Исследовательская работа по теме
«Мифологическая карта мира древних славян»
Работу выполнила:
Гусакова Екатерина
Ученица 5 «б» класса МБОУ ЗСОШ № 1
Руководитель: Ковляр Е.А.
учитель русского языка и литературы
Вложение | Размер |
---|---|
karta_mira.docx | 45.06 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Завьяловская средняя общеобразовательная школа № 1 Завьяловского района» Алтайского края
Исследовательская работа по теме
«Мифологическая карта мира древних славян»
Работу выполнила:
Гусакова Екатерина
Ученица 5 «б» класса МБОУ ЗСОШ № 1
Руководитель: Ковляр Е.А.
учитель русского языка и литературы
с. Завьялово
2016 г.
Введение.
Актуальность исследования
К сожалению, сегодня большинство взрослых и школьников мало что знают об обычаях, мировоззрении наших далеких предков – древних славян. А ведь там, в этом загадочном и необыкновенно интересном мире языческих времен, коренится и наше, современное мировоззрение. Неужели же справедливо, что мы во всех подробностях изучаем египетских, греческих, римских Богов, а о своих истоках не знаем практически ничего?
Нередко слышишь: а для чего сейчас все эти знания, когда вокруг компьютеры и космические корабли? Поставим вопрос по-другому: в чем основное достоинство хорошего компьютера? Это – бездонная память, наполненная информацией, плюс способность с нею управляться. Компьютер прекрасно помнит, над чем трудился его электронный разум и вчера, и позавчера. Годится ли человечеству быть глупее машин и не помнить, откуда оно родом?
А кроме того, ученые не сомневаются: в эпоху, когда складывались мифы, люди умели думать нисколько не хуже, чем теперь. Просто они думали и выражали свои познания на другом языке – на языке мифа. И именно эти мифы мы должны знать, чтобы знать нашу историю. И начинать нужно с самых основ – с картины мира наших предков, с понимания того, какой они видели нашу Землю и что для них на этой Земле было самым важным.
Цель: создать карту мира, существующую в представлении древних славян.
Объект исследования: мифологические представления древних славян.
Предмет исследования: географические мифологические объекты древнеславянской мифологии
Методы исследования: поисковый, метод моделирования, изучение информационных материалов
Глава 1.
Наша история.
Происхождение древних славян.
Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским ученым было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов. Это были предки современных славянских народов. По мнению археологов, венеды были исконными обитателями Европы, потомками племен, живших здесь еще в каменном и бронзовом веках.
Древнее название славян - венеды - сохранилось в языке германских народов вплоть до позднего средневековья, а в финском языке Россия до сих пор называется Венейей. Название "славяне" стало распространяться лишь полторы тысячи лет назад в середине I тысячелетия н.э.
Предки славянских народов России в далекой древности жили в лесостепных и лесных областях между реками Днестром и Днепром. Затем они стали продвигаться на север. Это было медленное, совершавшееся веками передвижение земледельческих общин и отдельных семей, искавших новые удобные места для поселения и богатые зверем и рыбой области. Поселенцы вырубали девственные леса для своих полей. Местное население по уровню своей культуры значительно уступало славянам. Спустя несколько столетий оно смешалось с пришельцами, усвоило их язык и культуру. В различных областях восточнославянские племена назывались по-разному, что известно нам из древнейшей русской летописи: вятичи, кривичи, древляне, поляне, радимичи и другие.
Вплоть до наших дней на высоких берегах рек и озер сохранились остатки древних славянских поселений, которые теперь изучаются археологами. В то беспокойное время, когда войны не только разными племенами, но и между соседними общинами были постоянным явлением, люди часто селились в труднодоступных местах, окруженных высокими склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие рвы и обносили свои жилища деревянным тыном.
Остатки таких маленьких крепостей называются городищами. Жилища строились в виде землянок, внутри были глинобитные или каменные печи. В каждом селении жили обычно родственники, которые нередко вели свое хозяйство общиной.
Земледельческое хозяйство того времени очень мало походило на современное. Тяжелым трудом добывали люди себе пропитание. Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу.
Зимний месяц, в течение которого рубили лес, назывался сечень (от слова "сечь" - рубить). Далее следовали месяцы сухий и березол, во время которого лес сушили и сжигали.
Сеяли прямо в золу, слегка разрыхленную деревянной сохой. Такое земледелие называется огневым или подсечным. Чаще сеяли просо, но были известны и другие злаки: пшеница, ячмень и рожь. Из овощей была распространена репа.
Месяц жатвы назывался серпень, а месяц молотьбы - вресень (от слова "врещи" молотить). То что названия месяцев у древних славян связаны с земледельческими работами, свидетельствует о первостепенном значении земледелия в их хозяйстве. Но они также разводили домашний скот, били зверя и ловили рыбу, занимались бортничеством - сбором меда диких пчел.
Каждая семья или группа родственников изготовляла для себя все необходимое. В маленьких глиняных печах - домницах - или ямах из местных руд выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, сошники, наконечники стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотна и шили одежду. В большом ходу была деревянная посуда и утварь, а также изделия из бересты и луба. Покупали лишь то, что нельзя было добыть или сделать на месте. Самым распространенным товаром издавна была соль - ведь месторождения её встречались далеко не везде.
Торговали также медью и драгоценными металлами, из которых изготовляли украшения. За все это расплачивались ходкими и ценными товарами, которые играли роль денег: пушниной, медом, воском, зерном, скотом.
Около древних славянских городищ нередко можно встретить круглые или удлиненные земляные насыпи - курганы. При раскопках в них находят остатки сожженных человеческих костей и обгоревшую в огне утварь.
Древние славяне сжигали покойников на погребальном костре и останки хоронили в курганах.
Славяне вели постоянную борьбу с кочевниками, которые жили в причерноморских степях и часто грабили славянские земли. Самым опасным врагом были кочевники-хазары, создавшие в VII-VIII вв. большое сильное государство в низовьях рек Волги и Дона.
В этот период восточные славяне стали называться русами или росами, как полагают, от названия одного из племен - русов, жившего на границе с Хазарией. Так произошли названия "Россия" и "русские".
Вскоре в жизни славян совершились большие перемены. С развитием металлургии и других ремесел значительно улучшились орудия труда. Земледелец имел теперь плуг или соху с железным лемехом. Труд его стал более производительным. Среди общинников появились богатые и бедные.
Древняя община распадалась и на смену ей приходило мелкое крестьянское хозяйство. Вожди и богатые общинники угнетали бедных, отнимали у них землю, закабаляли их и заставляли работать на себя. Развивалась торговля. Страну прорезали торговые пути, идущие преимущественно по рекам. В конце I тысячелетия стали появляться торгово-ремесленные города: Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Новгород, Ладога и многие другие. Иностранцы называли Русь страной городов.
Для сохранения и укрепления своей власти господствовавшая верхушка создавала свою организацию и войско. Так на смену племенным порядкам пришли классовое общество и государство, защищавшее интересы богатых.
Сначала в Древней Руси было несколько отдельных племенных княжений, на месте которых в IX в. возникла могучая русская держава с центром в Киеве. Началась эпоха феодализма, или эпоха средневековья.
В истории славянских племен многое ещё предстоит выяснить. Наши археологи исследуют остатки древних городищ и селений, а историки продолжают изучать древние летописи и другие документы. Благодаря этому история наших предков - древних славян - пополняется все новыми ценными сведениями.
Язычество.
Славяне поклонялись явлениям природы и обожествляли их. Так же наши предки верили в злых и добрых духов, в почете у них был культ рода и предков. Первым религионзным верованием восточных славян было язычество. Главной отличительной чертой язычества является многобожие. Восточные славяне поклонялись Сварогу, Роду, Даждьбогу, Ярило, Хоросу, Велесе, Стрибогу, Мокошь и Перуну.
На смену лету приходила зима, на смену дня приходила ночь. Люди не могли понять, почему на смену теплым дням приходят заморозки, начинает идти снег. Славяне думали, что всё это зависит от воли богов и других таинственных сил. Если летом шёл сильный дождь, люди полагали, что это рассерженный бог Перун посылает на землю огненные стрелы, и потому гремел такой страшный гром и сверкали яркие молнии.
Когда дождь заканчивался, значит, бог успокоился, делали вывод славяне. Перун для них представлялся великаном с большой головой, седой головой и рыжей бородой. В правой руке у него лук, а в левой стрелы. Вырезая из дерева идола, люди покрывали бороду и усы золотом, а верх головы – серебром. Ставили идола на капище (самое высокое место), а к подножью приносили требы (кровавые жертвы).
Жертвами были птицы, животные, а иногда люди. В отличие от других язычников, древние славяне не строили храмов, не было у них сословия жрецов, хотя волхвы (толкователи воли богов) существовали. Вот такой была вера древних славян, языческая.
Люди не знали, почему светит солнце, дует ветер, небо бывает разного цвета. Подумав, пришли к выводу, что все эти явления зависят от божеств и находятся в их власти. Так появились: отец солнца – Сварог, распорядитель воздушной стихии – Стрибог. Славяне любили землю свою русскую, поэтому почитали Мокошь – богиню земли.
Много песен они сложили о земле кормилице. Относились к ней трепетно и почтительно. Пахарь, например, перед тем как пахать землю, со слезами просил прощение у Матери-земли, что будет делать ей больно, рвать сохой. Если человек давал клятву в чём-либо и ел, или целовал землю, то обязательно должен был исполнить своё обещание. В противном случае становился изгоем.
Славяне придумали себе Домового, Лешего, Водяного, Кикимору, Бабу-ягу. Они считали, что дома, в лесу, на реке должен быть хозяин, который может помочь человеку, а может и погубить.
Языческие праздники были связаны с земледельческими работами и сменой года. День весеннего равноденствия – это праздник Масленица, летний солнцеворот – Ивана Купала, Новый год – Колядки. Совершали особые ритуалы при рождении, смерти, свадьбы. Всё это сопровождалось песнями, которых было очень много.
Глава 2.
Мифологическая модель мира древних славян.
Высшим уровнем первобытного сознания являлась мифология. Миф есть прежде всего способ обобщения, мира в форме наглядных образов. В первобытности отдельные стороны, аспекты мира обобщались не в понятиях, как сейчас, а в чувственно-конкретных, наглядных образах. Совокупность связанных между собой таких наглядных образов и выражала собой мифологическую картину мира.
В качестве оснований, связывающих между собой наглядные образы в мифологии, выступали аналогии с самим человеком, с кровно-родственными связями первобытной общины. Человек переносил окружающую его действительность собственные черты. В мифе очеловечивалась природа. Для мифа природа есть поле действия человеческих сил (антропоморфизм). В мифологическом сознании мир мыслился как живое, одушевленное существо, живущее по законам родовой общины; мир представлялся некоторой общинно-родовой организацией. Картина мира выступала аналогией картины того рода, в котором сложился данный миф.
Представления славян-язычников о земном устроении были очень сложны и запутаны. Согласно славянской мифологии, Вселенная имеет форму яйца. Яйцо считалось символом жизни. Вспомним, что в сказке «Василиса Премудрая» смерть, а точнее, жизнь Кощея находится именно в яйце. В центре, подобно желтку, расположена Земля. Верхняя часть «желтка» - наш живой мир, мир людей; нижняя сторона – Мир Мертвых, Ночная страна. Чтобы попасть в Мир Мертвых, нужно пересечь Океан-море, окруживший Землю, или прорыть колодец насквозь, и камень, брошенный в этот колодец, будет падать двенадцать дней и двенадцать ночей.
Вокруг Земли, «желтка», расположены девять небес. Вот почему в современном русском языке помимо формы единственного числа «небо» есть еще и множественное число «небеса». Каждое из этих девяти небес имеет свое предназначение: есть небо для Солнца и звезд, есть небо для Месяца, есть небо для туч и ветров. Седьмое небо наши предки считали «твердью», прозрачным дном небесного Океана. На высшем уровне небес, «в хлябях небесных» хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей. Именно в связи с этим о сильном ливне говорят: разверзлись хляби небесные. Ведь хлябь – это морская бездна, водный простор.
Еще одним важнейшим образом в мифологической картине мира славян является Мировое Древо. Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое соединяет между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес. Подобно тому, как Древо делится на ветви, крону и корни, мир делится на три уровня: Верхний, Средний и Нижний мир. Верхний мир считался миром богов и именовался Синей Сваргой, Миром Слави или Прави. Средний мир (Явь) – наш человеческий мир. Нижний мир (Навь) – мир предков, духов, хтонический мир.
По мысли славян Мировой Древо больше всего похоже на огромный дуб. Дуб считался деревом вечным и непобедимым (вспомним, что именно на дубе висит ларец, где находится смерть Кощея).
Глава 3.
Карта трех миров.
Верхний мир.
Славяне представляли Верхний мир (Правь) как идеальный мир, где господствуют законы справедливости и чести. Об этом нам говорят многие русские слова: правильный, справный, правило, правый. Именно к этому миру над седьмым небом поднимается вершина Мирового Древа. В том месте, в «хлябях небесных», куда поднимается вершина Древа, есть остров. У этого острова несколько названий: Ирий либо Вырий, (некоторые ученые полагают, что от него происходит слово «рай»), также этот остров называют остров Буян. Буян известен по многочисленным сказкам и заговорам, он считался местом добра, света и красоты. Без формулы «на море-наокияне, на острове на Буяне» не сильно ни одно заклятие. На нем живут прародители всех птиц и зверей. Помимо этого там находятся все могучие силы весенних гроз, громов, ветров и бури, там же находятся Дева Зоря и Перун.
Еще одно имя Ирия-рая – Беловодье. Это название Ирий получил из-за молочной реки, текущей по небесному Ирию из вымени небесной Коровы Земун. Также Беловодье – это сказочная земля, в которую простые русские люди верили до середины 19 века. Представлялось, что в этой стране нет помещиков, много свободной плодородной земли, нет налогов, что там все свободные, богатые и счастливые. Интересно, что люди, которые убегали от жестоких помещиков и отправлялись на поиски Беловодья, уходили все дальше и дальше на восток, шли до Сибири, а через Сибирь порой доходили до самой Аляски. Т.е. благодаря сказке о Беловодье происходило постепенное расширение земель России.
На острове Ирия на острогах Рипейских гор, которые появились на месте битвы Сварога и Сварожичей со Змеем, находился чудесный сад, в центре которого лежит камень Алатырь – центр мироздания. В этих горах растут волшебные деревья: кипарис – дерево смерти, береза – дерево поэзии, яблоня с золотыми яблоками, вишневое дерево, куда прилетает птица Гамаюн.
Средний мир.
Своим названием – Явь – Средний мир связан со словом «явный», т.е. «видимый», «зримый». Это мир живых людей с их радостями и печалями. Помимо людей в этом земном мире, расположенном в кроне Мирового Древа, обитали боги, связанные с земной жизнью человека, а также полудухи: домовые, кикиморы, русалки, лешие, водяные и т.д. По некоторым версиям Правь и Явь соединяются рекой Ра, которая делится на земную и небесную Ра-реку. Сюда же относится понятие «речение» - движение в едином информационном пространстве, реке жизни.
В мифах и легендах наиболее часто встречаются следующие места, расположенные в Среднем мире: Блаженные острова Макарийские, город Китеж, Лукоморье, Сарачинское поле, река Смородина и Калинов мост.
Блаженные острова Макарийские – круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. По преданиям, там всегда день и вечная весна, там текут медовые и молочные реки с кисельными берегами. «Остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его тако нарицают, что залетают в сии остров птицы райские Гомаюн и Финикс и благоухание износят чудное... тамо зимы нет» (Книга, глаголемая Козмография, переведена бысть с римского языка).
Китеж – в русских легендах город, который чудесным образом спасся от врагов во время татаро-монгольского нашествия 13 века. При приближении Батыя Китеж стал невидимым и опустился на дно озера Светлояр. В легендах Китеж считался городом праведников, грешники, плохие люди туда не допускались, в городе царила социальная справедливость. И сегодня говорят, что со дна озера Светлояр доносится колокольный звон, что иногда у озера появляются китежские старики, которые покупают хлеб и расплачиваются монетами 12 века. Эти монеты потом люди хранят как святыню. Иногда видят верующие люди свечи, горящие под водой, купола церквей.
Лукоморье, известное всем по поэме Пушкина «Руслан и Людмила» — это не выдуманная поэтом сказочная страна, а реальная местность – дельта реки Обь. Лукоморье — заповедное место на окраине вселенной, где стоит Мировое Древо. Слово «лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега». Для сравнения: «лук» (для стрельбы), излучина (реки), лукавить (изворачиваться), лука (седла). Эта местность была границей известных и обжитых земель. В таком же значении оно использовано и Пушкиным — как грань между „нашим“ миром и „тем“ миром, неизведанным, неизвестным, сказочным.
Сарачинское поле – поле, отделяющее Русь от стран Востока, за которыми расположен Океан, а за Океаном — сад Ирия, который посажен на Земле.
Река Смородина и Калинов мост. Река Смородина - это Огненная река. Само название «Смородина» имеет древнее толкование. Смородина - красный или огненный цвет. Есть и ещё одна трактовка этимологии слова «Смородина». Название реки связывают со словом «смород», которое обозначало сильный и резкий запах, иногда вонь, смрад. Даль в своих записях называет ягоду смородину - ягодой поречкой, то есть растущей по берегам рек. То же самое относится и к Калиновому мосту. Калина - ярко-красный цвет, огненный, раскалённый. И калина (ягода, кустарник) и Калинов мост имеют одинаковое происхождение и относятся к слову "калить", "накалять", "раскалять", т.е. нечто очень горячее и раскалённое до красна.
Академик Борис Рыбаков выдвинул другую точку зрения. По его мнению Калинов мост назывался таковым вовсе не из-за того, что был калёным, раскаленным или красным, а потому что был выполнен из веток калины. Эту версию Рыбаков обосновал древностью мифа, которая относится к тем временам, когда люди охотились на мамонтов и ставили ловушки-ямы, покрывая их тонкими слоем веток. Мамонт не видел угрозы и падал вниз, оказываясь в ловушке. Мамонт же, или другое большое животное, также стал прототипом и для мифологического чудовища, который всегда присутствует возле Калинова моста. Здесь же Борис Рыбаков обосновал и Огненную реку, ведь мамонтов загоняли в ловушки при помощи огненной цепи, которая устраивалась загонщиками из травы или кустарников.
Река Смородина отделяет мир живых от мира мёртвых. Преодолеть её возможно только перейдя по мосту, который называют Калиновым.
Упоминаний о реке Смородине и Калиновом мосту сохранилось очень много. Эти названия фигурируют в сказках, былинах, заговорах. «Как через реку огненную перекинут мост каленый, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег темный, распрощаюсь с нею словами сильными: ты уйди, болезнь, из тела (имя больного), убирайся, хворь, на берег темный свой».
Как уже говорилось выше, Калинов мост соединяет два мира. Однако преодолеть его не так-то просто. На пути в царство мертвых сказки часто рисуют самые опасные препятствия. Одним из самых распространённых является страшный охранник - многоглавый змей, которого также называют «Чудо-Юдо», иногда «Змей-Горыныч». С этим змеем в сказках и былинах нередко сражаются богатыри и герои. К таким сказаниям можно отнести: «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»), «Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и другие.
Многие исследователи пытались и пытаются до сих пор найти в реке Смородине и Калиновом мосту не просто мифологический образ, но реальный гидроним, то есть реально-существующую реку. Но все предположения до сих пор они существуют только лишь в виде версий.
Нижний мир.
Навь – мир мертвых, загробный мир, куда уходят умершие люди и где живут наши предки. Нередко можно услышать, что Навь зовут Миром Теней или Кощным Миром (соотв. Кощей - Кощный Бог, божество из кощного мира, Бог Нави). Навь располагалась в корнях Мирового Древа.
Навь в различных источниках расшифровывается относительно по-разному. Например, в толковом словаре Ефремовой Т.Ф. – это поднявшийся из могилы мертвец или обитатель загробного мира. В толковом словаре Ушакова Д.Н. – это призрак мертвеца. В энциклопедическом словаре Гуськовой и Сотина – это воплощение смерти и т.д. Везде одно и тоже значение. Навь – это потусторонняя мистерия, где живут люди после смерти. Иногда Навь может взаимодействовать с Явью, т.е. с нашим миром, путём связи ушедших предков с живыми различными способами (связывал эти миры ствол Мирового Древа, но в основном Навь – это то, что недоступно живым. Хозяевами Нави являются Кощей (Чернобог, Ящер), Морана (Мара), также иногда хозяином называют Велеса и некоторых других богов. В сказках связь между мирами живых и мертвых осуществляла Баба-яга, которая помогала герою пройти в царство мертвых. Неслучайно у нее одна нога костяная, т.е. как у скелета. Избушку Бабы-яги считали вратами в потустороннее царство.
По одной из версий Пекло и Навь это синонимы одного места, просто Пекло термин по лексическому значению максимально приближен к христианскому аду. Поэтому мы склонны считать что Пекло это Навь.
Пекло – подземный огненный мир, где правили Чёрные Боги. Пекло в славянской мифологии – ад, преисподняя (от глагола «печь», «пеку» и равно означает и «смолу», которая гонится через жжение смолистых деревьев, и «геенское пламя»). Славяне никогда не могли примириться с тем, что те, кто жил беззаконно, не по совести, обманывая друг друга, грабя своих ближних, могли остаться безнаказанными. Они искренне полагали, что отомстится, отольется им не на этом свете, так на том. Как и многие другие народы, славяне верили, что место казни для беззаконников - внутри земли.
Находится Пекло в безднах преисподних, а вход в них расположен где-то на западе. Там собираются все злые боги, все недобрые силы. Мифы о подземном пекле возникли у древних людей при наблюдении извержений вулканов. В Пекло надо спускаться через разинутую адскую пасть, подобную глубокому, извергающему страшное пламя колодцу; в народных сказках герои, отправляясь на тот свет, нисходят туда через глубокую яму закрытую большим валуном. Простолюдины считали, что душа во время «обмиранья» (летаргии) странствует по пеклу и видит там адские муки. «Раз, за какую вину, ей-богу, уже и не знаю, только выгнали одного черта из пекла». — «Как же, кум? — прервал Черевик. — как же могло это статься, чтобы черта выгнали из пекла?» — « ...Вот черту бедному так стало скучно, так скучно по пеклу, что хоть до петли» (Н.В. Гоголь.«Сорочинская ярмарка»).
Заключение.
Сделав попытку анализа мифологических воззрений славян, мы пришли к определенным выводам:
1. Славяне рисовали картину живой вселенной, сравнивая ее с "поэтическими" образами Мирового Яйца, Мирового Древа, описывая образ чудесного сада Ирия (или острова Буяна), нашедших свое отражение в фольклоре. В центре мироздания, которое представлено в форме яйца, находится Мировое дерево Оно соединяет в себе несколько миров. А совокупность миров в мироздании представляет собой определенное единство. Все миры взаимосвязаны друг с другом. Есть способы проникнуть из одного мира в другой.
2. Сложная и упорядоченная космологическая система древних славян свидетельствует об отнюдь не примитивном уровне развития религиозно-мифологических представлений наших предков, каким нередко пытаются представить славянское язычество идейные его противники.
3. Многие представления о картине мира славян были связаны не только с язычеством, но и с христианской религией.
Список литературы:
1. А.Асов. Древние славяне. Прародины, предки, святыни. – М.: АСТ; Владимир, 2011.
2. М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина. Краткий мифологический словарь - М. Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
23. В.Я. Пропп Исторические корни волшебной сказки. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986
4.М.Семенова. Быт и верования древних славян. – СПб.: Азбука-классика, 2001.
Электронные ресурсы:
1. http://web-kapiche.ru/
2. http://studopedia.ru/
3. http://www.bestreferat.ru/
4. http://slavyanskaya-kultura.ru/
5. http://bibliofond.ru/
6. Словарь русских мифов и сказок http://supercook.ru/
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Финист - Ясный сокол
Заповеди детства и юности
Рисуем ананас акварелью
Хитрость Дидоны