В своих произведениях Варвара Еналь опирается на традиционные нравственные ценности, что, безусловно, важно для подрастающего поколения. Серия книг «Живые» ставит перед нами ряд вопросов. Как у писательницы получилось создать столь живых персонажей? Какие способы и методы она использовала? Как психологизмы помогли в создании образов героев? Для того чтобы ответить на данные вопросы, мы провели исследовательскую работу, обозначив следующие задачи и цели.
Цели: изучение психологизма как средства создания образа героя в книгах серии «Живые» Варвары Еналь; выявить особенности психологизмов в произведении «Живые».
Материалом для исследования послужила серия книг «Живые» В. Еналь. Объект исследования – текст тетралогии «Живые» В.Еналь. Предмет исследования – психологизм как средство создания образа персонажа. Методы исследования: частично-поисковый метод; метод анализа и синтеза.
Проанализировав психологизм как средство создания образа персонажа в тетралогии Варвары Еналь «Живые», мы сделали следующие выводы:
1. Для изображения главных героев серии книг «Живые» и создания психологического повествования автор использовала следующие виды психологизмов: космический пейзаж и интерьер далекого будущего; портретная характеристика персонажей; молодежный сленг; использование несобственно-прямой речи; включение снов, которые являются «психоанализом автора»; изображение одних и тех же событий с двух точек зрения; использование реминисценций к песням Виктора Цоя.
2. Психологизм позволяет наиболее полно и с разных сторон раскрыть образы героев. Психологическое повествование позволяет погрузиться во внутренний мир персонажей, увидеть мир их глазами.
3. Психологизм является особым приемом, формой, позволяющей верно и живо изобразить душевные движения и переживания героев. Автор, используя психологизмы, показывает нам трудный путь взросления человека, превращения подростка во взрослого, несущего ответственность за себя и других.
Вложение | Размер |
---|---|
shag_v_budushchee.pptx | 99.21 КБ |
shag_v_budushchee_kashshafutdinova_rabota.docx | 70.6 КБ |
Слайд 1
Психологизм как средство создания образа персонажа в тетралогии Варвары Еналь «Живые»Слайд 2
Цели 1 . Изучение психологизма как средства создания образа героя в книгах серии «Живые» Варвары Еналь . 2. Выявить особенности психологизма в произведении «Живые» Варвары Еналь .
Слайд 3
Задачи 1. Раскрыть понятие психологизм. 2. Рассмотреть основные формы психологизма. 3. Проследить психологизмы в произведениях различных авторов. 4. Осведомиться о средствах создания образа персонажей в книгах.
Слайд 4
заключение Проанализировав психологизм как средство создания образа персонажа в тетралогии Варвары Еналь «Живые», мы можем сделать следующие выводы: 1.Для изображения главных героев серии книг «Живые» и создания психологического повествования автор использовала следующие виды психологизмов: •космический пейзаж и интерьер далекого будущего; •портретная характеристика персонажей; •молодежный сленг; •использование несобственно -прямой речи; •включение снов, которые являются «психоанализом автора»; •изображение одних и тех же событий с двух точек зрения ; •использование реминисценций к песням Виктора Цоя.
Слайд 5
Заключение 2 . Психологизм позволяет наиболее полно и с разных сторон раскрыть образы героев. Психологическое повествование позволяет погрузиться во внутренний мир персонажей, увидеть мир их глазами . 3 . Психологизм является особым приемом, формой, позволяющей верно и живо изобразить душевные движения и переживания героев. Автор, используя психологизмы, показывает нам трудный путь взросления человека, превращения подростка во взрослого, несущего ответственность за себя и других.
Южно-уральская интеллектуально-социальная программа
для молодежи и школьников «Шаг в будущее – созвездие HTTM»
Южно-уральский головной координационный центр HTTM
“Интеллектуалы XXI века»
Психологизм как средство создания образа персонажа
в тетралогии Варвары Еналь "Живые"
Исследовательская (творческая) работа на Южно-Уральский молодежный интеллектуальный форум «Шаг в будущее – Совездие HTTM»
Автор: Кашшафутдинова Анастасия Сергеевна
МАОУ «СОШ № 37», 8 А класс
Научный руководитель: Павлюкевич А. Ю.
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 37»
Челябинск – 2017
Содержание
1. Психологизм как средство создания образа персонажа 4
1.1 Средства создания образа персонажа 4
1.2 Понятие «психологизм» и его виды 5
1.3 Использование психологизмов в литературе 6
2. Психологизм как средство создания образа героя в тетралогии Варвары Еналь «Живые» 8
Список используемой литературы 15
Варвара Еналь – современная писательница родом из Крыма. У В.Еналь много произведений, изданных в журнале «СамИздат». Некоторая часть ее произведений относится к жанру "христианское фэнтези". Варвара Еналь является лауреатом Международной детской литературной премии имени В.П. Крапивина сезона 2013 года. В своих произведениях она ставит вопросы актуальные для детей и подростков, опирается на традиционные нравственные ценности, что, безусловно, важно для подрастающего поколения.
Серия книг «Живые» ставит перед нами ряд вопросов. Как у писательницы получилось создать столь живых персонажей? Какие способы и методы она использовала? Какие особенности имеют произведения Варвары Еналь? Как психологизмы помогли в создании образов героев? Для того чтобы ответить на данные вопросы, мы провели исследовательскую работу, обозначив следующие задачи и цели.
Цели:
Задачи:
Исходя из целей и задач исследования, в работе ставятся следующие гипотезы:
Материалом для исследования послужила серия книг «Живые» В. Еналь.
Объект исследования – текст тетралогии «Живые» В.Еналь.
Предмет исследования – психологизм как средство создания образа персонажа.
Методы исследования: частично-поисковый метод; метод анализа и синтеза.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В литературном произведении автор создаёт не просто образ персонажа, он создаёт характер.
Характер (от греческого character — черта, особенность) – образ человека в литературном произведении, который соединяет в себе общее, повторяющееся и индивидуальное, неповторимое. Через характер раскрывается авторский взгляд на мир и человека. Принципы и приемы создания характера отличаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображения жизни, от рода и жанра произведения.
Следует отличать литературный характер от характера в жизни. Создавая характер, писатель может отражать и черты реального, исторического человека. Но он неизбежно использует вымысел, «домысливает» прототип, даже если его герой – историческое лицо.
Характер художественный – это образ человека, представленный в литературном произведении с достаточной полнотой, в единстве общего и индивидуального, объективного и субъективного; совокупность внешнего и внутреннего, индивидуальности и личности героя, а потому читатель может воспринимать персонажа как живое лицо; художественное описание человека и его жизни в контексте его личности.[1]
Основные способы создания характера:
Преимущество всегда отдается портретам, раскрывающим сложность и многоплановость облика персонажей. Здесь живописание наружности нередко сочетается с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом.
В разных произведениях находим функции пейзажа: он может быть необходим для развития действия, может сопровождать развитие внешних событий, играть роль в духовной жизни персонажей, играть роль в их характеристике.
Психологизм в литературе – это (от греч. psyche - душа и logos - понятие, слово) способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.
Психологизм может быть явным – открытым (непосредственное воспроизведение внутренней речи героя или образов, возникающих в его воображении, сознании, памяти, например, "диалектика души" в произведениях Л. Н. Толстого, В. В. Набокова) и неявным – скрытым, уведенным в «подтекст» (например, "тайная психология" в романах И.С.Тургенева, где внутреннее состояние персонажей раскрывается благодаря выразительным жестам, особенностям речи, мимики, то есть разнообразным внешним проявлениям психики).[3]
По мнению А. Н. Андреева психологизм в литературе сегодня превратился в своеобразный гуманитарный миф. Psyhe – это душа; душевные переживания, отраженные в литературе – это психологизм. В таком случае всякая, любая литература по определению психологична (равно как и по определению идеологична и эстетична), ибо литература – язык души, язык психики.[4]
Андреев А.Н. тезисно выделил самое главное:
Психологизм – это не просто переживания, а мироощущение, которое трансформируется в мировоззрение. Душевное непременно перерастает в духовное, сотворенное по законам красоты. В этой связи психологизм является не просто переживанием, а эстетической структурой персонажа.
Психологизм возникает там, где есть глубинные противоречия душевной жизни – противоречия между разумом и душой. Именно подобные противоречия и есть родовой признак психологизма.[5]
Психологизм стал способом воплощения реалистического потенциала, способом представить новую структуру персонажа – характер.
Психологизм имеет собственную внутреннюю структуру, то есть складывается из приемов и способов изображения, наиболее распространенными из которых являются внутренний монолог и психологическое авторское повествование. Помимо них встречается использование снов и видений.
Психологизм художественной литературы получил особое развитие в XIX веке. Приемы, которые использовали русские писатели XIX века, заимствовали в своем творчестве более поздние авторы. Системы образов, которые можно встретить в романах Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, стали примером подражания для писателей во всем мире.
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» читатель познает эмоции и чувства Раскольникова благодаря описанию внешности, интерьера комнаты и даже изображению города. Для того чтобы раскрыть все то, что происходит в душе главного героя, Достоевский показывает обстановку, в которой пребывает Раскольников. Маленькая каморка, напоминающая шкаф, символизирует несостоятельность его идеи. Комната Сони, напротив, просторна и светла. Но главное, Достоевский особое внимание уделяет глазам. У Раскольникова они глубокие и темные. У Сони – кроткие и голубые. А, например, о глазах Свидригайлова ничего не сказано. По мнению Достоевского, у таких людей, как Свидригайлов, и вовсе никакой души нет.
У Л. Н. Толстого в романах «Война и мир» и «Анна Каренина» каждый герой – образец того, насколько тонко мастер слова может передать не только переживания героя, но и жизнь, которую он вел до описываемых событий. Романы Льва Толстого основаны на системе сложных образов, каждый из которых раскрывается посредством диалогов, мыслей, деталей. Рассмотрим сцену скачек из романа «Анна Каренина». На примере гибели лошади автор раскрывает эгоизм Вронского, который впоследствии приводит к смерти героини. Неоднозначными являются мысли Анны Карениной после поездки в Москву. Встретив мужа, она вдруг замечает неправильную форму его ушей, на которую раньше не обращала внимания. С помощью мелкой детали читатель познает, насколько тягостной для героини становится семейная жизнь, наполненная лицемерием и лишенная взаимопонимания.
Психологизм русской литературы XIX века настолько ярко выражен, что в произведениях некоторых авторов этого периода сюжет уходит на задний план. Эту особенность можно наблюдать в рассказах А. П. Чехова. В рассказе «Дама с собачкой» Чехов не только раскрывает внутренний мир своих героев с помощью, казалось бы, незначительных деталей, но и создает некое противопоставление окружающему миру. С помощью смены ялтинского пейзажа на московский писатель ярко передает эмоциональный переход, который испытывает Гуров. В диалогах и сценах присутствуют детали, которые Чехов включает в повествование: Анна Сергеевна раскрывает Гурову свою душу, а он тем временем с аппетитом поедает мандарин. Влюбленность и возвышенные чувства в рассказе противопоставлены черствости и обыденности с помощью диалогов.[6]
В книгах серии «Живые» Варвары Еналь отчетливо прослеживаются психологизмы, в этом произведении они ярко выражены и являются открытыми, явными. Повествование в книге ведется от третьего лица, но часто можно встретить несобственно-прямую речь, которая периодически появляется в тексте, она позволяет читателю узнать чувства и переживания персонажа в той или иной ситуации.
«… - Я бы их оставила у себя. Дети неухоженные, голодные, избитые. Такое чувство, как будто в семье они лишние. Мы бы их вырастили.
- Так и оставляй. Все равно при следующем обезьяньем нападении их снова принесут в жертву.
- Оставлю. Если никто не придет. Рыбы и лепешек и на них хватит.
Таис улыбнулась и ушла к себе.
Значит, Надя нашла тех, кого будет любить. Вот и славно. Очень славно».[7]
Еще одной особенностью психологизма в этом произведении являются включения снов у двух главных героинь. Полубессознательные формы внутренней жизни изображают психологическое состояние персонажа.
Литературные сны, по мнению И. В. Страхова, – это анализ писателем «психологических состояний и характеров действующих лиц».
«… Эмме снилось огромное поле, полное поломанных роботов <…> Снилось, что она бредет посреди всего этого, спотыкается, царапает колени и ладони, но не останавливается. Надо найти человека – вот что она понимает <…> Но людей здесь как раз и нет, только мертвые и роботы, как последние, свидетели исчезнувшей цивилизации. <…> Вдруг Эмма поняла, что не так было в ее сне. Одиночество! Она так и не встретила людей. Роботы погибли, и люди, судя по всему тоже. <…> Роботы не смогут существовать без людей. А люди быстро погибнут без роботов».[8]
Стоит отметить, что в серии «Живые» развивается две сюжетные линии. И повествование идет от двух лиц: Таисии и Эммы. Они же являются главными героинями. Иногда линии сюжета перекликаются и получается, что одно и то же событие озаряется с двух позиций, что позволяет проанализировать две точки зрения, увидеть две эмоциональные оценки событий, ведь героини абсолютно разные.
Ещё одним из видов психологизма являются включения в произведение молодежного сленга, наподобие словосочетания: «Ни фига себе», что, конечно, создает особую атмосферу. Напомним, что действия происходят в будущем, герои говорят на всеобщем языке, признаки национальности людей полностью стерлись, но это сленговое выражение до сих пор живо.
Пейзаж и интерьер в этом произведении играют не последнюю роль. Дети выросли на космической станции, воспитываемые роботами по специально составленной программе. И все что нам с вами кажется обыденным, например: любовь, родители, семья, да и сама планета земля, - для них является чуждым. Отсюда и пошли проблемы подростков с восприятием жизни на земле, любовью и странными древними традициями, наподобие бракосочетания.
Еще одна очень примечательная особенность. В двух первых книгах Варвары Еналь были упомянуты цитаты из песен Виктора Цоя, которые так или иначе были связаны с каждой частью книги. В дальнейших двух частях серии цитат не было, но сама писательница в интервью упоминала еще две песни, привязанные к книгам. И это необычно и ново. Когда читатель прослушает песню и прочитает книгу, выстраивается полная картина.
Стоит сказать, что и сами герои книги прослушивали песни В. Цоя, обсуждая их смысл. Автор намекает нам – искусство живет вечно. А те истины, о которых поется в песнях В. Цоя, будут актуальны всегда.
«…– Электронная музыка-фольк. Вот что тогда слушали. И еще, видимо, рок. А рок же запрещен, и давно, как агрессивная музыка. Послушай, Эмма, какая странная песня. <…>
Жесткие слова рождали странную картинку. Старинный город, дым над ним, далекая звезда по имени Солнце. И долгая война, длящаяся две тысячи лет.<…>
Певец рассказывал о тех, кто воевал всю жизнь и умирал еще молодым.
– О чем тут поется? – Эмма опустилась в кресло и вытянула ноги. – Странные слова какие-то. Что за город? На Земле, что ли? <…>
– Представляешь, это очень старая песня. <…>А звучит как-то необычно. Война – лекарство от морщин. Почему лекарство?
- Потому что все, кто воюет, умирают. Не успевают состариться. Что тут непонятного?».[9]
Каковы же образы героев, как психологизм помог при их создании? Попробуем ответить на этот вопрос.
В самой истории можно проследить, как персонаж из подростка со множеством комплексов постепенно превращается во взрослого человека, который в состоянии преодолевать жизненные трудности. В процессе взросления у него возникает множество противоречий с самим собой, ведь их детство и взрослая жизнь, в которую они вступили резко и остро, разительно отличались. Стоит отметить: становясь взрослыми, подростки меняются сами, их разум гибок, и они способны изменяться. И как раз путь подростка до взрослого человека показывает автор. Одна из черт психологизма – это внутренние терзания, а на страницах книг этих противоречий достаточно много.
Про внешность героев сказано всего несколько фраз, однако, по деталям, которые автор нам периодически вбрасывает, мы сами можем додумать образ, и он является более полным, чем если бы нам давалось четкое описание внешности. Чаще всего о внешности того или иного персонажа мы узнаем от третьих лиц. Это еще одна особенность психологизма, которая встречается в серии книг «Живые».
Главные герои – это подростки. И по ходу развития сюжета проходит не так уж много времени, однако жизнь этих еще совсем юных людей, так насыщена разными событиями, что им волей неволей приходится быстро повзрослеть.
Сейчас мы рассмотрим образы двух главных персонажей, от лица которых идет повествование:
Таис – одна из двух главных героинь. Распишем ее образ по плану: портретная характеристика, характер, конечный результат преобразований.
О внешности героини известно немного. Но автор периодически дает нам подсказки: «сверкнула своими почти что золотистыми кошачьими глазами». И вот образ ее лица у нас уже есть, хотя было сказано только о глазах. Постоянное «вбрасывание» в текст деталей «заплела в две косы свои длинные непослушные волосы», помогает читателю не забывать внешний облик героя. По сюжету книги, главные герои – это исключительно дети.
«…Девочка оглянулась. Глаза злые и дикие, губы поджаты. Худющая и какая-то бешеная».
Характер и внутренний мир персонажей раскрывается через психологизмы, восприятие всех событий книги происходит через призму сознания главных героев.
Таисия порою злая, ехидная и наглая. Так описывают ее другие персонажи книги. Да и сама героиня это понимает, так на ней отложилась долгая жизнь на нижней станции Моаг.
«– А знаешь, – тихо сказала она, – я вполне нормально общалась с Эммой сегодня. Ты заметил? Мы не ссорились вообще.
–Угу. – Федор кивнул и невозмутимо сказал: – Уверен, что ты еще не раз с ней поссоришься, я же тебя знаю.
Таис хмыкнула. Он действительно ее знает. Очень хорошо знает и все равно любит. Такую, какая есть. Злую, резкую, раздражительную и наглую. Торопливую и решительную. Смелую и ловкую».[10]
Так себя описывает сама героиня, проведен самоанализ, девушка понимает, что характер у нее тяжелый, однако, она обладает не только отрицательными качествами. Таис может сострадать, приходить на помощь в трудной ситуации и самое главное – она способна дарить любовь.
«…Если бы можно было каким-то образом отвлечь стаю и вернуться за Федькой. Ведь он еще жив, она слышит его прерывистое дыхание. Она буквально чувствует, как бьется его сердце.
– Я вернусь за Федькой, – пробормотала Таис».[11]
В таких деталях мы можем узнать многое о героях книги.
Рано или поздно, подросток все равно превращается во взрослого. Вот что сказано об изменениях, произошедших с Таис в завершающей книге серии.
«… Таис тоже изменилась. Раньше она была обычной девчонкой со станции: худющая, угрюмая, злая. С острыми скулами и кошачьими дикими глазами. А сейчас вдруг преобразилась и похорошела. Раскосые глаза сияли мягким золотистым светом, подстриженные волосы обрамляли загорелый овал лица, прочеркивающий линию бровей и глубину взгляда. Даже изгиб губ как будто стал более четким и выразительным. Таис стала девушкой, и во всех ее движениях появилась грация дикого животного».[12]
Стоит отметить, что Таис изменилась не только внешне, ее характер тоже претерпел изменения, но не такие кардинальные.
Эмма – вторая главная героиня, от лица которой идет повествование. Также распишем ее по плану.
Про внешность девушки сказано также немного. Но точно известно, что она очень красива и грациозна.
«Таис оглянулась и посмотрела в светло-голубые глаза, обрамленные длиннющими темными ресницами. Красивая девочка все-таки».[13]
О внешности девушки мы узнаем от других лиц, от той же самой Таис. Сказано опять же не очень много, но мы понимаем, что Эмма обладательница, как говорят, «модельной внешности».
Вот что говорит об Эмме интеллект третьей станции Питер:
«…Я видел детей с вашей станции, с Моага то бишь. Видел девочку, такую рыженькую, голубоглазую. Просто сгусток интеллекта, а не девочка, и смотреть на нее приятно».[14]
Что же касается внутреннего содержания этой красивой девочки. Тут все непросто. Какова же Эмма? В ответе на этот вопрос донельзя подходит слово «правильная», правильная во всем. Когда она еще жила на втором уровне станции Моаг, тогда еще девочка, не нарушала закон, делала уроки, всегда была рассудительна и логична, и во всем доверялась своим воспитателям-роботам.
По сюжету книги те, кто никого не любил, превращался в зверя или просто умирал. У Эммы стали проявляться первые симптомы этого «вируса». Девушка долго не могла разобраться в себе, не могла понять как это – любить.
«…Я пытаюсь любить, все время пытаюсь любить. Но не уверена, что вообще что-то чувствую," - подумала Эмма, засыпая».[15]
После того, как ей исполнилось пятнадцать, девочка поняла, что не всегда получается быть рассудительной и верной логике, иногда приходится поступать безрассудно, чтобы, например, спасти своих друзей, но поняла это поздно. За этот жизненный урок ей пришлось заплатить смертью своего друга Кольки Колючего. Эмма помнила подвиг Коли, помнила и оберегала.
«…И еще в ее глазах все время чудилась память о Коле. Стоило Таис посмотреть на подругу, как тут же вспоминался этот черноглазый шустрый парень»[16].
Девушка способна сострадать и помнить друзей. Те в свою очередь насмешливо называют ее Всезнайка-Эмка. И не просто так, героиня действительно умна и в сложной ситуации способна сосредоточиться и взять себя под контроль.
«…Тогда надо просто успокоиться <…> Из раны на ноге хлынула кровь, но Эмма и глазом не повела.
Все потом, раны Ника можно будет полечить после»[17]
Долгий путь к свободе и миру пройден. Вот что сказано об изменениях, произошедших с Эммой в последней части серии «Живые».
«…Эмка изменилась, стала более тонкой, более внимательной и какой-то более молчаливой, что ли. Глянет темно-голубыми глазами, сожмет губы – и чудится в ее взоре глубокая не по годам мудрость. Будто слишком много довелось Эмме пережить, и она хранит пережитое в себе и никому не доверяет»[18].
Стоит отметить, что больших внешних перемен у Эммы не было, она поменялась внутренне.
Таким образом, мы видим, что психологизм является особым приемом, формой, позволяющей верно и живо изобразить душевные движения и переживания героев. Автор, используя психологизмы, показывает нам трудный путь взросления человека, превращения подростка во взрослого, несущего ответственность за себя и других.
Проанализировав психологизм как средство создания образа персонажа в тетралогии Варвары Еналь «Живые», мы можем сделать следующие выводы:
1.Космический пейзаж и интерьер далекого будущего
«Небольшая колбочка с Живым металлом находилась внутри шарообразного катера, в глубине нижних технических отсеков. Ее скрывала плоская тонкая крышка люка, но достаточно было слегка надавить на вогнутый кружок размером с подушечку пальца, как кабина катера открывалась».
« - Знаешь что? – проговорил он, усаживаясь на высоком табурете с магнитным основанием, который прочно удерживался на полу и не двигался сам по себе даже во время тряски».
« Лабиринт коридоров и коротких туннелей вывел к большому помещению с прозрачными раздвижными дверями, где поблескивали плоские панели управления и матовым светом сияли гладкие поверхности огромных мониторов».
« Энергомодуль был пуст. Абсолютно пуст. Ни капли плазмы в нем не осталось. Его пустые длинные вены-капсулы грустно поблескивали, словно говорили, что их вины тут нет».
«Эмма собиралась прочитать все профессорские дневники, поэтому хотела устроиться поудобнее. А что может быть лучше высокого мягкого кресла, принимающего форму хозяина? С небольшим подогревом сиденья, с удобной подножкой? Сиди себе в таком и читай. А хочешь – просто спи, развалившись так, как нравится. Подголовник сам примет нужное положение, подножка сама выдвинется на нужный уровень.
Такие кресла бывают только в капитанских и диспетчерских каютах. На Втором уровне ничего подобного не имелось. Просто там не было нужды в подобном оборудовании».
2.Портретная характеристика персонажей
« Федор на ходу всматривался в написанные вручную строчки, отросшие пряди светлых волос падали ему на глаза, и он временами откидывал их в сторону».
« Таис подумала, что это, наверное, рыжеволосая девчонка, белокожая и губастая»
« - А ты не хочешь? – Жак посмотрел и улыбнулся.
Белозубая ослепительная улыбка. Ели заметные ямочки на щеках и веселый блеск в темных глазах».
3. Реминисценции к творчеству Виктора Цоя
« Обычно Таис слушала музыку <…> Колючий где-то откопал целый файл с записями старой-престарой группы под названием «Кино», и теперь Таис с утра и до вечера слушала бодрые, ровные ритмы».
« - Это да. Пришельцы нас избавили от вируса, но не избавили от самих себя. Дело не в вирусе, Тай. Дело всегда в нас. Все находится в нас, ты же помнишь? Помнишь старую песню Цоя?».
« - Человечество воевало очень много и очень долго. Без особых причин, правильно. Жажда власти, денег. Управляли человечеством очень часто параноики и маньяки. А люди терпели и признавали их управление. Слушали их бредовые идеи и даже умирали за эти идеи. Это сейчас мы уже не воюем, наступила новая эпоха развития для человечества. Научный прогресс, наконец, помог человеческому разуму эволюционировать на новую ступень, новый уровень.
Колька вдруг повернулся, поднял черные брови и тихо спросил:
- Ты сама веришь в то, что говоришь? Где же новый уровень, когда нас заперли на станции и позволили превращаться в зверей? Ради чего? Ради выгоды? Ради бесперебойно работающего производства? Или ради научного эксперимента?
…Кто живет по законам другим,
И кому умирать молодым… -
все звучало в зале».
4. Несобственно-прямая речь
« - Не могу. Мне не спится…
- Я сейчас сделаю чай. Кофе тебе не нужно, а то точно не уснешь. А отдохнуть надо, Тай. Подожди.
Вернулся он с двумя смешными кружками, розовыми и пузатыми. Из них лениво поднимался дымок, и Таис вздохнула. Кажется, действительно все обошлось… кажется, они живы и даже в безопасности… вот она, удача…».
«Эмма не заметила вкуса еды. Прожевала все, запила безвкусным кофе. В голове крутилась только одна мысль – о дверях. Что бы она отдала за возможность выбраться со станции? Да что угодно. Десять лет жизни отдала бы, только бы умотать отсюда, чтобы не слышать, как орет привязанный к кровати Валёк, как плачет Нитка. И Катя тоже плачет. Маша, хмурая и растерянная, ругает мальков и велит им сидеть в каюте».
« - А мы можем присоединиться к миротворцам? Вот как Эмма? - вопрос буквально сам соскочил с языка.
Конечно, Эмме повезло, он не попала в общую спальню и не стала частью послушной и безликой группы детей. Она стала миротворцем, присоединилась к команде, и теперь у нее были и работа и жилье».
« Теперь Эмма понимала даже фриков. Разве можно с позывом голодного желудка? Это сильнейшие чувства, опускающие на дикий и первобытный уровень. Поесть, чтобы выжить, - вот к чему стремится большинство хищников. И вот к чему стремились фрики на станции. Бедных переродившихся предков даже можно понять…».
« Таис застыла, спрятавшись за поворотом, и только тихое пощелкивание металлических частиц робота нарушало тишину.
Надо было что-то делать, но что? Как вытащить Федора и Макса из-под огня?».
« - Вообще-то не очень. Стаи уже не было на уровне, когда мы включили эти звуки. Но вот сейчас попробуем, – решительно ответила Эмма, – просто я кое-что могу и кое-что понимаю.
Задавать вопросы Эмме Таис не стала. Если это действительно так, значит, удача. Наконец-то хоть немного удачи перепадет и ей с Федькой. И если она вытащит Федора и поможет ему, это будет просто супер. Просто супер… Да поможет им всем Бог, как говорил Андрей Шереметьев».
5. Включения снов
«Темный коридор заканчивался тупиком. И закрытой дверью. Железной, большой и двустворчатой. Мигнула вверху лампочка, словно приглашая следовать дальше, и створки медленно поехали в стороны. Не скрипели, не дрожали. Двигались исправно, и темнота из-за них выползала наружу, точно живое существо. Тянула щупальца и бесшумно приглашала войти.
Войти надо. Обязательно надо войти в эти двери. Таис это понимала очень хорошо. Но ноги не двигались. Оказалось невозможным заставить себя сделать хотя бы первый шаг. Чувствуя, как стекает по спине струйка пота, Таис переступила с ноги на ногу, вздохнула.
И вдруг из темного проема выскочил дикий. Без криков, без шороха. Молча вынесся живым мячом и уставился на Таис. Черные, без белка, глаза его вперились в ее лицо, точно лазерные лучи. Он приблизился и улыбнулся, обнажая заостренные зубы.
Таис не выдержала и закричала.
– Тебе что, приснилось что-то? Тай, открой глаза! – Федор стоял рядом и тряс за здоровое плечо.
Увидев его, Таис вздохнула, протерла глаза и села на кровати.
– Сон дурацкий приснился, – проговорила негромко, – долго я спала?».
« Нет, по-прежнему в снах Таис оборонялась от визжащих и прыгающих фриков или убегала от стреляющего в спину пятнадцатого. Бывало, что неслась на магнитной доске и с разбегу резалась в стену, - такое тоже снилось».
6. Изображения одного события с двух точек зрения
Эмма
«– Плевать! Пусть выпущу! Я не оставлю Федьку умирать там одного!
– У нас есть записи языка животных, – вдруг сказал Колька, – можно включить сигнал тревоги. Это должно заставить стаю отступить. Тогда можно будет вывести Федора. Он цел, Таис? У тебя с ним связь?
– Ранен, – глухо ответила Таис, – откуда у вас сигналы? И как вы уцелели <…> Эмма посмотрела на залитое слезами лицо Таис, на твердо сжатые губы, на мокрые стрелки ресниц и, словно отвечая на свой давний вопрос, произнесла:
– Ты любишь его, Таис. Ты любишь Федора».
Таис
«– Я пойду за ним, – Таис спрыгнула со стола, – пойду и вытащу его. Даже если для этого придется выпустить проклятых фриков.
Злость и отчаяние огненной волной заливали сердце. Руки почему-то дрожали, по щекам текли слезы.
Колючий, видимо, все понял.
– У нас есть сигналы тревоги, которые пугают чертей, – торопливо заговорил он, – мы нашли речь животных, записанную на файлы. Это поможет распугать всех тварей. Пойдем вместе.
Таис резким движением вытерла слезы и ответила:
– На кого оставишь станцию? Валёк умер, из старших остались только Маша, Нитка и Катя. И еще девочки с Овальной, если они живы, конечно. Кто будет управлять Моагом? Ты не можешь идти, никто из вас не может рисковать. За вами – дети. Больше сотни детей Второго уровня, вы нужны им. Вы должны быть там, поэтому поднимайтесь и договаривайтесь обо всем с Мартином. Это Мартин – Моаг, и он на нашей стороне. Он за нас. А я пойду за Федькой. Только надо, чтобы вы снова открыли ту дверь чертову…
– Как же ты пойдешь одна? – тихо спросил Колючий и посмотрел серьезно, без улыбки.
Эмма что-то проговорила о любви, но Таис не слушала ее. Не до Эмминых умностей было».
Эмма
«У автомата с шоколадными батончиками и чипсами топталась худенькая девчонка с нелепыми косичками под черно-белой банданой. Окно автомата исправно выбрасывало один батончик за другим, а проворные руки девчонки ловко кидали их в раззявленное брюхо рюкзака. <…> Разве что у девчонки не хватает бонусов на новые. Кто она вообще такая? С другого края Главной площади, что ли? Тамошних детей Эмма плохо знала, они учились в классах на той стороне. А ботинки на девчонке – вообще ужас. Потертые, пыльные…
Стоп! Откуда здесь пыль? Маленькие роботы-уборщики каждый день утром и вечером тихо гудели под ногами, неустанно подбирая даже самый мелкий мусор и самую невидимую пыль.
- Эй! Девчонка! Ты кто такая? Тебе что здесь надо? – закричала Эмма и замахала рукой близстоящему дону.
Около автоматов торчал кудрявый Андрюшка, сосед Эммы. Мальчик подпрыгивал, сжимая в руках пластинку нейтфона. Округлив глаза, он завопил:
- Это дети подземелья! Лови их!
На его призыв откликнулось еще несколько ребят, и вот уже яркая толпа понеслась за темным рюкзаком, подпрыгивающим на спине девчонки».
Таис
« А Федька и Валёк устраивают новые и новые проходы. На этой станции, зависшей среди космоса, столько места, что можно долго прятаться. Главное - находить еду. Без еды и без воды жизни нет. И без тепла тоже.
- Вот она, мы ее видим! - раздался сзади звонкий голос.
Таис подумала, что это, наверное, рыжеволосая девчонка, белокожая и губастая. Та самая, что стояла в очереди у автомата с чипсами и шоколадными батончиками.
Тогда она стояла и улыбалась, но как только заметила грубые пыльные башмаки Таис – тут же подняла тревогу. На Втором уровне нет грязи, это вам не служебные отсеки со слоями десятилетней пыли. И как Таис могла забыть об этом? Протерла бы ботинки - не было бы проблем.
- Догоним ее! Мы догоним ее!
Таис не оглядывалась. Еще один поворот, после сразу двойная развилка - поворачивать надо направо. Пусть догадываются. Федька специально выбирает несколько развилок, чтобы, если и случится погоня, можно было бы ее обмануть».
[1] Анна Владимировна Сабельникова. [Электронный ресурс] URL http://ansabansab.blogspot.ru/
[2] Анна Владимировна Сабельникова. [Электронный ресурс] URL http://ansabansab.blogspot.ru/
[3] Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005. [Электронный ресурс] URL https://enc-dic.com/litved
[4] Андреев А.Н. Основы теории литературно-художественного творчества. Учебное пособие. [Электронный ресурс] URL http://www.litres.ru/
[5] Андреев А.Н. Основы теории литературно-художественного творчества. Учебное пособие. [Электронный ресурс] URL http://www.litres.ru/
[6] Дарья Шульгина. Психологизм в литературе: определение и примеры. [Электронный ресурс] URLhttp://fb.ru/
[7] Варвара Еналь «Живые. Земля будет принадлежать нам»
[8] Варвара Еналь «Живые. Мы будем любить всегда»
[9] Варвара Еналь «Живые. Мы можем жить среди людей»
[10] Варвара Еналь «Живые. Мы можем жить среди людей»
[11] Варвара Еналь «Живые. Мы можем жить среди людей»
[12] Варвара Еналь «Живые. Мы будем любить всегда»
[13] Варвара Еналь «Живые. Мы можем жить среди людей»
[14] Варвара Еналь « Живые. Мы будем любить всегда»
[15] Варвара Еналь «Живые. Мы остаемся свободными»
[16] Варвара Еналь « Живые. Мы будем любить всегда»
[17] Варвара Еналь «Живые. Мы будем любить всегда»
[18]Варвара Еналь «Живые. Мы будем любить всегда»
Рисуем "Осенний дождь"
Весенняя сказка
Как зима кончилась
Сказки пластилинового ослика
Барсучья кладовая. Александр Барков