-вторых, выступает средством выражения психологического состояния героев и внутреннего мира, в-третьих, служит способом изображения времени и места действия и, в-четвертых, служит символом трагичности событий. Исследование этого компонента показывает, что в произведениях писателя нет «безучастных» и «равнодушных» картин, все они являются органической составной частью художественного целого и выполняют определенную роль в раскрытии сюжета.
1.Гоффеншефер В. Ц.Михаил Шолохов [Текст]: (Крит. очерк). - Москва : Гослитиздат, 1940
2. Бирюков Ф.Г. Жизнь и творчество Шолохова М.А., ’’Просвещение”, 1989г.
3. Бритиков А. Ф. Вопросы советской литературы, 1977г.
4. Гура В.В.Жизнь и творчество М.А.Шолохова. М.,1975,с.136
5. Кирпотин В. Тема природы в “Тихом Доме” Шолохова - Октябрь, 1986
6. Киселева Л.Ф. - О стиле Шолохова,- Сб.: Теория литературы,
М.,1985.
7. Лосев А.Ф. Логика символа. ’’Контекст, 1979”.-Литературно- теоретические исследования. М., 1980.
8. Тамахин В.М. Русская литература, 1979г.,№3.
9. Тахо-Годи А. А. Науч. доклад высшей школы, Филол. Науки,
1977г., №2.
10. Чалмаев М. А. Шолохов в жизни и творчестве, М.’’Русское слово”, 2004г.
Роль художественно-изобразительных средств в создании пейзажей в романе М.А. Шолохова «Тихий дон». Взаимосвязь смыслового содержания и средств языковой выразительности пейзажей в романе.
Персонаж | Пейзаж | Смысловое содержание | Языковые средства | Время года |
Григорий Мелехов | «Ветер перевеивал хрупкий, колючий снег, по двору текла, шипя, серебристая поземка. За палисадником - на деревьях нежный бахромчатый иней. Ветер стряхивал его и, падая, рассыпаясь, отливал он на солнце радужными, сказочно богатыми сочетаниями красок. На крыше дома, около задымленной трубы, из которой косо струился дым, зябкие чечекали галки. Они слетели, вспуганные скрипом шагов, покружились над домом сизыми хлопьями и полетели на запад, к церкви, четко синея на фиолетовом утреннем небе». | Пейзаж передаёт красоту мира и одновременно ощущение легкой тревоги | Эпитеты, деепричастия и причастные обороты. | Зима (1,220) |
«Искромсанная лезвиями чахлых лесков, лежала чужая, польская земля. Парился хмурый теплый день, и солнце, тоже как будто не донское, бродило где-то за кисейною занавесью сплошных туч». | Данная пейзажная зарисовка передаёт тоску героя- по родине. | Эпитеты, олицетворения, причастный оборот. | Весна (1,248) | |
«К исходу клонился август. В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья - в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью». | Общее состояние мира, охваченного войной. Война противна всему живому, она несёт гибель не только человеку, но и прекрасному миру природы, нарушая его гармонию. | Эпитеты, олицетворение. | Лето (1,300) | |
«В Москве чувствовалась осень: на деревьях бульваров при свете фонарей блеклой желтизной отсвечивали листья, плиты тротуаров, и звезды на погожем небосклоне были ярки и холодны по- осеннему». | Пейзаж позволяет понять состояние героя, исходившего тоской по дому, по родному краю. | Эпитеты, метафоры. | Осень (1,337) | |
Пантелей Прокофьевич Мелехов | «Он переводил взгляд за Дон. Там приметно желтел лес, вызревший махорчатый камыш устало гнулся над задонским озерцом, над осокой. Предосенняя, тоскливая, синяя дрема, сливаясь с сумерками, обволакиваю хутор, Дон, меловые отроги, задонские, в лиловой дымке тающие леса, степь». | Эту картину увидел герой в день свадьбы Григория. В ней ощущается настроение тоски, сумрачности, безвестности, некоторой размытости будущего. | Эпитеты, олицетворение, однородные члены, деепричастный оборот. | Лето (1,103) |
«Против Мелеховского двора Дон замерз. По краям зеленоватый в снежных переносах крепнул лед, под ним ластилась, пузырилась не захваченная стременем вода, а били ключи, грозная и манящая чернела полынья в белых, снежных заедях, по ней черными конопушками переныривали оставшиеся на зимовку дикие утки”. | Обилие черного цвета - предвестие грядущих трагических событий. | Эпитеты, олицетворение, причастный оборот. | Зима (1,156) | |
«В погожий сентябрьский день летала над хутором Татарским молочно-радужная паутина, тонкая такая, хлопчатая. По- вдовьему усмехалось обескровленное солнце, строгая девственная синева неба была отталкивающе чиста, горделива. За Доном, тронутый желтизной, горюнился лес, блекло отсвечивал тополь, дуб ронял редкие узорчато-резные листья, лишь ольха крикливо зеленела, радовала живучестью своей стремительный сорочий глаз». | Пейзаж предшествует вести о гибели Григория. Он передаёт ощущение надвигающейся беды. | Эпитеты, олицетворение. | Осень (1,349) | |
«Над могилой Петра шумел молодыми ветвями посаженный недавно тополь', на вершинке его наступающая осень уже окрасила листья в желтый цвет увяданья». | Пейзаж параллелен событиям жизни, он помогает понять противоестественность смерти. Ощутимо противопоставление: молодой тополь, жизнь - осень, увядание, смерть | Эпитеты, метафора, причастный оборот. | Осень (IV,199) | |
Дарья Мелехова | «Мяла деревья и травы осень, жгли их утренники, холодела земля, чернели, удлиняясь, осенние ночи». | Осенний пейзаж в восприятии героини отражает общую неустроенность мира во время войны; он наполнен нотами тоски, горестного ожидания, безвестности - осенние дни удлиняются, чернеют. | Олицетворение, инверсия, деепричастный оборот. | Осень (11,63) |
«Над Доном гулял ветер, сверкали крыльями чайки. На пологий берег лениво наползала волна. Тускло сияли под солнцем меловые гор, покрытые прозрачной сиреневой марью, а омытый дождями прибрежный лес за доном зеленел молодо и свежо, как в начале весны. Дарья ... долго сидела на берегу, на раскалённой гальке, прикрыв глаза от солнца ладонью, вслушиваясь в тоскливые крики чаек, и ещё тяжелей и горше казалось то несчастье, которое так внезапно обрушилось на неё». | Пейзаж перед признанием Дарьи в том, что она больна «дурной болезнью», изображается писателем параллельно изображению состояния героини, заставляющего её обострённо воспринимать окружающий мир, его красоту. | Олицетворение, эпитеты, причастный и деепричастный обороты. | Осень (IV,128) | |
Аксинья Астахова | «Аксинья прошла мимо куста. Весь он, от самой макушки до сокрытого в густейшей травяной поросли ствола, был оплетен паутиной. Нити паутины, унизанные мельчайшими капельками росы, жемчужно искрились. Коростель на минутку умолк, а потом - еще не успела выпрямиться примятая босыми ногами Аксиньи трава - снова подал голос, и в ответ ему горестно откликнулся поднявшийся из музги чибис». | Картина природы, которую мы видим глазами героини, передаёт её тонкое восприятие мира, умение увидеть красоту, и в то же время в этом пейзаже ощущается легкая печаль, при этом достаточно одного слова «горестно», чтобы нарушить красоту и гармонию предшествующего описания | Олицетворение, причастный оборот. | Лето (IV,11) |
«Пахла выветренная, истощенная земля пылью, солнцем. Ветер шуршал, переворачивая зеленые подсолнечные листья. На минуту затуманилось солнце, заслоненное курчавой спиной облака, и на степь, на хутор, на Аксиньину понурую голову, на розовую чашечку цветка повители упала, клубясь и уплывая, дымчатая тень». | Описание мира природы во время встречи с Григорием в займище невольно заставляет провести аналогию с судьбой героини и ролью героя в её жизни. | Эпитеты, олицетворение, инверсия, причастный и деепричастный обороты. | Лето-осень (1,80) | |
«Зимою над крутобережным скатом Обдонской горы, где-нибудь над выпуклой хребтиной спуска, именуемого в просторечье «тибе- рем», кружат, воют знобкие зимние ветры. Они несут с покрытого голызинами бугра белое крошево снега, сметают его в сугроб, громоздят в пласты. Сахарно искрящаяся на солнце, голубая в сумерки, бледно-сиреневая по утрам и розовая на восходе солнца повиснет над обрывом снежная громадина. Будет она, грозная безмолвием, висеть до поры, пока не подточит ее из-под исподу оттепель или, обремененную собственной тяжестью, не толкнет порыв бокового ветра. И тогда, влекомая вниз, с глухим и мягким гулом низринется она, сокрушая на своем пути мелкорослые кусты терновника, ломая застенчиво жмущиеся по склону деревца боярышника, стремительно влача за собой кипящий, вздымающийся к небу серебряный подол снежной пыли...” | Возобновление чувств к Григорию, которые подобно снежной громаде, всё сокрушают на своём пути. | Эпитеты, олицетворение, причастный и деепричастный обороты. | Зима (111,313) | |
Наталья Коршунова | «Наталья глядела вверх на недоступное звездное займище, на тенистое призрачное покрывало плывущей над ними тучи, молчала. Оттуда, с черно-голубой вышней пустоши, серебряными коло- колъцами кликали за собой припозднившиеся в полете журавли. Тоскливо, мертвенно пахли отжившие травы. Где-то на бугре мерцала кумачная крапинка разложенного пахарями костра.. | Картина природы, данная в восприятии Натальи, после признание Григория в том, что он ее не любит, позволяет понять глубину переживаний героини. Возможные ассоциации: «недоступное звёздное займище» как невозможность обретения любви Г ригория; «черноголубая вышняя пустошь» как символ безысходности и опустошённости; мерцающая «кумачная крапинка костра» как призрачная надежда. | Эпитеты, олицетворение, причастный оборот. | Осень-зима (1,145) |
«С колокольни, размеренные сыпались удары. На Дону с немолчным скрежетом ходили на дыбах саженные крыги. Радостный, полноводный, освобожденный Дон нес к Азовскому морю ледяную свою неволю». | Мир после неудачной попытки Натальи убить себя, наполнен звуками. Освобождение Дона от ледяного плена как параллель состоянию героини, которой необходимо освободиться от трагического чувства к Григорию, научиться жить и радоваться жизни | Олицетворение. | Весна (1,210) | |
«Ласковым телком притулялось к оттаявшему бугру рыжее потеплевшее солнце, и земля набухала, на меловых мысах, залысинами стекавших с Обдонского бугра, малахитом зеленела ранняя трава» | Обновленная весенняя природа наполнена светом, теплом. Соотнесенная с возвращеньем Натальи к Мелеховым эта картина природы внушает надежу надежду на . | Эпитеты, олицетворение, сравнение. | Весна (1,235) | |
«Так мила сердцу Натальи была установившаяся после орудийного гула тишина, что она, не шевелясь, с жадностью вслушивалась и в бесхитростные песни жаворонка, и в скрип колодезного журавля, и в шелест напитанного полынной горечью ветра. Он был горек и духовит, этот крылатый, степной, восточный ветер. Он дышал жаром раскаченного чернозема., пьянящими запахами всех полегших под солнцем трав, но уже чувствовалось приближение дождя: тянуло пресной влагой от Дона, почти касаясь земли раздвоенными остриями крыльев, чертили воздух ласточки, а далеко-далеко в синем поднебесье парил, уходя от подступавшей грозы, степной подорлик». | Обострённое восприятие мира, тишины свидетельствуют о чуткой душе Натальи. После болезни природа воспринимается Натальей во всём её многозву- чии, многокрасочности. Героиня вдыхает «пьянящие запахи», ощущает жар раскалённого чернозёма, улавливает «пресную влагу Дона» | Эпитеты, олицетворение, причастный и деепричастный обороты. | Лето (IV,39) | |
Ильинична | «За окном сияло полуденное солнце. На Южной окраине неба в ослепительной синеве величественно плыли белые, вздыбленные ветром облака. Глухую тишину нарушал лишь монотонный, усыпляющий звон кузнечиков. Ильинична прислушалась к их неумолчному звону, уловила проникший в горницу запах нагретой солнцем травы, и перед глазами ее на миг, как видение, возникли опаленная солнцем августовская степь, золотистая пшеничная стерня, задернутое сизой мглой жгуче-синее небо». | Пейзаж, который открывается Ильиничне перед смертью, наполнен солнцем, ослепительной синевой, неумолчным звоном кузнечиков, запахами. Он как будто вмещает всё, что так близко было героине в течение жизни и с чем предстоит ей расстаться навсегда. | Эпитеты, олицетворение, причастный оборот. | Лето (IV,319) |
Мирон Григорьевич Коршунов | «По хутору около бугров высыпанной у плетней золы стояли рябые лужицы. На гумнах оттаивала у скирдов земля, колола нос прохожего приторная сладость подопревшей соломы. Днями по карнизам куреней с соломенных сосульчатых крыш стекала дегтярная вода, надрывно чечекали на плетнях сороки, и, обуреваемый преждевременным томлением весны, ревел зимовавший на базу Мирона Григорьевича общественный бугай». | Пейзаж передаёт томление природы и человека в ожидании весны, перемен. Вместе с тем в описании природы присутствует едва уловимая тревога, которая создаётся своеобразным сочетанием слов: «сладость» почему-то колет нос; вода, стекающая с крыш оказывается «дегтярной», т.е. тёмной. | Эпитеты, олицетворения, причастный оборот. | Зима-весна (11,72) |
«Весна шла недружно. Аквамариновая прозелень лесов уже сменялась богатым густо-зеленым опереньем, зацветала степь, сошла полая вода, оставив в займище бесчисленное множество озер - блесток, а в ярах под крутыми склонами еще жался к суглинку изъеденный ростепелью снег, белел вызывающе - ярко». | Картина природы насыщена цветом (аквамариновая прозелень, густозелёное оперенье) и светом (озёра- блестки, снег вызывающе ярок) | Эпитеты, олицетворение, метафора, причастный оборот. | Весна (111,11) | |
Мишка Кошевой | «Заря чуть занималась. Сумречно - зеленоватое небо на востоке из - под исподу будто обрызгано было кровицей. Кровица рассасывалась, стекала над горизонтом, золотисто ржавела. Мишка проследил за медлительным полетом гагары, закурил». | Картина зари тревожна, она как будто сулит сумрачное, кровавое время. | Эпитеты, сравнения. | Весна (11,317) |
«Туман пенился в степи, клубился в балках, ник в впадинах, лизал отроги яров. Опушенные им светлели курганы. Кричали в молодой траве перепела. Да в небесной вышине плавал месяц, как полнозрелый цветок кувшинки в заросшем осокой и лещуком пруду» | Яркая, выразительная картина природы позволяет вглядеться в пробуждающийся весенний мир, увидеть его гармонию. | Олицетворение, сравнение. | Весна (11,380) | |
Евгений Николаевич Листницкий | «На западе корячились, громоздясь тучи. Вверху фиолетово чернели, чуть ниже утрачивали чудовищную свою окраску и, меняя тона, лили на тусклую ряднину неба нежно-сиреневые дымчатые отсветы; в средине вся эта бесформенная громада, набитая как крыги в ледоход на заторе, рассачиваласъ, и в пролом неослабно струился апельсинового цвета поток закатных лучей. Он расходился брызжущим веером, преломляясь и пылясь, вонзался отвесно, а ниже пролома неописуемо сплетался в вакханальный спектр красок». | Соотнесённость данного пейзажа (в той цветовой гамме - фиолетовый, чёрный, сиреневый, апельсиновый; с тем выбором лексических единиц - корячились, чудовищную, бесформенная, закатный, вакханальный с Лист- ницким позволяет ощутить обречённость героя, его несостоятельность и бесперспективность.. | Эпитеты, сравнения, деепричастные обороты. | Лето (1,337) |
«За осклизлой стеной бруствера над болотом качался туман, хлопья его висели, словно пригвожденные к колючкам проволочных заграждений. На дне траншеи на полвершка стояла жидкая грязь. Из бойниц выползали коричневые ручейки». | Картина природы, соседствующая в тексте романа с описанием ссоры героя с казаками, мрачна, тосклива. | Эпитеты, сравнение, причастный оборот. | Осень (11,16) | |
Бунчук | «Октябрь. Ночь. Дождь и ветер. Полесье. Окопы над болотом, поросшим ольхой. В окопах холодная слякоть». | Телеграфный стиль, использованный автором в данном пейзаже, позволяет почувствовать характер и ритм времени, особенности восприятия мира героем. | Назывные предложения, причастный оборот. | Осень (П,7) |
«Перед зарей отзвенел дождь, буйный, проливной и короткий. Песчаная земля на путях была размыта, извилюжена следами крохотных ручейков, пресно пахла дождем и еще хранила на своей поверхности, там, где втыкались дождевые капли; густой засев чуть подсохших крохотных ямочек - будто оспа изрябила ее». | Настоящий пейзаж создаёт параллель с событиями на Дону, буйными, трагическим, оставляющими горький след, подобно тому что остаётся после дождя на землё («будто оспа изрябила ее (землю)»). | Эпитеты, олицетворение. | Осень (П,157) |
Рукавичка
Привередница
Рисуем "Ночь в лесу"
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Хитрый коврик