Изучение уровня загрязненности воздуха по снежному покрову на территории школы
Вложение | Размер |
---|---|
sneg_kak_pokazatel_zagryazneniya_atmosfernogo_vozduha.docx | 36.4 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 г. Белорецк Муниципального района Белорецкий район РБ
Снег как показатель загрязнения атмосферного воздуха
Выполнила: Точилкина Настя, 9 лет,
обучающаяся МОБУ СОШ №20
Руководитель: Семавина Л.В.,
учитель нач. кл. МОБУ СОШ № 20
Белорецк – 2018 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Обзор литературы……………………………………………………………………4
Глава 2. Практическая часть……………………………………………….............................5
2.1. Методика опыта……………………………………………………………………………..5
2.2. Полученные результаты………………………………………………….............................6
Выводы…………………………………………………………………………………………..7
Заключение…………………………………………………………………...............................7
Использованная литература……………………………………………….............................8
Приложение……………………………………………………………………………………..9
Введение
Вредных веществ, загрязняющих атмосферу, довольно много. Это частицы руд, минеральных удобрений, почв, а также угля, древесины, резины, сажи и других веществ [4]. Чистый воздух становится дефицитным во многих местах нашей планеты.
Моя школа № 20 в г. Белорецк расположена на одной из центральных улиц города – 50 лет Октября. Эта улица является одной из дорог, по которой происходит въезд и выезд из города машин. Особенно интенсивно движение автотранспорта и шум отмечается рано утром, в обеденное время и вечером. И одним из основных источников загрязнения окружающей среды является транспорт. Сажа, выхлопные газы от автомобилей поднимаются в воздух, а затем оседают на поверхности снежного покрова. Поэтому считаем актуальным изучение свойств снега как индикатора загрязнения атмосферного воздуха.
Цель: изучить уровень загрязненности воздуха по снежному покрову на территории школы № 20 г. Белорецк.
Задачи:
Объект исследования - снег
Предмет исследования – свойства снега
Гипотеза– предполагаем, что наиболее загрязненным окажется участок вблизи проезжей части улицы, а наиболее чистым - участок, расположенный в удаленности от автодороги.
Глава 1. Обзор литературы
Изучением снега ученые занялись еще в XVII веке. В 1611 году Иоганн Кеплер написал труд «О шестиугольных снежинках», где рассматривал это чудо природы с точки зрения науки о геометрии. Позже было издано множество научных трактатов, благодаря которым ученые пришли к единому мнению, что снег – это разновидность атмосферных осадков, представляющая собой мелкие кристаллики льда[5].
Снег образуется в атмосфере при понижении температуры воздуха до нуля или отрицательных показателей. В этом случае микроскопические частички водяного пара, находящиеся в облаках, притягиваются к пылевым частичкам и замерзают [4].
Снег является хорошим показателем чистоты атмосферного воздуха в зимний период, так как все растения, грибы, водоросли, животные в данное время находятся в состоянии сна и не оказывают влияния на состояние окружающей среды. Выпавший на землю снег образует снежный покров, который может показать содержание вредных веществ, накапливающихся в толще снега в течение зимнего периода. Снег накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. В связи с этим снег можно рассматривать как своеобразный показатель загрязнения окружающей среды. В снежном покрове могут накапливаться различные вредные вещества, которые с талыми водами поступают в открытые и подземные водоемы, почву, загрязняя их [2].
Количество автомашин непрерывно растёт, а вместе с этим растёт выброс вредных продуктов в атмосферу. Применение автомобилями бензина, который имеет в своём составе различные вредные примеси, вызывает загрязнение атмосферного воздуха весьма токсичными его соединениями. Все эти примеси сохраняются в толще снега в течение холодного времени. С наступлением теплого периода, температура воздуха повышается, вода из твёрдого состояния переходит в жидкое. С потоками воды данные вещества частично поступают в верхние слои почвы, а часть вымывается стоками и попадает в водоёмы и грунтовые воды. Таким образом, происходит загрязнение почвы вредными выбросами от автомобилей и деятельности человека. Изучение снежного покрова может дать точную оценку экологического состояния данной территории и сделать прогноз о возможном заражении окружающей среды токсичными веществами [1].
Глава 2. Практическая часть
2.1. Методика опыта.
Опыты по изучению свойств снега проходили в январе 2018 года на территории МОБУ СОШ №20 г. Белорецк. Для исследования я заготовила 4 банки: №1 – обочина дороги, №2 – сквер у школы, №3 – у здания школы, №4 – в отдалении от школы. Перед отбором снега осмотрела поверхность снежного покрова на определение внешнего вида снега. Посмотрела на его цвет (цвет белый), плотность (снег рыхлый). Определила 4 площадки по прямой линии по удаленности от обочины дороги. По методу конверта взяла пробы снега. Затем пробы принесла в школу, полученную талую воду использовала для исследования. В помещении МОБУ СОШ №20 я начала определять свойства талой воды– запах, цвет, мутность (прозрачность), запыленности, наличие примесей, определение кислотности водного раствора.
Для определения запаха я открыла банки с талой водой и движениями руки направляла запах к носу. Чтобы выяснить цвет талой воды, я пронумерованные банки приложила к белому листу бумаги. Таким образом, я определила цвет (Приложение 1).
Для определения мутности (прозрачности) талой воды, рассматривала банку на темном фоне при достаточном боковом освещении.
Наличие примесей выясняла следующим образом: приготовила воронку, в которую поместила плотную фильтровальную бумагу, потом налила воду и ждала, когда она стечёт в стакан. Затем внимательно рассматривала фильтровальную бумагу на наличие примесей.
Для определения кислотности водного раствора, использовала специальный индикатор.
Кроме этого, я провела опрос среди одноклассников «Снег вреден или полезен?». Всего приняло участие 20 человек (Приложение 2).
2.2. Полученные результаты. Свои результаты по изучению свойств снега мы внесли в таблицу.
Образцы снега Показатели | №1 Обочина дороги | №2 Сквер у школы | №3 У здания школы | №4 В отдалении от школы |
| Очень сильный | Обращает на себя внимание | Очень сильный | Не ощущается |
| Черный | Темно-серый | Светло-серый | Светло-коричневый |
| Очень мутная | Слабо мутная | Опалесцирующая | Слабо опалесцирующая |
| Есть | Есть | Есть | Есть в небольших количествах |
| pH-8,1 | pH-8,1 | pH-8,2 | pH-8,5 |
По результатам своих экспериментов я описала каждый образец:
Банка №1 (обочина дороги) – данный образец имеет очень сильный запах бензина, цвет воды – черный, очень мутная, имеется достаточное количество примесей, территория является неблагоприятной средой для жизни живых организмов. Банка №2 (сквер у школы) - запах данного образца обращает на себя внимание, цвет – темно-серый, имеется наличие примесей, территория является неблагоприятной средой для жизни живых организмов.
Банка №3 (у здания школы) - данный образец имеет очень сильный запах бензина, цвет воды –светло-серый, по степени мутности - опалесцирующая, имеется достаточное количество примесей, территория является неблагоприятной средой для жизни живых организмов.
Банка №4 (в отдалении от школы) – запах отсутствует, цвет воды – светло-коричневый, по степени мутности – слабо опалесцирующая, имеется небольшое количество примесей, территория является благоприятной средой для жизни живых организмов.
По результатам опроса я узнала, что в моём классе практически все ребята считают снег чистым, его можно есть без вреда для здоровья. На этот вопрос 16 человек ответили, да и 4 нет. На вопрос почему? – ребята разошлись во мнении. 16 человек считают, что он белый, значит чистый, 2 – в снеге есть вредные вещества, снег есть нельзя. 2 – можно простудиться.
Выводы
В результате своего исследования я получила следующие выводы:
Заключение
Если снег, такой грязный, он опасен для жизни и здоровья. Нужно заботиться об окружающей нас природе, это важно для нашего здоровья.
Использованная литература
Интернет - ресурсы
5. сайт Интересные факты
Солдатская шинель
Пчёлы и муха
Вода может клеить?
Фотографии кратера Королёва на Марсе
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?