Цель работы: научиться создавать простые рисунки и сюжеты с помощью графиков линейных функций с заданными ограничениями в сервисе DESMOS-графический калькулятор.
Вложение | Размер |
---|---|
67_nesmina_a.l_matematika.docx | 111.27 КБ |
ХIV городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку»
Возрастная категория: «Юниор»
Секция: математика
Название работы:
«Рисуем графиками линейных функций»
Автор работы:
Несмина Анастасия Леонидовна
г.о. Тольятти, МБУ «Лицей № 67», 7 класс
Научный руководитель:
Столярчук Лилия Геннадьевна,
учитель математики первой категории, МБУ «Лицей № 67»
г. Тольятти
2018
Содержание
2.1. Элементарные функции и их графики………………5
2.2. Линейная функция и ее график………………………6
2.3. Рисование графиками линейных функций………….7
Введение
Каждый год счастливые родители ведут своих детей в школу. И далее дорога для большего числа учащихся составляет 11 лет упорного труда в получении знаний. Математика сопровождает нас на всем пути, но, к сожалению, не у всех ребят есть прирожденная склонность к ней. Возникает необходимость для поиска методов воздействия на учащихся, которые могли бы повысить стимул приобретения и расширения знаний. Как заставить ученика работать с удовольствием, а не из-под палки? Как сделать так, чтобы он захотел чему то научиться? Математика – одна из важнейших наук на земле и именно поэтому есть необходимость развивать у детей интерес к этой науке. А это означает, что задания в математике должны быть такими, чтобы постоянно была пища для размышлений и, даже, для творческого полета.
Тема исследовательской работы: «Рисуем графиками линейных функций».
Гипотеза: «графиками линейных функций можно рисовать отдельные объекты и даже целые сюжеты».
Цель: научиться создавать простые рисунки и сюжеты с помощью графиков линейных функций с заданными ограничениями в сервисе DESMOS-графический калькулятор.
Объект исследования: линейная функция и ее график.
Предмет исследования: рисование графиками линейной функции.
Задачи:
1. Изучить разнообразную литературу по теме: «Линейная функция и ее график»
2. Создать авторские рисунки графиками линейных функций в сервисе DESMOS-графический калькулятор;
3. Предложить одноклассникам построить рисунки по заданным функциям с ограничениями;
4. Предложить одноклассникам создать авторские рисунки графиками линейных функций в сервисе DESMOS-графический калькулятор;
6. Выполнить оценку результатов своей работы и сделать выводы.
Методы исследования:
Актуальность проблемы
Понятие «функция» одно из важнейших в математике. С помощью функции описываются различные процессы и явления: химические, статистические, физические, природные и т.д.
Актуальность работы заключается в том, что при выполнении творческих заданий на создание изображений графиками линейных функций, развиваются художественные способности учащихся, которые лежат в основе различных профессий: дизайнер, архитектор, скульптор и т.д., кроме того, повышается интерес к изучению темы: «Линейная функция и ее график». Красота и эстетика математики в школе в особой мере проявляется именно в «красивых» и творческих заданиях.
Практическая значимость.
Рисование графиками линейных функций заставляет воочию увидеть неразрывную связь красоты и математики, непосредственно соприкоснуться с миром прекрасного. Вместо однообразных упражнений по изучаемой теме можно предложить ребятам творческий подход и тогда математика становится интересной, удивительной и красивой.
Относительная «новизна» заданий, неожиданная фабула интригует, а положительные эмоции включают второе дыхание в получении знаний. Такие нестандартные упражнения послужат достаточно хорошей школой для приобретения необходимых основ мышления, владея которыми можно решать любые задачи. Кроме того, чтобы облегчить дальнейшее изучение специальных функций в школе, нужно научиться свободно оперировать графиками элементарных функций.
2. Основное содержание.
2.1 Элементарные функции и их графики
Знакомство и изучение свойств различных функций и их графиков занимает важное место и в школьной математике, и в следующих курсах. Причем не только в курсах математического и функционального анализа, и даже не только в других разделах высшей математики, но и в большинстве предметов узкого профиля. Например в экономике – это функции издержек, полезности, функции спроса, предложения и потребления, в радиотехнике – функции управления и функции отклика, в статистике – функции распределения и т.д.
Определение: зависимость переменной у от переменной х, при которой каждому значению переменной х из определенного множества D соответствует единственное значение переменной у, называется функцией. у = f(х), где х – независимая переменная (аргумент), у – зависимая переменная (функция).
Область определения функции D(f)- множество, на котором задаётся функция. Иначе: множество значений, которые может принимать аргумент.
Область значений функции E(f)- множество, состоящее из всех значений, которые принимает функция.
График функции – множество точек на координатной плоскости, координатами которых являются пары чисел (х; у), где х – значение аргумента, у – соответствующее ему значение функции.
1. Линейная функция y = kx + m
График функции – прямая.
2. Функция y = kx² (k ≠ 0)
График функции – парабола.
3. Квадратичная функция y = ax² + bx + c
График функции – парабола
4. Функция обратной пропорциональности y =
График функции – гипербола.
5. Функция y =
График функции – ветвь параболы, перевернутая «набок».
6. Функция y =
График функции – объединение двух лучей
3. y = xⁿ (n = 3, 5, 7, 9…)
График функции – кубическая парабола (при n=3)
2.2. Линейная функция и ее график.
Линейная функция y = kx + m, график функции – прямая.
Коэффициент k отвечает за угол наклона (k>0 – угол острый, k<0 – угол тупой, k=0 – горизонтальная прямая), m – за сдвиг графика вверх-вниз (m>0 – вверх, m<0 – вниз).
у = kx – частный случай линейной функции при m=0 (прямая пропорциональность)
В этом случае график функции обязательно проходит через начало координат.
Свойства линейной функции y = kx + m
1) D(f) = (-∞; +∞)
2) Возрастает, если k > 0; убывает, если k < 0
3) Не ограничена ни снизу, ни сверху
4) Нет ни наибольшего, ни наименьшего значений
5) E(f) = (-∞; +∞)
Чтобы составить уравнение линейной функции надо:
Например, мы выяснили, что график линейной функции (прямая) проходит через точки с координатами (5;2) и (4:1). Действуем по плану: составим систему уравнений
Из первого уравнения выразим m: m=2-5k, подставим значение m во второе уравнение и найдем k: 1=4k+2-5k, k=1. Далее в уравнение линейной функции подставляем значения коэффициентов k и m и получаем искомое уравнение прямой: у=х-3.
2.3. Рисование графиками линейных функций на уроке математики
Авторские рисунки и сюжеты:
1. «Белеет парус одинокий…»
https://www.desmos.com/calculator/gwla5xgddr
Приложение, рис №1
2. «Розовый слоник».
https://www.desmos.com/calculator/mknrnjdtcl
Приложение, рис №2
3. «Жук & лютики».
https://www.desmos.com/calculator/x46q7xqa8i
Приложение, рис №3
4. «Заяц-беляк».
https://www.desmos.com/calculator/5urvy5bvaj
Приложение, рис №4
5. «Пингвин».
https://www.desmos.com/calculator/dhafishzj0
Приложение, рис №5
6. «Снеговик у елки».
https://www.desmos.com/calculator/myjea0izr8
Приложение, рис №6
7. «Клубничка».
https://www.desmos.com/calculator/e0qsfgex5l
Приложение, рис №7
Практическая часть
Учащимся 7 класса было предложено выполнить следующие задания:
Ответ: Звезда
Ответ: Функции:
Объект исследования: 7 «Б» класс
Время исследования: декабрь
Этапы исследования:
Обработка и анализ результатов показали:
По итогам выполнения задания №1 выяснилось, что 100% учеников (28 человек смогли построить рисунок в декартовой системе координат по заданным функциям.
Безошибочное аналитическое описание изображения в задании №2 получилось у 93% ребят (26 человек).
И, наконец, с заданием №3 справилось 100% учащихся (28 человек), причем выполнялось это задание с большим удовольствием.
Выводы
Подводя итоги, можно утверждать, что если к чему то относиться творчески, с интересом и любопытством, то даже такая сложная наука, как математика становиться более доступной и увлекательной.
В данной работе удалось:
Гипотеза о том, что графиками линейных функций можно рисовать отдельные объекты и даже целые сюжеты, подтвердилась.
Список используемых источников
Разлука
Как нарисовать ветку ели?
Твёрдое - мягкое
Рисуем кактусы акварелью
Красочные картины Джастина Геффри