Каждая нация и народность имеет свои традиции в использовании природы, сформированные веками. Эти традиции передаются с молоком матери из поколения в поколение. Традиции по охране природы являются в основном следствием связи данного народа с природной средой. Необходимость сохранности окружающей среды, ее защиты должна проникнуть в национальное самосознание. Содержание национальных традиции формировалось веками, и в них имеются свои особенности в деле охраны природы, характерные для той или иной народности.
Данная работа направлена на решение детских и молодёжных проблем образовательной деятельности, на решение проблемы участия каждого в природоохранной деятельности, на изучение природы и истории родного края, на изучение традиций и обрядов, развитие у детей и молодёжи чувства патриотизма и гордости за свою малую Родину, на укрепление солидарности поколений, способствует выработке мотивации на природоохранную деятельность, на здоровье и здоровый образ жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_na_strazhe_lesa.docx | 35.77 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа имени В.И.Чаптынова»
«Традиции на страже леса»
Подготовила:
Тадыева Анна
обучающаяся _7 «А»_класса
МКОУ «Кош-Агачская СОШ
имени В.И.Чаптынова»
Руководитель:
Аспембитова Наталья Адайкановна
учитель географии,
МКОУ «Кош-Агачская СОШ
имени В.И.Чаптынова»
с.Кош-Агач, ул.Советская 52
649780
e-mail:asna76@yandex.ru
с.Кош-Агач, 2017 г.
Оглавление
1. | Введение…………………………………………………. | 2 |
2. | Цель и задачи работы…………………………………… | 2 |
3. | Актуальности исследования………………………….. | 3 |
4. | Глава 1: Лес в народных традициях…………………… | 4 |
5. | Глава 2: Традиции и обычаи земли Алтайской……... | 7 |
6. | Глава 3: Народные приметы, связанные с лесом……… | 9 |
7. | Заключение………………………………………………. | 11 |
8. | Литература……………………………………………….. | 15 |
1
Введение
Каждая нация и народность имеет свои традиции в использовании природы, сформированные веками. Эти традиции передаются с молоком матери из поколения в поколение. Традиции по охране природы являются в основном следствием связи данного народа с природной средой. Необходимость сохранности окружающей среды, ее защиты должна проникнуть в национальное самосознание. Содержание национальных традиции формировалось веками, и в них имеются свои особенности в деле охраны природы, характерные для той или иной народности.
Данная работа направлена на решение детских и молодёжных проблем образовательной деятельности, на решение проблемы участия каждого в природоохранной деятельности, на изучение природы и истории родного края, на изучение традиций и обрядов, развитие у детей и молодёжи чувства патриотизма и гордости за свою малую Родину, на укрепление солидарности поколений, способствует выработке мотивации на природоохранную деятельность, на здоровье и здоровый образ жизни.
Научно-исследовательская работа «Традиций на страже леса» предусматривает знакомство с традициями родного края, связанных с лесом; осуществляет реальную практико-ориентированную деятельность по изучению народных традиций и обычаев.
Цель работы:
- возрождать народные обычаи, традиции и обряды, которые помогут сохранять лес.
Задачи:
- познакомиться и изучить народные традиции и обычаи родного края;
- выработать на этой основе экологически грамотное поведение в окружающей среде на примере положительных и отрицательных моментов в обычаях и традициях;
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.
2
Ожидаемый результат – грамотное использование народных обычаев и традиций в природоохранной деятельности, в повседневной жизни для пропаганды бережного отношения к природе.
В процессе проведения исследования использовались следующие методы:
- теоретические (изучение и анализ специальной литературы и материалов Интернета, методом моделирования);
- эмпирические (наблюдение, описание, анализ, обобщение, опрос жителей сельского поселения, обработка материалов).
Материал работы можно использовать:
- для эколого – просветительской работы (экскурсии, выпуск бюллетеней, выставки рисунков, плакатов и т.д.);
- для организации практических природоохранных мероприятий (посадка деревьев, экологические уроки и т.д.).
Актуальность работы определяется тем, что население России, как и большинства стран мира, сосредоточено в городах, где происходит необратимые изменения природных экосистем, ухудшается состояние здоровья населения, теряются духовные и культурные ценности, уходят традиции, песни и игры, праздники и сказки наших прабабушек и прадедушек. И мы постепенно превращаемся в «Иванов, родства не помнящих». Многие ли выпускники наших школ могут воссоздать в памяти хотя бы главные вехи истории развития культуры своей малой родины? Архитектурные, исторические и литературные памятники, словно обидевшись на нас, уходят в музейные или научные труды, но никак не остаются в душах нашего подрастающего поколения.
Провела опрос учащихся школы (около 30 человек). Они отвечали на такие вопросы:
1. «Какие народные праздники, связанные с лесом, Вы знаете?»
2. «Какие народные традиции, связанные с лесом, Вы знаете?»
3. «Какие «лесные» обряды Вам знакомы?» 3
Результат меня не удивила, хотя мы живем в сельской местности, ребята не знают, что такие есть праздники вообще. Темы, касающиеся природоохранной деятельности человека, можно и необходимо обсуждать, опираясь на народные традиции и обычая. И лес в этом плане – богатейшая кладовая, так как с лесом тесно связана жизнедеятельность человека. Издавна в народных праздниках и традициях лес и всё, что с ним связано, находило отражение в культурном наследии народов. А что мы видим сейчас? Исчезает лес с нашей планеты ради временной наживы. Давно пора бить тревогу и задуматься о последствиях своей активной деятельности. Что мы оставим своим потомкам, чему сможем их научить, подавая свой пример бездушного отношения ко всему, что нас окружает?
Данная работа призвана, хотя бы частично, обратить внимание общественности на проблемы сохранения леса в районе, республике и нашей большой страны России.
21 век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человека. А будущий 2017 год в России объявлен «годом Экологии». Моя работа предоставляет возможность обучающимся «погрузиться» в реальную практико-ориентированную деятельность учащихся.
Глава 1. Лес в народных традициях.
Под влиянием древних языческих ритуалов, современных религий, различных литературных примеров, научных толкований, местных обычаев сформировались народные приметы, суеверия и праздники, связанные с лесом. Занимаясь экологическим воспитанием, мы порою забываем возрождать народные обычаи, традиции и обряды, которые формировали любовь к лесу, так, кстати, забываем обращать внимание и на ущерб, наносимый природе некоторыми из них. А вспомнить не мешало бы.
4
Дуб был одним из самых любимых и почитаемых народами нашей страны деревом. Святым его считали славяне, литовцы, чуваши, мордва. Он олицетворял силу, мощь. Славяне считали, что сохранились дубы, росшие «еще до сотворения мира», когда не было ни земли, ни неба, а разливался один «окиян-море». У таджиков испокон веков находился под особой охраной платан восточный, у грузин - тис. Алтайцы почитали кедр. Это чувство передалось и русским поселенцам. «Не бей меня, не ломи меня, лезь на меня, есть у меня», - такая ходила по сибирским деревням «экологическая» загадка.
А вот как описывает охрану леса знаток русского языка В.Даль: «Заповедать лес, запретить в нём рубку: это делается торжественно – священник обходит лес с образами, или даже с хоругвями, при народе и старшинах, поют «Слава всевышних» и запрещают въезд на какое-то число лет». Надо сказать, что такой способ оказывался эффективнее сторожей и суровых законов и многие калужские помещики, как писал путешественник Василий Зуев в 1787 году, приказывали «своим попам ежегодно обходить лесные дачи с образами и святою водою и заклинать того, кто дерзнёт возложить секиру на дерево, своего роста не достигшее».
Однако религиозные обычаи и обряды приносили, и по сей день приносят, значительный вред и ущерб зелёным насаждениям. Прежде всего, это относится к религиозному празднику Троицы. «Вот праздник Троицына дня, сколько портится деревьев – молодых берёзок, несмотря на разъяснения» писал летом 1913 года в Постоянную Природоохранительную комиссию при Русском географическом обществе учитель Горбатовского высшего начального училища Нижегородской губернии А.Красавцев. «В Литве и Польше этот древний обычай теперь прекращается из опасения ущерба лесов, простолюдинам воспрещают рубить деревце на Зелёные Святки для украшения мазанок своих»,- писал в 1838 году исследователь И.Снегирёв. К сожалению, попытки хоть как-то воспрепятствовать массовой
5
порче деревьев на Троицу не давали заметных результатов.
Собрав, проанализировав и обобщив полученную информацию, я узнала много нового и интересного, нашла много общего в традициях и обрядах разных мест.
Больше всего в рассказах об обычаях и традициях заняло воспоминание о проведении праздника Святой Троицы. Оказывается, Троица – это 50-ый день Пасхи. В этот день веточками берёзки украшают дома, улицы. Веточками берёзы украшают головы коров, подворные постройки, где стоит скот, чтобы уберечь скотину от болезней и злого духа, от порчи и сглаза. С веточками берёзы приходили люди и на кладбище, украшали могилки своих родных и близких, поминая их таким образом. Веточки берёзы брали и на гуляния, которые сопровождались обрядовыми песнями.
Так же как и это традиция у русского народа и у алтайцев есть традиция в день свадьбы рубить молодое дерево для обряда. Как правило это была береза. Это понятно к чему может привести.
Ещё одна старинная традиция – ставить в доме украшенное хвойное дерево (ель, сосну, пихту) в честь праздника Нового года. Не существует даже точных данных, сколько же их ежегодно вырубается государственными заготовителями и браконьерами. Одно ясно – эта традиция сродни колоссальному пожару, ежегодно уничтожающему миллионы хвойных деревьев. От браконьерских налётов страдают городские ели, селекционные деревья, растущие в ботанических садах. Обычай устраивать под Новый год ёлку в России приписывают Петру 1. Однако это не совсем так. Его указ от 1700 года обязал украшать дома и улицы ветками сосновыми, еловыми или можжевеловыми. Первая же публичная ёлка появилась в Петербурге в 1852 году. К концу 19 века эта традиция прочно вошла в быт наших предков. Но если в то время население было малочисленнее, а хвойные леса богаче, то эта традиция была не столь губительна для природы, как сейчас. В 1920 годах традицию устройства новогодних ёлок пытались отменить, но безуспешно:
6
запретами делу не поможешь. По-видимому, имеет смысл пропагандировать красочно оформленные ёлочные букеты. Ущерб природе будет нанесён значительно меньший.
Обычаи, традиции, поверья, приметы передаются из поколения в поколение, становясь действенным средством воспитания и пропаганды положительного или отрицательного отношения к природе. Это объясняется их большей эмоциональной окрашенностью, запоминаемостью по сравнению с другими формами и методами пропаганды. Следует кропотливо отыскивать, тщательно изучать, возвращать к жизни полузабытые народные лесоохранительные традиции, поверья, обряды, особенно местные, популяризовать их. Параллельно необходимо разъяснять невежественность ритуалов, наносящих ущерб природе.
Глава 2. Традиции и обычаи земли Алтайской.
А вот один интересный факт: у алтайцев с детства воспитывалось почтительное отношение к растительному миру. Запрещалось без надобности рвать цветы, ломать ветки на деревьях, выкапывать корни. Большим грехом считается вырубать молодые деревья. По народным поверьям, считается, что цветов, молодых деревьев такие же души, как и у маленьких детей. И души цветов или молодые деревцев связаны с душами людей. Если
человек без причины срубил дерево или сорвал цветок, значит, укорачивает себе и детям.
С древних времен коренные жители Горного Алтая излечивались от болезней с помощью лекарственных растений. Перед сбором растений и вырубкой деревьев, нужно было обязательно обратиться к Алтайдын ээзи- Хозяину – духу Алтая с просьбой и благословением. Разрешалось взять ровно столько, сколько было необходимо нуждающимся. Нельзя было уничтожать растения просто так или ради наживы.
В поверьях алтайского народа существуют деревья, которых создал Ак-Буркан (верхний бог)- это береза, кедр, можжевельник и деревья, которые
7
создал Эрлик-Бий (бог подземного царства)- это тополь, сосна и другие.
В Горном Алтае очень популярен вечнозеленое растение арчын- можжевельник. Арчын не только имеет целебные свойства, но и считается священным растением. Им для очищения окуривают дома и людей. После похорон также люди омывают руки и лицо водой с можжевельником.
Отправляя в дальний путь своих родных старший в роду окуривает его и благословляет «Сжигая арчын», шаман предсказывает будущее или видит прошлое человека. Поэтому алтайцы очень бережно относятся к можжевельнику. 7
Арчын, как лекарственное растение, обладает антисептическими свойствами, например, с незаживающей гнойной раны снимают корочку и присыпают пеплом растения. Горящим можжевельником по ходу солнца окуривают тяжелобольного человека, считается, что таким образом человек очищается от воздействия злых духов.
Арчын используется алтайцами почти во всех обрядах. Чтобы совершить определенный обряд, связанный с использованием арчын, нужно съездить за ним в горную местность. Для этого нужно знать правила сбора этого растения:
- арчын собирают с третьего дня прибывания луны до полнолуния;
- на месте произрастания арчын, нужно совершить обряд привязывания кыйра и окропление молоком ( используется только свежее молоко);
-предпочтительно собирать арчын мужчинам, детям разрешено с 12 лет. У сборщиков не должно быть родственников, умерших в течение этого года;
-прежде чем выехать из дома, нужно угостить духа-хозяина огня, попросить е него благословения;
- при сборе нужно собирать те ветки можжевельника, в которых нет ягод, с ягодами нужно оставлять для роста, так как из косточек ягод вырастят новые растения, вот так они сохраняли еще один вид вечнозеленых растении.
8
Кроме того у алтайского народа священные растения и деревья алтайских родов. Алтайцы делятся на сеоки (роды), и каждый род имеет свое священное растение – «бай-ана», которому поклоняются. Представители родов должны относиться с почтением, уважением к своему священному дереву. Для этого представим относительно сеока (рода) соответствующее дерево: Майман- береза, Тодош- лиственница, Кыпчак- береза, Сойон- талица, Иркит- кустарник ыргай, Кобок- можжевельник, Тонжаан- кедр.
У каждого сеока есть своя легенда связанная с этим деревом например: есть такая легенда: однажды во время войны, когда брали пленных женщин, она своего ребенка оставила под можжевельником. Ребенок рос, не болел, не голодал. Все время что жил ребенок под можжевельником, питался он лечебными свойствами- так для этого сеока священным стал это растение, а это женщина была из рода кобок. Таких легенд очень много, если использовать смысл их для развития и роста леса.
Мы уже говорили о том, что раньше рощи считались священными и были взяты под особую охрану. В наше время, к сожалению, такого почитания
деревья не удостаиваются, и лишь в некоторых местах есть памятники природы или объекты живой природы в качестве значимых для охраны. Есть такие места и в нашем крае. Природа Кош-Агачского района поражает своей красотой и разнообразием. Здесь в основном степи и полупустыни, но есть и луга, и лесостепи, и хвойные леса. Поверхность склона горы покрыта лесом ценных пород. Естественные леса представлены исключительно хвойными породами – сосна, ель, кедр. Встречаются здесь и единичные тополя белые и ива.
Важно не только возродить лесоохранительные обряды, но и сформировать новые. Этот процесс уже идёт. Например, если бы появился новый интересный обычай и у нас в селе Кош-Агач: если у молодых родителей родился сын, то они высаживают во дворе тополя, если дочь- сосну или берёзку, было бы очень хорошо. Это помогло бы удержать
9
грунтовые воды на уровне, так же приостановила бы опустынивание территории.
Во многих городах и сёлах России по весне проходят экологические субботники по посадке деревьев.
Глава 3. Народные приметы, связанные с лесом.
В золотых россыпях мирового фольклора (народной мудрости) хранятся зачатки философии, науки, искусства. В течение веков людей накапливали знания о мире, закрепляя трудовой опыт в изречениях, которые легко запоминались. А. С. Пушкин ярко передал наблюдательность народа, его умение зорко примечать настоящее и упорно дознаваться будущего:
Старайся наблюдать различные приметы.
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранний хлад, опасный винограду.
Так, если лебеди на лоне тихих вод,
Плескаясь вечером, окличут твой приход,
Иль солнце яркое зайдёт в печальны тучи,
Знай, завтра сонных дев разбудит дождь ревучий
Иль бьющий в окна град, а ранний селянин,
Готовясь уж косить высокий злак долин,
Услыша бури шум, не выйдет на работу…
В мировой фольклористической литературе опубликовано свыше ста тысяч примет. Делятся они на верные и неверные. Из поколения в поколение передавались проверенные жизненной практикой, основанные на многовековом опыте верные приметы, в которых отразились острая наблюдательность, прозорливость и мудрость народа. Есть среди них и приметы, связанные с лесом. Например, щука клюёт, когда цветёт
10
шиповник, а судак – когда желтеет липа; когда на дубу лист развивается – идёт хороший улов щук; после цветения липы в берёзовых рощах появляются подберёзовики. Хлеборобы тоже внимательно следили за приметами: сей овёс до распускания осин; сей лён, когда распускаются почки на дубах; когда распускается дуб – сей горох; сей гречиху на цветение ольхи. Большой популярностью пользовались и пользуются в настоящее время приметы, связанные с предсказаниями погоды. Например, пока вишнёвый лист не опал, сколько бы снегу ни выпало – оттепель его сгонит; перед дождём сильно благоухают кусты жёлтой акации, сирени и жасмина; за одни – двое суток до дождя начинается обильное выделение клейкой жидкости на листьях конского каштана; перед ненастьем за трое суток появляются «слёзы» на листьях клёна; длинные сухие еловые веточки к метели сгибаются, к хорошей погоде – распрямляются; лес шумит зимой – к оттепели; лес зимой – второй тулуп; лес весной веселит; в мае два холода: когда черёмуха цветёт и когда дуб распускается. Были приметы на погоду и более длительного срока действия: если лист ничком ложится, когда опадает,
то урожай хороший будет; если на елях и соснах много шишек – к доброму году; если рябины много – будет урожай льна хорош; листья опадают у берёзы и осины чисто – к лёгкому урожайному году; мало снега на ветках – летом в лесу делать нечего.
Да и сам лес не раз становился негласным предсказателем для наблюдательных людей. Зашумела дубравушка — к непогодушке. Зимой лес шумит — к оттепели. Если зимой лес почернеет, то будет непогода, а покраснеет, то хорошая погода. Недостаточно знакомые с лесом путники, сторожа, ягодники и грибники должны были надевать вывороченную наизнанку рубашку, чтобы к ним не приставал леший и чтобы не заблудиться.
Заключение
Всё начинается со знаний. Изучив народные традиции, приметы,
11
связанные с лесом я убедилась, что народ издревле призывал нас к бережному отношению к природе, воспевая природные богатства и духовные ценности.
Роль и значение леса в жизни общества чрезвычайно велики. Поэтому забота о лесе – это забота о будущем человечества. Во многих странах большие лесные массивы уже вырублены, выжжены при освоении земель для сельскохозяйственного пользования или погибли от колоссальных лесных пожаров, возникших по вине человека. Леса уничтожены вследствие выпаса скота, особенно домашних коз. Всё это привело к тому, что площадь лесов на земном шаре сократилась примерно на две трети, при этом многие страны, районы стали почти безлесными. К тому примеру нужно не забывать, что наш район когда-то тоже был покрыт лесом. О том свидетельствуют название нашего района он назывался Кожо-Агаш, что в переводе означает «много деревьев», а сейчас нет.
Уничтожение естественного растительного покрова привело к резкому снижению влагооборота, исчезновению водных источников, обмелению рек и вместе с тем к катастрофическим их разливам, смыву и выдуванию почвенного плодородного слоя, образованию оврагов.
Хищническое уничтожение леса, без заботы о его восстановлении, обедняет природные ресурсы, ведёт к превращению в болота обширных территорий в северных районах избыточного увлажнения и в бесплодные пустыни в южных районах, где влаги недостаточно. Массовая вырубка лесов вызвала огромные смывы и размывы почвы во многих странах. Хаотические, бесконтрольные вырубки ради наживы привели к истреблению огромных лесных массивов на территории всех стран и государств. Лесные пожары по вине человека уносят с лица земли огромное видовое разнообразие растений и животных. Принимаемые законы об охране леса не могут противостоять этому, так как не продумана законодательная база, принимаемые меры к нарушителям закона должны быть, наверное, более жёсткими и
12
действенными.
Данная работа поможет привлечь внимание людей к проблемам сохранения наших лесов, поможет использовать обычаи и традиции наших предков в дальнейшей природоведческой деятельности. Также надеюсь, что не каждая традиция или обычай может быть источником сохранения деревьев, нужно нам научиться различать хорошие и плохие традиции для того, чтобы сохранять леса.
13
Литература
1. Артёменко Н. «Природа и эстетическое воспитание школьников», изд-во «Просвещение», Москва, 1978 г.Т.Г. Зорина «Школьникам о лесе», изд-во «Лесная промышленность», Москва, 1971г.
2. Борейко В. «Народные традиции и охрана леса».
3. Верзилин Н. «Лес и жизнь», изд-во «Детская литература», Ленинград, 1966
4. «Деревья лечат», изд-во «Лениздат», Санкт – Петербург,2005 г.
5. Кузина Т.Ф., Г.И. Батурина «Занимательная педагогика народов России», изд-во «Школа-Пресс», Москва, 1998 г.
6.Учение предков – бережное отношение к природе, ООО «Пять плюс», г.Барнаул, 2013 г.
7.Рассказы старожилов.
8. Ресурсы Интернета.
14
Какая бывает зима
Где спят снеговики?
Рисуем тыкву
Без сердца что поймём?
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский