Тема исследовательской работы Кулаковой Вероники отражает некоторые аспекты культуры речи современного учителя, а именно изучение фатических этикетных жанров в педагогическом дискурсе. В работе рассмотрены основные фатические этикетные жанры, такие как приветствие, прощание и обращение. Вербальный уровень взаимодействия учителя и ученика является наиболее главной составляющей взаимоотношений двух сторон, и от того какими речевыми жанрами обладает учитель порой зависит успешность в общении. Таким образом, изучив репертуар школьных учителей автор данной исследовательской работы приходит к выводу о функциональности, коммуникативном потенциале использования этого самого репертуара.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 34.14 КБ |
faticheskie_etiketnye_zhanry_v_rechi_uchiteley.pptx | 1.02 МБ |
МКУ Селенгинское РУО
МБОУ Новоселенгинская средняя общеобразовательная школа
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция «Русский язык»
Фатические этикетные жанры в речи учителей
Автор: Кулакова Вероника,
ученица 8 класса
Руководитель: Григорьева Оюна Дмитриевна
2018 год
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………..2
Заключение………………………………………………………………………...8
Список использованной литературы…………………………………………….9
Приложение. Репертуар фатических этикетных жанров в речи учителей……10
Введение
Основная форма вербальной коммуникации в межличностном общении – беседа, разговор. Будучи средством организации общения небольшого числа находящихся рядом и хорошо знакомых друг другу людей, такая речь обладает несколькими отличительными особенностями. Это – так называемая фатическая речь. Фатическая речь служит средством установления коммуникативного контакта, выступает как средство установления определенных отношений между говорящим и слушающим. Она не предполагает иной цели общения, кроме самого наличия и возможного поддерживания общения. Эффективность любого общения (в том числе между учащимися и учителями) находится в прямой зависимости от уровня владения участниками общения фатическими жанрами, которые соответствуют установке на речевой контакт, обеспечивают поддержание с собеседником речевых и социальных отношений, их регулирование. Исследовательская работа посвящена исследованию фатических этикетных речевых жанров, наполняющих педагогический лексикон учителей.
Тема исследовательской работы : Фатические этикетные жанры в речи учителей (приветствие, прощание, обращение).
Актуальность темы исследования: изучение фатической составляющей речи современного школьного учителя расширяет лингвистические представления о репертуаре фатических речевых жанров, их функциональных возможностях, коммуникативном потенциале.
Объект исследования: учебно-диалогическое взаимодействие учителей с учащимися.
Предмет исследования: фатические этикетные жанры, зафиксированные в речи школьных учителей МБОУ Новоселенгинская СОШ.
Цель исследования: выявление репертуара, реализации, функций фатических этикетных жанров в педагогическом лексиконе.
Данная целевая установка реализуется с помощью решения следующих задач: провести анализ фатических этикетных речевых жанров (приветствие , прощание, обращение) в речи педагогв; провести категориально-текстовый анализ фатических этикетных речевых жанров.
Проведенное исследование позволило установить репертуар фатических этикетных жанров в речи учителя, охарактеризовать эти жанры, дающие представление
о реальном речевом взаимодействии в нашей школе, описать текстообразующие функции фатических речевых жанров, выявить контактоустанавливающие механизмы общения между учителем и учеником. Все это определило новизну нашего исследования.
Методы исследования: подбор и изучение литературы, метод сбора и обработки результатов анкетирования, описательный метод, лингвистический анализ.
Теоретическая и практическая значимости работы определяется возможностью использования его результатов в учебном курсе по стилистике, жанроведению и культуре речи. Рече-жанровый материал, представленный в тексте исследовательской работы, может составить основу специализированного словаря для школьных учителей.
Фатические этикетные речевые жанры в речи учителей
В.В. Дементьев выделяет следующие типы фатических жанров общения: 1) праздноречевые жанры, или small talk, задача которых – установление, поддержание и размыкание контакта, заполнение пауз в разговоре и пр. (разговоры о погоде между незнакомыми людьми): этикетные жанры: приветствие, прощание, обращение, извинение, выражение соболезнования и др.; метречевые жанры: переспрос, коррекция, уточнение; директивные жанры речи: просьба, совет, мольба, приглашение, разрешение, запрещение и пр.; 2) фатические речевые жанры (ФРЖ), ухудшающие межличностные отношения в прямой форме: прямые обвинения, оскорбления, выяснения отношений, ссора; 3) ФРЖ, улучшающие межличностные отношения в прямой форме: доброжелательные разговоры по душам, признания, комплименты, исповеди / проповеди и т.п.; 4) ФРЖ, ухудшающие межличностные отношения в косвенной форме - например, чтобы ответственность лежала на партнере: колкость, издевка, розыгрыш; 5) ФРЖ, улучшающие межличностные отношения в косвенной форме: шутка, флирт, анекдот и т.п.
Для своей работы мы выделили существенные для педагогического общения фатического этикетные жанры приветствия, прощания, обращения (А.А.Акишина, Б.Х.Бгажноков, Н.Е.Богуславская, Е.М.Верещагин, Е.А.Земская, М.А.Кронгауз, Н.И.Формановская и др.). При этом жанры приветствия и прощания рассматривались не только в коммуникативном аспекте, но и как этикетная рамка урока, а жанр обращения рассматривался как функционально направленный на контакт, существенный для эмоционального взаимопонимания.
1.1. Речевой жанр приветствия (РЖП), как правило, всегда реализуется педагогами на уроке. При исследовании мы выявили стандартные (Доброе утро! Добрый день! Здравствуйте! и т.п.) и нестандартные приветствия для педагогического текста высказывания. Нестандартные приветствия – это сочетание с другими фатическими этикетными жанрами. Вот самые частотные:
РЖП + формула обращения коллективного или личностного
РЖП + формула отношения
РЖП + формула удовлетворения встречей
РЖП + формула призыва к началу общей деятельности
РЖП + напоминание о времени начала урока.
РЖП + формула замечания
РЖП + формула запрета
Общеупотребительные нейтральные стереотипы, содержащие семантику приветствия в сочетании с обращением и формулами отношения/удовлетворения встречей, способствуют установлению обратной связи, доброжелательного коммуникативного взаимодействия. Например: Добрый день/ самые замечательные в этой школе// Добрый день //Я вижу все хорошо подготовились к началу урока// Сочетания РЖП с напоминанием о времени начала урока могут дисциплинировать класс (Добрый день//Наступило время заняться химией// ) В то же время раздражительная интонация учителя нередко вносит в коммуникацию оттенки тревоги, нервозности. Сочетание РЖ приветствия с замечанием по поводу нарушения дисциплины, с жесткой дисциплинарной командой превращает приветствие в формальный знак, нередко способствует возникновению очага коммуникативного напряжения: Добрый день/ /Я жду/ когда все подготовятся//; Не надо вытирать доску// когда звонок уже прозвенел//Здравствуйте//; Здравствуйте//Не видите / учитель вошел в класс!; Здравствуйте // Внимание на учителя//; Здравствуйте // Слушайте меня //Ну – ка //; Звонок на урок все слышали?! Здравствуйте! Сочетание РЖП с цепочкой запретов, выраженных инфинитивными формами с частицей не , способствует, по нашим наблюдениям, возникновению у учеников чувства протеста: Доброе утро // Прошу не забывать / что на моем уроке /нельзя вертеться / отвлекаться/ нельзя разговаривать // Большую роль в коммуникации играет юмор, который учителя используют даже при замечании при приветствии. Например, Здравствуйте! Я вам не помешала? Если что – я могу уйти.. В таких случаях, когда используется юмористическая составляющая, положительная коммуникация между учителем и учащимися восстанавливается.
1.2.Речевой жанр прощания
Во второй части рассмотрим ситуации реализации жанра прощания (далее РЖПр). Вербализованное прощание служит сигналом конца коммуникативного взаимодействия учителя с учениками. Учитель владеет, в основном, нейтральными стереотипными формулами прощания: общеупотребительные формулы До свидания//; Прощаюсь с вами до следующего урока и др. А вот нестандартные РЖПр и их реализацию мы определили через следующие формулы:
РЖПр + формула разрешения
РЖПр + формула удовлетворения встречей/деятельностью на уроке
РЖПр + формула похвалы
РЖПр + формула напоминания о конце урока
РЖПр + формула управленческой/дисциплинарной команды
РЖПр + формула порицания
РЖПр + формула угрозы
Ситуативно мотивированным является сочетание РЖПр с РЖ разрешения/позволения (До свидания//Можете идти// ; До свидания//Можете отдыхать//). Очень частотны РЖПр в сочетании с удовлетворением от урока и в сочетании с формулой похвалы: Хорошо поработали на уроке// Можете идти// До свидания; Я уверена, что урок прошел не зря// Можете идти отдыхать.
В ситуации прощания наблюдаем педагогические замечания, включающих порицание, укор, предупреждение, угрозу. Такая концовка урока как текста наносит вред дальнейшей коммуникации, так как между учителем и учащимися закрепляется отрицательный коммуникативный результат (Е.Н.Ширяев): К следующему уроку , я думаю, приготовитесь получше// Передавайте привет родителям // (ирония, ситуативно ощущаемое замечание по поводу плохого поведения)// С ЕГЭ с такими знаниями вы не справитесь//
1.3.Речевой жанр обращения.
В третьей части выявляется специфика жанра обращения (далее РЖО). При исследовании мы также подразделяем анализируемые обращения на стандартные и нестандартные по употреблению в ситуации школьного обучения. Стандартные реализации коллективно адресованных обращений: Ребята!; Дети!; Мальчики и девочки!; Эти обращения являются высокочастотными, регулярно воспроизводимыми и преобладают над другими в повседневном общении учителя с классом. Вместе с тем, нам не встретились обращения типа: Девушки и юноши! Ученики!; Школьники! Широко употребляются конструкции, присваивающие адресату коллективное имя или несущие метонимический перенос: Ученики 10 класса!; 8 класс; Класс! Часто обращения обогащаются оценочным прилагательным. Стандартными становятся следующие обращения: Дорогие ребята/дети!
Специфика использования фатической составляющей РЖО проявляется в нестандартных формулах:
РЖО обращения, указывающие на интеллектуальные достоинства / недостатки учеников: Умница//; Светлая голова//; Умничка//; Молодчинка.
Вторую группу составляют РЖО с эмоционально – экспрессивным содержанием: Смешливый класс//; Звезда ты наша//; Трусишки// Бедный мальчик и др.
Отношение к ученикам как к взрослым, как к людям, осознанно делающим свой выбор и стремящимся к достижению определенной цели, одобряемой учителем, выражается нестандартным коллективным обращением: Будущие студенты!
РЖО – благодарность. Особую группу составляют обращения, выходящие за рамки обозначения собственно предметно-учебной деятельности учеников: Помощники мои/что бы я делала без вас! В данном случае учителем косвенно передается благодарность.
РЖО-задание. В характеризуемую группу обращений входят обозначения групп детей, выполняющих специальные задания: Дежурные!; Староста!; Учебный сектор!; Эксперты!
РЖО-добрая шутка. Также в речи учителей встречаем обращения с шутливым оттенком, которые передают незлобивый укор : Сони-засони!; Болтушки!
РЖО – все. Распространена в речи учителей тенденция употребления местоимения ( Все / слушайте меня) . Такие обращения, как пишет В.П.Проничев не может быть признана нормативной.
РЖО-литературный образ. Попытки учителя в своей речи уйти от штампа делают коммуникацию более благоприятной для учебного взаимодействия, приводят к положительному эффекту. Так, например, Свет мой солнышко / скажи …// (Пушкин А.С.); или Спой, Светик, не стыдись… (Крылов И.А.); еще Ну, Лебедь, прямо Лебедь…//не сломай шею (когда ученик пытается списать у другого из рассказа Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»).
РЖО- имя, отчество или полное имя. Отметим, что личные полные имена употребляются учителями редко, исключительно в ситуациях эмоциональной значимости (положительной или отрицательной, например, Роман Сергеевич), оформляются особой интонацией (а в некоторых случаях акцентируются орфоэпически). Чаще бытует сокращенная форма имени (Маша, Даша), нежели полное имя, например: Дарья.
РЖО+мой. Часто используется с именами или другими обращениями местоимение мой: Милые мои! Дорогие мои! Девочка моя! Передается учителем гамма эмоций. Наблюдения показывают, что местоимения Мой/наш в формуле обращения показывает принятие ученика учителем: Моя/мой употребляются еще по отношению к вызывающим личностную симпатию учителя ученикам и реализуются даже в ситуации замечания: Дорогие мои! Надо лучше готовиться!
Заключение
Таким образом, межличностные отношения между учителями и учащимися поддерживаются с помощью использования в речи фатических жанров, т.е. small talk (фатика) может служить средством укрепления или ослабления взаимоотношений. При работе над данной темой мы пришли к выводу, что фатическими жанрами в педагогическом взаимодействии являются этические жанры приветствия, прощания, обращения. Среди них присутствуют как стандартные, так и нестандартные выражения, показывающие суть не только в передаче информации, но разнообразные нюансы взаимоотношений между участниками педагогической коммуникации. Также мы выявили репертуар фатических этикетных жанров, их реализацию в речи учителей и функции.
Хотя о фатическом общении говорят, что «Фатическое общение – бессодержательные разговоры, те, которые мы ведем в обществе, чтобы просто поддержать тему» (https://sunny7.ua/), стоит отметить, что все же играет фатическая речь огромную роль во взаимоотношениях.
Список использованной литературы
Приложение.
Репертуар фатических этикетных жанров
в речи учителей МБОУ Новоселенгинская СОШ
1.1.Речевой жанр приветствия (РЖП)
Стандартные - Доброе утро! Добрый день! Здравствуйте!
Нестандартные приветствия – это сочетание с другими фатическими этикетными жанрами. Вот самые частотные:
РЖП + формула обращения коллективного или личностного: Здравствуйте/добрый день, ребята/дети/класс
РЖП + формула отношения - Добрый день/ самые замечательные в этой школе//; Добрый день //Я вижу все хорошо подготовились к началу урока//
РЖП + формула удовлетворения встречей – Здравствуйте/как я рада вас видеть
РЖП + формула призыва к началу общей деятельности – Добрый день/ Итак, начинаем урок
РЖП + напоминание о времени начала урока: Добрый день//Наступило время заняться химией//
РЖП + формула замечания : Добрый день/ /Я жду/ когда все подготовятся//; Не надо вытирать доску// когда звонок уже прозвенел//Здравствуйте//; Здравствуйте//Не видите / учитель вошел в класс!; Здравствуйте // Внимание на учителя//; Здравствуйте // Слушайте меня //Ну – ка //; Звонок на урок все слышали?! Здравствуйте!
РЖП + формула запрета: Доброе утро // Прошу не забывать / что на моем уроке /нельзя вертеться / отвлекаться/ нельзя разговаривать
РЖП + формула юмора/иронии: Здравствуйте! Я вам не помешала? Если что – я могу уйти..
1.2.Речевой жанр прощания
Общеупотребительные (или стандартные) формулы До свидания//; Прощаюсь с вами до следующего урока и др.
Нестандартные РЖПр :
РЖПр + формула разрешения: До свидания//Можете идти// ; До свидания//Можете отдыхать//
РЖПр + формула удовлетворения встречей/деятельностью на уроке Хорошо поработали на уроке// Можете идти// До свидания; Я уверена, что урок прошел не зря// Можете идти отдыхать.
РЖПр + формула похвалы: Сегодня молодцы!/До свидания//
РЖПр + формула напоминания о конце урока: До свидания/ Урок завершен// Урок подходит к концу//
РЖПр + формула управленческой/дисциплинарной команды: Домашнее задание на доске/До свидания//; Сидеть/куда пошли?// Свободны//
РЖПр + формула порицания К следующему уроку , я думаю, приготовитесь получше// Передавайте привет родителям // (ирония, ситуативно ощущаемое замечание по поводу плохого поведения)
РЖПр + формула угрозы: // С ЕГЭ с такими знаниями вы не справитесь//
1.3.Речевой жанр обращения.
Стандартные: Ребята!; Дети!; Мальчики и девочки!; Ученики 10 класса!; 8 класс; Класс! Дорогие ребята/дети! К стандартным относятся также неполные имена детей: Даша, Маша,Кеша
Нестандартные:
РЖО, указывающий на интеллектуальные достоинства / недостатки учеников: Умница//; Светлая голова//; Умничка//; Молодчинка.
РЖО с эмоционально – экспрессивным содержанием: Смешливый класс//; Звезда ты наша//; Трусишки// Бедный мальчик и др.
РЖО с направленностью на достижение определенных целей: Будущие студенты!
РЖО - благодарность: Помощники мои/что бы я делала без вас!
РЖО - задание: Дежурные!; Староста!; Учебный сектор!; Эксперты!
РЖО - добрая шутка или незлобивый укор: Сони-засони!; Болтушки!
РЖО - литературный образ Свет мой солнышко / скажи …// (Пушкин А.С.); или Спой, Светик, не стыдись… (Крылов И.А.); еще Ну, Лебедь, прямо Лебедь…//не сломай шею ( Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»).
РЖО - имя и отчество или полное имя: Роман Сергеевич, Дарья.
РЖО + местоимение мой: Милые мои! Дорогие мои! Девочка моя! //Дорогие мои! Надо лучше готовиться!
Слайд 1
Н аучно-практическая конференция «Шаг в будущее» Фатические этикетные жанры в речи учителей (приветствие, прощание, обращение) Кулакова Вероника , ученица 8 класса МБОУ Новоселенгинская СОШ Руководитель: Григорьева Оюна ДмитриевнаСлайд 2
Речевой жанр приветствия (РЖП) Стандартные Доброе утро! Добрый день! Здравствуйте! Нестандартные РЖП+обращение Р ЖП + формула отношения РЖП + формула удовлетворения встречей РЖП + формула призыва к началу общей деятельности РЖП + напоминание о времени начала урока РЖП + формула замечания РЖП + формула запрета
Слайд 3
Речевой жанр прощания ( РЖПр ) Стандартные До свидания! До следующего урока! Нестандартные РЖПр + формула разрешения РЖПр + формула удовлетворения встречей РЖПр + формула похвалы РЖПр + напоминания о конце урока РЖПр + формула дисциплинарной команды РЖПр + формула порицания/укор
Слайд 4
Речевой жанр обращения ( РЖО) Стандартные Ребята! Дети! 8 класс Даша Нестандартные
Слайд 5
Речевой жанр обращения (РЖО) Нестандартные РЖО обращения, указывающие на интеллектуальные достоинства учеников; РЖО с эмоционально – экспрессивным содержанием; РЖО – благодарность; РЖО-задание; РЖО-добрая шутка; РЖО – все; РЖО-литературный образ; РЖО- имя, отчество или полное имя. РЖО+мой .
Слайд 6
Спасибо за внимание!
Снежная сказка
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Голубая лягушка
Н. Гумилёв. Жираф
Этот древний-древний-древний мир!