Вложение | Размер |
---|---|
Моя семья в истории страны | 333.42 КБ |
Областной исторический исследовательский конкурс
«Моя семья в истории страны»
Номинация: «Семейная реликвия»
ИСТОРИЯ ЗОЛОТОЙ МЕДАЛИ
Выполнила: Волкова Елизавета Антоновна
ученица 9 класс (14 лет - г.р.26.09.1999)
Богородской средней общеобразовательной школы.
Руководитель: Дурова Людмила Витальевна
учитель истории.
Консультанты: мама Волкова Мария Олеговна
сестра Волкова Дарья Антоновна.
Тел: 8(83163)34532
e-mail mmshustova@yandex.ru
2014 г.
Моя старшая сестра Дарья несколько лет назад окончила школу с золотой медалью. Все поздравляли её и кто-то сказал: «Береги медаль, передашь потом своим детям. В их время уже, наверное, не будет таких вещей. И будет у вас семейная реликвия». Прошло какое-то время, и мне очень захотелось посмотреть на Дашину медаль. Сестра дала мне шкатулку, я открыла её и увидела… две золотые медали! Я очень удивилась: как такое может быть?! Оказалось, что одна медаль Дашина, а вторая – золотая медаль моего деда, которую мама передала Даше в память о нём. Когда мама окончила школу, её отец (мой дед) отдал ей свою золотую медаль на память. А теперь медаль перешла к Даше, его внучке. Получилась такая интересная семейная традиция. Но меня очень заинтересовал другой вопрос. Дедушка Олег был слепым от рождения. Как ему удалось быть отличником и даже получить такую высокую награду за учёбу?!.. Если бы я только знала, сколько интересного мне предстоит узнать, благодаря тому, что я задала этот незамысловатый вопрос!
К сожалению, мой дед, Олег Иванович Шустов, умер, когда мне было полтора года, и я совсем не помню его. Зато сестра очень часто общалась с дедушкой, когда была маленькая, и рассказала мне много интересного о нём. Кроме этого, моя сестра занимается историей и архивом нашей семьи, у неё есть много интересных фото и документов. К этому прибавились воспоминания мамы, бабушки и многих других родственников и друзей деда.
Родился мой дед 14 апреля 1946 года в Вильнюсе. Так написано в его свидетельстве о рождении. Сам он шутил на эту тему так: «Родился в Грузии – в Тбилиси, а написали, что в Вильнюсе. Свидетельство о рождении дали на литовском языке о том, что мать – русская, отец – русский, и я – русский. Где справедливость? Я – советский, так и надо было написать!» Его отец, Иван Матвеевич, был офицером и встретил Победу в Тбилиси, где во время войны жили его жена и дочь (см. приложение 1). Через полгода Иван был переведён интендантом в город Вильнюс, а его жена решила перебраться к мужу после родов. Во время родов у неё случились тяжелые осложнения, и в результате ребёнок родился слепым (но об этом сначала никто не догадывался, - в 40е годы ещё не умели проверять зрение у новорождённых). Зарегистрировали малыша уже в Вильнюсе, и свой первый документ, - Свидетельство о рождении, - он получил на литовском языке (см. приложение 2).
Мальчик подрастал, и родители заметили в поведении ребёнка что-то странное. Оказалось, что малыш не видит. Они возили его на консультации к лучшим врачам: в Москву, Ленинград, Одессу. Но безуспешно. Медицина была бессильна. Отец Олега был очень образованным человеком, он понимал, что такому ребёнку нужен серьёзный индивидуальный подход, и всё своё свободное время уделял занятиям с сыном: читал ему книги, учил простым бытовым делам, приучал к порядку (см. приложение 3). При любой возможности отец брал сына с собой на службу, на прогулку, в гости, на концерты и в театр: «Надо познавать окружающий мир».
Наступил 1952 год, и Иван Матвеевич неожиданно получил новое назначение. От одного только прочтения адреса нового места службы он чуть было не потерял сознание: Красноярский край, посёлок…(сейчас никто не может вспомнить название, но место было где-то на Енисее). Для офицера НКВД, каким был Иван, это значило одно: оттуда он живым не вернётся. Решение надо было принимать в течение суток. Он оставил семью в Вильнюсе и поехал к месту назначения один. Его жена в порыве безысходности собрала маленького Олега, взяла билет на поезд и рванула в Москву. На Лубянку. Там она обивала пороги с одной просьбой: мальчику скоро идти в школу, школы слепых есть только в Москве и Ленинграде. И без помощи отца он не сможет учиться. Конечно, на неё смотрели, как на безумную. Хотя бы потому, что придти в самое страшное для того времени место в Москве (а может быть и во всём СССР), да ещё и со слепым ребёнком, - мало кто мог решиться на такое. Но, к счастью, нашелся кто-то в страшном здании на Лубянке, кто услышал её просьбу. Ивана Матвеевича перевели в Подмосковный город Ногинск, но…без предоставления жилья. Сказали: «Мальчика возьмут учиться в школу слепых с проживанием в интернате, а вы уж сами придумывайте. Ищите угол». Радости не было предела! Семья снова была вместе. И «угол» нашелся. Как вспоминал дедушка Олег: «На выходные меня забирали домой – в бывшие конюшни». И ещё иногда говорил: «Да уж, если бы я был зрячим, так бы мы отца и потеряли в этом Красноярске…А так – кто-то меня пожалел, видимо».
В 1953 Олег был зачислен в первый класс Московской средней школы-интерната №1 для слепых детей. В те годы школа №1 была старейшей и лучшей школой для слепых детей во всём СССР. После Великой Отечественной войны в школе увеличилось количество учеников: пришли учиться дети, потерявшие зрение от травм, ранений и т.п., а также те, кто по разным причинам не мог учиться во время войны.
Школа стала для маленького Олега вторым домом. Он очень любил учиться, узнавать новое, заниматься чем-нибудь интересным (см. приложения 4,5). В 1957 году школа отметила 75-летний юбилей и переехала в новое здание. В нём были специально обустроенные для обучения слепых детей кабинеты биологии, физики, химии, географии, электрорадиотехники, машинописи, музыкальные классы с прекрасными инструментами, библиотека, читальный зал, спортивный зал, учебно-производственные мастерские. Сейчас мало кого удивишь подобным описанием школы. Но в тяжелейшие послевоенные годы, когда Москва поднималась из руин, получить такое здание и такое оборудование для детей, - это было почти чудом. В школе обучалось 220 учащихся (с небольшим остаточным зрением только 39), из них 50 отличников и 90 ребят учились на «4» и «5». И это при том, что программа в школе изучалась точно такая же, как и во всех остальных школах Советского Союза. Никаких поблажек не было. Кроме уроков, было много внеклассной работы и занятий. Детей водили на различные экскурсии в московские музеи, в театры, на концерты. Большое внимание уделялось эстетическому воспитанию слепых детей. Ребята занимались в хоровом, драматическом, музыкальных кружках: фортепиано, скрипки, баяна, духовых инструментов. Очень серьёзно была поставлена работа в физкультурном кружке: дети побеждали на соревнованиях по спортивной гимнастике и плаванию даже своих зрячих ровесников! В школе работали 36 учителей и 17 воспитателей, большая часть из которых имела высшее педагогическое образование.
В школе Олег учился отлично. У нас сохранились три его табеля: за 7, 9 и 10 классы (см. приложение 6). В итоговых оценках – одни пятёрки! Пару раз мелькает четвёрка …по черчению! Оказывается, в школе слепых изучали черчение, и даже рисование (на специальных досках)! На протяжении всех школьных лет мой дедушка занимался в классе фортепиано. Впоследствии он на протяжении всей жизни очень хорошо играл на рояле, занимался со своими детьми музыкой и был большим знатоком классической музыки. Также в школе он получил квалификацию специалиста по быстрому набору текста на «зрячей» пишущей машинке. У обычных зрячих людей эта специальность называлась «машинистка-стенографистка». Моя мама рассказывает, что её отец печатал даже быстрее многих зрячих машинисток. Это умение очень помогло ему в жизни при написании различных научных работ и статей. Еще одним увлечением на всю жизнь стало радио. Началось всё в школьном радиоклубе и продолжалось всю его жизнь в московском городском радиоклубе ДОСААФ. Даже дома у него была радиостанция (с паролем и международными позывными). Моя мама до сих пор помнит дедушкины позывные и удивлённое лицо почтальона, который регулярно доставлял в их квартиру странные открытки со всего мира, на которых были напечетаны позывные радиолюбителей, «застигнутых» дедушкой в эфире. В школьном радиокружке ребят учили не только «морзянке», но и обслуживанию радиостанции. Дедушка Олег легко паял (!), заменял детали, чистил приборы и т.п. Оказывается, он умел делать любой электроремонт: чинить розетки, магнитофоны и другие электроприборы. Всему этому их учили в школе.
Моя мама вспоминает, что её отец постоянно рассказывал о своей школе, учителях, друзьях, одноклассниках. Много он рассказывал весёлого. Например, в 10 классе с ним произошел курьёзный случай. Ребята в спальне поспорили: Вот ты, Шустов, такой правильный, отличник, сын офицера. А слабо тебе будет подушку в окно выкинуть?! Все кричали, что не станет он выкидывать подушку, что ему слабо и лень. Пока они кричали да спорили, он взял подушку и выбросил в открытое окно. Ребята даже и не поняли – все ведь слепые. И вдруг, как снег на голову, в гудящую спальню входит…директор школы. А в руках у него – подушка. Директор вышел из школы и шёл домой в ту самую минуту… Директор вошел с подушкой в руках и сказал всего несколько слов: «Первое: хорошо, что это была всего лишь подушка. Второе: надеюсь, это было не покушение. Третье: кто бросил, исключается из интерната на неделю, а в школу ходить!» Пришлось моему прадеду целую неделю возить сына в школу и забирать после уроков. Поблажек не было никому, даже отличникам. Как говорил дедушка: «Дисциплина была железная. Извинения принимались, но наказания не отменялись».
В 1964 году Олег Иванович окончил школу с золотой медалью «за отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение», той самой, которая теперь стала семейной реликвией (см. приложение 7) . Но в МГУ ему поступить не удалось, - не добрал балла на вступительных экзаменах. Через год, в 1965 году он поступил в Московский Государственный Педагогический Институт им. Ленина на математический факультет, который окончил в 1970 году с отличием. Вся его последующая жизнь была так или иначе связана с наукой, с его любимой математикой и программированием. С 1970 по 1979 год он работал в МГПИ имени Ленина преподавателем математики и программирования. С 1979 до 1992 года был старшим инженером-программистом, потом старшим научным сотрудником Московского Научно-Исследовательского Института автоприборов автомобильной промышленности. С 1992 по 1997 год преподавал программирование в Институте повышения квалификации руководителей предприятий Всероссийского Общества Слепых. Одновременно с этим работал в типографии издательства «Просвещение» редактором брайлевской литературы (книги и ноты для слепых печатаются рельефно-точечным шрифтом Брайля для чтения руками). С 1970 года принимал участие в создании нотной литературы шрифтом Брайля. С 1975 года работал в секции математиков, программистов и научных работников Общества Слепых. Осуществлял подготовку к изданию ежегодных сборников новых материалов по математике, программированию и научно-техническим дисциплинам.
Дед прекрасно говорил на английском и немецком языках, а также читал на итальянском. Он регулярно ездил (часто без сопровождения!) на научные конференции во многие города СССР и за границу (см. приложение 8). Ему принадлежит множество разработок и изобретений, улучшающих жизнь слепых. Например, всем известен светофор для пешеходов, у которого в то время, когда горит зелёный свет, раздаётся звуковой сигнал, чтобы слепой человек на шумной улице мог самостоятельно перейти дорогу. Инициатором внедрения таких светофоров был как раз мой дед. Также очень многое он сделал для того, чтобы слепым людям было логично и удобно ориентироваться в метро, особенно в таком огромном, как Московское. Всего не перескажешь. Дед умер скоропостижно 22 июня 2001 года от сердечного приступа. Ему было всего 55 лет. За свою жизнь он помог очень многим людям. Он был очень требовательным к себе, обязательным и пунктуальным человеком, ценил своё и чужое время, - поэтому ему многое удалось успеть сделать в жизни.
Наверное, из воспоминаний о моём дедушке получилась бы целая книга. Кто знает, может быть, моя сестра и напишет её когда-нибудь. А пока она собирает документы и воспоминания. А ещё оказалось, что дедушкиной медали в этом году исполнится 50 лет!
Приложение 1.
Родители Олега: мама Клавдия Петровна и отец Иван Матвеевич Шустовы.
Тбилиси (дата снимка точно не известна, приблизительно 1942 год).
Фото из семейного архива.
Приложение 2
Свидетельство о рождении Олега Ивановича Шустова, выданное в городе Вильнюс на литовском языке 17.06.1946 года.
Документ из семейного архива.
Приложение 3.
Олегу 5 лет. Вильнюс, 1951 год.
Фото из семейного архива.
Приложение 4.
4 класс с классным руководителем перед зданием школы, весна 1956 года. Второй справа мальчик в нарукавниках и бархатной курточке – Олег Шустов.
Фото из семейного архива.
Приложение 5.
Олег Шустов, ученик 6 класса, 1958 год.
Фото из семейного архива.
Приложение 6.
Школьный табель Олега Шустова за 10 класс.
Документ из семейного архива.
Приложение 7.
Золотая медаль О.И.Шустова, фото. Надпись на медали: «За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение».
Приложение 8.
О.И.Шустов в командировке в Дюссельдорфе, фото 2000 года.
Фото из семейного архива.
Приложение 9.
Последняя фотография. О. И. Шустов на рабочем месте, фото 2001 года.
Фото из семейного архива.
Список литературы:
Золотой циркуль
Два плуга
Денис-изобретатель (отрывок)
Как нарисовать ветку ели?
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)