Исследовательская работа была выполнена в рамках Международной научно-практической конференции учащихся организаций общего, среднего, высшего профессионального образования «Жизнь и творчество Кристионаса Донелайтиса как яркий пример служения людям» и была опубликована в сборнике исследовательских и творческих работ учащихся Калининграской области, посвященных 300-летию со дня рождения Кристионаса Донелайтиса "Жизнь моя да будет честной..."
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_kristionasa_donelaytisa.doc | 84.5 КБ |
Содержание
Введение 1
Глава I. Музей как культурно-просветительское учреждение
1. 3. Мемориальные музеи 5
Глава II. Мемориальный музей К. Донелайтиса – центр культурного представительства региона
2.1. История музея Кристионаса Донелайтиса 6
2.2. Функциональная деятельность музея Кристионаса Донелайтиса в
Чистых Прудах 8
Заключение 11
Библиографический список 11
Введение
Есть места и события, значимость которых не подлежит сомнению. Знать о них - значит мыслить современно, стать их частью - значит быть современным.
В мире глобализации, распространения массовой поп–культуры каждая территория нуждается в обретении своего особого имиджа. Отражение национальной особенности края принадлежит музеям. Музейные экспонаты рассказывают о прежнем человеческом опыте, о минувшей эпохе, об опыте искусства и творчества ушедших поколений, о вкладе именно этой территории в историю региона, страны, мира.
Дискуссии о социальной роли музея, начавшиеся еще в период между двумя мировыми войнами, практически не сходили со страниц музееведческой периодики. Могут ли музеи сохранять качества научного учреждения и при этом обращаться к массовой аудитории? Могут ли объединить в себе научность и развлекательность? Какое влияние может оказать музей на развитие общества и на окружающую среду?
Находясь в границах определенной территории и региона, музеи решают несвойственные другим учреждениям задачи. Прежде всего, музей представляет собой центр научного документирования региона. Именно в музее сосредоточены материальные свидетельства (документы) развития истории и культуры, которые, став музейными предметами, несут в себе подлинную информацию, имеющую большое научное и культурное значение.
На основании вышесказанного, выбор темы «Мемориальный музей Кристионаса Донелайтиса в Чистых Прудах как культурно-просветительское учреждение» является актуальной.
Объектом данной работы является Мемориальный музей Кристионаса Донелайтиса в Чистых Прудах Нестеровского района Калининградской области, предметом исследования - функциональная деятельность музея Кристионаса Донелайтиса.
Целью работы является анализ деятельности музея Кристионаса Донелайтиса как культурно-просветительского учреждения.
В соответствии с целью сформулированы задачи:
- дать представление о музее и его развитии;
- определить классификацию музеев по их типам и профилям;
- определить содержание понятия «мемориальный музей»;
- рассмотреть функциональную деятельность музея К. Донелайтиса;
Методы исследования. В исследовании использовались следующие теоретические методы: сравнительно-исторический, описательный, сопоставительный.
Ценность работы заключается в систематизации теоретического материала по теме реферата.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что определены и конкретизированы основные понятия: «экспона́т», экспозиция, инкунабул, музей; определен основополагающий принцип музея и дано понятие мемориальности;
Практическая значимость работы заключается в ее направленности, ориентированной на систематизацию информации о социальной функции музеев, об истории музея Кристионаса Донелайтиса и его деятельности как учреждения культурного представительства региона.
Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых по музееведению Рубаи Н. И., Кононова Ю. Ф., Хевролиной В. М., Ячменева Е. А.; о музее К. Донелайтиса –интернет-ресурсы:
1. http://www.museum.ru/westrussia/pastor-house.html 2.http://www.regnum.ru/news/cultura/1747836.html
3. http://rugrad.eu/afisha/places/560769/,
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка .
1. Музей как культурно-просветительское учреждение
1.1 Возникновение и развитие музеев
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». «Музеон» в греческой мифологии был местом, где чтили Муз - дочерей Мнемозины. В связи с этим музей можно рассматривать как объект культуры, отражающий культурные реалии определенной исторической эпохи, и одновременно средство формирования культуры.
История возникновения музеев уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились на том этапе развития человеческого общества, когда предметы-подлинники, взятые из природы и общественной жизни, стали сохраняться не как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства и эстетической ценности. Первым были хранилища Кносского дворца на Крите (16 в. до н. э.), Дворец ванов и Архивиньских оракулов (Китай, 13—12 вв. до н. э.), Библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н. э.) и др. В античную эпоху храмы, а затем и частные коллекции (с 3 в. до н. э.) сосредоточивали преимущественно произведения искусства. Разнообразные собрания хранились в византийских соборах и монастырях, а затем (с 13 в.) в средневековых соборах Франции, Италии, Германии и др. стран.
К эпохе Возрождения относится появление в Европе музеев, которым были уже присущи некоторые научные функции. Коллекционировались образцы животного и растительного мира, минералы, предметы, представляющие этнографический интерес. Большую популярность приобретали дворцовые собрания. Появились и первые описания музеев, а также музеологические теоретические сочинения. В источниках 12—17 вв. содержатся многочисленные сведения о хранении исторических и художественных ценностей в соборах и монастырях во Владимире, Киеве, Новгороде. К 15—17 вв. относится формирование собрания Оружейной палаты и хранилища памятников Патриаршей ризницы в Москве.. Особенно быстро музейная сеть росла с середины XIX в. Развитие искусства, науки нашли отражение в создании Третьяковской галереи (1856), Российского исторического музея (1872), Русского музея (1898) и др. Третий съезд Советов в январе 1918 принял постановление о развитии музейного дела в стране. В постановлении подчёркивались значение сохранения культурного наследия, необходимость превратить культурные ценности «в музеи для общенародного пользования и сделать их источником воспитания». В современном обществе Международный Совет Музеев после длительных дискуссий пришел к необходимости дать следующее определение музея в третьей части своего устава: «Музей – это постоянное некоммерческое учреждение, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также удовлетворения духовных потребностей».[1]
Современная научная классификация музеев различает их по типам и профилям. Тип музея определяется его основным общественным назначением. В соответствии с этим признаком музеи делятся на исследовательски-научно-просветительные (абсолютное большинство музеев; иногда их называют публичными, массовыми); исследовательские (своеобразные лаборатории при научно-исследовательских институтах), учебные (существуют при различных учебных заведениях и специальных ведомствах. Главное назначение учебных музеев — обеспечить наглядность и предметность процесса образования и подготовки кадров). Музеи - научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. Музеи сосредоточивают в своих фондах предметы вещественные и изобразительные, в том числе произведения искусства. Вместе с тем в музеях хранятся и письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги, от инкунабул (книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года. Издания этого периода очень редки, так как их тираж был 100—300 экземпляров) до изданий последнего времени, представляющие историческую ценность.
Для большинства современных музеев характерно единство исследовательских и образовательно-воспитательских функций.
Профиль музеев определяется его отношением к определённой отрасли производства, науки, искусства. По профилям музеи разделяются на исторические, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, технические. Особую группу составляют Мемориальные музеи.
Основополагающим для музейной теории и практики любого типа является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.
Постоянное увеличение потока информации познавательного процесса удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории. Поэтому в условиях трансформации ценностных ориентиров роль музеев невозможно переоценить: они выступают в качестве хранителей вечных идеалов и содействуют формированию в российском обществе новой системы ценностей. По словам Ч. Лэндри, «музеи становятся интерпретаторами и хранителями ресурсов, которые, приходя из прошлого, часто помогают нам найти вдохновение в настоящем и вселяют уверенность в будущем».
Мемориальные музеи, первые из которых появились в России в XIX в., составляют особую типологическую группу и имеют свои особенности. «Необходимым компонентом мемориальности считается подлинность места: мемориальное здание, где сохранена или воссоздана на документальной основе мемориальная обстановка, в которой жил человек или происходило событие».[2] Такой тип музеев в настоящее время составляет самую многочисленную группу среди музеев-памятников. Музей — это место встречи истории и её творца, исторической личности; место, которое помогает воскрешать в памяти события прошлого и устанавливать контакт между посетителем и историей, вызывать воспоминания и определять достоверность и ценность знаний о прошлом. Исторически дома-музеи уникальны сохранением, показом, воссозданием подлинной атмосферы, почти не поддающейся манипулированию. Внутреннее пространство мемориального дома невозможно изменить, не нарушив атмосферу его аутентичности (подлинности). В мемориальном музее, расположенном в историческом здании, главной ценностью является комплекс предметов, выявляющий особенности духовной жизни обитателей такого дома, ставшего музеем. Изменение планировки, пространства дома-музея неизбежно влечет за собой фальсификацию истории. Целостность и историческая точность недвижимого и движимого имущества определяет особое значение дома-музея. Искажение при восстановлении недопустимо. Вот почему на сотрудниках дома-музея лежит особая ответственность за документально достоверную музейную реконструкцию. Ценность исторического дома определяется не столько содержащимися в нем предметами (обладающими самостоятельным значением), сколько воплощением духовной жизни людей, обитавших в этих стенах, ходивших здесь, пользовавшимися предметами первоначальной обстановки. «В доме—музее образ человека, жившего в доме или владевшего им, связанного с коллекцией и зданием, обладает притягательной силой и очарованием, которые воздействуют на воображение» Целью такого музея становится «не история или жизнь сама по себе, но показ истории или жизни. Каждая комната — это подмостки сцены, на которых организуется показ той или иной темы».[3]
Некоторые мемориальные музеи остаются единственными или ведущими учреждениями, в которых «в полном объеме ведутся исследования жизни и деятельности выдающейся личности или события». Современная тенденция в целом связана с расширением профильной направленности мемориальных музеев и круга хранимых и экспонируемых ими объектов наследия. Специфическими формами научной популяризации и воспитательской деятельности музея является экспозиция или выставка, сведения и предметы для которых собираются буквально по крупицам.
Мемориальные предметы - основа экспозиции дома-музея. Под понятием «мемориальный музейный предмет» подразумевается предмет, связанный с важным историческим событием или историческим лицом. Общественная значимость такого события или исторического лица, признанная не узким кругом лиц, а обществом, превращает мемориальный предмет в одно из важных проявлений общественной памяти. Эмоциональное воздействие мемориального музейного предмета, вызываемое им чувство сопричастности к меморируемому лицу или событию придает такому предмету особую музейную ценность среди других подобных предметов музейного значения [4].
Мемориальные музеи включают в себя мемориальные комплексы – строения, квартиры, усадьбы, личные вещи людей, а также рукописи, автографы, документы, прижизненные издания – и литературную экспозицию, рассказывающую о жизненном и творческом пути человека. В экспозициях помимо мемориальных предметов используются изобразительные материалы – фотографии, картины, гравюры. По такому принципу построены музей Лермонтова в Тарханах, музеи Чехова в Москве. Музеи также изготавливают копии предметов, находящихся в других хранилищах, приобретают вещи, характерные для той или иной эпохи. Вместе с подлинниками такие предметы составляют музейные фонды, используя которые работники музеев стараются реконструировать условия жизни и быта, воспроизвести атмосферу, в которой жил и творил человек.
Глава II. Мемориальный музей К. Донелайтиса – центр культурного представительства региона
2.1. История музея Кристионаса Донелайтиса
В 1979 г. в поселке Чистые Пруды Нестеровского района Калининградской области было восстановлено старинное здание бывшей лютеранской кирхи, построенной в 1756 году под личным руководством К. Донелайтиса. Кирха представляла собой оштукатуренное здание из валунов с прямоугольными окнами и башней, верхняя часть которой - деревянная - имела галерею. Башню со шпилем в виде ступенчатой пирамиды достроили в 1820 году. В среднем нефе свод держался на простых колоннах, алтарь и кафедра были объединены. В этой кирхе К. Донелайтис, настоятель прихода в Толльмингкемене (Восточная Пруссия), проводил службу и читал проповеди прихожанам.
Недалеко от кирхи расположен скромный пасторский дом. Здесь жил, работал и создавал свои бессмертные произведения выдающийся литовский поэт XVIII века, основоположник реалистического направления в литовской литературе Кристионас Донелайтис (1714-1780).
В 1964 году, в честь 250-летия со дня рождения К. Донелайтиса, Министерством культуры Литовской ССР и Калининградским облисполкомом, при финансовой поддержке Правительства РСФСР, было принято решение о реставрации здания кирхи. Восстановительные работы были проведены коллективом Каунасских мастерских по реставрации памятников культуры, возглавляемым архитектором Наполеонасом Киткаускасом, и в 1979 году были завершены.
14 июня 1979 года были перезахоронены останки поэта в крипте отреставрированной кирхи. 11 октября 1979 г. под сводами кирхи был открыт Мемориальный музей Кристионаса Донелайтиса. Частью оформления музея являются цветные сюжетные витражи в окнах. На них изображен поэт и герои его бессмертной поэмы «Времена года», вошедшей в сокровищницу мировой литературы. Цветные сюжетные витражи выполнены А. Гарбаускасом. По черепу, с использованием метода скульптора М. Герасимова, был сделан скульптурный портрет Донелайтиса.
Здание пасторского дома было восстановлено позже, в 1998 году Каунасским реставрационным управлением. Более 200 экспонатов музея рассказывают об эпохе, в которой жил поэт, о его жизненном пути, творческой и общественной деятельности. В экспозиции представлены факсимильные издания произведений К. Донелайтиса, труды по изучению его творчества, предметы этнографии, знакомящие с трудом и бытом литовских крестьян XVIII в.
В 2010 году Калининградская областная дума приняла во втором чтении законопроект, по которому РПЦ переданы 15 объектов из 16 запрошенных, имеющих огромную историческую ценность. Единственный объект, по которому требование церкви не было удовлетворено - Музей-кирха Донелайтиса в Чистых прудах. Этот «музей не просто лютеранского пастора Кристионаса Донелайтиса, но великого поэта. В истории нашего края есть только два имени такого масштаба: Кант и Донелайтис. Статус этого места соответствует нашей «Ясной поляне» или Пушкинскому заповеднику.[5] Пятого ноября по каналам калининградского телевидения было показано интервью по этому вопросу Святейшего Патриарха Кирилла: «…здесь, предметом музеефикации является деятельность поэта - лютеранского пастора, поэтому лютеранское убранство и сама Кирха неотделимы от памяти Донелайтиса. Присутствие в Кирхе другой конфессии просто неуместно».
Патриарх высказался о необходимости создания попечительского совета, который управлял бы местом, где захоронен поэт Донелайтис: "Вне зависимости от того, кому юридически будет принадлежать этот храм, важно, чтобы управление было сосредоточено в руках людей, которым небезразлична судьба этого места».
2.2. Функциональная деятельность музея Кристионаса Донелайтиса
Сегодня мемориальный музей Кристионаса Донелайтиса является филиалом Калининградского областного историко-художественного музея. В 2014 году в Калининградской области и в Литовской Республике широко отмечалось 300-летие со дня рождения классика, и центром празднования юбилея стал мемориальный музей К. Донелайтиса. Дух поэта, которым наполнены эти красивые места, притягивает к себе почитателей творчества поэта.
Современники вспоминали о нем, как о верном друге, скромном, трудолюбивом, честном человеке, проявлявшем заботу о крестьянах. В Толльмингкемене К. Донелайтис построил не только новую каменную кирху, но и дом для пасторских вдов, новую школу. Занимался изготовлением физических приборов и музыкальных инструментов, садоводством. Но в историю мировой культуры К. Донелайтис вошел как поэт - создатель эпической поэмы "Времена года", отличающейся оригинальностью и красотой языка.
29 октября 2014 года в поселке Чистые Пруды Нестеровского района прошло торжественное мероприятие, посвящённое 35-летию Музея Кристионаса Донелайтиса. Здесь бережно хранят память о выдающемся европейском просветителе XVIII века, родоначальнике литовской литературы. Благодаря руководителю музея Людмиле Павловне Силовой, это место стало центром культурной и общественной жизни в Нестеровском районе, а также центром международных связей с Литовской Республикой. Ежегодные праздники поэзии, организация пленэров и выставок сделали музейный комплекс и поселок Чистые Пруды известными всей области и далеко за ее пределами.
Литературные встречи, Посвященные 300-летию К. Донелайтиса
состоялись в г. Клайпеда. Встреча городской общественности участников проекта – преподавателей и учащихся гимназии «Жалякальне» - с переводчиком поэмы литовского классика «Времена» на русский язык Сергеем Исаевым. Его перевод приблизил современного читателя к языку и мышлению автора, помогая найти человеку 21-го века преемственность в словах и делах, которые, как наказ, звучат в поэме классика. Участники проекта смонтировали фильм о Чистых Прудах, который включает в себя поездки литовских школьников в Калининградскую область, а также великолепную декламацию поэзии классика на русском и литовском языках.
Кроме того, в России впервые вышел в свет иллюстрированный 400-страничный труд «Мемориал Кристионаса Донелайтиса в поселке Чистые Пруды. История создания». Данная книга – пример тесного и грамотного сотрудничества коллективов в 70-х годах прошлого века по сохранению памяти литовского поэта. Она результат большого общего труда людей двух стран и в наши дни. Авторов у книги ''Мемориал Кристионаса Донелайтиса в поселке Чистые Пруды. История создания'' трое: профессор Наполеонас Киткаускас, Лаймуте Киткаускене и калининградский писатель Борис Бартфельд (заключительная глава ''Тропа к поэту''). Перевела книгу на русский язык Рута Леонова. Огромную роль в организации работы сыграла председатель общества ''Земляков Донелайтиса'' Ольга Дубовая. А сама книга подготовлена и издана совместными усилиями издательств Литвы и России при поддержке Министерства культуры Калининградской области и ''Фонда поддержки культуры'' при министерстве культуры Литвы. В книге много документов и фотографий: о плачевном состоянии построек в начале реставрации и о результатах выполненной работы, о потомках рода Донелайтиса и о той работе, которую ведет музей по сохранению памяти поэта. И книга, на первый взгляд, посвященная очень специфичному вопросу восстановления кирхи и дома пастора, охватила огромный пласт культуры, истории Пруссии, творчества поэта, которое стало фундаментом для развития художественного слова на литовском языке.
Когда несколько лет назад возник вопрос о передаче комплекса церкви, книга послужила весомым документом, подтверждающим, что строился мемориальный музей.
За время существования музея было организовано более 100 выставок, в том числе международных. Наиболее значимые из них – выставка графики литовских художников из фондов музея Чюрлениса, выставка из фондов Каунасского художественного музея, выставка графики из фондов государственного музея Литвы.
Мемориальный музей плодотворно сотрудничает со многими общественными организациями, проводя большую работу по патриотическому воспитанию населения, помогая формированию активной гражданской позиции, нравственных ориентиров у жителей нашего края. Литературные чтения, во время которых звучат эпически-неторопливые строки о смиренном труде, о Божьем благословении, о тихих радостях такой, в сущности, короткой жизни; экспозиционная и исследовательская деятельность привлекают не только представителей Литвы Польши, Германии, но жителей разных уголков нашего Янтарного края. Существенная часть программы рассчитана на молодежную и детскую аудиторию.
Художник из Москвы Ирина Герасимова после пребывания в Чистых Прудах представила графику, сюжеты которой связаны с произведением Донелайтиса «Времена» или навеяны образами старой кирхи, домом, где когда–то жил и творил великий классик и его окрестностями. В интервью она сказала что, невзирая на колоссальную разницу во времени – три столетия! – и несходство менталитетов, смогла увидеть и почувствовать то вечное, что есть у Донелайтиса, и на чем стоит и сегодняшний мир в XXI столетии: вечные ценности, которые не изменили «ни времена, ни нравы».
Сегодня, благодаря стараниям почитателей творчества великого поэта и директору музея Людмиле Силовой, ведется работа по комплектованию фондов музея по всем разделам экспозиции, развивается издательская деятельность, продолжаются ремонтные и благоустроительные работы на территории музея. «Радости весны» - это мероприятие, в котором приняли участие литовские и калининградские студенты. Вдохновленные произведениями классика ребята помогали в благоустройстве территории вокруг музея Кристионаса Донелайтиса. Ведь в легендарной поэме «Времена года» воспевается крестьянский труд, пронизанный духом суровой простоты и нравственного смысла. А одна из заповедей Донелайтиса звучит актуально и сегодня: «Работай и радуйся!».
На пасторской кафедре - на льне - написаны заветы Донелайтиса, которые так нужны нам: «Будь самим собой», «Не пьянствуй», «Учись у природы», «Ограничь свои желания». За этими советами шли к Донелайтису его современники, за ними же идут и сейчас. Один и героев Б. Бартфельда в рассказе «Ночь Донелайтиса» задает вопрос: «Да и чему пастор из восемнадцатого столетия может научить современного человека?», на что получает короткий, но емкий ответ: «Много чему. Ответственности… самодисциплине».
Немецкий философ материалист Август Эйнзидель утверждал: «Люди думают, что путь всеобщей культуры — это путь морали; но никакое философствование не принесет плодов до тех пор, пока не будут применены физические познания и не будет распространено все, что относится к практической жизни».
Главное направление эстетического воспитания музейными средствами - это самое широкое приобщение детей, подростков, молодежи к культурному наследию, которое определяется как "совокупность доставшихся человечеству от прошлого культурных ценностей", актуализация и включение их в систему ценностей новых поколений с тем, чтобы современный человек мог "освоить культуру прошлого во всей ее целостности и многомерности, ощутить себя звеном непрерывного культуротворческого процесса".
Заключение
Сегодня музей Кристионаса Донелайтиса – это учреждение культурного представительства региона, так как представленные в экспозициях музейные экспонаты являются образцами культурно наследия. Музейные экспозиции есть новая культурная реальность, в которой оказываются аккумулированными культурные нормы, доминирующее в конкретном обществе в определенное время. Документальная, научная и культурная ценность музея дают возможность считать его культурно-просветительским центром, осуществляющим процесс передачи культурных норм, лучших традиций, опыта поколений с учетом тех требований, которые общество выдвигает в различные исторические периоды. Отключение от повседневности, появление особого душевного настроя при общении с достижениями культуры - в этом проявляется значение музейных выставок для воспитания духовного здоровья человека.
Литература
Интернет-ресурсы
1. http://rugrad.eu. Бартфельд Послесловие. Музей Донелайтиса-не сухой остаток.
2. http://www.krugosvet.ru/enc/literatura/muzei-literaturnye
4. http://www.museum.ru/westrussia/pastor-house.html
5. http://www.regnum.ru/news/cultura/1747836.html
7. http://lib39.ru/kray/literature/East_Prussia_writers/donelaitis.php
[1] Рубаи Н. И. Музеология. Учебное пособие. Хабаровск, 2007, с. 3
[2] Ячменев Е. А. Историко-мемориальный музей: проблемы формирования коллекции и создания научной концепции экспозиции : На примере Иркутского музея декабристов .- Санкт-Петербург, 2006.- 43 с.
[3] Ячменев Е. А. Историко-мемориальный музей: проблемы формирования коллекции и создания научной концепции экспозиции : На примере Иркутского музея декабристов .- Санкт-Петербург, 2006.- 10-11 с.
[4] Ячменев Е. А. Историко-мемориальный музей: проблемы формирования коллекции и создания научной концепции экспозиции : На примере Иркутского музея декабристов .- Санкт-Петербург, 2006.- 170 с.
[5] http://rugrad.eu. Бартфельд Послесловие. Музей Донелайтиса-не сухой остаток.
Ласточка. Корейская народная сказка
Сказка на ночь про Снеговика
Выбери путь
Медведь и солнце
Марши для детей в классической музыке