Исследовательская работа.
Вложение | Размер |
---|---|
zaytseva_m.semeynaya_relikviya.doc | 74 КБ |
Управления образования администрации муниципального района «Сысольский»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
пст.Визиндор Сысольского района Республики Коми
Семейная реликвия,
или история одной прялки.
Работу выполнила обучающаяся 9 класса
МОУ «СОШ» пст.Визиндор
Зайцева Маргарита.
Руководитель:
Петухова Наталья Валерьевна, учитель истории МОУ «СОШ» пст.Визиндор.
Визиндор -2013.
Оглавление
1. Введение 3
2. История одной прялки. 4 - 10
3. Заключение 11
4. Литература 12
Введение.
К семейным реликвиям могут относиться самые разные вещи, которые передаются из поколения в поколение, имеют свою историю, особое значение для конкретной семьи. Нашей семейной реликвией является прялка. Мне показалось интересным узнать ее историю.
Цель моего исследования: описание истории появления в нашей семье деревянной прялки, ее назначения и особенностей.
Задачи:
- узнать более подробно историю прялки вообще,
- выявить типологию прялок в Коми крае,
- понять смысл изображенных на предмете символов.
Методы исследования:
- тщательный осмотр и описание прялки;
- опрос родственников;
- анализ литературы по данной теме.
В современном мире ценности меняются очень быстро, информация поступает из самых разных источников, отличительное качество современности – динамизм. Поэтому для человека очень важно понять свои истоки, найти связь со своим родом, его традициями и ценностями. Именно эти ценности принято относить к категории вечных. Поэтому мне кажется актуальным провести исследование, связанное с жизнью моих предков, историей нашей семьи.
В качестве источников мною были использованы в основном устные воспоминания бабушки – Поповой (Куратовой) Марии Александровны, уроженки д.Семушино, с. Заречье, ныне жительницы поселка Визиндор. Теоретические сведения о прялках Коми края мне удалось найти в книге «Традиционная культура народа коми» и «Историко-культурном атласе Республики Коми». Собственно история прялки описана в книге С.В.Жарниковой «Мир образов русской прялки».
История одной прялки.
С давних времен наш край славился мастерством рукодельниц. Прялки были незаменимыми спутницами крестьянских женщин.
Пряли в деревне все женщины. Воспитание будущих мастериц начиналось с детства. К моменту замужества девушки были уже настоящими «тонкопряхами». Да и сама традиция знакомства жениха и невесты нередко проходила на посиделках, куда девушки приходили с работой – прялками, вязанием, вышивкой. Девушке надо было напрясть и наткать холстов себе в приданое, да и сколько-нибудь продать, чтобы купить себе обнову. А женщине нужно было одеть всю семью. «Мужик не прядёт, да без рубахи не ходит, а баба прядёт, да и по две не носит». Прядение было наиболее длительным и трудоемким процессом из всех женских занятий. Получение нити из кудели состояло из трех этапов: дергание – вытягивание длинной пряди, сучение – кручение нити и наматывание пряжи. Для прядения только 16 килограммов кудели пряхе требовалось 955 часов, т.е. около 40 суток. Нынешние сельские женщины до сих пор занимаются домашним прядением (в основном, конечно, из шерсти домашних животных).
Откуда же пришла в крестьянский быт прялка? В лесной стране, каковой является Россия и каковой особенно была Древняя Русь, дерево издавна служило основным и главным материалом в устроении народного вещественного хозяйства и, следовательно, в художественном прикладном творчестве. Трудовая рука крестьянина всегда находилась в связи с деревом: рубила, пилила, строгала, тесала, вырезывала. Дерево во всех его разнообразных бытовых формах — изба, телега, скамья, укладки, ковши, игрушки колыбельной зыбки, а также прялки, сопутствовало народной жизни.
История прялки начинается с изобретения ручного веретена. Древнейшим и простейшим приспособлением для производства пряжи была ручная прялка, состоявшая из веретена, пряслицы – грузика на веретене, и собственно прялки. В таком виде она просуществовала тысячелетия, делая весь процесс трудоемким и сложным. Прядильщица должна была делать ряд однообразных движений: вытягивание, скручивание и наматывание. Производительность была низкой, а рука быстро уставала. Поэтому существенным прорывом в этой области стала изобретенная в Древнем Риме ручная прялка.
Прялки пришли к нам из далёкой древности. Несмотря на свою простоту, прялка была удивительным завоеванием человеческого ума. Нить же, получаемая при посредстве прялки, играла весьма серьезную роль в мифопоэтическом мире наших предков. Во всяком случае, еще собиратель и исследователь мифологии и фольклора разных народов А. Н. Афанасьев отмечал, что: «Выражение «нить жизни» пользуется гражданством во всех индоевропейских языках: счастливый ход жизни соответствует ровной, гладкой нити, и, наоборот, жизнь, исполненная страданий и бедствий, тянется суровою узловатою нитью, опутывает человека, словно сетями и налегает на него тяжелою обузою. Во-вторых, образовалось убеждение, что девы судьбы суть вечно работающие пряхи: своими руками они прядут жизненную нить и вплетают в нее все, что должно совершиться с человеком во время его земного существования». В разных видах прялки появились в глубокой древности, еще до нашей эры — в самом начале истории текстиля. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. Человек получил возможность быстро и легко превращать волокно в нить. Прялки были разных размеров, формы, они сделаны из разных пород дерева, имели разнообразный стиль исполнения. В одном конце этого разнообразия можно найти античную салонную прялку с искусной резьбой по дереву, инкрустированную полудрагоценными камнями и слоновой костью, с другой стороны высокотехнологичная современная электрическая прялка.
С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность.
На Руси прялки делали из корня и ствола березы или ели.
С прялкой отождествляется народный быт древности, являющийся символом женского рукоделия. По конструкции выделяют два вида прялок: цельные и составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной). Прядение ручной прялкой относилось к числу важнейших женских работ, необходимых для обеспечения семьи.
Постепенно ручные прялки заменяются самопрялками. Предполагается, что самопрялки появились в Европе в начале XIV века. Ее изобретателем стал каменотес Юргенс из Брауншвейга. Суть его усовершенствования заключался в ножном приводе, с помощью которого прялка приводилась в действие. При этом обе руки освобождались для работы. Позднее в этот процесс не было внесено ничего принципиально нового; он только был переложен на машины. В сравнении с обычной ручной прялкой, самопрялка дала возможность одновременно делать три действия: вытягивать, скручивать и наматывать нить. История прялок на этом этапе впервые получила частичную механизацию процесса прядения. Две из трех операций, скручивание и наматывание нити на катушку стали автоматизированы. Но все также приходилось вручную делать их частичное закручивание. Это влияло на производительность, замедляя процесс получения пряжи. В 1741 году уже удалось собрать первую в истории прядильную машину. Ее создателем стал все тот же Джон Уайт. Но его машина все же не получила широкого распространения, поскольку была слишком громоздкой и дорогой. На смену живой силе пришли паровые двигатели, а в век глобальной электрификации сердцем прялок стал электродвигатель. Электрический привод стал применяться не только в промышленных машинах. Свое применение он так же нашел в бытовых прялках. Небольшие размеры электродвигателя помогли создавать удобные компактные электропрялки. Современные электрические прялки способны за одну секунду предоставить до 40 метров пряжи.
Прялки (по коми – «печкан»), бытовавшие на территории Коми края, выделяются своими размерами – это придает им своеобразный облик, близкий к вологодскому типу прялок. Делали их из цельного куска дерева: лопасть и ножку вырезали из ствола, донце из корневища. Сама прялка фактически повторяла мифологическое «мировое древо». Лопасть – крона, ножка – ствол, донце – корни. Лопасть могла быть сильно увеличена и очень разнообразна, часто напоминает форму прямоугольника немного расширенного книзу, форму листа, удлиненного овала. Ножки также разнообразны, двух вариантов – прямая четырехгранная, и реже – в форме фигурного сгиба. В некоторых случаях ножку украшали резным или расписным орнаментом, который продолжал декорирование лопасти.
Изготовление прялки начиналось с самого первого этапа – заготовки дерева. Считалось, что далеко не каждое дерево пригодно для ее изготовления. Неправильно выбранное дерево могло принести несчастье для ее владелицы, поэтому для его выбора приглашались «знающие» люди. Дерево, предназначенное для изготовления прялки, должно быть обязательно «живым». Коми говорят «ловъя пу» (дерево с душой), «ловъя пожом» (сосна с душой). Непригодными считались деревья, у которых на коре имелась выпуклость, сучья которых растут вдоль ствола, также деревья с двумя вилокообразными вершинами (существовало поверье, что у них «два сердца»). После выбора дерева, наступало время его заготовки. Обычно это делалось зимой, в морозный день, когда дерево спит, чтобы не навредить «душе», затем приступали к изготовлению и украшению прялки. Известно, что прялка всегда выполнялась только мужчиной с начала и до конца, и была традиционным мужским подарком женщине-жене, невесте, дочери. Не стала исключением из этой народной традиции и наша прялка. Мой прапрадедушка - Пунегов Пётр Леонтьевич (1886-1936), уроженец д. Семушино, с Заречье, своими руками сделал моей молодой прапрабабушке Пунеговой Елене Александровне ( 25.04.1885 – 28.02.1969) прялку.
Прялка сделана из корней и ствола ели и состоит из двух частей: вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Форма изделия символизировала дерево, причем нижняя часть утвари считалась самой важной: мои предки верили, что знаки на этой части прялки оберегают их дом от злых духов и защищают от напастей. Вертикальная часть прялки состоит из лопаски (лопасти) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали, причем, в каждом селе рисунки на прялках заметно отличаются. Но на нашей прялке нет никаких рисунков. Прялки были почти в каждом доме, в каждой крестьянской семье. Личную прялку наша бабушка никогда не давала взаймы чужой семье, иначе, как считалось, будет пожар или несчастье. Деревянная помощница на своих донцах и лопастях сохранила множество зашифрованных сведений о нашем семейном роде. Мой прапрадедушка Пётр Леонтьевич расписывал прялку по-своему. Главным назначением рисунков и пасов, по его мнению, была защита семьи от злых духов и нечистой силы, а также передача информации о своем роде, своей семье. Таким образом, символы, изображенные на прялке, имели значение своеобразного заклинания. Заклинание, записанное на прялке, имеет большее значение, чем сказанное. Каждый орнамент мастера означает разный сакраментальный смысл и значение. На нашей прялке сохранилась чёткое изображение - косой крест «Х», то есть знак из перекрещивающихся лучей. Это может обозначать, с одной стороны, их магическую функцию (солнечные знаки, символ огня и жизни). А с другой стороны, даёт основание предполагать, что этот рисунок мог одновременно служить знаком собственности, тамгой владельца. Кресты и ромбы по тем временам, являлись в отношении владельца вещи благожелательными символами, способными, отвести от семьи жизненные невзгоды и болезни. Вероятнее всего, такой знак выполнял три задачи: служил знаком родовой принадлежности, оберегом и орнаментальным мотивом, украшавший прялку.
Когда отмирала магическая функция — сохранялась функция фамильной принадлежности или собственности. Когда же исчезала эта функция — оставался орнамент из пасов - мотивов, неся в себе лишь декоративную функцию. Пасы или родовые знаки несут в себе многовековую семейную летопись и, по утверждению некоторых исследователей, стали основой зырянского алфавита, созданного более 600 лет назад Стефаном Пермским.
Старинная прялка в семье могла служить более 150 лет и передаваться из одного поколения другому. Прялка, попавшая к нам, перешла в руки к моей бабушке Поповой Марии Александровне от её мамы, моей прабабушки- Куратовой Дарьи Петровны ( 12.03. 1918 – 29.09.1995), а ей от ее мамы - Пунеговой Елены Александровны. Поэтому прялка может рассказать многое об истории целого рода. Старые люди говорят, что прялку ни в коем случае не выбрасывают и не моют. Говорят, что нельзя. Примета такая в коми деревнях – если прялку помыть, кто-то в доме умрет. Поэтому приходится протирать без воды. А какая связь, никто не знает…
В нашем доме на ней до сих пор прядёт моя бабушка. Долгими зимними вечерами она занимается своим любимым делом. Как она сама говорит, «Когда я пряду, я отдыхаю»,- но мы-то знаем, какой это труд. Наша семья всегда держала овец, поэтому моей бабушке пришлось научиться прясть. Сначала овец стригли, затем шерсть чесали. Для расчесывания шерсти использовали специальные приспособления, по-коми их называют «летчан кыскалан». Они представляют собой деревянные лопатки с недлинной ручкой. На одну из сторон помещали пласт кожи, в который вставляли изогнутые кусочки стальной проволоки. Когда начинали прясть, шерсть овцы сначала до прядения нужно "потеребить" - руками разделять цельные клоки на воздушное облако, плохую откладывая в отдельный короб. Затем пучок шерсти верёвкой закрепляли к верхней части прялки - лопаске (лопати) и оттуда пряжа вытягивается одной рукой (обычно правой) по ниточке и наматывается на веретено. Другой рукой (правой) веретено вертится в воздухе, и на него наматывается пряжей, чем больше крутить, тем больше наматывается пряжа. Веретено тоже раньше делали вручную, чаще из березы или осины, чтобы оно было легким. Но у нас такое веретено не сохранилось, и бабушка пользуется фабричным.
Пряжа каждой хозяйки имеет разное качество и толщину. В первую очередь это зависит от того, какой породы острижена овца, в какой период года была сострижена шерсть. Зимняя была значительно мягче и нежнее. Также на полученную пряжу влияло качество прочеса. Именно он определял толщину ниток. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чтоб не оборвалась и была не слишком толстой. Прядение продолжалось весь зимний период, когда меньше работы на улице. Исключение составляли церковные праздники, когда прясть не разрешалось. Иногда за прядением пели, особенно если собиралось несколько женщин. Ручная прялка подходит по размерам и взрослым, и детям, поэтому прясть девочек учили с раннего детства. Но я пока не могу похвалиться успехами. А с приходом весны прялку убирали на своё укромное место, чтобы зимой снова заняться любимой работой. Нашей прялкой пряли все женщины большого семейства. Ручным прядением в отдельных районах России занимаются уже немногие, но моя бабушка - мастерица все еще использует ручной способ изготовления пряжи. Вещи, связанные из этой пряжи, хранят тепло её рук, и, может быть, частицу её души.
Заключение.
Подводя итоги своего небольшого исследования, я могу сделать несколько выводов. В настоящее время очень большой интерес представляют изделия мастеров прошлого – наших предков. Я узнала, что прялка была своеобразным магическим предметом, не случайно выражение «пряжа жизни», «нить жизни» присутствует в мифологии многих народов мира. В настоящее время этот старинный предмет еще не стал в коми селе музейной редкостью, им пользуются и по сей день в основном женщины преклонного возраста, представители того поколения, когда ручной труд и домашнее производство играли важную роль в домашнем хозяйстве. Я узнала много нового об истории ведения домашнего хозяйства в коми деревне. Мне удалось проследить историю нашей семейной прялки, определить ее тип. Была сделана попытка определить смысл пасов – знаков, изображенных на прялке.
Художественные промыслы и древние ремёсла принято рассматривать как часть материальной и духовной культуры народа. Через художественные образы и предметный мир декоративно-прикладного искусства к детям приходит понимание Родины, культуры народа, его традиций и обычаев. Процесс изготовления красивых и нужных изделий, умение их создавать своими руками имеют большое значение для воспитания у них здорового нравственного начала, уважения к своему труду и людям труда. Изделия, связанные из пряжи, экологические чистые, тёплые, мягкие, пушистые. Мне тоже захотелось научиться прясть, хотя пока особых успехов я не сделала.
В нашей семейной прялке сохранилось тепло рук моих прабабушек. Такие предметы помогают глубже понять, откуда мы, кто мы. Они учат гордости за свой народ, свою семью.
Литература.
Устные источники.
1. Воспоминания Поповой (Куратовой) Марии Александровны, уроженки д.Семушино, с. Заречье, ныне жительницы поселка Визиндор Сысольского района Республики Коми.
Простые новогодние шары из бумаги
Рисуем белые грибы пастелью
Рождественские подарки от Метелицы
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды