Доклад на районную конференцию "Моя отчизна"
Вложение | Размер |
---|---|
iz_istorii_monastyrya.docx | 24.89 КБ |
КОНФЕРЕНЦИЯ «МОЯ ОТЧИЗНА»
«История Кодского монастыря»
В номинации «Славные страницы в истории моей малой родины»
Автор: Шевчик Милена Алексеевна |
11 лет |
МКОУ «Октябрьская СОШ им. Н.В. Архангельского» |
Руководитель: Буторина Ксения Сергеевна |
2018
На сегодняшний день пгт Октябрьское является одним из пяти наиболее крупных населенных пунктов Октябрьского района. В нем проживает около 4 миллионов человек. За историю своего существования этот населённый пункт поменял несколько названий: Кодск, Кондинск, Кодское княжество.
В XV-XVII веках Октябрьское именовалось Кодой и являлось своеобразным центром объединения ханты в Западной Сибири, известного как Кодское княжество.
Впервые Кодская земля упоминается в летописи 1484 года.
В резиденции кодского князя на месте Коды в конце XVI века сподвижники Ермака построили городок Кодск и оставили отряд служилых людей; это были первые русские, которые поселились здесь на постоянное место жительства.
А в XVII веке Октябрьское именовалось селом Кондинским и являлось центром Кондинской волости в составе Березовского уезда Тобольской губернии.
На территории пгт. Октябрьское расположен памятник истории и культуры окружного значения Кондинский Троицкий монастырь (датирован 1657 годом).
Впервые наиболее полно и определенно проблему роли монастырей в освоении арктического приполярья Сибири поставил В. А. Александров [11].Выдающийся русский ученый создал запоминающуюся картину становления хозяйства Туруханского Троицкого монастыря в суровых условиях крайнего севера и показал его значение в снабжении хлебом промышленного и служилого населения Туруханского уезда. История хозяйственной деятельности Кондинского Троицкого монастыря, игравшего для жителей севера Оби ту же роль, что для жителей севера Иртыша играл Туруханский монастырь. Каменная Свято-Троицкая церковь в посёлке Октябрьское — один из немногих сохранившихся образцов каменного культурного зодчества в Западной Сибири. Она была заложена в 1731 г. рядом с обветшавшей деревянной церковью. Основанию Кондинского монастыря предшествовала долгая история этнических контактов на Обском Севере. Еще казаки Богдана Брязги, посланные в 1583 г. Ермаком вниз по Иртышу в «ясачный» поход, вступили в переговоры с кодским князем Алачем и поставили его «большим» над всеми остяками, «яко богата суща». Признав одним из первых власть русского царя, Алач, в отличие от других местных «князцов», добился для своего княжества отношений своеобразного вассалитета: кодские остяки вместо уплаты «государевой ясачной подати» обязаны были нести военную службу [10]. Вплоть до ликвидации самостоятельности Коды в 1643 г. ее правители во главе «служилых остяков» и вместе с русскими «ратями» покоряли соседние остяцкие, вогульские княжества и тунгусов.
Особая близость кодских князей к русским властям сказалась и на раннем распространении православия в этой земле. Первыми в княжеской семье приняли православие Анастасия, вдова Алача, и их внук Петр. В 1600 г. решился на крещение Игичей Алачев, объясняя свой поступок тем, что желает «быть с матерью своею и с сыном в одной вере». Следом за Игичеем крестились его сыновья Григорий, Михаил и Иван. Крестясь, княгиня Анастасия и Петр «били челом» царю и патриарху о заведении в Коде православного храма. Их просьба была поддержана, и 10 сентября 1599 г. березовским воеводам была послана грамота с указом царя Бориса Годунова об устройстве храма в Коде во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя св. Николая Мирликийского, для чего из Москвы было послано церковное строение, иконы, колокола и книги. Князь Петр должен был нанять в Березове плотников и «приготовить» священника. Воеводам было велено посылать с Березова в Коду «для береженья с огненным боем человек по 10-ти и по 15-ти» [9].
В 1609 г. княгиня Анна, вдова Игичея Алачева, пыталась объединить остяцкие и вогульские княжества для борьбы с русской властью, за что ее посадили в тюрьму. Именно в это время черный поп (по другим документам, игумен) Троицкой церкви Евстратий и бил челом в Сибирский приказ о том, что «ему де туто быть не у чего, приходу де никакого нет». Московские власти распорядились в 1608 г. передать из Коды все церковное строение, образа и книги в Березов. Несмотря на эти события, распространение православия в Кодской земле продолжалось. 20 октября 1654 г. тобольским воеводам была послана грамота царя Алексея Михайловича с распоряжением: «в том Кодеком городке монастырю и старцам, дьячку и пономарю быть, и ругою и жалованьем их устроить» [10]. Согласно этой грамоте в 1657 г. на правой стороне Оби, в устье реки Кондушки, в 240 верстах от Березова и в 760 верстах от Тобольска был основан Кондинский Троицкий монастырь. Судя по переписной книге, центром обители были три церкви и колокольня. При основании монастыря ему были переданы Троицкая и Зосимо-Савватиевская церкви, в 1673 г. первая была уже «ветхая», а вторая — «стоит пуста и развалилас». В 1668 г. была построена еще одна церковь, «новая, теплая, шатровая ж, с трапезною и с келарскою с прирубными, алтар и придел прирубленыя ж, а во имя та церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы», и колокольня с четырьмя колоколами.
Жилые постройки монастырских «крепостных служебников», «трудников» и бобылей находились под горой, за монастырем. Монастырь был основан относительно недавно, только начал обустраиваться, видимо, поэтому «холостые работники» жили в избе в одном «дворце» с «избой поземной, болшой» и сараем, в которых содержался домашний скот. Такие временные жилища были характерны и для поселений «государевых» крестьян в начальные моменты колонизации [4]. Перепись 1673 г. показывает, что за двадцать лет существования обители братия добилась в этом направлении некоторых результатов: при монастыре жили 38 «новокрещенных»; об одном из них, Ярке Трифонове, было сказано, что он — зырянин, остальные, видимо, были остяками. Согласно законодательству XVII в., православный не мог жить среди язычников, почему «новокрещенных» и селили около монастыря, давая им новый социальный статус бобылей, «крепостных служителей» и т. д. Таким образом, в 1673 г. Кондинский монастырь обладал уже развитым многоотраслевым хозяйством. Наряду с традиционными для Обь-Иртышского Севера занятиями (охота, рыболовство) насельники монастыря активно занимались ремеслом. Появление в 1662 г. монастырской заимки на реке Исети позволило обители стать крупнейшим поставщиком хлеба на рынок Березовского уезда. Животноводство и кузнечный промысел, развивавшиеся в самом монастыре, также носили товарный характер. Подчеркнем, что, с одной стороны, рыночные отрасли монастырского хозяйства были ориентированы на удовлетворение нужд соседнего остяцкого населения, с другой — монахи заимствовали у остяков некоторые предметы материальной культуры, приемы рыболовства, что свидетельствует об этническом взаимовлиянии на севере Оби. Уникальным для Северо-Запада Сибири был и мельничный комплекс монастыря. В XVII-XIX вв. русские поселенцы здесь земледелием не занимались «по холодному климату» и «непригодности» почв. Даже в 50-е гг. XIX в. земледелие «прекращалось» за 350 верст южнее Березова.
В XVII — XVIII вв. Кондинский монастырь стал важнейшим поставщиком хлеба на рынок Березовского уезда [12].
В течение всего XVII в. обитель находилась под покровительством царской семьи. Н. А. Абрамов в середине XIX в. писал, что в Кондинском монастыре хранились пожертвованные царскими особами вклады: образ Страшного Суда Христова на полотне с надписью «великий государь царь и великий князь Федор Алексеевич... пожаловал по своей государевой ко Господу Богу вере, дал сей святой образ... в Сибирь, на великую р. Обь, в обитель Пресвятыя и Живоначальные Троицы, иже нарицается Кодская, на украшение и покаяние в вере Христовой живущим, на просвещение и спасение людей неверных тамо пребывающих. Лета от создания мира 7179 г. месяца ианнуария». Со схожей надписью от царя Федора Алексеевича был пожалован колокол в 15 пудов, три колокольчика зазвонных, книги «Обед душевный» и «Вечеря душевная». Вместе со своим братом Иоанном и сестрой Софьей царь Федор Алексеевич пожаловал в Кондинский монастырь серебряный с позолотой крест напрестольный и кадило серебряное. Второе возрождение придало Православию расцвет и размах. В 50-ые годы XVIII века в Коде появилось каменное здание Свято-Троицкой церкви, которое было самым высоким вплоть до Тобольска. Колокола здесь отливали из собственной меди, залежи которой «Иванище» Кодский (летописцы называют его то экономом, то строителем, то рудознатцем) обнаружил прямо под монастырём. Чтобы не нарушить спокойствие обители, он скрыл этот факт не только от Москвы, но и от Тобольска. Медную руду добывали тайно (это объясняет существование двух подземных переходов общей протяжённостью в полтора десятка километров), «Иванище» возил её в Москву, плавил и отливал колокола [6].
До 1891 года Кондинский Троицкий монастырь был мужским и выполнял функцию миссионерского центра. При монастыре в 1844 году открылась первая школа для остяцких и русских детей. Учили детей чтению, письму, церковному пению, краткому катехизису и священной истории. Судьба монастыря решалась в разных церковных и светских инстанциях и в 1891 году было принято решение преобразовать пришедшей в упадок Кондинский Свято – Троицкий мужской монастырь в женский. Заладились монастырские дела у наместницы Анны Дружининой, казначея Августы Хомяковой, пономарницы Апполинарии Безсоновой, пяти рясофорных послушниц [10].
В 1924 году был закрыт монастырь, в 1930 году перестала действовать Троицкая церковь. В годы советской власти монастырь разграбили и попытались разобрать на стройматериалы, при попытке которого церковь лишилась колокольни, крестов и купола. К 30-ым годам в Тобольско-Тюменской епархии ещё действовали более трёх десятков церквей и только в Тобольске – пятнадцать. Тринадцать из них были в считанные месяцы закрыты. Какова дальнейшая судьба священнослужителей – мало кому известно. А наказывали их сурово. Так, в мае 1918 года красногвардейцы утопили Тобольского епископа Гермогена, обвинённого в попытке организации побега царственной семьи Николая II. В августе 1930 года под конвоем была отправлена в Тобольск последняя настоятельница Кодского женского монастыря мать Серафима, а попа Якова сослали неизвестно куда. Можно предположить, что их жизненный путь оборвался в поселении Новый Хорей, что близ Надыма, которое было своего рода архипелагом ГУЛАГом для священнослужителей [7].
Позже в остатках здания церкви был расположен районный центр связи.
С 2010 годы на территории монастыря велись реставрационные работы. Здание Свято-Троицкого храма полностью восстановлено, над храмом красуются купола с крестами, которые видны с р. Обь. Торжественное открытие храма с освящением колоколов состоялось в день юбилея Октябрьского района 4 июля 2017 года [8]. Кондинский Свято-Троицкий монастырь в пгт. Октябрьское Ханты-Мансийского автономного округа является объектом культурного наследия регионального значения. На сегодняшний день на территории монастыря располагается Свято-Троицкое архиерейское подворье, которое возглавляет игумен Алипий. После проведения реставрационных работ монастырь вновь открыт для прихожан со всей России, а также для иностранных гостей. Свято-Троицкая церковь является памятником архитектуры начала XVIII века с многовековой историей и бесценной культурой Кодского княжества. После возобновления служб в монастыре поселок оживился, стали строится магазины и торговые центры, стали приезжать туристы и паломники из разных городов.
Список источников:
Словари:
Интернет-ресурсы:
Бородино. М.Ю. Лермонтов
За чашкой чая
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Пчёлки на разведках
Этот древний-древний-древний мир!