В работе учащиеся сравнивают сиситемы оценок в разных странах.
Вложение | Размер |
---|---|
научная работа учащегося | 851.18 КБ |
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПУТЬ К УСПЕХУ»
ОЦЕНКА В ШКОЛАХ РАЗНЫХ СТРАН: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЕ
СЕКЦИЯ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Выполнила:
ученица 6 «А» класса
МБОУ СОШ №22
с углубленным изучением
французского языка
Лалыкина Анастасия
Научный руководитель:
учитель истории
и обществознания
МБОУ СОШ №22
с углубленным изучением
французского языка
Шкробова Вероника
Владимировна
Дзержинск
2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ОЦЕНКА 6
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИСТЕМЫ
ОЦЕНОК 7
2.1.Система оценок в России 8
2.2.Система оценок во Франции 10
2.3.Система оценок в Японии 13
ГЛАВА 3. ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЕ В СИСТЕМАХ
ОЦЕНИВАНИЯ РАЗНЫХ СТРАН 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
ПРИЛОЖЕНИЯ 21
«Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись» (В.А. Сухомлинский)
….радость и покидает школьника, когда его учебная деятельность управляется с помощью от меток»
(Ш.А. Амонашвили)
ВВЕДЕНИЕ
Проблема оценки и оценивания учащихся сегодня является одной из самых актуальных. Необходимость оценивания знаний и умений отмечают все участники образовательного процесса: ученики, учителя, родители. Оценки являются неотъемлемой частью обучения.
В советское время была разработана пятибалльная система оценивания знаний учащихся. На современном этапе развития образовательной системы России возникла необходимость ее модернизации. Теоретически в школе используется пятибалльная система, а фактически она трёхбалльная, ведь отметки «единица» и «неудовлетворительно» практически не выставляются, и поэтому учителя прибавляют к оценкам плюсы и минусы. «Трехбалльной» системой не в состоянии отразить реальный уровень обученности и развития учащихся. Критерии оценок стали размытыми.
Сейчас большое внимание уделяют развитию индивидуальности каждого ученика, формированию критически думающей, свободной, творческой личности, которая может самостоятельно развивать свои способности. Но эти качества не в состоянии аттестовать пятибалльная система оценивания.
От пятибалльной системы оценок уже отказались многие страны, признав подобный вариант несостоятельным для современной системы образования. В настоящее время в мире существует множество систем оценивания знаний. В разных странах выбирают оптимальную для всех участников образовательного процесса систему оценок. И почти в каждой стране она разная. Изучая критерии выбора систем оценок в других государствах, мы получаем информацию о системе образования за рубежом, знакомимся с одной из важных сторон жизни людей. Системы оценок формируются долгое время. Изучая изменения и формирование критерий оценок, мы знакомимся с историей развития образования в разных странах.
Информация о том, какие оценки получают дети в других странах мира, интересна как взрослым, привыкшим рассматривать нашу шкалу школьных отметок как нечто незыблемое и безоговорочное, так и детям, которые только начали свое образование. 1
Я провела исследование среди своих одноклассников, предложив им следующую анкету (См. Приложение 1).
На основе результатов данного анкетирования можно сделать следующие выводы:
Для большинства ребят важно получать оценку знаний в виде отметки, но многие из них считают, что пятибалльной системы не достаточно для корректной оценки знаний учащегося. Все ребята проявили интерес к истории возникновения оценок в России и им также интересно узнать о том, какие системы оценок используются в других странах.
Результаты данного исследования представлены диаграммами (См. Приложение 2).
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучая систему оценок знаний в школах разных стран, мы узнаем много нового не только о зарубежных системах образования, но и об одной из важных сторон жизни людей. Сравнивая другие школьные системы оценивания с российской, мы делаем выводы об ее оптимальности для современного образования
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: сравнить систему оценок в разных странах
Для достижения поставленной цели необходимо решить
следующие ЗАДАЧИ:
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования определяется возможностью использования его результатов в практической деятельности педагогов, психологов, родителей и других лиц, участвующих в процессе получения образования. Также данные исследовательской работы могут быть учтены при разработке действенных и эффективных программ в сфере образования.
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОЦЕНКА»
«Оценка» - это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
Главная задача оценки - установить глубину и объем индивидуальных знаний. Функции оценки: обратная связь и подкрепление (поощрение).
Оценивание является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи. 2
Оценка - мнение о ценности, уровне или значении кого-чего-либо (по словарю Ожегова Сергея Ивановича)
Оценка назначенная или определенная кем-либо. Мнение, суждение, высказанное о качествах кого-чего-либо (по словарю Ушакова Дмитрия Николаевича)
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНОК
Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из трех 6aллов, каждый из которых обозначал разряд, к которому следует отнести ученика по его успеваемости (1-й - лучший, 2-й - средний, 3-й - худший). Баллы показывали место ученика среди других. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы; получилась пятибалльная шкала, которую и заимствовали в России. Здесь баллам стали придавать другое значение. Они перестали обозначать разряды учеников, а с их помощью старались оценить познания учащихся.
Система оценок была придумана с гуманной целью — избавить учеников от телесных наказаний. Первыми до этого додумались иезуиты в XVI-XVII вв. Их школы отличались экспериментаторским подходом к процессу обучения, программа была нацелена на всестороннее формирование личности сообразно религиозным заповедям. Именно поэтому иезуиты попытались заменить реальный кнут на «символический», а учеников в зависимости от их успехов стали делить на лучших, худших и средних. Впоследствии «средний класс» стал расслаиваться на тех, кто не дотягивает до лучших или не опустился до худших. Вместе с тем количество оценок стало увеличиваться.
Сейчас во многих странах принята 100-балльная шкала или шкала в пределах 100%. Ее придерживаются, например, в Австрии, Турции, Ираке, Южной Корее, Японии и на Коста-Рике. Чуть более распространена 10-балльная шкала, которая выражается как цифрами, так и буквами (с плюсами и минусами, как, например, в США). Пожалуй, самая необычная система оценок сегодня существует в Дании: всего в датских школах есть семь отметок в диапазоне от 12 до −3.3
2.1 Система оценок в России
В России впервые оценивать знания начали в 1737 году, при императрице Анне Иоановне, Оценки тогда были словесными, многообразными в пределах полярных понятий «хорошо – плохо».
В дальнейшем последовала реформа образования при Николае I. Русская школа пережила 3-, 5- и 8-, 10-,12-балльную систему оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1837 году официально утверждена Министерством народного просвещения: «1» — слабые успехи; «2» — посредственные; «З» — достаточные; «4» — хорошие; «5» — отличные. Эта система была предложена графом С.С. Уваровым.
Следующая реформа образования была во времена Александра III 1880 г. Вот как характеризовались оценки успеваемости в Российской Академии Генерального штаба в 1880 году.
1 степень – успехи слабые.
2 степень – успехи посредственные.
3 степень – успехи удовлетворительные.
4 степень – успехи хорошие.
5 степень – успехи отличные.
Лицеист Александр Пушкин плакал, когда его заставляли решать арифметические задачи. Имея оценку "превосходно" по словесности, юноша-Пушкин часто получал самые низкие баллы по математике, чаще всего ему писали – «худ» или «очень слаб».
В конце 19 века родилась идея безотметочного обучения, которая успешно экспериментировалась в 1916 году. Министерство просвещения уже было готово официально объявить об упразднении отметок в школах. В практику вводились простые уведомления родителей о случаях неуспеваемости детей.
Но тут прогремела Октябрьская революция 1917-го года, сокрушившая всю систему жизни страны. Несмотря на то, что все старое, "царское" категорически отвергалось, Народный комиссариат просвещения, который возглавила Надежда Константиновна Крупская (жена В.И. Ленина), посчитал, что мысль об отмене цифровой системы оценки знаний не так уж плоха и вполне соответствует лозунгу раскрепощения народа, провозглашенному Советской властью.
Вместо отметок учителя стали просто зачитывать индивидуальные характеристики учеников, причем в них учитывалась не только академическая успеваемость, но и общественно-полезная активность ученика в школе и вне ее. Между тем, директива об отмене "двоек" и "пятерок" выполнялась педагогами без энтузиазма, многие продолжали выставлять ученикам привычные отметки.
В 1939 вернулись словесные оценки ("неудовлетворительно", "удовлетворительно", "хорошо", "отлично"), а в 1944 году к ним добавили и привычные баллы (от 1 до 5).
В 60 — 90-е годы ХХ в. СССР сложились три основных подхода к модернизации и гуманизации балльной отметки, используемой, в большей или меньшей степени, в рамках традиционной классно-урочной системы:
1. Прежде всего, в начале 1960-х годов было предложено понятие «поурочный балл».
2. В 1990-е гг. в различных учебных заведениях стали апробироваться новые подходы к оцениванию познавательной деятельности школьников. Они заключались в переходе с пятибалльной на многобалльную систему (от 100 до 1000), известную как модульно-рейтинговая.
3. В 90-е годы использовались и различные методики оценивания деятельности школьников по конечным результатам. Одной из таких форм является сдача старшеклассниками в конце полугодия всего освоенного материала в ходе зачетной недели и соответственно получение «зачета» или «незачета». В конце 90-х гг. стали применяться подходы к оцениванию знаний, распространенные в США. Это «субъект-субъектная» система школьной оценки. Такая система получила название учебное «портфолио».3
2.2 Система оценок во Франции
Основные принципы системы образования во Франции имеют уже столетнюю историю, и были заложены в 1880-90-х годах. Образование бесплатно, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей от 6 до 16 лет. Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных заведениях обучается около 20% всех учащихся Франции. Государство утверждает все школьные программы для частных и государственных школ, организует конкурсы и экзамены. Только государство имеет право на выдачу дипломов до уровня бакалавра (baccalaureat). 4
Во Франции действует 20-бальная система оценок. И если в России отметки усреднены и несут в себе характеризующий элемент («двоечник», «троечник» и т.д.), то во Франции полученный балл лишь отображает точность выполнения заданных требований.
Так, между 9,5 и 10 — существует просто огромнейшая разница. Так как 9, 5 — это ниже среднего, а 10 — уже проходной балл. При этом полбалла французский ученик может потерять элементарно на неправильной нумерации листов. В то же время, даже 9 — считается хорошей отметкой!
Так как отличники получают, как правило, от 13 до 16.
17-18 — отметки для интеллектуалов и гениев
19 — исключительная случайность
20- чрезвычайно редкая оценка для школ Франции.
При этом нередко можно встретить оценки вроде 16.5 или 7.75 баллов.
Второгодники - обычное дело, на них никто пальцем не показывает. Но и отличникам никаких грамот и почёта не положено. Просто каждый француз с младенчества усваивает, что единственный путь к нормальной, достойной обеспеченной жизни - это интересная высокооплачиваемая работа. А чтобы стать специалистом, надо получить высшее образование, без которого в современном мире уже и продавцом в магазин не устроишься. Так что, каждый строит своё будущее ещё в школе.
Каждый семестр родители по почте получают табель успеваемости своих детей. В нём перечислены все предметы и оценки по 20-балльной шкале с округлением до сотых, например, 14,72. Но на этом информация, которую может почерпнуть родитель из табеля, не заканчивается. В нём есть колонки, в которых указана оценка ученика по всем предметам в предыдущих семестрах, чтобы оценить динамику. Для каждого предмета указана средняя оценка по классу — можно быстро увидеть, каковы успехи ребёнка по сравнению с другими. Для каждого предмета указана самая низкая оценка в классе и самая высокая — так еще лучше видно, насколько хороши успехи ребёнка. В последней графе табеля каждый преподаватель пишет своё мнение о каждом ребёнке. Например: «Ученик очень хороший и мотивированный. Показывает прогресс, несмотря на сложности с языком, однако следует обратить внимание на почерк и оформление работ». Или: «Отличный результат, есть явные способности, которые ученик планомерно развивает». Кроме этого указано, сколько часов занятий ученик пропустил, и сколько из этих часов не подтверждено документами. 5
Чтобы лучше узнать, о системе оценок во Франции, я переписывалась и общалась с жительницей этой страны, моей сверстницей - Аней Елениной из города Calais (См. Приложение 4).
Вот что она мне рассказала:
в 1-5 классе (начальная школа) во Франции существует следующая система оценок:
"А+" очень хорошо
"А" хорошо
"ECA+" нормально
"ЕСА " нужно выучить лучше
"NA" плохо.
В 6-9 классе для оценки знаний уже используется 20-бальная система оценок.
12 – 14 баллов - "достаточно хорошо" (assez bien)
14-16 баллов - "хорошо" (bien)
16-20 баллов - "очень хорошо" (très bien).
Далее у каждого ученика считается средняя оценка и выводится общий балл за триместр.
В старшей школе учеников распределяют по классам: классы научной секции и гуманитарные классы.
У учащихся в классах научной секции, оценка за французский будет менее важна, чем у тех, что учатся в гуманитарных классах.
Домашнее задание в школе бывает нескольких типов. Есть такое, которое сдается учителю и за него ставится оценка. А есть такое, которое не проверяется. За него оценка не ставится.
Также я общалась с Аней Волковой из Франции из города Aubange (См. Приложение 5).
Она предоставила мне фотографии своего дневника (См. Приложение 6).
2.3 Система оценок в Японии
До XIII века японская система образования находилась под влиянием китайских и корейских аналогов. Во времена правления Императора Одзина в стране работали ученые Атики и Вани из корейского государства Пэкче.
Около 552 года при посредничестве Пэкче в Японию попал буддизм. Его адепты распространяли в стране континентальные научные знания, технические и художественные навыки. В 607 году японский принц Сётоку отправил к китайской династии Суй посольство вместе с учениками в надежде перенять передовые азиатские знания. Во времена правления Императора Тэндзи в Японии была сооружена первая правительственная школа Сёдзё.
В VIII веке, в период Нара, японцы поддерживали контакты с китайской династией Тан. Под ее влиянием, после вступления в силу кодекса Тайхо, в Японии была заложена китайская система образования. Согласно этой системе в японской столице Нара была основана Академия, а в провинциях — провинциальные школы. Эта система сохранилась после переноса столицы Киото в 794 году.
В течение IX—XII вв. в Японии происходил процесс адаптации китайской культуры. Получили развитие иероглифические литература и поэзия, были изобретены азбуки хирагана и катакана, появились литература и поэзия, написанные азбукой. Основными образовательными центрами для знати и чиновников были провинциальные школы и буддистские монастыри эзотерических сект. Для простонародья существовали специальные школы, построенные монахами, в которых учили читать, считать, а также давали определённые технические навыки. Самой известной из таких школ была Сюгэй-сюти, основанная монахом Кукаем.
После основания Камакурского сёгуната китайская централизованная система образования пришла в полный упадок. Получило распространение домашнее и частное образование — в домах учёных или монастырях. Обители всех сект предоставляли начальное образование. Специальное образование получали в храмах и общежитиях монастырей секты Дзэн. Образованием простолюдинов занимались монахи новоявленных сект амидаи инитирэн. Среди знати и состоятельного монашества появился обычай учреждать частные библиотеки и архивы.
Школа в Японии делится на три ступени:
Начальная школа (1-6 классы) - сёгакко,
Средняя школа (7-9 классы) - тюгакко,
Старшая школа (10-12 классы) - котогакко.
Нумерация классов не сквозная, как в России, а внутренняя - "первый класс начальной школы", "второй класс средней школы" и так далее. Параллели обычно обозначаются буквами латинского алфавита: 1-A (первая параллель первого класса), 1-B (вторая параллель первого класса) и так далее, или же цифрами: 1-1, 1-2 и так далее.
Очень интересна система оценки знаний в японской школе. Индивидуально уровень знаний учащегося не оценивается. В конце четверти выставляется общий процент качества знаний и выводится средняя оценка для всего класса. Однако в последнее время все чаще можно слышать мнение, что это не совсем объективно, и, возможно, скоро в Японии откажутся от этой системы.
В конце учебного года проводится тестирование среди детей, где и выясняется их отношение к учителю. А если возникнет конфликт между учителем и учеником, то он разрешится всегда в пользу ребенка. И учителя уволят за то, что он не нашел общего языка с ребенком
Учебный год в Японии начинается в апреле. Уроки продолжаются с понедельника по пятницу либо по субботу, в зависимости от школы. Учебный год состоит из трёх триместров, каждый из которых отделён небольшими каникулами — весной и зимой, и отдыхом продолжительностью в один месяц — летом. 6
Чтобы больше узнать о системе оценок в Японии, я переписывалась и общалась с жительницей этой страны, моей сверстницей - Машей Рыбалка
из города Tokyo, и вот что она мне рассказала (См. Приложение 4):
Сейчас в Японии от 1 до 12 класса дети меняют 3 школы:
с 1 по 6 - начальная школа 小学生( сёгакко );
с 7 до 9 - средняя 中学校( чюгакко );
с 10 - 12 старшая 高校( коко ) .
В японских школах 100 бальная система. За каждое задание даётся 1-5 баллов. Также в случае маленькой ошибки (ошибка иероглифа или наполовину правильно выполненное задание) учитель ставит треугольник. Это обозначает что тебе дали половину балла.
У полной ошибке ставится галочка, у правильных ответов круг.
В средней и в старшей школе экзамены (ЕГЭ) проходят в определенное время - в начале семестра и в конце. Для этого выделяются 2 либо, 3 дня и дети старательно сдают их.
ЕГЭ сдают очень строго если ты повернулся – это могут посчитать за списывание. В этом случае, по предмету у тебя будет 0 баллов.
В начале семестра сдают 5 предметов - японский, математику, химию- физику-биологию, историю-обществознание и английский (кстати, английский начинают изучать только в 7-м классе. Начинают учить алфавит и грамматику, но только в частных школах.
В конце семестра сдают 9 предметов, домоводство - технология (один предмет), рисование, музыка, и физкультура (письменный тест).
Для того чтобы перейти в следующую школу дети не сдают государственные экзамены. Для начала они сдают оценки школьных тестов. По результатам этих оценок вас либо допускают либо не допускают до экзаменов в школе в которую Вы хотите поступить.
Оценки в аттестат 5 бальные, но их ставят на основе 100 бальных тестов и поведения на уроке. Если Вы набрали 80-90 баллов и хорошо вели себя, то в аттестат Вам поставят 5. Если Вы набрали 60-80 баллов и хорошо себя вели, то поставят 4 и так далее.
ГЛАВА 3. ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЕ В СИСТЕМАХ ОЦЕНИВАНИЯ РАЗНЫХ СТРАН
Системы оценок в России, Японии, Франции, сильно отличаются друг от друга. Однако есть в них и общее (См. Приложение 3):
Отличия систем оценок в школах России, Японии и Франции в том что:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня знаний. Оценка — одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. 7
На основе представленной информации можно сделать выводы о том, что каждая система имеет свою сильные и слабые стороны:
На основе проведенного анкетирования и общения с ребятами из Франции и Японии можно сделать вывод о том, что успеваемость и удовлетворенность ученика зависит не только от выбранной системы оценок, но и от мотивации учащегося, его желания быть успешным.
Обсуждая системы оценок с девочками из Франции и Японии, мы сделали вывод о том, что трудно отдать предпочтение какой-то одной из них. У каждой из них есть свои преимущества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Оценка и отметка. Социальная сеть работников Психологические науки//https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2011/12/10/otsenka-i-otmetka
2. Вузлит.ру // https://vuzlit.ru/447808/funktsii_kontrolya_otsenki
3. Доклад на тему "История школьной оценки в России" https://infourok.ru/doklad-na-temu-istoriya-shkolnoy-ocenki-v-rossii
4. О Франции по-русски // http://www.infrance.ru/education/systeme/
5. Система образования во Франции http://francissimo.ru/2012/04/ucheba-po-francuzski-chastnosti.html
6. Образование в Японии — Википедия //https://ru.wikipedia.org/wiki/
7. Студвуд.ру //https://studwood.ru
8. Олвуменс.ру //http://www.allwomens.ru/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
АНКЕТА
№ | Вопрос анкеты | Ответ |
1 | Важно ли для Вас получить оценку своих знаний в виде отметки? | |
2 | Как Вы думаете, может ли школа обойтись без оценок? | |
3 | Достаточно ли пятибалльной системы для полной оценки знаний ученика? | |
4 | Интересно ли Вам как появилась система оценок в России? | |
5 | Хотели бы Вы узнать, какая система оценок используется в других странах? |
Приложение 2
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
Приложение 3
СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ ОЦЕНОК В РАЗНЫХ СТРАНАХ
Страна | Россия | Франция | Япония |
Общее | Оценка знаний учащихся производится в баллах | ||
Чем выше балл, тем лучше результат | |||
Оценкам за контрольную придается больше значения, чем за ответ у доски | |||
Выставляются оценки за четверть | |||
Имеются дневники (аттестаты) | |||
Имеются 3 школы (младшая, средняя, старшая) | |||
Различие | 5-ти бальная система | 20-ти бальная | 100-бальная |
Ставятся оценки за поведение | Не ставятся оценки за поведение | Не ставятся оценки за поведение | |
Учат Английский | Учат Английский | Не учат Английский | |
ЕГЭ сдается в конце года | ЕГЭ сдается в конце года | ЕГЭ сдается в начале и конце семестра | |
Оцениваются знания | Оценивается точность выполнения требований учителя | Оценивается знания |
Приложение 4
ПЕРЕПИСКА С ДЕВОЧКАМИ ИЗ ФРАНЦИИ И ЯПОНИИ
Приложение 5
ФОТО ДНЕВНИКА ДЕВОЧКИ ИЗ ФРАНЦИИ
Приложение 6
ОБРАЗЦЫ ДНЕВНИКОВ ВО ФРАНЦИИ
Вода может клеить?
Рисуем белые грибы пастелью
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Рисуем ананас акварелью
Распускающиеся бумажные цветы на воде