Исследовательская работа.
Вложение | Размер |
---|---|
shadrin_l.govorit_karamzin.docx | 42.74 КБ |
Республиканский конкурс, посвященный 250-летию Н.М.Карамзина, писателя, историка, публициста и общественного деятеля
номинация
«Исследовательская работа ««Мое открытие Н.М.Карамзина»»
(для обучающихся 9-11 классов)».
Говорит Карамзин…
(попытка интервью)
Работу выполнил обучающийся 10 класса
МБОУ «СОШ» пст. Визиндор
Сысольского района Республики Коми
Шадрин Лев Сергеевич.
Руководитель – учитель истории и общестовзнания
МБОУ «СОШ» пст.Визиндор
Петухова Наталья Валерьевна.
Визиндор - 2016
Оглавление.
1. Введение. С.3.
2. Говорит Карамзин… (попытка интервью) С. 4 – 12.
3. Выводы. С.13.
4. Литература. С.14.
Введение.
Одна из самых интересных профессий в настоящее время – профессия журналиста. Общение с интересными людьми доставляет удовольствие, дает почву для размышлений, духовно развивает и совершенствует человека. Но, к сожалению, у огромного количества людей интервью взять уже невозможно, слишком далеко от нас время их жизни. Но это было бы очень интересно. Многие знаменитые люди прославили Россию, среди них, без сомнения, и Николай Михайлович Карамзин. В год его знаменательного юбилея было бы интересно познакомиться поближе с таким авторитетным историком. Возникла идея – собрать из статей, высказываний, писем Н.М. Карамзина ответы на вопросы, которые интересны современному читателю. Цель работы - создать интервью со знаменитым историком, при этом предоставить слово самому Николаю Михайловичу, предложить ему самому «ответить» на наши вопросы.
Задачи: - изучить литературу о Н.М.Карамзине,
- составить вопросы интервью,
- подобрать ответы,
- написать текст интервью.
В качестве источников мною были использованы статьи и письма Н.М.Карамзина, многие из которых я нашел в Интернете, книга Н.Я.Эйдельмана «Последний летописец».
Исследовательская работа оформлена в виде интервью, в качестве журналиста выступаю я, а «отвечает» на мои вопросы сам Николай Михайлович Карамзин.
Говорит Карамзин…
(попытка интервью)
Мой сегодняшний собеседник - один из самых известных людей в истории России. Историк, литератор эпохи сентиментализма, переводчик, создатель «Истории Государства Российского, редактор «Московского журнала» и «Вестника Европы», реформатор русского языка, почетный член Московского Государственного Университета и ярый сторонник монархии Николай Михайлович Карамзин.
Он родился 12 декабря 1766 года близ города Симбирска в семье отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина. Сначала обучался в частном пансионе Симбирска, затем был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена. Одновременно посещал лекции И. Г. Шварца в Императорском Московском Университете.
Закончив обучение, поступил на службу в Преображенский гвардейский полк. Выйдя в отставку некоторое время жил в Симбирске, а потом — в Москве. Во время пребывания в Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а после приезда в Москву в течение четырёх лет был членом «Дружеского ученого общества».
Знаком мо многими писателями и критиками. Посещал Европу, в поездке много писал. Именно после посещения Европы Карамзин стал одним из главных литературных деятелей России. По возвращении из поездки в Европу Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив к изданию «Московского журнала».
Наш гость является единственным человеком в России, удостоившегося звания историографа. Это звание была пожаловано ему 31 октября 1803 года Императором Александром I. С этого момента он ушел от литературы и всецело посвятил себя истории.
В феврале 1818 года Карамзин выпустил в продажу самый значимый труд в своей жизни «История государства Российского». Первые восемь томов «Истории государства Российского», трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца, имели ошеломляющий успех. Рассказывают, что, захлопнув восьмой, последний том, Федор Толстой по прозванию Американец воскликнул: "Оказывается, у меня есть Отечество!" В последующие годы вышли ещё три тома «Истории», появился ряд переводов её на главнейшие европейские языки. Освещение русского исторического процесса сблизило Карамзина с двором и царём, поселившим его подле себя в Царском селе.
Перед интервью мне довелось «встретиться» с современниками историка. Вот их мнения о Николае Михайловиче и его «Истории».
Александр Сергеевич Пушкин - величайший поэт русской литературы.
«Первые восемь томов «Русской истории» Карамзина вышли в свет. Я прочел их в моей постеле с жадностию и со вниманием. Появление сей книги (так и быть надлежало) наделало много шуму и произвело сильное впечатление, 3000 экземпляров разошлись в один месяц (чего никак не ожидал и сам Карамзин) - пример единственный в нашей земле. Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили» (А.С.Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. Т.7. Стр. 279).
Василий Андреевич Жуковский - русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.
"... И какая эпоха для русского появления этой истории! Какое сокровище для языка, для поэзии, не говоря уже о той деятельности, которая должна будет родиться в умах. Эту историю можно будет назвать воскресителем прошедших веков бытия нашего народа. По сию пору они были для нас только мертвыми мумиями, и все истории русского народа, доселе известные, можно назвать только гробами, в которых мы видели лежащими эти безобразные мумии. Теперь все оживятся, подымутся и получат величественный, привлекательный образ. Счастливы дарования теперь созревающие! Они начнут свое поприще, вооруженные с ног до головы» (Из письма В.А.Жуковского И.И.Дмитриеву).
Виссарион Григорьевич Белинский, литературный критик.
«Главная заслуга Карамзина как историка России состоит совсем не в том, что он написал истинную историю России, а в том, что он создал возможность в будущем истинной истории России. Были и до Карамзина опыты написать историю, но тем не менее для русских история их отечества оставалась тайною, о которой так или сяк толковали одни ученые и литераторы. Карамзин открыл целому обществу русскому, что у него есть отечество, которое имеет историю, и что история его отечества должна быть для него интересна, и знание ее не только полезно, но и необходимо. Подвиг великий!» (В.Г.Белинский. История государства Российского, сочинение Н.М.Карамзина).
Итак, после столь высоких отзывов мы начинаем интервью. Интересно узнать мнение нашего гостя по самым разным вопросам.
- Николай Михайлович, все мы родом из детства, поэтому логично спросить, нравится ли вам ваш родной город?
- Симбирские виды уступают в красоте немногим в Европе. (Из письма Н.М.Карамзина брату Василию от 8 июня 1808 года).
- А что вы можете сказать о своем обучении? Что вам более всего запомнилось?
- В сие щастливое для Наук время мудрое наше Правительство размножило их источники в России и открыло им новые способы действовать на ум народа. К числу сих способов принадлежат и публичные лекции Московского Университета. Цель их есть та, чтобы самым тем людям, которые не думают и не могут исключительно посвятить себя ученому состоянию, сообщать сведения и понятия о Науках любопытнейших. (Н.М.Карамзин. О публичном преподавании наук в Московском университете. 1803 г.)
- О Вашем путешествии в Европу написана целая книга «Письма русского путешественника». Что вы можете сказать о пользе подобных путешествия для человека?
- Путешествие питательно для духа и сердца нашего. Путешествуй, ипохондрик, чтобы исцелиться от своей ипохондрии! Путешествуй, мизантроп, чтобы полюбить человечество! Путешествуй, кто только может! (Н.М.Карамзин. Письма русского путешественника.)
- Вы были свидетелем революционных событий во Франции. Как вы их оцениваете?
- Говорить… о Французской революции? Вы читаете газеты, следственно происшествие вам известно. Можно ли было ожидать таких сцен в наше время от зефирных французов, которые славились своею любезностию и пели с восторгом от Кале до Марселя, от Перпиньяна до Страсбурга: для любезного народа счастье первое есть царь… Не думайте, однако ж, чтобы вся нация участвовала в трагедии, которая играется ныне во Франции. Едва ли сотая часть действует; все другие смотрят, судят, спорят, плачут или смеются, бьют в ладоши или освистывают, как в театре. Те, которым потерять нечего, дерзки, как хищные волки; те которые всего могут лишиться, робки, как зайцы; одни хотят все отнять, другие хотят спасти что-нибудь. Оборонительная война с наглым неприятелем редко бывает счастлива. История не кончилась; но по сие время французское дворянство и духовенство кажутся худыми защитниками трона.
Французская революция принадлежит к числу событий, определяющих судьбы человечества на долгий ряд веков. Начинается новая эпоха; я вижу это, а Руссо это предвидел… События следуют друг за другом, как волны в бурном море: а думают, что революция уже кончена. Нет! Нет! Мы увидим еще поразительные вещи; крайнее возбуждение умов предсказывает это. (Н.М.Карамзин. Письма русского путешественника.)
- А каковы, по–вашему, последствия революции во Франции?
- Франция после долговременного странствования возвратилась опять на то место, где была прежде, с той разницей, что королевская власть ограничивалась парламентами и собраниями, а воле консульской должно все покоряться в безмолвии. (Н.М.Карамзин. Несколько слов о новой французской конституции). Судьба Европы теперь не от нас зависит. Переменит ли Франция свою ужасную систему, или Бог переменит Францию, — неизвестно, но бури не вечны! (Н.М.Карамзин.Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях).
- Вы всегда выступаете убежденным сторонником монархии. Как вы можете охарактеризовать эту форма правления?
- Предмет самодержавия есть не то, чтобы отнять у людей естественную свободу, но чтобы действия их направить к величественному благу. (Н.М.Карамзин. История государства Российского). Самодержавие есть палладиум России; целость его необходима для ее счастья; из сего не следует, чтобы государь, единственный источник власти, имел причины унижать дворянство, столь же древнее, как и Россия. Оно было всегда не что иное, как братство знаменитых слуг великокняжеских или царских. Худо, ежели слуги овладеют слабым господином, но благоразумный господин уважает отборных слуг своих и красится их честью (Зап., стр.). Любя Отечество, любя монарха, я говорил искренно. Возвращаюсь к безмолвию верноподданного с сердцем чистым, моля Всевышнего, да блюдет царя и Царство Российское! (Н.М.Карамзин.Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях).
- А как вы относитесь к либеральному направлению общественной мысли?
- Я презираю скороспелых либералистов: я люблю лишь ту свободу, которой не отнимет у меня никакой тиран. (Из записанного в дневнике разговора с Александром I, 1819 год)
- Вы лично наблюдали события 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Что вы можете сказать по поводу увиденного?
- Видел ужасные лица, слышал ужасные слова, камней пять-шесть упало к моим ногам. Новый император оказал неустрашимость и твердость. Первые два выстрела рассеяли безумцев с "Полярною Звездою", Бестужевым, Рылеевым и достойными их клевретами. Милая жена моя, нездоровая, прискакала к нам во дворец около семи часов вечера. Я, мирный историограф, алкал пушечного грома, будучи уверен, что не было иного способа прекратить мятеж. Ни крест, ни митрополит не действовали. Заблуждения и преступления этих молодых людей суть заблуждения и преступления нашего века. (Из письма к И.И.Дмитриеву).
- Перейдем к вашему литературному труду. Вы переводили трагедию Шекспира «Юлий Цезарь». Чем его творчество вас привлекает?
- Немногие из писателей столь глубоко проникли в человеческое естество, как Шекеспир; немногие столь хорошо знали все тайнейшие человека пружины, сокровеннейшие его побуждения, отличительность каждой страсти, каждого темперамента и каждого рода жизни, как удивительный сей живописец. Все великолепные картины его непосредственно натуре подражают; все оттенки картин сих в изумление приводят внимательного рассматривателя. Каждая степень людей, каждый возраст, каждая страсть, каждый характер говорит у него собственным своим языком. Для каждой мысли находит он образ, для каждого ощущения — выражение, для каждого движения души — наилучший оборот. (Н.М.Карамзин. О Шекспире и его трагедии «Юлий Цезарь»).
- Шекспир – звезда первой величины в драматургии. А вот чем привлекла вас древняя индийская драма «Сакунтала», которую вы тоже переводили?
- Творческий дух обитает не в одной Европе; он есть гражданин вселенной. Человек везде — человек; везде имеет он чувствительное сердце, и в зеркале воображения своего вмещает небеса и землю. Везде Натура есть его наставница и главный источник его удовольствий. Я чувствовал сие весьма живо, читая Саконталу, драму, сочинённую на индейском языке, за 1900 лет перед сим, Азиатским поэтом Калидасом, и недавно переведенную на английской Виллиамом Джонсом, бенгальским судьею…(Н.М.Карамзин. Предисловие к переводу драмы «Сакунтала» 1793 г.)
- Почему вы перешли от литературного труда к изучению и изложению истории?
- Настоящее бывает следствием прошедшего. Чтобы судить о первом, надлежит вспомнить последнее; одно другим, так сказать, дополняется и в связи представляется мыслям яснее. (Н.М.Карамзин. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях).
- То есть, Вы считаете, что изучая историю, мы может повлиять на наше настоящее?
- И простой гражданин должен читать Историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и Государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества. (Н.М.Карамзин. История государства Российского).
- У Вас прекрасная семья (Н. М.Карамзин был дважды женат. Дети – Софья, Андрей, Александр). Что вы можете рассказать о своей семье?
- Любовь сильнее всего, святее всего, несказаннее всего. Истинная любовь может наслаждаться без чувственных наслаждений, даже и тогда, когда предмет её за отдаленными морями скрывается. Редкий холостой человек не вздохнёт, видя красоту и счастие детей, скромность и благонравие женщин. (Н.М.Карамзин. Мудрые мысли).
- Что вы думаете о России?
- Для нас, русских с душою, одна Россия самобытна, одна Россия истинно существует; все иное есть только отношение к ней, мысль, Провидение. Мыслить, мечтать можем в Германии, Франции, Италии, а дело делать единственно в России. (Из письма А.И.Тургеневу).
- Какое главное качество русского народа вы можете отметить?
- Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою. (Н.М.Карамзин. История государства Российского).
- Как вы охарактеризовали бы положение в вашей и современной России одним словом?
- Воруют… (С.Довлатов. Чемодан).
- Не могу с вами не согласиться. А что, кроме воровства, печалит вас в современной России?
- Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России.(Н.М.Карамзин. Приятные виды, надежды и желания нынешнего времени).
- Какой совет вы, как историк, человек, приближенный к императорскому двору могли бы дать современным российским правителям?
- Умейте обходиться с людьми! Мало ангелов на свете, не так много и злодеев, гораздо более смеси, т.е. добрых и худых вместе. Мудрое правление находит способ усиливать в чиновниках побуждение добра или обуздывает стремление ко злу. Для первого есть награды, отличия, для второго — боязнь наказаний. (Н.М.Карамзин. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях).
- В нашем обществе немало патриотов. Видите ли вы благоприятное будущее для нашей страны, ведь вы, без сомнения, ее патриот?
- Патриотизм не должен ослеплять нас; любовь к отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть; и, жалея о тех людях, которые смотрят на вещи только с дурной стороны, не видят никогда хорошего и вечно жалуются, мы не хотим впасть и в другую крайность; не хотим уверять себя, что Россия находится уже на высочайшей степени блага и совершенства. (Н.М.Карамзин. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях).
- Спасибо, Николай Михайлович! Надеюсь, что Ваши мысли будут интересны широкому кругу наших читателей и помогут им делать правильный гражданский выбор.
Выводы.
1. Попытка данного интервью показала, что многие взгляды и высказывания Н.М.Карамзина актуальны в настоящее время.
2. Н.М.Карамзин был свидетелем многих исторических событий, о которых оставил свои свидетельства.
3. Н.М.Карамзин – патриот России, он видит ее проблемы и больные точки и дает рекомендации, как с ними справиться.
4. Н.М.Карамзин не был льстецом, человеком, заискивающим перед «сильными мира сего», он прямо и конкретно дает советы царю и не боится быть непонятым.
5. Н.М.Карамзина можно по праву назвать не только историком и литератором, но и подлинным Гражданином России.
Литература.
1. Н.Я.Эйдельман. Последний летописец. М., 1986.
Интернет ресурсы.
1. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000043/st017.shtml
2. http://dugward.ru/library/belinsky/belinskiy_istoriya_gosudarstva_ros.html
3. http://uldelo.ru/2016/04/19/simbirskie-vidy
4. http://eurovestnik.ru/node/279
5. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/karamzin.htm
6. http://www.epwr.ru/quotauthor/297/txt4.php
7. http://citaty.socratify.net/sergei-dovlatov/52671
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Заяц-хваста
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Цветок или сорняк?
Юрий Визбор. Милая моя