Исследовательская работа на тему "Живая вода родного края", в которой ученик 2 класса изучает святые источники в Ульяновской области.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Живая вода родного края" | 66.48 КБ |
МБОУ «Мариинская гимназия» г. Ульяновск
Исследовательский проект
«Живая вода родного края»
ученика 2 класса «Г»
Козлова Арсения
руководитель Шишкина Е.Н
г. Ульяновск
2018
Содержание
Актуальность исследования
Цель, задачи, гипотеза и методы работы
Глава 1.
1.1 Понятие источник, классификация.
1.2 Полезна ли родниковая вода?
1.3 Проблемы родников Ульяновской области.
1.4 Краткий обзор святых источников Ульяновской области.
1.5 Опрос, доказательство гипотез.
1.6 Выводы.
Глава 2.
2.1 Посещение и наблюдение святых источников
2.2 Интервью.
2.3 Выводы
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Актуальность исследования
Ни для кого не секрет, как огромно значение воды в жизни всего. Вода это ее источник, все, что есть вокруг нас – создано только благодаря ей. Ее значение трудно переоценить, но свое исследование я посвятил родникам родного края.
В 2016 году, летом, мы с папой стали ездить по выходным на родники за город. Набирали воду в огромные бутыли, угощали ею родных. Тогда я не придавал этому большого значения, мне нравилось проводить время с папой в дороге: мы болтали, он много интересного рассказывал. Мы ездили не часто, но это время я хорошо помню. С наступлением учебы на это не оставалось времени, мы оставили наши поездки. В 2017 году мы снова стали ездить по святым источникам, но уже всей семьей. Как оказалось, в Ульяновской области много таких мест. К сожалению, мы не смогли посетить все места, но я надеюсь, что мы возобновим наши поездки весной и летом.
В своей работе я постарался не просто собрать информацию, но проверить состояние источников лично и рассказать о реальном состоянии дел.
Поиск информации оказался делом не простым: в краеведческом музее мы разговаривали с сотрудниками разных отделов, но у них нет информации о родниках Ульяновской области. Мы обратились в дворец пионеров, в отдел юннатов, но и там не оказалось нужной информации.
Основным источником информации стала книга , сайт и наши опросы местных жителей.
Таким образом, исследование становится актуальным с ходом времени, потому что важно следить за реальным состоянием дел на родниках, хранить и передавать о них рассказы и легенды. Сложно найти достоверную информацию, много в интернете написано об источниках того, что не совпадает с действительностью.
Разбираясь в определениях, я понял, что четкого понятия «святой источник» не существует. Одно в этом понятии сохраняется: это родник. Научное определение «роднику» я описал, но все таки родник это не только вода. Это наследие, богатство родных мест, родного края. Ведь не случайно, это слово имеет корень «род». Святое место это сложное понятие. Важно понимать, что святость и вера она у каждого человека в душе. Именно это и определяет отношение человека ко всему. В ходе интервью, я получил интересный и важный ответ на вопрос: «что именно свято и исцеляет человека». Святые источники Ульяновской области имеют свою историю, предание. Никто точно и достоверно не скажет: что этот источник возник в конкретном году, в конкретном году он стал святым. Только вера человека и сохранение истории родного края поможет в определении понятия.
Хочу отметить, что именно неоднозначность понятия «святой источник», его существование в родной области делает работу важной. Собираясь в дорогу первый раз, мы с папой многое не учли. Каждый раз в новой поездке мы с семьей приходили к выводам: когда лучше начинать путь, что взять с собой, как одеться и много других факторов. Думаю, мой опыт будет полезен людям.
Вода – символ жизни, ее источник. Наш край богат святыми источниками, историей, преданием. Все это мы должны беречь. Край, так щедро одаренный святыми источниками может и должен отразить в своем символе это богатство. Сложно спорить, что без воды любой город сможет жить. Наша область живет благодаря Волге и другим рекам. Святые источники это неотъемлеммая часть нашей истории и жизни. Поэтому, я считаю, они и могут стать новым символом.
В своей работе я предложу свой вариант нового символа, который отразит всю глубину и суть святых источников.
Цель, задачи, гипотеза и методы исследования.
Цель:
Создать символ области, отражающий историю и развитие родного края.
Задачи:
1 Изучить историю, состояния святых источников Ульяновской области.
2 Посетить святые источники Ульяновской области.
4Собрать информацию в книгах, интернет-источниках, периодических изданиях.
Гипотезы:
1. Ребята не знают точно, что такое «святой источник».
2. Ребята не посещали святые источники.
3. Ребята хотели бы отправится в выходной день с семьей в небольшой путешествие, во время которого можно посетить святые источники и узнать много нового.
4. С учетом знаний детей об источниках Ульяновской области можно провести конкурс на тему «Символ моей родины»
Методы исследования:
Глава 1.
Все источники воды делятся на 3 вида:
- Атмосферные . Это все виды осадков : дождь, снег, град.
- Поверхностные воды, они открыты и находятся на поверхности земли. Этот вид делится на водотоки ( реки, водопады) и водоемы (озера, моря)
- Подземные воды:
· артезианские воды (они наиболее надежно защищены от внешнего загрязнения, находятся глубже всего);
· межпластовые безнапорные воды (колодцы, родники);
Родником называется естественный выход подземной воды на поверхность. Родники выходят на поверхность, когда неровности земли начинают «двигаться».
В свою очередь, родники бывают нисходящими и восходящими.
Нисходящий родник течет тонкой струей на склонах, обрывах. Восходящий родник возникает в результате прорыва напорной воды сквозь землю, которую его перекрывала.
Вода из родников всегда прохладная и имеет постоянный состав минеральных веществ, так как проходит через одни и те же слои земли.
Я думаю, что о родниковой воде есть много неточной информации, о ее пользе и вреде, о ее составе и загрязненности. Мама мне рассказывала, про уроки безопасности в школе, когда она сама еще училась в школе. Она помнит, что учитель говорил, что вода во многих родниках не пригодна для питья, потому что сильно загрязнена. Бабушка говорит, что вода из родников самая полезная. Поэтому я собрал основные «мифы» и факты о родниковой воде:
1. Родниковая вода отличается от других природных разновидностей вод. Это выдумка. Родниковыми называют подземные и грунтовые воды, выходящие на поверхность. Выходит, что по-химическому составу они очень похожи на колодезные или артезианские. Главным отличием является способ выхода на поверхность. Родниковой можно называть только воду, которая выходит из земли естественным образом, а не рукотворным (бурение скважины, копание колодца).
2. Родниковая вода чище, чем другие разновидности вод. Это и факт и миф. Перед тем, как выйти на поверхность, вода проходит через шары песка и гравия, выполняющие функцию природных фильтров. Такая очистка не меняет состава жидкости, не лишает ее целебных свойств. Но слои земли во многих меcтах загрязнены веществами рукотворного происхождения. Следовательно, питьевая вода из родника только в удалении от города, дорог, заводов, свалок, пастбищ и тому подобных не нуждается в дополнительной очистке.
3. Вся родниковая вода обладает целебными свойствами. Отчасти это справедливо. Но свойства родниковой воды определяются ее химическим составом, который зависит от места расположения родника. Это как лекарства от определенных болезней. Если болит горло, лекарство от головной боли не поможет. Именно поэтому, существуют санатории с минеральными водами и лечением разными видами воды.
Полезна ли родниковая вода?
Из-за того, что человечество крайне небрежно обращается с природой родников с целебной водой осталось не так много. В большинстве природных источников вода не годна к питью.
В отличие от бутилированной воды, родниковая проходит только природную очистку, а этого недостаточно, чтобы удалить из нее вредные вещества рукотворного происхождения.
Большинство родниковых вод залегает на небольшой глубине, из-за чего в них попадают различные вредные вещества: удобрения, отходы с мусорных свалок, отходами производства заводов, с атмосферными водами также в грунт смывает много вредных веществ.
Если рядом с источником находится промышленное предприятие или свалка, в воде будут вредные для организма элементы: хром, свинец, никель, ртуть, мышьяк, бром, пестициды (вещества для обработки растений), фосфаты. Эти вещества могут вызывать различные тяжелые заболевания.
Итак, плюсы и минусы родниковой воды:
Плюсы:
Родниковая вода не хлорируется, не озонируется, в нее не добавляют различные присадки и добавки.
Естественная фильтрация слоями грунта позволяет ей полностью сохранить свои природные свойства.
Родниковая вода насыщена кислородом.
Минусы:
Родниковую воду не следует хранить более недели, она теряет свои положительные свойства.
Часто из под земли бьет лишь слабая струйка.
Расположение родников в труднодоступных местах. (чистую родниковую воду не добыть в черте города, рядом с заводами, пастбищами и т д)
Все знают, что проблема загрязнения окружающей среды - это большая беда нашего общества. Но всегла кажется, что это где то далеко, и лично самого себя и своего города это не касается. Но если разобраться каждое действие человека сопровождается каким то результатом, и наша жизнь полна удобств и устройств, которые облегчают жизнь. Но сам человек всегда нуждается в воде, еде. Вода основа основ, Родина – это то, что в жизни одно и никогда, как семья, как папа имама не поменяется. Если попробовать соединить эти понятия, выходит, что вода родного края, это то, что должен беречь каждый человек. Я знаю, что есть места, где пресной воды или воды, пригодной для питья мало или совсем нет. Люди, не знающие таких проблем часто не могут оценить своего «богатства». Вода родного края – это то, что нужно беречь всеми силами, это наше «богатство». В одной из статей местных газет написано, что «настоящее время проблема водоснабжения очень актуальна для всех районов Ульяновской области. Более того, в последние десятилетия она встала довольно остро, поскольку, с каждым годом увеличивается загрязнение поверхностных и подземных водных источников. Причины этого — сточные воды, выбросы промышленных предприятий, а также безответственное отношение местных жителей к своему источнику водоснабжения.» Это лишь подтверждает мои мысли.
Я знаю, что в 1996 году был создан проект «Экология и Душа», направленный на изучение родников Ульяновской области. В этой же статье говорилось, что «экологическим центром проводились научно-исследовательские экспедиции по изучению святых родников. В ходе этой работы было выявлено, изучено и благоустроено более 40 источников в 17 районах области. Каждый родник был тщательно обследован, изучена растительность прилегающей территории, восстановлена история родника, в ряде случаев описаны достоверные случаи исцеления от святого источника. В итоге – были разработаны меры охраны и благоустройства, а некоторые родники были объявлены памятниками природы. Также после экспедиций многие родники, которые до недавнего времени находились в запущенном состоянии, начали благоустраиваться силами экологических отрядов, местных жителей и школьников.»
Экологами проведена паспортизация родников, расположенных на территории соответствующего района Ульяновской области. На основании материалов паспортизации подготовлен Атлас родников, расположенных на территории Ульяновской области, в который вошла информация о 536 родниках, включающая описание родника с приложением картографических и фотоматериалов.
Я считаю, что важно проводить такую работу постоянно, потому что нужно следить за состоянием родников. Проверять, как он благоустроен, нужно ли провести очитку вокруг. Часто бывает, что нашли заброшенный и неухоженный родник и ничего не сделали. Нужно его облагородить и следить за ним, как за здоровьем.
Еще одной проблемой я считаю общие правила поведения: не шуметь, не кричать. Это не место для веселия. В таких местах нужно быть тише и мягче, добрее и послушнее. Святые источники призывают нас прислушаться к своему сердцу и мыслям, помолиться и стать ближе к Богу.
Здесь я собрал информацию по районам Ульяновской области, за исключением тех мест, которые посетил с семьей. Написать обо всех источниках в данном исследовании я не стал. Сложно самому прочитать и запомнить так много материала, потому что есть схожие названия, в одном районе несколько источников. Из каждого района, где есть святой источник я описал, исходя из найденной информации по 1 источнику.
Хочу отметить, что названия мест содержат имена святых, великомученников, юродивых и так далее. В общих чертах, это люди, которые имели особенность, сильную веру в Бога. Религия это большое и сложное явление. Она бывает разная, я христианин. Но это не значит, что эти места нельзя посещать некрещенному или человеку другой веры. Это означает, что должно уважать и другую религию и веру человека в Бога.
Многие источники имеют купели – это место для таинства крещения и очищения от грехов.
Все места имеют свои правила поведения. Не исключение и святые источники. Важно соблюдать эти правила и уважать их.
Вся приведенная информация это обобщение найденного материала.
Город Новоульяновск.
Я читал, что по архивным данным, икона святой великомученицы Параскевы Пятницы явилась на роднике в 1.5 верстах (определение, Приложение) от с. Кременки (сейчас в черте г. Новоульяновск), выше по горе. На месте явления поставлена была большая деревянная часовня, где и хранилась икона. Ежегодно в первую пятницу после Св. Троицы сюда совершался крестный ход из села за иконой. Ее приносили в село и проносили по домам. В эти дни устраивалась ярмарка. Во имя св. Параскевы был освящен один из приделов местной Троицкой церкви. В 1933 г все иконы из часовни вывезли, а саму часовню разрушили.
Родник, святой источник Ксении Блаженной село Арское.
Это самый «молодой» святой родник. Он появился, когда строили церковь в честь святой Ксении Петербургской, в честь нее его и назвали. Там на склоне были семь родников, они стекаются в один.
Сейчас на роднике есть купель, часовня и место для набора воды. В православные праздники очень много верующих приезжает. Но и в обычные дни здесь почти всегда можно встретить людей, я приезжал сюда летом 2016 года, тогда я не собирался проводить исследование. Мы приезжали в обычный будний день и встретили около 10 человек.
Базарносызганский район
Как написано в источниках, Прощенный родник знают многие. Здесь была явлена известная и почитаемая чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Потому до сих пор к роднику идут те, кому необходимо покаяться, найти покой для души и исцеление. Пишут, что у иконы получали исцеление от болезней глаз. Считалось, что такой болезнью «застилающей глаза», наказывались грешники.
Барышский район.
Родник «Ильинский». Святой источник пророка Илии у с. Красная поляна.
Родник находится на склоне в сосново-березовом лесу неподалеку от насыпной дороги. По данным на 2009 год имел простое обустройство – трубу и небольшие подмостки. Согласно исследованиям, температура :+ 8 С, прозрачная, вкус, запах и цвет, нитраты и нитриты отсутствуют.
Вешкаймский район
Святой источник находится в километре южнее села Березовка. У него есть «разные» названия: местные называют его «Богоявленский», «Часовенский», но чаще всего «Воздвиженский».
По преданию, в первой половине 18-го века, в источнике был явлен Животворящий Крест, потом на горе, была построена большая часовня, в которой он хранился длительное время. На церковные праздники в часовне проходили богослужения. Какое-то время крест находился в часовне на горе, но потом местный зажиточный человек продал Животворящий Крест Господень в Иерусалим. После чего крест являлся в алтаре Березовского храма трижды, пока батюшка не благословил взять от него частицу и вставить в церковное Распятие. Потом уже крест не возвращался.
Святой источник в настоящее время облагорожен, стоит часовня с иконами. По зафиксированным данным, вода очень чистая, без вкуса, запаха и посторонних примесей. Выход воды не слабый. Температура воды +8°С. Ручей, который образуется из родника, впадает в реку Стемас.
Инзенский район
Святой источник Параскевы Пятницы.
Он расположен в 5 километрах от села Коноплянка. Родник окружен деревянным колодцем. Над святым источником устроен деревянный навес, который защищает от непогоды иконы и другие вещи. У источника есть еще одно название родник 9-й и 10-й пятницы, потому что давным давно на 9-ую пятницу по Пасхе здесь была явлена икона великомученицы Параскевы Пятницы.
Существует два разных предания о том, как произошло явление иконы. Одно предание гласит, что одна пожилая женщина увидала в роднике икону, но икона «не давалась» в руки. Взять её из источника смогла только маленькая девочка, которая опустила ручки в воду и святой образ сам поднялся к ней со дна.
Другое предание говорит, что еще во времена татарского нашествия рядом с селом был защитный вал и на нем располагались бойцы. Бойцы пошли за водой к роднику и тоже увидели в нём икону Мученицы Параскевы. Они хотели достать достать икону, но не смогли. Они как будто слышали, что кто-то сказал, что икону может взять только одна женщина по имени Параскева, у которая недавно появился ребенок.
Карсунский район
16 октября 2013 года в поселке Карсун произошло освящение родника во имя Божией Матери иконы её Карсунской. Освятил источник настоятель Карсунского храма Пресвятой Богородицы иконы "Всех скорбящих Радость" отец Геннадий. Родник расположен на стыке улиц Барышская и Вишнякова. Когда-то этот родник был одним из главных источников питьевой воды в поселке. Родниковая вода развозилась по поселку автоцистернами и бочками за деньги.
Кузоватовский район.
Это место известно. Сюда приезжают не только жители района. Здесь есть часовня, построенная в конце 19 века. Она деревянная и расписана местным художником. Территория святого источника огорожена. Температура воды 6-7° С. Родник находится на юго-восточной окраине села Томылово.
Мелекесский район.
Родник освящен в честь «Казанской» иконы Божией Матери. Ерыклинский святой источник обустроен. На холме построена часовня. Место ухожено и обустроено благодаря жителям всего района. Отремонтирован колодец, оборудована купель.
Николаевкий район.
Это один из самых известных родников Николаевского района - «Попов родник». Местные люди говорят "Попоув лисьма". Святой источник расположен в 3 км от села Барановка, в лесном овраге. Родник благоустроен, есть закрытая купель.
По преданию в XVI-XVIII веков здесь в глухом лесу была явлена икона Божией Матери Казанская. Почитаемый образ тесно связан с основанным здесь неподалеку большим селом, названым в честь явления образа - «Богородицкое». Позднее село было переименовано в село Барановка. На рубеже конца XIX и начала XX века в этом месте хотели построить монастырь.
Новоспаский район.
Святой источник во имя великомученицы Параскевы Пятницы расположен на окраине села Комаровка Новоспасского района. Здесь есть неглубокий колодец, деревянная часовня. Источник освящен в честь явленной здесь иконы Святой Параскевы Мученицы.
В те далекие времена в Комаровке был большой красивый храм, освященный в честь Крещения Господня. В церкви было несколько священников. На Десятую Пятницу после Пасхи служители увидели на дне источника образ Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. Подходили к источнику икона уходила, удалились от источника лик снова появлялся.
Это придание очень схоже с приданием о Святом источнике Парас кевы Пятницы в Инзенском районе.
Павловский район.
Святой источник расположен в 1 км от села Кадышовка Павловского района, лесу. От села к святому источнику ведет широкая утоптанная и накатанная дорога. Источник хорошо обустроен. Близ родника установлен большой деревянный поклонный крест, рядом построена часовня с купелью. Источник заключен в колодец. Воду описывают на вкус немного кислой. Источник расположен в прохладном и спокойном месте.
Родник освящен во имя святого старца Тихона Медынского, Калужского чудотворца.
Почему родник в селе Кадышевка освящен в честь преподобного Тихона Калужского никто не знает.
Старокулаткинский район.
Святой источник Божией Матери иконы Казанской.
Святой источник во имя Божией Матери иконы Казанской расположен в урочище «Коржино», в окрестности села Старое Зеленое. Источник известен со времени основания села.
Здесь растут занесенные в Красную книгу дикие пионы.
Силами жителей обустроили источник по собственным задумкам.
Во время Крестного Хода с Чудотворной Жадовской Иконой Божией Матери 7-го числа, 7-го месяца, 2007 года источник освятили во имя Пресвятой Богородицы.
Здесь родилась романтичная свадебная традиция. Молодожены после бракосочетания в ЗАГСе едут к святому роднику и оставляют здесь маленький колокольчик, который возвещает о рождении новой семьи, о продолжении жизни. Молодые пары просят покровительства у Божией Матери и уезжают отсюда счастливыми. Так появилось второе название — «Родник счастливых сердец».
Сурский район.
В некоторых классах начальной школы гимназии я и мой научный руководитель провели опрос среди ребят. Опрос проводился анонимно в разных параллелях. Бланки ответов прилагаются. Круговые диаграммы в Приложении.
Вопросы и результаты:
Да, дали определение – 27 человек.
Не знаю - 17человек.
Когда я считал количество ответов, я нашел 1 наиболее точный ответ с определением. Отсюда, я сделал вывод, что ребята не могут точно определить, что такое родник и дают определение из собственного опыты ( видели однажды, слышали от родителей и так далее).
Да, дали определение – 36 человек.
Не знаю - 8 человек.
В данном вопросе ситуация такая же как с превым вопросом. Я думаю, что многие постестнялись ответить честно или того, что за это могут поставить плохую отметку. Тем не менее, я должен принять данные ответы.
Для себя я сделал вывод, что нужно формулировать вопросы точнее и давать несколько вариантов ответов.
Да , указали место – 8 человек, без указания места 4 человека.
Нет - 32 человека.
Подсчитывая результаты, я заметил, что само понятие «святой источник» ребята знают, но посетить лично получилось примерно у 33 % опрошенных.
Да – 30 человек.
Нет – 13 человек.
Не дал ответа 1 человек.
Здесь ситуация сложнее. Если соотнести 3 и 4 вопрос, выходит что почти все знают, что источники есть, 33 % опрошенных побывали на святых источниках и почти все знают, что такие места есть в Ульяновской области.
Это делает мое исследование еще более актуальным, потому что расскажет о святых источниках ребятам и познакомит их поближе.
Да – 39 человек.
Нет - 5 человек.
Подавляющее большинство опрошенных с радостью отправились бы с родителями в такое путешествием, совершив паломничество к святым местам. Время в дороге позволит подольше побыть вместе, узнать о новом месте, получить новые впечатления.
В своем исследовании я вывел три гипотезы:
1. Ребята не знают точно, что такое «святой источник».
2. Ребята не посещали святые источники.
3. Ребята хотели бы отправится в выходной день с семьей в небольшой путешествие, во время которого можно посетить святые источники и узнать много нового.
Эти предположения я вывел на основе собственного опыта, знании, мнения. Я исходил из своего опыты: я сам не мог дать точного определения понятиям, не знал ничего о таких местах, что они есть рядом с нами. Думаю, это неплохо, ведь именно это и подтолкнуло меня узнать о святых местах родного края. Я как гимназист, житель Ульяновской области, христианин должен это знать. На мой взгляд, это доказывает, насколько важно исследование, ведь я как и многие ребята много не знал.
Проведенный опрос:
Выводы:
Занимаясь изучением и поискам материала, выяснилось, что все источники волы можно классифицировать.
Проведенный опрос еще раз доказал актуальность моего исследования: многие гимназисты не владеют точными знаниями и родниках, «святых источниках».
В ходе опроса, изучения материала и посещения источников, я вывел определил понятие – «святой источник»
Святой источник – это родник, на месте которого произошло Божественное явление или они освящены в честь мученников, святых, юродивых, пророков.
На мой взгляд, это серьезный результат работы. Ведь в начале работы я сам не мог дать точное определение и ответы ребят не отличались от моих знаний.
Выдвинутые мною гипотезы с помощью опроса доказаны и показывают, что детям многое неизвестно о родном крае, но они с радостью узнали бы его.
Край, богатство,которого в его истории, святости и вере может отразить в своем символе основную идею : жизнь, вера и уважение к своей истории – основа развития любого края, города , человека.
Глава 2
Посещение святых источников.
Начиная новую главу, хочу отметить, что посещение источников я начал не из-за исследовательской работы. Летом 2016 года мы с папой выезжали на машине сначала скупаться, потом папа рассказал о том, что есть такие места. Мы ездили с папой в выходные дни, он сначала читал в интернете про место, куда собирались, рассказывал предания. Это очень завораживало. Когда младшая сестра подросла, мы стали ездить вместе.
Мы брали с собой перекус, чай в термосе, по дороге папа или мама рассказывали о новом месте, мы играли в разные игры. Меня заранее предупредили о том, как надо себя вести на источниках: что можно делать и чего нельзя.
О своих посещениях и путешествиях я напишу дальше.
Первой поездкой всей семьей мы собрались 17 сентября 2017 года.
(Приложение, фото )
Теренгульский район, село Федькино.
По преданию, уже более трех веков назад, после победы, под Симбирском царских войск над восставшими крестьянами во главе со Стенькой Разиным, поселились в этих местах разбойники. Какое-то время грабили они проезжавших купцов на большой дороге. Награбленное прятали неподалёку - у лесного ручья. И вот однажды, разбойникам, пришедшим к лесному роднику, явился грозный лик Иоанна Предтечи. Явление святого подействовало, они решили бросить разбойничье ремесло и зажить праведной оседлой жизнью.
Поселились Стенькины подельники здесь же в округе, и один из них – Федька - основал село (Федькино). Место разбойничьего гнезда засадили фруктовыми садами - яблонями и грушами, а возле родника построили церковь, которая была очень почитаема и привлекала прихожан. Но однажды, около двух столетий назад, прямо во время богослужения, люди услышали страшный треск, и храм стал опускаться под землю. Люди выбежали наружу из церкви, но батюшка не прекратил молебен и ушел в недра земли вместе с храмом. И сразу в том месте стал бить фонтан воды, высотой больше пяти метров. Через несколько дней, вода успокоилась, и местные жители решили узнать, как глубоко под землей церковь. Связали несколько вожжей, прицепили двухпудовую гирю и опустили в родник. Но длины вожжей не хватило. С тех пор назвали источник - Бездонным колодцем.
Я был здесь раньше с папой, и собираясь во второй раз я хотел искупаться в купели. Я знал, что вода там холодная. Я так и не нашел в себе силы окунуться туда: перед погружением надо выполнить ряд дел и отнестись нужно очень серьезно. Я помолился, но испугался холода и честно сказал родителям. Они поддержали меня, сказав, что важно подойти к этому серьезно и ответсвенно, и что если я не готов – это не страшно и не плохо.
Добраться до места было не сложно, навигатор легко проложил маршрут - дорога через поле накатанная, люди часто приезжают сюда. Оба раза когда я здесь был - мы встречали других людей.
Место это тихое, в лесу, у подножия склона. Здесь прохладно и так приятно, что хочется погулять подольше. Родник хорошо оборудован, рядом есть часовня. Там много свечей и икон. Как я уже указывал, есть оборудованная крытая купель. Она разделена для посещения мужчинами и женщинами. На месте есть таблички с правилами поведения и посещения купели.
К сожалению, те, кто приезжают сюда часто относятся к этому месту нехорошо. Перед спуском по склону есть пепелища, мусор. Я виде людей, которые приезжали с громко включенной музыкой, просто набирали волу и уезжали.
24 сентября 2017 года мы посетили святой источник Знамения Божией Матери в селе Ляховка Майнского района.
(Приложение, фото)
Сюда мы взяли с собой моего дедушку. Добраться сюда было немного сложнее. Здесь родник хорошо благоустроен, видночто за ним ухаживают. Рядом церковь, прихожане и служители церкви очень бережно относятся к святому источнику. Во многих источниках пишут, что здесь есть часовня. Ее здесь нет, есть помещение, куда входит только батюшка и освещает источник. Рядом деревянная купель, крытая. Здесь людно, думаю это из-за того, что рядом церковь и село.
Почитаемый родник освящен во имя главной церковной иконы Богоматери «Знамение». В начале 80-х годов прошлого века у источника произошло явление образа Богоматери в воздухе. Над родником видели стоящую в полный рост Пресвятую Богородицу.
Здесь очень чисто и ухоженно, постоянно приходят люди. Мы с сестренкой набирали воду вместе. Мой дед нам помогал. В тот день было холодно и мы отогревались в машине горячим травянным чаем. Одна монахиня ответила на наши вопросы о старой церкви, именно она сказала, что часовни нет и рассказала о том, что за небольшая постройка у источника.
Следующим нашим местом паломничества стало очень красивое место в селе Комаровка Ульяновского района.
Я хорошо помню это место, оно поразило меня своим размером и красотой. Источник находится на территории женского монастыря Михаила Архангела. Источник находится ближе окраине территории, под склоном, чтобы дойти до него, нужно практически пройти наперез территорию монастыря.
На входе встречает служительница, которая работает в церковной лавке. Она объяснила, как пройти к роднику. От нее я узнал, что здесь был просто родник, но в 2000 году его освятили в честь Михаила Архангела. Она говорила, что здесь люди исцелялись о различных болезней. Лично познакомится с тем, кто поправил здесь здоровье, нам не удалось.
Погода в тот день была хорошая, когда мы дошли до места – появилась радуга. Быть в таком месте очень приятно, здесь тихо, свежо и очень красиво.
Сам источник заключен в колодец, мы с папой вместе набирали воду. Она очень холодная, поэтому мама не разрешала ни на одном источнике пить ее сразу. Но после долгого пути нам можно было ополоснуть лицо прохладной водой – это очень освежало и придавало сил.
Как я отмечал, источник находится под склоном, туда ведет деревянная самодельная крутая лестница, которая сначала упирается в очень большую, крытую и красивую купель, правее от нее и находится колодец с источником. Вода в купель поступает из трех родников
Конечно, здесь очень чисто и облагорожено. Служители и монахини тщательно ухаживают за местом.
Я не смог точно узнать, что находилось рядом за забором, но предполагаю, что это старая купель.
Покидать это место, конечно не хотелось, здесь очень просторно и тихо. Мы прогулялись по территории, помолись в храме и с чувством спокойствия и умиротворения поехали домой.
К сожалению, не всегда выходит посещать источники каждые выходные. Поэтому следующий источник мы посетили только 15 октября 2017 года. Это было самое опасное и незабываемо путешествие.
Сенгилеевский район, Тушна, Святой источник Параскевы Пятницы.
Это был самый отдаленный источник, который я посещал. Дорога туда не простая. Ездить туда все-таки лучше в сухую погоду.
Источник расположен далеко в полях, в нескольких километрах от самого села. Осень дорогу размыло и добраться было очень трудно. Нашу машину очень сильно мотало на дороге, кружило.
Наконец, когда мы добрались мы увидели следующую картину: вокруг насыпаны груды песка, я сделал предположение, что место реставрируют и оборудуют. Но такая ситуация, как оказалось, длится уже несколько лет: согласно фото сайта http://svyato.info отфевраля 2014 года на роднике мало что изменилось. Некоторых построек я даже не нашел.
По данным сми ulpressa.ru (взята часть интервью) предание об источнике таково:
В пяти километрах от села есть святой источник, — говорит отец Виктор. — Когда Иван Грозный разбил татарское ханство, часть татар приняла христианство, а часть — ушла в разбойники.
Преступные шайки обосновались в Тольяттинских горах, нападая на близлежащие сёла, в том числе на Тушну. В домах ничего особенного не было, поэтому разбойники стремились прорваться к церкви.
После нескольких набегов смотровые (наблюдатели, несущие караул на самом высоком месте, чаще — на церковной колокольне) начали отмечать такую картину: полчище головорезов мчится на село, но останавливается у родника, стоит там некоторое время и разворачивается обратно. Местные жители пошли посмотреть на то, что же не пускает разбойников. И обнаружили в воде икону Параскевы Пятницы.
Взять икону никак не удавалось: святыня ускользала из рук, как вода. Ничего не получилось даже у священников. По преданию, удалось это лишь мальчику-пастушку. Хранилась икона святой в местном храме. И стали от неё идти небывалые чудеса. Больные, пришедшие к ней, исцелялись, а люди, страдающие в сложных семейных обстоятельствах, получали облегчение.
Сейчас на источнике есть ящик для сбора пожертвований, есть табличка правилами поведения, часовня. Купель, на мой взгляд оборудована плохо ( по сравнению с посещенными источниками)
Готовя работу, я активно пользовался данными сайта http://svyato.info, мама зарегистрировалась и познакомились с администратором и сайта Олег Плаксин
Мы решили провести небольшое интервью, из которого узнали что Олег посещает много мест по России. Это его хобби. ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ И ЦЕННЫМ ДЛЯ СЕБЯ я считаю слова Олега о том, что исцеляет не вода источника, а вера человека, молитва.
Посетив данные места, собирая информацию о них, я сделал вывод, что наш край в своих преданиях имеет много схожего ( предания о явлении иконы Параскевы Пятницы). Во многих источниках указывают на то, что есть люди, поучающие исцеление в святых источниках.
Конечно, утверждать, что без них край бы не выжил сложно – «история не знает сослагательного наклонения» но без прошлого не будет будущего. Святые источники, так щедро осыпавшие наш край станут для меня символом моей малой родины – их посещал с семьей, им мы посвятили много времени и отдали много сил. Эту работу я запомню навсегда.
Заключение:
Закончивая работу над исследованием, я узнал понял, насколько богат мой край, как хорошо, что я узнал это от родителей.
Символом моей малой родины я считаю птицу мира и добра – голубя, наполненного жизненной силой - святой водой. Пусть полет этой птицы не прерываетсяи отразит развитие, стремление человека стать лучше, чище, добрее.
Я нарисовал рисунок – символ, пусть он не станет гербом, но это мой символ, моей малой родины.
Для меня эта работа была очень интересна, хоть и не всегда проста. Раньше я не сталкивался с такой работой: сбор информации, ее сравнение с действительностью, поездка по выбранным местам
Я с уверенность могу сказать, что исследование это всегда интересно. Оно позволяет приобрести новые знания, применять их, проверять, учит размышлять и добиваться поставленных целей.
Список литературы:
http://www.ul.aif.ru/priroda/tayna_bezdonnogo_kolodca_rasskazyvaem_o_chudesah_ulyanovskoy_oblasti
https://ulpressa.ru/2013/09/14/svyatyinya-sela-tushna/
Стеклянный Человечек
Городецкая роспись
Сторож
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Рукавичка