Речь современного школьника довольно неоднородна. Это объясняется тем, что учеников интересуют разные сферы деятельности человека. Занятия живописью помогают понять, что изучение и владение профессиональными словами и терминами необходимо для освоения профессии. Языковой запас школьника, как и любого человека, делится на несколько групп: общеупотребительные слова и слова, ограниченные в употреблении. В категорию ограниченной лексики входят профессионализмы, диалектизмы и жаргонизмы, т. е. слова, ограниченные территорией, профессией, возрастом, социальными рамками. Знакомство с новыми словами и их освоение делает ученика наиболее разносторонне развитым. Данная работа представляет исследование особенностей профессиональной лексики учащихся общеобразовательной школы и художественной.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 39.67 КБ |
Речь современного школьника довольно неоднородна. Это объясняется тем, что учеников интересуют разные сферы деятельности человека. Занятия живописью помогают понять, что изучение и владение профессиональными словами и терминами необходимо для освоения профессии. Языковой запас школьника, как и любого человека, делится на несколько групп: общеупотребительные слова и слова, ограниченные в употреблении. В категорию ограниченной лексики входят профессионализмы, диалектизмы и жаргонизмы, т. е. слова, ограниченные территорией, профессией, возрастом, социальными рамками. Знакомство с новыми словами и их освоение делает ученика наиболее разносторонне развитым. Данная работа представляет исследование особенностей профессиональной лексики учащихся общеобразовательной школы и художественной.
Актуальность и значимость данной работы состоит в том, что знакомство с профессиональными словами обеспечивает понимание их роли в повседневной жизни общества. Изучение лексики ограниченного употребления, в том числе специальной, обогащает словарный запас и расширяет их представления о лексических пластах русского языка. На сегодняшний день существуют работы, посвященные лексическому многообразию языка, однако решение обратиться в данной теме на примере нескольких классов нашей школы и представляет новизну исследования.
Гипотеза- знание профессиональных слов и терминов, использование их в своей речи расширит словарный запас школьника.
Объектом исследования является устная речь учащихся.
Предмет исследования: профессиональные слова в речи учащихся.
Целью данного исследования - проанализировать устную речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной и профессиональной лексики и определение путей пополнения словарного запаса учащихся.
Задачи:
2. Основное содержание
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К.Г. Паустовский |
Русский язык постоянно развивается и обогащается. Каждую минуту люди обмениваются информацией, делятся идеями и мыслями, это стало нормой. Слова, употребляемые человеком, украшают его речь, делают ее более понятной, четкой и логичной. Однако речь неоднородна – многие сверстники кроме общеупотребительных слов вводят в свою речь и профессиональные слова, которые сближают их с людьми той или иной профессии.
В современном языкознании ученые кроме общеупотребительной выделяют и специальную лексику. К специальной лексике относятся слова и выражения, которые употребляют группы лиц, объединенных по роду занятий, деятельности. В книге «Современный русский язык. Лексикология» М.И. Фоминой выделяются два основных пласта лексики: «терминологическая и собственно профессиональная».
2.1 Профессионализмы
Впервые с термином « профессионализмы» мы познакомились на уроках русского языка в шестом классе. О профессионализмах в учебнике «Русский язык. 6 класс» Баранова М.Т. дана была следующая информация: «Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называются профессионализмами». Профессионализмы разъясняются в особых словарях-справочниках, в энциклопедиях. Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях. Возле слова ставится помета спец. (что значит специальное).
Профессионализмы способны проникать в общее употребление, они делают устную речь образнее и экспрессивнее.
Речи художников также свойственны профессионализмы.
Слово техника в речи художников имеет иное значение, нежели в представлении большинства людей. Говоря о технике, художник подразумевает способ написания картины - акварелью, маслом и т.д. в общеупотребительном же смысле слово техника подразумевает «область человеческой деятельности, связанная с изучением, применением и усовершенствованием орудий и средств труда».[1]
Слово писать имеет также другое значение в профессиональной среде художников, в значении «рисовать».
В Толковом словаре русского языка Ожегова слово грунт имеет несколько значений: в общеупотребительной лексике значение «почвы», в профессиональной среде художников оно значит «заштрихованное поле, фон в гравюрах и рисунках».
Слово переход имеет в Большом толковом словаре несколько значений, но среди художников оно употребляется в значении «место постепенного изменения, превращения одного в другое, отличное от прежнего».
Слово растяжка в речи художников имеет иное значение, нежели в представлении большинства людей. Говоря о растяжке, художник подразумевает способ нанесения цвета.
«Полотно»- гладкая льняная ткань особого переплетения. В речи художников полотно означает картину, произведение искусства.
Кроме того, в речи художников встречаются словосочетания «набить руку», «постановка руки», «дать пространство», «разрисоваться», «падающая тень» - выражения, которые можно отнести к категории «профессионально-жаргонная лексика». Такие выражения всегда экспрессивны.
Познакомившись с определением профессионализмов и разобрав примеры использования их в речи учащихся художественной школы и их преподавателей, мы поняли, что большая часть слов, которые употребляются во время занятий – это профессиональные слова, которые имеют экспрессивную окраску и употребляется только в устной речи людей этой профессии. Профессиональные слова с пометой спец. имеют большое значение в современной речи, они в отличие от их общеупотребительных эквивалентов служат для облегчения восприятия людей. Благодаря этому профессиональная лексика незаменима для точного выражения мысли.
В художественной литературе широко используются профессионализмы, это объясняется замыслом писателя, как средство изображения жизни героя определенной профессии.
2.2 Термины
Термины – слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства. В основе каждого термина обязательно лежит определение, благодаря чему термины представляют собой точную и в то же время сжатую характеристику предмета или явления.
Понятие термин произошло от лат. terminus что означает «предел, граница». ТЕРМИН, -а; м. [от лат. terminus - предел, граница] 1. Слово (или сочетание слов), являющееся точным обозначением определённого понятия какой-л. специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т.п.[2]
Термин –это слово или сочетание слов, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и т. п. Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерными для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. Термины в пределах сферы применения однозначны и лишены экспрессии.
Главным признаком профессионализма в любом деле является понимание и использование терминов в своей речи. Речь учеников художественной школы немыслима без терминов. Ведь для того чтобы выполнять задания преподавателей ученики должны досконально знать специальные слова. Терминология изобразительного искусства- это сложная система.
В данной работе мы обратились к Энциклопедическому словарю юного художника[3] и рассмотрели 130 терминов. Предлагаем их разделить на технологические термины и теоретические термины. (см. таб.1)
Технологические термины мы распределили на три группы:
Теоретические термины распределили на три группы:
На основе этого материала нами была составлена таблица, которая иллюстрирует многообразие технологических и теоретических терминов.
Таблица 1
Термины, используемые учащимися художественной школы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ | |||||
Название процессов | Название материалов | Название инструментов | Виды живописи и техники | Жанры живописи | Направления, школы живописи | |
Аппликация | Акварельная краска | Каталог | Автопортрет | Ампир | ||
Заставка | Кисть | Вазопись | Анималистический жанр | |||
Картина | Бистр | Карандаш | ||||
Колорит | Глазурь | Мольберт | Гобелен | Батальный жанр | ||
Композиция | Грунт | Палитра | Гравюра | Интерьер | Абстрактное искусство | |
Перспектива | Гуашь | Перо | Живопись | Монументальная живопись | Возрождение | |
Наброски | Зернь | Подрамник | Изразцы | Натюрморт | Иконопись | |
Обложка | Клеевые краски | Рама | Искусство | Памятник | Импрессионизм | |
Перспектива | Краски | Сухая игла | Карикатура | Панно | Классицизм | |
Переплет | Лаки | Тушь | Керамика | Пейзаж | Критический реализм | |
Пленэр | Лубок | Холст | Лессировка | Плакат | Кубизм | |
Пропорция | Масло | Шпалеры | Литография | Портрет | Модернизм | |
Ритм | Пастель | Штифт | Миниатюра | Рисунок | Примитивизм | |
Светотень | Пигмент | Этюдник | Мозаика | Скульптура | Реализм | |
Сюжет | Сангина | Орнамент | Фреска | Рококо | ||
Цвет | Смальта | Офорт | Шарж | Романтизм | ||
Соус | Палех | Символизм | ||||
Реставрация | Темпера | Серпия | Сюрреализм | |||
Роспись | Терракота | Чеканка | Футуризм | |||
Тон | Этюд | Экспрессионизм | ||||
Уголь | Эскиз | |||||
Фарфор | ||||||
Фаянс | ||||||
Чернь | ||||||
Эмаль | ||||||
20 | 25 | 15 | 21 | 17 | 20 |
Данная классификация позволила нам убедиться в том, что наибольшее количество терминов составляют группу «Название материалов», практически равное количество терминологических единиц содержат группы «Название процессов», «Направления, школы живописи», «Виды живописи и техники». Самой малочисленной является группа «Название инструментов».
Проведенная классификация дает возможность понять объем, каким должен овладеть ученик художественной школы.
2.3 Профессионализмы и термины в художественной прозе
В художественной прозе профессионализмы и термины используются не только для речевой характеристики персонажей, но и для более точного описания производственных процессов, отношений людей в служебной и профессиональной обстановке.
Известно, что писатель Л. Кассиль, сотрудничал с Покровской детской библиотекой - читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе был редактором и художником рукописного журнала. Лев Кассиль в своем произведении «Ранний восход» воссоздал действительную историю Коли Дмитриева, использовал и привел подлинные письма, документы, дневники.
Выставки многочисленных работ, репродукции рисунков Коли Дмитриева - пятнадцатилетнего художника - вызывали всеобщее восхищение в 50-х годах XX в. Мы обратились к этой повести для того, чтобы определить степень погружения школьников в жизнь персонажа повести.
Предложили ученикам двух шестых классов, в составе которых присутствуют учащиеся художественной школы, отрывок из произведения «Ранний восход» и предположили, что ученикам художественной школыотрывокбудет близок и понятен.
Учащиеся общеобразовательной школы найдут в этой книге много интересного, но их восприятие текста будет затруднено, так как в ней Лев Кассиль широко использует профессиональные слова и термины.
В тексте,представленном учащимся в качестве листов-опросников, выявлено 16 терминов живописи и 5 словосочетаний, которые можно отнести к профессиональным словам художников. ( см. таб. 2)
Таблица 2
Профессиональные слова и термины
Термины живописи | Профессиональныеслова (словосочетания) художников |
Рисовать | Продуманные линии |
Тени | Цветовые соотношения |
Растушевывали | Батальные композиции |
Линии | Рисунки с натуры |
Мольберт | Дать пространство |
Рисунок | |
Тушевке | |
Тушевочный карандаш | |
Карандаш | |
Композиция | |
Цвет | |
Живопись | |
Масляные краски | |
Перспектива | |
Растушевка | |
Киноварь |
В результате практического исследования было выяснено, что ученики общеобразовательной школы «чувствуют» профессиональные слова и термины, могут найти их в тексте, однако затрудняются определить их значение. Предоставив лист - опросник учащимся художественной школы им М. Шагала, стало понятно, что они знакомы с данными словами и отлично понимают их.
Обратимся к наиболее ярким, слово мольберт активно используется среди учащихся художественной школы, также с ним знакомы школьники общеобразовательной школы.
МОЛЬБЕРТ, -а; м. [от нем. Malbrett] Подставка, на которой помещается подрамник с холстом, картон или доска для работы художника. Поставить холст на м. Снять с мольберта рисунок.[4]
Отметили его в тексте 52 человек, а дали объяснение только 50 человек. Это говорит о том, что данное слово хорошо знакомо всем учащимся, и они активно используют его в своем лексиконе.
ТЕНЬ, -и, предл. о тени, в тени; мн. тени, -ей; ж. 1. Тёмное отражение на чём-л., отбрасываемое предметом, освещённым с противоположной стороны. Отчётливая, размытая т. 2. только ед. Пространство, защищённое чем-л. от лучей солнца. Прохладная, приятная т. 3. Места на рисунке, картине (пятна, штрихи и т.п.), изображающие наименее освещённые участки чего-л. Главные тени. 4. Место на лице, выделяющееся более тёмным оттенком. Лёгкая, глубокая т.[5]
Отметили его в тексте 30 человек, а дали объяснение только 19 человек.
ТУШЁВКА, -и; ж. 1. к Тушевать (1 зн.). Начать тушёвку с теней. 2. Тени, штрихи на рисунке, плане, карте. Т. штрихами.
Отметили его в тексте 36 человек, а дали объяснение только 15 человек.
ПЕРСПЕКТИВА, -ы; ж. [франц. perspective] 1. Вид вдаль, охватываемое глазом пространство. Дальняя, далёкая п. 2. Объёмность, кажущееся изменение величины, формы, положения предметов, вызванное теми или иными причинами. Нарушить перспективу предметов. 3. Способ изображения объёмных предметов на плоскости в соответствии с законами и правилами зрительного восприятия предметов человеком в зависимости от удалённости, точки наблюдения и т.п. Владение перспективой. 4. Спец. Раздел начертательной геометрии, рассматривающий правила изображения тел с помощью проектирования их на плоскость из одной точки. Сдать зачёт по перспективе. 5. То, что должно или может произойти, наступить вслед за настоящим, дальнейший ход каких-л. событий. П. отдыха.[6]
Отметили его в тексте 23 человека, а дали объяснение только 16 человек.
ЛИНИЯ, -и; ж. 1. Узкая полоса, черта, проведённая на какой-л. поверхности от одной точки к другой. Провести линию. 2. Черта (существующая или воображаемая), определяющая предел, границу чего-л. Л. прилива. 3. чего. Длинный ряд или цепь чего-л. Л. телеграфных столбов. 4. Путь, полотно железной дороги или трамвая. Трамвайная л. 5. Путь сообщения (железнодорожного, водного и т.п.), связывающий два каких-л. пункта. Железнодорожная л. 6. Последовательный ряд лиц, соединённых кровной связью; ряд предков, потомков. Родство по женской линии. 7. Направление, образ действий, мыслей. Л. поведения. 8. Ряд производственных машин, устройств с непрерывным циклом работ. Автоматическая л. по разливу соков. 9. Старинная русская мера длины, равная 1/10 (ещё раньше 1/12) дюйма (применялась до введения метрической системы).
Отметили его в тексте 25 человек, а дали объяснение только 20 человек.
ЖИВОПИСЬ, -и; ж. 1. Изобразительное искусство, воспроизводящее предметы и явления реального мира с помощью красок. Портретная, пейзажная ж. 2. собир. Произведения этого вида искусства: картины, фрески, росписи и т.п. , Выставка живописи.
Слово живопись широко используется в речи, поэтому его выявили в тексте все школьники, а дали объяснение 25 человек.
Результаты опроса представлены в диаграмме «Сравнительный анализ восприятия терминов». (См. рис.1)
Рис. 1
Сравнительный анализ восприятия терминов
Практическая значимость опроса для исследования состоит в том, что он может быть использован в качестве раздаточного материала при изучении темы «Лексика» в 6 классе.
Вывод
Изучение любой науки, любого вида искусства начинается с азов – с овладения элементарными знаниями – терминами, на которых они базируются. Знание терминологии необходимо, чтобы освоить ту или иную профессию. Мы составили классификацию терминов и считаем, что владея теоретическим материалом и применяя его на практике, человек может стать настоящим профессионалом. В каждой профессии есть слова, не имеющие замены, или такие, которые трудно заменить, поэтому терминологию нужно знать как азбуку, без изучения которой нет грамотного и образованного человека.
Знакомство учеников общеобразовательной школы со специальными словами, изучаемыми в художественной школе, увеличивает и расширяет их словарный запас.
Проанализировав результаты наших исследований, мы пришли к выводу, что учащиеся, посещающие художественную школу, знают больше слов, чем их ровесники. Их лексикон богаче. Мы считаем, это связано с более широкими интересами, и эта информация помогает им сориентироваться в жизни. Мы опрашивали учащихся общеобразовательных школ и учеников художественной школы им М. Шагала, а это люди, всегда стремящиеся к вершинам высот, поэтому их словарный запас с каждым годом становится богаче. Они через непосредственное общение влияют на лексикон своих одноклассников. Наша гипотеза, что знание профессиональных слов и терминов, использование их в своей речи, расширит словарный запас школьников, подтвердилась.
Знание профессионализмов помогает глубже понять художественные произведения.
Список литературы
1. Большой толковый словарь русского языка / Российская академия наук; Институт лингвистических исследований; автор и руководитель проекта, главный редактор кандидат филологических наук С. А. Кузнецов. — С.-Петербург: Норинт, 2000.
2. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО « А ТЕМП» , 2010. – 874 с.
3. Русский язык: учеб.для 6 кл. общеобразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 28-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
5. Розенталь Д. Э. Современный русский язык /Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А.Теленкова. – 10-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 448 с.
4. Современный русский язык. Лексикология/ М.И. Фомина.- Учебник. — М.: Высшая школа, 2001. — 415 с.
5. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков.- Москва. Педагогика, 1983.- 416 с., ил.
Приложение
Лев Кассиль «Ранний восход»
Но совсем не в этом было главное. А вот когда он посмотрел на рисунки, стоявшие на мольбертиках и стульях, его охватил страх. Он не думал, что эти пионеры и пионерки, сидевшие, не снимая пальто, в холодном, неприветливом помещении и выглядевшие немногим старше его самого, могут так хорошо рисовать. Какие красивые тенирастушевывали они! Как смело — одним махом — наносили нужные линии, слегка откинувшись назад и уверенно, как показалось Коле, поглядывая на свои творения!
Коля хотел было уже удрать, чтобы не срамиться при всех. Но тут его заметил ходивший между стульями и мольбертами руководитель студии Сергей Николаевич Яковлев, приземистый, седоватый, с добродушно прищуренными глазами человек. Увидев перед собой заробевшего мальчугана, который сдернул тотчас же со светлых пепельно-золотых волос лыжную шапочку и растерянно водил по залу большими глубоко-голубыми глазами, Сергей Николаевич быстро подошел к нему:
— Что ж, молодец. Форму правильно схватил и расположил хорошо рисунок. Дело, я вижу, у нас с тобой пойдет. Ну-ка, попробуй теперь тени дать, приступай к тушевке.
Вот тут уж пошли некоторые неприятности. Папа говорил Коле, чтобы он не брал мягкий, тушевочный карандаш, а привыкал действовать карандашом пожестче.
Вот нам объяснили перспективу, так многие из старшей группы так ничего и не поняли, а ваша Нина сразу все поняла и усвоила. Она теперь очень хорошо понимает перспективу. О том, что сам в шесть с половиной лет самостоятельно постиг законы линейнойперспективы, а вчера после занятий растолковал их как умел не совсем еще разумевшей Нине, он, конечно, деликатно умолчал.
И как не ладилось у него дело с цветом. По рисунку он успевал хорошо, шагнул далеко вперед и скоро обогнал всех ребят в студии. Он теперь уже не боялся пустого белого пространства бумажного листа и смело принимался размещать на нем изображения. Но вот с живописью дело у него никак не получалось.
знал еще в этот день Коля, что киноварь, ярко-алая краска, которую ему так часто приходилось употреблять, родственна ртути по своему происхождению. А название ее происходит от древнего греческого слова «кинабр», что значит «кровь дракона»…
И Коля вчитывался в книги, всегда узнавая что-нибудь новое или укрепляясь в ранее узнанном, но требующем проверки. И, например, правоту суровых уроков Перуцкого для него еще раз подтвердили строчки, вычитанные у Репина: «…голые линии неумолимо лезут вперед, если они поставлены на своем месте». Как верно это было сказано! Коля сам убеждался, что, когда он с особой строгостью и тщанием обрисовывал предмет, соблюдая волшебные законы когда-то им нечаянно постигнутой, но лишь сейчас сознательно воспринятой перспективы, рисунок вылезал из бумаги, не нуждаясь подчас и в растушевке. Как все это было интересно! Какие неожиданные и вместе с тем наглядные связи обнаруживались и в предметах, и в жизни, и в людях, и в явлениях, если удавалось к ним приглядеться новым, вчера еще плутавшим, а сегодня неуклонно выбирающимся на верную дорогу глазом!
[1] Большой толковый словарь русского языка / Российская академия наук; Институт лингвистических исследований; автор и руководитель проекта, главный редактор кандидат филологических наук С. А. Кузнецов. — С.-Петербург: Норинт, 2000.
[2] Большой толковый словарь русского языка / Российская академия наук; Институт лингвистических исследований; автор и руководитель проекта, главный редактор кандидат филологических наук С. А. Кузнецов. — С.-Петербург: Норинт, 2000.
[3] Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков.- Москва. Педагогика, 1983.- 416 с., ил.
[4] Большой толковый словарь русского языка / Российская академия наук; Институт лингвистических исследований; автор и руководитель проекта, главный редактор кандидат филологических наук С. А. Кузнецов. — С.-Петербург: Норинт, 2000.
[5] Большой толковый словарь русского языка / Российская академия наук; Институт лингвистических исследований; автор и руководитель проекта, главный редактор кандидат филологических наук С. А. Кузнецов. — С.-Петербург: Норинт, 2000.
[6] Большой толковый словарь русского языка / Российская академия наук; Институт лингвистических исследований; автор и руководитель проекта, главный редактор кандидат филологических наук С. А. Кузнецов. — С.-Петербург: Норинт, 2000.
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Простые летающие модели из бумаги
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Весёлая кукушка