Данное исследование направлено, чтобы выявить круг читательских интересов учащихся 3-11 классов МБОУ СОШ № 5п.Айхал и составить читательский портрет моего современника.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_portret_moego_sovremennika.docx | 200.92 КБ |
Поселковый конкурс социальных, исследовательских и бизнес
проектов «Добрые дела Айхалу», посвященный Году добровольца
(волонтера) в Российской федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Адрес: 678190 РС(Я) Мирнинский район п.Айхал, ул. Советская 12а
тел.:(41136) 6-26-53
«Читательский портрет моего современника»
Работу выполнила: Трофимова Алена Денисовна
ученица 3 Б класса
МБОУ СОШ № 5 п.Айхал
Руководитель: Трофимова Вера Владимировна
педагог-библиотекарь
МБОУ СОШ № 5 п.Айхал
п.Айхал
2018г.
«Читательский портрет моего современника»
Трофимова Алена Денисовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5», 3 Б класс
Адрес: 678190 РС(Я) Мирнинский район п.Айхал, ул. Советская 12а
Тел.: (41136) 6-26-53
Содержание проекта
1.Исследование читательских интересов ……………………………..5
Введение
Во все времена книга считалась главным источником знаний. Она развивает и обогащает нашу речь, приносит радость и удовольствие, заставляет испытывать сильнейшие эмоции. Но в современном мире, к огромному сожалению, интерес к художественной литературе значительно падает.
Специалисты, занимающиеся изучением чтения, утверждают, что около 34% россиян вообще не читают. За последние 25 лет в нашей стране появилось два нечитающих поколения. У нечитающих родителей растут нечитающие дети. И поэтому утверждение «кризис детского чтения» имеет под собой реальную основу.
Почти все родители сегодня сетуют на то, что дети перестали читать книги, они отдают предпочтение компьютерным играм, Интернету и телевидению. Разумеется, мы не склонны игнорировать прогресс в области информации: телевидение, компьютеризация, Интернет. Это новая эпоха с новыми информационными технологиями.
Конечно, сказать, что школьники совсем не читают, нельзя. Но сейчас идет процесс изменения читательских привычек: меняется круг чтения, предпочитаемые произведения, любимые жанры, отношение к книгам. Меняется даже время, выделяемое на чтение книг. Меняются также и источники получения информации.
Актуальность данной темы состоит в том, что мои сверстники часами (разумеется, там, где эта техника есть) сидят за компьютером, постепенно расширяется круг лиц, получающих информацию через Интернет, и это остановить нельзя, и не нужно, но как быть с чтением книг? Между тем, чтение книг для ребенка должно быть потребностью и удовольствием, ведь дети, которые любят читать книги умеют думать, анализировать, они грамотнее своих сверстников и поэтому вырастают более успешными людьми в жизни.И мне стало интересно узнать, что читают мои сверстники и читают ли они вообще, каково их отношение к литературе. Это и обусловило тему моего исследования "Читательский портрет моего современника».
Объект исследования: подросток как читатель.
Предмет исследования: читательские интересы современных школьников.
Цель моей работы - выявить круг читательских интересов учащихся 3-11 классов МБОУ СОШ № 5п.Айхал и составить читательский портрет моего современника.
Для ее решения я поставила перед собой следующие задачи:
1. Узнать в специальной литературе данные о детском чтении на современном этапе;
2. Провести анкетирование среди учащихся 3-11 классов нашей школы
3. Обработать анкеты учащихся;
4. Узнать нормы техники чтения учащихся 3-4 классов;
5. Сделать анализ чтения по формулярам учащихся и определить читательские предпочтения;
6. Изучить, отобрать и проанализировать собранный материал;
7. Представить полученную информацию в виде презентации и буклета.
Гипотеза: читательский портрет современного школьника представляет позитивное отношение к книге и чтению.
Этапы реализации проекта
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать», - считал философ Дени Дидро. И это действительно так, ведь книги побуждают нас задуматься о том, где правда, а где ложь, что верно, а что ошибочно, что хорошо, а что плохо, помогают нам понять себя. Иногда чтение приносит радость и умиротворение, а иногда вызывает гнев и негодование. Все зависит от того, какие книги мы читаем. Мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и появляются новые литературные традиции. «Человека всегда можно узнать по тем книгам, которые он читает»,- это высказывание английского писателя Самюэля Смайлса поможет нам составить портрет современного читающего школьника.
Я обратилась к специальной литературе, оказалось, проблемой подросткового чтения занимались очень многие исследователи. Сегодня на процесс социализации все большее влияние оказывают «некнижные» средства массовой информации. Количество каналов получения информации продолжает расти, при этом наряду с традиционными - книгой и периодикой, все большее место в жизни школьника занимают электронные источники. В результате: отмечается падение статуса чтения и его престиж; изменения в восприятии печатного текста и информации (оно становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным); в мотивации чтения и репертуаре читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к тем темам и жанрам, которые представлены на экране, особенно приключенческим - детективам, триллерам, книгам ужасов, комиксам); отдается предпочтение той печатной продукции, где более широко представлен видеоряд (отсюда популярность иллюстрированных журналов и комиксов).
В журнале "Школьная библиотека" приводятся данные о детском чтении на современном этапе:
- Любят читать: младшие школьники (43%), старшие (17%)
- Не любят читать: младшие школьники (8%), старшие (17%)
- Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
- Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся
- Читают познавательную литературу 21% школьников
- Читают для самообразования 10% школьников.
Как пишется в журнале - налицо кризис чтения. Поэтому я захотела проверить так ли это?
Исследование читательских интересов.
Основным методом сбора информации при проведении моего исследования было анкетирование. С целью выявления читательских интересов была составлена небольшая анкета, на вопросы которой позже ответили учащиеся 3-11 классов (см. приложение 1)
В опросе приняли участие ученики 3-4 классов – 118 человек, 5-9 классов – 130 человек, 10-11 классов – 35 человек.
Самый первый вопрос, который был задан ребятам - любите ли вы читать? «Да» ответили 81 чел. учащиеся начальной школы это составляет 96%, учащиеся средней школы ответили «Да» - 73 человек и это 56%, и старшеклассники ответили «Да» - 26 чел. и это 74%. Из этого следует, что в начальной школе ребята любят читать, далее интерес к чтению заметно падает в средней школе, не очень любят, но читают, потому что надо в старшей школе.(см.приложение 2)
Следующий вопрос - читаете ли вы на досуге? Ведь именно благодаря книгам мы развиваем словарный запас, расширяем кругозор и зрительно запоминаем написание слов и постановку знаков препинания. «Да» ответили 80 чел. начальной школы – 68%, 55 ребята средней школы посвящают свободное время чтению и это 42%, и 16 человек старшей школы, что составляет 46%.
Можно сделать вывод, что в начальной школе большая половина опрошенных все-таки читает в свободное время, а в средней и старшей школе читает меньше половины ребят, возможно у старшеклассников меньше свободного времени из-за загруженности уроками.(см.приложение3)
Любовь к чтению прививается с раннего детства, поэтому важно отношение к книге в семье. На вопрос «Читают ли ваши родители?», «Да» ответили – 74 чел. начальной школ, это 63%, 69 чел. – средней школы – 53% и 26 чел. старшей школы, и это 74%. По данным анкетирования, нечитающих родителей (78 чел.) у нас оказалось на ровне с нечитающими детьми (80 чел.). Наш опрос подтвердил мнение о том, как важны читательские привычки в семье: у родителей учеников средней школы наблюдается и низкий процент детей предпочитающих чтение в свободное время.(см. приложение 4)
Я поинтересовалась также у учащихся, есть ли у них сейчас домашние библиотеки. «Нет» ответили 63 чел. 3-4 классов и это 53%, 63 чел. среднего звена – 48%, и 11чел. старшей школы и это самый наименьший процент 31%. Были ответы «есть, но мы их не читаем». Это еще одно подтверждение того, что у нечитающих родителей растут нечитающие дети.(см. приложение 5)
Какую же литературу предпочитают читать ребята в свободное время? «Познавательную» ответили 56 чел. 47% учащихся начальной школы, 36 человек 28% - средней школы и 13 человек 37% старшеклассников. «Развлекательную» - 40 чел. 34% учеников 3-4 классов, 55 чел. 42% - среднего звена, 21 чел., что составило 60% учащихся старшей школы. «Самообразовательную» - 15 чел. 13% начальная школа, 15 чел. 12% -средняя школа, 11 чел. 31% - старшая школа. Отсюда следует вывод: ученики начальной школы 47% предпочитают больше познавательную литературу, это правда большая часть младших школьников приходит в библиотеку посмотреть и полистать энциклопедии. Ученики среднего 42% и старшего звена 60% предпочитают «развлекательную» литературу в виде романов, ужасов, триллеров. (см. приложение 6)
Следующий мой вопрос был: «Какой источник информации предпочитают учащиеся нашей школы?»У моих ровесников самые популярные ответы были «интернет» - 49 чел 42%, «энциклопедии» - 49 чел 42%, «книги» - 43 чел. 36%, «программная литература» - 26 чел. 12% и «словари» - 17 чел. 14%.У учеников среднего звена: «интернет» - 101 чел. 78%, «книги» - 54 чел. 42%, «энциклопедии» - 30 чел. 23%, «программную литературу» - 16 чел. 12%, «словари» - 12 чел 9%.У старшеклассников: «интернет» - 31 чел 89%, «книги» - 18 чел. 51%, «энциклопедии» - 9 чел. 26%, «словари» - 5 чел. 14%. «программную литературу» - 3 чел. 9%.
По данному опросу можно сделать вывод, что младшие школьники для поиска информации используют интернет, энциклопедии и книги в почти равных долях. Учащиеся 5-9 классов большее предпочтение отдают интернету, а книги и энциклопедии используют в 2 раза меньше. В старшем звене ребята тоже пользуются интернетом, но и в книгах находят информацию больше половины учащихся. Хотя большая половина опрошенных предпочитает интернет, но книги и энциклопедии не утратили своей актуальности.(см. приложение 7)
Ученые утверждают, что современные дети, выросшие на рекламных роликах и мультиках, со стремительно мелькающими картинками, обладают так называемым «клиповым сознанием». Им трудно сосредоточиться на чем-то дольше чем минуту. Современные методы подачи информации требуют быстро переключаться, поэтому ребенку почти невозможно осилить литературное произведение старого образца с длинным описанием и неторопливым развитием сюжета. Я решила задать следующие вопросы, какие произведения вы бы убрали из школьной программы и почему, и какие бы добавили. Мои ровесники предпочитают ничего не убирать 65 чел. 55%. и ничего не добавлять 43 чел 36%, но были и конкретные ответы, чтобы убрали рассказ Н.Носова «Огурцы», произведения Л.Толстого, сказки «Три поросенка», «Кот и лиса», «Храбрый заяц», рассказы про прошлое. А добавить «Незнайку» Н.Носова, «Чипполино» Д.Родари, «Робинзона Крузо», стихи А.Пушкина, рассказы про войну и детективов. Некоторые вообще считают, что надо убрать чтение, русский язык и математику из школьной программы, а добавить химию, робототехнику, гимнастику, игры, веселье, бассейн, походы и даже прыжки с парашютом.
Учащиеся средней и старшей школы подошли к этому вопросу более серьезно, и я получила следующие ответы: самый популярный ответ был «ничего» у среднего звена 65 чел 50% и у старшего 15 чел 43%. Далее опрос показал, учащиеся не хотят читать «Войну и мир», «Мертвые души», «Тараса Бульбу», «Отцы и дети», «Господин из Сан-Франциско», произведения Л.Толстого, произведения Достоевского, большие и сложные произведения с непонятными словами. А просят добавить короткие рассказы Тендрякова, Бунина, Чехова, добавить произведения зарубежных писателей, и такие произведения как «Ромео и Джульетта» «Властелин колец», «Всадник без головы», «Гарри Поттера», «Красавица и Чудовище», немного ужасов С.Кинга и побольше произведений современных писателей о молодежи. Учащиеся средней школы просили добавить комиксы, романы, ужасы, сказки, но были и такие ответы «всю литературу, я все ровно ее не читаю» - 13 чел в средней школе.
Отсюда вывод современные ученики действительно не хотят читать сложные и длинные произведения, с медленным развитием сюжета, предпочитают прочитать краткое содержание этого произведения в интернете или читают «поглавно», а так же предпочитают короткие рассказы, произведения зарубежных писателей. А многие опрошенные учащиеся 5-9 классов читают литературу вообще бесполезной , и стараются ее не читать. (см. приложение 8 и 9)
Также в анкету я включила вопрос об авторских предпочтениях. У учащихся младшей школы самый популярный русский писатель «А.Пушкин» его назвали 80 чел. 68%, «Л.Толстой» - 11 чел. 9%, «Н.Носов» - 6 чел. 5%. Так же были отмечены Драгунский, Успенский, Чуковский, А.Барто, С.Маршак, Некрасов.У среднего звена: 81 респондент назвали «А.Пушкин» это 62%., «Л.Толстой» - 19 чел. 15%. «нет любимых писателей» - 14 чел. 11%, «Гоголь», «Есенин», и «Лермонтов» набрали от 5 до 8 голосов, что составляет от 4 до 6%, кроме того были названы Тургенев, Ломоносов, Грибоедов, Крылов, Носов, Драгунский, Фет, Ч.Айтматов, Донцова, Д.Емец.У старшеклассников: так же лидирует «А.Пушкин» - 13 чел.37%., «А.Чехов» - 5 чел. 14%, «Достоевский» - 4 чел. 11%. Кроме того были названы Шолохов, Л.Толстой, С.Есенин, М.Лермонтов, Бунин, Тендряков, Куприн, Горький.(см. приложение 10)
Проанализировав все ответы, можно сделать вывод: большинство респондентов назвали своими любимыми писателями русских классиков: А.С.Пушкин, Л.Толстого, Чехова, Н.Гоголя. Отсюдаследует вывод, мои сверстники своим любимым русским писателем считают А.Пушкина.
Кого из зарубежных писателей любят учащиеся нашей школы? Самый популярный ответ у учащихся младшей школы был «нет» - 40 чел. 34%, «не знаю таких» - 12 чел. 10%, но все таки назвали Ш.Перро – 11 чел., Г.Андерсен – 3 чел., Б.Гримм – 3 чел., Киплинг, Д.Лондон и даже Л.Давинчи.
У учащихся средней школы так же популярный ответ «нет» - 36 чел. 28%, и «не знаю» - 18 чел. 14%, далее по популярности Г.Андерсен – 8 чел. и Б.Гримм. – 8 чел., С.Кинг – 4 чел., Ремарк – 3 чел. Остальные писатели были озвучены лишь по одному разу: Д.Роллинг, Поль- Жак Бонзон, А.Экзюпери, Ж.Верн, Д.Лондон, О.Генри, А.Кристи, Р.Бредбери, Л.Кэррол, ДафнаДюморье, Джон Грин, Люси Мод Монтгомери, Харуки Мураками, Г.Гессе, Джейн Харвей-Беррик.У старшеклассников самый популярный ответ «нет» - 6 чел. 17%, далее В.Шекспир, И.Гете, Д.Лондон. Так же были названы Р.Бредбери, С.Крамер, Г.Хокинс, С.Кинг, А.Тодд, Стейс Крамер, Э.Ремарк, Хиро Масима, Харуки Мураками, Д.Роллинг, А.Экзюпери, М.Твен, А.Кристи.
Сделаем вывод: большинство моих сверстников не читают или не знают зарубежных писателей. У учащихся средней и старшей школы так же самым популярным ответом было « нет любимых писателей» и «не знаю», но единицы читают современных зарубежных писателей.(см. приложение 11)
Техника чтения. Ее влияние на успеваемость.
Если театр начинается с вешалки, то пути получения знаний, самообразования начинаются с умения читать. По оценкам психологов сильное влияние на успеваемость оказывает техника чтения. Оптимальный темп: темп разговорной речи от 120 до 150 слов/мин. Все навыки техники чтения формируются в 7-10 лет. Поэтому у учителя начальной школы стоит задача научить читать детей в темпе разговорной речи. Для многих неуспевающих, именно плохое чтение стало первопричиной отставания в учебе в начальной школе. В средней школе положение с чтением не улучшается, а усугубляется. Из-за трудностей в чтении у школьников складывается стойкая неприязнь к чтению вообще. По опросам учителей, техника чтения у многих школьников находиться на низком уровне. Дети продолжают хорошо учиться (на «4» и «5») в старших классах, если начальную школу закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов/мин с пониманием 70% текста. Дети, медленно читающие, обречены на умственную ограниченность и зубрежку. Если скорость завышена – ухудшается понимание, если понижена – то прочитать надо 2 или 3 раза, чтобы понять. Я узнала нормативы техники чтения в начальной школе: для 3 кл.- 50-54 слов/мин., для 4 кл. – 70-74 слов/мин. В начальной школе технику чтения проверяют регулярно, поэтому в 1 четверти была проверка, которая показала следующие результаты: в 3-их классах было проверено 83 чел. из них по норме читают 8 чел., выше нормы -69 чел., не справились – 6 чел. в 4-ых кл. было проверено 66 чел. из них по норме читают – 7 чел., выше нормы – 38 чел., не справились 21 чел. По этим данным можно сделать вывод: не справившихся с нормами в 4-х классах стало в 3 раза больше. К сожалению, для других категорий читателей нормы чтения не установлены и не проверяются. На небольшом примере, я хочу рассказать, как техника чтения влияет на успеваемость и выполнение домашнего задания. Я посчитала свое среднее домашнее задание по чтению, русскому языку, математике. У меня вышло примерно 2310 слов, норма для 3 кл. 50 слов/мин, чтобы прочитать 1 раз весь материал мне надо 50 мин, плюс сделать письменные задания еще 1 час, на выполнение домашней работы в среднем уходит 2 часа. Если техника чтения у ребенка ниже нормы, ему надо перечитать 2-3 раза, отсюда вывод, что на выполнение домашнего задания у него уйдет около 5 часов. В восьмом классе домашнее задание на один день в среднем составляет восемь страниц учебника, или 6500 слов. Если техника чтения будет как в 4-ом классе, разделим 6500 на 70. Получается приблизительно 92 минуты, т. е. около полутора часов необходимо, чтобы один раз прочесть тексты домашних заданий. Но при такой низкой технике чтения, естественно, за один раз ученик не поймет то, что написано в учебнике. Ему необходимо минимум трижды прочитать тексты, а это уже 4,5 часа. Если прибавить еще затраты времени на письменные задания, то надо около 8 часов, целый рабочий день взрослого. Можете приглашать самых талантливых учителей, и, тем не менее, они ничем не смогут помочь этому ученику, потому что на начальном этапе, этот ученик мало читал, не развивал свою технику чтения.(см. приложение 12)
Поэтому я задала вопрос, сколько времени у вас уходит на выполнение домашнего задания.
У учащихся младшей школы: 5-15 мин – 15 чел, 30 мин. – 17 чел., 1 час – 35 чел., 2 часа – 17 чел., 3-4 часа – 8 чел., 8 час. – 1 чел. У учащихся средней школы: 5 мин -3 чел., до 40 мин. – 12 чел.,1-2 часа – 60 чел., 3-4 часа – 21 чел., 5-6 часов – 7 чел., по-разному – 7 чел., много – 7 чел. У учащихся старшего звена: 0 мин – 1 чел., 30 мин. – 1 чел., 1-2 часа – 11 чел., 3-4 часа – 6 чел., 5-7 часов – 3 чел., весь день – 1 чел., по-разному – 3 чел. ( см. приложение 13)
Анализ системы чтения и читательских формуляров.
Читательский портрет современного школьника невозможен без описания того, каким книгам они отдают предпочтение. На основе проведенного исследования я выяснила, что самыми популярными направлениями литературы у подростков начальной школы являются: сказки, скороговорки, рассказы о животных, детские детективы и «страшилки». Любимые советские писатели: С.Маршак, Н.Носов, В.Сутеев, Э.Успенский, В.Драгунский, К.Матюшкина, С.Иванов. Зарубежные писатели: Д.Роллинг, Ш.Перро, Д.Родари, М.Твен, П.Трэверс, Б.Гримм.
У подростков средней школы являются: классика по школьной программе, «ужастики», детективы, романы, любовная лирика, фантастика. Русские писатели: Д.Емец, Н.Носов, Драгунский, Э.Успенский. Зарубежные писатели: М.Твен, Д.Роллинг, М.Рид, Э.По, А.Дюма, Ф.Бернетт, Р.Бредбери, Р.Даль, Ж.Верн, А.Экзюпери.
У ребят старшей школы: произведения по школьной программе, драма, рассказы.Зарубежные писатели: В.Шекспир, Р.Бредбери, Д.Лондон, А.Дюма.
Анализ чтения в нашей школьной библиотеке показал: дети читают, каждый день школьная библиотека обслуживает читателей от 20 до 70 человек (всего в школе 662 человека учащихся с 3-11 классы). В целом читают русскую классику, немного зарубежной литературы, интересуются специальной литературой по всем разделам знаний: математике, физике, истории для подготовки докладов и презентаций – но только по заданию учителей – предметников.
Но спрашивают литературу и «для души»: «ужастики», детективы, фэнтези, романы, книги о животных. И все же в большинстве случаев причиной прихода учащихся в библиотеку становится учебное задание.
Далее я проанализировала анализ системы чтения учащихся и выяснила, что в младшей школе систематически посещающих учащихся за прошлый год составило 33 чел. и 6 чел. в 1 четверти начавшегося учебного года. В средней школе систематически посещающих учащихся за прошлый учебный год 43 ученика и 4 человека за 1 четверть начавшегося учебного года, в старшей школе 36 человек и 16 человек в 1 четверти.( см. приложение 14)
И последний вопрос моего опроса, посещают ли ребята поселковую библиотеку, и получила следующие ответы: начальная школа: «да» - 36 чел., «нет» - 43 чел., «иногда» - 14 чел.
Средняя школа: «да» - 27 чел., «нет» - 54 чел., «иногда» - 16 чел.
Старшая школа: «да» - 7 чел., «нет» - 12 чел., «иногда» - 5 чел.( см. приложение 15)
Портрет моего современника
Таким образом, читательский портрет современного школьника нашей школы представляет собой личность, которая в начальной школе любит читать и посвящает свободное время чтению книг, но чем становиться старше, тем меньше посещает библиотеку, читает потому что нужно и в основном школьную программу. Возможно из-за того, что много времени тратиться на выполнение домашнего задания. Находясь в начальной школе, подростки предпочитают познавательную литературу, любят листать энциклопедии и находят нужную информацию и в Интернете и в библиотеке. Становясь старше, подростки предпочитают находить нужную информацию в Интернете, и предпочитают читать развлекательную литературу в виде романов детективов, «ужастиков». Современные школьники предпочитают короткие рассказы, и не хотят читать длинные произведения с неторопливым развитием сюжета, такие как «Война и мир», а предпочитают прочитать краткое содержание, или читают «поглавно», поэтому чтение становиться поверхностным и неглубоким. Учащиеся среднего звена вообще считают литературу бесполезной и стараются ее не читать. Но все-таки любимым русским писателем считают А.Пушкина, а вот зарубежных писателей не читают или не знают. Хотя у старшеклассников тоже самый популярный ответ был «нет», но все-таки некоторые читают Шекспира, Гете и Д.Лондона. Техника чтения у многих сверстников находиться на низком уровне. Все навыки чтения закладываются в начальной школе, поэтому для многих неуспевающих, именно плохое чтение стало первопричиной отставания в учебе в начальной школе. В средней школе положение с чтением не улучшается, а усугубляется. Из-за трудностей в чтении у школьников складывается стойкая неприязнь к чтению вообще. Еще одна причина спада интереса чтения у современного школьника, нечитающие родители. У подростка нет положительного примера перед глазами. У нечитающих родителей растут нечитающие дети. Кроме этого большая половина сверстников не имеет домашней библиотеки.
И все-таки, что же для моих сверстников книга, вот некоторые выдержки из анкеты: книга для многих является «источником знаний, вдохновения», «друг, находка, счастье, путешествие, познавательный урок, которая помогает развивать воображение и учит добру и жизни», «способ саморазвития и самосовершенства», «интересная и увлекательная сказка».
Я могу сделать вывод, что моя гипотеза подтвердилась. Читательский портрет современного школьника представляет все-таки позитивное отношение к книге и чтению, только в новой модели. Потому что сейчас идет процесс изменения читательских привычек: меняется круг чтения, предпочитаемые произведения, любимые жанры, отношение к книгам. Меняется даже время, выделяемое на чтение книг. Меняются также и источники получения информации.
Заключение.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи реализованы. Выявлены читательские интересы подростков, портрет читателя - сверстника составлен. В дальнейшем я хочу продолжить работу по изучению роли книг и чтения в современном обществе и надеюсь, что ко мне подключатся и другие ребята.
Работая над данным проектом, я пришла к выводу, нам необходимо приложить немалые усилия для того, чтобы вернуть книге ее прежнюю роль источника знаний, помогающей познать окружающий мир, делающей человека умнее и добрее. По моему мнению, материалы исследования представляют интерес для школьников и их родителей, учителей. Поэтому данные результаты можно использовать на родительских собраниях и классных часах. Кроме этого мы сделали буклет и выпустим газету с данными исследования.
Закончить свою работу я хочу словами писателя К. Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги».
Список литературы
1. Иванова Г.И., Чудинова В.А. Чтение, грамотность и библиотеки: функциональная неграмотность в развитых странах. // Школьная библиотека» № 6 – 2005 г.
2. Родительское собрание по детскому чтению/ Сост. Т.Д. Жукова. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
3. Яблоновская Ф. И. Читатель - подросток и его интересы. - М., 2010 г.
(Приложение 1)
Анкета
1.Любите ли Вы читать?
2. Какой источник информации Вы предпочитаете (книги, интернет, словари, энциклопедии, газеты, программная литература)?
3. Читаете ли Вы на досуги?
4. Какую литературу Вы читаете на досуги (познавательную, развлекательную, самообразовательную)?
5. Что для Вас художественная книга?
6. Читают ли ваши родители книги?
7. Есть ли у Вас дома библиотека?
8. Какие произведения Вы бы убрали из школьной программы и почему?
9. Какие произведения Вы бы добавили в школьную программу?
10. Ваши любимые русские писатели.
11. Ваши любимые зарубежные писатели.
12. Сколько времени у Вас уходит на выполнение домашнего задания?
13. Посещаете ли Вы поселковую библиотеку?
Приложение 2
1.Любите ли Вы читать?
Приложение 3
2. Читаете ли Вы на досуге?
Приложение 4
3. Читают ли ваши родители?
Приложение 5
4. Есть ли у вас домашняя библиотека?
Приложение 6
5. Какую литературу Вы предпочитаете читать в свободное время?
Приложение 7
6. Какой источник информации Вы предпочитаете?
Приложение 8
7. Какие произведения Вы бы убрали из школьной программы?
Приложение 9
8. Какие произведения Вы бы добавили в школьную программу?
Приложение 10
9. Ваши любимые русские писатели
Приложение 11
10. Ваши любимые зарубежные писатели
Приложение 12
11. Нормативы техники чтения у 3-4 классов
Норматив для 3 класса 50 – 54 слов/мин. Норматив для 4 класса 70 – 74 слов/мин.
Приложение 13
12. Сколько времени у вас уходит на выполнение домашнего задания?
Приложение 14
13. Анализ системы чтения за прошлый год и 1 четверть начавшего учебного года
Приложение 15
14. Посещаете ли вы поселковую библиотеку?
Акварель + трафарет = ?
Любимое яичко
Серебряное копытце
Весенние чудеса
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?