Наиболее важными источниками углеводородов являются нефть и горючие газы . Нефть представляет собой сложную смесь органических веществ . главным образом углеводородов. Перегонка нефти – процесс разделения ее на фракции по температурам кипения .В ее основе лежит получение моторного топлива .
Вложение | Размер |
---|---|
larina_e.docx | 377.44 КБ |
Тезисы к докладу
«модернизация процесса первичной переработки нефти»
Секции химии , обучающихся 10 класса МАОУ ЦО №13
Лариной Елизаветы Вячеславовны , Инютина Даниила Денисовича,
Руководители Сергеева Н.И. учитель химии , Осетров А.Ю.
Наиболее важными источниками углеводородов являются нефть и горючие газы . Нефть представляет собой сложную смесь органических веществ . главным образом углеводородов. Перегонка нефти – процесс разделения ее на фракции по температурам кипения .В ее основе лежит получение моторного топлива .
Целью нашей работы является исследование действия дифениламина на увеличение объема и качества бензина при первичной переработке нефти
Задачи нашей работы:
1)охарактеризовать основные фракции при первичной переработке нефти
2)Определить качество бензина , полученного до и после применения антиоксиданта
3)Обобщить и рекомендовать к использованию дифениламин для получения бензина высокого качества
Объектом нашего исследования являютсябензин , полученный при первичной переработке нефти и бензин , полученный с использованием бициклического органического соединения
Предметом исследования является воздействие дифениламина на процесс первичной перегонки нефти
Гипотеза: Если в нефть добавить дифениламин , улучшится ли качество полученного бензина
Практическая значимость исследования состоит в использовании изучения методик по совершенствованию первичной перегонки нефти
Использованные материалы:
-нефть
-бензин
-дифениламин
Методы ,примененные в работе :
Качественные и количественные
В настоящий момент в нефтеперерабатывающей промышленности существует необходимость своевременной модернизации и обновления используемых технологий для их соответствия непрерывно меняющимся качеству и видам сырья, а также производства более качественных продуктов с соблюдением норм меняющегося законодательства в области охраны окружающей среды.
Для улучшения качества бензина можно использовать различные присадки. В качестве такой присадки можно применять бициклическое органическое соединение – дифениламин, который увеличивает объем и качество бензина. Бензин , полученный при добавлении в нефть антиоксиданта, при сгорании выделяет меньшее кол-во вредных газов в окружающую среду.
СОДЕРЖАНИЕ
Ι. Введение_____________________________________________4
ΙΙ. Основная часть
А) Термин “Нефть “_________________________________6
Б) Основные фракции первичной переработки нефти ____6
В) Бензин__________________________________________10
Г) Дифениламин ____________________________________10
2. Практическая часть:
А) Опыт 1____________________11
Опыт 2____________________11
Опыт 3____________________14
Опыт 4____________________14
Б) Сводная таблица результатов исследования ________________18
ΙΙΙ. Выводы______________________________________________18
ΙV. Заключение___________________________________________19
V. Список используемой литературы________________________20
VΙ. Приложение______________________________22
1.Введение
Современные технологии немыслимы сегодня без той дешевой и обильной энергии . которую представляет нам нефть . нефть можно рассматривать как источник для выработки различных моторных топлив , в том числе : бензина керосина и тд
в связи с этим проблема ,которую мы хотели бы затронуть в работе : увеличение объема бензина при добавлении в нефть антиоксидантов
Актуальность таких исследований на современном этапе развития химической технологии очевидна. Несмотря на новые технологии и внедрение новых видов топлив , для автомобилей одним из основных является бензин. Потребности в использовании бензина очень велики .
Качество бензина как моторного топлива определяется его октановым числом. Плохое моторное топливо имеет нулевое октановое число, а хорошее топливо-октановое число 100. Характеристики горения бензина улучшаются при добавлении в него антидетонаторной присадки, в качестве которой используется тетраэтилсвинец (IV), Рb(С2 Н5 )4. При горении бензина, содержащего эту присадку, образуются частицы свинца и оксида свинца (II), что губительно сказывается на здоровье людей и замедляет работу двигателя . Для улучшения качества бензина можно использовать антиоксиданты , которые способны окислить ионы металлов . в качестве антиоксиданта можно использовать дифениламин
Дифениламин является характерным представителем окислительно-восстановительных индикаторов, имеющих весьма важное значение в переработке нефти.
Практическая значимость нашего проекта заключается в , использования изучения методик по совершенствованию первичной перегонки нефти.
Объектами нашего исследования являются бензин, полученный при первичной переработке нефти и бензин полученный с использованием бициклического органического соединения
Предметом исследования являются воздействие дифениламина на процесс первичной перегонки нефти
Целью нашей работы является исследование действие дифениламина на увеличение объема и качества бензина при первичной переработке нефти.
Задачи:
Ход исследования
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Теоретическая часть
А) Нефть — природная маслянистая горючая жидкость со специфическим запахом, состоящая в основном из сложной смеси углеводородов различной молекулярной массы и некоторых других химических соединений. Ее переработка производится с целью разделения ее на отдельные группы углеводородов или фракции. Разделение нефти на фракции основано на различии температур кипения и испарения различных углеводородов или групп углеводородов и осуществляется путем перегонки (испарения) из смеси компонента с более низкой температурой кипения
Б) Основные фракции первичной переработки нефти:
- Петролейная фракция — это смесь легких жидких углеводородов (пентанов и гексанов). Петролейную фракцию получают из попутных нефтяных газов, из газоконденсата и из легких фракций нефти. Температура кипения петролейного эфира — 40-70 °C (легкий) и 70—100 °C (тяжёлый). Поэтому он относится к наиболее легковыкипающим фракциям нефти и при ее фракционном разделении выделяется одним из первых. Петролейный эфир представляет собой бесцветную жидкость с плотностью 0,650—0,695 г/см3. Он является растворителем жиров, масел, смол и других углеводородных соединений. Петролейный эфир используется в качестве растворителя в жидкостной хроматографии, а также в качестве растворителя при экстракции различных углеводородов, нефти, битумоидов из горных пород. Также петролейный эфир часто используют в качестве топлива для зажигалок и каталитических грелок.
-Бензиновая фракция—нефти и конденсатов представляет собой сложную смесь углеводородов (до С11) различного строения. Примерно 70 компонентов этой смеси выкипают до 125°C , а в интервале 125-150°C — выкипает 130 углеводородных компонентов этой фракции. Эта фракция используется для получения различных видом и сортов топлива для двигателей внутреннего сгорания. Она представляет собой смесь различных углеводородов, в том числе неразветвленных и разветвленных алканов. Поэтому бензиновую фракцию нередко подвергают термическому риформингу, чтобы превратить неразветвленные молекулы в разветвленные. В основном в состав бензиновых фракций нефти входят нормальные и изомерные парафиновые углеводороды С5 - Сп. Среди нафтеновых углеводородов в наибольшем количестве содержатся метилциклопентан, циклогексан, метилциклогексан, а также высокое содержание легких ароматических углеводородов - толуола и метаксилола. Состав бензиновых фракций определяется составом исходной нефти, которая подвергается переработке. Поэтому свойства бензинов (углеводородный состав, октановое число и т.д.) во-многом определяются свойствами нефти, из которой они изготовлены. Далеко не все нефти подходят для производства бензина высокого качества. Например, в бензиновых фракциях нефтей Ставропольского края преобладают нормальные парафиновые углеводороды. Их содержание достигает 46 - 69 % во фракциях, выкипающих до 120°C и 51 - 78 % во фракциях, выкипающих до 200°C. Вследствие этого бензины имеют невысокие октановые числа. Плохое моторное топливо имеет нулевое октановое число, а у хорошего топлива октановое число равно 100. Октановое число бензиновой фракции, получаемой из сырой нефти, обычно не превышает 60. Особенно ценным является наличие в бензиновых фракциях нефти циклопентана, циклогексана и их производных. Из этих углеводородов получают ароматические углеводороды, например бензол, содержание которого в нефти незначительно.
- Лигроиновая фракция (тяжелая нафта) нефти является высокооктановой. Она также представляет собой сложную смесь углеводородов, но уже более тяжелых, по сравнению с петролейной ибензиновой фракциями (состав С8 — С14). В ней содержится значительно больше ароматических углеводородов (до 8 %), чем в бензиновой фракции. Также в ней нафтены почти в З раза превышают содержание парафинов. Плотность лигроиновой фракции 0,78—0,79 г/см3. В промышленности она используется как компонент товарных бензинов, осветительных керосинов и реактивных топлив, а также как органический растворитель и наполнитель жидкостных приборов. До активного использования дизельного топлива лиграиновая фракция служила сырьем для производства моторного топлива для тракторов. Состав неочищенного лигроина, выходящего из нефтеперегонного куба, или лигроина первой перегонки, зависит, главным образом, от состава сырой нефти. Лигроин из парафинистой нефти содержит больше насыщенных соединений с неразветвленной цепью или циклических соединений. Как правило, большая часть низкосернистыхнефтей и лигроинов являются парафинистыми. Нафтеновая нефть содержит больше ненасыщенных, циклических и полициклических соединений. Нефти с более высоким содержанием серы чаще бывают нафтеновыми. Очистка различных лигроинов первой перегонки может немного отличаться в зависимости от состава, определяемого составом сырой нефти.
- Керосиновая фракция — это фракция прямой атмосферной перегонки нефти с границами кипения от 180 до 315°С. Плотность при 20°С — 0,854 г/см3. Температура начала кристаллизации — минус 60°С. Керосиновая фракция обычно представлена углеводородами, имеющими от 9 до 16 атомов углерода. Наряду с парафинами, моноциклическими нафтенами и углеводородами ряда бензола она содержит в своем составе бициклические — нафтеновые, ароматические и нафтено-ароматические углеводороды. Керосиновые фракции ввиду высокого содержания изопарафинов и низкого содержания бициклических ароматических углеводородов являются высококачественным топливом для 18 реактивных двигателей. Они отвечают требованиям на современные и перспективные реактивные топлива с повышенной плотностью, умеренным содержанием ароматических углеводородов, хорошими показателями по термической стабильности и низкотемпературным свойствам. Углеводородный состав и товарные качества керосиновых фракций зависят от свойств и характеристик природной нефти. Например, керосиновые фракции циклано-ароматических нефтей (беспарафиновых) Грозненского района содержат много ароматических углеводородов, мало алканов, имеют высокое октановое число ( - 40) и могут служить тракторным топливом, но не дизельным. Керосиновые фракции нефтейСураханского месторождения характеризуются как низкосортное тракторное топливо; для получения из них тракторного керосина требуется значительное облегчение фракционного состава. А исследование керосиновых фракций нефтей Сахалина показало, что они по своему углеводородному составу являются ценным сырьем не только для получения высококачественного топлива, но и для промышленности нефтехимического синтеза. Керосиновая фракция, выкипающая в интервале температур 120-230 (240)°C используется как топливо для реактивных двигателей, при необходимости подвергается демеркаптанизации, гидроочистке. Керосиновая фракция получаемая из малосернистых нефтей в интервале температур 150 — 280°C или 150 - 315°C используются как осветительные керосины. Фракция, выкипающая при 140 — 200°C применяется в качестве растворителя ( уайт-спирит) для лакокрасочной промышленности.
Дизельная фракция, выкипающая в пределах 180 - 360°C, используется в качестве товарного топлива для быстроходных дизелей, а также как сырье для других процессов переработки нефтепродуктов. Кроме названных фракций вырабатываются также углеводородные газы, керосиновые фракции. Дизельные фракции содержат мало ароматических углеводородов (до 25 %), а нафтены преобладают над парафинами. Эти фракции преимущественно состоят из производных циклопентана и цикло-гексана, имеют высокие цетановые числа и относительно низкие температуры застывания. Дизельные фракции парафинистыхнефтей содержат значительное количество алканов нормального строения, благодаря чему имеют сравнительно высокую температуру застывания (-10) - (- 11)°C. Для того чтобы получить из таких фракций дизельное зимнее топливо с температурой застывания — минус 45°C и дизельное арктическое топливо с температурой застывания — минус 60°C, эти фракции подвергают депарафинизации с применением карбамида. В дизельных фракциях обнаружены разнообразные органические кислород- и азотсодержащие соединения: спирты и кетоны парафинового и нафтенового рядов, алкилфенолы, пиридины, хинолины и, возможно, другие азотсодержащие гетероциклические соединения.
Мазут- это смесь углеводородов (с молекулярной массой от 400 до 1000), нефтяных смол (с молекулярной массой 500—3000 и более), асфальтенов, карбенов, карбоидов и органических соединений, содержащих различные микроэлементы — металлы и неметаллы (V, Ni, Fe, Mg, Na, Ca, Ti, Hg, Zn и другие). Физико-химические свойства мазута зависят от химического состава исходной нефти и степени отгона светлых (дистиллятных) фракций и характеризуются следующими данными : вязкость 8—80 мм²/с (при 100 °C), плотность 0,89—1 г/см³ (при 20 °C), температура застывания 10—40°С, содержание серы 0,5—3,5 %, золы до 0,3 %. Мазут до конца XIX века выбрасывали как отходы производства. Сейчас его применяют как жидкое котельное топливо или используют как сырье для дальнейшей переработки – вакуумной перегонки (рис.7). Тяжелые фракции невозможно перегнать при атмосферном давлении – при необходимой для их кипения высокой температуре начинается разрушение молекул.
Гудрон представляет собой остаток, образующийся в результате отгонки из нефти при атмосферном давлении и под вакуумом фракций, выкипающих до 450—600 °C (в зависимости от природы нефти). Выход гудрона — от 10 до 45 % от массы нефти. Гудрон — вязкая жидкость или твердый асфальтоподобный продукт черного цвета с блестящим изломом. В состав гудрона входят парафиновые, нафтеновые, ароматические углеводороды (45-95 %), асфальтены (3- 17 %), а также нефтяные смолы (2-38 %). Кроме того, в гудроне концентрируются практически все присутствующие в нефти металлы. Так, например, содержание ванадия может достигать 0,046 %, а — 0,014 % и выше, особенно для нефтей и природных битумов, изначально характеризующихся высокими процентными содержаниями микроэлементов. В зависимости от природы нефти и степени извлечения 22 светлых фракций плотность гудрона составляет от 0,95 до 1,03 г/см³, коксуемость от 8 до 26 % по массе, температура плавления 12—55 °C. Гудрон используют для производства дорожных, кровельных и строительных битумов, малозольного кокса, смазочных масел, мазута и моторного топлива.
В) Бензин–это жидкость , которая представляет собой смесь углеводородов. как уже было сказано раннее его получают из нефти . в основном бензин используют в качестве моторного топлива . Бензины бывают разных видов , например летний и зимний. Так же качество бензина определяется его октановым числом, чем больше октановое число, тем лучше бензин. Для повышения октановых чисел , используют разные детонационные присадки и высокооктановые компоненты , которые отрицательно сказываются на двигателе машины . Но для того чтобы предотвратить эту проблему можно добавить в нефть различные антиоксиданты, которые к тому же способствуют большей химической стабильности
В качестве антиоксиданта возьмем дифениламин
Г) Дифениламин- бесцветные кристаллы, темнеющие на свету, легко растворим в диэтиловом эфире, бензоле, ацетоне, четыреххлористом углероде. При добавлении его в нефть , происходит нейтрализация присадок . так же ,он помогает увеличить объемы полученного бензина и процентный выход, и его экологическую безопасность.
ΙΙ. Практическая часть
А) Методика исследования :
Опыт 1 : Получение бензина путем перегонки нефти
Цель: получить бензин путем первичной перегонки нефти
Приборы: колбонагреватель, колба Вюрца объемом 250 мл , термометр до 350 С, прямой холодильник , аллонж, колба объемом 50 мл , аналитические весы
Реактивы: 250 мл сырой нефти
Ход работы:
В колбу Вюрца объемом 250мл наливаем 250 мл сырой нефти , предварительно вычислив ее плотность . колбу закрываем пробкой с термометром и через отводную трубку соединяют с холодильником , к концу которого присоединяют аллонж.
Колбу Вюрца осторожно нагреваем на колбонагревателе.Отмечаем начало кипения и отбираем продукт, выкипающий до 180 С.
Результаты исследования :
объем которого составляет 38 см3,
масса 28 г,
плотность 0,7386,
объемный выход- 0,2533 ,
весовой выход- 0,2088
Вывод: получен бензин для дальнейшего исследования
Опыт 2 : Определение качества бензина
Цель: Определить качество полученного бензина
Оборудование : мерный стеклянный сосуд цилиндрической формы , секундомер, стеклянные пробирки, фильтровальная бумага, весы , термометр, стеклянная колба , пипетка, штатив, делительная воронка, мерный цилиндр, колба Вюрца, обратный холодильник.
Реактивы: дистиллированная вода, растворы индикаторов метилоранжа и фенолфталеина, смесь спирт-бензол 0,1 Н раствор КОН.
Методика исследования :
Проводим осмотр испытуемого бензина в стеклянном сосуде цилиндрической формы.
Набираем пипеткой бензин и капнули на фильтровальную бумагу.
Результат:
Содержание воды и примесей | Не обнаружено |
Наличие твердых частиц | Не содержатся |
цвет | бесцветный |
Время испарения на фильтровальной бумаге |
|
Вывод: по внешним признакам бензин хорошего качества, используется летом .
б).Проведение анализа свойств бензина на содержание кислот и щелочей .
Методика исследования:
Смешиваем в делительной воронке 10 мл бензина и 10 мл дистиллированной воды и взбалтываем 30-40 секунд.
Закрепляем делительную воронку в штативе и ждем до тех пор, пока не закончится расслоение образовавшейся эмульсии на два слоя. Верхний слой-слой бензина , а нижний –водная вытяжка , в которую мы должны перейти содержащиеся в дизельном топливе растворимые в воде кислоты и щелочи.
Отбираем в 2 пробирки по 2-3 мл водной вытяжки , в одну прибавляем 2 капли фенолфталеина , а в другую 2 капли спиртового раствора метилоранжа и хорошо взбалтываем .
Результат:
Цвет среды | Наличие | ||
метилоранж | фенолфталеин | кислот | щелочей |
красный | бесцветный | + | - |
Вывод : в бензине присутствуют водорастворимые кислоты, которые ухудшают качество бензина
в) Определение кислотного числа бензина
Кислотное число является показателем содержания в нефтепродуктах соединений кислотного характера , к числу которых в первую очередь относятся нафтеновые кислоты, а также жирные и ароматические кислоты , содержание которых в нефтепродуктах значительно ниже.
Кислотным числом называется количество мг КОН , необходимое для нейтрализации 1 г анализируемого вещества
Методика исследования:
К.Ч. =
, где 5,6 – количество мг КОН в 1 мл 0,1 Н раствора КОН ; К –поправка к титру раствора КОН (принять равной 1)
М=
Результат :
масса | V (KOH) | Vср(КОН) | К.Ч | Молярная масса |
10,22 г | 0,3 мл | 0,3 мл | 0,164 | 341,46 г/ моль |
Вывод: кислотное число соответствует норме , следовательно исследуемый бензин хорошего качества
Опыт 3: Получение бензина путем перегонки нефти, с добавлением дифениламина
Цель : получить бензин , с добавлением антиоксиданта
Приборы: колбонагреватель, колба Вюрца объемом 250 мл , термометр до 350 С, прямой холодильник , аллонж, колба объемом 50 мл , аналитические весы
Реактивы: 250 мл сырой нефти , 0,68 г дифениламина
В колбу Вюрца объемом 250мл наливаем 250 мл сырой нефти , предварительно вычислив ее плотность . Добавляем в нефть дифениламин и тщательно перемешиваем . колбу закрываем пробкой с термометром и через отводную трубку соединяют с холодильником , к концу которого присоединяют аллонж.
Колбу Вюрца осторожно нагреваем на колбонагревателе.Отмечаем начало кипения и отбираем продукт, выкипающий до 180 С.
Результат:
объем которого составляет 39 см3,
масса 28,485 г,
плотность 0,7903 ,
объемный выход- 0,26 ,
весовой выход-0,2208,
Вывод: получен бензин с добавлением дифениламина
Опыт 4 :Определение качества бензина
Оборудование : мерный стеклянный сосуд цилиндрической формы , секундомер, стеклянные пробирки, фильтровальная бумага, весы , термометр, стеклянная колба , пипетка, штатив, делительная воронка, мерный цилиндр, колба Вюрца, обратный холодильник.
Реактивы: дистиллированная вода, растворы индикаторов метилоранжа и фенолфталеина, смесь спирт-бензол 0,1 Н раствор КОН.
а) Оценим качество бензина по внешним признакам:
Методика исследования:
Проводим осмотр испытуемого бензина в стеклянном сосуде цилиндрической формы.
Набираем пипеткой бензин и капнем на фильтровальную бумагу.
Результат:
Содержание воды и примесей | Не обнаружено |
Наличие твердых частиц | Не содержатся |
цвет | бесцветный |
Время испарения на фильтровальной бумаге | 60 сек |
Вывод: по внешним признакам бензин хорошего качества, который используется зимой.
б)Проведем анализ свойств бензина на содержание кислот и щелочей .
Методика исследования:
Смешиваем в делительной воронке 10 мл бензина и 10 мл дистиллированной воды и взбалтываем 30-40 секунд.
Закрепляем делительную воронку в штативе и ждем до тех пор, пока не закончится расслоение образовавшейся эмульсии на два слоя. Верхний слой-слой бензина , а нижний –водная вытяжка , в которую мы должны перейти содержащиеся в дизельном топливе растворимые в воде кислоты и щелочи.
Отбираем в 2 пробирки по 2-3 мл водной вытяжки , в одну прибавляем 2 капли фенолфталеина , а в другую 2 капли спиртового раствора метилоранжа и хорошо взбалтываем .
Результат:
Цвет среды | Наличие | ||
метилоранж | фенолфталеин | кислот | щелочей |
оранжевый | бесцветный | - | - |
Вывод : в данном образце бензина не содержатся ни кислоты ,ни щелочи, что улучшает качество бензина
в) Определение кислотного числа бензина:
Кислотное число является показателем содержания в нефтепродуктах соединений кислотного характера , к числу которых в первую очередь относятся нафтеновые кислоты, а также жирные и ароматические кислоты , содержание которых в нефтепродуктах значительно ниже.
Кислотным числом называется количество мг КОН , необходимое для нейтрализации 1 г анализируемого вещества
Методика исследования:
1)точную навеску исследуемого бензина массой 10 г , взвешенную на весах, растворяем в 25 мл спирто - бензольной смеси в плоскодонной колбе.
2)Прибавляем 2 капли спиртового раствора фенолфталеина и хорошо взбалтываем
3) Оттитруем из бюретки 0,1 Н раствором КОН до появления малинового окрашивания
4)Для получения более точных результатов проводим еще одно титрование
5)Определяем кислотное число по формуле
К.Ч. =
, где 5,6 – количество мг КОН в 1 мл 0,1 Н раствора КОН ; К –поправка к титру раствора КОН (принять равной 1)
6)Определяем среднюю молярную массу нафтеновых кислот по уравнению:
М=
Результат:
масса | V (KOH) | Vср(КОН) | К.Ч | Молярная масса |
20 ,12 г | 0,4 мл | 0,4 мл | 0,111 | 504г/ моль |
Б) Сводная таблица результатов исследования:
Бензин | Бензин , полученный с добавлением дифениламина | |
Масса | 27,998 | 28,485г |
Объем | 38 | 39 |
Плотность | 0,7386 | 0,7303 |
Кислотное число | 0,164 | 0,111 |
Наличие кислот | + | - |
Наличие щелочей | - | - |
Время испарения бензина | 80 сек | 60 сек |
Объемный выход | 0,2533 | 0,26 |
Весовой выход | 0,2088 | 0,2208 |
Вывод:
Результаты исследования подтвердили поставленную нами гипотезу : при добавлении
дифениламина улучшается качество бензина по 2 признакам: кислотное число и время
испарения.
ΙV.Заключение
Для улучшения качества бензина можно использовать различные присадки. В качестве такой присадки можно применять бициклическое органическое соединение – дифениламин, который увеличивает объем и качество бензина. Бензин , полученный при добавлении в нефть антиоксиданта, при сгорании выделяет меньшее кол-во вредных газов в окружающую среду.
В своей работе мы ставили цель исследовать действие дифениламина на увеличение объема и качества бензина при первичной переработке нефти . Мы показали как изменились свойства и количество бензина .При изучении химии дальше нам предстоит более углубленное изучение влияния разных антиоксидантов на бензин . Но мы считаем что уже те немногие сведения привлекут читателей и помогут получать более качественный менее вредный для окружающей среды бензин .Что очень важно в век технологий и машин . Это уже не мало, а значит есть результат от проделанной работы
V.Список использованной литературы :
редакцией 3. И .Сюняева. Ленинград: Химия, 1984
Интернет-ресурсы:
VΙ.Приложение:
Барсучья кладовая. Александр Барков
Любили тебя без особых причин...
Горячо - холодно
Хитрый коврик
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт