ВВЕДЕНИЕ
Думаю, что каждый человек испытывает особое волнение перед ответственным делом. Я – не исключение. Тревога и волнение появляются перед контрольной работой или тестированием. Вдруг что-то не получится! Мама советует взять конфетку или шоколадку и съесть перед уроком. Говорит, что помогает. Действительно, однажды помогло! Да только не совсем конфетка, а фантик от нее. Как – узнаете позже. Но с тех пор, не просто ем сладости, но и собираю фантики от конфет. Повторяю, изучаю по ним правила русского языка...
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_fantik_ot_konfet._samohvalova_polina.doc | 151.5 КБ |
Западное управление министерства образования и науки
Самарской области
Окружной конкурс исследовательских проектов младших школьников «Гулливер»
Исследовательская работа на тему:
«Этот сладкий русский язык»
Выполнила:
Самохвалова Полина,
учащаяся 3 Г класса
ГБОУ СОШ №3
г.Сызрани
Руководитель работы:
Хабиева Г.Н.,
учитель нач. кл.
г.Сызрань, 2015 г.
ВВЕДЕНИЕ
Думаю, что каждый человек испытывает особое волнение перед ответственным делом. Я – не исключение. Тревога и волнение появляются перед контрольной работой или тестированием. Вдруг что-то не получится! Мама советует взять конфетку или шоколадку и съесть перед уроком. Говорит, что помогает. Действительно, однажды помогло! Да только не совсем конфетка, а фантик от нее. Как – узнаете позже. Но с тех пор, не просто ем сладости, но и собираю фантики от конфет. Повторяю, изучаю по ним правила русского языка.
Итак,
Объект моего исследования – фантики от конфет.
Предмет исследования – правила, орфограммы русского языка на обертках конфет.
Цель исследования – выявить возможности использования фантиков от конфет для увлекательного, интересного изучения русского языка.
Поставила перед собой следующие задачи:
Методы исследования: работа с научно-познавательной литературой, использование Интернет ресурсов, практическая работа.
ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Начала свое исследование с работы со словарем русского языка С.И. Ожегова. Ведь надо узнать какое определение дают ученые-языковеды тому, что я собираюсь изучать.
Фантик – это конфетная обертка (стр. 846).
Три тысячи лет назад древние египтяне смешали мед, инжир и орехи. Таким образом получилось первое подобие конфет. На Востоке лакомства делали из миндаля и фиги, в Древнем Риме мед смешивали с орехами и маковыми зернами, варили и засыпали кунжутом. В Древней Руси конфеты изготавливали из кленового сиропа, патоки и меда. Само слово «конфета» (в переводе с латинского «приготовленное снадобье») появилось в русском языке в 18 веке.
Сладости есть. Возникли следующие вопросы: «А как их хранить?», «Кто придумал обертку для конфет?»
Многие, наверное, слышали о Томасе Эдисоне и о его пяти великих творениях: фонографе, пишущей машинке, телеграфе, генераторе переменного тока, лампочке. Вообще у него более 100 патентов на разные изобретения. И среди всего этого – парафинированная бумага, служившая первой оберткой для конфет. Создал ее Эдисон в 1872 году.
Конечно, до парафинированной бумаги существовал материал для обертки конфет: фольга («Кадбери» Великобритания). Но самое широкое применение получило открытие Эдисона!
С 1930-х годов стали применять для завертывания целлофан, 1950-х годов полимерные пленочные термосвариваемые материалы.
2. После теоретической подготовки стали собирать фантики от конфет. Мне помогал почти весь класс. Получилась довольно внушительная коллекция, часть которой я представлю вашему вниманию.
Затем я приступила к распределению фантиков по группам: по правилам и орфограммам русского языка. Я наклеила обертки на картонную основу и получились интересные дидактические карточки по русскому языку, которые мы теперь используем на уроках во время орфографических минуток.
Сейчас я вам покажу возможности фантика. Например, учитель дала мне фантик от конфеты «Серебряный степ». Я должна на нем найти изученные правила и орфограммы. Сначала работаю со словом «серебряный», ударение падает на второй слог, безударная в корне первая е. Она непроверяемая, это словарное слово. Разбираю слово по составу. Чтобы выделить окончание, изменяю слово «серебряная», окончание -ый-. Подбираю однокоренные слова: «серебро», «серебрит». Корень -серебр-. Суффикс -ян-. «Серебряный степ» - прилагательное в мужском роде. «Мягкая карамель»: в слове «мягкая» трудное место буква г. Проверочное слово «мягок». Ясно слышится звук [г], значит, пишется буква г.
После распределения фантиков получились такие группы:
3. В заключении хочу сказать, что в ходе своего исследования я очень много узнала о фантиках. Из фантиков шьют одежду, коврики, игрушки, по ним гадают, толкуют сны. По фантикам, оказывается, можно узнать о человеке. Даже книгу о них написали «Конфеты и фантики». Автор – Вероника Кочубей. Но нигде не нашла информацию о том, что по фантикам можно изучать русский язык. Может, это мое открытие?
Для себя сделала вывод: оказывается, русский язык не только «великий и могучий, правдивый и свободный», но вкусный и сладкий, и нет предела творчеству и фантазии, чтобы его изучить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В тот день мы писали диктант. Передо мной фантик от съеденной конфетки. На фантике – корова Муренка. А у меня в диктанте – Пеструха со строчной буквы. Фантик помог исправить ошибку и получить «отлично»!
ЛИТЕРАТУРА
Что такое музыка?
Акварель + трафарет = ?
Медведь и солнце
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Рисуем тыкву